Научная статья на тему 'РЕФОРМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ В РОССИИ'

РЕФОРМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
110
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФОРМЫ / ОБРАЗОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / ВУЗ / ИССЛЕДОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Арсаханова З.А., Атаева А.А.

Экономические успехи развитых стран, как показывает практика, достигаются за счет развития образования и научных исследований, которые быстро осваиваются. Образование людей можно рассматривать как эффективный фактор экономического роста. В то же время она является важнейшей составляющей человеческого капитала, который накапливается в обществе и становится главным экономическим ресурсом. Однако для его перспективного развития необходима государственная поддержка. Опыт предоставления господдержки и развития образования в передовых странах мира может быть полезен для России, которой необходимо реформировать систему образования и строить инновационную экономику. Но здесь надо четко представлять себе проблемы, которые возникнут при этом и находить пути их решения. В постиндустриальной экономике знаний является образование и человеческий капитал, которые служат ускорителями в создании новейших технологий, повышение эффективности производства, развития человеческого общества в самых разных сферах. Образование становится тем фундаментом, на котором строится современная экономика. В публикациях отмечается, что понимание важности получения качественного образования каждым человеком сейчас становится особенно важным для всего общества. Поэтому в государствах - лидерах мировой экономики делается все для того, чтобы человеческий капитал накапливался и эффективно использовался на благо экономического развития. В России в настоящее время проводятся реформы в сфере образования. Однако, как практически при любом реформировании, здесь также существует немало проблем, которые так или иначе придется решать. При этом следует отметить, что некоторые весьма важные проблемы еще не нашли должного отражения в публикациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HIGHER EDUCATION REFORMS AND PROBLEMS OF THEIR IMPLEMENTATION IN RUSSIA

The economic success of developed countries, as practice shows, is achieved through the development of education and scientific research, which are quickly mastered. Education of people can be considered as an effective factor of economic growth. At the same time, it is the most important component of human capital, which accumulates in society and becomes the main economic resource. However, state support is needed for its long-term development. The experience of providing state support and developing education in advanced countries of the world can be useful for Russia, which needs to reform the education system and build an innovative economy. But here it is necessary to clearly imagine the problems that will arise in this case and find ways to solve them. In the post-industrial knowledge economy is education and human capital, which serve as accelerators in the creation of new technologies, increasing the efficiency of production, the development of human society in a variety of areas. Education becomes the foundation on which the modern economy is built. The publications note that understanding the importance of getting a quality education by every person is now becoming especially important for the whole society. Therefore, in the leading countries of the world economy, everything is being done to ensure that human capital is accumulated and effectively used for the benefit of economic development. Russia is currently undergoing reforms in the field of education. However, as with almost any reform, there are also many problems that will have to be solved one way or another. At the same time, it should be noted that some very important problems have not yet been properly reflected in publications.

Текст научной работы на тему «РЕФОРМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ В РОССИИ»

Реформы высшего образования и проблемы их реализации в России Зина Абдуловна Арсаханова

Доктор экономических наук, профессор кафедры финансов, кредита и антимонопольного регулирования Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова Грозный, Россия тди5раеуа@таН/ги 0000-0000-0000-0000

Асет Алавдиевна Атаева

магистрант

Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова Грозный, Россия magistr@mail.ru 0000-0000-0000-0000

Поступила в редакцию 16.09.2022 Принята 02.10.2022 Опубликована 15.11.2021

I 10.25726/т0621-9896-5727-с1

Аннотация

Экономические успехи развитых стран, как показывает практика, достигаются за счет развития образования и научных исследований, которые быстро осваиваются. Образование людей можно рассматривать как эффективный фактор экономического роста. В то же время она является важнейшей составляющей человеческого капитала, который накапливается в обществе и становится главным экономическим ресурсом. Однако для его перспективного развития необходима государственная поддержка. Опыт предоставления господдержки и развития образования в передовых странах мира может быть полезен для России, которой необходимо реформировать систему образования и строить инновационную экономику. Но здесь надо четко представлять себе проблемы, которые возникнут при этом и находить пути их решения. В постиндустриальной экономике знаний является образование и человеческий капитал, которые служат ускорителями в создании новейших технологий, повышение эффективности производства, развития человеческого общества в самых разных сферах. Образование становится тем фундаментом, на котором строится современная экономика. В публикациях отмечается, что понимание важности получения качественного образования каждым человеком сейчас становится особенно важным для всего общества. Поэтому в государствах - лидерах мировой экономики делается все для того, чтобы человеческий капитал накапливался и эффективно использовался на благо экономического развития. В России в настоящее время проводятся реформы в сфере образования. Однако, как практически при любом реформировании, здесь также существует немало проблем, которые так или иначе придется решать. При этом следует отметить, что некоторые весьма важные проблемы еще не нашли должного отражения в публикациях.

Ключевые слова

реформы, образование, управление, вуз, исследование.

Введение

Опыт США и ряда европейских государств дает основание утверждать, что высокий уровень жизни обеспечивается не только хорошим инвестиционным и предпринимательским климатом, но и высоким уровнем образования и науки. Именно они стали главными отраслями ХХ1 в. поэтому

отношение к этим отраслям должно быть особенно ответственным. Только тогда народное хозяйство получит не просто определенное количество специалистов, а, главное, качественно подготовленных (Гурулева, 2020).

Мировой опыт также показывает, что для развития новой экономики наиболее эффективным средством является непрерывное образование, которая интегрирована с наукой и позволяет талантливым молодым людям становиться успешными учеными и специалистами в области новейших технологий, преподавателями, обеспечивающих высокое качество подготовки необходимых кадров в различных отраслях экономики. Средняя продолжительность обучения постоянно растет во всем мире (при этом учитывают обучения в школе, бакалавриате, магистратуре, а также обучение в аспирантуре). За период с 1950 по 2010 гг. этот показатель увеличился в Японии с 9,11 до 15,0 лет; во Франции - с 9,58 до 16,0; в Великобритании - с 10,6 до 16,0; в США - с 11,27 до 16 лет. Такую тенденцию целесообразно ускорять и расширять в России, особенно с учетом сложившейся демографической ситуации (Вольчик, 2018).

Сегодня ощущается проблема дефицита специалистов, например, с техническим образованием, которым отводится ведущее место в инновационном процессе.

По данным Росстат, в настоящее время в России инженеров менее 20% от общего количества специалистов с высшим образованием (Гурулева, 2020).

По утверждению израильского общественного деятеля Я. Кедми, существенный скачок в научном развитии в Израиле имел место в 90-е годы ХХ в., когда научные учреждения этой страны пополнились за счет прибытия эмигрантов из СССР (в том числе и из России) (Донецкая, 2022).

Материалы и методы исследования

Нынешний уровень образования и науки не может не сказаться на состоянии человеческого капитала в России. С момента распада СССР страна потеряла значительную его часть (речь идет о сокращении втрое количества ученых, работающих в науке) в связи с тем, что наука находилась вне поля зрения власть имущих. Она была почти лишена финансирования. На ее поддержку, если так можно сказать, выделяется уже много лет подряд сумма из госбюджета (0,1-0,3% от ВВП, что почти на порядок меньше, чем в развитых странах). Такое отношение к науке привело к тому, что работа в этой сфере стала непривлекательной, а о серьезных научных результатах пока говорить не приходится. Отсюда и надежды на то, что в России в ближайшее время может быть создан уникальный продукт, с которым страна могла бы выйти на мировой рынок как равноправный партнер, вряд ли оправданы.

Сегодняшняя политика в сфере образования и науки в значительной степени лишена целевой направленности. Она касается в основном отдельных механизмов и инструментов. В целом не определено место и образования, и науки в соответствии с современными требованиями. Не определено и не конкретизировано важность для развития экономики России накопленного опыта и ценностей, которые связаны с хранением и накоплением человеческого капитала и эффективностью его использования. Не решен также вопрос о взаимосвязи потребностей экономики России с результатами научной деятельности. Это может негативно сказаться на эффективности использования результатов научных исследований и разработок (Клячко, 2018).

Чтобы осуществить реформы в сфере науки и образования, необходимо конкретизировать цели и пути реформирования.

Проводя реформы в сфере образования и ставя целью повышение качества подготовки выпускников вузов, необходимо решать вопросы стимулирования главных действующих в этой сфере лиц - студентов и профессорско-преподавательского состава. Без выполнения этого условия вряд ли можно рассчитывать на успешный ход реформ. При этом стимулирование должно быть тесно связано с главной целью - повышением качества образования.

Поскольку достижение указанной цели даже в условиях действия Болонской системы входит в сферу внутренних вузовских задач, то, таким образом, стимулирования качества подготовки специалистов ложится на плечи вуза. Однако государство здесь тоже не может остаться в стороне.

Результаты и обсуждение

С учетом ситуации, сложившейся в России с демографическим состоянием, и с целью стимулирования студентов к повышению качества знаний, по нашему мнению, целесообразно разрешить вузов досрочную аттестацию выпускников при условии досрочного качественного изучения ими всей вузовской программы. Безусловно, это потребует определенной перестройки в организации учебного процесса и укрепления материально-технической базы вуза. С другой стороны, для студентов, которые не показали удовлетворительного уровня знаний в процессе установленного срока, период обучения может быть продлен для овладения полным курсом вузовской программы на должном (хотя бы удовлетворительном) уровне. При этом дополнительный период обучения оплачивает сам студент (независимо от формы финансирования вуза). Такой подход должен повысить ответственность каждого студента и стимулировать его к качественному овладению предложенной программой обучения (Ковальчук, 2011).

Можно считать целесообразным освобождение преподавателя вуза от рутинной работы. Для этого необходимо отменить разработку определенного количества нормативной документации (например, индивидуальные планы преподавателя, пакеты обязательного методического обеспечения дисциплин). Как считает ученый, это-фикция, которой нет в ведущих европейских и американских высших учебных заведениях.

С этим трудно не согласиться, поскольку такие нормативные разработки практически не используются студентами, и поэтому не приносят должного эффекта (Просеков, 2017). Их разработка отнимает значительное количество времени у преподавателя, который он мог бы более эффективно использовать для углубленного изучения своих дисциплин.

Профессорско-преподавательский состав вузов необходимо стимулировать, прежде всего, на поиск, применение и развитие эффективных методов и приемов обучения, а также на неформальный подход к оценке знаний студентов. Стимулы могут быть как моральные, так и материальные. Не секрет, что оплата труда преподавателей российских вузов находится на низком уровне. Она, например, в 4 раза ниже, чем в Мексике, в 5 раз - чем в Турции, в 6 раз - чем в Аргентине, в 11 раз - чем в Малайзии. Но уровень ВВП на душу населения в этих странах сопоставим с уровнем ВВП в России.

Предлагаемые меры, по нашему мнению, позволят повысить качество подготовки выпускников вузов и в некоторой степени ускорить их приток в народное хозяйство.

С учетом существующей демографической ситуации необходимо развивать последипломное образование по специальностям наиболее перспективных направлений при ведущих вузах и научно-исследовательских учреждениях страны (Махаматова, 2021).

В Китае экономика знаний официально признана государственной стратегией. Здесь постоянно пропагандируется идея: "Основа экономики знаний-образование. В современном мире движущая сила экономики - конкуренция - практически сведена к конкуренции знаний». В крупнейших университетах мира становится все больше студентов из Китая. Главной задачей государства провозглашена организация спроса на знания. Такая политика позволила Китаю практически за три десятилетия из экономически отсталой страны превратиться в могущественную индустриальную мировую державу. По общему объему ВВП (около 14 трлн долл. США), полученного в 2019 г., Китай находится на втором месте в мире, опередив Японию, и уступает только США.

Говоря о финансировании образования, нельзя оставлять без внимания финансирование средней школы. Почти во всех ведущих странах мира школа - приоритетный объект финансирования. Еще в начале 1990-х годов удельный вес расходов на образование в общей сумме расходов составлял: в США, Англии - 14%, в Германии - 10%. Школьные ассигнования в этих странах росли быстрее, чем национальный доход и были одной из основных статей бюджета. Это положительно влияет на подготовку контингента для получения высшего образования.

Опыт ведущих зарубежных государств лишний раз доказывает, что дальнейшее экономическое развитие невозможно без существенного увеличения расходов на образование и науку. При всех наших проблемах в России экономия на образовании и науке - путь в никуда. Пока этого не поймет элита, а

именно она делает стратегический выбор страны, экономика знаний так и останется светлым будущим (Донецкая, 2022).

Несмотря на разнообразие направлений реформирования университетского образования, основной упор в этой сфере делается на развитие научной и научно-технической деятельности в университетах и других высших учебных заведениях и получения результатов научных исследований в университетах, которые отвечают современным требованиям. К этому следует добавить, что научная деятельность в университетах должна проводиться в тесном взаимодействии с потребителями результатов научных исследований и разработок, то есть с бизнесом (Приходько, 2020).

Для того, чтобы решить эту задачу, необходимо устранить ряд существенных сдерживающих факторов, которые связаны с низким уровнем финансирования научных исследований, оттоком из сферы науки научных кадров, ухудшением возрастной структуры занятых в сфере науки и некоторых других, которые непосредственно касаются научных исследований и разработок. Однако даже устранение этих проблем в сфере науки, по нашему мнению, не позволит организовать инновационный процесс в России, поскольку нужно ответить на вопросы. Нужны ли сегодня внутреннему рынку инновации? Ответ на этот вопрос дает возможность сказать, что не только низкая эффективность использования человеческого капитала и недостаток эффективных результатов научных исследований являются сдерживающими факторами развития инновационной деятельности.

Необходима готовность самого рынка проявлять интерес к инновациям. "Инновация - это проданное нововведение". Покупатель есть только один - предприниматель, который вынужден вносить изменения в свой бизнес, чтобы повысить его конкурентоспособность. Если компания имеет достаточно прочные позиции на рынке, ее продукция находит спрос и не испытывает давления со стороны конкурентов, никакие инновации ей не нужны. Она заинтересована в том, чтобы изменений не было и ситуация оставалась такой же (Певзнер, 2020).

В отечественной экономике по-прежнему не создано цивилизованной конкурентной среды. Основным субъектом, который способен ее сформировать относительно быстро, мог бы стать малый и средний производственный бизнес. Однако о какой конкуренции, например, в области машиностроения (самой инновационной) можно говорить, если в ней в среднем по России на 10 000 человек населения приходится менее 1 малого производственного предприятия.

Как говорил основатель всемирно известной фирмы SONY Акио Морита, «когда нет конкуренции, меньше стимулов для нововведений». Без активного стимулирования государством развития малого производственного бизнеса трудно прогнозировать повышение инновационной активности в стране.

Отсутствие должного спроса на результаты научной деятельности со стороны бизнеса не способствует приходу молодых талантливых людей в науку и практически не стимулирует их к подготовки к научной деятельности. Они уходят в другие отрасли или вообще покидают страну, а средства, потраченные обществом на их подготовку, не дают должной отдачи. С другой стороны, слабое финансирование сферы образования и науки не позволяет укреплять материально-техническую базу вуза, а профессорско-преподавательский состав не стимулируется к пои ку более совершенных методов обучения, повышение качества преподавания (Тихонова, 2015). Это сказывается на качестве подготовки будущих специалистов и накоплении человеческого капитала.

Что же необходимо сделать для активизации инновационного процесса в экономике России? В сегодняшней обстановке, когда крупные предприятия, вследствие сложившейся кризисной ситуации, резко сократили свою производственную деятельность, выход можно искать только в развитии, в первую очередь, малого промышленного (производственного) предпринимательства и создании в этой среде активной цивилизованной конкуренции, что подталкивает отечественных предпринимателей к постоянному поиску новых решений для поддержки и развития своего бизнеса. Создание конкурентной среды в малом промышленном бизнесе, даже таком, что работает только на внутреннем рынке, подтолкнет его к развитию, что будет способствовать развитию среднего промышленного предпринимательства и, следовательно, активизации инновационного процесса на этом уровне бизнеса.

По данным исследований, проведенных в США (An Analysis of Small Business Patents by Industry and Firm Size), в малом и среднем предпринимательстве (МСП) создается в 16 раз больше патентов на одного работника, чем в крупном бизнесе.

В отличие от европейского, российский малый и средний бизнес сравнительно молод. При этом, если европейские предприниматели МСБ имеют широкий доступ к разноплановым кредитным ресурсам и могут рассчитывать на поддержку из соответствующих госпрограмм, то в России государство пока ведет себя с малым и средним бизнесом как мачеха с падчерицей. Особенно в этой ситуации страдает малый и средний производственный бизнес.

Причинами этого в России являются низкая покупательная способность населения, несоответствие производимой продукции запросам покупателей, слабая осведомленность предпринимателей о первостепенных потребностях рынка. Низкая покупательная способность приводит к тому, что покупатели сосредотачивают внимание на самом необходимом, а продавцы-производители из-за их слабой осведомленности о первостепенных потребностях потребителей, а также по причине своей малочисленности не реагируют на рыночную ситуацию должным образом. Поэтому спрос на товар, который предлагают на рынке, не соответствует первостепенным потребностям покупателей и не удовлетворяет продавцов. Стимулировать потребительский спрос можно за счет повышения доходов населения, создания эффективной информационно-консультационной системы в регионах и стране в целом, а также развития многочисленного слоя производственных малых и средних предприятий.

На втором месте - нестабильная макроэкономическая ситуация (на нее указали 44% респондентов) (Махаматова, 2021). Этот фактор тормозит развитие экономики в целом. Решение этой проблемы целиком зависит от государства, поскольку главной ее задачей всегда было поддержание стабильности и спокойствия.

На высокие налоги жаловались 35% представителей бизнеса (на уплату налогов малые предприятия тратят в среднем около 25% дохода) (Махаматова, 2021). Здесь необходимо отметить, что в наибольшей степени значительное налоговая нагрузка негативно сказывается на малых производственных предприятиях, для которых особенно остро стоит проблема обеспечения финансовыми и материальными ресурсами. Для стимулирования предпринимателей к производственному бизнесу необходима либерализация налогового законодательства для малых производственных предприятий.

На инфляцию и частые изменения экономического законодательства, которые, безусловно, негативно влияют на развитие малого бизнеса, указали 26% малых бизнесменов (Махаматова, 2021). Законодателям, на наш взгляд, стоит прислушаться к мнению бизнеса и более осторожно вносить изменения в «правила игры».

Относительно низкий уровень проблем, выявленных при опросе и связанных с нехваткой производственных помещений (7%), устаревшими технологиями (4%), нехваткой сырья и материалов (3%), прежде всего дополнительно свидетельствует о слабом развитии в России малого и среднего производственного бизнеса, поскольку этот низкий спрос на указанные ресурсы связан именно с малочисленностью мелких и средних производителей (Ван, 2019).

Заключение

На основе изложенного материала можно сделать следующие выводы:

1. Образование и наука становятся важнейшими отраслями мировой экономики и главными факторами, обеспечивающими накопление человеческого капитала.

2. Слабое финансирование образования и науки в России угрожает экономической безопасности страны и не обеспечивает накопление человеческого капитала до уровня, необходимого для перехода к экономике знаний.

3. С целью обеспечения условий для накопления человеческого капитала государству необходимо:

- признать образование и науку ведущими отраслями народного хозяйства;

- определить перечень приоритетных научных направлений, где возможно создание уникального продукта;

- обеспечить опережающее развитие образовательной и научной сферы за счет кардинального изменения финансирования с учетом зарубежного опыта, особенно в приоритетных направлениях;

- стимулировать крупный бизнес к финансированию образования и науки;

- создать в сфере высшего образования условия, обеспечивающие стимулирование как студентов, так и преподавателей на повышение качества подготовки кадров;

- способствовать привлечению средств массовой информации к процессу популяризации качественного образования и престижа ученых, инженеров, профессорского и преподавательского состава вузов;

- популяризировать среди молодежи престижность и важность получения высшего технического образования;

- пропагандировать и поддерживать взаимодействие университетской науки и бизнеса.

4. С целью создания цивилизованной конкуренции в экономике, обеспечение устойчивого спроса на результаты научных исследований и разработок и эффективного использования человеческого капитала государству необходимо:

- определить как приоритет развитие малого и среднего производственного предпринимательства;

- создать электронные ресурсы по регионам для информационной и консалтинговой поддержки инвестиционно-инновационной деятельности производственных МСП;

- использовать зарубежный опыт по созданию и функционированию программ поддержки малого и среднего предпринимательства;

- развивать сотрудничество с международными организациями по вопросам финансирования производственных МСП;

- активизировать через средства массовой информации население к участию в создании и развитии производственных МСП;

- создать условия для активного роста капитализации в системе финансово-кредитного и инвестиционного обеспечения инновационной деятельности путем создания фондов финансовой поддержки инновационно активных предприятий;

- упростить налоговое администрирование и отчетность по результатам предпринимательской деятельности для малых и средних предприятий;

- активизировать привлечение малого и среднего производственного бизнеса к выполнению государственных заказов.

Список литературы

1. Байсаева М.У., Арсамакова М.В., Байсаев З.И. Проблемы формирования и эффективного использования финансовых ресурсов органов местного самоуправления: опыт организаций управления образованием // Управление образованием: теория и практика. 2021. № 4. С. 265-273. https://doi.org/10.25726/p9648-5309-8680-k

2. Ван Ц., Кумехов К.К., Сурова Н.Ю. Конкуренция на высшее образование - обратная сторона накопления человеческого капитала в Китае // Вестник Академии. 2019. № 3. С. 101-110.

3. Вольчик В.В., Маслюкова Е.В. Ловушка метрик, или Почему недооценивается неявное знание в процессе регулирования сферы образования и науки // Journal of institutional studies. 2018. Т. 10. № 3. С. 158-179.

4. Гурулева Т.Л. Результаты выполнения программы реформы образования в Китае и задачи развития образования до 2022 года. Китайское государство на заключительном этапе построения «среднезажиточного общества»: материалы ежегодной научной конференции Центра политических исследований и прогнозов ИДВ РАН. Москва, 23-24 марта 2020 г. М.: Изд-во ИДВ РАН. С. 81-92.

5. Донецкая С.С. Высшее образование в Китае: особенности системы управления в ведущих вузах страны // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Социология. 2022. Т. 22. № 1. С. 150-167.

6. Клячко Т.А., Семионова Е.А. Вклад образования в социально-экономическое развитие регионов России // Экономика региона. 2018. Т. 14. №3, С. 791-805.

7. Ковальчук М.В. Наука и жизнь: моя конвергенция. Том Автобиографические наброски. Научно-популярные и концептуальные статьи. М.: ИКЦ Академкнига, 2011. 304 с.

8. Махаматова С.Т. Смольный институт благородный девиц как модель социализации школьников в образовательный учреждениях закрытого типа // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2021. № 11(1). С. 120-127.

9. Певзнер М.Н., Петряков П.А., Смертин И.В. Интернационализация высшего образования в условиях новых вызовов // Образование: ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. 2020. № 4. С. 17-20.

10. Приходько Л.В., Каменева Е. . Глобальная конкурентоспособность высшего образования: мировые стратегии и лучшие практики // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2020. Т. 10. № 6. С. 12-18.

11. Просеков С.А. Особенности образования и воспитания в КНР // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2017. № 7(2). С. 72-81.

12. Тихонова Э.Н., Полищук Е.А. О проблемах реализации человеческого капитала университетской интеллигенции в регионах России // Сб. статей XVI международ. теор.-методолог. конференции. РГГУ, социо-лог.фак-т. Центр социологических исследований / Под общей ред. Ж.Т. Тощенко. Вып.16. М: РГГУ, 2015. С. 88-92.

13. Успаева М.Г., Гачаев А.М. Инвестиции в инновационные проекты на базе вузов // Управление образованием: теория и практика. 2021. № 4. С. 250-258. https://doi.org/10.25726/w6210-2850-4745-и

Higher education reforms and problems of their implementation in Russia Zina A. Arsahanova

Doctor of Economics, Professor of the Department of Finance, Credit and Antimonopoly Regulation Kadyrov Chechen State University Grozny, Russia mguspaeva@mail/ru 0000-0000-00000-0000

Asset A. Atayeva

Master's student

Kadyrov Chechen State University Grozny, Russia magistr@mail.ru 0000-0000-0000-0000

Received 16.09.2022 Accepted 02.10.2022 Published 15.11.2022

© 10.25726/m0621-9896-5727-d

Abstract

The economic success of developed countries, as practice shows, is achieved through the development of education and scientific research, which are quickly mastered. Education of people can be considered as an effective factor of economic growth. At the same time, it is the most important component of human capital, which accumulates in society and becomes the main economic resource. However, state support is needed for its long-term development. The experience of providing state support and developing education in advanced countries of the world can be useful for Russia, which needs to reform the education system and build an innovative economy. But here it is necessary to clearly imagine the problems that will arise in this case and find ways to solve them. In the post-industrial knowledge economy is education and human capital, which serve as accelerators in the creation of new technologies, increasing the efficiency of production, the development of human society in a variety of areas. Education becomes the foundation on which the modern economy is built. The publications note that understanding the importance of getting a quality education by every person is now becoming especially important for the whole society. Therefore, in the leading countries of the world economy, everything is being done to ensure that human capital is accumulated and effectively used for the benefit of economic development. Russia is currently undergoing reforms in the field of education. However, as with almost any reform, there are also many problems that will have to be solved one way or another. At the same time, it should be noted that some very important problems have not yet been properly reflected in publications.

Keywords

reforms, education, management, university, research.

References

1. Bajsaeva M.U., Arsamakova M.V., Bajsaev Z.I. Problemy formirovanija i jeffektivnogo ispol'zovanija finansovyh resursov organov mestnogo samoupravlenija: opyt organizacij upravlenija obrazovaniem // Upravlenie obrazovaniem: teorija i praktika. 2021. № 4. S. 265-273. https://doi.org/10.25726/p9648-5309-8680-k

2. Van C., Kumehov K.K., Surova N.Ju. Konkurencija na vysshee obrazovanie - obratnaja storona nakoplenija chelovecheskogo kapitala v Kitae // Vestnik Akademii. 2019. № 3. S. 101-110.

3. Vol'chik V.V., Masljukova E.V. Lovushka metrik, ili Pochemu nedoocenivaetsja nejavnoe znanie v processe regulirovanija sfery obrazovanija i nauki // Journal of institutional studies. 2018. T. 10. № 3. S. 158179.

4. Guruleva T.L. Rezul'taty vypolnenija programmy reformy obrazovanija v Kitae i zadachi razvitija obrazovanija do 2022 goda. Kitajskoe gosudarstvo na zakljuchitel'nom jetape postroenija «srednezazhitochnogo obshhestva»: materialy ezhegodnoj nauchnoj konferencii Centra politicheskih issledovanij i prognozov IDV RAN. Moskva, 23-24 marta 2020 g. M.: Izd-vo IDV RAN. S. 81-92.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Doneckaja S.S. Vysshee obrazovanie v Kitae: osobennosti sistemy upravlenija v vedushhih vuzah strany // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Ser. Sociologija. 2022. T. 22. № 1. S. 150167.

6. Kljachko T.A., Semionova E.A. Vklad obrazovanija v social'no-jekonomicheskoe razvitie regionov Rossii // Jekonomika regiona. 2018. T. 14. №3, S. 791-805.

7. Koval'chuk M.V. Nauka i zhizn': moja konvergencija. Tom Avtobiograficheskie nabroski. Nauchno-populjarnye i konceptual'nye stat'i. M.: IKC Akademkniga, 2011. 304 s.

8. Mahamatova S.T. Smol'nyj institut blagorodnyj devic kak model' socializacii shkol'nikov v obrazovatel'nyj uchrezhdenijah zakrytogo tipa // Gumanitarnye nauki. Vestnik Finansovogo universiteta. 2021. № 11(1). S. 120-127.

9. Pevzner M.N., Petrjakov P.A., Smertin I.V. Internacionalizacija vysshego obrazovanija v uslovijah novyh vyzovov // Obrazovanie: resursy razvitija. Vestnik LOIRO. 2020. № 4. S. 17-20.

10. Prihod'ko L.V., Kameneva E. . Global'naja konkurentosposobnost' vysshego obrazovanija: mirovye strategii i luchshie praktiki // Gumanitarnye nauki. Vestnik Finansovogo universiteta. 2020. T. 10. № 6. S. 12-18.

11. Prosekov S.A. Osobennosti obrazovanija i vospitanija v KNR // Gumanitarnye nauki. Vestnik Finansovogo universiteta. 2017. № 7(2). S. 72-81.

12. Tihonova Je.N., Polishhuk E.A. O problemah realizacii chelovecheskogo kapitala universitetskoj intelligencii v regionah Rossii // Sb. statej XVI mezhdunarod. teor.-metodolog. konferencii. RGGU, socio-log.fak-t. Centr sociologicheskih issledovanij / Pod obshhej red. Zh.T. Toshhenko. Vyp.16. M: RGGU, 2015. S. 88-92.

13. Uspaeva M.G., Gachaev A.M. Investicii v innovacionnye proekty na baze vuzov // Upravlenie obrazovaniem: teorija i praktika. 2021. № 4. S. 250-258. https://doi.org/10.25726/w6210-2850-4745-u

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.