Научная статья на тему 'Роль бизнеса в формировании человеческого капитала через развитие промышленного образования в России на рубеже XIX-XX вв'

Роль бизнеса в формировании человеческого капитала через развитие промышленного образования в России на рубеже XIX-XX вв Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММА С. Ю. ВИТТЕ / PROGRAM OF S. Y. VITTE / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / HUMAN CAPITAL / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МОДЕРНИЗАЦИИ / EDUCATIONAL MODERNIZATIONS / ПРОМЫШЛЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INDUSTRIAL EDUCATION / ОТРАСЛЕВЫЕ СЪЕЗДЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ / BRANCH ENTREPRENEURIAL CONGRESSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бессолицын Александр Алексеевич

Статья посвящена актуальной в современных условиях теме: формированию человеческого капитала как важного фактора социально-экономического развития общества. Особое значение в плане развития человеческого капитала на всех исторических этапах играют образовательные модернизации, роль которых значительно возрастает в условиях экономического подъема страны. Значение образования и необходимость повышения его качества для России приобретают важное значение на этапе догоняющей экономической модернизации рубежа XIX-XX вв. Значительную роль в этом процессе играют съезды предпринимателей, образованные практически во всех отраслях экономики и остро нуждавшиеся в новых кадрах, необходимых для становления и развития национальной экономики. В предлагаемой статье сделана попытка проанализировать опыт формирования разных уровней промышленного образования, а также выявить роль объединенного бизнеса в этом процессе. Отраслевые съезды предпринимателей, инициируя создание технических и коммерческих учебных заведений, реально способствовали повышению качества человеческого капитала как источника социально-экономического развития на этапе экономического подъема рубежа XIX-XX вв. В статье также отмечается стремление отраслевых съездов переложить проблемы финансирования специальных учебных заведений, особенно высшего уровня, на плечи государства, что сдерживало развитие сектора негосударственного промышленного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of business in the formation of human capital through the development of the industrial education in Russia at the edge of XIX-XX centuries

The article is devoted to a live topic at the present time: formation of human capital as an important factor of social and economic development of the society. Educational modernizations which role increases significantly during the economic growth of the country are of a special importance for the development of human capital at all historical stages. Education and the necessity to increase its quality becomes very important for Russia at the stage of catching economic modernization at the edge of XIX-XX centuries. Entrepreneurial congresses established in almost all branches of economy and having a significant need for new human resources required for establishment and development of national economy play a significant role during this process. At the present article the author attempts to analyze the experience of the formation of different levels of commercial education as well as find out the role of united business in this process. By initiating the establishment of technical and commercial high schools the branch entrepreneurial congresses in fact contributed to the improvement of the human capital quality as the source of social and economic development during the economic growth at the edge of XIX-XX centuries. The author also mentions the intention of branch congresses to transfer the responsibility for resolving the problems of financing of special high schools, mainly of a highest level, to the state, which suppressed the development of non-sate industrial education sector.

Текст научной работы на тему «Роль бизнеса в формировании человеческого капитала через развитие промышленного образования в России на рубеже XIX-XX вв»

ISSN 2409-630X

УДК 377.1: 378.1 ББК 65.03 (74.03)

А. А. Бессолицын

Московская высшая школа социальных и экономических наук, Москва, Россия, е-mail: [email protected]

РОЛЬ БИЗНЕСА В ФОРМИРОВАНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ НА РУБЕЖЕ XIX-XX вв.

Статья посвящена актуальной в современных условиях теме: формированию человеческого капитала как важного фактора социально-экономического развития общества. Особое значение в плане развития человеческого капитала на всех исторических этапах играют образовательные модернизации, роль которых значительно возрастает в условиях экономического подъема страны. Значение образования и необходимость повышения его качества для России приобретают важное значение на этапе догоняющей экономической модернизации рубежа XIX-XX вв. Значительную роль в этом процессе играют съезды предпринимателей, образованные практически во всех отраслях экономики и остро нуждавшиеся в новых кадрах, необходимых для становления и развития национальной экономики В предлагаемой статье сделана попытка проанализировать опыт формирования разных уровней промышленного образования, а также выявить роль объединенного бизнеса в этом процессе. Отраслевые съезды предпринимателей, инициируя создание технических и коммерческих учебных заведений, реально способствовали повышению качества человеческого капитала как источника социально-экономического развития на этапе экономического подъема рубежа XIX-XX вв. В статье также отмечается стремление отраслевых съездов переложить проблемы финансирования специальных учебных заведений, особенно высшего уровня, на плечи государства, что сдерживало развитие сектора негосударственного промышленного образования.

Ключевые слова: программа С. Ю. Витте, человеческий капитал, образовательные модернизации, промышленное образование, отраслевые съезды предпринимателей.

Для цитирования: Бессолицын А. А. Роль бизнеса в формировании человеческого капитала через развитие промышленного образования в России на рубеже XIX-XX вв. // Экономическая история. - 2017. -№ 1. - С. 77-91.

А. А. Bessolitsyn

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russia,

е-mail: [email protected]

THE ROLE OF BUSINESS IN THE FORMATION OF HUMAN CAPITAL THROUGH THE DEVELOPMENT OF THE INDUSTRIAL EDUCATION IN RUSSIA AT THE EDGE OF XIX-XX CENTURIES

The article is devoted to a live topic at the present time: formation of human capital as an important factor of social and economic development of the society. Educational modernizations which role increases significantly during the economic growth of the country are of a special importance for the development of human capital at all historical stages. Education and the necessity to increase its quality becomes very important for Russia at the stage of catching

© Бессолицын А. А., 2017

economic modernization at the edge of XIX-XXcenturies. Entrepreneurial congresses established in almost all branches of economy and having a significant need for new human resources required for establishment and development of national economy play a significant role during this process. At the present article the author attempts to analyze the experience of the formation of different levels of commercial education as well as find out the role of united business in this process. By initiating the establishment of technical and commercial high schools the branch entrepreneurial congresses in fact contributed to the improvement of the human capital quality as the source of social and economic development during the economic growth at the edge of XIX-XX centuries. The author also mentions the intention of branch congresses to transfer the responsibility for resolving the problems of financing of special high schools, mainly of a highest level, to the state, which suppressed the development of non-sate industrial education sector

Keywords: program of S. Y. Vitte, human capital, educational modernizations, industrial education, branch entrepreneurial congresses.

For citation : Bessolitsyn А. А. The role of business

of the industrial education in Russia at the edge of

history, 2017, No. 1, S. 77-91.

В современных условиях человеческий капитал рассматривается как важный фактор социально-экономического развития общества. Понятие человеческого капитала обычно связывают с человеком как носителем знаний. Особое значение в плане развития человеческого капитала на всех исторических этапах играют образовательные модернизации, роль которых значительно возрастает в условиях экономического подъема, как на Западе, так и в России. Причем, если для Европы этот период начинается уже во второй половине XVIII в., то для России данный фактор начинает играть существенную роль только в конце XIX в. Это обстоятельство объясняется тем, что на рубеже веков Россия вступает в период догоняющей экономической модернизации, что потребовало новых кадров для бурно развивавшейся промышленности.

Одним из ключевых процессов модернизации в узком понимании стало накопление человеческого капитала посредством быстрого развития массовых и институциональных форм образования, прежде всего связанных с распространением новых технологических знаний. Для страны, экономика которой была ориентирована на широкомасштабное технологическое заимствование (в соответствии с догоняющей стратегией развития), необходимо было обеспечить достаточный в количественном и качественном отношении образовательный уровень населения, чтобы заимство-

in the formation of human capital through the development XIX-XX centuries, Jekonomicheskaja istorija = Economic

ванные достижения были быстро освоены и дали возможность дальнейшего развития экономики уже на собственных технологических достижениях.

Термин «промышленное образование» появляется в литературе уже в начале ХХ в. и обычно относится к области круга вопросов, которые характеризуются термином «коммерческое образование» в том смысле, что сама «промышленность стала коммерческой», так как успех промышленной жизни зависел, главным образом, от надлежащей постановки коммерческой стороны дела [32, с. 1-2].

В этом смысле промышленное образование является более широким понятием и включает в себя собственно коммерческое и техническое образование, поскольку они находятся в неразрывной связи с процессом индустриализации страны и нацелены на подготовку кадров, адекватных поставленным задачам.

Основные задачи модернизации в экономике страны были сформулированы в Программе социально-экономического развития, разработанной в Министерстве финансов Российской империи в 1893 г. под руководством С. Ю. Витте [20]. Программа предполагала поиск новых форм управления страной с целью вывода ее экономики на уровень передовых государств. Необходимыми условиями успешной реализации данной программы, по мысли Витте, становились государственное вмешательство в

78 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ № 1 (36), 2017

экономику и поддержка частной инициативы и предприимчивости, а это, в свою очередь, требовало мобилизации всех имевшихся ресурсов. Именно в этом контексте в программе рассматривалась необходимость правильной постановки промышленного образования, что вызвало к началу ХХ в. создание помимо государственного образования целой системы негосударственных учебных заведений, нацеленных на решение проблемы формирования человеческого капитала в сфере промышленного производства. Реализация данной программы свидетельствовала о том, что Россия активно включилась в процесс образовательных модернизаций уже на раннем этапе индустриального развития, что способствовало формированию нового качества человеческого капитала.

В образовании населения основной проблемой оставалась его неграмотность. Перепись 1897 г. выявила, что при среднем уровне грамотности в 21,1 %, среди мужчин грамотных было 29,3 %, а среди женщин - 13,1 %. В начале ХХ в. неграмотность все еще достигала 60 %. Что касается высшего образования, то в 1897 г. на 100 тыс. населения в России приходилось всего 16 студентов (во Франции - 46, в Италии и Германии - по 50) [11, с. 12].

Подобная ситуация негативно сказывалась на экономическом развитии страны, поскольку освоение и эффективность капитальных вложений зависели от организации производства, которое, в свою очередь, было неотделимо от профессионализма конкретных исполнителей. В этих условиях дефицит необходимых специалистов приобретал особую остроту. Исследователь коммерческой школы начала ХХ в. М. В. Кечеджи-Шаповалов отмечал, что «.. .не только в провинции, но и в обеих столицах потребность в коммерческом образовании далеко не насыщена» [13, с. 2].

Постоянно растущий спрос на коммерческие кадры невозможно было удовлетворить за счет сложившихся форм народного образования. Требовалась организация самостоятельной системы промышленного

(технического и коммерческого) образования финансируемого не только «сверху», т. е. за счет государства, но и «снизу» за счет специальных обществ и частных лиц.

На первом этапе предполагалось решить проблему передачи уже существующих коммерческих учебных заведений из ведения Министерства народного просвещения в Министерство финансов. С этой целью С. Ю. Витте был образован специальный отдел коммерческого образования в составе Департамента торговли и мануфактур, и начался процесс институционального оформления этой деятельности.

Позиция самого Витте относительно необходимости развития образования в России была достаточно ясной и конкретной. «Главный недостаток России, - подчеркивал он, - заключается в отсутствии народного образования - в таком отсутствии, какое не существует ни в одной стране, имеющей хоть какое-нибудь притязание быть цивилизованным государством. Нигде в цивилизованных странах нет такого количества безграмотных, как у нас в России». При этом он подчеркивал, что «.всякое образование народа полезно и всякий искренний человек, не преследующий каких-нибудь побочных политических идей, должен сочувствовать всякому образованию» [10, с. 503]. Поэтому совершенно логично выглядит его стремление создать особую комиссию при Департаменте торговли и мануфактур, которая составила проект положения об устройстве разнообразных коммерческих училищ. Согласно проекту Министерство финансов предполагало преимущественное устройство местных училищ, удовлетворяющих местным торговым и мануфактурным потребностям [9, с. 189].

Проект был вынесен для всестороннего обсуждения в комиссию под председательством товарища министра финансов А. Я. Антоновича. В работе комиссии приняли участие директора, профессора и преподаватели коммерческих училищ, представители попечительских советов и некоторых биржевых комитетов и купеческих управ. В рамках этого же процесса был утвержден За-

кон «О подведомственности вновь открываемых коммерческих училищ Министерству финансов» (9 мая 1894 г.). Затем, 15 апреля 1896 г. было утверждено «Положение о коммерческих учебных заведениях», по которому выстраивалась достаточно четкая структура коммерческого образования, включающая 3 основных типа учебных заведений: низшие, средние и высшие. К низшему типу относились: торговые классы и торговые школы; к среднему - коммерческие училища; к высшему - частные или общественные коммерческие институты, а также курсы коммерческих знаний, как вид дополнительного образования.

Положение активизировало общественную инициативу в данном направлении: создание, организация, управление финансовыми средствами учебных заведений становится делом органов местного самоуправления, предпринимательских союзов и частных лиц. Министру финансов предоставлялось право разрешать учреждение местных обществ, имеющих целью устройство и содержание коммерческих учебных заведений, утверждать уставы этих обществ и по соглашению с министром внутренних дел разрешать купеческим обществам устанавливать обязательные для членов этих обществ сборы на устройство и содержание коммерческих учебных заведений [14, с. 3].

Надо отметить, что за последние 10 лет вопросы становления и развития коммерческого образования в дореволюционной России, роль государства и общества в решении этой проблемы, в том числе и на региональном уровне, достаточно подробно раскрыты в целом ряде публикаций, в том числе подготовленных и автором данной статьи [1-8; 12; 18]. Однако участие всероссийских и регионально-отраслевых съездов предпринимателей в формировании системы промышленного образования в России остается до сих пор недостаточно исследованным. Именно отраслевые съезды, возникшие в конце XIX в. и представлявшие интересы практически всех отраслей экономики страны, в условиях промышленного подъема испытывали острый недостаток в

квалифицированных кадрах. Поэтому они объективно были заинтересованы в формировании системы профессионального образования, прежде всего, первого и второго уровня, включающего разнообразные коммерческие курсы, торговые школы и классы, а также средние коммерческие и технические училища.

Наиболее крупными и влиятельными организациями этого типа являлись объединения, созданные в добывающих отраслях экономики. Это были: съезды горнопромышленников Юга России (с 1874 г. в Таганроге, далее - в Харькове); съезды горнопромышленников Урала (с 1880 г. в Екатеринбурге); съезды нефтепромышленников (с 1884 г. в Баку) и др. Несколько позднее к этой деятельности подключились организации предпринимателей, действующие в сфере обрабатывающих отраслей (всероссийские съезды мукомолов - с 1888 г., всероссийские электротехнические съезды - с 1900 г. и др.), а также организации, сформированные на транспорте (съезды судовладельцев Волжского бассейна - с 1908 г.). Всего к началу Первой мировой войны в стране с различной степенью активности функционировало около 50 отраслевых союзов предпринимателей.

Первыми о необходимости широкого развития специального образования (путем устройства горнотехнических училищ) заявили съезды горнопромышленников Юга России, которые рассматривали его одним из главнейших условий для развития южной железоделательной промышленности. Однако главным препятствием в практическом решении этой проблемы оставался финансовый вопрос. Понимая необходимость и важность подготовки профессиональных кадров, съезды не торопились брать на себя обязательства по финансированию коммерческих училищ. Решение об открытии подобных учебных заведений рассматривалось в практической плоскости только в увязке с решением вопросов совместного финансирования их деятельности со стороны: либо государства, либо местных (как правило, земских и городских) органов власти.

Примером такого подхода явилась резолюция, принятая на XXIV съезде горнопромышленников Юга России, состоявшемся в Харькове в 1900 г. об учреждении двух трехклассных торговых школ с подготовительным классом. На содержание этих школ съезд намеревался ассигновать ежегодно 6 тыс. руб. при условии, что местные земские и городские учреждения будут также отпускать на содержание школ не менее 3 тыс. руб. на каждую. Кроме того, в уставы школ требовалось внести постановление о преимущественном приеме в них детей рабочих и служащих рудников и заводов наравне с детьми местного торгового сословия. В 1900 г. был разработан проект устава школы, а 12 сентября 1901 г. первая торговая школа, субсидируемая съездом горнопромышленников, была открыта [31, с. 41-42].

Также по решению съезда было возбуждено ходатайство о преобразовании Лисичанской штейгерской школы в среднее горнотехническое учебное заведение по типу Уральского горного училища. В этом же ключе съезд принял решение об устройстве других средних и низших горнозаводских школ в Донецком бассейне. Совету съезда было поручено выработать подробную программу, положение и проект штатов низшей школы; составить подробную смету постройки, оборудования и содержания школы и по мере изыскания необходимых средств приступить к осуществлению такой школы [23, с. 12-13].

Вопросы организации промышленного образования, прежде всего низшего и среднего уровня активно рассматривали съезды уральских горнопромышленников собиравшиеся в Екатеринбурге, однако и здесь главным препятствием в открытии учебных заведений оставалась проблема финансирования. Необходимость создания на Урале целой сети низших горнотехнических школ была поднята еще на V съезде горнопромышленников в 1896 г., причем было обращено внимание на крайнюю недостаточность числа школ на Урале вообще и почти полное отсутствие низших профессиональ-

ных школ, которые готовили бы практических работников для отрасли. Съезд высказал мнение, что низшие горные школы необходимы в каждом округе и на каждом горном заводе. В какой-то мере эту проблему решали заводские школы и окружные училища, но с передачей их в 1879 г. в ведение Министерства народного просвещения, связь училищ с интересами заводов совершенно прекратилась, поскольку из программы училищ было исключено все, что давало в прежней школе подготовку учеников к практической деятельности на производстве [21, с. 90-91].

Эти училища учреждались для механической, химической, строительной, сельскохозяйственной и горнозаводской специальностей. Финансирование училищ осуществлялось как за счет казны, так и за счет земств, обществ, сословий и частных лиц. Программы преподавания определялись учебными планами, издаваемыми Министерством народного просвещения. Для поступления в училище требовалось удостоверение об окончании курса пяти классов реального училища или другого среднего учебного заведения. Наконец, ученики, успешно окончившие среднее техническое училище с четырехлетним курсом, получали звание техника по соответствующей специальности.

Таких технических училищ, находящихся в ведомстве Министерства народного просвещения на Урале насчитывалось всего четыре:

1) Красноуфимское промышленное;

2) Воткинское механико-техническое при Воткинском заводе;

3) Златоустовское механико-техническое;

4) Горнозаводское отделение при Пермском Алексеевском реальном училище.

Из этих училищ прямое отношение к горной промышленности Урала имело только последнее Горнозаводское отделение, которое было организовано по типу средних учебных заведений горнозаводской специальности. Поэтому, при поддержке съезда, в 1911 г. Педагогическим советом училища

было возбуждено ходатайство о преобразовании его в Пермское среднее горнозавод-ско-техническое училище с приготовительным классом [29, с. 384-389].

Хотя это ходатайство в принципе было поддержано в Министерстве народного просвещения, однако принятие окончательного решения по созданию такого училища было отложено. Причина заключалась в наличии финансовых проблем и нежелании съездов взять на себя их решение. На содержание горнозаводского отделения из казны отпускалось ежегодно чуть более 21 тыс. руб., вместо предполагаемых после преобразования 26,6 тыс. руб. разницу в 5,5 тыс. руб. должны были взять на себя съезды. Формальной причиной отказа в финансировании со стороны съездов указывалось в целом на незначительное число обучающихся в училище и практически отсутствие среди них местных жителей. На 1 января 1914 г. в горнозаводском отделении обучалось всего 47 учеников, из которых уроженцами Пермской губернии являлись только 12 человек. С целью увеличить число учащихся и установить большую связь горнозаводского отделения с местным населением предлагалось открыть при нем приготовительный класс, в который могли бы поступать окончившие курс городских училищ. Пособие на это дело постановила оказать Пермская городская дума.

Второе среднее техническое училище, которое требовало преобразования - Уральское горное училище в Екатеринбурге, готовило техников по рудной и горнозаводской части. Училище также содержалось за счет казны и выпускало в год до 30 человек, которые работали не только на уральских предприятиях, но и приглашались на юг России. При этом потребность в получении образования в Уральском горном училище была весьма высока и достигала до 120-140 специалистов, в то время как прием был ограничен 40-45 человеками. В целях расширения приема в училище в докладе съезду рекомендовалось разделить преподавание специальных предметов на два отдела: горный и металлургический [29, с. 293-294].

Кроме того, на съезде обсудили ситуацию с постановкой преподавания в Нижне-Та-гильском низшем 4-классном техническом училище, открытом еще в декабре 1709 г. по повелению императора Петра I при Не-въянском заводе под названием Цифирной школы. В 1778 г. эта школа была переведена в Нижний Тагил и к моменту обсуждения ее деятельности работала как горнозаводское училище на основании устава, утвержденного министром народного просвещения в марте 1896 г. Целью являлась подготовка лиц по разным отраслям горнозаводского дела, не требующим высшего технического образования. В училище преподавались 13 общих и специальных предметов. Кроме того, сверх классного обучения ученики занимались практическими работами в химической лаборатории, в заводских музеях и мастерских, а также в рудниках, а для практических занятий предоставлялись заводские мастерские и рудники, принадлежавшие Правлению Нижне-Тагильских заводов. В училище принимались бесплатно дети служащих и местных рабочих, а на оставшиеся места за отдельную плату принимались все желающие. При этом число учеников в классе не должно было превышать 40 человек, а всего в училище на 1 октября 1913 г. обучались 130 учеников.

Суть проблемы заключалась в том, что выпускники низшего технического училища Министерства народного просвещения не пользовались никакими правами (даже отсутствовало право на ведение горных работ), которые предоставлялись таким же школам, находящимся в ведомстве Министерства торговли и промышленности, хотя условия приема, продолжительность обучения, состав предметов и программ мало отличались друг от друга. Поэтому попечительский совет училища ходатайствовал о преобразовании его из низшего училища в среднее с горной и горнозаводской специальностью. Съезд уральских горнопромышленников поддержал это ходатайство. Помимо Нижне-Тагильского училища съезд рассмотрел постановку преподавания в Кунгурском техническом училище,

82 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ № 1 (36), 2017

учрежденном на средства А. С. Губкина и содержавшемся на проценты с его основных капиталов. Училище готовило мастеров машинно-строительного дела. Съезд также обсудил постановку преподавания в Турьинском горном училище. Если положение дел в Кунгурском училище было признано удовлетворительным, то Турьинское училище по учебным программам далеко не отвечало запросам горной и горнозаводской промышленности и нуждалось в коренном преобразовании.

Съезд пришел к выводу, что имеющиеся на Урале технические училища не в полной мере обслуживают интересы горной промышленности и ни по количеству, ни по постановке образования не удовлетворяют потребности подготовки как средних, так и, в особенности, низших техников. В резолюции съезда подчеркивалось, что «.. .из существующих низших технических училищ ждут скорейшего перечисления в разряд средних Нижне-Тагильское и Ту-рьинское, а также требуется обособление Горнозаводского Отделения от Алексеев-ского реального училища. При каждом из названных училищ должен быть открыт приготовительный класс. Только в этом случае количество выпускаемых средних техников может быть приведено в соответствие с потребностями развивающейся промышленностью Урала» [29, с. 400-402, 416-417].

Результатом обсуждения вопроса «О постановке технического образования на Урале» явились поручения данные совету съезда:

1) возбудить перед министром торговли и промышленности ходатайство о созыве на Урале съезда деятелей по техническому образованию, при участии представителей промышленности, земства и городов Уральского края, для выработки типов и сети средних и низших технических школ на Урале, с тем, чтобы для обеспечения производительности работ съезда ему предшествовала анкета, программа которой должна быть выработана организационным комитетом съезда;

2) ходатайствовать о преобразовании горнозаводского отделения при Пермском Алексеевском реальном училище в самостоятельное среднее техническое училище, с открытием при нем приготовительного класса и с передачей из Министерства народного просвещения в ведение Министерства торговли и промышленности;

3) ходатайствовать о преобразовании Нижне-Тагильского и Турьинского низших технических училищ в средние технические училища;

4) ходатайствовать об увеличении до максимума приема учеников в Уральское горное училище и о скорейшем утверждении выработанных преподавательским персоналом новых программ этого училища [29, с. 113-115].

Анализ этих поручений позволяет сделать вывод о том, что проблема подготовки кадров низшего и среднего звена для отрасли стояла достаточно остро, однако, как видно из перечня ходатайств, с которыми должен был выступить совет, решение этой проблемы в значительной мере зависело от позиции государственных и местных органов управления. Что касается определения конкретных типов специальных учебных заведений, которые следовало бы признать более целесообразными для Урала и где их открытие представлялось бы более удобным, то решение этого вопроса горнопромышленники хотели полностью переложить на плечи съезда деятелей по техническому образованию, а также земств и городов Уральского края.

Еще одна ведущая отраслевая организация - съезды Бакинских нефтепромышленников, основное внимание уделяла открытию и финансированию общих начальных школ на приисках. Постоянная статья расходов на народное образование в смете съезда составляла значительную сумму в размере более 160 тыс. руб. ежегодно и уступала только расходам на врачебную помощь и на содержание полиции [22, с. 67-68].

Финансированием проектов, посвященных созданию специальных нефтяных учебных заведений съезды практически не

занимались, ограничиваясь выделением постоянных субсидий и специальных стипендий для обучающихся в уже существующих технических училищах и вузах. В частности, организация нефтепромышленников финансировала Бакинское коммерческое училище, которое готовило кадры среднего звена для нефтяной промышленности в размере сначала 17 тыс. руб., а потом 25 тыс. руб. ежегодно. Кроме того, выделялись именные стипендии для обучения детей служащих как в коммерческих и реальных училищах, так и в высших учебных заведениях. В целом расходы на содержание школ и пособия коммерческим училищам за 15 лет деятельности организации с 1897 по 1912 г. достигли более 1,7 млн руб., что составляло примерно 7 % бюджета организации [15, с. 16-17, 121-124].

В сфере транспорта ведущей регионально-отраслевой организацией являлись съезды судовладельцев Волжского бассейна, сформированные в Нижнем Новгороде в 1907 г. Всего до начала Первой мировой войны состоялось 5 очередных съездов судопромышленников, на которых помимо производственных вопросов рассматривались и проблемы постановки, прежде всего низшего профессионального образования, которое было сосредоточено в Нижегородском (с 1887 г.), Рыбинском (с 1899 г.) и Казанском (с 1904 г.) речных училищах. Эти училища работали на основании «Положения о речных училищах», утвержденного в 1902 г. в Министерстве путей сообщения и нуждались в реформировании.

Впервые вопрос «О реформе существующего типа речных училищ» был поставлен в повестку дня Третьего очередного съезда в 1910 г. Для изучения этого вопроса съездом была создана специальная комиссия, однако в силу ограниченности времени, предоставленного для подготовки соответствующего заключения, комиссия выступила с предложением просить министра путей сообщения разрешить продолжить ее деятельность и после окончания работы съезда в качестве постоянной комиссии при Совете съездов с тем, чтобы

результаты работы представить очередному съезду, но при этом иметь возможность обращаться с ходатайствами к правительственным учреждениям, по вопросам, связанным с существующей постановкой речного образования [28].

В состав комиссии входили не только педагогические работники и администрация существующих учебных заведений, но и практики речного дела. Всего комиссия включала 57 человек и в результате ее работы был подготовлен новый проект Положения и организации речных училищ, который был представлен Четвертому очередному съезду (1912 г.). Главным в представленном Положении был принцип подбора контингента для обучения в речных училищах. По мнению разработчиков, это должны были быть «.лица, тесно связанные с реками Волжского бассейна и волжским промыслом, для которых интересы Волжского судоходства непосредственно связаны с условиями их личной жизни» [30, с. 1-2].

Этот принцип подкреплялся требованием к желающим поступить в речное училище представлять «Аттестат о плавании не менее 12-ти месяцев», т. е. наличие практической подготовки на речных судах. Училища должны были находиться в ведении Министерства путей сообщения и не зависеть от притока частных средств и временных пособий от казны, а полностью финансироваться за счет государства. Начальником речного училища по новому положению должно было быть лицо, не только получившее специальное образование, но и «служившее на ответственных должностях на паровых речных судах» [30, с. 3-4].

Продолжительность обучения в училищах устанавливалась 4-годичной с целью усиления в них общеобразовательной программы и, особенно, специальных предметов. С этой целью помимо уже существующих курсов арифметики, геометрии и физики вводились курсы алгебры, проекционного черчения и элементарных понятий из политической экономии. Что касается специальных предметов, то помимо общей

лоции, механики, судостроения, счетоводства и тому подобного программа предусматривала такие курсы, как коммерческая корреспонденция, описание технических мер, принимаемых для углубления судоходного русла рек и др. Также увеличивались часы, выделяемые на судовую практику.

Новая программа речного училища предполагала изменение учебного плана введением восьми новых предметов, что увеличивало курс обучения с 3-годично-го на четырехгодичный. Это давало право окончившим училище поступать на государственную службу и на производство в чины. Кроме того, в докладе совета съездов «О положении вопроса по реформе речного образования» очередному Пятому съезду судовладельцев (10-13 февраля 1913 г.) отмечалось, что главное в новом положении заключалось в перенесении центра тяжести в программе обучения на специальные предметы при незначительном увеличении общеобразовательных предметов.

Еще одно важное изменение касалось роли попечительских советов училищ. Во первых, вводился принцип обязательности учреждения попечительских советов при всех училищах, изменение их состава и порядка образования, а также их функций. Уменьшалось их влияние на содержание учебного процесса, а главная функция заключалась в поиске дополнительных средств на развитие материально-технической базы училищ (строительство и ремонт помещений и др.) и финансовой поддержки нуждающихся учеников за счет введения специальных стипендий [27, с. 191-192].

Таким образом, съезды судовладельцев главное внимание в вопросе подготовки кадров для судоходной промышленности сделали на развитии низшего речного образования. Реформа речных училищ делала акцент на повышении роли специальных предметов и создании условий для последующего обучения выпускников в средних специальных учебных заведениях. Кроме того, повышалась роль попечительских советов в поиске дополнительных средств на поддержку специального образования

при том, что основное финансирование его должно было, по мнению съездов, обеспечиваться государством.

Особенно важное значение решение проблемы постановки промышленного образования имело для обрабатывающих отраслей, возникших в период промышленного подъема и остро испытывавших недостаток в квалифицированных кадрах. Такой, наиболее динамично развивающейся отраслью на рубеже веков в России становится электротехническая промышленность, что предопределило необходимость подготовки для нее кадров разного уровня. В годы предвоенного подъема число акционерных обществ в электротехнической промышленности увеличилось с 12 до 23, а их капитал с 1910 по 1914 г. вырос на 71 %, при том, что общее число русских и иностранных компаний в машиностроении, куда относилась и электротехническая промышленность, на 1 мая 1914 г. составляло 112 с общей суммой капитала в 407,8 млн руб. [33, с. 281].

Таким образом, электротехнические акционерные компании составляли около 20 % от всех акционерных обществ, работающих в машиностроении. По темпам развития за этот короткий срок электротехническая отрасль в России предоктябрьского периода обогнала средний темп прироста капиталов в российской промышленности. Другими словами, энергетика России начала развиваться темпами, опережающими развитие экономики страны, что было непременным условием здорового состояния общества и энергетической безопасности его развития. Такие темпы требовали не только увеличения темпов роста человеческого капитала, но и повышения его качества.

Интересы этой отрасли представляли всероссийские электротехнические съезды, созданные на рубеже веков. Всего с 1900 по 1913 г. состоялось семь электротехнических съездов, и практически на каждом из них рассматривались вопросы развития профессионального образования. В отличие от других отраслевых предпринима-

тельских организаций электротехнические съезды рассматривали постановку технического образования комплексно, включая помимо развития низших и средних учебных заведений возможность создания негосударственной высшей электротехнической школы и активно используя при этом европейский опыт.

Главной темой, звучавшей практически на всех съездах, была проблема постановки и развития специального электротехнического образования в России. Это касалось как низших технических училищ, готовивших монтеров по слесарно-механической отрасли, с тем, чтобы они включили в программу обучения преподавание основных практических сведений по электротехнике, так и средних технических училищ, готовивших старших монтеров электротехнических установок и заведующих цехами в электротехнических мастерских и заводах. Хотя электричество и входило в программу обучения средних училищ, однако оно имело скорее теоретический, чем практический характер. Поэтому программам в средних училищах рекомендовалось придать более прикладной характер, направленный на изучение практического применения электротехники. Что касалось высших технических учебных заведений, то лица, закончившие их, должны были обладать достаточно основательными знаниями в области электротехники, чтобы иметь возможность применять ее в своей специальности. При этом было обращено внимание на тот факт, что в технических вузах этому уделялось недостаточное внимание, в связи с чем съезд пришел к выводу о необходимости подготовки специального ходатайства об открытии электротехнических кафедр во всех высших технических учебных заведениях, где таковых еще не имелось [25, с. 30-31].

Что касается низших и средних специальных учебных заведений, то здесь выход виделся в том, чтобы не добавлять отдельные предметы в уже существующих технических школах, а открывать самостоятельные специализированные учебные заведения или преобразовывать уже суще-

ствующие коммерческие училища, открывая в них два отделения - техническое или электротехническое. Целью преподавания в низшем электротехническом училище должна быть подготовка лиц либо производящих (под руководством инженеров) электротехнические установки всякого рода, либо уже работающих на этих установках или на предприятиях, производящих это оборудование. Поэтому обязательными для этих училищ должны были стать только специальные предметы [24, с. 166-167].

Ставилась задача коренным образом изменить не только саму программу специальных предметов, но и метод их преподавания. Поэтому главное внимание в процессе обучения должно было уделяться постановке практических работ (ознакомить ученика как с идеей устройства электрической машины, так и с уходом за ней). Такой подход предполагал необходимость сокращения программы обучения в низших технических школах. Это должно было достигаться за счет отказа разделения учеников на классы и перехода к групповому делению по их способностям и действительным знаниям. При таком формировании ученики должны были разделяться каждую четверть года на группы успевающих и отстающих. В результате такой подход позволял способным ученикам окончить курс за два года, а менее способным, остававшимся на повторное обучение каждую четверть, - за четыре года [24, с. 170-171].

По итогам обучения выпускникам выдавалось свидетельство о прохождении ими курса школы. При этом после 2-летней практической деятельности в любой отрасли электротехники, по их личному выбору, они подвергались экзамену, по итогам которого уже выдавался аттестат, предоставляющий права, соответствующие правам, даваемым другими подобными училищами.

Что касается средних специальных учебных заведений, то здесь, по мнению съездов, правильным было более длительное время прохождения полного курса: от 7 до 8 семестров, причем контингент поступающих должен быть не ниже окончив-

ших 4 класса средних учебных заведений в России. По окончании указанной школы учащийся должен был получить звание электроинженера и право продолжить обучение в политехническом институте.

Решением Пятого съезда (1909 г.) была сформирована специальная комиссия по постановке всей системы электротехнического образования в России. В результате ее работы был сформулирован комплекс предложений, касающихся организации высшего, среднего и низшего электротехнического образования, которые сводились к следующему:

1) открыть в Москве высшую электротехническую школу по типу существующей в Париже;

2) открыть несколько новых средних электротехнических школ в разных местах империи;

3) детально проработать вопрос о постановке низшего электротехнического образования [26, с. 29-30, 37].

В соответствии с принятым решением в Москве было учреждено специальное Общество Высших электротехнических курсов. Учредителями общества стала группа лиц (всего 10 человек), имеющих непосредственное отношение к электротехнической отрасли. Половину из них составляли практические работники, в основном инженеры-механики и электротехники ряда фирм и предприятий Москвы и Санкт-Петербурга, а вторую половину - ведущие ученые, профессора столичных отраслевых вузов. Устав общества был зарегистрирован 17 декабря 1909 г. По уставу «общество должно было иметь целью предоставление высшего электротехнического образования лицам, имеющим для сего подготовку, а также развитие и распространение научных и практических знаний в области применения электричества» [17, с. 21].

Официально курсы планировалось открыть в Москве в сентябре 1911 г. Однако инициатива создать независимые Московские Высшие Электротехнические Курсы так и не реализовалась. Неудача в учреждении этого учебного заведения, как представ-

ляется, связана прежде всего с отсутствием необходимых средств на его открытие, собрать которые в условиях Первой мировой войны оказалось невозможным.

Что касается других отраслевых организаций, то они, как правило, не ставили целью создание специальных независимых высших учебных заведений, однако необходимость постановки высшего промышленного образования рассматривалась и в документах этих организаций. Надо отметить, что высшая коммерческая и техническая школа мыслилась ими не как отдельный тип общественного и частного образования, а как составная часть государственной высшей школы с усиленным прикладным компонентом, включающим традиционную солидную теоретическую подготовку (университетского типа) и практико-ориен-тированную, по сути, среднеспециальную практическую часть. Данный подход предполагал наличие смешанного государственного, муниципального и общественного финансирования подобного типа учебных заведений.

В этом ключе работали старейшие отраслевые организации: съезды горнопромышленников Юга России и съезды Уральских горнопромышленников, которые принимали активное участие в развитии таких высших специальных учебных заведений, как Харьковский технологический институт, Высшее горнотехническое училище в Екатеринославе, Уральский горный институт в Екатеринбурге. Хотя все эти вузы и были государственными, но получали дополнительное финансирование от отраслевых организаций.

В целом, промышленное образование в России на рубеже XIX-XX вв получило значительное развитие. Всего за 20 лет, с 1896 по 1916 г., сеть специальных учебных заведений увеличилась с 8 до 602. К 1916 г. эта система включала 260 коммерческих училищ, 169 торговых школ, 38 торговых классов и 135 курсов коммерческих знаний [19].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Численность учащихся в низших и средних коммерческих учебных заведениях, финансируемых за счет общественных

организаций, а также земских и местных органов власти стабильно увеличивалась: если в 1896 г. в коммерческой школе обучались всего 2 500 человек, то к 1899 г. их число возросло до 10 950 человек, к началу 1903 г. составило уже 32 316 человек, а к концу 1913-1914 учебного года число учащихся в коммерческих учебных заведениях всех типов достигло максимального уровня - 90 637 человек [16, с. 20-21].

Таким образом, на рубеже Х1Х-ХХ вв. Россия активно включилась в процесс образовательных модернизаций, вызванных правительственной политикой, сформулированной в Программе социально-экономического развития, разработанной в Министерстве финансов в 1893 г. под руководством С. Ю. Витте. Необходимым условием выполнения данной программы являлось повышение качества человеческого капитала. Решить поставленную задачу было невозможно без реформы всей системы образования. Новым типом образовательного учреждения стали коммерческие учебные заведения разного уровня, которые усиливали прикладной компонент образования, делая его практико-ориентированным, нацеленным на подготовку кадров для бурно развивающейся промышленности. В этом смысле можно говорить о развитии технического и коммерческого образования инициированного государством в качестве составной части промышленной программы правительства.

На этой стадии образовательной модернизации приоритет получают в основном количественные показатели: экстенсивное расширение образовательной отрасли, рост числа обучающихся во всех типах учебных заведений и т. п. Тем не менее уже в тот период начинают проявляться тенденции,

направленные на поиск новых путей повышения качества специального обучения, усиления его практической направленности.

Важную роль в решении проблемы повышения качества промышленного образования играли всероссийские и регионально-отраслевые съезды предпринимателей. Подход к формированию промышленного образования со стороны отраслевых съездов предусматривал:

- развитие всех уровней - низшего, среднего и высшего - технического и коммерческого образования, при этом приоритет отдавался низшим и средним учебным заведениям;

- отказ от фиксированных сроков обучения и формирование учебного плана с опорой на преподавание специальных предметов;

- исключительно практическую направленность обучения, с тем, чтобы выпускник реально мог работать исходя из уровня полученного образования;

- участие в финансировании коммерческих учебных заведений разного уровня, в том числе формирование специальных обществ для учреждения высших коммерческих школ.

В то же время стремление ряда отраслевых предпринимательских организаций, особенно представлявших традиционные отрасли экономики, переложить проблемы финансирования специальных учебных заведений, особенно высшего уровня, на плечи государства, сдерживало становление и развитие сектора негосударственного промышленного образования. Подобная позиция негативно отражалась на решении проблемы повышения качества человеческого капитала в условиях становления национальной конкурентоспособной эко-

номики.

Библиографический список

1. Бессолицын А. А. Ведущие коммерческие вузы и их руководители в начале ХХ века // Экономическая история. - 2014. - № 2 (25). - С. 51-59.

2. Бессолицын А. А. Всероссийские электротехнические съезды и проблема становления специального электротехнического образования в России в начале ХХ века // Журнал Министерства народного просвещения - педагогический научный журнал. - 2015. - № 4 (6). -С. 224-238.

3. Бессолицын А. А. Государство и становление системы коммерческого образования в России

на рубеже XIX-XX вв. - М. : Ин-т рос. истории РАН, 2014. - 226 с.

4. Бессолицын А. А. Государство как организатор коммерческого образования в дореволюционной России: институциональное сопровождение // Вестник РУДН Сер. История России. -2013. - № 4. - С. 54-66.

5. Бессолицын А. А. Министерство финансов и формирование системы коммерческого образования в России на рубеже XIX-XX вв. // Экономическая история. - 2012. - № 3. - С. 16-23.

6. Бессолицын А. А. Обеспечение качества образования в высшей коммерческой школе России в начале ХХ века // Экономическая политика. - 2007. - № 2. - С. 196-205.

7. Бессолицын А. А. С. Витте и создание системы коммерческого образования в России // Вопросы экономики. - 2006. - № 7. - С. 140-147.

8. Бессолицын А. А. С. Ю. Витте - инициатор и организатор коммерческого образования в России: институциональное оформление // Вопросы новой экономики. - 2015. - № 1 (33). -С. 91-97.

9. Вессель Н. Х. Наша новая государственная финансовая деятельность (1892-1894 гг.). -СПб. : Тип. Е. Евдокимова, 1894. - 276 с.

10. Витте С. Ю. Воспоминания, мемуары. - М. : АСТ ; Минск : Харвест, 2002. - Т. 3.

11. Казанцева С. А. Исторический путь российской культуры и просвещения в XIX - первой трети ХХ в. - Хабаровск : Изд-во Дальневост. ун-та путей сообщения. 1998. - 38 с.

12. Катцина Т. А., Мариненко Л. Е., Лисина С. А. Становление профессионального коммерческого образования в Сибири (1900-1919 гг.) // Высшее образование в России. - 2014. -№ 1. - С. 144-151.

13. Кечеджи-Шаповалов М. В. О коммерческом самообразовании. - СПб. : Северная печатня, 1910. - 15 с.

14. Коммерческое образование в России. Высочайше утвержденные Положения. - М., 1904. -С. 3.

15. Краткий обзор деятельности Съезда Бакинских нефтепромышленников по народному образованию за время с 1897 по 1912 гг. - Баку, 1913.

16. Маслов Ю. Н. Коммерческое образование в России в конце XIX - начале ХХ вв. : авто-реф. ... дис. канд. ист. наук. - Курск, 2001.

17. Общество Московских высших электротехнических курсов. 1909-1911. - М., 1911.

18. Разманова Н. А. Становление коммерческого и финансово-экономического образования в России (XIX - 20-е г ХХ века). - М. : Изд-во Моск. с.-х. акад. им. К. А. Тимирязева, 2002. -331 с.

19. Российский государственный исторический архив (РГИА). - Ф. 25. - Оп. 5. - Д. 76. - Л. 287.

20. РГИА. - Ф. 1152. - Оп. 11. - Д. 447. - Л. 13-45.

21. Труды XIX съезда горнопромышленников Урала с 25 по 28 февраля 1914 г. в Екатеринбурге. - СПб., 1914. - Ч. II.

22. Труды XXIII очередного съезда нефтепромышленников в г Баку. - Баку, 1907. - Т. 1.

23. Труды XXXV съезда горнопромышленников Юга России. - Харьков, 1911. - Т. 1, ч. I.

24. Труды Второго Всероссийского электротехнического съезда. - СПб., 1903. - Т. 1.

25. Труды Первого Всероссийского электротехнического съезда. - СПб., 1901. - Т. 1.

26. Труды Пятого Всероссийского электротехнического съезда. - СПб., 1910.

27. Труды пятого очередного съезда судовладельцев Волжского бассейна. Доклад Совета съездов «О положении вопроса по реформе речного образования». - Нижний Новгород, 1914.

28. Труды третьего очередного съезда судовладельцев Волжского бассейна. Свод постановлений. - Нижний Новгород, 1911.

29. Труды ХХ съезда горнопромышленников Урала с 27-го февраля по 3-е марта 1915 г в г Екатеринбурге. - Пг., 1915.

30. Труды четвертого очередного съезда судовладельцев Волжского бассейна. Проект положения и организация речных училищ. - Нижний Новгород, 1913.

31. Фомин П. И. Краткий очерк истории съездов горнопромышленников Юга России. - Харьков, 1908. - 173 с.

32. Фомин П. И. Практическая постановка промышленного образования. - Харьков, 1912. - 16 с.

33. Шепелев Л. Е. Акционерные компании в России: XIX - начало ХХ века. - Санкт-Петербург гос. ун-т, Факультет менеджмента. - СПб. : Издат. дом. Сант-Петербург. гос. ун-та, 2006. -604 с.

References

1. Bessolicyn A. A. Vedushhie kommercheskie vuzy i ih rukovoditeli v nachale XX veka (Leading commercial universities and their leaders in the early twentieth century). Jekonomicheskaja istorija, 2014, No. 2 (25), S. 51-59.

2. Bessolicyn A. A. Vserossijskie jelektrotehnicheskie s#ezdy i problema stanovlenija special'nogo jelektrotehnicheskogo obrazovanija v Rossii v nachale XX veka (All-Russian Electrotechnical Congresses and the problem of the establishment of a special electrotechnical education in Russia at the beginning of the twentieth century). Zhurnal Ministerstva narodnogo prosveshhenija — pedagogicheskij nauchnyj zhurnal, 2015, № 4 (6), S. 224-238.

3. Bessolicyn A. A. Gosudarstvo i stanovlenie sistemy kommercheskogo obrazovanija v Rossii na rubezhe XIX-XX vv. (The state and the formation of the system of commercial education in Russia at the turn of the XIX-XX centuries). Moskva, 2014. 226 s.

4. Bessolicyn A. A. Gosudarstvo kak organizator kommercheskogo obrazovanija v dorevoljucionnoj Rossii: institucional'noe soprovozhdenie (The state as the organizer of commercial education in pre-revolutionary Russia: institutional support). VestnikRUDN. Serija Istorija Rossii, 2013. No. 4. S. 54-66.

5. Bessolicyn A. A. Ministerstvo finansov i formirovanie sistemy kommercheskogo obrazovanija v Rossii na rubezhe XIX-XX vv. (Ministry of Finance and the formation of the system of commercial education in Russia at the turn of the XIX-XX centuries). Jekonomicheskaja istorija, 2012. No. 3, S. 16-23.

6. Bessolicyn A. A. Obespechenie kachestva obrazovanija v vysshej kommercheskoj shkole Rossii v nachale HH veka (Ensuring the quality of education in the higher commercial school of Russia in the early twentieth century), Jekonomicheskajapolitika, 2007. № 2. S. 196-205.

7. Bessolicyn A. A. S. Vitte i sozdanie sistemy kommercheskogo obrazovanija v Rossii (S. Witte and the Creation of a System of Commercial Education in Russia). Voprosyjekonomiki, 2006, No. 7. -S. 140-147.

8. Bessolicyn A. A. S. Ju. Vitte - iniciator i organizator kommercheskogo obrazovanija v Rossii: institucional'noe oformlenie (S. Yu. Witte is the initiator and organizer of commercial education in Russia: institutional design), Voprosy novoj jekonomiki, 2015, № 1 (33), S. 91-97.

9. Vessel'N. H. Nasha novaja gosudarstvennaja finansovaja dejatel'nost' (1892-1894 gg.) (Our new state financial activity (1892-1894), SPb., 1894. 276 s.

10. Vitte S. Ju. Vospominanija, memuary (Memories, memoirs). Moskva; Minsk, 2002, T. 3.

11. Kazanceva S. A. Istoricheskij put' rossijskoj kul'tury i prosveshhenija v XIX - pervoj treti XX v. (The historical path of Russian culture and education in the XIX - first third of the twentieth century). Habarovsk, 1998, 38 s.

12. Katcina T. A., Marinenko L. E., Lisina S. A. Stanovlenie professional'nogo kommercheskogo obrazovanija v Sibiri (1900-1919 gg.) (Formation of professional commercial education in Siberia (1900-1919). Vysshee obrazovanie v Rossii, 2014, № 1, S. 144-151.

13. Kechedzhi-Shapovalov M. V. O kommercheskom samoobrazovanii (About commercial self-education). SPb., 1910. 15 s.

14. Kommercheskoe obrazovanie v Rossii. Vysochajshe utverzhdennye Polozhenija (Commercial education in Russia. Highly Approved Regulations). Moskva, 1904, S. 3.

15. Kratkij obzor dejatel'nosti S#ezda Bakinskih neftepromyshlennikov po narodnomu obrazovaniju za vremja s 1897 po 1912 gg. (A brief review of the activities of the Baku Oil Industrialists' Congress on public education in the period from 1897 to 1912 Baku), 1913.

16. Maslov Ju. N. Kommercheskoe obrazovanie v Rossii v konce XIX - nachale XX vv.: avtoref. ... dis. kand. ist. nauk (Commercial education in Russia in the late XIX - early XX: a thesis for the degree of candidate of historical sciences). Kursk, 2001.

17. Obshhestvo Moskvaskih vysshih jelektrotehnicheskih kursov. 1909-1911 (Society of Moscow Higher Electrotechnical Courses 1909-1911). Moskva, 1911.

18. Razmanova N. A. Stanovlenie kommercheskogo i finansovo-jekonomicheskogo obrazovanija v Rossii (XIX - 20-e g. XX veka) (The formation of commercial and financial-economic education in Russia (XIX - 20 th of the twentieth century). Moskva, 2002. 331 s.

19. Rossijskij gosudarstvennyj istoricheskij arhiv (RGIA) (Russian State Historical Archive (RSHA), F. 25, Op. 5, D. 76, L. 287.

20. RSHA, F. 1152, Op. 11, D. 447, L. 13-45.

21. Trudy XIX s#ezda gornopromyshlennikov Urala s 25 po 28 fevralja 1914 g. v Ekaterinburge. Proceedings of the XIX Congress of Miners of the Urals from 25 to 28 February 1914 in Yekaterinburg. SPb., 1914. Ch. II.

22. Trudy XXIII ocherednogo s#ezda neftepromyshlennikov v g. Baku (Proceedings of the XXIII regular congress of oil owners in Baku). Baku, 1907. T. 1.

23. Trudy XXXV s#ezda gornopromyshlennikov Juga Rossii (Proceedings of the XXXV Congress of Miners of the South of Russia). Har'kov, 1911, T. 1, ch. I.

24. Trudy Vtorogo Vserossijskogo jelektrotehnicheskogo s#ezda (Proceedings of the Second All-Russia Electrotechnical Congress), SPb., 1903. T. 1.

25. Trudy Pervogo Vserossijskogo jelektrotehnicheskogo s#ezda (Proceedings of the First All-Russian Electrotechnical Congress). SPb., 1901. T. 1.

26. Trudy Pjatogo Vserossijskogo jelektrotehnicheskogo s#ezda (Proceedings of the Fifth All-Russia Electrotechnical Congress). SPb., 1910.

27. Trudy pjatogo ocherednogo s#ezda sudovladel'cev Volzhskogo bassejna. Doklad Soveta s#ezdov «O polozhenii voprosa po reforme rechnogo obrazovanija» (Proceedings of the fifth regular congress of ship owners of the Volga Basin. Report of the Council of Congresses «On the Situation of the Issue on Reform of River Education»). Nizhnij Novgorod, 1914.

28. Trudy tret'ego ocherednogo s#ezda sudovladel'cev Volzhskogo bassejna. Svod postanovlenij. (Proceedings of the third regular congress of shipowners of the Volga Basin. Code of Regulations). Nizhnij Novgorod, 1911.

29. Trudy ХХ s#ezda gornopromyshlennikov Urala s 27-go fevralja po 3-e marta 1915 g. v g. Ekaterinburge (Proceedings of the XX Congress of Miners of the Urals from February 27 to March 3, 1915 in Yekaterinburg). Pg., 1915.

30. Trudy chetvertogo ocherednogo s#ezda sudovladel'cev Volzhskogo bassejna. Proekt polozhenija i organizacija rechnyh uchilishh (Proceedings of the fourth regular congress of shipowners of the Volga Basin. The draft regulations and the organization of river schools), Nizhnij Novgorod, 1913.

31. Fomin P. I. Kratkij ocherk istorii s#ezdov gornopromyshlennikov Juga Rossii (A short essay on the history of the congresses of miners of the South of Russia). Har'kov, 1908. - 173 s.

32. Fomin P. I. Prakticheskaja postanovka promyshlennogo obrazovanija (Practical setting of industrial education). Har'kov, 1912. - 16 s.

33. Shepelev L. E. Akcionernye kompanii v Rossii: XIX - nachalo ХХ veka (Joint-stock companies in Russia: XIX - the beginning of the twentieth century), gos. un-t, Fakul'tet menedzhmenta. St. Petersburg. SPb., 2006, 604 s.

Поступила 31 октября 2016г.

Сведения об авторе

Бессолицын Александр Алексеевич - доктор экономических наук, профессор, Московская высшая школа социальных и экономических наук. Область научных интересов: экономическая история, история предпринимательства и история коммерческого образования в России. Автор более 80 научных публикаций, в том числе 3 монографий. ORCID http://orcid. org/0000-0003-0550-5852

E-mail: [email protected]

About the author

Bessolitsyn alexander alexeevich - professor, Moscow High School of Social and Economic Sciences. He is the author of more than 80 scientific publications including 3 monographs devoted to the problems of economic history, history of entrepreneurship and history of commercial education in Russia. ORCID http://orcid.org/0000-0003-0550-5852

e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.