GO Св
JEL classification: R12, R23 УДК 377.3
DOI 10.17150/2308-2488.2019.20(3).366-395
АА. Бессолицын
Институт российской истории РАН,
Институт общественных наук РАНХиГС,
\ г. Москва, Российская Федерация
!
КАДРЫ ДЛЯ МОДЕРНИЗАЦИИ. ДИСКУССИИ О ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ В РОССИИ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВВ.
Аннотация. Статья посвящена актуальной в современных условиях теме: формированию человеческого капитала как важного фактора социально-экономического развития общества. Особое значение в плане развития человеческого капитала на всех исторических этапах играет модернизация образования, роль которого значительно возрастает в условиях экономического подъема страны. Значение образования и необходимость повышения его качества для России приобретают особенно важную роль на этапе экономической модернизации рубежа XIX-XX вв. В статье сделана попытка проанализировать опыт формиро-а вания специального электротехнического образова-
£ ния в условиях экономической модернизации, а также
2 выявить роль гражданского общества в этом процессе. | Экономическая модернизация в России предполага-| ла создание конкурентоспособного промышленного £ комплекса, включающего добывающие, обрабатываю-
3 щие отрасли и транспорт. Наиболее быстро растущей ~ отраслью промышленности была электротехниче-S ская, которая, однако, испытывала острый дефицит в
подготовленных кадрах. Дискуссии, развернувшиеся ^ на страницах профильных журналов, а также в ходе
а работы Всероссийских электротехнических съездов, в
g значительной степени определили основные направ-
1 ления формирования всех уровней электротехниче-
^ ского образования. Анализировался как уже имевший-
366
© Бессолицын А.А., 2019
ся опыт реализации низшего и среднего специального электротехнического образования, так и новые подходы к его организации, которые были разработаны Электротехническим отделом Императорского Русского Технического Общества (ИРТО). Кроме того, представляет интерес попытка (на основе европейского, прежде всего — французского, опыта) открытия в Москве высшей электротехнической школы, ориентированной в основном на переподготовку уже работающего в отрасли инженерно-технического персонала.
Ключевые слова. Экономическая модернизация, человеческий капитал, электротехническая промышленность, всероссийские электротехнические съезды, научно-технические общества.
Информация о статье. Дата поступления 12 апреля 2019 г.; дата принятия к печати 31 августа 2019 г.; дата онлайн-размещения 30 сентября 2019 г.
A.A. Bessolitsyn
Institute of Russian History, Russian Academy of Sciences, Institute of Social Sciences, RANEPA, Moscow, the Russian Federation
SPECIALISTS FOR MODERNIZATION. DISCUSSION ABOUT TRAINING OF SPECIALISTS FOR THE ELECTRO-TECHNICAL INDUSTRY IN RUSSIA
ON THE CUSP OF 19TH-20TH CENTURIES £
R
o
Abstract. The article is dedicated to the topic, which |
is important at present time: formation of human capital g
as an important factor of the social and economic devel- ^
opment of society. Modernization of education plays an ^
essential part in terms of the development of human cap- ^
ital during all historical stages and its importance grows 1!
significantly alongside with the economic growth of the ^
country. The role of education and necessity to improve ^
its quality became of significant value for Russia during £ the economic modernization on the cusp of the 19th-20th
centuries. In this article, the author makes an attempt to §
analyze the experience of formation of different levels of Is
GO
ев
electro-technical education during the economic modernization, as well as to reveal the role of civil society in this process. The Russian economic modernization implied the formation of a competitive industrial complex, which included mining, manufacturing industries and transport. The electro-technical industry, which was lacking trained personnel, was the most quickly developing one. The discussion in the relevant journals as well as during the work of All-Russia electro-technical congresses set up, to the most extent, the main ways to form all the levels of electro-technical education, which helped to train personnel for the respective industry. The author analyzed both the available experience in realization of lower and secondary specialized electro-technical education and the new approaches to its organization, developed mostly in the Electro-technical department of the Emperor's Russian Technical Society (ERTS). Apart from that, there was a curious attempt to open a higher electro-technical school in Moscow based on the European (mostly French) experience, which was oriented mostly towards additional training of the already working engineering and technical specialists.
Keywords. Economic modernization, human capital, electro-technical industry, All-Russia electro-technical congresses, scientific and technical societies.
Article info. Received April 12, 2019; accepted August 31, 2019; available online September 30, 2019.
Реформы 1860-1870-х гг. создали условия для быстрого экономического развития страны, а железнодорожный бум 1870-1880-х гг. способствовал созданию | новых транспортных артерий. За короткий срок Рос-£ сия покрылась целой сетью железных дорог, связав-■2 ших в единое целое ее разрозненные прежде эконо-в мические районы. Это способствовало завершению ^ промышленного переворота, нашедшего отражение „н в экономическом подъеме 1890-х гг., который, в свою очередь, перерос в индустриализацию. Уже к нача-j? лу 1890-х гг. внутреннее производство удовлетворяло 1 потребности страны в чугуне на 93,7 %., железе — на ! 91,7 %., стали — на 97,1 %. [6, с. 368].
4S
На этом фоне происходит усложнение обществен- 2 I
_ _ _ 3 1
ной и хозяйственной жизни, что потребовало не только - j использования новых приемов и методов управления, 88« но и введения новых институтов и учреждений, а также : более широкого вовлечения в происходящие процессы j формирующегося гражданского общества. Происхо- j дившие изменения свидетельствовали о том, что страна вступает в период экономической модернизации.
Рассматривая модернизацию как систему мер, на- j правленных на изменение основополагающих институтов общества с целью повышения его конкурентоспособности и эффективности как в социальной, так и в экономической сферах, необходимо отметить, что институциональные преобразования, проведенные в России во второй половине XIX — начале ХХ вв. в целом способствовали постепенной трансформации традиционного «полицейского» государства в «правовое» государство. Составной частью этого процесса явилось повышение гражданской активности различных социальных слоев, проявившееся в создании сети разнообразных добровольных объединений, постепенно заполнявших «пространство» между государством и обществом и становящихся своеобразным посредником между ними. Видное место среди этих «связующих звеньев» хозяйства занимали научно-технические организации, которые принимали активное ^ участие в формировании новых институтов развития. |
Экономическая модернизация в России предпо- Ц лагала создание конкурентоспособного промышлен- ^ ного комплекса, включающего добывающие, обраба- ^ тывающие отрасли и транспорт. Наиболее мощный ^ толчок индустриальному развитию был дан на рубе- ~ же XIX-XX вв. в период, когда министерством финан- 15 сов руководил С.Ю. Витте (1893-1904 гг.). Экономиче- = ская программа, принятая в период его министерства, "f определила в качестве главной цели правительства | развитие отечественной промышленности (в том чис- ||
ле — машиностроения) на базе крупномасштабного железнодорожного строительства, создания условий для активного привлечения иностранных инвестиций, расширения налогооблагаемой базы и емкости внутреннего рынка и т.д. Более того, даже после отставки Витте дальнейшее экономическое развитие страны проходило в целом в русле данной программы. В этой связи можно говорить об отдельном «вит-тевском» этапе российской модернизации.
Важным условием реализации программы являлось повышение качества человеческого капитала. Необходимость этого диктовалась быстрым ростом промышленного сектора и увеличением численности «промышленных» рабочих. По данным, основанным на отчетах фабричной и горнозаводской промышленности, земств, а также переписи 1897 г., к началу ХХ в. в России было 14,2 млн наемных рабочих, из них занятых в промышленности (т.е. фабрично-заводских) — 1,9 млн [6, с. 367]. Помимо квалифицированных рабочих промышленность требовала новых, подготовленных кадров: техников, инженеров и других специалистов со средним специальным и высшим техническим образованием.
Решение данной проблемы государство связывало с развитием профессионального образования. С этой целью Витте было подготовлено специальное Представление в Государственный совет от 13 декабря 1893 г. о передаче министерству финансов заведования коммерческими учебными заведениями, в котором предлагалось предоставить министру финансов « право разрешать учреждение новых коммерческих училищ [5, с. 136-153].
Утверждение в 1896 г. Положения о коммерческих учебных заведениях вызвало необходимость образования специального Учебного отдела при Департаменте торговли и мануфактур, в ведение которого передавалась вся сеть учебных заведений коммерческой, худо-
О
жественно-промышленной и технической специаль- 21 ности. В результате всего за 3 года (с 1896 по 1899 гг.) в 2! ведение Министерства финансов перешло 61 учебное 88' заведение. Среди них: два высших учебных заведения | (Киевский и Варшавский политехнические инсти- ¡ туты), 11 коммерческих училищ, 21 общественная и частная коммерческая школа и 27 торговых классов и \ коммерческих курсов (не считая художественно-промышленных и ремесленных училищ) [5, с. 233-235]. |
Однако в условиях бурного развития промышлен- | ности, появления инновационных отраслей, которым требовались кадры нового уровня, решить данную задачу только за счет существующих учебных заведений оказалось крайне затруднительно. Требовались новые формы образования и новые типы учебных заведений, созданные и финансируемые, в том числе, и частным сектором.
Одной из наиболее быстро растущих на рубеже Х1Х-ХХ вв. отраслей была электротехническая. Эта отрасль в большей степени, чем другие, испытывала дефицит в подготовленных кадрах, поскольку изначально создавалась на базе иностранных акционерных предприятий, постепенно переносящих свою деятельность (в силу разных причин) в Россию. Государство не имело возможности быстро нарастить выпуск специалистов в данной сфере, поскольку их подготов- ^ ку, по сути, вел единственный в стране специализи- | рованный вуз — Электротехнический институт, осно- Ц ванный в 1886 г. в Санкт-Петербурге как высшее тех- ^ ническое училище Почтово-телеграфного ведомства. ^ В 1891 г. училище официально было преобразовано ^ в Электротехнический институт с четырехлетним ~ сроком обучения. После его окончания выпускникам 15 присваивалось звание телеграфного техника, а еще = через год они получали право представить проект на заданную институтом тему и только после его защиты получали звание телеграфного инженера [15, с. 17-18].
г
Начиная с 1898 г. срок обучения в вузе стал пятилетним, что позволило увеличить объем преподавания электротехники. В связи с изменением программы преподавания было предложено изменить и название инженеров, выпускаемых институтом, и именовать их не телеграфными инженерами, а инженерами-электриками. Предполагалось, что контингент студентов будет постепенно увеличен до 300 человек с тем, чтобы довести выпуск до 30-40 специалистов в год1.
Однако такого количества специалистов-электротехников даже по предварительным подсчетам экспертов было явно недостаточно, поскольку они были востребованы не только непосредственно на электротехнических предприятиях, но и при строительстве и обустройстве телеграфных станций, портовых сооружений, систем сигнализации, освещения и т.п. Выпускники Электротехнического института были, что называется, «нарасхват». Кроме того, отмечалось, что в связи с «сооружением Великого сибирского пути и введением в перспективе электровозов, потребуются сотни, если не тысячи инженеров-электриков. Возникает вопрос, что останется частной электротехнической промышленности»2.
Вопрос об обеспечении отрасли специалистами не был праздным, поскольку только по официальным данным к началу ХХ в. в стране насчитывалось более 50 крупных акционерных обществ, связанных с электротехнической промышленностью. Ведущими среди них являлись Акционерное общество русских электротехнических заводов «Сименс и Гальске» (от-« крыто в 1898 г.) с основным капиталом 5,6 млн р. и отделениями в восьми городах (головным предприятием общества являлся электромеханический и машиностроительный завод в Петербурге, на котором трудились 855 человек); Русское акционерное общество
а
1 Электротехник. 1898. № 6. С. 369-370.
2 Там же. С. 371-372.
«Шуккерт и Ко» (открыто в 1899 г.) (в 1912 г. слилось 2 I с «Сименс и Гальске» в РАО «Сименс-Шуккерт» с ос- -! новным капиталом 15 млн р. и отделениями в 13 го- 88' родах); Русское электрическое акционерное общество \ «Динамо» (открыто в 1913 г.) с основным капиталом | 7 млн р., электромеханическим заводом в Москве и артиллерийским в Петербурге, и др. [1]. \
Большинство электротехнических предприятий имели иностранные корни. Характерным примером | является Русское акционерное общество «Л.М. Эрик- | сон и Ко», которое было официально открыто в Пе- ] тербурге в 1905 г. с основным капиталом 4 млн р. и включало телефонную и электромеханическую фабрики. Свою деятельность основатель фирмы шведский подданный Л.М. Эриксон начал в Швеции еще в 1876 г., когда им было основано предприятие по изготовлению телефонных аппаратов. В 1881 г. Эриксон получил заказ на партию изделий для Петербурга. В 1880-х гг. в нескольких российских городах устанавливаются первые небольшие телефонные станции. Рост продаж потребовал изменить направленность деловых операций и, прежде всего, перенести сборку телефонов на территорию России. В результате в 1897 г. Эриксоном основывается в Петербурге предприятие по изготовлению телефонов. В течение первых четырех лет им было выпущено 12 тыс. телефонных аппа- ^ ратов, более 100 местных телефонных коммутаторов | (на 100-200 абонентов) и несколько центральных те- Ц лефонных коммутаторов (для Казани, Киева, Харько- ^ ва, Тифлиса и Либавы). К началу 1903 г. численность ^ рабочих предприятия достигла 300 человек, продук- ^ ции в год выпускалось на 1,2 млн р. В интересах даль- ~ нейшего развития производства и получения выгод- 5 ных заказов, в частности на изготовление аппаратов = военно-полевого назначения, потребность в которых особенно возросла в период русско-японской войны, |
и создается акционерное общество «Л.М. Эриксон и |
Ко» [3, с. 3-4, 6]. Это дает новый импульс развитию предприятия. Если в 1911 г. общество выплатило акционерам дивиденд в 4 %., то в 1912-1914 гг. ежегодно выплачивался дивиденд в 8 %, а в 1915 г. — 10 %. Причем баланс общества на конец 1915 г. достиг почти 15 млн р. [1].
Не менее успешно работали и другие акционерные предприятия, связанные с электротехническим производством. Например, Русское акционерное общество «Сименс-Шуккерт», образованное после слияния в 1912 г. фирм «Сименс-Гальске» и «Шуккерт и Ко» получило большой заказ на производство осветительного и электротехнического оборудования (в основном военного назначения). В годы Первой мировой войны Петроградский завод динамо-машин, принадлежащий «Сименс-Шуккерт», оставался основным поставщиком электрических машин, трансформаторов и высоковольтных аппаратов для армии, флота и промышленности. В результате только за 1915 г. общество получило чистую прибыль в размере 1 848 958 р. Из них был выплачен дивиденд акционерам в размере 5 %. на сумму 750 тыс. р., добавочный дивиденд в 150 тыс. р., а также вознаграждение членам правления (46,9 тыс. р.) и служащим (35 тыс. р.)3. Численность рабочих на предприятиях этого общества к 1917 г. составила более 3 тыс. человек.
Понятно, что для такого количества инновационных для России предприятий требовались специально обученные кадры инженеров, техников и другого персонала. Поскольку экономика России была ори-« ентирована на широкомасштабные технологические заимствования, важно было обеспечить достаточный в количественном и качественном отношении образовательный уровень населения, чтобы заимствованные достижения были быстро освоены и дали возможность
3 Вестник финансов, промышленности и торговли. 1916. № 36. С. 2061.
О
дальнейшего развития экономики уже на базе соб- 2 < ственных технологических прорывов. В свою очередь, -: привлечение в промышленность кадров, имеющих 88" специальную подготовку, было невозможно без наличия соответствующих образовательных учреждений.
Процесс становления промышленного (инженерно-технического и коммерческого) образования в России развивался в двух направлениях. Во-первых, это были специализированные ремесленные школы и ком- : мерческие училища, которые поставляли конторских служащих в набиравшие обороты акционерно-паевые предприятия; во-вторых, стали появляться высшие инженерно-технические училища, которые готовили инженерные кадры для российской промышленности в целом. В ходе экономического подъема конца XIX в. отдельным инженерам удавалось пройти путь от наемного управляющего до распорядителя и даже совладельца компании. Это касалось и кадров, работающих на электротехнических предприятиях. Тема подготовки кадров для электротехнической промышленности активно обсуждалась на страницах журнала «Электротехник», который начал издаваться с 1897 г. и позиционировал себя, как «журнал практической электротехники». Уже в первом номере журнала была размещена большая редакционная статья под названием «Подго-
Л &1
товка электротехников»4, в которой отмечалось, что по ^
инициативе правительства создана комиссия во главе |
с товарищем министра путей сообщения Н.П. Петро- Ц
вым. В комиссию вошли представители науки, техни- ^
ки и администраций разных ведомств. Целью комис- ^
сии было расширение возможностей получения элек- ^
тротехнического образования. ~
В ходе обсуждения вопроса Московское отделение 5
Императорского Русского Технического Общества = (ИРТО) высказалось за открытие в Москве высшего
|
__Л
|
4 Электротехник. 1897. № 1. С. 7-15. 1
2019. Т. 20, № 3. С. 366-395
электротехнического учебного заведения, основанного на частные средства. Однако главное внимание редакция журнала уделила вопросам организации среднего специального образования. В частности, отмечалось, что «практически не существует средних технических учебных заведений, необходимых для подготовки высокообразованных инженеров электриков (электротехников), т.е. таких лиц, которые не обладают высшими теоретическими познаниями, но зато обладают хорошей электротехнической практической подготовкой. Наша ошибка: мы создаем массу высших техников, не подготовив для них хороших техников-помощников и самый рабочий технический персонал»5.
Обсуждение данной проблемы было продолжено в статье А.А. Спицына под названием «Необходимо ли среднее техническое образование»? Автор обратил внимание на слабую специальную подготовку выпускников средних учебных заведений, которые не готовы к самостоятельной работе в качестве дипломированных техников. В этой связи среднюю школу, в том виде, в котором она существует, по мнению автора, следует рассматривать, как подготовительную для продолжения образования в высшей школе. При этом следует обратить внимание на постановку и низшего технического образования для рабочих, что позволит, как полагал автор, поднять их технический уровень: «Выдающиеся по уму и способностям из рабочих будут хорошими помощниками вам, господа техники высшего образования. Подобным решением вопроса « вы откроете для рабочего интерес к делу и заставите его выбиваться из своего косного состояния» [14, с. 441]. ^ Дискуссия о развитии электротехнического обра-
зования получила новое развитие в связи с началом ^ работы на рубеже веков Всероссийских электротехни-
TS а
Электротехник. 1897. № 1. С. 7-15.
5
ческих съездов. Первый съезд прошел в Санкт-Петербурге с 27 декабря 1899 г. по 7 января 1900 г. В Положении, утвержденном на съезде, отмечалось: «Съезд имеет целью: а) сближение русских электротехников между собой и ознакомление с новейшими научно-техническими успехами в области электричества и его применений; б) выяснение современного состояния электротехники и электротехнического образования и изыскание условий для успешного развития их в России; в) изучение современного положения электротехнической промышленности в России и изыскание наилучших условий для правильного и успешного ее развития»6.
Всего на съезде планировалось рассмотреть порядка 70 вопросов, из них пять вопросов были посвящены проблемам постановки электротехнического образования в России. В том числе обсуждались: тип низшей электротехнической школы для учеников, окончивших начальную школу и для взрослых рабочих, каким требованиям и задачам должно удовлетворять среднее электротехническое училище, роль электротехнических курсов для лиц, получивших общее среднее образование, место высшего электротехнического образования и его практические задачи, а также необходимость скорейшего открытия в России электротехнических школ и училищ и изыскание средств для
Таким образом, уже в самом начале работы съез- Ц
дов был поднят весь спектр проблем, связанных с под- ^
готовкой кадров разного уровня для электротехниче- ^ ской промышленности.
&
6 Положение о Первом Всероссийском электротехническом ^ съезде 1899 года в С.-Петербурге // Труды Первого Всероссийско- ^
го электротехнического съезда 1899-1900 в С.-Петербурге / под ред. А.И. Смирнова, Н.Н. Георгиевского. СПб : Ком. 1-го Всерос. -§ электротехн. съезда, 1901. Т. 1. С. 62. |
7 Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 115. Оп. 1. Д. 1. Л. 26.
этого7.
Особенно подробно эта тема обсуждалась на Втором электротехническом съезде (1901-1902 гг.), на котором были заслушаны сразу несколько докладов, посвященных проблемам электротехнического образования в России. В частности, был сделан доклад инженера В.А. Ржевского «К вопросу о постановке преподавания в низших электротехнических школах» [12]. Автор сформулировал основные цели и задачи постановки этого уровня образования: низшее электротехническое училище «имеет целью подготовлять, во-первых, лиц, производящих (под руководством инженеров) электротехнические установки всякого рода, во-вторых, лиц, работающих на сделанных уже установках, и, в-третьих, лиц, работающих на заводах, производящих принадлежности для электротехнических установок, т.е. лиц, известных под общим названием установщиков». По мнению, В.А. Ржевского, «в таких училищах должны, следовательно, преподаваться следующие отделы электротехники: 1) Электрическое освещение и передача энергии; 2) Телеграфия, телефония, сигнализация; 3) Электрохимия» [там же, с. 167].
Автором был предложен ряд конкретных решений по перестройке образовательного процесса в специальных учебных заведениях: 1) преобразование существующих низших механико-технических училищ в электротехнические с механико-техническим отделением; 2) сокращение программ предметов, преподаваемых в низших электротехнических училищах и ориентирование преподавания на «развитие самодеятельности учеников»; 3) ориентирование « практических занятий на обучение их механическим принципам и приемам производства, а не на стремление «приготовлять искусных мастеров»; 4) введение группового разделения учеников (вместо разделения на классы) «с переводом учеников из группы в группу через каждую четверть года»; 5) увеличение продолжительности учебного года до 220 дней «путем
О
уменьшения продолжительности летних каникул при 21 условии совершенного уничтожения домашнего при- -! готовления уроков» [14]. 88'
Вызвал интерес участников второго электротехнического съезда доклад инженера К.К. Андерса «О про- ¡ фессиональных классах для подготовки телеграфных надсмотрщиков и низших агентов технического надзора за различными электротехническими приборами на Полесских железных дорогах». Докладчик сообщил, что, начиная с 1895 г. на русских железных дорогах, в том числе и на Полесских, организована сеть школ для подготовки телеграфистов, причем часть этих школ впоследствии была преобразована в профессиональные школы со значительно расширенными программами в целях подготовки служащих и к иным должностям (по службе движения, по коммерческому отделу и др.). Благодаря этому появилась возможность дать молодым людям в сравнительно небольшой срок (до 9 месяцев) серьезную теоретическую подготовку, какой они не могли бы получить и за несколько лет, изучая дело только на практике [2, с. 146]. В связи с этим докладчиком был разработан проект организации подготовительных курсов для телеграфных надсмотрщиков, по которому с сентября 1900 г. были организованы занятия. Преподавание проводилось на базе местной профессиональной школы, а практические занятия про- ^ исходили при телеграфной мастерской, в специально | оборудованном помещении. Курс был рассчитан на Ц шесть месяцев, причем по три часа в день учащиеся за- ^ нимались под руководством преподавателей, а четыре ^ часа им предоставлялось для самостоятельных практических работ и для выполнения чертежей (под наблюдением лаборанта) [там же, с. 148]. Первый выпуск 5 школы (1900-1901 гг.) уже дал, по мнению докладчика, = прекрасные результаты: «лица, систематически подготовленные, рассеянные по линиям дорог, дают чув- | ствовать свое разумное отношение к делу, а не ощупью ||
3-
&
подходят к вверенным их надзору приборам» [2, с. 150]. Кроме того, подобного рода школа потребовала очень скромного финансирования как для первоначального оборудования, так и для всего дела. По подсчетам Ан-дерса, полное первоначальное оборудование (для телеграфии и телефонии в совокупности) стоило не более 7 905 р., а ежегодный расход на содержание школы (в = том числе и вознаграждение преподавателей) обошел-= ся менее чем в 3 000 р. [там же, с. 149]. | При обмене мнений было указано, что в школах
^ подобного типа весьма существенное значение поми-Е мо теории имеет постановка практических занятий. » Признавая важность вопроса, возбужденного докладчиком, было принято решение образовать особую комиссию для выработки специальной программы «слабых токов» для подобных технических школ8.
Тема постановки общеобразовательных и специальных курсов по электротехнике была развита в докладе М.Я. Кульчицкого «Устройство общеобразовательных и специальных курсов по электротехнике» (доклад сделан от имени V Отдела ИРТО) [8].
М.Я Кульчицкий указал на то, что электротехнические курсы дают возможность всякому ознакомиться с различными отделами учения об электричестве, а | равно и с электротехникой. Это положительная сторона. Однако такие курсы не дают слушателям, возмож-§ ности подкрепить свои теоретические знания прак-| тическими работами. Кроме того, как отмечал автор ^ «устраиваемые до сего времени чтения по электротех-■2 нике, будучи по необходимости общедоступными, все « же содержали многое из того, что некоторым из слу-I. шателей казалось лишним, другим — непонятным» ^ [8, с. 292-293]. В этой связи Электротехнический отдел Московского отделения ИРТО, неоднократно рас-^ сматривавший данный вопрос, предлагал разделить
Электричество. 1902. № 6. С. 86.
8
чтения по электротехнике на две категории: к первой 21 отнести чтения общедоступного характера, а ко вто- -1 рой — специальные чтения для определенной группы 88' слушателей. При этом общедоступные курсы должны были содержать общие понятия в конкретной отрасли знаний, специальные же курсы, кроме научного характера, должны давать слушателям обстоятельные и подробные сведения, которыми они могли бы «непосредственно воспользоваться для своих работ в избираемых ими отделах электротехники»9. !
Обращаясь к вопросу организации курсов V Отде- ] ла ИРТО признавалось, что в целях большего единства чтений необходимо, чтобы программы отдельных предметов и распределение часов устанавливались «коллегиально, в собрании лекторов» [8, с. 294]. При этом инициативу устройства и руководство курсами могли бы взять на себя электротехнические отделы ИРТО, а также электротехнические общества. Что касается финансовой стороны дела, то в целом расходы по устройству чтений признавались незначительными, при том, что приборы для проведения опытов можно было заимствовать в учебных заведениях и электротехнических конторах. Кроме того, расходы на обучение могли легко покрываться платой за лекции, а также за счет пожертвований [там же, с. 295].
Помимо низшего профессионального образования ^ съезд уделил внимание постановке преподавания элек- | тротехники в средних специальных учебных заведени- Ц ях. Этому вопросу были посвящены два доклада: «О по- ^ становке преподавания электротехники в Кунгурском ^ техническом, Губкина, училище» Ф.Ф. Скурского [13] и ^ «Постановка преподавания электротехники в средних ~ технических учебных заведениях» М.Я. Кульчицкого 5 (этот доклад М.Я. Кульчицкий сделал уже не от имени = V Отдела ИРТО, а как «инженер-механик») [7]
г
9 Электричество. 1902. № 9-10. С. 136.
В докладе Ф.Ф. Скурского отмечалось, что, хотя Кунгурское училище по своему типу «близко подходит к низшим механико-техническим училищам»10, но имеет четырехлетний курс, вследствие чего постановка учебного дела отличается как более широкой программой, так и лучшей практической подготовкой учащих-I ся. Преподавание электротехники в училище ведется с = 1894 г., и хотя электротехника является вполне самосто-Ё ятельным предметом, но, тем не менее, в аттестате она | отдельно не значится, а присоединяется к отметке по ^ физике «к крайнему сожалению учащихся» [13, с. 272]. с Преподаванию электротехники отведено три часа в » неделю, и главная задача ее преподавания заключается в том, чтобы выработать у учащихся вдумчивое и сознательное отношение к явлениям электричества и дать им необходимую подготовку для дальнейшего самостоятельного изучения электротехники. К докладу Ф.Ф. Скурский приложил подробную программу электротехники, по объему своему вполне соответствующую курсу этого предмета в средних технических училищах11.
Инженер-механик Кульчицкий представил программу по электротехнике для средних специальных учебных заведений, в основу которой вошла програм-| ма школы рабочих-электротехников ИРТО12. В этой программе теоретические курсы сочетались с чертеж-§ ными работами, которые частично выполнялись на | уроках, частично дома, а также работой в лаборатори-^ ях, мастерских и на электрической станции учебного ■2 заведения под руководством преподавателя. Кроме « того, эти работы дополнялись описанием и сняти-I. ем планов электротехнических установок, работой в ^ электротехнических конторах, дежурством на электрических станциях вне стен учебного заведения и ра-^ _
10 Электричество. 1902. № 6. С. 86.
11 Там же. С. 87.
12 Электричество. 1902. № 9-10. С. 136.
ботой на заводских электротехнических установках. 2 I Правда, все эти работы по учебному плану: «Должны -! исполняться преимущественно в каникулярное вре- 88' мя, и лишь в том случае, когда местные условия дозволяют, могут производиться в учебное время» [7, с. 305]. ¡
По вопросу о постановке высшего электротехнического образования в России на втором электротехническом съезде был заслушан доклад П.К. Мейера [11], посвященный изучению опыта организации учебного процесса в Высшем электротехническом училище в Париже. Высшее электротехническое училище в Париже представляло несомненный интерес, прежде всего потому, что оно было полностью учреждено за счет частной инициативы при сравнительно скромных средствах и без государственного финансирования. Кроме того, постановка электротехнического образования в этом вузе рассматривалась в качестве примера для учреждения аналогичного учебного заведения в России, прежде всего — в Москве как важном промышленном и научном центре [там же, с. 291].
Третий электротехнический съезд состоялся в Санкт-Петербурге в период с 27 декабря 1903 г. по 5 января 1904 г. и проходил в помещениях ИРТО. Основное внимание на съезде было уделено утверждению правил безопасного пользования электрическими устройствами и активного внедрения их в жизнь. ^ Проблемы постановки электротехнического образова- | ния на этом съезде не обсуждались на том основании, Ц что одновременно в Санкт-Петербурге проходил III ^ Съезд русских деятелей по техническому и професси- ^ ональному образованию, на котором предполагалось, ^
помимо прочего, уделить место и этому вопросу13.
13 Краткий отчет о деятельности Постоянного Комитета с 5 "8
января 1902 г. по 27 декабря 1903 г. // Дневник Третьего Всерос- §
сийского электротехнического съезда в С.-Петербурге. СПб., 1904. Л
№ 8. С. 9. |
Вновь дискуссии о постановке в стране электротехнического образования развернулись во время работы четвертого Всероссийского электротехнического съезда, который проходил в Киеве с 26 апреля по 4 мая 1907 г. На этом съезде были высказаны серьезные претензии к работе Постоянного Комитета (ПК), который Е в периоды между съездами должен был выполнять ра-= боту по реализации решений, принимаемых на съезде, Ё однако, реально оказывался как бы изолированным от | большинства деятелей по электротехнике и не имел с ними никакого живого общения. В связи с этим было с внесено предложение об организации в крупных про» мышленных центрах представительств ПК. Предлагалось использовать для этого уже существующую организацию — Императорское Российское Техническое Общество (ИРТО) — и на следующем съезде перейти к уже более сплоченной организации — Союзу русских электротехников (наподобие Союза германских электротехников), что и было поддержано съездом14.
Это решение дало новый толчок к обсуждению вопроса организации электротехнического образования в России. Была организована Комиссия (председатель — И.В. Линде), которая приступила к разработке проекта Устава новой организации и «Обращения» I к электротехникам, живущим в Москве (общим чис-§ лом более 300 человек), и всего через два месяца было § проведено первое совещательное собрание по учреж-| дению общества электротехников, на котором были ^ озвучены основные направления работы. ■2 Задачи общества электротехников, как отмечал
« автор статьи в журнале «Электричество» Н.Н. Ваш-I. ков, «являются всеобъемлющими, как и задачи всей ^ русской электротехники». [4, с. 401]. Кроме использования электричества в фабрично-заводском произ-^ водстве, одной из насущнейших проблем, решением
Электричество. 1907. № 5. С. 155-157.
14
которой должно было заняться общество, являлось 2 применение электричества в городском и земском -хозяйстве. Наряду с этим рассматривался вопрос о 88 профессиональном электромеханическом образовании применительно к нуждам Московского района [4, с. 405].
На необходимость решения данной проблемы указывалось в докладе делегатов съезда И.В. Линде и Я.Ф. Каган-Шабшая «О постановке доступного электротехнического образования для рабочих». В докладе, в частности, отмечалось: «Принимая во внимание полнейшее отсутствие электротехнической подготовки у рабочих, занятых в промышленности и отсутствие специальных школ, в которых рабочий за доступную плату мог бы получить соответствующую подготовку, просим Совет Общества рассмотреть разработанную нами и прилагаемую инструкцию, и таблицы числа часов вечерней школы электромонтеров и в случае одобрения внести на утверждение Общего собрания» [9, с. 499].
Данная школа должна была давать элементарные электротехнические знания и состоять из двух одногодичных самостоятельных курсов, причем второй курс являлся расширением первого. В школе должны были преподаваться основы арифметики, физики, механики, электротехники, ухода за электрическими машинами и аппаратами, черчение и законоведение. По подсчетам авторов доклада бюджет такой школы должен был составить всего 1 900 р. при количестве слу- £ шателей по 40 человек на курсе. При этом стоимость ^ курса для одного слушателя должна была быть не бо- | лее 10 р. (т.е. при 80 обучающихся — 800 р.). Годовой ~ дефицит (1 100 р.) мог быть покрыт за счет ежегодной 5 субсидии от Общества (в размере 350 р.), пожертвова- = ний от фирм и частных лиц, а также отказом преподавателей от оплаты впредь до притока пожертвований | в достаточном количестве [там же, с. 500]. |
Тема организации электротехнического образования получила дальнейшее развитие на Пятом Всероссийском электротехническом съезде, состоявшемся в конце 1908 — начале 1909 гг. в Москве. Это было вызвано тем, что данная проблема специально рассматривалась на собрании общества электротехников 9 апре-» ля 1908 г., на котором было принято постановление = об образовании при обществе Комиссии по вопросам Ё электротехнического образования в России. | В основу работы Комиссии были положены ма-
^ териалы анкеты, проведенной в специальных учебЕ ных заведениях через Отдел промышленных учи» лищ Министерства народного просвещения, а также сведения и материалы по постановке электротехнического образования в Западной Европе, собранные И.В. Линде. На основании этих материалов И.В. Линде и Я.Ф. Каган-Шабшай от имени Общества электротехников подготовили новый доклад к обсуждению на съезде [10].
Проанализировав собранные материалы и дав анализ постановки разного уровня электротехнического образования, они пришли к выводу о том, что русская действительность предъявляет, главным образом, спрос на электротехников, установщиков, элек-| тротехников на фабриках и заводах, электротехников § по эксплуатации центральных станций, трамваев и § т.п. практических работников. Поэтому в процессе | формирования системы электротехнического образо-^ вания в русской средней школе, по мнению авторов, ■2 следовало руководствоваться европейским опытом. « Если в Германии, по их сведениям, в среднем на тео-а. рию отводилось 60 % учебного времени, а на практику 40 %, то в Швейцарии это соотношение выглядело как 30 % к 70 %. В этой связи, швейцарский опыт выглядел предпочтительнее. За основу рекомендовалось взять постановку практической электротехники в Билле (Швейцария) [там же, с. 26].
Наличие продолжительной практики было важ- 2 I но, прежде всего, в силу более слабой общей подготов- -! ки российских учащихся. В этой связи предлагалось 88' увеличить, в отличие от Германии и Швейцарии, об- : щий период обучения (от 7 до 8 семестров), с тем, что- ¡ бы «учащиеся, по окончании указанной школы могли получать звание электро-инженера подобно тому, как это делается не только в частных, но и в казенных учебных заведениях Германии» [10, с. 29]. !
В заключении И.В. Линде и Я.Ф. Каган-Шабшай ! рекомендовали, помимо открытия высшей электротехнической школы в Москве, открыть несколько средних электротехнических школ в разных районах страны, а кроме того, было высказано предложение о желательности детально разработать вопрос о постановке низшего электротехнического образования [там же, с. 37].
В перечне специальных училищ, находящихся в подчинении ИРТО, помимо школы десятников по строительному делу, ремесленного училища по механическому делу, школы печатного дела и др. (всего — 13 школ низшего уровня) была создана специальная двухклассная электротехническая школа, в которой в 1908-1909 гг. обучалось 84 человека в возрасте от 17 до 42 лет. При этом средний возраст учащихся составлял 25,5 лет. Еще 38 человек не смогли поступить в школу ^ за недостатком мест. Все учащиеся работали по своей | специальности на фабриках, заводах, в мастерских Ц или были заняты самостоятельной работой. В учеб- ^ ном плане школы из 32 часов в неделю 14,5 часов (45 % ^ учебного времени) отводилось на изучение электро- | техники. Кроме того, еще четыре часа выделялось на ~ практические занятия, которые проходили в лабора- 5
— 15
тории, устроенной при школе15. =
15 Отчет о школах Императорского Русского Технического Общества за 1908-1909 учебный год. СПб., 1910. С. 5. |
Это был тот реальный опыт, который уже активно использовался. Поэтому, среди вопросов, подлежащих обсуждению на шестом Всероссийском электротехническом съезде 1910-1911 гг. в Санкт-Петербурге, главное внимание было уделено созданию условий для открытия в Москве высшей электротехнической школы. С » этой целью по решению съезда было образовано специ-= альное Общество московских высших электротехниче-Ё ских курсов, которое и должно было выступить учреди-| телем нового специализированного высшего учебного ^ заведения. Его отличие от других электротехнических с вузов, работающих в России, должно было заключаться » в том, что в нем могли бы получить специальное образование по электротехнике в сравнительно короткий промежуток времени (один-два года) инженеры других специальностей, окончившие ранее физико-математические факультеты университетов, технические учебные заведения и др. Пока данная категория молодых людей с техническим и университетским образованием для получения дополнительного специального электротехнического образования была вынуждена стучаться в двери иностранных учебных заведений16. Однако дальнейшего развития эта тема не получила.
Вопросы организации всех уровней электротехни-| ческого образования в России были также включены в программу, подлежащую обсуждению на Седьмом § Всероссийском электротехническом съезде, состояв-| шемся в Москве с 27 декабря 1912 г. по 5 января 1913 г.17. ^ Тем не менее, в перечне более 50 докладов, заслушан-■2 ных на этом съезде, обнаружить доклад, посвященный « электротехническому образованию, не удалось, — скорее всего, на это у участников съезда просто не хвати-
^ 16 Труды Шестого Всероссийского электротехнического съез-
ц да 1910-1911 в С.-Петербурге. СПб. : Постоян. ком. Всерос. элек-тротехн. съездов, 1911. Вып. 1. С. 110.
17 Труды Седьмого Всероссийского электротехнического съезда 1912-1913 в Москве. СПб. : Постоян. ком. Всерос. электро-техн. съездов, 1913. С. 46-47.
ло времени, о чем косвенно было заявлено при обсуж- 2 I дении вопроса об организации следующего восьмого 22; съезда, который планировалось провести в Харькове. 88' В сообщении на эту тему отмечалось: «Непрерывное : развитие электротехники, требование нормировки в различных отраслях ее, подготовке материалов для законодательного регулирования сложных отношений — расширяют и углубляют вопросы, поднимаемые на Всероссийских электротехнических съездах. Время, уделяемое на съезды в том же размере, как и ранее, становится недостаточным. Для обеспечения спокойной, вдумчивой работы является необходимым или увеличить время, или ограничить материал, сосредоточив внимание только на некоторых, избираемых для каждого съезда Отделах»18.
Речь шла о поиске нового формата проведения съездов и обсуждения вопросов, включаемых в программу того или иного форума. Однако в связи с началом Первой мировой войны Восьмой съезд не состоялся.
Итак, проблема постановки специального электротехнического образования постоянно находилась в центре внимания профессионального сообщества и активно обсуждалась на площадке Всероссийских электротехнических съездов. Основное внимание в дискуссиях на эту тему уделялось сочетанию теоретической и практической подготовки, — с тем, чтобы сформи- ^ ровать у обучающихся основу для дальнейшего само- | стоятельного изучения электротехники. Вторая важ- Ц ная тема дискуссий — финансирование специальных ^ учебных заведений и привлечение к решению этой ^ проблемы частного бизнеса, потенциально заинтере- | сованного в профессиональных кадрах. Наконец, тре- ~ тье — в дискуссиях о постановке специального образо- 5 вания важная роль отводилась его общедоступности. =
18 Труды Седьмого Всероссийского электротехнического съезда 1912-1913 в Москве. СПб. : Постоян. ком. Всерос. электро-техн. съездов, 1913. С. 178-179. |
В докладах, сделанных на Всероссийских электротехнических съездах, как правило, анализировался реальный опыт изучения электротехники в учебных заведениях низшего и среднего уровня. При этом за основу брались учебные планы, разработанные в основном Комиссией по техническому образованию » ИРТО, поскольку в этих планах значительная роль от-= водилась сочетанию теоретического обучения и полу-Ё чения практических навыков на электротехническом | производстве. Учебные заведения ИРТО предлагали ^ широкий спектр направлений подготовки. Это были с специальные училища, классы для рабочих и работ» ниц, классы для малолетних рабочих, курсы отдельных предметов, подготовительно-профессиональные классы и начальные школы для детей рабочих. Только за 1907-1908 гг. обучающихся во всех школах, находящихся в введении Постоянной Комиссии по техническому образованию, насчитывалось более 7,5 тыс. человек19. Надо отметить, подготовка, получаемая учащимися в этих учреждениях, представляла собой дополнительное профессиональное обучение, которым государство практически не занималось, и финансирование которого также осуществлялось в основном за счет частных пожертвований и небольшой платы от самих | обучающихся.
§ Таким образом, проблема повышения качества
§ человеческого капитала через развитие различных | форм профессионального образования в условиях ^ модернизации не только активно обсуждалась в про-■2 фессиональном сообществе, но и реально использовала лась на практике, прежде всего — на уровне низшего а. и среднего электротехнического обучения.
Что касается постановки высшего специального образования, то здесь анализировался европейский (в основном — французский) опыт в организации
19 Отчет о школах Императорского Русского Технического Общества за 1908-1909 учебный год. СПб., 1910. С. 27.
2019, уо1. 20, по. 3, рр. 366-395
высшей электротехнической школы. Постоянный 2 ! Комитет Всероссийских электротехнических съез- -! дов пытался учредить новый тип специального (не- 88' государственного) образования, ориентированного на подготовку кадров для инновационных отраслей промышленности и не зависящего от государственного финансирования. Особенностью этого типа обучения являлось то, что данная школа была ориентирована не на полный цикл, как в государственном вузе, а практически на переподготовку уже имеющихся инженеров и техников, что позволяло отказаться от установленных нормативных сроков обучения и самостоятельно решать вопросы его финансирования.
Хотя в силу объективных обстоятельств (Первая мировая война и последующая революция) не удалось в полной мере реализовать все проекты, однако накопленный в этом направлении опыт представляет и в современных условиях не только чисто академический интерес, но и вполне может быть реализован с учетом новых реалий и возможностей частного бизнеса.
Список использованной литературы
1. Акционерно-паевые предприятия России : сост. по офиц. дан., извлеч. из материалов, утв. общ. собр. акционе- £ ров и пайщиков, и распубл. в органах М-ва торг. и пром-сти § и М-ва фин. / под ред. В.В. Лаврова.— Москва, 1917. — 613 с. л
2. Андерс К.К. О профессиональных классах для подго- 5 товки телеграфных надсмотрщиков и низших агентов тех- ^ нического надзора за различными техническими приборами ^ на Полесских железных дорогах / К.К. Андерс // Труды Вто- | рого Всероссийского электротехнического съезда 1901-1902 5 в Москве / под ред. А.И. Смирнова, Н.Н. Георгиевского. — ^ Санкт-Петербург, 1902. — Т. 2. — С. 145-165. §
3. Барышников М.Н. Русское акционерное общество | «Л.М. Эриксон и Ко» (создание и функционирование в начале | ХХ века) : научные доклады / М.Н. Барышников. — Санкт-Пе- Л тербург : Изд-во С.-Петербург. гос. ун-та, 2008. — 19 с. |
со ав
4. Вашков Н.Н. О задачах Общества электротехников в Центральном промышленном районе / Н.Н. Вашков // Электричество. — 1908. — № 10. — С. 401-405.
5. Витте С.Ю. Собрание сочинений и документальных материалов: в 5 т. / С.Ю. Витте. — Москва : Наука, 2006. — Т. 4. — 702 с.
6. Власть и реформы: От самодержавия к Советской России / отв. ред. Б.И. Ананьич. — Москва : ОЛМА-ПРЕСС Экс» либрис, 2006. — 734 с.
| 7. Кульчицкий М.Я. Постановка преподавания электротех-
| ники в средних технических учебных заведениях / М.Я. Кульчицкий // Труды Второго Всероссийского электротехническо-э го съезда 1901-1902 в Москве / под ред. А.И. Смирнова, Н.Н. Ге-; оргиевского. — Санкт-Петербург, 1902. — Т. 2. — С. 296-305.
8. Кульчицкий М.Я. Устройство общеобразовательных ; и специальных курсов по электротехнике / М.Я. Кульчицкий // Труды Второго Всероссийского электротехнического съезда 1901-1902 в Москве / под ред. А.И. Смирнова, Н.Н. Георгиевского. — Санкт-Петербург, 1902. — Т. 2. — С. 292-295.
9. Линде И.В.Доклад в Совет Общества электротехников / И.В. Линде, Я.Ф. Каган-Шабшай // Электричество. — 1908. — № 12. — С. 499-500.
10. Линде И.В. О постановке электротехнического образования / И.В. Линде, Я.Ф. Каган-Шабшай // Труды Пятого Всероссийского электротехнического съезда 1908-1909 в Москве / под ред. Н.Н. Георгиевского, П.П. Дмитренко. — Санкт-Петербург, 1910. — Вып. 4. — С. 13-37.
11. Мейер П.К. Высшее электротехническое училище в Париже / П.К. Мейер // Труды Второго Всероссийского
§ электротехнического съезда 1901-1902 в Москве / под ред. « А.И. Смирнова, Н.Н. Георгиевского. — Санкт-Петербург, | 1902. — Т. 2. — С. 277-291.
"§ 12. Ржевский В.А. К вопросу о постановке препода-
§ вания в низших электротехнических школах / В.А. Ржевский // Труды Второго Всероссийского электротехнического съезда 1901-1902 в Москве / под ред. А.И. Смирнова, [3 Н.Н. Георгиевского. — Санкт-Петербург, 1902. — Т. 2. — | С. 166-174.
^ 13. Скурский Ф.Ф. О постановке преподавания электро-
^ техники в Кунгурском техническом. Губкина, училище / ^ Ф.Ф. Скурский // Труды Второго Всероссийского электротехнического съезда 1901-1902 в Москве / под ред. А.И. Смирно-| ва, Н.Н. Георгиевского. — Санкт-Петербург, 1902. — Т. 2. — и С. 271-276.
14. Спицын А.А. Необходимо ли среднее техническое 2 образование? / А.А. Спицын // Электротехник. — 1898. — 8 № 7. — С. 439-441. 8
15. Шателен М. Преподавание электротехники в высших °° технических учебных заведениях в России и за границей /
М. Шателен // Электричество. — 1898. — № 2. — С. 17-20.
References
1. Lavrov V.V. (ed.). Aktsionerno-paevye predpriyatiya Rossii [Joint-stock companies of Russia]. Moscow, 1917. 613 p.
2. Anders K.K. On Professional Education for Telegraph Supervisors and Junior Staff for Technical Supervision of Various Equipment on Polesia Railways. In Smirnov A.I., Geor-gievskii N.N. (eds). Trudy Vtorogo Vserossiiskogo elektrotekh-nicheskogo s"ezda 1901-1902 v Moskve [Papers of the Second All-Russian Electro-Technical Congress 1901-1902 in Moscow]. Saint-Petersburg, 1902, vol. 2, pp. 145-165. (In Russian).
3. Baryshnikov M.N. Russkoe aktsionernoe obshchestvo «L.M. Erikson i Ko» (sozdanie i funktsionirovanie v nachale KhKh veka) [Russian Joint-Stock Company «L.M. ErixoniKo» (Its Establishment and Activities at the Beginning of the 20th Century)]. Saint Petersburg State University Publ., 2008. 19 p.
4. Vashkov N.N. On the Electrical Engineers' Objectives in the Central Industrial Region. Electrichestvo = Electricity, 1908, no. 10, pp. 401-405. (In Russian).
5. Vitte S.Yu. Sobranie sochinenii i dokumentaVnykh materialov [Collected Papers and Documents]. Moscow, Nauka Publ., 2006, vol. 4. 702 p.
6. Ananich B.I. (ed.). Vlast i reformy: Ot samoderzhaviya k Sovetskoi Rossii [Authorities and Reforms: from Absolutism to So- Ц viet Russia]. Moscow, OLMA-PRESS Ekslibris Publ., 2006. 734 p. S
7. Kulchitskii M.Ya. Organization of Electrical Engineering J Teaching in Secondary Technical Schools. In Smirnov A.I., Geor- S gievskii N.N. (eds). Trudy Vtorogo Vserossiiskogo elektrotekhniches-kogo s"ezda 1901-1902 v Moskve [Papers of the Second All-Russian Electro-Technical Congress 1901-1902 in Moscow]. Saint-Petersburg, 1902, vol. 2, pp. 296-305. (In Russian).
8. Kulchitskii M.Ya. Organization of Electrical Engineering Comprehensive and Specialized Courses. In Smirnov A.I., Geor-gievskii N.N. (eds). Trudy Vtorog oVserossiisko goelektrotekhnichesk-ogo s"ezda 1901-1902 v Moskve [Papers of the Second All-Russian | Electro-Technical Congress 1901-1902 in Moscow]. Saint-Peters- » burg, 1902, vol. 2, pp. 292-295. (In Russian). |
■8
со ав
9. Linde I.V., Kagan-Shabshai Ya.F. Paper for the Electrical Engineering Council. Electrichestvo = Electricity, 1908, no. 12, pp. 499-500. (In Russian).
10. Linde I.V., Kagan-Shabshai Ya.F. On Organization of Electrical Engineering Education. In Georgievskii N.N., Dmitrenko P.P. (eds). Trudy Vtorogo Vserossiiskogo elektrotekhnicheskogo s"ez-da 1908-1909 v Moskve [Papers of the Second All-Russian Elec-
» tro-Technical Congress 1908-1909 in Moscow]. Saint-Petersburg, : 1910, iss. 4, pp. 13-37. (In Russian).
I 11. Meier P.K. Electrical Engineering College in Paris. In
I Smirnov A.I., Georgievskii N.N. (eds). Trudy Vtorogo Vserossiis-» kogo elektrotekhnicheskogo s"ezda 1901-1902 v Moskve [Papers of 3 the Second All-Russian Electro-Technical Congress 1901-1902 in Moscow]. Saint-Petersburg, 1902, vol. 2, pp. 277-291. (In » Russian).
12. Rzhevskii V.A. On the Issue of Teaching in Junior Electrical Engineering Schools. In Smirnov A.I., Georgievskii N.N. (eds). Trudy Vtorogo Vserossiiskogo elektrotekhnicheskogo s"ezda 1901-1902 v Moskve [Papers of the Second All-Russian Electro-Technical Congress 1901-1902 in Moscow]. Saint-Petersburg, 1902, vol. 2, pp. 166-174. (In Russian).
13. Skurskii F.F. On Organization of Electrical Engineering Teaching at Gubkin Technical School in Kungur. In Smirnov A.I., Georgievskii N.N. (eds). Trudy Vtorogo Vserossiiskogo elektrotekhnicheskogo s"ezda 1901-1902 v Moskve [Papers of the Second All-Russian Electro-Technical Congress 1901-1902 in Moscow]. Saint-Petersburg, 1902, vol. 2, pp. 271-276. (In Russian).
.g 14. Spitsyn A.A. Do We Need Secondary Technical Educa-
« tion? Elektrotekhnik = Electrical Engineer, 1898, no. 7, pp. 439-441. | (In Russian).
"§ 15. Shatelen M. Electrical Engineering Teaching in Technical
Colleges in Russia and Abroad. Electrichestvo = Electricity, 1898, ^ no. 2, pp. 17-20. (In Russian).
I Информация об авторе
£ Бессолицын Александр Алексеевич — доктор экономиче-
^ ских наук, профессор, ведущий научный сотрудник, Центр
в экономической истории, Институт российской истории
Л РАН, 117292, г. Москва, ул. Дмитрия Ульянова, д. 19; РАН-
§ ХиГС, Институт общественных наук, 119571, г. Москва,
и пр. Вернадского, 82, e-mail: [email protected].
Author
Alexander A. Bessolitsyn — D.Sc. in Economic Sciences, Professor, Leading Researcher, Centre of Economic History, Institute of Russian History RAN, 117292, Moscow, Vernadsky Prospect, 82, e-mail: [email protected].
Для цитирования
Бессолицын А.А. Кадры для модернизации. Дискуссии о подготовке специалистов для электротехнической отрасли в России на рубеже XIX-XX вв. / А.А. Бессолицын // Историко-экономические исследования. — 2019. — Т. 20, № 3. — С. 366-395. — DOI: 10.17150/2308-2488.2019.20(3).366-395.
For Citation
Bessolitsyn A.A. Specialists for Modernisation. Discussion about Training of Specialists for the Electro-Technical Industry in Russia on the Cusp of 19th-20th Centuries. Istoriko-ekono-micheskie issledovaniya = Journal of Economic History & History of Economics, 2019, vol. 20, no. 3, pp. 366-395. DOI: 10.17150/2308-2488.2019.20(3).366-395. (In Russian).
о
S |
-a £
S
S £