модернизационные процессы
the modernization processes
ISSN 2409-630X (Print), ISSN 2618-916X (Online) DOI: 10.15507/2409-630X.046.015.201903.205-218
УДК 377.3
А. А. Бессолицын
Институт российской истории РАН Институт общественных наук РАНХиГС (Москва, Россия), e-mail: [email protected]
Формирование системы профессионального образования Императорского русского технического общества
Введение. Статья посвящена рассмотрению результатов деятельности Императорского русского технического общества (ИРТО) и его Постоянной комиссии в решении проблемы формирования системы профессионального образования. При этом основное внимание автор уделяет анализу работы этой организации в создании низшего уровня профессионального образования для рабочих промышленных предприятий. Материалы и методы. Основным источником исследования явились материалы, опубликованные в журнале «Техническое образование» (с 1908 г. - «Техническое и коммерческое образование»), а также резолюции съездов русских деятелей по техническому и коммерческому образованию. На этих форумах вырабатывалась концепция профессионального образования в условиях разворачивающейся модернизации; обсуждались проблемы соотношения общего и специального образования; изучались основные типы технических и коммерческих учебных заведений; рассматривались проблемы финансирования профессиональных школ и т. п. В качестве основных методов исследования использованы общенаучные и специальные методы, в частности, системный анализ. Результаты. Автор пришел к выводу, что система профессионального образования формировалась в России с участием гражданского общества и ключевую роль в этом процессе играли ИРТО и его Постоянная комиссия по техническому образованию, в деятельности которой основное внимание уделялось низшему профессиональному образованию. Это диктовалось как запросом самого общества в условиях модернизации, так и финансовыми возможностями ИРТО. Обсуждение. Система профессионального образования низшего уровня, ориентированная на подготовку рабочих кадров, обладающих современными компетенциями, являлась важным фактором решения проблемы качества человеческого капитала в условиях разворачивающейся модернизации. Развитие данной системы сдерживалось низким уровнем общего образования среди рабочих промышленных предприятий. Заключение. Сделан вывод, что, несмотря на сложности организационно-правового и финансового характера, система профессионального образования рабочих, независимая от государственных институтов, формировалась достаточно успешно, что способствовало решению проблемы повышения качества человеческого капитала в условиях модернизации страны. В то же время отмечается, что в полной мере решить эту проблему ИРТО и его Постоянной комиссии не удалось.
© Бессолицын А. А., 2019
Ключевые слова: Русское техническое общество, Постоянная комиссия по техническому образованию, съезды русских деятелейпо техническому и коммерческому образованию, образование рабочих, человеческий капитал.
Для цитирования: Бессолицын А. А. Формирование системы профессионального образования Императорского русского технического общества // Экономическая история. - 2019. - Т. 15. - № 3. -С. 205-218. DOI: 10.15507/2409-630X.046.015.201903.205-218.
Alexandr A. Bessolitsyn
The Institute of Russian History, the Russian Academy of Science, the Institute of Social Sciences RANEPA (Moscow, Russia), e-mail: [email protected]
Formation of the System of Professional Education of the emperor's Russian Technical Society
Introduction. The article is devoted to the analysis of the results of the activity of the Emperor's Russian Technical Society (ERTS) and its Permanent committee in solving problems of the professional education system development. The author focuses on the analysis of this organization's activity in creation of the lower level of the professional education for the workers of industrial enterprises. Materials and Methods. The materials published in the journal "Technical Education'' (since 1908 - "Technical and Commercial Education") were the main source of the research, as well as the resolution of the congresses of Russian activists for technical and commercial education. During these forums a concept of professional education within the unfolding modernization was developed; the problems of relation between general and special education were discussed; main types of technical and commercial schools were studied; the problems of financing of professional schools were raised, etc. General scientific and special methods, including system analysis were used as the main research methods. Results. The author makes a conclusion that the system of professional education was developed in Russia with the participation of the civil society and ERTS and its Permanent committee for technical education, which activity was mainly focused on lower professional education, played key role in this process. The reason for this was both the request of society itself during modernization and the financial capacities of ERTS. Discussion. The system of professional education of lower level, aimed at training of workers with modern competencies was the important factor of solving problems of the human capital quality during the unfolding modernization. The development of this system was suppressed by the low level of general education among the workers of industrial enterprises. Conclusion. The conclusion is made that, in spite of the difficulties of organizational, legal and financial nature, the system of the workers' professional education, independent from the state institutions, developed rather successfully, which contributed to solving the problems of increasing the quality of the human capital during the country's modernization. At the same time, it is noted that ERTS and its Permanent committee failed to completely solve this problem. Keywords: Russian Technical Society, Permanent committee for technical education, Congresses of Russian activists for technical and commercial education, education of workers, human capital
For citation: Bessolitsyn A. А. Formation of the System of Professional Education of the Emperor's Russian Technical Society. Ekonomicheskaya istoriya = Russian Journal of Economic History. 2019; 15(3): 205-218. (In Russ.). DOI: 10.15507/2409-630X.046.015.201903.205-218.
Введение
Важную роль в решении проблемы повышения качества человеческого капитала в условиях российской модернизации играло Русское техническое общество (РТО), основанное в 1866 г. в Санкт-Петербурге (с
1874 г. - Императорское русское техническое общество - ИРТО).
В соответствии с уставом главной целью общества являлось содействие развитию техники и технической промышленности в России, а средством к достижению
206
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ Том 15, № 3. 2019
поставленной цели, среди прочего, рассматривалось «содействие к распространению технического образования»1.
Для решения этой задачи общество получило право созывать съезды. Всего состоялось три съезда (1889/1890, 1895/1896, 1903/1904 гг.), которые получили наименование «Съезды русских деятелей по техническому и коммерческому образованию». Они носили общегосударственный характер и привлекали внимание широких слоев российской общественности.
Съезды внесли заметный вклад в развитие профессионально-технического образования. Именно здесь были сформулированы основные принципы и положения методики образования, организации образования, улучшения условий труда и физической подготовки учащихся. Эти вопросы находились также в ведении Постоянной комиссии по техническому образованию, образованной при ИРТО в 1867 г. В комиссию входили преподаватели учебных заведений, чиновники, заинтересованные в развитии профессионального образования, выдающиеся ученые и другие общественные деятели.
Поскольку в России не существовало официального учреждения, которое специально занималось бы вопросами технического образования, именно комиссия стала центром, где обсуждались данные проблемы и шел поиск их решения. Она стала основным звеном организации системы профессионального образования для рабочих предприятий Санкт-Петербурга и других промышленных центров России. Проблемы постановки специального образования активно обсуждались в журнале «Техническое образование» (с 1908 г. - «Техническое и коммерческое образование»), который издавался Постоянной комиссией по техническому образованию при ИРТО с 1892 по 1917 г.
Анализу вклада Императорского русского технического общества и его Постоянной комиссии по техническому образованию в
создание и развитие системы профессионального образования в России в условиях модернизации на рубеже Х1Х-ХХ вв. посвящена данная статья.
Материалы и методы
Основной источниковой базой исследования стали материалы и статьи, опубликованные в журнале «Техническое образование» («Техническое и коммерческое образование»). В этом журнале публиковались материалы съездов русских деятелей по техническому и коммерческому образованию, на которых вырабатывалась концепция профессионального образования, прежде всего среднего и низшего уровня, для рабочих промышленных предприятий; обсуждались проблемы соотношения общего и специального образования; изучались основные типы технических и коммерческих учебных заведений; рассматривались проблемы финансирования профессиональных школ и т. п.
Кроме того, автором проанализированы нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность специальных учебных заведений, в том числе Основные положения о промышленных училищах (высочайше утверждены 7 марта 1888 г.), Устав ИРТО, Устав училищ ИРТО (от 15 января 1883 г.), отчеты о школах ИРТО, а также опубликованные материалы съездов русских деятелей по техническому и коммерческому образованию, научная литература и некоторые архивные источники.
В основу методологии работы положены общенаучные методы исследования (анализ, синтез, обобщение), а также специальные методы исторического исследования, прежде всего метод системного анализа, что позволило показать процесс формирования системы профессионального образования в России и участия в этом процессе гражданского общества.
Результаты
Поскольку РТО было образовано в Петербурге, основную деятельность развер-
Устав Императорского Русского Технического Общества. - М., 1910. - С. 1.
нуло именно здесь. В 1869 г. при помощи комиссии была открыта первая школа Общества для детей рабочих при Петербургской станции Варшавской железной дороги. Всего за десять лет деятельности Постоянной комиссии (с 1867 по 1877 г.) только в Петербурге было открыто 11 школ с 879 учениками обоего пола. За тот же период город имел 23 школы с 899 учащимися. Комиссии при содействии Л. Э. Нобеля, который сумел привлечь к участию во взносах на школы большую группу заводчиков Выборгской стороны, удалось также в 1869 г. открыть первые вечерние и воскресные курсы для взрослых рабочих2.
25 мая 1882 г. последовало высочайше утвержденное мнение Государственного совета об училищах, учреждаемых ИРТО, а 15 января 1883 г. был утвержден Устав училищ Императорского русского технического общества.
В соответствии с уставом ИРТО разрешалось устраивать училища при заводах и фабриках, а также в местностях, населенных фабричными рабочими и ремесленниками, с целью распространения в их среде необходимого для них образования. Все училища разделялись на два разряда: а) школы и классы специальные: технические, ремесленные, рисовальные и чертежные по различным отраслям производств, с особыми, в случае надобности, учебными мастерскими и б) школы общеобразовательные - с курсом начального общего и элементарного технического образования3.
Училища должны были содержаться как на средства общества, так и на пожертвования частных лиц и организаций, а также на «производимые из казны, земских, городских или сословных средств пособия»4.
В марте 1888 г. в России был законодательно утвержден документ «Основные по-
ложения о промышленных училищах». Он впервые сформулировал принципы организации системы специального образования, определил пути подготовки квалифицированных рабочих, мастеров и техников, свел профессионально-технические учебные заведения в общую систему учреждений народного образования. Появление данного документа знаменовало начало нового этапа в развитии специального образования в России.
В соответствии с положением промышленные училища, которые содержались за счет казны или с пособием от нее, должны были открываться по распоряжению министра народного просвещения. Училища, которые содержались за счет иных источников (в том числе за счет ИРТО), учреждались: технические - с разрешения министра, ремесленные - с разрешения попечителя учебного округа. Технические училища состояли в ведении попечителя учебного округа, ремесленные же - в ведении директора народных училищ.
В положении подчеркивалось, что средние технические училища должны давать знания и умения, необходимые техникам, как «ближайшим помощникам инженеров и других высших руководителей промышленного дела», а низшие училища должны готовить «непосредственных руководителей рабочих»5.
Эти нормативные документы определили правила работы общественных организаций, в том числе ИРТО, по развитию системы профессионального образования. Главное внимание в своей деятельности ИРТО уделяло организации среднего и низшего профессионального образования как наиболее востребованного в условиях разворачивающейся в стране модернизации. Эти вопросы активно обсуждались на
Техническое образование. Педагогический журнал, издаваемый Постоянной комиссией по техническому
образованию при Императорском Русском Техническом Обществе. - СПб., 1893. - № 8. - С. 48. Устав училищ Императорского Русского Технического Общества и высочайше утвержденное 25 мая
1882 г. Мнение Государственного Совета о технических училищах. - Одесса, 1913. - С. 3-4. Там же. - С. 4.
Техническое образование. - 1897. - № 1. - С. 21.
4
съездах русских деятелей по техническому и коммерческому образованию.
Первый съезд, собравшийся в декабре 1889 г., обсудил организационные вопросы и учебные планы для промышленных училищ с учетом «Основных положений о промышленных училищах», высочайше утвержденных в марте 1888 г. В отчете Постоянной комиссии по техническому образованию, в ведении которой находились училища, отмечалось, что в Петербургском ремесленном училище, открытом по решению ИРТО к началу 1891/1892 учебного года, обучались всего 95 учеников в возрасте 13-15 лет (в целом возрастной ценз колебался в пределах от 12 до 19 лет). Из них по роду занятий 77 % учеников происходили из рабочих семей. При этом выбор ремесла в большинстве случаев делался по желанию учеников или их родителей. Большинство предпочитали слесарное ремесло как дающее большую возможность выдвинуться из простых рабочих в мастера.
На съезде также было признано целесообразным издание особого периодического органа, посвященного вопросам промышленного образования. Таким органом стал журнал «Техническое образование» (с 1908 г. - «Техническое и коммерческое образование»)6.
Всего по проблеме постановки ремесленного образования было заслушано пять докладов, и, как указывалось в резолюции съезда, «все они обрисовали неприглядную картину современного состояния этого рода профессионального обучения и наметили ряд мер, могущих помочь этому делу»7.
В представленных докладах отмечалось, что ремесленные и технические школы, как бы они ни были многочисленны, не дают сразу таких рабочих практиков, которые необходимы для ремесленной промышленности. При этом полученные дипломы на
звание мастера или на звание подмастерья, которые получают выпускники этих училищ, не представляют гарантии действительных знаний ремесла8.
В связи с этим Постоянная комиссия по техническому образованию постановила образовать особую комиссию для разработки вопроса о ремесленном ученичестве. Комиссию возглавил товарищ председателя Постоянной комиссии по техническому образованию главный фабричный инспектор Я. Т. Михайловский. В состав комиссии вошли старшины цехов Петербургских русской и иностранной ремесленных управ, представители Петербургского городского самоуправления и некоторых благотворительных обществ, а также некоторые владельцы ремесленных заведений9.
Второй съезд русских деятелей по техническому и профессиональному образованию был созван в Москве в декабре 1895 г., т. е. через шесть лет после окончания работы первого съезда. Такой перерыв, как представляется, был вызван прежде всего неурегулированностью вопросов финансирования съездов. Об этом свидетельствует переписка между Министерством народного просвещения, которое должно было оказывать финансовую поддержку съездам, и Министерством финансов. Несмотря на то что решение о созыве съезда было принято постановлением Комитета министров еще в 1893 г., отсутствие финансирования тормозило открытие его работы.
Согласно ходатайству Совета ИРТО, которому была поручена организация съезда, недоставало 5 тыс. руб., которые Совет пытался получить от Министерства народного просвещения по примеру финансирования первого съезда, но получило отказ, как отмечалось в министерском ответе: «За крайнею недостаточностью кредитов назначенных на дело промышленного образования»10.
Техническое образование. - 1893. - № 8. - С. 59-63.
Там же. - 1892. - № 2. - С. 21-26.
Там же. - С. 22.
Там же. - С. 22.
Российский государственный исторический архив (РГИА). - Ф. 20. - Оп. 2. - Д. 1841. - Л. 6-7. Департамент торговли и мануфактур Министерства финансов.
6
7
8
У
Поэтому ИРТО обратилось с ходатайством напрямую к министру финансов С. Ю. Витте с просьбой о выделении искомой суммы. В представленном ходатайстве подчеркивалось, что государство выделяло лишь незначительную сумму для работы съезда. Большую часть составляли пожертвования частных лиц и предприятий. Общая сумма расходов по первому съезду с учетом проведения выставки составила 33 тыс. руб. Из них 25 тыс. были покрыты частными пожертвованиями и взносами членов съезда11.
В письме императору «О выдаче съезду ИРТО 5 тыс. руб. на расходы по устройству съезда» С. Ю. Витте, мотивируя необходимость выделения этих средств, отмечал, что запрашиваемую сумму необходимо выделить: «В виду ожидаемой от созыва съезда пользы делу развития у нас промышленного образования»12.
После того как деньги на созыв съезда были получены, он смог состояться. Всего на съезде была запланирована работа 11 секций, представлявших практически все существующие типы учебных заведений коммерческого и профессионального профиля, включая высшие учебные заведения, реальные училища, средние и низшие технические училища, а также учебные заведения сельскохозяйственного образования, коммерческого образования, женского профессионального образования, профессиональные училища Министерства путей сообщения, мореходных школ, секции школьной статистики, школьной гигиены и физических упражнений и графических ис-
кусств13.
Главное внимание при этом было уделено соотношению специального и общего образования. В резолюции съезда указывалось, что «успешность профессионального образования стоит в тесной связи с правильной постановкой образования общего,
и при недостаточном развитии последнего профессиональное образование не может идти достаточно успешно»14.
Отдельно на съезде обсуждался вопрос о постановке низшего профессионального образования и его задачах. Этой теме был посвящен доклад С. А. Владимирского «Задачи низших профессиональных училищ»
[4].
Автор подробно остановился на вопросе, какое место должны занимать низшие технические и ремесленные училища среди других учебных учреждений и какие из них наиболее востребованы в настоящее время. Прежде всего, как полагал докладчик, эти учебные заведения должны готовить низших техников и ремесленников таких специальностей, которые не могут быть изучены путем ученичества в частных мастерских, на заводах и фабриках [4, с. 11].
Еще одна тема, поднятая на съезде, касалась необходимости более узкой специализации учебных заведений, позволявшей обучать конкретной профессии. Школы, находившиеся в подчинении ИРТО, готовили в основном специалистов по традиционным профессиям: слесарей, столяров, кузнецов, литейщиков, десятников по строительному делу и т. п., что уже не соответствовало запросам развивающейся в условиях модернизации российской промышленности. Для новых отраслей промышленности требовались новые специалисты, что предполагало открытие химико-технических, электротехнических училищ, а также школ для мукомолов, ткачей и прядильщиков, а для этого требовался определенный уровень общего образования.
Эта тема получила развитие в докладе М. Я. Кульчицкого «О подготовке электротехников различных категорий» [5]. Автор, в частности, проанализировал, в каких кадрах нуждается современная электротехническая промышленность, и выде-
11 РГИА. - Ф. 20. - Оп. 2. - Д. 1841. - Л. 8-10.
12 Там же. - Л. 11.
13 Техническое образование. - 1894. - № 8. - С. 102-104.
14 Там же. - № 7. - С. 80.
лил основные группы таких специалистов. Это прежде всего специалисты (рабочие и инженеры), которые могут быть заняты на производстве электротехнических принадлежностей и динамо-машин. Во второй группе лиц, имеющих также значительный спрос в отрасли, будут востребованы электротехники и рабочие, занятые установкой электрического освещения, сигнализации, телеграфии и телефонии и т. д. Наконец, третья группа специалистов будет востребована среди лиц, работающих на электрических аппаратах или следящих за сделанными уже установками. Сюда относятся телеграфисты, телефонисты, машинисты или монтеры, следящие за электрическим освещением или за электрической передачей, и др. [5, с. 149-151].
Вследствие разнообразия специальностей, а также различного периода времени, требующегося на подготовку конкретных специалистов, необходимо, по мнению докладчика, открыть несколько типов школ разного уровня, соответствующих конкретной отрасли электротехники. При этом каждая из школ должна иметь свою программу, как по теоретическим, так и по практическим занятиям. Кроме того, ввиду быстрого развития электротехнической промышленности и необходимости систематической подготовки лиц для нее целесообразно учредить при съездах деятелей по техническому и профессиональному образованию особую секцию по электротехническому образованию [5, с. 153-154].
На третьем съезде (1903-1904 гг.) основное внимание было сосредоточено на определении типа и специальности вновь открываемых учебных заведений с учетом местных условий, а также уровня подготовки учащихся. В связи с этим главным при обсуждении стал вопрос об общем образовании рабочих и их детей. Именно общее образование рассматривалось как основа для развития промышленности. Обраща-
лось внимание на то, что российская промышленность не может быть конкурентоспособной при существующем состоянии общего образования.
В рамках съезда были образованы четыре секции.
1-я секция была посвящена высшим техническим учебным заведениям. В рамках этой секции было заслушано 16 докладов. Центральным был доклад профессора В. А. Косинского «К вопросу о способах, которыми высшая техническая школа могла бы наилучшим образом отвечать потребностям русской промышленности, как фабричной, так и кустарной», который выступил за свободу открывать всякие курсы по своей специальности15.
2-я секция, посвященная средним и низшим техническим учебным заведениям, по сути, явилась основной на съезде, поскольку на ней было заявлено самое большое количество докладов - 30, и еще 10 были представлены, но не были заслушаны за недостатком времени16.
В рамках работы 3-й секции главное внимание было уделено ремесленным учебным заведениям, ремесленным классам и отделениям при общеобразовательных школах, а также учебным мастерским. По этой тематике был сделан 31 доклад17.
Что касается коммерческого образования, обсуждавшегося в рамках работы 4-й секции, то в этом вопросе на первый план вышла проблема так называемой «мно-гопредметности». Термин «многопредмет-ность» ввел товарищ министра финансов В. И. Ковалевский, который, выступая на съезде директоров и представителей попечительских советов коммерческих училищ в 1901 г., заявил: «Предметы общеобразовательные нередко подавляют специальный характер данной школы», что и приводит к многопредметности программ коммерческих училищ. В этой связи Ковалевский предлагал обдумать, «не окажется ли воз-
15 Техническое образование. - 1905. - № 1-2. - С. 59-60.
16 Там же. - С. 61-74.
17 Там же. - № 3-4. - С. 1.
можным преподавание предметов, генетически связанных между собой, вести так, чтобы они давали одно законченное целое. Равным образом, я находил бы необходимым не только согласовать программы предметов в отдельных коммерческих училищах, но и сократить, если возможно, эти програм-мы»18.
Секция высказалась в том смысле, что «многопредметность» является одним из препятствий для правильного развития учебного дела. Для ее устранения необходимы: а) исключение некоторых предметов из числа поименованных примерной программе; б) соединение однородных предметов в руках одного и того же лица, если от такого соединения не пострадает научное достоинство предметов; в) бифуркация (разделение) в старших классах; г) введение некоторых предметов, как необязательных; д) устройство 8-го класса19.
Однако тема «многопредметности» в учебных программах специальных школ и вузов еще не раз поднималась в дискуссиях о постановке коммерческого образования в России. Дискуссии в основном касались соотношения фундаментальности и прак-тикоориентированности коммерческого образования в России и его сравнения с европейскими аналогами [1, с. 148-165].
Этот же недостаток, даже в большей степени, был характерен и для высшей коммерческой школы, на что указывал известный московский предприниматель и общественный деятель П. А. Бурышкин, который, помимо юридического факультета Московского университета, окончил Московский коммерческий институт и хорошо знал ситуацию с постановкой коммерческого образования в России. По его мнению, коммерческая школа в России оказалась перегруженной рядом преподаваемых дисциплин и не обращала достаточного внимания на надлежащую прак-
тическую подготовку. Поэтому, как пишет автор, «коммерческий мир и торговые организации с некоторым недоверием относились к молодым людям, кончившим институты, думая, очевидно, что в русских условиях менее требовалось знакомство с длинным рядом теоретических дисциплин по сравнению с основным знанием счетоводства или даже просто с умением считать на счетах и, несомненно, можно было отметить, что до самого последнего времени даже в таких крупных центрах, как Москва или Харьков, легче себе находили работу в торговых предприятиях молодые люди, окончившие низшие коммерческие школы» [2, с. 107].
По данным, озвученным на третьем съезде, к 1905 г. в стране насчитывалось 251 ремесленное училище, 1 077 ремесленных классов и отделений и 155 учебных мастерских20. Такое количество рассматривалось как явно недостаточное, поэтому задача содействия развитию технического образования, прежде всего низшего уровня, ориентированного на подготовку квалифицированных рабочих, оставалась для ИРТО приоритетной и в последующие годы.
Вопросы постановки технического и коммерческого образования обсуждались не только в рамках Постоянной комиссии. Опыт работы ИРТО по устройству школ для взрослых рабочих обсуждался в 1896 г. на Торгово-промышленном съезде в Нижнем Новгороде. Этому вопросу был посвящен специальный доклад А. Неболеина «Организация курсов для взрослых рабочих и устранение встречаемых при этом затруднений»21.
Автор доклада сослался на слова бывшего министра финансов И. А. Вышне-градского, по мнению которого «как общее, так и специальное образование русских рабочих должно составлять предмет самых
энергичных и неотложных мер со стороны
22
правительства»22.
18 Министерство финансов. Учебный отдел. Материалы по коммерческому образованию. - Вып. 1. - СПб., 1901. - С. 7-8.
19 Техническое образование. - 1905. - № 3-4. С. 33-34.
20 Там же. - С. 1.
21 Там же. - 1897. - № 2. - С. 12-38.
22 Там же. - С. 14.
В связи с этим еще в 1893 г. при Постоянной комиссии ИРТО была создана комиссия по устройству специальных курсов для взрослых рабочих. Накопленный в этом плане опыт показал, что наличие ограничений и препятствий, созданных действующими правилами и порядками, носящими разрешительный характер, тормозят, как отмечал автор: «...всякое полезное начинание в пользу народного образования, а специальное образование не может успешно развиваться при наличии низкого уровня общего образования рабочих», при этом «устройство специальных классов и курсов по предметам, лежащим в основе каждого специального знания (физики, химии, механики и технологии), возможно только там, где благодаря многолетнему существованию воскресно-вечерних классов по общеобразовательным предметам имеется достаточное число подготовленных для слушания этих предметов взрослых рабочих. Поэтому наряду со специальными курсами надо открывать курсы по общеобразовательным предметам для рабочих, как для надлежащей подготовки их к приобретению специальных знаний, так и для общего умственного развития»23.
За весь период работы Постоянной комиссии по техническому образованию удалось устроить три специальных училища: а) ремесленное; б) школу десятников по строительному делу и в) школу печатного дела. Кроме того, еще были открыты 13 школ для детей рабочих и 15 воскресно-вечерних классов для взрослых рабочих. Общее число учащихся в этих школах в 1894/1895 учебном году составило 3 336 чел.24
Эта работа была продолжена, и к началу ХХ в. сложилась достаточно стройная
система учебных заведений, которые находились в ведении Постоянной комиссии и включали: 1) специальные училища; 2) классы для рабочих; 3) курсы отдельных предметов; 4) классы для работниц; 5) классы для малолетних рабочих; 6) подготовительные профессиональные классы; 7) начальные школы для детей рабочих.
Самую большую группу составляли специальные училища, которые в свою очередь включали: школу десятников по строительному делу; ремесленное училище по механическому делу; школу печатного дела; электротехническую школу; воскресные классы книгопродавческого дела; классы черчения и рисования для ремесленных учеников; путиловскую учебную мастерскую и т. д.25
Самыми крупными по числу обучающихся были классы для взрослых рабочих. Их насчитывалось 11 с общим числом обучающихся 1 726 чел.26 Всех учившихся в школах, находившихся в ведении Постоянной комиссии, в 1901/1902 учебном году насчитывалось 6 43127.
Таким образом, общая численность обучающихся в учебных заведениях, находящихся в ведении Петербургского отделения ИРТО, за шесть лет (с 1895 по 1901 г.) выросла почти в два раза.
Помимо Петербургского отделения, Постоянная комиссия по техническому образованию стремилась открывать специальные курсы для рабочих и в других промышленных центрах страны. Такие курсы были открыты в Одессе, Киеве, Баку, Тифлисе, Ли-баве и других городах28.
Более полные сведения содержались в отчетах Петербургского отделения ИРТО, где число учащихся во всех учебных заве-
23 Техническое образование. - 1897. - № 2. - С. 18-19.
24 Там же. - С. 21.
Отчет о школах Императорского Русского технического общества за 1901-1902 учебный год // Техниче-
ское образование. - 1903. - № 1. - С. 1-28. Там же. - С. 22-23.
27 Там же. - С. 28.
28 Краткий обзор деятельности Императорского Русского технического общества по образованию рабочих // Техническое образование. - 1907. - № 2. - С. 1-15.
25
26
дениях Технического общества для взрослых на 1 января 1906 г. составляло 2 355 чел. обоего пола при 370 преподавателях. Плата за обучение не превышала 50 коп. в месяц. Самыми дорогими были железнодорожные курсы, за которые нужно было вносить 150 руб. в год, что составляло полный курс обучения29.
Всего в ведении ИРТО в Петербурге и 13 иногородних отделениях находились 43 школы и классов для рабочих, содержание которых обходилось в 105 981 руб. (46 % -из местных источников, 17 % - от казны и 37 % - из средств Технического общества и пожертвований). Учащихся во всех школах и классах к 1 января 1906 г. насчитывалось 5 228 чел. и 638 преподавателей30.
На общем собрании членов комиссии, которое состоялось в Петербурге в январе 1906 г., отмечалось, что в сложившихся условиях, помимо общей грамотности, для рабочих выдвигается необходимость в новой грамотности - экономической. Эта отрасль профессиональных знаний для взрослого рабочего стала столь же насущной, как и техническая грамотность. Около 560 тыс. чел. ежегодно оставались вне возможности продолжить обучение по единственной причине - было недостаточно профессиональных и общеобразовательных школ31.
Надо отметить, что в перечне специальных училищ, находившихся в подчинении в Петербургском отделении ИРТО, помимо школы десятников по строительному делу, ремесленного училища по механическому делу, школы печатного дела и др. (всего 13 школ низшего уровня), была создана и специальная двухклассная электротехническая школа, в которой в 1908/1909 учебном году обучались 84 чел. в возрасте от 17 до 42 лет. Средний возраст учащихся составлял 25,5 года. Еще 38 чел. не смогли по-
ступить в школу за недостатком мест. Все учащиеся работали по специальности на фабриках, заводах, в мастерских и на самостоятельных работах. В учебном плане из 32 ч в неделю 14,5 ч (45 %) отводилось изучению электротехники; кроме того, еще 4 ч выделялось на практические занятия, которые проходили в лаборатории, устроенной при школе32.
Тем не менее в целом организация промышленного образования, от которого во многом зависело индустриальное развитие страны, вызывала массу нареканий. В условиях модернизации постановка этого вида образования требовала новых подходов. По мнению И. Максина, опубликовавшего статью «К вопросу о реформе промышленного образования», подчеркивалось, что система промышленного образования и через 20 лет существования мало удовлетворяет своему назначению [8, с. 28-43].
Автор отмечал, что главный недостаток этой системы образования в том, что она не обеспечивает учащихся заводской практикой. Кроме этого, остаются дискуссионными вопросы: «Не лучше ли в специальные школы принимать учеников с практическим опытом работы; Нужно ли строить промышленные школы непременно на существующих типах общеобразовательных школ и т. д.» [8, с. 36].
В статье сделан вывод, что сегодня требуется общий план преобразования промышленного образования, а специализация промышленных школ требует дифференциации в зависимости от степени развития промышленности разных районов [8, с. 36].
Статья вызвала бурную дискуссию, в ходе которой был отмечен еще ряд недостатков в организации специального образования и предложены меры, связанные с его реформированием.
Краткий обзор деятельности Императорского Русского технического общества по образованию рабочих // Техническое образование. - 1907. - № 2. - С. 11. Там же. - С. 11.
Техническое образование. - 1906. - № 2. - С. 3.
Отчет о школах Императорского Русского Технического Общества за 1908-1909 учебный год. - СПб.,
1910. - С. 5.
29
30
31
32
Важным вопросом в организации промышленного образования, по мнению М. Кухаренко, являлась зависимость местных учреждений образования от центра, что вело к развитию недоверия, ослаблению инициативы и работе по указке. Поэтому, как подчеркивал автор, «необходимо предоставить местным учреждениям полную возможность устранять обнаружившиеся недостатки учебно-воспитательного и хозяйственного строя» [7, с. 27].
В ходе дискуссии прозвучала критика в адрес Министерства народного просвещения, в ведении которого находились средние и низшие технические учебные заведения. Отмечалось, что «из проекта сметы Министерства на 1911 г. видно, что в будущем году не предполагается открывать ни одного среднего или низшего технического училища, а лишь несколько низших технических школ. Значит, вся продуктивная деятельность Отдела промышленных училищ, призванного насаждать в Империи профессиональные школы, свелась за последние годы только к открытию немногих мелких ремесленных школ и классов ручного труда»33. При этом подчеркивалось, что министерством за 1902-1910 гг. открыто всего семь средних технических училищ34.
Кроме того, отмечалось, что технические училища Министерства народного просвещения не в полной мере соответствуют назначению, поскольку далеко не все выпускники после окончания работают по полученной специальности. Процентные отношения числа избравших по окончании курса техническую деятельность выглядели следующим образом: «Начиная с первого выпуска и по 1909 г. включительно наивысший процент из числа средних технических училищ нормального типа отмечался в Пермском горнозаводском училище - 67,8 %, а наименьший, в Иркут-
ском промышленном училище - 10,2 %. Из числа средних технических училищ смешанного типа наивысший процент был в Комисаровском техническом училище в Москве - около 70 %, наименьший - в Таганрогском - 5,7 %»35.
Это свидетельствует о том, что «.. .технические училища мало удовлетворяют своему прямому назначению - дать нашей промышленности средних техников и в значительной степени достигают другой цели - подготовлять молодежь к поступлению в высшие специальные учебные заведения, но подготовка эта достигается слишком дорогой ценой»36.
В этот период в деятельности Министерства народного просвещения по развитию профессионального образования наступил явный застой. Историк профессионального образования И. М. Максин отмечал: «.ослабление деятельности Министерства народного просвещения в отношении открытия новых промышленных училищ сопровождалось, быть может, не без причинной связи, пробуждением или, лучше сказать, усилением частной инициативы в этом деле, потому что потребность нашей молодой промышленности в технически образованных людях, как-никак, возрастает все-таки с каждым годом» [8, с. 79].
Обсуждение
Надо отметить, что система технического и профессионального образования фактически была поделена между двумя министерствами: Министерством финансов (после 1905 г. - Министерством торговли и промышленности) и Министерством народного просвещения. Кроме того, часть специальных учебных заведений находилась в ведении некоторых отраслевых министерств.
После учреждения в 1905 г. Министерства торговли и промышленности в его
33 Техническое и коммерческое образование. - 1910. - № 8. - С. 27.
34 Там же. - С. 28.
35 Там же. - С. 33.
36 Там же. - С. 34.
ведении состояло 257 учебных заведений, в том числе 3 высших технических, 20 художественно-промышленных, 34 сельских ремесленных, 15 технических и ремесленных учебных заведений и 185 коммерческих училищ37. К 1 сентября 1915 г. их число увеличилось до 1 045, при том что общее количество профессиональных учебных заведений в стране - высших, средних и низших - достигло 4 28438.
Что касается Министерства народного просвещения, то в его ведении на 1 января 1917 г. состояло 1 817 профессиональных школ, в том числе 6 высших учебных заведений, 45 средних и низших технических училищ, 30 ремесленных училищ, а также низшие ремесленные и профессиональные школы, что составляло более 40 % от общего числа профессиональных учебных заве-
39
дений.
К октябрю 1917 г. министерство подготовило к открытию 60 новых профессиональных учебных заведений, в том числе 14 технических училищ, 14 ремесленных училищ и 32 ремесленные школы40.
Считая, что наиболее целесообразный путь к возможно быстрому равитию профессионального образования заключается во всемерной и энергичной поддержке частной и общественной инициативы в этой области, министерство полагало целесообразным облегчить порядок открытия профессиональных учебных заведений по ходатайствам общественных учреждений и частных лиц и скорейшего удовлетворения этих ходатайств41.
В связи с этим ИРТО в своей деятельности по развитию профессионального образования делало ставку на открытие училищ низшего уровня для рабочих и членов их семей. В ведении Постоянной комиссии
ИРТО в отчетном 1914/1915 г. находилось 58 училищ разных типов. В том числе: 12 училищ различных специальностей для рабочих и подростков; 6 рукодельных для девочек; 14 воскресно-вечерних школ для взрослых рабочих и работниц; 6 училищ для подростков и 20 начальных школ для детей рабочих. Во всех перечисленных училищах к 1 января 1915 г. состояло 535 преподавателей и 6 537 учащихся; из них в специальных училищах - 1 003; в рукодельных классах -328, в воскресно-вечерних школах 1 492, в училищах для подростков - 3 49242.
Заключение
Таким образом, система профессионального образования, несмотря на то, что имела разное подчинение, продолжала развиваться.
Государство, через Министерство промышленности и торговли, через Министерство народного просвещения и некоторые отраслевые министерства и ведомства (Министерство путей сообщения, Министерство внутренних дел, Главное управление землеустройства и земледелия и т. д.), регулировало развитие высшего и среднего специального технического и коммерческого образования.
Что касается общественных организаций, в частности ИРТО, то эти организации сосредоточили основное внимание на развитии общего и профессионального образования в основном низшего уровня. Именно ИРТО принадлежит заслуга выработки типа общеобразовательных вечерне-воскресных школ, специальных низших технических училищ, курсов и классов для рабочих, наиболее соответствовавших требованиям времени и условиям, в которых находились учащиеся. Это был тот реальный опыт, который активно использовался.
37 РГИА. - Ф. 25. - Оп. 5. Учебный отдел Министерства торговли и промышленности. - Л. 1-2. Предисловие.
38 Техническое и коммерческое образование. - 1917. - № 2-3-4. - С. 20-21.
39 Там же. - С. 25.
40 Там же. - С. 23.
41 Там же.
42 Там же. - 1916. - № 3. - С. 29.
Постоянная комиссия по техническому и коммерческому образованию ИРТО, в ведении которой находились все формы профессионального образования, главное внимание уделяла формированию современных навыков и компетенций, прежде всего для промышленных рабочих, подчеркивая, что «.современный рабочий, чтобы быть продуктивным, должен знать в малейших деталях орудия и машины, которыми он пользуется на производстве, а равно и методы, как научные так и практические, работы на заводе или в мастерской. Продукты производства делаются все более и более сложными, более и более совершенными. Современный рабочий должен быть способен схватывать быстро и ясно цель, поставленную его работе в каждом отдельном случае» [3, с. 21].
Именно решению этой задачи способствовали различные формы низшего про-
фессионального образования, которые развивало и поддерживало ИРТО. Проблема подготовки рабочих кадров особенно обострилась в условиях Первой мировой войны, что потребовало модернизации системы профессионального образования.
Определенные перспективы для развития учебных заведений, находящихся в ведении Постоянной комиссии, открывались после одобрения в 1915 г. Государственной думой «Проекта законоположения о профессиональном образовании», согласно которому общественным организациям и частным лицам предполагалось разрешить открывать новые учебные заведения.
30 мая 1917 г. уже Временным правительством был утвержден Закон о реформе профессионально-технического образования, однако его реализации помешала революция.
Библиографический список
1. Бессолицын А. А. Государство и становление системы коммерческого образования в России на рубеже XIX-XX вв. - М. : ИРИ РАН, 2014. - 226 с.
2. Бурышкин П. А. Москва купеческая: мемуары. - М. : Высшая школа, 1991. - 352 с.
3. Быкова А. Роль и значение технического и коммерческого образования // Техническое и коммерческое образование. - 1913. - № 2. - С. 14-21.
4. Владимирский С. А. Задачи низших профессиональных училищ // Второй съезд русских деятелей по техническому и профессиональному образованию в России 1895-1896. III секция. Средние и низшие технические и ремесленные учебные заведения. - М., 1898. - С. 10-110.
5. Кульчицкий М. Я. О подготовке электротехников различных категорий // Второй съезд русских деятелей по техническому и профессиональному образованию. - 1895-1896. - М., 1898. - С. 148-155.
6. Кухаренко М. К вопросу о промышленном образовании // Техническое и коммерческое образование. - 1910. - № 6. - С. 30-41.
7. Максин И. К вопросу о реформе промышленного образования // Техническое и коммерческое образование. - 1910. - № 1. - С. 28-43.
8. Максин И. М. Очерк развития промышленного образования в России. 1888-1908. - СПб., 1909. - 175 с.
9. Панина Н. В. Роль съездов русских деятелей по техническому и профессиональному образованию в подготовке квалифицированных кадров // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социологические науки». - 2014. -№ 5. - С. 16-21.
References
1. Bessolitsyn A. A. State and Establishment of the System of Commercial Education in Russia at the Edge of XIX-XX Centuries. Moscow, 2014, 226 p. (In Russ.).
2. Buryshkin P. A. Merchant Moscow: Memoirs. Moscow, 1991, 352 p. (In Russ.).
3. Bykova A. The Role and Meaning of the Technical and Commercial Education. Tekhnicheskoye i kommercheskoe obrazovaniye = Technical and Commercial Education. 1913; 2: 14-21. (In Russ.).
4. Vladimirskiy S. A. The Goals of Lower Professional Schools. Second Congress of Russian Activists for Technical and Professional Education in Russia 1895-1896. III section. Mid-level and Lower Technical and Craftsman Schools. Moscow, 1898: 10-110. (In Russ.).
5. Kul'chitskiy M. Ya. About the Training of Electrotechnicians of Various Categories. Second Congress of Russian Activists for Tekhnicheskoye i kommercheskoe obrazovaniye = Technical and Commercial Education. 1895-1896. Moscow, 1898: 148-155. (In Russ.).
6. KukharenkoM. About the Industrial Education. Tekhnicheskoye i kommercheskoe obrazovaniye = Technical and Commercial Education. 1910; 6: 30-41. (In Russ.).
7. Maksin I. About the Reform of the Industrial Education. Tekhnicheskoye i kommercheskoe obrazovaniye = Technical and Commercial Education. 1910; 1: 28-43. (In Russ.).
8. Maksin I. M. An Overview of the Development of Industrial Education in Russia. 1888-1908. Saint-Petersburg, 1909, 175 p. (In Russ.).
9. Panina N. V. The role of the Russian activists for technical and professional education in training of qualified personnel. Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) Federal'nogo universiteta = Bulletin of the North (Arctic) Federal University. Seriya "Gumanitarniye i sotsiologicheskiye nauki". 2014; 5: 16-21. (In Russ.).
Поступила 16.04.2019.
Сведения об авторе
Бессолицын Александр Алексеевич - доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Центра экономической истории ИРИ РАН, профессор кафедры истории экономики Института общественный наук РАНХиГС. Сфера научнык интересов: экономическая история России, история российского предпринимательства, история коммерческого и технического образования в России. Автор более 100 научнык публикаций, в том числе 2 монографий и глав в 3 коллективных монографиях, учебнык пособий и учебников по истории российского предпринимательства. ORCID https://orcid.org/0000-0003-0550-5852.
E-mail: [email protected]
Submitted 16.04.2019.
About the author
Alexandr A. Bessolitsyn - Doctor of Economy, Professor, Lead Scientist, the Centre of Economic History of IRH RAS, Professor, the Department of Economic History, the Institute of Social Sciences RANEPA. Research interests: economic history of Russia, history of Russian entrepreneurship, history of commercial and technical education in Russia. The author of more than 100 scientific publications including 3 monographs and chapters for 3 collective monographs, tutorials and a textbook about the history of Russian entrepreneurship. ORCID https://orcid. org/0000-0003-0550-5852.
E-mail: [email protected]