Ирина ШПЕКА
ОБЩЕСТВЕННАЯ ИНИЦИАТИВА В РАЗВИТИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ В СЕРЕДИНЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ вв.
В статье рассматривается история и предпосылки возникновения Императорского русского технического общества, основные направления его деятельности, роль ИРТО в складывании системы технического образования в России в середине XIX- начале XX вв., подводятся итоги деятельности данной организации.
The author considers the history and precondition of origin of Imperial Russian Technical Society, main trends of its activity, and role of IRTO in the formation systems of technical education in Russia in the middle of the 19th - the beginning of 20th centuries. The results of its activities are also summarized in the article.
Ключевые слова:
Императорское русское техническое общество, техническое образование, публичные лекции, выставки, школы грамоты, популярные чтения, профессиональные ремесленные училища, женское профессиональное образование;
Imperial Russian Technical Society, technical education, public lectures, exhibitions, schools of literacy, popular readings, professional trade schools, feminine vocational training.
ШПЕКА
Ирина
Ивановна —
старший
преподаватнль
Камской
государственной
инженерно-
экоавмнческой
академии
$Ьрека1ета@таИ.т
Интересы экономического развития страны, потребность в квалифицированных кадрах для торговли, промышленности, сельского хозяйства, транспорта требовали широкого распространения специального (технического) образования. Меры, принимаемые правительством в этой области, не могли удовлетворить все потребности промышленности, поэтому власти выступали с широкой поддержкой частной инициативы в распространении специального (технического) образования, особенно обществ, которые ставили перед собой цель — способствовать распространению технических знаний, повышать общую и профессиональную грамотность рабочих. Наиболее дальновидные представители правящих кругов не могли не понимать, что успехи экономического процветания страны невозможны без подготовленных специалистов в рамках производства. Все это нашло отражение в деятельности обществ и организаций, занимавшихся вопросами образования рабочих, — технических обществ. Деятельность этих обществ заключается в анализе предлагаемых проектов и изобретений, в сообщении правительству о желательных законодательных актах, в координации позиции ученых, техников и промышленников, в обнародовании новых способов и приемов производства, в устройстве технических учебных заведений, выставок, съездов и т.д. Первым официально зарегистрированным обществом в России было Вольное экономическое общество (1765 г.), которое занималось вопросами экономики и сельского хозяйства. В XIX в. появились общества, объединявшие интересы ученых гуманитарных и естественных наук. Первым и наиболее крупным обществом, объединившим представителей техники, науки и промышленности стало Императорское русское техническое общество (ИРТО).
Идея создать русское техническое общество зародилась в середине XIX столетия. Петербург, как наиболее развитый в промышленном отношении город, стал центром технического образования. Было предпринято несколько попыток создания организации, объединившей ученых-техников, инженеров, предпринимателей и даже высококвалифицированных рабочих. Эту идею поддержал великий князь Константин Романов. Но практическим организато-
ром общества стал ученый-химик Евгений Николаевич Андреев. Официальной датой рождения Русского технического общества (РТО) считается 22 апреля 1866 г., когда его устав был утвержден императором. В намерения организации входили публичные лекции по техническим предметам, содействие распространению технического образования, организация выставок заводских изделий, учреждение технической библиотеки, химической лаборатории и специального музея.
Существовали отделения РТО в различных городах, их к 1916 г. было 33 (казанское отделение Императорского русского технического общества появилось в 1879 г. и объединяло 95 членов). Издавались журналы «Записки», «Электричество», «Техническое и коммерческое образование» и др. Казанское отделение Русского технического общества издавало «Вестник Русского технического общества», он издавался по мере накопления материала. Первый том (вып.1) вышел в мае 1916 г.
Почетными членами РТО были Д.И. Менделеев, А.Г. Эйфель и др. Покровителем РТО был великий князь Константин Романов, который с 1899 г. был президентом Российской академии наук. Возрастало значение техники в развитии производства. Это побуждало промышленников к сотрудничеству с РТО (Н.И. Путилов, Л.Э. Нобель, С.И. Мамонтов и др.). В 1874 г. Русскому техническому обществу присвоено почетное наименование «императорского».
Деятельность РТО была направлена на развитие технических наук, пропаганду технических знаний и совершенствование промышленной техники. Общество открывало различные типы профессиональных и технических школ для всех категорий рабочих. Самую большую группу составили школы грамоты для рабочих, так как большинство поступающих на заводы были неграмотными. На крупных заводах были открыты школы первоначальной грамотности, где осуществлялась общеобразовательная и специальная подготовка. Устраивались популярные чтения по отдельным предметам. Много внимания уделялось подготовительно-профессиональным классам для детей рабочих,
целью которых была подготовка хорошо обученных ремесленников
Со временем РТО добилось подчинения этих школ постоянной комиссии Министерства финансов, а затем Министерству народного просвещения, предоставив право руководства этими учебными заведениями постоянной комиссии.
РТО рассматривало вопрос и о женском профессиональном образовании. Создавались женские профессиональные (ремесленные) училища и курсы Императорского русского технического общества. Они предназначались для обучения ремеслам, полезным в домашнем хозяйстве и обеспечивающим женщинам самостоятельный заработок.
Среди средств привлечения внимания общественного интереса к вопросам технического образования можно назвать организацию и проведение съездов деятелей по техническому образованию. К участию в съездах приглашались преподаватели, промышленники, управляющие заводами, фабриканты, высокопоставленные правительственные чиновники. На съездах обсуждалось состояние технического образования в России, учебные планы и программы технических учебных заведе-ниий, устраивались выставки работ учеников технических и ремесленных учебных заведений, учебных пособий и т.д. Съезды давали возможность не только коллективно обсуждать вопросы технического образования, но и определять требования к нему. К 1910 г. в России насчитывалось 1 423 ремесленных школ и училищ. В них обучалось более 80 тыс. чел. РТО участвовало в международных выставках, проводило выставки по профессиональному и техническому образованию в России. Таким образом, РТО сыграло значительную роль в привлечении внимания общественности к проблемам промышленности и технического образования.
Проблемами обучения РТО перестало заниматься с 1917 г. и перешло к рассмотрению только научно-технических вопросов. В 1918 г. многие его деятели были репрессированы, а в 1929 г. было закрыто и само общество. Вместо РТО были созданы инженерно-технические отраслевые общества.