Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА ТОМСКА'

АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА ТОМСКА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
81
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жданова Александра Андреевна

Прогнозирование социально-экономических показателей на муниципальном уровне влияет на развитие страны в целом. Стратегия социально-экономического развития муниципальных образований должна быть ориентирована на благосостояние населения, его здоровье, уровень образования и др. Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, гарантирующих достойную жизнь и свободное развитие человека. Достижение высокого социально-экономического развития муниципального образования возможно лишь при достижении определенных показателей, которые указываются в стратегии развития конкретной территории страны. Город Томск входит в десятку крупных городов Сибири, поэтому на его примере можно рассмотреть, как стратегия социально-экономического развития может повлиять на будущее его населения и территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Жданова Александра Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF INDICATORS OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE CITY OF TOMSK

Forecasting socio-economic indicators at the municipal level affects the development of the country as a whole. The strategy of socio-economic development of municipalities should be focused on the welfare of the population, its health, education level, etc. The Russian Federation is a social State whose policy is aimed at creating conditions that guarantee a decent life and free human development. Achieving high socio-economic development of a municipality is possible only if certain indicators are achieved, which are specified in the development strategy of a specific territory of the country. The city of Tomsk is one of the top ten major cities in Siberia, so its example can be used to consider how the strategy of socio-economic development can affect the future of its population and territory.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА ТОМСКА»

Анализ показателей социально-экономического развития города Томска Analysis of indicators of socio-economic development of the city of Tomsk

Жданова Александра Андреевна

Студент 4 курса Факультет Систем Управления Томский Государственный Университет Систем Управления и Радиоэлектроники

Россия, Томск

Zhdanova Alexandra Andreevna

Student 4 term Faculty of Control Systems Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics

Russia, Tomsk

Научный руководитель

Малаховская Елена Константиновна

Старший преподаватель кафедры АОИ Томский Государственный Университет Систем Управления и Радиоэлектроники

Россия, Томск

Scientific adviser Malakhovskaya Elena Konstantinovna

Senior Lecturer of the Department of AOI Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics

Russia, Tomsk

Аннотация.

Прогнозирование социально-экономических показателей на муниципальном уровне влияет на развитие страны в целом. Стратегия социально-экономического развития муниципальных образований должна быть ориентирована на благосостояние населения, его здоровье, уровень образования и др. Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, гарантирующих достойную жизнь и свободное развитие человека. Достижение высокого социально-экономического развития муниципального образования возможно лишь при достижении определенных показателей, которые указываются в стратегии развития конкретной территории страны. Город Томск входит в десятку крупных городов Сибири, поэтому на его примере можно рассмотреть, как стратегия социально-экономического развития может повлиять на будущее его населения и территории.

Annotation.

Forecasting socio-economic indicators at the municipal level affects the development of the country as a whole. The strategy of socio-economic development of municipalities should be focused on the welfare of the population, its health, education level, etc. The Russian Federation is a social State whose policy is aimed at creating conditions that guarantee a decent life and free human development. Achieving high socio-economic development of a municipality is possible only if certain indicators are achieved, which are specified in the development strategy of a specific territory of the country. The city of Tomsk is one of the top ten major cities in Siberia, so its example can be used to consider how the strategy of socio-economic development can affect the future of its population and territory.

Ключевые слова. Стратегия развития, социально-экономическое развитие, муниципальное образование.

Key words: Development strategy, socio-economic development, municipal formation.

В соответствии с Конституцией РФ [1] и Федеральным законом от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» [2] сформулированы основные принципы местного самоуправления. Более того, в условиях современности, которые в первую очередь связаны с последствиями пандемии, антироссийскими санкциями и проводимой спецоперацией на Украине, произошли кардинальные

изменения в управлении социально-экономическим развитием. Однако приоритетными направлениями развития также остаются улучшение качества и уровня жизни населения.

Социально-экономическое развитие муниципальных образований понимается как контролируемый процесс преобразований в различных его сферах жизни, который направлен на достижение конкретного уровня развития социальной и экономической сфер на их территории с наименьшим ущербом природным ресурсам и максимальным удовлетворением потребностей населения и интересов государства. В этом направлении осуществляются следующие действия: утверждаются и реализуются местные целевые программы, издаются муниципальные подзаконные акты, согласовываются формы участия предприятий и организаций в развитии муниципальных образований, заключаются государственные и муниципальные контракты и прочее [3].

Структура социально-экономического развития муниципального образования включает несколько разделов:

- стартовые условия и анализ исходной социально-экономической ситуации;

- приоритеты и стратегические цели социально-экономического развития;

- главные направления реализации стратегических целей;

- подпрограммы социально-экономического развития;

- механизмы реализации программ и подпрограмм [4].

Томск - региональный центр в восточной части Западной Сибири, крупный кластер передовых технологических разработок, промышленных инноваций, сосредоточение науки и культуры, расположен в регионе с резко континентальным климатом.

Демографическая проблема очень болезненна для Томска. Основной прирост - это не рождаемость, а миграция жителей из других сибирских городов региона, как правило, на учебу. Поэтому летом, когда студенты разъезжаются, Томск выглядит заброшенным.

В результате наблюдается прирост населения, хотя и небольшой. Но внутренние факторы роста удручают: 97 разводов на 100 браков. Это связано из-за плохих социально-экономических условий, когда семьи не могут вынести финансовых проблем.

На данный момент численность населения города Томска составляет 556,5 тысяч человек и плотность населения равна 2004,5 чел./кмЛ2. От общей численности населения женщины составляют 52,4%, а мужчины -47,6%.

Томск можно смело назвать российским городом: 91% от общей численности населения составляют русские. Остальные 9% занимают такие народы, как татары, украинцы, немцы, чуваши, белорусы, башкиры и азербайджанцы.

Средний возраст городских жителей составляет 36 лет (для сравнения, в России 38), 17,6% городского населения составляют несовершеннолетние, 16,5% - люди старше трудоспособного населения, и 65,9% имеют право на работу. Исходя из вышеприведенных статистических данных, город Томск называют городом студентов и молодежи [5].

Рассмотрим основные демографические показатели города Томска, от которых зависят многие сферы жизни населения. Данные показатели представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1 - Демографические показатели города Томск за 2017-2021 гг. [6

Показатель 2017 2018 2019 2020 2021

Численность населения, тыс.чел. 572,74 574 575,35 576,62 568,5

Естественный прирост (убыль), тыс.чел. -0,98 -0,19 -0,06 +0,38 +0,67

Миграционный прирост (убыль), тыс.чел.

+4,4

+1,45

+1,41

+0,89

-7,45

Таблица 2.2 - Показатели рождаемости/смертность Томска за 2017-2021 гг. [6"

Год Всего На 1 000 чел. Населения

родившихся умерших естественный прирост (убыль) родившихся умерших естественный прирост (убыль)

2017 9 074 10 050 -976 11,3 12,5 -1,2

2018 9 320 9 513 -193 11,7 11,9 -0,2

2019 9 068 9 125 -57 11,5 11,5 -0,07

2020 9 240 8 862 +378 11,8 11,3 +0,5

2021 9 210 8 536 +674 11,9 11 +0,9

На основании таблицы 2 видно, что до 2020 года в Томске наблюдалась естественная убыль населения, с тенденцией к снижению. Начиная с 2020 года наблюдается естественный прирост.

Рассмотрена динамика численности экономически активного населения и уровень общей безработицы в таблице 2.4.

Таблица 2.4 - Показатели занятости и безработицы Томска за 2017-2021 гг. [6

Год Экономически активное население, тыс.чел. Занятые, тыс.чел. Безработные, тыс.чел. Уровень общей безработицы, %

2017 493,7 456,7 37,1 7,5

2018 488,2 446,4 41,8 8,6

2019 471,3 430,7 40,6 8,6

2020 470,9 434,6 36,3 7,7

2021 467,6 433,8 33,7 7,2

Уровень безработицы в Томске начал снижаться с 2020 года. При этом наблюдается снижение численности экономически активного и занятого населения за весь анализируемый период, вероятно связанное с оттоком населения из региона.

В таблице 2.6 рассмотрены доходы и среднемесячная заработная плата, денежные расходы и сбережения.

Таблица 2.6 -Показатели доходов/расходов населения Томска за 2017-2021 гг.

Показатели 2017 2018 2019 2020 2021

Среднедушевые денежные доходы населения, руб./мес 22 333,1 24 046,5 25 303,5 28 932,5 32 912,2

Среднемесячная номинальная начисленная з/п, руб./мес. 26 591,7 29 307,8 32 341,6 36 187,9 40 225,1

Денежные расходы и сбережения, млн.руб. 215 110,3 229 958,3 240 184,1 272 257,3 306 371,4

[6]

В таблице 2.8 рассмотрены показатель среднего размера пенсий Томска.

Таблица 2.8 - Основные показатели пенсионного обеспечения в Томске за 2017-2021 гг. [6

Показатели 2017 2018 2019 2020 2021

Численность пенсионеров, тыс.чел. 247,6 248,8 248,6 242,7 241,6

Средний размер пенсий, руб. 12 655 13 150 13 713 14 046 14 060

Число пенсионеров растет до 2019 года, затем происходит снижение. Средний размер пенсий увеличился в 1,1 раза, что связано с увеличением номинальных доходов населения в целом и их индексацией.

Культура и образование оценивается по количественным характеристикам - количество учреждений культуры и образования, число изданий и прочее. В таблице 2.9 и 2.10 рассмотрены показатели культурно-образовательной сферы Томска за 2017-2021 годы.

Таблица 2.9 - Основные показатели культуры в Томске за 2017-2021 гг., ед. [6]

Показатели 2017 2018 2019 2020 2021

Число учреждений культурно-досугового типа 98 92 90 77 76

Число общедоступных библиотек 80 74 71 67 89

Число профессиональных театров 3 3 3 3 3

Число музеев 13 12 12 12 12

Число киноустановок 14 12 14 15 15

Число изданий книг и брошюр 169 83 145 84 76

Число изданий журналов 7 13 16 12 17

Число изданий газет 7 6 5 6 6

В культуре наблюдается сокращение учреждений культурно-досугового типа, но наблюдается рост числа изданий газет и журналов, число общедоступных библиотек.

Таблица 2.10 - Основные показатели образования в муниципальном образовании «Город Томск» за 2017-2021

гг., ед. [6]

Показатели 2017 2018 2019 2020 2021

Частные учреждения по подготовке специалистов 1 1 1 1 1

среднего звена

Частные учреждения высшего образования 2 2 2 2 2

Профессиональные образовательные учреждения подготовки квалифицированных рабочих, служащих 15 13 12 5 5

Подготовка кадров высшей квалификации 5 5 5 5 5

Организации дополнительного образования детей по видам образовательной деятельности 78 78 76 69 63

Дошкольные образовательные учреждения 312 311 310 312 307

Государственные образовательные организации,

осуществляющие подготовку специалистов среднего 15 15 15 23 20

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

звена

Государственные образовательные организации высшего образования 2 2 2 2 2

Государственные и муниципальные общеобразовательные 222 201 189 183 178

организации

В образовании наблюдается как сокращение, так и рост в различных направлениях. В дошкольном образовании наблюдается сокращение числа образовательных организаций. В среднем образовании - рост государственных профессиональных образовательных организаций, осуществляющих подготовку специалистов среднего звена, но также наблюдается уменьшение профессиональных организаций, осуществляющих подготовку квалифицированных рабочих, служащих. В высшем образовании все осталось без изменений по числу организаций, осуществляющих подготовку кадров.

Индекс потребительских цен отражает инфляционные изменения в потребительской корзине населения (таблиц 2.11).

Таблица 2.11 - Индекс потребительских цен в городе Томске за 2017-2021 гг. [6

Показатели 2017 2018 2019 2020 2021

Индекс потребительских цен (%) 102,3 100,36 103,5 104,1 115,3

Индекс потребительских цен с 2018 года имел тенденцию к увеличению. В целом за анализируемый период показатель увеличился в 1,13 раза.

Таблица 2.12 - Валовый региональный продукт в городе Томске за 2017-2021гг. [6]

Год Валовый региональный продукт, млн.руб. Численность населения, Валовый региональный продукт на душу населения, тыс.руб.

2017 445 795,1 756,5 589,29

2018 482 500 753,6 640,26

2019 616 909 748,1 824,63

2020 790 450 737,6 1071,65

2021 790 500 733,2 1078,15

Демографическая ситуация в январе-ноябре 2022 года в Томске характеризовалась процессом естественной убыли (на 1366 человек) и миграционной убыли (на 5318 человек) населения. Численность населения за январь-ноябрь уменьшилась на 6684 человек в сравнении с началом года и составила 584844 человек.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата на крупных и средних предприятиях за январь-ноябрь 2022 года увеличилась на 14,9% к аналогичному периоду 2021 года и составила 65 926,3 рубля. Рост реальной заработной платы составил 0,5%. На 01.01.2023 задолженность организаций по заработной плате отсутствовала.

Численность официально зарегистрированных безработных на конец декабря 2022 года составила 1 568 человек, что на 748 человек меньше, чем по состоянию на конец декабря 2021 года. Уровень безработицы в декабре 2022 года составил 0,6% от численности рабочей силы.

Основываясь на социально-экономических показателях, можно сделать выводы: при расчете высокого качества управления экономикой и финансовых результатов администрация Томска должна предоставлять прогнозы и проект бюджета на следующий финансовый год и плановый период в строгом соответствии со стратегией развития города, социальным развитием.

Для этого необходимо:

- обновление и проработка основных документов по опережающему развитию города: стратегии развития города Томска до 2030 года и среднесрочной программы социально-экономического развития Томска;

- необходимо разработать бюджетную стратегию города Томска, установить специфику бюджетной политики при различных вариантах экономического развития и максимальный объем бюджетных ассигнований по основным направлениям расходов;

- разбивка целей, синхронизация и соответствие решениям и управлению бюджетом органами управления Томска;

- повысить качество планирования и реализацию прогноза.

По базовому варианту долгосрочного прогноза в 2025 году объем инвестиций в основной капитал организаций района, по оценке, возрастет к уровню 2021 года на 13,8% и составит 2 792 миллиона рублей, в том числе, по деятельности «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» - 1 619,4 миллиона рублей, по деятельности «Добыча полезных ископаемых» - 33,3 миллиона рублей, по деятельности «Обрабатывающие производства» - 388,3 миллиона рублей и по деятельности «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» - 457 миллиона рублей Предполагается, что совокупность внешних факторов, негативно влияющих на российскую экономику, продолжит действовать, но их отрицательное воздействие существенно ослабнет, в связи с чем инвестиционная активность в экономике района стабилизируется.

Темпы роста оборота розничной торговли в долгосрочной перспективе до 2025 года, по оценке, составят по консервативному варианту долгосрочного прогноза в диапазоне 100,6-107,2%, по базовому варианту - 104106%, по целевому варианту - 104,5-106,1%.

В сравнении с планируемой среднесписочной численностью работников предприятий (организаций) по итогам 2021 года данный показатель к концу 2025 года увеличится на 1,5 тысячи человек (или на 11,3%) по консервативному варианту долгосрочного прогноза, на 2,1 тысячи человек (или на 15,8%) и на 2,4 тысячи человек (или на 18%) согласно базовому и целевому вариантам долгосрочного прогноза соответственно.

К 2025 году удельный вес учащихся, занимающихся в первую смену в дневных учреждениях общего образования (в % к общему числу обучающихся в этих учреждениях) (на начало года) по консервативному варианту прогноза снизится и составит 84,9%, по базовому и целевому варианту долгосрочного прогноза значение показателя к 2021 году вырастет до 100% и сохранится до 2025 года.

Улучшение качества жизни населения - главная цель любого общества. Целенаправленные действия со стороны государства необходимы для улучшения благосостояния населения, поддержки семьи, материнства и детства, укрепления здоровья населения, его уровня образования, возрождения нравственности и духовности. Только одним интегральным показателем успеха такого курса является улучшение качества жизни населения.

Список используемой литературы:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «Консультант Плюс»;

2. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 (редакция от 06.02.2023) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс»;

3. Новосельцева, М.М. Уровень жизни населения в контексте финансово-экономической грамотности / М.М. Новосельцева // Фундаментальные исследования. - 2020. - № 8. - С. 66-71.;

4. Герсонская, И.В. Демографическая ситуация, напряженность рынка труда и уровень жизни населения / И.В. Герсонская // Образование и проблемы развития общества. - 2020. - № 2 (11). - С. 47-55.;

5. Правительство Томской области [Электронный ресурс] // Официальный сайт. - Режим доступа: https://gov.tomsk.ru (дата обращения: 16.02.2023);

6. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] // Официальный сайт. -Режим доступа: https://rosstat.gov.ru (дата обращения: 08.03.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.