УДК 316
Власюк Наталья Николаевна
доцент кафедры иностранных языков и регионоведения ИЕСЭН НГПУ E-mail: nnvlasuk@ngs.ru
ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ ОБЩЕСТВА К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ
В статье представлены основные позиции автора по проблеме социально-философского исследования образования как фактора адаптации общества к устойчивому развитию. Подчеркивается, что в современных условиях поиск альтернативных путей социального развития, проблема осознания во всей ее многоаспектности адаптации общества к новой реальности справедливо причисляется сегодня к числу одной из наиболее актуальных. Концепция устойчивого развития рассматривается многими учеными как едва ли не единственная реальная перспективная возможность стабильного развития человечества в условиях современных вызовов и кризисов.
Ключевые слова: образование как фактор адаптации, концепция устойчивого развития.
Актуальность социально-философского исследования образования как фактора адаптации общества к устойчивому развитию обусловлена тем обстоятельством, что от анализа образования как фактора адаптации зависит отрефлексированное и обоснованное понимание как аксиологии современного образования, возможности влияния образования на духовные и нравственные приоритеты личности, так и формирование и актуализация стратегии стабильного общественного развития в XXI в.
В современном мире сложился ряд негативных общемировых социальных тенденций, основным источником которых является фактическая победа и упрочнение в глобальном масштабе рыночного фундаментализма. Здесь: погоня исключительно за прибылью как главным критерием «развития», несмотря на нарастание экологического кризиса и просматривающуюся перспективу исчерпания основных природных ресурсов; отрицание ценности как личности каждого человека, так культуры в целом; нарушение суверенитета государств; превращение системы образования из средства «воссоздания» каждого нового поколения и его воспитания в институт «капитализации» человека и рыночную услугу и др.
В современных условиях поиск альтернативных путей социального развития, проблема осознания во всей ее многоаспектности адаптации общества к новой реальности справедливо причисляется сегодня к числу одной из наиболее актуальных. Среди ряда возможных альтернативных направлений социального развития выделяется концепция устойчивого развития, которая рассматривается многими учеными как едва ли не единственная реальная перспективная возможность стабильного развития человечества в условиях современных вызовов и кризисов.
Глобальные кризисы развития человечества, в которые включена и наша страна, и практически каждый человек, невозможно преодолеть только технотронными средствами и методами (техническими, технологическими, экономическими, управленческими и др.), необходимо трансформировать ментальность людей, их мировоззренческие и аксиологические императивы жизнедеятельности. Вполне обоснованно, что при таких обстоятельствах внимание философов приковывает не только проблема адаптации всего общества в глобальном масштабе, но и конкретных стран, и социальных институтов, а также отдельных социальных групп, особенно подрастающего поколения.
Сфере образования принадлежит в данном процессе определяющая роль, поскольку образование «воссоздает» каждое вновь вступающее в жизнь поколение как совокупность людей и их отношений. Образование закладывает не только профессиональные навыки, но и основы аксиологии и праксиологии, ментальные и духовные паттерны, наконец, воспроизводит социальность как совокупность ментальных и когнитивных программ поведения и мышления человека, его культурной деятельности в мире.
Актуальным является исследование не только адаптации системы
образования собственно как социального института, но, в первую очередь,
исследование образования как одного из основных факторов адаптации
8
общества к происходящим изменениям, поскольку именно образование закладывает адаптационные возможности общества на различных уровнях его организации посредством обучения и воспитания новых его членов, через мировоззрение, культуру и знания, благодаря взаимодействию которых формируются и реализуются направления социального развития.
Все вышесказанное обусловливает особую актуальность социально-философского анализа образования как фактора адаптации общества к устойчивому развитию, построения философской модели данного процесса, что требует внимательного совместного исследования концептуальных представлений об образовании, эпистемологического понимания адаптации, а также концепции устойчивого развития общества как в глобальном масштабе, так и на уровне отдельно взятой страны (России).
Поиск стратегии развития человеческой цивилизации в условиях современных вызовов предъявляет качественно новые требования к осмыслению места и роли системы образования в обществе. Неслучайно среди отечественных и зарубежных гуманитарных исследований последнего времени заметно возросло число работ, посвященных анализу различных аспектов образования.
В настоящее время в отечественной и зарубежной литературе существуют различные мнения относительно понимания сферы образования и ее роли в общественном развитии, а также во взаимодействии социума и природы. В основном, эти исследования концептуализируются в рамках методологии современной философии образования.
Методологическая функция философии образования по отношению к анализу образованию в различных аспектах проявляется в том, что она (философия образования) разрабатывает систему общих принципов и способов научного познания наиболее общих объективных закономерностей образовательной сферы во всем многообразии, диалектической взаимосвязи и целостности ее существования (Б. С. Гершунский, Б. О. Майер, Н. В. Наливайко, В. М. Розин, И. П. Савицкий, О. В. Долженко, Н. С. Розов, и др.). Как указывают многие авторы (Б. С. Гершунский, В. Н. Гончаров, Э. Н. Гусинский, Ф. Т. Михайлов, Г. И. Петрова, Ю. И. Турчанинова) философия образования формирует отрефлексированный категориальный аппарат для анализа онтологических, гносеологических, аксиологических и других аспектов бытия сферы образования, что закладывает методологическую основу дальнейших социально-философских исследований, в частности, в нашем случае - анализа образования как фактора адаптации общества к устойчивому развитию.
9
В отечественной литературе методологическому значению философии образования уделялось особое внимание. Так философско-методологическая специфика проблемы осмысления образования в целом исследовался в работах В. С. Библера, М. Я. Боброва, Б. С. Гершунского, В. А. Дмитриенко, В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, Э. В. Ильенкова, А. Т. Москаленко, Н. В. Наливайко, Т. А. Рубанцовой, А. Л. Симанова и других исследователей.
Фундаментальные основы содержания образования исследовались в работах А. М. Арсеньева, Г. Н. Волкова, В. С. Леднева, И. Я. Лернера, В. В. Краевского, В. Г. Онушкина, М. Н. Скаткина, С. Г. Шаповаленко и др.
С методологических позиций философии образования был проведен сравнительный анализ сферы образования в разных культурах:
- в зарубежной (в контексте глобализации) - в работах С. Лэпейроуза, Г. Орфилда, Р. Рэми, А. Бенавота, А. Олденквиста, И. Джонсон, Н. МакГина, М. Пендлбери, И. Янг и др.;
- в отечественной - в работах Т. В. Болотиной, Б. С. Гершунского, Г. В. Игониной, М. И. Ковалевой, О. А. Михалиной, З. А. Мальковой, И. Д. Фрумина, М. М. Якобсон, и др.;
- а также были исследованы такие аспекты образования как: социологический (С. И. Григорьев, Ю. Р. Вишневский, Г. Е. Зборовский, М. З. Ильчеков, Н. А. Матвеева, В. Я. Нечаев, В. Н. Турченко, А. С. Фролов и др.) и психологический (А. С. Арсентьев, М. Н. Григорьев, В. В. Давыдов, В. П. Зинченко, Р. С. Немов и др.).
Особо следует выделить исследование эпистемологических аспектов сферы образования в работах А. Ю. Бабайцева, В. А. Лекторского, Б. О. Майера, М. К. Мамардашвили, Г. И. Рузавина, В. С. Степина, В. В. Целищева, В. С. Швырева, Г. П. Щедровицкого, Б. Г. Юдина и др.
Проблемы гуманитаризации и экологизации образования, воспитания экологического и нравственного сознания, раскрываются в работах В. Н. Колесниковой, Р. С. Михайловой, О. Д. Олейниковой, Л. Г. Олеха и др.
На важность переосмысления места и роли образования в современном обществе, особенно в контексте происходящих социальных и природных изменений, указывают такие авторы, как: Б. О. Майер, Б. С. Гершунский, В. П. Зинченко, О. В. Долженко, Н. В. Наливайко, В. В. Платонов, В. М. Розин, Н. С. Розов, Л. А. Степашко, И. С. Утробин, Н. М. Чуринов и другие отечественные ученые.
При всех достоинствах перечисленных выше работ, в том числе их
методологической направленности, следует отметить, что для них характерно
представление об образовании как о социальном процессе и/или институте
10
безотносительно к факторам адаптации общества и концепции устойчивого развития общества.
Одним из продуктивных подходов к исследованию роли системы образования как фактора адаптации общества к устойчивому развитию является концептуализация данной проблематики в системе понятий адаптационного подхода.
Анализ процессов адаптации - одна из самых значимых междисциплинарных проблем, которая исследуется в различных сферах деятельности человека. Стоит упомянуть ряд публикаций таких авторов, как Л. А. Гордон, О. Дудченко, Б. О. Майер, А. Мытиль, Ю. А. Урманцев, М. А. Шабанова. Издаются монографии и коллективные труды, посвященные проблемам социальной адаптации, в частности, работы, Е. М. Авраамовой, Д. М. Логинова, М. В. Ромма, Л. Корель и др. Важное методологическое значение для исследования процессов социальной адаптации, ее механизмов, имеют работы зарубежных и отечественных ученых Б. Г. Ананьева, Г. М. Андреевой, А. Г. Асмолова, Б. О. Майера, М. В. Ромма, Ю. А. Урманцева, Г. Бейтсона, Т. Шибутани и др.
Вместе с тем, исследуя проблемы образования в контексте адаптационного подхода, авторы обычно уделяют внимание либо психологическим проблемам адаптации личности (Э. В. Беляев, Ю. Р. Вишневский, А. И. Ковалева, И. С. Кон, Л. Д. Костюченко, Е. А. Лаврухина, В. Т. Лисовский, Ю. М. Резник, М. В. Ромм, В. Я. Ядова и др.), либо социологическим проблемам адаптации системы образования собственно как социального института к происходящим в обществе изменениям (В. А. Гуртов, Е. А. Питухин, Л. М. Серова, Д. Оганесян. В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова и др.). В то же время в отечественной литературе крайне мало работ (Б. О. Майер, Е. В. Покасова, А. Д. Урсул), посвященных целостному анализу с философских позиций проблеме образования как фактора адаптации общества к устойчивому развитию.
Тем не менее, исследованию сущности, предпосылок, возможных сценариев устойчивого развития общества посвящен довольно большой объем исследовательской литературы. Концепция устойчивого развития представлена в следующих аспектах. Во-первых, выявляются теоретические истоки данной концепции, в частности, особенности преломления в ней философских, социологических, естественнонаучных идей. Здесь следует отметить труды Р. Брауна, В. С. Голубева, В. Г. Горшкова, В. П. Казначеева, В. А. Лося, Н. М. Мамедова, Л. Г. Олеха, В. И. Супруна, А. Д. Урсула и др. Во-вторых, делается попытка обобщения данной концепции, придания
11
идеям устойчивого развития определенной системности в контексте исторического процесса. В этом отношении заслуживают внимания работы В. И. Данилова-Данильяна, О. К. Дрейера, В. И. Кудашова , Л. Г. Олеха, Н. Н. Моисеева, А. Д. Урсула, Н. М. Чуринова, и др. В-третьих, исследуются методологические вопросы трансформации различных сфер человеческой деятельности - науки, образования, экономики, техники и других сфер общества в соответствии с критериями устойчивого развития. В данном случае представляют интерес работы В. В. Боброва, Э. В. Гирусова, К. Х. Делокарова, Б. И. Козлова, Н. Н. Лукьянчикова, В. В. Мантатова, Е. Н. Пасхина, Е. В. Никоноровой, А. Н. Чумакова и др. (подобные перечисления авторов должны быть в алфавитном порядке по всему тексту - проверьте)
В контексте концепции устойчивого развития проблемы безопасности общества рассматривают В. П. Казначеев, А. И. Субетто, А. К. Черненко,
A. Л. Романович, А. Д. Урсул. Вопросы формирования экологической культуры и экологического сознания нашли отражение в работах
B. В. Мантатова, Л. В. Мантатовой, Ю. Ю. Галкина, С. Н. Глазычева, А. Н. Кочергина, Н. М. Мамедова, Е. В. Никаноровой, И. А. Сосуновой, О. В. Овсянниковой и др. Исследователи особо подчеркивают ведущую роль образования как основного условия перехода общества к устойчивому развитию, но при этом мало уделяют внимание конкретному содержанию новой модели образования как фактора адаптации общества к устойчивому развитию.
Таким образом, несмотря на наличие значительного количества глубоких работ, посвященных исследованию сферы образования, процессам адаптации, концепции устойчивого развития, до настоящего времени не проводилось систематического исследования образования как фактора адаптации общества к устойчивому развитию, особенно в контексте российских трансформационных процессов. Работы данной проблематики единичны и носят, в основном, постановочный характер. Недостаточный уровень разработанности отдельных философских, методологических и социальных аспектов темы исследования требуют исследования в целостности всех сторон поставленной проблемы: анализа образования как фактора адаптации общества к устойчивому развитию.
Проблемная ситуация, на разрешение которой направлено исследование, заключается в противоречиях между:
- необходимостью построения и актуализации в современных условиях философской концептуальной модели образования как системы адаптации
общества к устойчивому развитию в качестве альтернативы негативным современным глобальным тенденциям;
- теорией и практикой реформирования системы образования в современной России, где образование рассматривается на официальном уровне как услуга, но не как адаптационный фактор общества в контексте важности перехода к устойчивому развитию.
Методологической основой исследования выступает диалектический метод, позволяющий выявить взаимосвязи различных сторон объекта исследования в их целостности и изменчивости, а также общее, особенное и единичное, что особенно важно при проведении исследования, где необходимым является одновременное исследование таких разноплановых объектов, как образование, адаптация и устойчивое развитие в их единстве.
В настоящем исследовании используются следующие принципы: во-первых, принцип целостности, позволяющий рассматривать объект исследования в его внутреннем единстве и полноте. Во-вторых, принцип тождества противоположностей, ориентирующий на поиск внутренних и внешних противоречий исследуемого объекта. В-третьих, принцип развития, способствующий исследованию объекта в его динамике, качественной изменчивости, обусловленной внутренними и внешними противоречиями.
Кроме того, в исследовании широко применяется методология социальной философии (общее), а также методология философии образования (особенное). Философия образования является методологическим фундаментом осмысления образовательных концепций. Философия образования выступает формой философской концептуализации знаний об образовании, интегрирующей все знания, так или иначе соприкасающиеся с образованием, в концептуальном, обобщенном виде. Философия образования как междисциплинарная область позволяет осуществить целостный анализ образования как фактора адаптации общества к устойчивому развитию.
В исследовании также применяются элементы методологии сравнительного анализа, системного и междисциплинарного подхода. Сравнительный анализ, позволяет исследовать единые пространственно-временные основания образования как фактора адаптации общества к устойчивому развитию и, вместе с тем, выявлять специфику как отдельных эпох, так и регионов. Системный подход позволяет выявить системный характер образования как фактора адаптации общества в контексте объективных условий существования человечества в их единстве с субъективными факторами, выявить специфику человеческого действия в
13
этой сфере. Необходимость использования междисциплинарного подхода обусловлена тем обстоятельством, что в исследовании рассматривается круг вопросов, находящихся на стыке социальной и политической философии, педагогики, философии образования, кибернетической эпистемологии, философии природы и др.
В результате проведенного исследования:
1. Выявлены философско-методологические основания совместного анализа «образования», «устойчивого развития» и «адаптации» и обосновано, что философия образования в своем методологическом измерении позволяет провести системное исследование образования как фактора адаптации общества к социальным и природным изменениям, в том числе диалектики всеобщего и конкретного в данном процессе.
2. Исследовано современное понимание адаптации и показано, что существует два методологических подхода к ней: первый - в рамках метафизического проекта науки, где адаптация - приспособление, а другой -диалектическое понимание адаптации и подчеркивание процессуальной направленности на совершенствование. Обосновано, что диалектический подход к проблемам адаптации общества и образования может быть плодотворно конкретизирован с помощью аппарата кибернетической эпистемологии в варианте разработки имитационных моделей.
3. Исследовано понимание соотношения социализации и адаптации и обосновано, что социализация - это линейный процесс совместно с его условиями, проявлениями и результатом, ключевым для которого (процесса) является именно линейность, т. е. отсутствие ярко выраженных «петель» обратной связи между человеком и обществом, в отличие от социальной адаптации, где с неизбежностью присутствуют «петли» обратной связи, обеспечиваемые рефлексивностью человеческого сознания. При этом выявлено, что смешение понятий «рефлексивность» и «активность», часто проводит к непониманиям в соотношении социализации (где субъект активен) и социальной адаптации (где субъект с необходимостью не только активен, но и рефлексивен).
4. Выявлена онтологическая специфика сферы образования в условиях общества, находящегося в процессе адаптации, заключающаяся в том, что образование в современном обществе есть важнейший фактор адаптации социума посредством когнитивных, ментальных, мировоззренческих и культурных изменений, особенно в контексте глобализации и формировании постиндустриального информационного общества. Обосновано, что в понимании образования в адаптирующемся обществе уровень общего,
14
единичного и особенного соответственно есть: глобальный (как специфика понимания мировых тенденций образования), региональный (как специфика понимания российского образования) и особенный (как реализация специфика преобразования мировоззрения, ментальности и культуры людей - участников социальных процессов).
5. Проведен анализ и обосновано, что устойчивое развитие, понимаемое как совершенствование общественных отношений, является одним из наиболее перспективных среди направлений развития общества на ближайшую перспективу. Выявлено, что особенным для России в понимании устойчивого развитие является радикальный отказ от логики развития страны за предшествующие века в рамках диалектического типа рациональности и ориентация исключительно на экономическое устойчивое развитие в отличие от развитых западных стран, где наряду с экономической составляющей в проекте устойчивого развития присутствуют и внеэкономические критерии.
6. Выявлены онтологическая специфика образования как фактора адаптации общества к устойчивому развитию, заключающаяся в том, что, между обществом и сферой образования существует диалектическое взаимодействие в форме обратных социальных связей, и поэтому образование является одновременно следствием и причиной происходящих в обществе адаптационных процессов. Обосновано, что на глобальном уровне (общее) образование направлено на адаптацию общества к природным и социальным изменениям. Общее определяет специфику особенного (адаптация того или иного государства) и конкретизирует, реализует ее в единичном (адаптация группы, конкретного человека). При этом цели образования как адаптирующей системы по отношению к человеку, государству и обществу взаимообусловлены и взаимозависимы.
7. Исследована аксиологическая специфика образования как фактора адаптации общества и выявлены особенности аксиологизации современной системы образования. Обосновано, что направленность аксиологии образования относится к числу ведущих факторов в формировании и реализации возможностей образования как фактора адаптации общества к устойчивому развитию. При этом, показано, что аксиологизация наряду с негативными последствиями может играть и конструктивную роль в формировании концептуальных решений образования как фактора адаптации общества к устойчивому развитию, особенно в условиях Россия.