Дистанционное образование в структуре общества знания
Грязнова Елена Владимировна - доктор философских наук,
профессор кафедры философии и политологии Нижегородского
государственного архитектурно-строительного университета
(ННГАСУ) (е-таН: [email protected]);
Матяева Инна Леонидовна - директор представительства
института экономики, управления и права ННГАСУ
(е-таН: [email protected]).
Аннотация. В данной статье представлен анализ дистанционного образования как элемента социальной системы. Авторами статьи сделан акцент на исследовании проблем дистанционного образования, связанных с тенденциями развития современного общества. Ключевые слова: дистанционное образование, общество знания, информационная деятельность.
Исследования показывают1, что общество знания является историческим и логическим продолжением информационного общества, в котором информационная сфера является основополагающей. Мы со своей стороны считаем, что говорить надо не об информационной сфере, а о духовной сфере общества, которая в современных условиях не может существовать отдельно от сферы информационно-технической, она базируется на её основе. Поэтому, и, образовательная сфера, как и педагогическая сфера в целом, являясь элементом сферы духовной, также развивается на основе информационно-технического потенциала.
Сама сфера общественной жизни немонолитна - она имеет собственную структуру. Анализируя многочисленную литературу по проблемам сферно-го подхода в исследовании общества, мы увидели, что структура сфер общественной жизни представляется авторами достаточно неоднозначно2.
1 Майер Б. О, Наливайко Н.В. Об онтологии качества образования в обществе знания // Философия образования. - 2008. - № 3 (24). - С. 4-18; Бехманн Г. Общество знания - краткий обзор теоретических поисков // Вопросы философии. - № 2. - 2010. - С. 12-15 и др.
2 Грибакина Э. Н. Социальная сфера общества, её специфика: (Классообразующий срез). -Екатеринбург :Изд-во Урал. ун-та, 1992; Ремизов И.Н. Экологическая сфера общества: современные тенденции и перспективы развития. - Краснодар : Изд-во КГМА, 1998; Бурняшева Л. А.
Универсальная, на наш взгляд, структура общественной сферы жизни представлена в работах Л. А. Зеленова, где выделяется пять социальных образований: способности, потребности, деятельность, отношения, институты1. Дистанционное образование, являясь видом образования и элементом педагогической сферы общества, конечно же, может и должно рассматриваться по аналогичной схеме.
Потребности и способности дистанционного образования. Из работ П. М. Ершова2 следует, что в потребностях человека как рассогласовании необходимого и фактического состояния человека выражается диалектическая природа потребности как источника, движущей силы деятельности (противоречие необходимого и фактического). В этом отношении потребности выступают как побудительная сила деятельности, т. е. как тот потенциал человека, который стимулирует деятельность. Исходя из данного определения, можно предположить, что образовательные потребности - это исходное, базовое понятие, без которого невозможно возникновение самой образовательной сферы. Они вырастают из практики, из реального противоречия между фактической и необходимой информацией, или одним из её видов - знанием.
Потребности дистанционного образования формируются, прежде всего, благодаря ряду преимуществ дистанционного экстерната по сравнению с традиционными формами образования, которые можно обобщенно представить, опираясь на работы, посвящённые исследованию данной проблемы3: гибкий график процесса обучения; доступ к учебным материалам в любом месте и в любое время; практически постоянная связь с преподавателями; возможность одновременно получать образование в нескольких учебных заведениях или по нескольким специальностям; работа обучаемого в ходе дистанционного образования предусматривает развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности и освоение им современных электронных технологий обучения.
Рост потребностей дистанционного образования, продиктованный тенденциями развития современного общества, приводит к возникновению целого ряда диалектических противоречий с его способностями. Имеющийся материал позволяет выделить наиболее важные из них4:
Традиционное и новационное в духовно-нравственной сфере социального бытия: автореферат дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11 - Ставрополь, 2008; Бозаджиев П. А. Экономическая сфера современного общества: содержание и тенденции развития: социально-философский анализ: автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.11. - Москва, 2010
1 Зеленое Л. А. Становление личности. - Горький : Волго-Вятское кн. Изд-во, 1989. - С. 142.
2 Ершов П. М. Потребности человека. - М. : Мысль, 1990.
3 Рабаданова Р. С. Информационно-образовательная среда опережающего обучения профессиональной подготовки студентов вузов // Дистанционное и открытое образование. -№ 2(41). -2011. - С. 22-26.; Горшков М. К, Ключарев Г. А. Непрерывное образование в контексте модернизации. - М.: ИС РАН, ФГНУ ЦСИ, 2011.
4 Бурмистрова А. С. Развитие дистанционного обучения в начальном и среднем профессиональном образовании : Автореф. канд. педагог. наук 13.00.08 : Москва, 2007.; Адольф В. А, Ковалевич И. А.
- между повышенным спросом на образовательные услуги и отсутствием готовности образовательных учреждений предоставлять требуемые услуги в быстро изменяющихся условиях рынка труда;
- между широкомасштабным и стихийным эмпирическим внедрением дистанционного образования на основе интерактивных методов управления учебным процессом, компьютерных программно-учебных средств и не разработанностью системного подхода к проектированию, построению и эксплуатации систем дистанционного образования, типовых моделей и компонентов системы и его инфраструктуры;
- между потребностью в педагогических кадрах, имеющих квалификацию, достаточную для организации дистанционного образования в учреждениях начального и среднего профессионального образования, и отсутствием соответствующей концепции и программ их подготовки.
Таким образом, мы видим, что потребность любого вида мобилизует способности общества для её удовлетворения. Это две сущностных силы человека: побудительная и деятельная. Образовательные потребности и способности - это действительно родовые (присущие всем людям) качества, которые образуют структуру человеческого образовательного потенциала. Именно их единство определяет возможность деятельности, а значит и включения человека в социальные отношения, которые конституируются в систему социальных институтов. Иначе говоря, именно на этом базисе человеческого потенциала создается вся система педагогической сферы общества.
«Образовательный потенциал страны, - пишет А. Никитов, - следует понимать, как совокупную способность образовательной отрасли воспроизводить квалификационно-образовательный уровень трудовых ресурсов»1. Как нам кажется, образовательный потенциал не должен включать трудовые ресурсы, ибо ресурсы, которые он содержит, прежде всего, информационные, а трудовыми они станут уже в процессе трудовой, а не образовательной деятельности. В данном случае мы полностью согласны с мнением Н. И. Гендиной: «Вхождение человеческой цивилизации в информационное общество и общество знаний предъявляет качественно новые требования к системе образования. Целью образования становится не подготовка человека к будущей деятельности (прежде всего, профессионально) накопления впрок как можно большего объема готовых, систематизированных, изначально истинных (в силу авторитета науки знаний), а развитие личности, овладению ею способами обретения существующих и порождения новых знаний»2. В связи с этим
Современные подходы к использованию информационно-образовательного потенциала образовательного учреждения для профессиональной ориентации учащихся в контексте их успешной социализации // Современные проблемы науки и образования. - 2009. - № 4 - С. 7-13.
1 Никитов А. Состояние и динамика образовательного потенциала России и развитых стран // Власть. - № 1. - 2011. - С. 78.
2 Майер О. Б., Наливайко Н. В. Указ. соч. - С. 6.
следует предположить, что требуется расширение контекста концептуального анализа современного образования в целом и дистанционного в частности. Одним из вариантов может служить подход, с позиции которого современное образование следует рассматривать «как феномен, где определяющими становятся информационные потоки и ресурсы знания»1.
При этом необходимо учитывать, что сам по себе человеческий потенциал - это всего лишь потенциал, который нуждается в материальных средствах, ресурсах для своей реализации. Конечно, мы понимаем, что потребности, и способности человека базируются на объективных основаниях, в качестве которых выступают биологический потенциал человека и внешний социальный опыт. Но именно соединение этих двух слагаемых и дает тот духовный потенциал человека, который выступает во всём богатстве развернутых субъективных форм потребностей и субъективных форм способностей, среди которых мы и выделяем дистанционное образование. Не надо доказывать, что вся совокупность знаний, умений и ценностей являются содержанием внутреннего, субъективного мира человека, образуют его духовный потенциал, реализуется в его деятельности.
Очевидно, что, говоря о потенциале дистанционного образования, мы должны иметь в виду тот факт, что образовательный потенциал напрямую связан с потенциалом информационным. Потенциал дистанционного образования следует рассматривать как совокупность знаний и как совокупность информационных ресурсов, подготовленных для передачи и усвоения субъектами в процессе социализации. Что касается информационного ресурса, то в самом общем виде - это социальная информация, хранящаяся на различных носителях, предназначенная для использования субъектом в информационных процессах. Знание - сложное понятие, существующее как в субъективном (личностном), так и объективном (общественном) виде.
Сегодня потенциал дистанционного образования является одним из основополагающих элементов образовательной сферы, т. к. он определяет её работоспособность. Понятно, что речь идет не о «мёртвых» информации и знаниях, а о людях, субъектах образовательной деятельности, способных передать и освоить информационные ресурсы.
Можно было бы и дальше углубляться в раскрытии понятия потенциала дистанционного образования. Однако без остальных компонентов, а именно, деятельности, социальных отношений и институтов - этот процесс превратиться в пустой разговор, ибо потенциал человека не формируется и не реализуется вне социального взаимодействия.
Дистанционное образование как деятельность. Информационное общество и общество знания предполагает формирование, как нового вида общественных отношений, так и нового вида информационного взаимодей-
1 Там же. - С. 10.
ствия, а, следовательно, и новых видов образовательной деятельности, одним из которых и является дистанционное образование. Если деятельность определяется как целесообразное взаимодействие человека с предметным миром, то информационную деятельность следует определить аналогично, с той лишь разницей, что целесообразное взаимодействие будет осуществляться не с предметным миром, а с информационным. Такой подход к понятию информационной деятельности был разработан Е. В. Грязновой1: а) информационная деятельность является функциональным стержнем всей духовной сферы: она не только реализует информационные потребности и способности (образовательный потенциал), но и генерирует определенный вид социальных отношений и институтов; б) информационная деятельность, как многокомпонентное образование, включает в себя базовые компоненты: субъект, объект, средства, процесс, условия, результат, система, среда; в) в дистанционном образовании, которое реализуется на основе информационных и компьютеризированных форм социального взаимодействия происходит трансформация всех элементов деятельности. Особенно это актуально, когда речь идет об информационных объектах и квазисубъектах.
Сегодня в условиях развития общества знания, становится очевидно, что деятельность в сфере дистанционного образования является неотъемлемой частью образовательной сферы в целом и всех других сфер общественной жизни. Это значит, что именно на основе дистанционного образования как деятельности формируются и особые социальные отношения и институты. Иными словами происходит трансформация всей общественной системы.
Дистанционное образование как социальные отношения и институты. В ходе образовательной деятельности, носящей информационный и компьютеризированный характер, субъекты вступают в различные отношения между собой по поводу средств, процессов, результатов, объекта, условий. Социально-философский подход дает ряд общепризнанных положений: в качестве конкретных носителей любых социальных отношений выступают социальные субъекты; эти отношения могут быть опосредованы вещами, предметами, природой, техникой, средой и т. д.; общение и деятельность являются видами общественных отношений; основной элемент социального взаимодействия - социальная информация; само информационное взаимодействие является основой и деятельности, и общения, и коммуникации, и общественных отношений.
Основываясь на данных положениях и учитывая специфику информационного взаимодействия, Ф.И.Розанов пишет: «В современном информацио-нальном мире образование должно измениться и сделать своей сутью взаимный информационный обмен в системе «ученик-учитель», подразумевающий
1 Грязнова Е. В. Информационная реальность и социум. - Н. Новгород : ННГАСУ, 2010. - С. 5051; Грязнова Е. В, Пасхин Е. Н, Шиловская Е. Е. Человек в информационном мире М. : Пушкинский институт, 2010.
свободное творчество, равноправие и взаимное обучение в процессе совместной практической деятельности»1.
В социальных науках понятием «социальный институт» обозначается многообразный круг явлений и процессов в обществе. Совокупность всех имеющихся институтов характеризует способ организации общественной жизни в целом. В социологии этим термином обозначают «различные спектры социально регулируемого и организованного поведения людей». В данном случае трудно не согласиться с мнением А. А. Давыдова, считающим, что социальный институт как устойчивая форма человеческого поведения - это «объединение людей, выполняющих специфические функции по удовлетворению общих потребностей»2, интересов, то есть свойственных кому-либо одновременно с другими. Анализируя многочисленные подходы к определению понятия социальный институт, можно заключить, что вид деятельности является основой формирования и соответствующего социального института.
Дистанционное образование как деятельность формирует различные стабильные организационные формы своего существования (отделения, институты, организации, учреждения, заведения и пр.). Их специфика состоит в том, что они интегрируют в себе все предыдущие информационные образования: потенциал и отношения. Это и позволяет трактовать институты дистанционного образования как интеграторы педагогической и далее духовной сферы общества.
Стратегическая цель государственной политики в области образования -повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач:
- модернизация институтов дистанционного образования как инструментов социального развития;
- формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях;
- обеспечение инновационного характера базового образования в соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях;
- создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров3.
Согласно распоряжению премьер-министра В.В.Путина от 3 февраля 2010 года, создан департамент науки, высоких технологий и образования
1 Розанов Ф. И. Информационный обмен как основа образования будущего // Философия образования. - 2010. - № 1(30). - С. 64.
2 Давыдов А. А. Системная социология. - М. : Ком-Книга, 2006. - С. 58.
3 О рекомендациях по проведению августовских педсовещаний // 111^1-: http://www.mon.gov.ru.
правительства Российской Федерации. В сферу ведения нового департамента войдут вопросы государственной политики в области научно-технического обеспечения инновационного развития российской экономики, модернизации системы профессионального образования в стране, кадрового обеспечения в сфере образования и науки, особенно в перспективных инновационных областях, формирования национальных исследовательских центров, сети федеральных и исследовательских университетов1.
В работах последних лет, посвященных проблемам образования,2 показано, что к современным тенденциям развития образования относятся такие, как диверсификация, интернационализация, индивидуализация, развитие опережающего и непрерывного образования, его интенсификация и компьютеризация, а также развитие принципов цикличности и многоступенчатости. Все эти тенденции должны способствовать возрастанию качества образования в соответствии с современными требованиями социально-экономического развития общества.
Присоединение России к Болонской декларации (2003 г.), принятой большинством европейских стран, означает движение нашей страны в направлении сближения образовательных систем мирового сообщества. В свою очередь, интеграция и интернационализация образования формируют мировой рынок образовательных услуг. В первую очередь речь идет о системах открытого и дистанционного образования. Сегодня появилась возможность развития государственного и негосударственного образования, основанных на новых информационных технологиях, это требует разработки нового подхода к системе образования, с переосмыслением его целей и сущности как социального института.
В системе российского образования использование информационно-коммуникационных технологий чаще встречается в нетрадиционной (негосударственной) системе образования. Однако многие российские университеты активно используют информационные и сетевые технологии в системе очного обучения. В результате этого более эффективное использование современных образовательных технологий в традиционной системе образования постепенно ведет к тому, что, вероятно, будет стираться грань между очными, заочными и дистанционными формами обучения, что и является характерной чертой системы открытого образования.
В результате проведенного исследования можно заключить:
1. Анализ дистанционного образования как элемента социальной системы позволил рассмотреть его в качестве компонента образовательной сфе-
1 Аппаратная реформа //URL: http://www.expert.ru.
2 Наливайко Н. В, Ушакова Е. В. О роли образования в обществе XXI в. // Философия образования. - № 1(30). - 2010. - С. 71-80; Горшков М.К, Ключарев Г. А. Указ. соч.
ры, выделив в нем такие основные составляющие, как потенциал (потребности, способности), деятельность, социальные отношения и институты.
2. Исследование проблем дистанционного образования, связанных с тенденциями развития современного общества дало возможность определить основные из них:
- формирование потенциала дистанционного образования зависит от уровня информационной культуры как отдельно взятой личности, так и общества в целом. В свою очередь, потенциал дистанционного образования оказывается важным механизмом развития информационной культуры, а, следовательно, и модернизации всей общественной системы и педагогической сферы, особенно;
- деятельность, социальные отношения и институты дистанционного образования имеют информационный характер и специфику, определяемую информатизацией и компьютеризацией общества. Отсюда возникает проблема целостного, комплексного изучения социальных последствий активного использования дистанционного образования в процессах социализации личности.
Проведенное исследование показало, что дистанционное образование становится мощным механизмом модернизации общественной системы, что отвечает запросам и требованию современной ситуации в мире. Однако мало изученным остается вопрос о том, какие последствия такая модернизация будет иметь для процесса социализации личности и её результатов. Эта проблема и станет предметом наших дальнейших исследований.
Список литературы
1. Бехманн Г. Общество знания -краткий обзор теоретических поисков // Вопросы философии. - № 2. - 2010.
2. Горшков М. К, Ключарев Г. А. Непрерывное образование в контексте модернизации. - М.: ИС РАН, ФГНУ ЦСИ, 2011.
3. Грязнова Е. В. Информационная реальность и социум. - Н. Новгород : ННГАСУ, 2010.
4. Майер Б. О, Наливайко Н. В. Об онтологии качества образования в обществе знания // Философия образования. - 2008. - № 3 (24).
5. Шереги Ф. Э, Савинков В. И. Образование как фактор формирования интеллектуального потенциала России. - М.: ЦСПиМ, 2011.
© Грязнова Е. В, Матяева И. Л., 2011