Научная статья на тему 'Дистанционное образование в структуре общества знания'

Дистанционное образование в структуре общества знания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология власти
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБЩЕСТВО ЗНАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / REMOTE FORMATION / A KNOWLEDGE SOCIETY / AN INFORMATION WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грязнова Елена Владимировна, Матяева Инна Леонидовна

В данной статье представлен анализ дистанционного образования как элемента социальной системы. Авторами статьи сделан акцент на исследовании проблем дистанционного образования, связанных с тенденциями развития современного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Remote Formation in Society Structure

In given article the analysis of remote formation as element social systems is presented. The authors place emphasis on researchings of problems of the remote formation connected with tendencies of development of a modern society.

Текст научной работы на тему «Дистанционное образование в структуре общества знания»

Дистанционное образование в структуре общества знания

Грязнова Елена Владимировна - доктор философских наук,

профессор кафедры философии и политологии Нижегородского

государственного архитектурно-строительного университета

(ННГАСУ) (е-таН: [email protected]);

Матяева Инна Леонидовна - директор представительства

института экономики, управления и права ННГАСУ

(е-таН: [email protected]).

Аннотация. В данной статье представлен анализ дистанционного образования как элемента социальной системы. Авторами статьи сделан акцент на исследовании проблем дистанционного образования, связанных с тенденциями развития современного общества. Ключевые слова: дистанционное образование, общество знания, информационная деятельность.

Исследования показывают1, что общество знания является историческим и логическим продолжением информационного общества, в котором информационная сфера является основополагающей. Мы со своей стороны считаем, что говорить надо не об информационной сфере, а о духовной сфере общества, которая в современных условиях не может существовать отдельно от сферы информационно-технической, она базируется на её основе. Поэтому, и, образовательная сфера, как и педагогическая сфера в целом, являясь элементом сферы духовной, также развивается на основе информационно-технического потенциала.

Сама сфера общественной жизни немонолитна - она имеет собственную структуру. Анализируя многочисленную литературу по проблемам сферно-го подхода в исследовании общества, мы увидели, что структура сфер общественной жизни представляется авторами достаточно неоднозначно2.

1 Майер Б. О, Наливайко Н.В. Об онтологии качества образования в обществе знания // Философия образования. - 2008. - № 3 (24). - С. 4-18; Бехманн Г. Общество знания - краткий обзор теоретических поисков // Вопросы философии. - № 2. - 2010. - С. 12-15 и др.

2 Грибакина Э. Н. Социальная сфера общества, её специфика: (Классообразующий срез). -Екатеринбург :Изд-во Урал. ун-та, 1992; Ремизов И.Н. Экологическая сфера общества: современные тенденции и перспективы развития. - Краснодар : Изд-во КГМА, 1998; Бурняшева Л. А.

Универсальная, на наш взгляд, структура общественной сферы жизни представлена в работах Л. А. Зеленова, где выделяется пять социальных образований: способности, потребности, деятельность, отношения, институты1. Дистанционное образование, являясь видом образования и элементом педагогической сферы общества, конечно же, может и должно рассматриваться по аналогичной схеме.

Потребности и способности дистанционного образования. Из работ П. М. Ершова2 следует, что в потребностях человека как рассогласовании необходимого и фактического состояния человека выражается диалектическая природа потребности как источника, движущей силы деятельности (противоречие необходимого и фактического). В этом отношении потребности выступают как побудительная сила деятельности, т. е. как тот потенциал человека, который стимулирует деятельность. Исходя из данного определения, можно предположить, что образовательные потребности - это исходное, базовое понятие, без которого невозможно возникновение самой образовательной сферы. Они вырастают из практики, из реального противоречия между фактической и необходимой информацией, или одним из её видов - знанием.

Потребности дистанционного образования формируются, прежде всего, благодаря ряду преимуществ дистанционного экстерната по сравнению с традиционными формами образования, которые можно обобщенно представить, опираясь на работы, посвящённые исследованию данной проблемы3: гибкий график процесса обучения; доступ к учебным материалам в любом месте и в любое время; практически постоянная связь с преподавателями; возможность одновременно получать образование в нескольких учебных заведениях или по нескольким специальностям; работа обучаемого в ходе дистанционного образования предусматривает развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности и освоение им современных электронных технологий обучения.

Рост потребностей дистанционного образования, продиктованный тенденциями развития современного общества, приводит к возникновению целого ряда диалектических противоречий с его способностями. Имеющийся материал позволяет выделить наиболее важные из них4:

Традиционное и новационное в духовно-нравственной сфере социального бытия: автореферат дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11 - Ставрополь, 2008; Бозаджиев П. А. Экономическая сфера современного общества: содержание и тенденции развития: социально-философский анализ: автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.11. - Москва, 2010

1 Зеленое Л. А. Становление личности. - Горький : Волго-Вятское кн. Изд-во, 1989. - С. 142.

2 Ершов П. М. Потребности человека. - М. : Мысль, 1990.

3 Рабаданова Р. С. Информационно-образовательная среда опережающего обучения профессиональной подготовки студентов вузов // Дистанционное и открытое образование. -№ 2(41). -2011. - С. 22-26.; Горшков М. К, Ключарев Г. А. Непрерывное образование в контексте модернизации. - М.: ИС РАН, ФГНУ ЦСИ, 2011.

4 Бурмистрова А. С. Развитие дистанционного обучения в начальном и среднем профессиональном образовании : Автореф. канд. педагог. наук 13.00.08 : Москва, 2007.; Адольф В. А, Ковалевич И. А.

- между повышенным спросом на образовательные услуги и отсутствием готовности образовательных учреждений предоставлять требуемые услуги в быстро изменяющихся условиях рынка труда;

- между широкомасштабным и стихийным эмпирическим внедрением дистанционного образования на основе интерактивных методов управления учебным процессом, компьютерных программно-учебных средств и не разработанностью системного подхода к проектированию, построению и эксплуатации систем дистанционного образования, типовых моделей и компонентов системы и его инфраструктуры;

- между потребностью в педагогических кадрах, имеющих квалификацию, достаточную для организации дистанционного образования в учреждениях начального и среднего профессионального образования, и отсутствием соответствующей концепции и программ их подготовки.

Таким образом, мы видим, что потребность любого вида мобилизует способности общества для её удовлетворения. Это две сущностных силы человека: побудительная и деятельная. Образовательные потребности и способности - это действительно родовые (присущие всем людям) качества, которые образуют структуру человеческого образовательного потенциала. Именно их единство определяет возможность деятельности, а значит и включения человека в социальные отношения, которые конституируются в систему социальных институтов. Иначе говоря, именно на этом базисе человеческого потенциала создается вся система педагогической сферы общества.

«Образовательный потенциал страны, - пишет А. Никитов, - следует понимать, как совокупную способность образовательной отрасли воспроизводить квалификационно-образовательный уровень трудовых ресурсов»1. Как нам кажется, образовательный потенциал не должен включать трудовые ресурсы, ибо ресурсы, которые он содержит, прежде всего, информационные, а трудовыми они станут уже в процессе трудовой, а не образовательной деятельности. В данном случае мы полностью согласны с мнением Н. И. Гендиной: «Вхождение человеческой цивилизации в информационное общество и общество знаний предъявляет качественно новые требования к системе образования. Целью образования становится не подготовка человека к будущей деятельности (прежде всего, профессионально) накопления впрок как можно большего объема готовых, систематизированных, изначально истинных (в силу авторитета науки знаний), а развитие личности, овладению ею способами обретения существующих и порождения новых знаний»2. В связи с этим

Современные подходы к использованию информационно-образовательного потенциала образовательного учреждения для профессиональной ориентации учащихся в контексте их успешной социализации // Современные проблемы науки и образования. - 2009. - № 4 - С. 7-13.

1 Никитов А. Состояние и динамика образовательного потенциала России и развитых стран // Власть. - № 1. - 2011. - С. 78.

2 Майер О. Б., Наливайко Н. В. Указ. соч. - С. 6.

следует предположить, что требуется расширение контекста концептуального анализа современного образования в целом и дистанционного в частности. Одним из вариантов может служить подход, с позиции которого современное образование следует рассматривать «как феномен, где определяющими становятся информационные потоки и ресурсы знания»1.

При этом необходимо учитывать, что сам по себе человеческий потенциал - это всего лишь потенциал, который нуждается в материальных средствах, ресурсах для своей реализации. Конечно, мы понимаем, что потребности, и способности человека базируются на объективных основаниях, в качестве которых выступают биологический потенциал человека и внешний социальный опыт. Но именно соединение этих двух слагаемых и дает тот духовный потенциал человека, который выступает во всём богатстве развернутых субъективных форм потребностей и субъективных форм способностей, среди которых мы и выделяем дистанционное образование. Не надо доказывать, что вся совокупность знаний, умений и ценностей являются содержанием внутреннего, субъективного мира человека, образуют его духовный потенциал, реализуется в его деятельности.

Очевидно, что, говоря о потенциале дистанционного образования, мы должны иметь в виду тот факт, что образовательный потенциал напрямую связан с потенциалом информационным. Потенциал дистанционного образования следует рассматривать как совокупность знаний и как совокупность информационных ресурсов, подготовленных для передачи и усвоения субъектами в процессе социализации. Что касается информационного ресурса, то в самом общем виде - это социальная информация, хранящаяся на различных носителях, предназначенная для использования субъектом в информационных процессах. Знание - сложное понятие, существующее как в субъективном (личностном), так и объективном (общественном) виде.

Сегодня потенциал дистанционного образования является одним из основополагающих элементов образовательной сферы, т. к. он определяет её работоспособность. Понятно, что речь идет не о «мёртвых» информации и знаниях, а о людях, субъектах образовательной деятельности, способных передать и освоить информационные ресурсы.

Можно было бы и дальше углубляться в раскрытии понятия потенциала дистанционного образования. Однако без остальных компонентов, а именно, деятельности, социальных отношений и институтов - этот процесс превратиться в пустой разговор, ибо потенциал человека не формируется и не реализуется вне социального взаимодействия.

Дистанционное образование как деятельность. Информационное общество и общество знания предполагает формирование, как нового вида общественных отношений, так и нового вида информационного взаимодей-

1 Там же. - С. 10.

ствия, а, следовательно, и новых видов образовательной деятельности, одним из которых и является дистанционное образование. Если деятельность определяется как целесообразное взаимодействие человека с предметным миром, то информационную деятельность следует определить аналогично, с той лишь разницей, что целесообразное взаимодействие будет осуществляться не с предметным миром, а с информационным. Такой подход к понятию информационной деятельности был разработан Е. В. Грязновой1: а) информационная деятельность является функциональным стержнем всей духовной сферы: она не только реализует информационные потребности и способности (образовательный потенциал), но и генерирует определенный вид социальных отношений и институтов; б) информационная деятельность, как многокомпонентное образование, включает в себя базовые компоненты: субъект, объект, средства, процесс, условия, результат, система, среда; в) в дистанционном образовании, которое реализуется на основе информационных и компьютеризированных форм социального взаимодействия происходит трансформация всех элементов деятельности. Особенно это актуально, когда речь идет об информационных объектах и квазисубъектах.

Сегодня в условиях развития общества знания, становится очевидно, что деятельность в сфере дистанционного образования является неотъемлемой частью образовательной сферы в целом и всех других сфер общественной жизни. Это значит, что именно на основе дистанционного образования как деятельности формируются и особые социальные отношения и институты. Иными словами происходит трансформация всей общественной системы.

Дистанционное образование как социальные отношения и институты. В ходе образовательной деятельности, носящей информационный и компьютеризированный характер, субъекты вступают в различные отношения между собой по поводу средств, процессов, результатов, объекта, условий. Социально-философский подход дает ряд общепризнанных положений: в качестве конкретных носителей любых социальных отношений выступают социальные субъекты; эти отношения могут быть опосредованы вещами, предметами, природой, техникой, средой и т. д.; общение и деятельность являются видами общественных отношений; основной элемент социального взаимодействия - социальная информация; само информационное взаимодействие является основой и деятельности, и общения, и коммуникации, и общественных отношений.

Основываясь на данных положениях и учитывая специфику информационного взаимодействия, Ф.И.Розанов пишет: «В современном информацио-нальном мире образование должно измениться и сделать своей сутью взаимный информационный обмен в системе «ученик-учитель», подразумевающий

1 Грязнова Е. В. Информационная реальность и социум. - Н. Новгород : ННГАСУ, 2010. - С. 5051; Грязнова Е. В, Пасхин Е. Н, Шиловская Е. Е. Человек в информационном мире М. : Пушкинский институт, 2010.

свободное творчество, равноправие и взаимное обучение в процессе совместной практической деятельности»1.

В социальных науках понятием «социальный институт» обозначается многообразный круг явлений и процессов в обществе. Совокупность всех имеющихся институтов характеризует способ организации общественной жизни в целом. В социологии этим термином обозначают «различные спектры социально регулируемого и организованного поведения людей». В данном случае трудно не согласиться с мнением А. А. Давыдова, считающим, что социальный институт как устойчивая форма человеческого поведения - это «объединение людей, выполняющих специфические функции по удовлетворению общих потребностей»2, интересов, то есть свойственных кому-либо одновременно с другими. Анализируя многочисленные подходы к определению понятия социальный институт, можно заключить, что вид деятельности является основой формирования и соответствующего социального института.

Дистанционное образование как деятельность формирует различные стабильные организационные формы своего существования (отделения, институты, организации, учреждения, заведения и пр.). Их специфика состоит в том, что они интегрируют в себе все предыдущие информационные образования: потенциал и отношения. Это и позволяет трактовать институты дистанционного образования как интеграторы педагогической и далее духовной сферы общества.

Стратегическая цель государственной политики в области образования -повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач:

- модернизация институтов дистанционного образования как инструментов социального развития;

- формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях;

- обеспечение инновационного характера базового образования в соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях;

- создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров3.

Согласно распоряжению премьер-министра В.В.Путина от 3 февраля 2010 года, создан департамент науки, высоких технологий и образования

1 Розанов Ф. И. Информационный обмен как основа образования будущего // Философия образования. - 2010. - № 1(30). - С. 64.

2 Давыдов А. А. Системная социология. - М. : Ком-Книга, 2006. - С. 58.

3 О рекомендациях по проведению августовских педсовещаний // 111^1-: http://www.mon.gov.ru.

правительства Российской Федерации. В сферу ведения нового департамента войдут вопросы государственной политики в области научно-технического обеспечения инновационного развития российской экономики, модернизации системы профессионального образования в стране, кадрового обеспечения в сфере образования и науки, особенно в перспективных инновационных областях, формирования национальных исследовательских центров, сети федеральных и исследовательских университетов1.

В работах последних лет, посвященных проблемам образования,2 показано, что к современным тенденциям развития образования относятся такие, как диверсификация, интернационализация, индивидуализация, развитие опережающего и непрерывного образования, его интенсификация и компьютеризация, а также развитие принципов цикличности и многоступенчатости. Все эти тенденции должны способствовать возрастанию качества образования в соответствии с современными требованиями социально-экономического развития общества.

Присоединение России к Болонской декларации (2003 г.), принятой большинством европейских стран, означает движение нашей страны в направлении сближения образовательных систем мирового сообщества. В свою очередь, интеграция и интернационализация образования формируют мировой рынок образовательных услуг. В первую очередь речь идет о системах открытого и дистанционного образования. Сегодня появилась возможность развития государственного и негосударственного образования, основанных на новых информационных технологиях, это требует разработки нового подхода к системе образования, с переосмыслением его целей и сущности как социального института.

В системе российского образования использование информационно-коммуникационных технологий чаще встречается в нетрадиционной (негосударственной) системе образования. Однако многие российские университеты активно используют информационные и сетевые технологии в системе очного обучения. В результате этого более эффективное использование современных образовательных технологий в традиционной системе образования постепенно ведет к тому, что, вероятно, будет стираться грань между очными, заочными и дистанционными формами обучения, что и является характерной чертой системы открытого образования.

В результате проведенного исследования можно заключить:

1. Анализ дистанционного образования как элемента социальной системы позволил рассмотреть его в качестве компонента образовательной сфе-

1 Аппаратная реформа //URL: http://www.expert.ru.

2 Наливайко Н. В, Ушакова Е. В. О роли образования в обществе XXI в. // Философия образования. - № 1(30). - 2010. - С. 71-80; Горшков М.К, Ключарев Г. А. Указ. соч.

ры, выделив в нем такие основные составляющие, как потенциал (потребности, способности), деятельность, социальные отношения и институты.

2. Исследование проблем дистанционного образования, связанных с тенденциями развития современного общества дало возможность определить основные из них:

- формирование потенциала дистанционного образования зависит от уровня информационной культуры как отдельно взятой личности, так и общества в целом. В свою очередь, потенциал дистанционного образования оказывается важным механизмом развития информационной культуры, а, следовательно, и модернизации всей общественной системы и педагогической сферы, особенно;

- деятельность, социальные отношения и институты дистанционного образования имеют информационный характер и специфику, определяемую информатизацией и компьютеризацией общества. Отсюда возникает проблема целостного, комплексного изучения социальных последствий активного использования дистанционного образования в процессах социализации личности.

Проведенное исследование показало, что дистанционное образование становится мощным механизмом модернизации общественной системы, что отвечает запросам и требованию современной ситуации в мире. Однако мало изученным остается вопрос о том, какие последствия такая модернизация будет иметь для процесса социализации личности и её результатов. Эта проблема и станет предметом наших дальнейших исследований.

Список литературы

1. Бехманн Г. Общество знания -краткий обзор теоретических поисков // Вопросы философии. - № 2. - 2010.

2. Горшков М. К, Ключарев Г. А. Непрерывное образование в контексте модернизации. - М.: ИС РАН, ФГНУ ЦСИ, 2011.

3. Грязнова Е. В. Информационная реальность и социум. - Н. Новгород : ННГАСУ, 2010.

4. Майер Б. О, Наливайко Н. В. Об онтологии качества образования в обществе знания // Философия образования. - 2008. - № 3 (24).

5. Шереги Ф. Э, Савинков В. И. Образование как фактор формирования интеллектуального потенциала России. - М.: ЦСПиМ, 2011.

© Грязнова Е. В, Матяева И. Л., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.