Научная статья на тему 'Дистанционное образование: традиция или инновация?'

Дистанционное образование: традиция или инновация? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дистанционное образование: традиция или инновация?»

И.Л. Матяева ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ТРАДИЦИЯ ИЛИ ИННОВАЦИЯ?

Бурное развитие информационных технологий в последние несколько лет привело к появлению нового популярного термина - «дистанционное образование» или ДО. Некоторые видят в нем модель образования будущего и всячески пропагандируют, другие относятся к нему скептически, третьи считают это инновационным приобретением XX и XXI веков. Так ли это? И главное - новационно дистанционное образование или же оно существовало еще до появления привычного нам традиционного образования? Чтобы приблизиться к ответу на поставленные вопросы, необходимо выяснить какая идея лежит в основе принципа образования, вообще, и дистанционного, в частности.

Любое понятие в педагогике не планомерно рассматривать без соотнесения его с понятием «педагогический процесс». Образование так же не является исключением. Это связано с тем, что педагогический процесс - одна из коренных, основополагающих категорий педагогической науки. П.Ф. Каптерев впервые ввел понятие «педагогический процесс», под которым понимал единство биологического и социального в процессе развития ребёнка [7, с. 17]. Под развитием при этом мы, вслед за П.Ф. Каптеревым, понимаем необратимый процесс качественных изменений, совершенствование, усложнение, возвышение биопсихического субстрата ребенка. Именно эту задачу решает педагогическая деятельность. Системообразующим звеном педагогического процесса является целенаправленная педагогическая деятельность, которая направлена, с точки зрения Б.Т. Лихачева, на формирование духовных потребностей, ценностных ориентаций ребенка, вооружение его знаниями, способами познания и преобразования мира, что способствует развитию психического, интеллектуального и эмоционально-волевого здоровья ребенка [8, с. 87-88].

Л.А. Зеленов выражается более лаконично, объясняя процесс развития как единство трех неразрывно связанных диалектическими переходами процессов - образование, воспитание и обучение [5, с. 36-48]. Где образование - это процесс передачи системы знаний, информационного опыта; обучение - это процесс передачи системы умений, операционного опыта; воспи-

тание - это процесс передачи социальных установок, мотивационного опыта.

Возьмем за основу исследования эту модель взаимосвязи образования - обучения - воспитания. Остается только выяснить о соотношении этих подсистем, этих трех функций педагогического процесса.

Педагоги часто эти понятия объединяют, например, что образование - есть обучение или обучение и воспитание это один и тот же процесс [11]. Так Ф.А. Сайфуллин считает ошибочным вводить в обиход понятие «обучении», так как воспитание и обучение единый процесс. Признание «обучения», утверждает он, как одной из разновидностей педагогического процесса приносит большой вред делу воспитания. Оно создает «юридическое основание» для теоретического и практического разрушения целостности -педагогического процесса, необоснованно разделяя его на две части. Именно из-за этого сегодня в школах одни занимаются «обучением», другие - «воспитанием», в науке одни изучают «дидактику», другие - «теорию воспитания». Деление педагогического процесса на обучение и воспитание сделало невозможным формирование всесторонне развитых людей. Из школы начали выходить «образованные, но не воспитанные» или, наоборот, «воспитанные, но не образованные» люди [11]. По мнению Ф.А. Сайфуллина, ошибки ученых в объяснении сущности педагогического процесса привели к серьезным теоретическим и практическим последствиям. В его понимании «педагогический процесс», «воспитание» и «обучение» - синонимы, означающие одно и то же явление. Деление целостного педагогического процесса на воспитание и обучение является ошибкой. Черты характера, чувства, отношения, знания, умения, навыки, являясь элементами содержания педагогического процесса, формируются без отрыва друг от друга, одними и теми же методами, формами, средствами.

Иная точка зрения у Л.А. Зеленова, он не видит противоречия в том, если обучение будет воспитывающим, а воспитание обучающим, а так же что существует воспитание, отделенное от процесса образования, значит, и образование должно быть воспитывающим. Иначе говоря,

утверждает, Л.А. Зеленов, «не существует отдельно - образования, обучения и воспитания, нельзя отрывать один процесс от другого и утверждать: “сейчас я занимаюсь образованием” или “сейчас я занимаюсь воспитанием”». И чтобы не было путаницы в определениях, нужно просто четко представлять задачи и цели перечисленных педагогических категорий. Прямая задача образования - формирование системы знаний, прямая задача воспитания - формирование системы установок, ценностных ориентаций, убеждений, а задача обучения - формирование умений и навыков. Тогда становится понятным, что принцип «делай как я», метод подражания - неэффективный - практика без теории слепа и беспомощна. Так же «метод проб и ошибок» - ущербен, так как не опирается на знания и теорию [5, с. 39-42].

Таким образом, можно сделать вывод, что обучение и воспитание не части процесса образования и воспитание - это не обучение, а образование, обучение и воспитание - это три равноценные части одного педагогического процесса, направленного на формирование и развитие человека, другими словами - три угла одного равнобедренного треугольника.

Из этих трех компонентов нас большей частью интересует «образование», образование -как процесс, как общественное явление, как современная реальность. Определений образования множество, например, у Ю.К. Бабанского. «Образование - это процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирование на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития ее творческих сил и способностей» [2, с. 10]. Один из ведущих уче-ных-педагогов нашей страны, В.В. Краевский, подчеркивает, что образование как объект педагогики есть «особый вид целенаправленной деятельности по подготовке человеческих существ к участию в жизни общества, состоящей из деятельности воспитания и обучения и осуществляемой в интересах человека, общества и государства» [4, с. 33]. Определений «образования» множество, но смысл и цель образования в каждом схожа!

Во-первых, невозможно получить знания по каналам генетической программы наследственности; знания не врожденны человеку.

Во-вторых, невозможно самопроизвольно формировать информационную подсистему психики человека, т.е. необходима связь: ученик -

учитель - знания, где учитель выступает как посредник в передаче знания. Это есть основная модель традиционного образования.

В-третьих, необходимость со стороны общества направленного формирования информационной культуры человека. Другими словами - образование государственной системы образования.

Проблематика исторического прошлого образования постоянно вызывала исследовательский интерес у самых различных авторов и данная тематика, так или иначе, затрагивалась в самых первых исторических сочинениях. Образование как понятие и как процесс довольно молодое явление. Термина «образование» до XIX века не существовало. Поэтому говорить о «системе образования» в историческом ракурсе неправомерно. Безусловно такая ситуация затрудняет изучение истории педагогики и образования, искажает понимание тенденций развития образования как социального института. Но изучать традиционное образование, как и систему образования, мы можем, только обращаясь к более древнему термину - «воспитание», которое, как говорилось выше, является составной частью единого процесса.

В XVI веке термин «воспитание» (как это видно на примере главной книги - «Домостроя») вбирает в себя значения терминов - наставлять, поучать; формировать нравственные качества, передавать правила поведения, приличия [9]. «Воспитание» как педагогический термин появляется в научной литературе двумя столетиями позже - во второй половине XVIII века. Слово «образование» в этот период в русском языке не зафиксировано.

Слово «воспитание» является базовым термином педагогики, означающий осуществление сознательного, целенаправленного, систематического, профессионального, институционально оформленного прямого воздействия одного конкретного человека (учителя, гувернера, наставника, мастера, командира и тому подобное) на конкретного другого (школьника, ученика, подмастерья, курсанта, солдата и тому подобное).

Как утверждают многие источники, воспитание являлось одной из главных потребностей первых людей. Для сохранения рода, накопленного опыта и знаний, они должны были передавать их из поколения в поколение. «Воспитание - категория вечная, необходимая и общая. Оно появляется вместе с возникновением человеческого общества и существует пока живет само общество» [8, с. 7-10].

Но вот, что интересно - играло ли воспитание, возникшее у первых людей идентичную роль образованию в современном обществе? Другими словами, было ли первое воспитание - традиционным, отвечало ли оно принципам традиционного образования?

Мы выяснили, что для передачи знаний, умений и навыков необходим посредник (учитель, гувернер, воспитатель, наставник и т.д.). Если исходить из археологических данных, то дату появления первых людей историки называют -40000 лет назад. Другие источники утверждают о более раннем появлении приматов, еще в эпоху процветания динозавров - 85 миллионов лет назад. Эта более ранняя дата происхождения приматов указывает, что они, вероятно, появились в южных тропических/субтропических областях и затем распространились к северу, причем появились там значительно раньше, чем принято в настоящее время думать. Первичное появление животных отряда приматов 85 млн. лет назад напоминало примитивную и малочисленную группу животных [6]. Но любая названная дата не совпадает с V веком до н.э. - датой зарождения первых школ. Это совсем не означает, что воспитания как процесса не было. На ранних стадиях развития человечества воспитание осуществлялось в процессе практического участия детей в жизнедеятельности взрослых (производственной, общественной, ритуальной и игровой). Его отличительной чертой была высокая эффективность и значительное соответствие целей, средств и результатов воспитания. Целью и содержанием воспитания в условиях первобытнообщинного строя было развитие трудовых навыков, чувства верности интересам рода и племени при безусловном подчинении им интересов отдельной личности, сообщение знаний о традициях, обычаях и нормах поведения в данном роде и племени на основе ознакомления со сложившимися в них преданиями и верованиями. Можно сказать, что воспитывала сама жизнь; природная среда требовала от человека только такого поведения и действия, которые позволили бы ему выжить. В данный период проявлялся традиционный характер ориентации детей на воспроизводство деятельности взрослых, опыт которых был сравнительно невелик. Воспитание в первобытном обществе осуществлялось вместе с борьбой за выживание и требовало постоянного усвоения жизненно необходимого ряда навыков, умений и обрядов.

Любые виды самоограничений, с которыми сталкивался ребенок, были коллективными и носили обязательный характер. В данном типе воспитания мы встречаемся с уникальным опытом стремления человека от неумения к умению, от незнания к знанию, а также к возникновению потребностей познания окружающего мира. «Отношения, познающиеся из опыта, всегда не вполне достоверны и совершенны, и, однако же, сравнению всегда есть за что уцепиться» [10]. Видное место в первобытнообщинном воспитании занимали игры, имитирующие различные виды труда взрослых членов племени - охоту, рыбную ловлю и другие занятия. Первыми носителями информации были каменные поверхности пещер, глиняные дощечки ассирийцев, папирус египтян, с помощью которых они стремились запечатлеть, передать последующим поколениям накопленный ими опыт об окружающем их мире.

Таким образом, схему - учитель (реальный человек) - знание - ученик, предвосхитила схема - учитель - (носитель информации) - знание - ученик. Учителем и посредником знания была сама природа, жизнедеятельность первых людей. Усложнение труда и жизнедеятельности людей привело к выделению воспитания в особую сферу общественной жизни. Все более важную роль начинает играть систематическое обучение, формы которого со временем дифференцируются.

Термин «обучение» появляется содружественно с термином «воспитание», но в это понятие вкладывается несколько другое значение. Некоторые источники объединяют эти понятия, не находя принципиального отличия [11], но большинство философов и педагогов разводят эти термины. Так в любом словаре, обучение выделяется в отдельный процесс, например, в психологическом словаре, понятие «обучение» объясняется как система организации способов передачи индивиду общественно-исторического опыта, выработанного в процессе социальной практики: знаний, умений, способностей, видов и способов деятельности в нормативных для конкретно-исторических условий показателях. Обучение происходит в форме сотрудничества, совместной деятельности обучающего и обучаемого [12]. Таким образом, можно видеть, что обучение дополняет воспитание и является частью педагогического процесса, как и образование. Так, уже в родовой общине появились люди, которые спе-

циализировались на передаче опыта младшим ее членам в тех или иных видах деятельности (охотники, рыболовы, скотоводы, старейшины и жрецы и др.). Причем все дети получали примерно одинаковое воспитание, которое в целом можно рассматривать как своеобразное естественное воспитание. Воспитание на заре человечества ограничивалось усвоением жизненно-практического опыта и житейских правил, передававшихся из поколения в поколение. При этом разделение труда между мужчинами и женщинами обусловливало различие в воспитании (точнее, в социализации) мальчиков и девочек. Например, с малолетства, девочка знала, что ее будущее зависит от ее расторопности, умения работать. «Веретеном оденусь, сохой укроюсь» - так выражалось готовность девушки к семейной жизни.

Так мы видим первые ласточки традиционной формы образования - учитель - знание -ученик. Из столетие в столетие эта схема крепла, превращалась в систематизированную, государственную систему. централизованного воспитания в виде специального социального института. Первая Древняя школа на Руси (сколы, что созвучно самоназванию скифов - «сколоты») датировались V в. до н.э. и нередко оплачивались родителями учащихся, попадать в них было престижно и перспективно. По содержанию учебных табличек прослеживается преподавание различных дисциплин (письма, счета, экономики, астрономии и т.п.), наличие разных преподавателей. В какой-то степени это были древнейшие «академии» и «университеты», высшие школы для своего времени. Учителя и ученики увлекались систематизацией и классификацией не только экономических, но и всех явлений окружающего мира. В современных терминах, обращали большее внимание на трансакционные издержки.

Безусловно, в отличие от первых Древних школ, отечественная школа (т.е. школа, схожая с современной) начинает складываться на Руси только с появлением христианства в 988 г. и с появлением славянской азбуки - кириллицы. А первая высшая школа была создана в Великом Новгороде аж в 1005 году (как датируют археологические раскопки), так как там преподавались уже высшие дисциплины - пиитика, риторика, экономика, логика [6].

И хотя эти школы были неустойчивы, охватывали узкий круг учащихся, действовали лишь по нескольку лет, они заложили предпосылки созда-

ния в дальнейшем систематического образования, целостной школьной системы. Но главное -стала складываться новая образовательная традиция - традиция организованного обучения в школе, что положило начало традиционного образования в России. Так же, эти школы создали благоприятные условия для дальнейшего развития образования, подготовили почву для открытия в конце XVII в. в Москве Славяно-греко-латинской академии. Не будем подробно приводить историю становления образования в России, обратимся к периоду современности.

В 70-80-хх годах XX в. появляется новый термин - дистанционное образование. В чем особенность этого образования и отличие от традиционного? В концепции создания и развития ДО в РФ приводится следующее определение. Дистанционное образование - комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированно информационной образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь т.п.) [3]. Также термин ДО означает такую организацию учебного процесса, при которой преподаватель разрабатывает учебную программу, главным образом базирующуюся на целенаправленном, контролируемом, интенсивном и самостоятельном обучении студента. Такая среда обучения характеризуется тем, что учащийся в основном, а зачастую и совсем отделен от преподавателя в пространстве или во времени, но имеющий возможность контакта с преподавателем по телефону, электронной и обычной почте [1].

Невооруженным глазом видно, что дистанционное образование с точностью повторяет схему получения информации первыми людьми -учитель - носитель информации - знание -ученик. Это явно просматривается при анализе различных терминов дистанционного образования. Что же произошло? А произошло как в известной поговорке - «все новое - хорошо забытое старое!». В философском контексте - действие всеобщего закона философии - «отрицания -отрицания», т.е. закон двойного отрицания. В этом законе отражается поступательность и спирале-образность развития. Отрицание предполагает три действия: уничтожение старого, сохранение ценного в нем, полагание нового.

Подводя итоги, мы приходим к выводу, что дистанционное образование это наиболее ранняя форма образования, на основе которой затем сформировалась более совершенная форма передачи информации - традиционная, которая просуществовала более 2000 лет. На современном этапе - дистанционное образование является лишь ступенькой к формированию новой еще более совершенной модели образования, которая будет учитывать недостатки и достоинства традиционного и дистанционного образования. Хочется надеяться, что этот период не заставит себя долго ждать. Ведь именно с образованием связываются современные задачи консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства России, формирования ценностной системы - открытой, вариативной, духовно и культурно насыщенной, диалогичной, толерантной, обеспечивающей становление подлинной гражданственности и патриотизма.

Библиографический список

1. Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение. - М.: Просвещение, 1997. - 123 с.

2. БабанскийЮ.К. Педагогика. - М.: Просвещение, 1988. - С. 10.

3. ГершунскийБ.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. - М.: Педагогика, 1987. - 264 с.

4. Грязнова Е.В. Компьютерное общение как социальный феномен: Дис. ... канд. филос. наук / Ниже-гор. гос. архитектур.-строит. ун-т. - Н. Новгород, 2001.

5. Зеленов Л.А. Антропономия (Общая теория человека): Нижегородский философский клуб. -Н. Новгород, 1991. - С. 36-48.

6. Золин П.М. Истоки высшей школы в России // Образование: исследовано в мире, 2003 г. // http://www.oim.ru/.

7. Каптерев П. Ф. Педагогический процесс. -М.; СПб., 1905. - 235 с.

8. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. - М.: Юрайт, 1998. -С. 87-88, С. 7-10.

9. Мещерский Н.А. Источники и состав древней славяно-русской переводной письменности К-^У вв.. - Л.: 1978. - 246 с.

10. МонтеньМ.Р. Опыты. - М.: Правда, 1991.

11. Сайфуллин Ф.А. Педагогический процесс. - Сибай: СИ БГУ, 2000. - 136 с.

12. Толковый словарь русского языка. 22 изд. -М., 1949. - 356 с.

Д.В. Погодаева ТОЛЕРАНТНОСТЬ -ПРОФЕССИОНАЛЬНО НЕОБХОДИМОЕ КАЧЕСТВО ПЕДАГОГА

Принятая ООН в 1995 году, «Декларация принципов толерантности» провозгласила принципы человеческого единения в современном мире, указала пути их практической реализации. В документе указывается, что толерантность означает уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. В документе особо подчеркивается, что наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости является воспитание и формирование менталитета толерантности.

Разработчики «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» полагают, что качество образования выражается

не только в сформированных у обучающихся знаниях, умениях и навыках, опыте самостоятельной деятельности и личной ответственности, но и в их гражданственности, правовом самосознании, российской идентичности, духовности и культуре, толерантности, способности адаптироваться в изменяющихся социально-экономических условиях и самосовершенствоваться в процессе своей жизнедеятельности.

Воспитание толерантности в человеческих отношениях, формирование менталитета толерантности - важнейшая стратегическая задача образования в XXI веке. Возникает необходимость создания нового направления в отечественной педагогической науке «педагогики толерантности», основное внимание которой следует сосредоточить на исследовании сущности толерантности и путях ее внедрения в общественную прак-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.