20. Корсунов И.Г. Субъект и виртуальная реальность. -М.: Наука, 1998.
21. Севальников А.Ю. Онтологические аспекты виртуальной реальности // Виртуалистика: экзистенциональные и эпистемологические аспекты. - М., 2004. - С.202.
22. Кузнецов М.М. Виртуальная реальность - техногенный артефакт или сетевой феномен? // Виртуалистика: экзистенциональные и эпистемологические аспекты. - М., 2004. - С.72.
23. Мантатова Л.В. Философские перспективы устойчивого развития информационного общества. - Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2002; Мантатова Л.В. Экологическая этика в информационную эпоху. - Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2003; Мантатова Л.В. Диалектический реализм: новые горизонты познания // Труды членов Рос. филос. об-ва. - М.: Московский философский фонд, 2002; Мантатова Л.В. Диалектический реализм как философия устойчивого развития // Вестник Российского философского общества. 2002. - №2.
24 Балашов Ю.В. Антропные аргументы» в современной космологии // Вопросы философии. 1988. - №7. - С. 117-
25. Мантатов В.В., Мантатова Л.В. Философия устойчивого развития. Глобалистика: энциклопедия. - М.: Радуга, 2003. - С. 1111-1112.
Абрамов Юрий Федорович, д-р филос. наук, проф. кафедры философии Иркутского государственного университета.
Куйбарь Владимир Иванович, канд. филос. наук, доцент, докторант кафедры философии Иркутского государственного университета
Abramov Yuriy Fyodorovich - doctor of philosophical sciences, professor of department of philosophy of Irkutsk State University.
Kuybar’ Vladimir Ivanovich - candidate of philosophical sciences, lecturer, doctorant of department of philosophy of Irkutsk State University.
E-mail: naukaitfk@ mail.ru
ХА. Бярлыбаев
О СООТНОШЕНИИ ПОНЯТИЙ БЕЗОПАСНОСТЬ И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Рассматривается двоякое содержание понятия безопасности: а) в традиционном смысле и б) с позиций концепции устойчивого развития. Понятие безопасности, связанное с устойчивым развитием, предполагает стремление к безопасности и его достижение еще при зарождении, а затем и в процессе развития объекта, явления или процесса. Неустойчивость современного мирового развития чревата различными рисками, угрозами и опасностями, недопущение и преодоление которых возможно только через переход человечества на путь устойчивого развития.
Ключевые слова: безопасность, устойчивое развитие, устойчиво-безопасное развитие, безопасность в развитии, синергетический подход.
KhA. Barfybaev
ABOUT THE CORRELATION OF CONCEPTS “SECURITY”
AND “SUSTAINABLE DEVELOPMENT” IN CONDITIONS OF GLOBALIZATION
The twofold content of the concept of security is considered: a) in traditional sense and b) from the positions of the concept of sustainable development. The concept of security connected with sustainable development, assumes aspiration to safety and its achievement still at the dawn, and further during the development of object, phenomenon or process. Instability of modern world progress is fraught with various risks, threats and dangers, nonassumption and overcoming of which are possible only through transition of mankind to the way of sustainable development.
Key words: security, sustainable development, sustainable-safely development, security in development, synergetical approach.
Современный глобальный системный кризис человеческой цивилизации, являющийся предвестником и, возможно, началом или продолжением бифуркационной смены господствующих ныне в мире общественно-экономических отношений, требует усиления внимания к теоретическим и практическим проблемам обеспечения безопасности общественного развития как на локальном, так и на глобальном уровнях. Дело в том, что популярные ныне концепции и понятия безопасности предусматривают осуществление мер по противостоянию существующим и надвигающимся опасностям, так сказать, “задним числом”, которые включают: системы национальной и иной безопасности, армии и правоохранитель-
ные органы против угроз, создаваемых государствами и людьми друг против друга; тюрьмы, охранные структуры, высокие заборы, железные двери и замки против преступных намерений отдельных членов человеческого общества; “охрану” окружающей среды, означающей запоздалое устранение ущерба, наносимого ей самими людьми и угрожающего самоуничтожением человечеству и т.п. В отличие от этого концепция устойчивого развития предполагает достижение безопасности общественного развития путем недопущения и предотвращения самих источников угроз и опасностей заранее, в процессе их формирования и развития, так сказать, “профилактическим путем”.
При исследовании проблемы безопасности как философского понятия важное значение имеют анализ сущности и классификация источников опасности, а также рассмотрение характера и последствий их взаимодействия с подвергаемыми воздействию с их стороны объектами. Очевидно, результатом такого взаимодействия того или иного объекта с источником опасности является расстройство или разрушение его системной целостности. При таком рассмотрении безопасность в общем виде означает необходимость предупреждения, устранения, избегания, противодействия или противостояния опасности путем защиты и сохранения системной целостности объекта. Синергетический подход к анализу явлений предполагает, что расстройство и разрушение системной целостности любых объектов в конечном счете являются неизбежным следствием их естественного, нелинейного, самоорганизующегося развития, результатом происходящей в них растущей энтропии. Так, специалисты утверждают, что биологически доступный срок жизни человека составляет 120-125 лет, по достижении которого человеческий организм становится объективно нежизнеспособным. Такой исход в современных условиях не зависит от желания и воли человека, выступает как естественно неизбежная реальность.
Известно, что до отмеченного возраста доживают только обладатели рекордов Гиннеса по продолжительности жизни. Как правило, под воздействием различных факторов организм человека изнашивается намного раньше указанного срока, и смерть его под ударом того или иного источника опасности может настигнуть в любой момент. Следовательно, под безопасностью человека в собственном значении данного понятия, очевидно, следует представлять предупреждение, устранение, избегание, противодействие или противостояние указанным факторам преждевременного изнашивания человеческого организма и источнику смертельной опасности. Такая же закономерность характерна в трактовке безопасности для любого живого организма, социальной системы, природного объекта.
При этом факторы расстройства и разрушения системной целостности объекта и источники опасности его существованию одновременно выступают как факторы и источники неустойчивости развития данного объекта. Следовательно, обеспечение безопасности последнего одновременно выступает как преодоление указанной неустойчивости и переход к устойчивому развитию данного объекта путем предупреждения, устранения, избегания, противодействия или противостояния факторам неустойчивости и источникам опасности. Отсюда оборотной сто-
роной обеспечения безопасности системы выступает обеспечение устойчивости его развития. При этом, как правило, происходит не борьба против непосредственных факторов изнашивания и источников опасности, а формирование в самом человеке качеств, отторгающих эти факторы и опасности. Например, воспитание в человеке с детства навыков здорового образа жизни способно предотвратить в будущем многие его потенциальные душевные и телесные болезни, продлить ему жизнь.
При классификации источников опасности и факторов разрушения системной целостности объектов следует иметь в виду, что все источники и факторы угрожают, в конечном счете, безопасности каждого отдельного человека, его душевному и телесному здоровью. Угроза безопасности имущества человека, окружающей его природной среды или сообщества людей, членом которого он является, через опосредствующие звенья «достает» самого человека. С другой стороны, существуют угрозы троякого - антропогенного, техногенного и естественно-природного
- характера. Причем угрозы естественноприродного происхождения проявляются независимо от воли, сознания и деятельности человека, тем не менее человек успешно противостоит им благодаря достижениям науки, техники и производства. Непреодолимыми пока остаются неожиданные для человека природные катастрофы: землетрясения, цунами, ураганы, засухи и т.п. В перспективе серьезную опасность могут представлять астероидные атаки на Землю, возможность появления непреодолимых эпидемий, необратимых генетических болезней и т.п.
Наиболее серьезную опасность для человека на Земле представляет другой человек, создающий угрозы антропогенного и техногенного происхождения. Гигантские объемы смертоносного оружия и вооруженных сил, предназначенных для взаимного уничтожения людей, известные в истории бесчисленные войны с громадными жертвами, современный международный терроризм, разветвленная система правоохранительных органов (от полицейского, прокурора, судьи до тюрем), широкое распространение охранных систем, высоких заборов, постов охраны и надежных замков - все это выступает как проявление и символы угроз, создаваемых людьми друг другу. Поэтому философское содержание понятия безопасности тесно связано с проблемами общественно-политических и социально-культурных отношений, моральных ценностей, нравственности, гуманизма и т.п. Это положение особенно касается поисков путей обеспечения международной безопасности: только из-за отсутствия взаимопонимания между народами, профессио-
нальной несостоятельности и безответственности лидеров государств существует анархия и угрожающий характер современной международной обстановки. И только от самих людей на всем земном шаре, а не от инопланетян или представителей фауны, зависит создание истинно человеческого мира на планете.
Изложенное позволяет утверждать, то ныне активно выдвигаемая и разрабатываемая концепция безопасности через развитие является специфической формой, иным выражением концепции устойчивого развития. Современное понимание безопасности как научно-практической проблемы значительно отличается от обыденного понятия «безопасности», с давних пор употребляемого людьми в повседневной жизни. Безопасностью в повседневной практике обозначается защищенность человека или человеческих сообществ от различного рода внешних угроз, рисков и опасностей, иными словами, достижение отсутствия опасности. «...В настоящее время во всех странах мира (и Россия не составляет исключение), - пишет А. Романович, - обеспечение безопасности мыслится, а тем более реализуется в модели неустойчивого развития. Такая традиционная ориентация в области безопасности сталкивается со все большими трудностями и, в принципе, бесперспективна. Если мы принимаем принцип безопасности через развитие, то это однозначно приводит к обеспечению безопасности именно через устойчивое развитие, и иной модели развития, где могла бы быть гарантирована безопасность, и на длительное время, просто не существует» [1, 185-186].
Современное научно-практическое понимание «безопасности» означает способность людей не допускать отклонений от закономерного естественноисторического развития человеческих системных образований, в которые вовлечена и от которых зависит благополучная жизнь самих людей. При таком понимании безопасности угрозы и опасность исходят не только извне, но и из внутреннего механизма функционирования системы. Иными словами, имеет место не статическое противостояние «опасность-безопасность», а ряд возможных последствий из функционирования объекта: нейтральный или благоприятный для жизнедеятельности человека; в разной степени опасный; катастрофический и т.д. Безопасность при этом достигается через осуществление такого развития, которое обеспечивает благоприятные условия для человека. При управлении таким развитием участвуют не только правоохранительные органы, но и все институты управления государством и обществом. Поэтому безопасность в указанном широком смысле достигается через перевод всего общественного разви-
тия от опасных, неблагоприятных путей на безопасные, благоприятные рельсы устойчивого развития.
В связи с изложенным становится очевидной необходимость выделения понятий безопасности в узком и широком смысле. В узком смысле -безопасность в статике и в широком - безопасность в развитии. Указанное понимание безопасности возникает постепенно в течение ХХ в. в условиях наступления современного этапа глобализации. К примеру, именно в этом столетии появляются такие своеобразные обозначения, как экологическая или информационная безопасность, которые в прошлые века или отсутствовали, или имели существенно иной смысл, чем в сегодняшних условиях. Давно существующая военно-политическая безопасность имеет абсолютно разные содержания и значения, скажем, в начале новой эры, в Средние века и в современных условиях.
Исследователи современных научнопрактических проблем безопасности подчеркивают, что под этими проблемами понимается не безопасность в статике, механически предупреждающая внешние угрозы, а безопасность в развитии, достигаемая оптимальным процессом развития самого объекта, соответствующим естественноисторическим закономерностям его функционирования. «Устойчивое развитие, - пишут А.Д. и Т.А. Урсулы, - это не только системное единство экономических, социальных и экологических видов и аспектов деятельности, но и имманентная взаимосвязь развития и безопасности, это обеспечение безопасности через развитие и развитие через обеспечение безопасности. Сказанное относится не только к силовым ведомствам, но и ко всем отраслям хозяйственной и сферам социальной деятельности, которые также должны заниматься обеспечением безопасности через развитие своего вида деятельности [2, 26]».
Разного рода видами безопасности, возникшими в ХХ в. в условиях современного этапа глобализации, являются: международная, национальная, государственная, личная, коллективная, военно-политическая, антитеррористическая,
экономическая, социальная, социокультурная, экологическая, информационная, продовольственная, демографическая, производственная,
коммерческая, морально-нравственная и т.д. В соответствии с характером возникающих угроз происходит институционализация деятельности людей, нацеленной на недопущение и устранение этих угроз. Разрабатываются законодательные и иные нормативные акты, создаются охранные подразделения, учреждаются высшие органы власти по предупреждению, предотвращению и устранению угроз: министерства и ве-
домства (обороны, государственной безопасности, внутренних дел, чрезвычайных ситуаций), правоохранительные органы и т.д. Примечательно, что высший орган управления ООН также назван Советом Безопасности.
Очевидно, что только указанной институционализации недостаточно для достижения безопасности в широком смысле. Для этой цели необходима трансформация характера деятельности всех управленческих структур и жизнедеятельности общества в целом. В принципе, безопасное развитие в широком смысле совпадает с подлинно устойчивым развитием. В связи с такой взаимосвязью двух названных явлений устойчивое развитие можно определить как устойчиво-безопасное развитие.
Общее между концепциями устойчивого развития и безопасности состоит в том, что безопасность является органичным атрибутом устойчивого развития. Хотя последнее шире первой, эти два понятия неразрывно взаимосвязаны. Без безопасности нет устойчивого развития, и полная безопасность возникает только при устойчивом развитии. Представляется, что устойчивое развитие и безопасное развитие следует рассматривать как синонимы. Соотношение элементов устойчивого развития и безопасности таково, что часть из элементов устойчивого развития непосредственно совпадает со всеми элементами безопасности, а оставшаяся часть служит необходимым условием действия других элементов устойчивого развития и безопасности. Так, экологически устойчивое развитие и экологическая безопасность почти полностью совпадают друг с другом, а наука как фактор устойчивого развития выступает необходимым условием функционирования всех элементов как устойчивого развития в целом, так и безопасности в частности.
Мировоззренческое устойчиво-безопасное
развитие предполагает отход от человеконенавистнических, ксенофобских, националистических, эгоистических и иных противоправных, греховных воззрений и культивирование в головах людей убеждений, охватывающих общечеловеческие интеллектуально-гуманистические ценности. Свои закономерности, содержание и механизм реализации имеют и все другие виды безопасности. Кардинальное влияние на характер и содержание различных форм безопасности оказывают глобализационные процессы, определяющие весь ход современного мирового развития.
В международных отношениях залогом перехода к устойчиво-безопасному развитию является отход от взаимной подозрительности, всеобщий отказ от наращивания вооружений, угрозы применения силы, развитие демократии в отно-
шениях между государствами, совершенствование и неукоснительное исполнение положений международного права, создание единого всемирного механизма управления международными делами путем модернизации ООН, формирования организаций по типу Евросоюза, реализация признанных международным сообществом положений концепции устойчивого развития.
Россия обладает существенными преимуществами в осуществлении собственного перехода к устойчиво-безопасному развитию и, следовательно, возможностью стать мировым лидером во внедрении в жизнь и пропаганде идей данной концепции. У нашей страны имеются все предпосылки, чтобы придерживаться курса, обеспечивающего ее нахождение в авангарде неизбежного перехода человечества в обозримом будущем к интеллектуально-гуманистическим формам жизни. Эти формы будут связаны с обеспечением безопасности через осуществление мер по сохранению окружающей природы, обеспечение экологически чистой среды обитания человека, укрепление его здоровья и обеспечение долголетия, формирование материальной базы и условий для интеллектуального и духовного развития человека, создание «умных» машин и технических устройств, отказ от излишеств в потреблении. При переходе к устойчивому развитию жителям богатых стран придется отказаться от многих излишеств в потреблении, а бедным странам - преодолевать нищету. Россиянам, находящимся в промежуточном положении, в этом отношении будет проще. Специфическим «преимуществом» России является развал грязных производств в пореформенные годы, так что наша страна может развивать современные инновационные отрасли «с чистого листа», как это произошло в послевоенные годы в Германии и Японии. Особым преимуществом России, наряду с богатыми природными ресурсами, выступает еще до конца не исчерпанный интеллектуальный потенциал народа, который выдвигается на первый план в условиях растущей роли «производства знаний».
Концепция устойчиво-безопасного развития применима как для внутригосударственного, так и внешнеполитического, международного использования. Во внутренней политике она может служить неидеологизированным, универсальным и продуктивным руководством к действию в условиях противоречивых и безуспешных поисков стратегии развития России на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу. Данная концепция избавляет от мучительного альтернативного выбора заранее между демократическим или авторитарным режимами управления обществом. Являясь объективной целевой установкой общест-
венного развития, она «автоматически», по собственной логике позволяет установить оптимальное сочетание между указанными режимами, обеспечивающее максимально эффективное управление. Превращение Российской Федерации в активного популяризатора, лоббиста и движущую силу идеи устойчиво-безопасного развития во внешнеполитических отношениях в условиях наступающей анархии, угрозы столкновений и продолжающегося диктата силы в международной жизни могло бы способствовать приобретению сбалансированности, стройности и предсказуемости мирового развития и тем самым повышению международного авторитета нашей страны.
Литература
1. Романович А. Л. Перспективы развития и обеспечение безопасности: философско-методологические проблемы. -М., 2002.
2. Урсул А.Д., Урсул Т.А. Становление и сущность устойчивого развития // Введение в теорию устойчивого развития: курс лекций / под ред. Н.М. Мамедова. - М., 2002.
Барлыбаев Халиль Абубакирович — д-р экон. наук, проф. кафедры управления социальными и экологическими системами РАГС при Президенте РФ.
Barlybaev Khalil' Abubakirovitch - doctor of economy, professor of department of management of social and ecological systems of Russian Academy of Government Service under the President of the Russian Federation.
E-mail: hbarlybaev@rambler.ru
УДК 101:316
Н.С-Д Садыева
РОЛЬ ПОНЯТИЙ «НЕПРЕРЫВНОСТЬ» И «НЕРАЗРЫВНОСТЬ»
В ПОНИМАНИИ СУЩНОСТИ ТРАДИЦИЙ
В статье автор рассматривает сущность традиций исходя из понятий «непрерывность» и «неразрывность» как особой совокупности элементов, раскрывает понятие преемственности, в том числе понятие «преемственность поколений».
Ключевые слова: единство, модификационная преемственность, непрерывность, неразрывность, преемственность, стабильность.
N.S-D. Sadyeva
THE ROLE OF THE CONCEPTS “CONTINUITY” AND “INDISSOLUBILITY”
IN UNDERSTANDING OF THE ESSENCE OF TRADITIONS
In this article the author deals with the essence of traditions based on the concepts “continuity” and “dissolubility” as a group of elements, reveales the notion of succession including the notion “succession of generations”.
Key words: unity, modificative succession, continuity, dissolubility succession, stability.
Традиции относятся к содержанию жизнедеятельности множества индивидов данного общества и к облику, который оно обретает в сравнении с другими, как по содержанию традиций, так и по соотношению традиционной и инновационной деятельности большинства граждан.
«Непрерывность» и «неразрывность» - близкие, но самостоятельные понятия, важные для понимания сущности традиций. Непрерывность
- особое качество совокупности элементов, заключающееся в постоянном контакте между ними и отсутствии интервалов, пространственных или временных, которые препятствовали бы этому контакту [5]. При этом контакт может быть механическим и контактом-взаимодействием, проявляющим себя и на расстоянии, но устойчиво. «Непрерывность» может относиться и к совокупности элементов, не обязательно расположенных один за другим, т.е. можно говорить о совокупности, имеющей вектор (последовательность) и не имеющей его.
Неразрывность - это свойство непрерывно-
сти, т.е. устойчивость совокупности к нарушению сложившихся контактов между ее элементами. Следовательно, непрерывность - это актуальное и первичное качество совокупности, неразрывность - потенциальное и вторичное ее качество. Содержание понятия «непрерывность» вытекает только из наличных элементов и контактов между ними, тогда как неразрывность предполагает дополнительное участие некоей посторонней силы, которая способна нарушить контакт и, следовательно, разорвать данную непрерывность.
Непрерывность или есть, или ее нет, неразрывность же имеет меру: абсолютно неразрывных совокупностей не бывает - бывает лишь недостаточность для этого действующей на совокупность силы [5]. При этом механические тела разрываются, а процессы прерываются. К примеру, жизнь непрерывна, значит, в ней не может быть интервалов. Любой интервал в ее течении -это ее прекращение. Поэтому говорить о «неразрывности» жизни не приходится. Наличие или