Научная статья на тему 'Образование как драма'

Образование как драма Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
72
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
человек / образование / вселенское / душа / сосредоточение / предназначение / жертва / поступок / драма / а person / education / universal / soul / concentration / destination / victim / action / drama

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гагаев Андрей Александрович, Гагаев Павел Александрович

В статье рассматривается проблема образования как драмы. Человек воспитывается (образовывается) в перспективе удержания или потери в себе вселенских черт. Образование становится для человека драмой выбором между вселенским и обыденным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION AS A DRAMA

The article is deal with the problem of education as a drama. A person is behaved (educated) in the perspective of the retention or losing of the universal features. Education becomes a drama for a person the choice between the universal or trivial.

Текст научной работы на тему «Образование как драма»

УДК 370.152 ББК 67.401.121

А.А. Гагаев, заведующий кафедрой гуманитарных наук МГУ имени Н.П. Огарева, доктор философских наук, профессор,

П.А. Гагаев, заведующий кафедрой филологического образования Пензенского ИРО, доктор педагогических наук, профессор

ОБРАЗОВАНИЕ КАК ДРАМА

Статья рекомендована к печати доктором педагогических наук, профессором Е.П. Белозерцевым, доктором педагогических наук, профессором А.В. Лотоненко.

Аннотация. В статье рассматривается проблема образования как драмы. Человек воспитывается (образовывается) в перспективе удержания или потери в себе вселенских черт. Образование становится для человека драмой - выбором между вселенским и обыденным.

Ключевые слова: человек, образование, вселенское, душа, сосредоточение, предназначение, жертва, поступок, драма.

EDUCATION AS A DRAMA

Abstract. The article is deal with the problem of education as a drama. A person is behaved (educated) in the perspective of the retention or losing of the universal features. Education becomes a drama for a person - the choice between the universal or trivial.

Key words: а person, education, universal, soul, concentration, destination, victim, action, drama.

Введение

Образование по главному из своих оснований есть драма. Драма искания самого себя, драма встречи с самим собою. Драма открытия самого себя как другого, чем это виделось ранее. Драма поиска согласия с самим собою как глубокой вселенской духовностью.

В русской философии образования это положение отчетливо представлено в трудах Н.И. Пи-рогова, С.А. Рачинского, Л.Н. Толстого, В.В. Розанова, A.C. Макаренко, В.В. Зеньковского, В.А. Сухомлинского и др. Человек, по мнению этих и других мыслителей, рожден не для чего-то будничного, прозаического, но для участия в великой мистерии, имя которой - жизнь человеческая.

Вне понимания образования в указанном виде многое и многое в нем теряется. Понимание образования как драмы вводит его - образование - в соответствующий этой реалии ценностно-гносеологический контекст.

Человек

В основании сформулированного нами кладется понимание человека как существа все-

ленского, как такого, какое не исчерпывается своим социальным или биолого-социальным содержанием (современное понятие личности).

Человек есть средоточие мироздания, его энтелехия (искомый итог). Человек выразил в себе (во всяком случае потенциально) общую онтологию вселенной - ее продвижение к себе как сознающей и отвечающей за себя. Зачем это вселенной? Кто знает это наверняка? Может быть, и вопрос этот сугубо человеческий. Бесспорно, однако, то, что мироздание востребовало эту свою форму - жизнь, и жизнь разумную, и жизнь, покоящуюся на категориях добра и зла. Востребовало как форму - необходимую для себя.

В человеке (как представителе рода человеческого) развертывается бытие всей вселенной. Вселенная с некоторых пор перемещается, перетекает в миры человеческие. Все и вся удерживает в себе самом человек. И то, что открывается ему ныне, и то, что пока закрыто от него, но обещает стать предметом его осмысления. С появлением в мироздании человека полнота, единство, целостность его - мироздания - нахо-

дят себя в интуициях и переживаниях рода человеческого, его исканиях добра и правды, его исканиях счастья и успокоения.

Без человека вселенная одинока. Ей скучно без своего собрата. Без него она глуха и нема, глуха и нема по отношению к себе.

Человек не своей волею стал существом вселенским. Он создан таким. Кем? Вселенной? Богом? Оставим этот вопрос без обсуждения. Важно - человек таковым явлен однажды (мгновенно с историко-геологической точки зрения) на планете Земля. Человек несет в себе свою вселенскость как ношу, как обязанность, как свою онтологию. Не учитывать этого в педагогике не представляется разумным.

Душа

Вселенскость человека прежде всего связывается с таким феноменом, как душа человеческая.

Душа - старое понятие. О душе писали Платон и Аристотель. О душе рассуждали теологи и философы в средние века. В наше время принято говорить о личности человека. Под личностью в современной (экспериментальной) психологии понимают некое качество индивида, каковое всецело или, во всяком случае, в главном обусловлено его биологией, социальным окружением и его социальным опытом.

Душа, в нашем прочтении, есть выражение связи индивида как представителя рода человеческого со Вселенной. Вселенная (оставляем обсуждение вопроса, почему это ей свойственно) движется к себе как рефлексирующей. Вселенной надо всмотреться в себя самое и в этом прийти к себе как полной и целостной (воссобранной). И вот появляется человек. Появляется как существо, всматривающееся в мироздание. Это странное свойство человека (сосредоточиваться на некоем) по-прежнему вразумительно не объясняется в современной антропологии и психологии. Человек - творение природы - всматривается в мироздание... - и мироздание начинает ему отвечать. Оно поселяется в его психике. Поселяется как особая семантика, как особый строй самой психики (как поток переживаний и мыслей), как самодвижущий феномен его психики - как его «я».

С одной стороны, это «я» принадлежит исключительно человеку. И это так, ибо в нем -

человеке - отозвалось вопрошание вселенной. Его онтология приняла вопрошание вселенной и дала свой ответ на него (и в этом со стороны семантики приняла определенную форму). С другой стороны, «я» человеческое, «я» как душа не принадлежит абсолютно человеку. Не принадлежит, потому как его смыслы суть смыслы вселенские (они не присутствуют в реалии, называемой личностью). Смыслы не индивидные, не социумные, не иные, обусловленные временным и пространственным, но вселенские. Они суть отвечание (отдельного) человека когда-то задавшей ему вопрос Вселенной.

Душа человеческая есть присутствие в человеке вселенной, присутствие ее как чего-то бесконечно родного для него и бесконечно обязывающего его к некоему и некоему высокому и труднодостижимому.

Душа дается человеку, дается с рождением. Дается как дар - дар Вселенной и его родителей. Человек рождается с душою. А вот как распоряжается человек со своею душою - это его обязанность и его деяние. Душа человеком воспитывается. Воспитывается - означает открывается. Человеку приходится узнавать свою душу, давать ей простор, пестовать ее органичными для нее переживаниями и мыслями.

Природа души - семантическая. Потому многое зависит от вступления индивида в ту или иную семантику (см. об этом другую нашу статью).

Черты вселенскости души

В чем проявляется вселенская природа души человеческой (не личности)?

Вселенская природа души человеческой, полагаем, проявляется в ощущении ею своей причастности к бытию всего и вся (включая всю историю мироздания), ее стремлении к абсолютному (сверхвысокому), искании ею единства со всем и вся, ощущении ею ответственности за все и вся, искании снять нестроения мира сего, влечении к бесконечному, вечному (искание бессмертия), восприятии ею самой себя как средоточия мироздания (миры в человеке, а не он в неких мирах).

Вселенская природа души человеческой проявляется и в ее общем строе (общей онтоло-

гии). Речь идет о душе как потоке сознания, неизменно изменчивом и устремленном к горнему и в этом светло неповторимом.

Ощущение человеком своей причастности ко всему и вся

Уже в древности человек ощущал свою встроенность в мироздание. Космологические интуиции шумеров, египтян, евреев, ариев, греков и других народов выражали ощущение его себя существом вселенским. Бог (боги) творит землю и с нею человека. Творит его как подобие и образ свой, либо как иное некое, но всегда как необходимое в мироздании. Мир не существует без человека - эта максима в веках удерживается человеческим разумом. Человек выражает некое в мироздании, чего не выражает ничто другое.

Ощущение своей причастности ко всему и вся в человеке находит свое выражение в переживании человеком своей открытости всему и вся. Никакая другая форма жизни этим свойством не обладает. Душа человеческая, если ей не мешать, не вытеснять из ее видения мира органичных для нее устремлений, открывается всему и вся. Ей интересно всматриваться в движение звезд на небе, течение вод, жизнь растений, человеческие судьбы и пр. Человеку свойственно встречать в себе миры. Ему свойственно искать смысла всего и вся. Ему свойственно вопрошать ко всему и вся и искать, искать ответа.

Человеку и радостно жить с этой своей способностью (ощущать связь со всем и вся), и трудно (и даже страшно). Миры, если сам человек тому не препятствует, беспрепятственно вступают в его психику на протяжении всей его жизни. Человек никогда не остается наедине с собою. Ему всегда приходится говорить, общаться, вопрошать, отвечать и во всем этом жить вселенской жизнью. Особенно это проявляется в жизни гения. Леонардо да Винчи, Пушкин, Спиноза, Кант, Гете, Вернадский и другие вестники человечества всегда ощущали в себе происходящее на планете Земля и во всем мироздании.

Интуиция вбирать в себя все и вся, интуиция вопрошать ко всему и вся, интуиция искать ответа на все и вся - выражение ощущения причастности человека к происходящему вне него в мироздании.

Стремление к абсолютному (сверхвысокому)

Человек не довольствуется малым, тем, что ему нужно сейчас, нужно для того, чтобы одеться, поесть, исполнить другую жизненную потребность. Человек всегда стремится к горнему, абсолютному, тому, что сделает его больше, чем человек. Бытие человека с первых лет его появления на планете воспринималось им как бытие реальное (земное) и бытие идеальное (небесное). Различие между первым и вторым прежде всего ценностное. Первое бытие являет человека в его же глазах как существо, живущее измеримыми ценностями, теми, каковые могут быть на рациональной основе объяснены и в этом приняты как необходимые. Второе являет человека как существо, ищущее жить безусловным, сверхвысоким. Абсолютное есть безусловное. Абсолютное есть такое, каковое преодолевает зависимость человека от чего-либо и тем самым высвобождает его от обусловленности внешним. Освобождает его от связанности своей биологией, своей социальной зависимости и пр. В абсолютном человек может не думать о себе, может не трудиться, решая задачи выживания. В абсолютном человек может обращаться ко всему и вся и творить, не мысля о насущном и живя беспредельным.

Искание абсолютного для человека есть искание изменить свою онтологию. Искание абсолютного есть искание стать подлинным средоточием мироздания.

Заметим: к абсолютному человек стремится, но и оно постоянно напоминает о себе человеку. Напоминает его неудовлетворенностью самим собою, его ощущением присутствия в мире другого ценностного бытия, его верой в существование иного мира - мира безусловных мыслей и поступков.

Искание человеком единства всего и вся

Человек как вселенское существо постоянно ищет единения всего и вся. Ощущение несобранности окружающего, несобранности себя самого (противопоставленности своего я другим я) чрезвычайно рано приходит к человеку. Приходит с осознанием того, что его собственное бытие ориентировано на событие с другими людьми и всем миром.

Наиболее раннее ощущение дитяти (младенчество) есть ощущение своего единства с миром окружающих его людей (отца, матери и др.) и всего иного. Мир истинный для человека есть мир, принимающий его самого как некая светлая целостность.

Последующий за младенчеством опыт человека ведет его к осознанию того, что им постепенно теряется связь со всем и вся, что он все более уклоняется от воссоединения со всеми людьми и всем миром и занимает свою отдельную (отделенную от других) нишу в этом многоразличном мире. Осознает это человек и не хочет этого принимать. Его душа, каковая не принадлежит ему абсолютно, противится укрепляющемуся разделению. Она кручинится, скучает по теряемому единству. Кручинится и стремится преодолеть рознь свою с другими душами и всем открывающимся ей миром.

В последующем при правильном (естественном) развитии человека эта его интенция к воссоединению мира людей преобразуется в интенцию воссоединения всего и вся.

Так в человеке осуществляется подлинное образование, или драма становления души как истинной.

Искание ответственности за все и вся

Вселенскость человека проявляется и в его стремлении отвечать за все и вся в мироздании. Природа человеческого «я» такова, что человек буквально вбирает в себя все мироздание (не часть его, нужную для себя), преобразует его в себя самого и творит от своего и его имени. Мир с приходом человека приобретает мобильность и целостность. Миры в душе человеческой перетекают из одного в другой, объединяются, сопрягаются и пр. Мир (мироздание) переживается человеком как свое, как творимое им, как родное. Человек становится соучастником происходящего в мирах. Человек учится отвечать за все и вся.

С человеком появляется мировая скорбь. Человек скорбит о мироздании, его розни, его предопределенности, его ставших формах и прочем, что в его логике оценивается как недоброе, неединое, невоссобирающееся, безбудущное и пр.

Указанная интенция рано проявляется в человеческой психике. Проявляется как сочувствие, как отзывчивость, как сострадание, как возмущение, как интенция предотвратить разрушение потенциально воссобранного мира.

Искание снять нестроения мира сего

Человек глубоко чувствует нестроения мира сего и столь же глубоко стремится снять эти нестроения.

В веках лучшие и лучшие представители рода человеческого выражали свойственную всем нам интенцию. Град Божий Блаженного Августина, город Солнца Томазо Кампанеллы, искания русских людей до и после Великой Октябрьской революции - все это свидетельство указанного феномена в истории рода человеческого.

В сердце (душе) всякого из людей уже в детстве наряду с ощущением своей равности всему и вся (наше «я» именно в этом качестве и воспринимается нами) появляется чувство нетерпимости к жестокости, безнравственности, несправедливости и пр. В юности естественное для человека переживание - дерзание изменить мир. И изменить его к лучшему. Изменить его даже ценою своей жизни. В зрелые годы, и даже в старости, человек, как бы скромно ни оценивал свои возможности в деле снятия нестроений мира сего, всегда готов участвовать в деяниях, обусловленных этой интенцией.

Человек неисправимо - от века - стремится преобразовать себя и мир, преобразовать в органичное для себя и мира состояние. Это желание для человека имманентно априори.

Искание человеком бессмертия

Человек как существо вселенское не может примириться со смертью. Смертью как пределом своего бытия. Смертью как нарушением органичного для человека стремления к бесконечному.

Сознание человека устроено таким образом, что человек обретает себя как соживущего со всем мирозданием. Человеку внятно мироздание. Человек ему равен. Он стремится его воссоединить, воссобрать и в этом дать ему полноту и целостность бытия. Эта вселенская миссия выводит человека из его биосоциальной онтологии. Человек и себя предпочитает видеть как

существо всеприсутствующее и вневременное. Сформулированное побуждает человека бросать вызов смерти и творить, творить. Творить, дабы задержаться в нашем из миров, запечатлеть свой вселенский лик.

В детстве, юности человек презирает смерть, не верит в нее и ведет себя так, как будто он существо бессмертное. В юности человек задумывает такое, для чего мало его жизни. Но именно этими целями он живет. Они полнят его душу. И в них она купается и становится самой собой.

В зрелые годы человек приближается к своему порогу и опять-таки стремится преодолеть свой предел. Дети, внуки, сотворенное им (книги, картины, дома, вещи и пр.) - в этом находит отдохновение его изболевшая душа.

Восприятие человеком себя как средоточия мироздания

С осознанием себя человек встает вровень с мирозданием. Более того, однажды он принимает себя как само мироздание, как его средоточие. Ему представляется, что истинная драма бытия происходит не вовне, но в его душе. Человек переживает себя как удерживающего существенное в мироздании. Все и вся воспринимается человеком, понимается и принимается им. Принимается и становится его судьбой и судьбой всего мироздания.

И у человека есть основания так относиться к себе. Его душа, если ее развитие не было стеснено неправильным воспитанием или условиями жизни, своим предметом делает вселенские вопрошания. Они ее онтология, они ее родина. Добро и зло, предел и беспредельность, горнее и низкое, полнота и убогость, целостность и рассо-единенность - эти ценностно-гносеологические реалии становятся уделом не только Канта, Спинозы, Лейбница и других философов, но и всякого из людей. Разница между гением и обычным человеком лишь в глубине переживания происходящего со вселенной и самим собою.

Миры поистине свою полноту находят в сердце человеческом (Ф.И. Достоевский).

Душа как поток сознания, неизменно изменчивый и устремленный к горнему и во всем этом светло неповторимый

Наша душа являет себя как поток наших переживаний, мыслей, интенций и пр. Наше подлинное «я» обретает себя не в ставшем, не в том, что сложилось, нашло свой предел, но в том, что пока еще только видится им, видится как грядущее, как трудно достижимое и желанное. Наше «я» бежит к себе, ищет себя, перетекает из одного состояния в другое и в этом светлом движении (смене состояний) находит себе отдохновение.

Горнее ведет нашу душу, потому ее искания беспредельны, потому бесконечен поток ее бытия. Горнее ведет нашу душу, но не предопределяет ее высот. Они всегда непредсказуемы и всегда носят характер личного. Вселенная одарила человека душою (связала его с собою). Но пестует свою душу сам человек. Его и ее жизнь есть поток их общих мыслей и переживаний. Душа как нечто востребующее движения (жизни) становится отдельной - подчеркнуто своей (себе принадлежащей) - реальностью в мироздании и в качестве такового являет себя.

Явление души как светлого движения открывает ее всему и вся, придает ей светлую неповторимость.

Образование и онтология человека

С собою как существом вселенским человек впервые встречается в юности. Старшие, умудренные жизнью люди - его родители, его учителя - открывают ему глаза на самого себя. Среда, его окружение (социальное, культурное, ландшафтное, климатическое и пр.), история его народа, страны, человечества, классические тексты помогают ему всмотреться в глубины своего «я».

Благо, если образование (в широком смысле этого слова) следует за вселенским в человеке, поддерживает его.

Следовать за вселенским в человеке, поддерживать его (вселенское начало) означает создавать условия для возникновения в психике человека вышеописанных феноменов - открытости всему и вся, искании горнего (абсолютного), единства всего и вся, отвечания за все и вся, стремления снять нестроения мира сего, стремления преодолеть конечность нашего бытия (победить смерть), в себе искать средоточия мироздания и, наконец,

приятия себя как становящейся, движущей себе как непредсказуемой личной духовности.

Душа как самодействующий феномен в человеческой психике, если ей не препятствовать, рано или поздно заявляет о себе нашему «я» и начинает звучать в нем. Человек собирает свою духовную форму - становится самим собою.

Образование и есть высвобождение в психике человека его души, его вселенских черт.

Образование как драма

Встреча с собою для человека всегда драма. Драма по двум основаниям.

Первое. Тот ли ты, каким ты себя в силу своей способности хотел рефлексировать - видеть? Человек для себя - сокровенное из сокровенных. Юная душа трепетно относится к самой себе. И потому ей небезразлично, далеко не безразлично встретиться с самой собою. Всмотреться в себя, увидеть в себе многое новое для себя, принять себя как ту или другою. Это все и порождает наши переживания. Потому как многое и многое в нас самим не нам принадлежит, зависит не от нашего «я» и потому является в виде, не совсем принимаемом нами. Внешний вид, способности, характер, восприятие нас со стороны - все это может оказаться не тем, что ожидалось юным человеком. Отсюда, переживания, драма, пусть и детская, юношеская.

Тем не менее истинная драма не в указанном. Истинная драма в открытии себя как глубокой вселенской духовности. Драма в открытии мироздания в себе. Ты неожиданно для себя оказываешься средоточием всего и вся. Это великое событие в жизни твоей и жизни вселенной. Ты понимаешь, сколь ответственна твоя миссия на планете. И сколь трудна. И вот тебя охватывает великое беспокойство и тревога. Тревожится твоя душа: все ли ей по силам? Сможет ли она остаться верной самой себе? Легче прожить с малым и ясным. Великое требует великих усилий и открывает большие соблазны. С этим великим теургическим беспокойством юная душа вступает в себя самое. Душа образовывается.

Открытие себя

В юности душа приступает к себе самой. Открывает себя. Происходит первая встреча че-

ловека с собой как истинным. В чем ее - встречи - психологическая специфика? Полагаем, существенное в этом событии связано с осознанием человеком того, что, во-первых, его «я» не принадлежит ему в абсолютных показателях и, во-вторых, оно странным, но непреодолимым образом влечет его к горнему.

Невидение этого момента в педагогике приводит к тяжким последствиям в воспитании юной духовности.

Человек в юности, если вселенское начало не вытесняется из его души, но, напротив, вызывается к жизни действиями воспитателя, натыкается на присутствие в своей психике некоей самодействующей реальности. Некие смыслы, как некое другое для него, начинают в его психике обращаться к его «я». Этого нельзя делать! Это должно быть проверено этим переживанием! Эта реальность куда как более обширна, глубока и ценностна, чем это видится на первый взгляд! Рядом с тобой происходит некое, что не может не беспокоить тебя! Это надо делать быстрее, ибо главное уже начало проявлять себя и ты можешь остаться на периферии общей жизни всего и вся... Эти и другие (не поддерживаемые формально социальным окружением юноши) максимы как воп-рошания некоего субстанционального начала в психике человека начинают определять его духовное бытие. Отныне человек живет не наедине с собою. Он живет с неким, что ему не принадлежит абсолютно и что вводит его в безмерно большую реальность, чем была его прежняя. Это некое вводит его в горнюю реальность.

Открытие себя, встреча с собою - не обязательно драматическое событие. Чаще оно прекрасно и волнительно. Волнительно обещанием новых и новых переживаний и свершений.

Познание себя

Открытие себя перетекает в познание своей духовности. Познание со стороны психологии предполагает прежде всего обретение и переживание констант своего духовного бытия. Душа как некое индивидуально-неповторимое обладает формой. Точнее, ее форма и придает ей черты индивидуально-неповторимого. Форма же приобретается душою в процессе ее духовной

196

работы. Под духовной работой нами понимается прежде всего деятельность по постижению нас, как единой, и вместе с тем вселенско-инди-видуальной субстанции.

Каким я - живой конкретный и вместе с тем вселенский человек - предстаю со стороны антропологии, онтологии, аксио-гносеологии и психологии? Вот ориентиры познания человеком себя как вселенской духовности. Мое бытие как человека (Кем создан я? Кого я продолжаю? Что мне по силам? Кто мне судия? Кто мне другие люди? и пр.); целое, в каковом я обретаю свое отдельное бытие (живу ли я в мире едином и одноосновном или едино-множественном, ставшем или становящемся и др.?); ценности и избираемые на их основе стили мышления (искание нравственных бурь и их преодоление или искание спокойной всепримиряющей истины; опора на разум или на нечто открывающееся и почти не формализируемое в нашей онтологии и др.); бытие с собою и другими людьми как вселенскими духовностями (искание себя в драматических переживаниях, свершениях и пр. или в мирном согласии с собой и другими людьми и пр.) - в этих и других реалиях может находить себя конкретный живой человек в юности, познавая себя как истинного.

Познание себя - процесс долгий и трудный. Душа наша и нам открывается не сразу. И она к себе идет чрез многие и многие наши духовные усилия.

Познание - и это следующий существенный момент в понимании этого этапа становления души человеческой - осуществляется посредством сосредоточения индивида на самом себе. Сосредоточение на самом себе - главный метод воспитания души человеческой. И в наше время это положение почти игнорируется в педагогике. Предмет внимания воспитанника - все что угодно, но только не он сам. Не он сам как вселенская духовность. По-прежнему теоретики полагают, что внешним воспитывается - развивается психика индивида (интеллект, эмоциональная сфера и пр.). Человеческое «я» (как вселенская субстанция) воспитывается через вычерпывание из себя принадлежащего себе.

Сосредоточиваясь на себе, человек высвобождает органичную для себя форму (в аристо-

телевском смысле этого слова) своего духовного проявления. Высвобождает, говоря нашим языком, органичную для себя антропологию, онтологию, аксио-гносеологию и психологию (в них и явлена вселенская семантика нашей психики).

Сформулированное вовсе не противоречит положению о необходимости предоставлять индивиду в его образовании внешний опыт (знания, ценности и пр.). Речь идет о педагогическом переосмыслении самой этой реалии - внешнего опыта. Внешний опыт следует понимать как реалию, каковая на начальных этапах образования вызывает к жизни органичные для индивида антропологию, онтологию, аксио-гносе-ологию и прочее (вызывает оформление души), а затем вовсе перестает быть внешним и превращается в продуцируемое становящейся (образовывавшееся) духовностью из себя в окружающее. Душа, ставшая самой собою (обретя форму), с некоторых пор сама порождает полноту и целостность всего усваиваемого и продуцируемого ею.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бытие с собою

Восходя к себе самой, наша душа трепещет. Ей открываются высоты и бездны. Наши высоты и наши бездны.

Нами переживается наша незаменимость в мироздании. Без наших чувств, мыслей, без наших поступков мир не полон. В нем - без нас -нет нашей радости, нашего отчаяния, нашего подвига.

Наша душа чувствует грандиозность происходящего вокруг нее - происходящего в мироздании. Ей, как живой и становящейся (все нас в этом убеждает), слышны громы далеких вселенских бурь и треволнений. Ей внятны искания людьми своего счастья и их переживания своих утрат и разочарований. Не для малого и мелкого рождены мы в этом из миров. Мир ждал нашего рождения. И вот мы обрели себя.

И охватывает беспокойство нашу душу. Выдержит ли она избираемое ею самою? Сможет ли она встать вровень с самою собою? Удержать вселенское в себе означает всегда быть в напряжении, всегда свершать великое. Великое - это слышать и внимать происходящему в мире, социуме, себе самой; внимать и вмешиваться, вмешиваться и вмешиваться. Не легче ли хоть не-

намного уклониться от своей вселенской миссии и пожить, ища своего малого счастья?

Драма и драма бушует в душе юной духовности, когда она, образовывая себя, странствует по мирам своим.

Этап бытия с самим собою описывается в терминах (сюжетах): предназначение, борьба (поступок), жертва, драма-преодоление.

Юная духовность, обретая свою антропологию, онтологию и пр. (познавая себя), видит свое предназначение в общей жизни людей (близкого и далекого социума), планеты Земля, Вселенной, другими словами, видит, как далеко она может продвинуться в приятии себя как ищущей абсолютного, открытой всему и вся, отвечающей за все и вся и пр. Видит, к примеру, свою роль в общем движении человечества на планете Земля (утверждение единства форм жизни на Земле); видит свою - незаменимую -роль в собирании мысли как чего-то чистого и глубокого; видит свою роль в утверждении жизни человеческой как чего-то прекрасного и счастливого и пр. (об этом мечтает юная духовность).

Видит все это она и дерзает быть достойной этому предназначению. Достойной в мышлении, поведении, поступке. Поступок становится срединным пунктом бытия юной духовности. Поступок воссобирает душу человека. Поступок выражает его усилие по сбережению

УДК 370+316.7 ББК 74.6

самого себя, по достижению им избранной высоты. Поступок подводит юную духовность к решению вопроса о том, чем она готова и может пожертвовать ради своего предназначения. Многим и многим? Или малым? Так душа приходит к внутренней борьбе (Н.И. Пирогов), роковой и грозной. Борьбе с самой собою. Борьба объемлет бытие юной духовности. Никто ей в этой борьбе помочь не может. Ею самою приобретается опыт восхождения к себе истинной (опыт преодоления своих нестроений, сомнений, слабостей) или опыт потери себя как истинной.

.Вселенское, следует признать, со временем отступает в человеке. Отступает под давлением близкого человеку социального окружения, под напором прожитых лет. Вместе с тем окончательно оно никогда не покидает наши души. Оно звучит в нашем неосознанном подчас стремлении вырваться из суетного, помчаться вслед чему-то высокому-высокому, тому, что не требуется, казалось бы, вовсе для нашего благополучия, но столь необходимо для нашего счастия.

Заключение

Человек - существо вселенское. Вселенское ведет его, ведет к горнему. И встречается человек с собою как вселенской духовностью в юности. И встреча эта для него становится драмой. И выходит из нее человек собою истинным.

Т.А. Ромм, доктор педагогических наук, профессор (г. Новосибирск)

ФЕНОМЕН СОЦИАЛЬНОГО В ВОСПИТАНИИ И СОЦИАЛЬНОЕ

ВОСПИТАНИЕ

Статья рекомендована к печати доктором педагогических наук, профессором Е.П. Белозерцевым, доктором педагогических наук, профессором М.В. Шакуровой.

Аннотация. В статье предложен анализ феномена социального как атрибутивного свойства воспитания. Раскрыты возможности теоретического представления социального воспитания с использованием возможностей нормативного и интерпретативного анализа.

Ключевые слова: социальное, социальное воспитание, нормативный подход, интерпретатив-ный подход. - дь»

- 198 -рр-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.