А.А. ГАГАЕВ,
доктор философских наук, профессор (г. Саранск) П.А. ГАГАЕВ,
доктор педагогических наук, профессор (г. Пенза)
О ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫХ КОНЦЕПТАХ В СОЗНАНИИ ВОСПИТАННИКА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ
Статья рекомендована к печати доктором педагогических наук, профессором И.А. Винтиным, доктором педагогических наук И. И. Пегостаевым
Аннотация. В статье исследуется природа концепта как содержательного аналога переживаемого человеком предмета его рефлексии. Выявляются и описываются педагогически значимые концепты в сознании воспитанника современной отечественной школы, такие, как «русская история и русская социальная мысль», «русское православие», «русская наука» и другие.
Ключевые слова: сознание, смысл, субстанциональность, концепт, воспитание, образование, русский, культура, история, социальный, православие, литература, искусство, естествознание, философия, экономика.
А.А. GAGAEV,
the head of the chair of
humatarian disciplines of MSU after N. P. Ogarev (Saransk), Dh. Doctor, professor P.A. GAGAEV,
the head of the chair ofPhylological
education of Penzensky Institute of Development of Education, Doctor HAB, professor
ON PEDAGOGICALLY CONSIDERABLE CONCEPTS IN MIND OF A MODERN SCHOOL PUPIL
Abstract. In the article there is observed the nature of the concept, as an analogue of being felt by a human being, the subject of his refexion. There are being indentified and described the pedagogically considerable concepts in the mind of a modern school pupil, such as «Russian Science» ets.
Key words: consciousness, sense, substancionality, concept, breeding, education, Russian, culture, history, social, Orthodox Church, literature, art, natural science, philosophy, economics.
Поведение человека определяется прежде его «я». Психическое бытие человека есть совме-всего переживаемыми им смыслами. Смысл стное бытие - совопрошание - человеческого «я» есть личностно значимое образование в психи- и смыслов, его образующих,
ке человека, являющееся результатом совместно- Мать, отец, бабушка, дед, братья, сестры,
го бытия последнего с теми или иными субстан- детские друзья, родной двор, речка, лес, учитель, циональными реалиями нашего мира (людьми, школа ... - все эти и связанные с ними (сказки, социумом, природой и пр.). Смысл есть такое песни матери и прочее) реалии для всякого че-
образование в психике, каковое обладает опре- ловека в детстве становятся личностными фено-
деленной субстанциональностью. Смысл есть менами, или смыслами. Они и составляют он-то, что, существуя в психике человека, тем не ме- тологию (строй) психического бытия маленько-нее не является только строевой величиной в го человека. В последующем ими как субстанци-
последней. Смысл есть то, что рано или поздно ональными феноменами будет формироваться выступает как собеседник человека, собеседник образ его целостного «я».
В русской педагогике внимание к определяющим духовное бытие человека смыслам последовательно представлено. А. Хомяков, И. Киреевский, К. Ушинский, П. Каптерев, В. Розанов и другие внимательным образом относились к тому, чем, какими переживаниями живет человеческая духовность в юношеские годы. В трудах этих ученых отчетливо сформулировано положение о связи нравственного и умственного развития человека с опытом переживания воспитанником своих первых впечатлений, опытом, преобразующимся в те или иные личностные смыслы.
С понятием «смысл» связано используемое в современной психолингвистике понятие концепта. Концепт есть образ, содержательный аналог переживаемого человеком смысла. Концепт как умозрительный феномен удерживает в себе то, что составляет ценностно-понятийную основу личностного образования - смысла. Мама как бесконечно дорогое, как абсолютно верящее в тебя и просящее у Бога счастия и удачи тебе, как сберегающее уют и покой твоей личной жизни - вот пример возможного общего содержания концепта «Моя мама».
Концепт с логико-гносеологической точки зрения есть некое осознаваемое - отстраненное от познающего, определяемое как предмет его внимания. Такое осознаваемое, которое характеризуется как целостность - внутренне собранное на некоей ценностно-гносеологической основе. Целостность, отчетливо структурированная, то есть осмысленная на основе принятых в науке рефлексий: структуралистской, функциональной и прочих. Целостность, достигшая полноты своего развития (концепт есть выражение зрелого личностного образования) и в этом характеризующаяся отчетливой оригинальностью в отношении других аналогичных умозрительных феноменов.
Концепт есть потенциально осознаваемый индивидом феномен. Человек живет рождающимися в его психике смыслами и меняет, строит свою жизнь посредством осознания последних, развертывания их содержания и порождения на этой основе новых личностно значимых образований. Осознание последних и опирается на выявление в психических образованиях общего
(умозрительного, отвлеченного), того, что служит пониманию переживаемого и определяется как концепт того или иного личностного смысла.
Концепты личностных смыслов и составляют в своем единстве личностную картину мировидения индивида.
Принципиален вопрос об отличии знание-вой основы концепта от основы других знание-вых образований - концепций, теорий, программ, стандартов и прочего. Нами это отличие связывается с тем, что концепт, в отличие от других знаниевых реалий, есть выражение субстанционального психического образования. Концепт несет в себе память о личностном характере постигаемого. Потому его ценностно-гносеологическая основа, в отличие от других форм знания, принципиально ассиметрична. Ассиметричность эта выражается в сжатии целостного внутрисобранного знания в определенном отношении, том, каковое комплиментарно (термин Н. Гумилева) для носителя или носителей тех или иных культурных смыслов. Концепт есть выражение личностного образа чего-либо значимого для индивида, того, что рано или поздно становится соравным ему и ведет с ним собеседу.
Концепт есть инструмент для понимания, фиксирования,корректирования, прогнозирования тех или иных смыслов-переживаний в психическом бытии индивида.
Понятие концепта перспективно в педагогической теории и практике. Опора на него позволяет направлять нравственное и когнитивное развитие индивида. И первое, и второе связывается с освоением индивидом определенного культурного опыта — опыта эмоционально-ценностных отношений и опыта понимания и преобразования тех или иных реалий человеческого бытия. Приобретение индивидом указанного опыта изменяет его видение мира и себя, вводит его в более богатое смыслами и семантикой пространство-континуум. Быть (действовать, понимать, ориентироваться) в этом семантико-смысловом континууме и означает стать иным в нравственном отношении, стать способным ориентироваться в иной для себя гносеологии и логике. «Попасть» в тот или иной ценностно-
Образование, педагогика
гносеологический континуум можно лишь переживая некое и в связи с этим открывая в своей психике новые для себя личностные образования - особые смыслы. Открывать в своем сознании (актуализировать в себе самом некое) новые смыслы и означает выявлять общее в них, то есть создавать их концепты. Знание о соответствии конкретных концептов, их ансамблей, единств и прочего тем или иным ценностным и гносеологическим континуумам - культурным реалиям и может стать ориентиром для поддержания и развития нравственных и интеллектуальных черт личности воспитуемого.
Предметом внимания в данной работе является вопрос о выделении базовых концептов в психическом бытии воспитанников отечественной школы как социокультурного института.
Какие концепты показаны для сознания обучающегося в современной школе России? Полагаем, прежде всего те, которые предопределяют его поведение как русской в своей основе духовности и в этом обеспечивают полноту его нравственно-когнитивного развития и вводят его в мир европейской и иных культурных традиций. Предопределить поведение индивида как русской в своей основе духовности могут лишь те концепты, в которых явлен инвариант всей русской культуры - ее антропология, онтология, аксио-гносеология и психология.
Ориентация на русскую культурную идентификацию объясняется, во-первых, общим культурным статусом последней, во-вторых, общей архетипичностью нравственного и когнитивного развития личности обучающегося и, в-третьих, общим тактом по отношению к людям и стране, с которыми и в которой осуществляется процесс воспитания юного поколения. Поясним каждое из сформулированных положений.
Общий культурный статус русской культуры
Русская культура не просто культурный феномен. Русская культура есть одна из цивилизаций Земли - самобытных деятелей всемирного исторического процесса (Н.Я. Данилевский). Русская культура создавала и создает в религиозной, политической, общественно-экономической, научной, технической, художественной сферах такое, что становится (может стать) достоя-
нием и других земных цивилизаций. Указанное и делает возможным рассмотрение русской культурной традиции как онтологически самодостаточной реалии и возможного основания содержания образования в современной культуроори-ентированной школе (российской или иной).
Архетипичность нравственного и когнитивного развития личности
Нравственное и когнитивное развитие личности в высокой степени обусловлено генотипи-ческими особенностями ее носителя. Нами разделяются идеи Лебона, А. Хомякова, Ю. Самарина и других европейских и русских философов и психологов о связи нравственного и умственного развития с архетипическими образованиями в психике индивида. Архетипические образования в психике - это результат принадлежности человека к тому или иному этносу, той или иной человеческой филе (термин П. Т. де Шардена). Принадлежность индивида к определенному этносу предопределяет возникновение в его психике особых семантико-смысловых феноменов, того, что и трактуется нами как архетипические образования, того, что и обусловливает предрасположенность индивида к разделению характерной для родной для него картины мировидения, или образа мира, по Г. Гачеву. Примером архетипичес-ких образований в психике русского человека могут служить такие семантико-смысловые феномены, как мир как боговдохновенное образование, мир как становящееся, мир как множественное в своей основе образование, мир как востре-бующее от человека духовного усилия и другие (см. наши работы по данной проблеме).
Архетипические образования есть реальность психического бытия человека, с которой надлежит считаться, если ставится задача сбережения и развития творческих возможностей личности. Нравственное и когнитивное развитие личности благоприятно протекает не вопреки, а на основе развития органичных для психики индивида семантико-смысловых образований. Школа, ставящая целью помочь воспитаннику реализовать себя как потенциального выразителя и творца какой-либо культурной традиции - культуроориентированная школа, обязана последовательно учитывать указанную нами особенность психического развития индивида.
Общий такт по отношению к людям и стране, с которыми и в которой осуществляется процесс воспитания
Надо ли юной русской духовности помочь увидеть себя как таковую? В нравственном бытии, познании и ином прочем? Надо, чтобы не осуществлять процесс воспитания «ценой уво-ровывания души ребенка» (В. Розанов). Школа должна готовить воспитанника к выбору в нравственной, познавательной, трудовой и иных сферах. При этом она как нравственный в своей основе субъект социума обязана в первую очередь позаботиться о том, чтобы последний, выбирая, знал, кому - каким поколениям людей, людям какой веры, какого языка, какого исторического опыта и прочего - обязан он как живущий в этом мире. Зная это, переживая опыт познания этого, воспитанник в состоянии действительно выбирать между родным и иным, что может стать таковым, а может и не стать.
Итак, какие же концепты показаны воспитаннику современной отечественной школы?
К числу базовых, или первостепенно значимых в педагогическом отношении, в психическом бытии воспитанников отечественной школы относим концепты «русская история и русская социальная мысль», «русское православие», «русская литература», «русское искусство», «русское естествознание», «русская религиозная философия», «русская экономическая мысль». В них, их единстве и явлена в возможной степени вся (умозрительная) полнота русской цивилизации - ее антропология, онтология, аксио-гносеология и психология. С переживанием удерживаемых в них смыслов рождалась когда-то русская культура. С переживанием их в назначенное время она уйдет в небытие.
Попытаемся выделить ценностно-логическую основу каждого из этих концептов.
Русская история и русская социальная мысль
В качестве сопрягающего содержание личностного смысла (сжимающего содержание и образующего его концепт) рассматриваем положение о русской истории как «проекте» (Н. Федоров), как искании «царства Божия», как вос-сбирании евразийских земель в едино-мноэюе-ственное соборное целое.
Русская история есть живое и становящееся и в этом светло непредсказуемое. Русская история есть всегда подвиг, есть всегда искание невозможного самостоящей в себе этнической целостности. Русская история есть всемирная история, всемирная по своим боговдохновен-ным целям и своей боговдохновенной полноте и величию. Русская история есть всегда поэзия счастия и драмы европейского человека. Русская история есть неизбывно рождающее новые и новые светлые смыслы земного человечества.
Смысл и драма социального бытия человека - открытие в себе единящих со всеми людьми боговдохновенных чувств и желаний, приближение этого момента своим личным духовным усилием.
Страницы русской истории, деяния и мысли русских государственных деятелей и ученых - все указывает на эти черты русской боговдох-новенной истории и социальной мысли.
Русское православие
В качестве сопрягающего содержание личностного смысла (сжимающего содержание и образующего его концепт) рассматриваем положение о взаимоотношении Бога и человека, о восприятии последним первого, о приятии им его как своего оправдания и радости.
Бог для православного человека есть им принятое, не подавляющее в нем свободной воли, светло радующее его начало, его предел-абсолют, по-нулсдающий его нести бремя ответственности перед абсолютным и дарующее в избрании этого бремени ощущение правости, человечности своего бытия. Бог для православного человека есть то, в чем действительно роднятся все люди, и в этом единении их (соборности) и покоится нетленное их человеческое счастие. Бог для православного человека не знак его избранности (преимущества в получении благ) среди других людей или народов, но его мечта и образ жизни по евангельскому идеалу. Бог для православного человека есть призыв деянием, подвигом духовным восстановить себя как цельную духовность (человек есть живая, становящаяся в высоком духовность) и в том явить пример другим существам. Бог для православной души есть то, от чего она ни при каких обстоятельствах не моэюет быть окончательно отторгнута...
Образование, педагогика
: :
■•■■' ■ ' , ■ . :;/:,:::.. . ' " /.:..:. -Л ...
Русская литература
В качестве сопрягающего содержание личностного смысла (сжимающего содержание и образующего его концепт) рассматриваем положение о самом предмете эстетического осмысления русского писателя — драме боговдохновен-ного бытия человека.
Предмет русской литературы, предмет ее любования и боли — душа человеческая, та душа, в коей и происходит истинная драма вселенского бытия - драма рождения богочеловека, того, кто может и станет, ибо вэтом промысел Божий (не рок, не фатум, а промысел), сопут-ником и собеседником того, кто превыше и милосердней всех — нашего Создателя.
Образы пушкинской Татьяны, гоголевского Тараса Бульбы, толстовских Пьера Безухова и Андрея Болконского, Родиона Раскольникова Ф. Достоевского и других героев русской классики строго соотносятся с указанными чертами всей русской литературы как культурного феномена.
Русское естествознание
Говоря о русском естествознании, прежде всего имеем в виду ту его часть, в рамках которой сформулированы основы космического естествознания.
В качестве сопрягающего содержание личностного смысла (сжимающего содержание и образующего его концепт) рассматриваем положение о живой основе всего и вся во вселенной.
Все и вся в мире способно к отзывчивости и чувствованию. Все и вся в мире способно и стремится к самостоянию. Все и вся в мире связано единой живой связью. Все и вся в мире и есть единое и живое. Все и вся в мире есть живое и становящееся. Все и вся лишь в завтрашнем и обусловленном своим началом. Все и вся в мире пронизано неизбывным стремлением к личному и разумному. Все и вся взывает к разуму о воссобирании рассоединенного в единое и живое. Все и вся обращается к дерзновенному гению познающей духовности. Все и вся как живое и есть единственно существующее и собеседующее с человеком.
Полагаем, эти мысли и чувства составляют ценностно-логическую основу научных интуи-ций Н. Федорова, К. Циолковского, А. Чижевского и В. Вернадского.
Русская религиозная философия
В качестве сопрягающего содержание личностного смысла (сжимающего содержание и образующего его концепт) рассматриваем положение о человеке как средоточии живого бого-вдохновенного единства всего и вся.
Истина есть все и вся. Истина есть живое, становящееся и личное. Истина есть множественное и антиномичное. Истина и есть человек, воссобравший всего себя в единое духовное — нравственное - целое и внимающий в этом всякому эюивому движению во вселенной. Истина есть свободное от внешнего влияния постижение промысленного в истории. Истина есть предельное в истории приближение человека к (абсолюту) Богу.
В трудах страших славянофилов, Н. Федорова, В. Соловьева, В. Розанова, Н. Бердяева, С. Булгакова и других русских искателей истины последовательно явлены указанные черты русской религиозной философии.
Русское искусство
В качестве сопрягающего содержание личностного смысла (сжимающего содержание и образующего его концепт) рассматриваем положение об образе (явленном в слове, звуке, камне, дереве, масле и прочем) как вдохновенной игрой человека с тем, кого верующая душа называет своим Создателем.
Образ есть всегда подсказанное свыше, пришедшее к художнику и говорящее с ним, сорадую-щееся с ним и сопечалующееся. Образ есть всегда боль и любование художника, боль его за людей и любование ими. Образ есть всегда удержание в человеке его вдохновенной бесконечности и его драматического искания полноты своего земного бытия. Образ есть упоение художника жизнью, ее быстротечностью и ее полнотою. Образ есть послание человека к другим людям, другим поколениям. Образ есть открытие в себе вдохновенного и всечеловеческого. Образ есть преодоление мертвенности бытия человеческого. Образ и есть полная вдохновенная жизнь человека.
И в русской иконе, и в русской музыке, и в русском театре, и в русской живописи, и в русской литературе, и в русском зодчестве, и в русском балете... — во всем явственно видны черты указанного культурного феномена.
Русская экономическая мысль
В качестве сопрягающего содержание личностного смысла (сжимающего содержание и образующего его концепт) рассматриваем положение об экономической деятельности человека как бесконфликтного искания достойного (материального) бытия человека в нашем из миров.
Человек способен жить достойно (безбедно) и бесконфликтно с себе подобными на Земле. Жить, не неся разрушения всему живому. Закон экономической деятельности не стоимость и ее движение, не частная собственность, не прибыль, не другое вневременное, вне-пространственное, внеклиматическое, внелан-дшафтное, внеисторическое, внекультурное и во всем этом умозрительное и исторически бесплодное и разрушительное. Закон экономической деятельности есть выражение связи человека со всей совокупностью вбирающих его в себя и соживущих с ним реалий: исторических, человеческих, ландшафтных, климатических, политических, культурных, этнических и прочих. Закон есть экономическое выралсеиие понимания культурой (человеческим социумом) способов нравственного бытия с самой собой и всем миром.
Экономический закон в России есть приведение в движение природных ресурсов страны на общинно-земской инициативе как долг и обязанность человека пред Богом и людьми, как его дерзновенный труд и его мужская дерзновенная забава. Земля как вбирающее в себя человека и его хозяйственную деятельность (земля как край, как географо-политическое целое, земля как живое существо) и человек как доверенное лицо мира-общины — основа хозяйственно-предпринимательской деятельности в России.
Философско-научные труды М. Ломоносова, философско-экономические работы И. Посош-кова, философские размышления А. Хомякова, нравственно-экономические императивы Л. Толстого, общественно-педагогические инициативы Н. Пирогова, философско-религиозные интуиции Н. Федорова, экономические работы Д. Менделеева, естественнонаучные труды В. Вернадского указывают на принципиальный характер вышеприведенных положений в русских экономических воззрениях.
В единстве этих концептов явлена характерная для русской культурно-исторической традиции картина мироздания (образ мира, по Г. Га-чеву). В общем виде ее можно представить следующим образом: мир есть боговдохновенное, живое и становящееся, едино-множественное, живое и личное, встречающее человека, востре-бующее от него подвига и воссобирае- мое им как едино-духовное; человек есть средоточие нестроений и про- мысленного единства всего и вся; человек есть вступающее во все и вся и воссобирающее все и вся на соборной основе; человек есть радость и надежда мира; человек есть обязанность к подвигу и труду великому и во всем вышесформулированном боговдохно-венное создание.
Указанные концепты рассматриваются нами как первостепенно значимые, или базовые, в педагогическом отношении. С их возникновением и развитием, с их критическим осмыслением в сознании юной духовности связываем обретение ею такого бытия, семантико-смысло-вая основа которого актуализирует все ее нравственные и умственные потенции, дает им простор, преобразует их в реальные способности и возможности. С наличием этих ценностно-зна-ниевых образований в психике русского человека связываем появление в отечественной истории таких всемирно известных имен, как М. Ломоносов, А. Пушкин, Л. Толстой, Ф. Достоевский, И. Павлов, Д. Менделеев, К. Циолковский, В. Вернадский, Ф. Шаляпин, П. Чайковский, Г. Уланова, Г. Свиридов и другие.
Базовый характер этих концептов обусловливает необходимость их последовательного учета в содержании современного образования в школе России.
Литература (основная):
1. Гагаев, А.А., Гагаев, П.А. Русские философско-педа-гогические учения ХУШ-ХХ веков: культурно-исторический аспект,- М.: Русское слово, 2002.
2. Гагаев, А.А., Гагаев, П.А. Система философии. Философия, логика и методология науки, русская культурно-типическая модель науки. В 3-х частях. - Саранск: МГУ имени Н.П. Огарева, 2009.