Научная статья на тему 'Образование и муниципальная политика как факторы формирования экологического сознания населения'

Образование и муниципальная политика как факторы формирования экологического сознания населения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
351
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ЗАДАЧИ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ECOLOGICAL EDUCATION / MUNICIPAL POLICY / TASKS OF MUNICIPAL MANAGEMENT / ENVIRONMENT PROTECTION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Безродная Ирина Валентиновна

В статье рассмотрены основные задачи и конкретных примеры работы в системе образования в целях экологического образования и воспитания молодежи; проанализирована роль муници- пальной политики (на примере работы органов местного самоуправления Сергиево-Посадско- го муниципального района) как фактора, влияющего на формирование экологического сознания, с использованием Концепции социально-экономического развития и Экологической программы Сергиево-Посадского муниципального района.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Безродная Ирина Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the main priorities and particular cases of work in education system aimed at ecological education and up-bringing of the young. The authors analyze the role of municipal policy (the case of work of the local self-government bodies of the Sergiyev-Posad municipal district) as a factor influencing the formation of ecological consciousness with the use of the Conception of social and economic development and the Environmental programme of the Sergiyev-Posad municipal district.

Текст научной работы на тему «Образование и муниципальная политика как факторы формирования экологического сознания населения»

СОЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

УДК 101

I ОБРАЗОВАНИЕ И МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОРЫ I ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Безродная Ирина Валентиновна, старший преподаватель кафедры «Гражданско-правовых дисциплин и правоохранительных органов», [email protected], филиал ФГБОУВПО «Московский государственный индустриальный университет» в г. Сергиев Посад

The article considers the main priorities and particular cases ofwork in education system aimed at ecological education and up-bringing of the young. The authors analyze the role of municipal policy (the case ofwork of the local self-government bodies of the Sergiyev-Posad municipal district) as a factor influencing the formation of ecological consciousness with the use of the Conception ofsocial and economic development and the Environmental programme of the Sergiyev-Posad municipal district.

В статье рассмотрены основные задачи и конкретных примеры работы в системе образования в целях экологического образования и воспитания молодежи; проанализирована роль муниципальной политики (на примере работы органов местного самоуправления Сергиево-Посадского муниципального района) как фактора, влияющего на формирование экологического сознания, с использованием Концепции социально-экономического развития и Экологической программы Сергиево-Посадского муниципального района.

Keywords: ecological education, municipal policy, tasks of municipal management, environment protection

Ключевые слова: экологическое сознание, экологическое образование, муниципальная политика, задачи муниципального управления, охрана окружающей среды

Введение

Задачи по защите окружающей среды и восстановлению благоприятной для жизнедеятельности среды обитания подразумевают систематическое выполнение комплекса организационно-технических, научно-аналитических, правовых, учебно-воспитательных мер, в том числе выражающихся в грамотных управленческих решениях. Решением администрации Сергиево-Посадского муниципального района 2012 год в Сергиево-Посадском муниципальном районе объявлен годом охраны окружающей среды. Специалистами разработан большой комплекс экологических мероприятий и работ, но основной задачей является экологическое воспитание и образование населения. Новая экологическая этика, экологическая психология и экологическая педагогика только начинают пробивать себе дорогу. Существующая до сих пор система воспитания и образования подрастающего поколения, не-

смотря на декларирование высоких гуманных ценностей, тем не менее, в основе своей строится на устоявшихся воззрениях и антропоцентристской парадигме. В настоящее время особенно остро стоит проблема «экологизации» системы образования, которая в полной мере учитывала бы достижения современной экологической философии, экологической психологии и педагогики, обеспечивала широкое внедрение в подростковое сознание норм и принципов экологической этики, личной и коллективной ответственности людей за негативное воздействие на окружающую среду, нанесенный вред природе и ее объектам, формирование убежденности в необходимости экологического образования и научных знаний, развивала экологически грамотные поведенческие умения, готовность и способность к практической деятельности по охране окружающей среды. Все это обусловливает поиск новых современных форм работы с подрас-

35

СОЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

тающим поколением и принципиально новых управленческих решений.

1. Задачи системы экологического образования и воспитания подрастающего поколения

Решение экологических проблем на территории нашей страны в огромной степени зависит от формирования экологического сознания общества, что у большинства граждан ассоциируется с необходимостью совершенствования системы экологического образования и воспитания подрастающего поколения. Вступающие в трудовую жизнь молодые люди должны иметь четкое представление о том, что природные ресурсы, флора и фауна не бесконечны и технология производства любой продукции должна быть экологически безопасной, с минимальным потреблением природных ресурсов и воздействием на окружающую среду [1]. Молодые люди должны знать законы природы, понимать взаимосвязь природных явлений, уметь предвидеть и оценивать последствия вмешательства в природные процессы, иметь «экологическое мировоззрение», то есть сознание приоритетного решения экологических проблем при осуществлении любых проектов при всяком хозяйственном начинании, а также твердое убеждение в том, что без уверенности в безвредности для окружающей среды того или иного мероприятия оно не должно реализовываться. Именно из сегодняшней молодежи завтра сформируются руководители предприятий, которым необходимо иметь высокий уровень знаний в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, разрабатывать, утверждать и, главное, исполнять планы по охране окружающей среды и рациональному природопользованию, обеспечивать соблюдение установленных нормативов воздействия на окружающую среду, правильно уметь организовать систему производственного экологического контроля, иметь грамотную экологическую службу, применять экологически безопасные технологии и материалы [2].

Важнейшую роль в деле воспитания подрастающего поколения, формирования экологической культуры и мышления выполняют образовательные учреждения. В образовательных учреждениях не только закладываются знания законов природы, нормы и правила экологической безопасности, постигаются науки и законы, но и прививаются любовь ко всему живому, умение сострадать ближнему, фор-

мируется и совершенствуется экологическое сознание, поэтому образовательные и воспитательные учреждения нуждаются в новой программе организации экологического образования и воспитания населения. Программа должна определять все объективные и субъективные основы организации такого просвещения и воспитания, а также содержать конкретные рекомендации по их реализации.

Актуальной задачей муниципальной политики в образовательной сфере продолжает оставаться работа с семьей, приобщение родителей к участию в жизни образовательного учреждения через поиск и внедрение наиболее эффективных форм совместной работы, в том числе индивидуальная работа с семьей. Качественная работа по воспитанию и развитию детей в дошкольных образовательных учреждениях является залогом успешного обучения в школе. Кроме того, в настоящее время особенно остро стоит проблема построения принципиально иной системы образования подрастающего поколения, которая в полной мере учитывала бы достижения современной экологической философии, экологической этики, экологической психологии и педагогики. Примеры такого рода уже имеются в отечественной психологопедагогической науке. Интересны принципы, методы и опыт экологического воспитания подрастающего поколения в МОУ ДОД «Дворец творчества детей и молодежи «Истоки» г. Сергиев Посад (далее ДТДМ «Истоки»).

Основными принципами экологического воспитания подростков (10—14 лет) являются: комплексный подход в организации воспитательной работы, систематичность и непрерывность, поисково-исследовательский характер, общественно-полезная значимость, природоохранная направленность. Экологическая работа, основанная на этих принципах, является действительным педагогическим средством активизации учебно-воспитательной работы в ДТДМ «Истоки», где широко применяются различные программы по экологическому воспитанию, включая интегрированные, творческие и авторские. К методическим приемам активизации познавательной деятельности обучаемых можно отнести: создание проблемной ситуации при изучении экологической тематики, прием новизны, предполагающий включение в содержание учебного материала интересных фактов, сведений; прием семантизации, в ос-

36 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2012 / № 2

Образование и муниципальная политика как факторы формирования ...

нове которого лежит возбуждение интереса обучаемых, в том числе благодаря раскрытию смыслового значения слова, названия, исследовательского, эвристического приемов и приемов научного спора и моделирования; использования натуральных объектов в заданиях, экологических задач для развития познавательного интереса к экологии, составления схем, таблиц; применение познавательных игр как средств развития познавательного интереса к экологии и т. п.

Как показала практика работы в ДТДМ «Истоки», игры в сочетании с другими методическими приемами и формами обучения значительно повышают эффективность преподавания. В ДТДМ «Истоки» педагоги (Г. В. Ари-анова, А. А. Садовникова) используют ролевые игры, уроки-путешествия по изученной территории, проводят конференции. Духовнонравственное воспитание благодаря ресурсам Интернета, комплексу мультимедийных возможностей компьютера и большому разнообразию образовательных CD-дисков стало более интересным и увлекательным. Собранные по конкретным темам материалы (фотографии местности, видеосюжеты, статьи, рисунки своего края, села) можно использовать для самостоятельного составления компьютерного или интерактивного сценария занятия. Это, в свою очередь, хорошо воздействует не только на сознание, но и на эмоции обучаемых.

В ДТДМ «Истоки» существует не менее интересная практика экологического воспитания обучаемых воспитанников и их родителей, включающая их совместное участие в природоохранных акциях и операциях «Живой родник», «Чистый берег», «Экологические тропы», «Цветник дружбы», «Эко-край» и др. Практика экологического воспитания включает также следующие мероприятия:

• подготовка и проведение праздников, экскурсий, походов, конкурсов, КВН, викторин, бесед, встреч со специалистами по экологии, в том числе из ФГУ «Мос-обллес» и др.;

• участие в экологических олимпиадах, в том числе во Всероссийских заочных турах;

• работа по проектно-исследовательской деятельности и участие в региональных и Всероссийских конкурсах, например, «Оценка уровня загрязнения окружающего пространства и изучение состава воды в родниках» близ поселка «Ферма», Черни-

говского скита Сергиево-Посадского муниципального района и т. д.

На базе ДТДМ «Истоки» проводится также большой комплекс исследовательско-практических мероприятий, позволяющих формировать у учащихся отношение ко всему живому, как к универсальной ценности родного края: комплексные и тематические экскурсии, походы по родному краю, практическая природоохранная деятельность. При помощи воспитанников и их родителей, педагогов ДТДМ «Истоки» и экологов в 2011 году обследовано более 40 родников Сергиево-Посадского района, составлена карта с нанесением экологически значимых мест, родников и маршрутов.

Таким образом, в современном образовательном процессе предпринимаются довольно плодотворные конкретные попытки реализации философских и психологических достижений в сфере развития экологического сознания. Тем не менее, анализ образовательной системы на муниципальном уровне позволяет сделать вывод, что для улучшения воспитательной и образовательной работы необходимы:

• структурная перестройка системы образования, направленная на совершенствование содержания образования, его организационных форм, методов и технологий, укрепление взаимосвязей систем образования, науки, культуры, экологии и рынка труда;

• усиление воспитательной функции образования, направленной на формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, родному краю, семье, окружающей природе, восстановление и развитие системы научного и технического творчества учащихся; активное формирование ценностных ориентаций, мотивации к здоровому образу жизни; экологической ответственности;

• совершенствование качества образования, развитие его доступности и эффективности: обеспечение выпускников образовательных учреждений ключевыми знаниями, в том числе экологическими, умениями, компетентностью, ответственностью, необходимыми для продолжения самообразования и обеспечения конкурентоспособности на рынке труда;

• обеспечение участия общественных (экологических) институтов в управлении образованием;

37

СОЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

• создание условий для повышения качества образовательных услуг, предоставляемых учреждениями дополнительного образования детей; разработка, совершенствование и активное применение методик и программ экологической направленности.

2. Муниципальная политика как фактор формирования экологического сознания населения

Охрана окружающей среды — важнейший аспект политики государства и одна из важнейших функций муниципального района. Окружающая среда должна быть благоприятной, продуктивной и безопасной для жизнедеятельности. Кроме того, этапы реализации конкретных задач и мероприятий в сфере обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды должны отвечать современному уровню и темпам социальноэкономического развития муниципального района и требуют активного участия как государственных органов, органов местного самоуправления субъектов хозяйственной и иной деятельности, граждан.

Руководствуясь действующим законодательством в области охраны окружающей среды, в том числе Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», и существующими экологическими проблемами, органами местного самоуправления Сергиево-Посадского муниципального района разработана и принята Экологическая программа муниципального района. Программой утверждены основные направления работы и мероприятия по обеспечению экологической безопасности населения и охране окружающей среды, в том числе по переработке и утилизации бытовых и промышленных отходов, сохранению ценных видов растений и животных, уникальных природных ландшафтов, оказанию содействия поселениям муниципального района в создании ландшафтно-парковых и зеленых зон, пропаганде экологической культуры и знаний, здорового образа жизни.

В целях экологического воспитания населения, организации рационального природопользования и использования вторичных ресурсов в 2010 году в рамках Экологической программы Сергиево-Посадского муниципального района выполнен комплекс работ по организации раздельного сбора отходов: стекла, пластика, бумаги непосредственно

на 5 контейнерных площадках поселка Рем-маш Сергиево-Посадского района. Совместно с жителями разработана и согласована в установленном порядке схема размещения контейнерных площадок и установки павильонов для сбора отходов. Проведен расчет объемов собираемых (в перспективе) как вторсырье отходов; намечены пути их переработки. Данный эксперимент широко освещался в СМИ, в том числе в муниципальной газете Сергиево-Посадского района «Вперед» и местной ТРК «Радонежье». Всем жителям поселка управляющей жилым фондом компанией за месяц до начала эксперимента были направлены извещения о планируемом эксперименте и его экологической значимости. На подъездах домов периодически вывешивались объявления экологической направленности с призывами принять участие в раздельном сборе отходов. По информации отдела охраны окружающей среды администрации Сергиево-Посадского муниципального района, о результате проведенной работы свидетельствуют следующие цифры: в 2010 году отсортированные отходы составляли 15—20%, в конце 2011 года — 25—30%. В рамках Экологической программы района для жителей сел Васильевское и Озе-рецкое, сельского поселения Васильевское Сергиево-Посадского муниципального района в конце 2009 в рамках и за счет средств Экологической программы муниципального района были разработаны проекты ландшафтно-парковых зон. Совместно с населением, молодежью, специализированными организациями вычищены три водоема, вырублены старые, находящиеся в аварийном состоянии сухостойные тополя, по проектам высажены 130 саженцев деревьев (клен, липа и др.) и 300 кустарников (сирень, чубушник, можжевельник, барбарис, спирея и т. д.). За 2 года не пострадало от рук вандалов ни одного саженца. Жители сел сами оберегали и поливали саженцы. Более того, силами жителей в дополнение к созданным муниципальными органами власти ландшафтно-парковым зонам в целях поддержания начинаний по обустройству сел организована детская площадка с установкой малых архитектурных форм. Привлечение граждан к решению задач в области охраны окружающей среды, которые им понятны, близки, непосредственно влияют на улучшение эсте-

38 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2012 / № 2

Образование и муниципальная политика как факторы формирования ...

тического и экологического облика привычной среды обитания крайне важно и актуально именно потому, что превалирование освещения в средствах массовой информации негативных аспектов общественной жизни не способствует формированию нравственных и духовных ценностей, чувства любви и уважения к своей земле. По обращениям жителей и администрации сельского поселения Шеметовское специалистами разработан на базе липовых посадок в селе Шеметовское проект новой ландшафтно-парковой зоны, удобной для отдыха жителей и сохраняющей замечательный природный ландшафт. В перспективе — его исполнение: часть работ по реализации проекта (посадки деревьев и кустарников) будут осуществлены с привлечением жителей и молодежи. Это важный этап муниципальной политики в сфере воспитания экологического сознания населения в целом и молодежи в частности.

Необходимость стратегического планирования, использования методологии программно-целевого подхода и индикативного планирования в сфере природопользования в целях развития общественного (экологического) сознания населения, его духовности можно сформулировать следующими отдельными тезисами, изложенными в Концепции социально-экономического развития Сергиево-Посадского муниципального района до 2020 года:

• жизненная неотложность структурной перестройки социальной сферы и экономики района, перевода их на передовые технологические уклады, инновационного прорыва в развитии всего местного хозяйства с применением экологически безопасных технологий;

• вытекающая из предшествующих факторов и обеспечивающая реализацию соответствующих им задач необходимость градостроительной реконструкции района, озеленение территорий, улучшение качества окружающей среды во всех входящих в его состав, городских и сельских поселений;

• непреложность все более полного развития местного самоуправления на основе реализации правовых, социальных, нравственных и духовных принципов соборности русского народа при решении всех вопросов местного значения, в том числе в области охраны окружающей среды;

• гражданское становление молодежи, формирование ее ценностных ориентаций, экологического сознания, мотивации к здоровому образу жизни [3].

3. Роль Молодежного парламента Сергиево-Посадского муниципального района в экологическом воспитании молодежи

Одной из новых форм современной работы с молодежью является создание Молодежного парламента Сергиево-Посадского муниципального района, ставшее реализацией важнейшего направления муниципальной политики в деле объединения молодежи, воспитания гражданской ответственности и экологической культуры. Молодежный парламент образован при Совете депутатов Сергиево-Посадского муниципального района и является совещательным и консультативным органом, осуществляющим свою деятельность на общественных началах. Основными целями Молодежного парламента являются: привлечение к нормотворческой деятельности молодых граждан, формирование у них правовой и политической культуры; создание условий для изучения и решения молодежных проблем, для реализации инициатив молодежи при формировании и осуществлении социально-экономической политики в Сергиево-Посадском муниципальном районе; объединение социально активных молодых граждан для представления интересов молодежи в общественно-политической жизни Сергиево-Посадского муниципального района. Молодежным парламентом проводится большая работа по мониторингу общественного мнения молодежи Сергиево-Посадского муниципального района по актуальным социально-экономическим и экологическим вопросам для формирования молодежной политики органов местного самоуправления Сергиево-Посадского муниципального района; расширены и укреплены контакты с Московским областным молодежным парламентом, а также с молодежными парламентскими структурами, созданными при органах местного самоуправления муниципальных образований Московской области. Молодежным парламентом организовываются совещания, семинары, форумы, конференции, выступления с инициативами по различным вопросам общественной жизни; представляются в Совет депутатов Сергиево-Посадского муниципального района предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты Сергиево-По-

39

СОЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

садского муниципального района Московской области, законодательство Московской области и Российской Федерации; разрабатываются методические и информационные материалы, содействующие выработке у молодежи активной гражданской позиции. Срок полномочий Молодежного парламента одного созыва составляет 2 года. Установленная численность Молодежного парламента — 21 человек. Молодежным парламентом прорабатываются важнейшие проекты по раздельному сбору отходов на школьных территориях, высадке саженцев в социально-значимых местах, очистке от мусора территории Лесного озера и районной больницы города Сергиев Посад. Основные направления работы направлены на формирование у молодых людей общественного сознания, активной жизненной позиции и высоких нравственных ценностей, на поддержку талантливой молодежи, пропаганду здорового образа жизни, развитие экологической культуры молодежи, повышение престижа образования и научноисследовательской деятельности, взаимодействие с неформальными объединениями молодежи, преодоление деструктивных влияний и проявлений экстремизма в молодежной среде, профилактику правонарушений среди подростков и молодежи, оказание помощи подросткам и молодежи, попавшим в трудную жизненную ситуацию, развитие студенческих, молодежных средств массовой информации, бизнес-идей и трудоустройство молодежи, укрепление семейных ценностей в молодежной среде. Ряд проектов Молодежного парламента реализуется в рамках Экологической программы района. Так, весной 2011 года на территории Хотьковского лесничества, пострадавшего от лесных пожаров 2010 года, высажено при активном участии жителей района, членов Молодежного парламента, школьников и студентов (приняли

участие 59 добровольцев) 9 тыс. саженцев ели европейской. В здании администрации Сергиево-Посадского муниципального района организована выставка по экологической тематике с живописными работами молодых художников и воспитанников художественных школ и кружков. Проведены акции против замусоривания территории Сергиево-Посадского муниципального района, результатом которых стало то, что количество несанкционированных свалок мусора сокращается. Начата работа по организации раздельного сбора отходов (бумага, стекло, пластик) с установкой специальных контейнеров на десяти школьных территориях. Цель данной работы — повысить уровень экологического воспитания подрастающего поколения, задействовать школьников в экологическом проекте по рациональному использованию вторичных ресурсов. К активной общественной жизни и экологическим мероприятиям привлечено уже более 500 школьников и студентов. В районе за несколько месяцев снизился уровень молодежных правонарушений. Эффективность создания Молодежного парламента очевидна.

Таким образом, образование и политика — важнейшие факторы, влияющие на формирование экологического сознания общества в целом и молодежи в частности. Основные функции и задачи в организации экологического воспитания и образования населения выполняют органы местного самоуправления, привлекая жителей и подрастающее поколение к реализации конкретных природоохранных мероприятий в рамках Экологических проектов и программ, внедряя новые формы и методы природоохранного воспитания в муниципальных образовательных учреждениях. Примером такой работы на территории Сергиево-Посадского муниципального района является создание Молодежного парламента.

Литература

1. Протасов В. Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России. М.: Финансы и статистика, 2000.

2. Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

3. Решение Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от 11 декабря 2007 года № 101-МЗ «О Концепции социально-экономического развития Сергиево-Посадского муниципального района Московской области на период до 2020 года».

40 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2012 / № 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.