Научная статья на тему 'Актуальность идей Конфуция в современном образовании и формировании экологического сознания'

Актуальность идей Конфуция в современном образовании и формировании экологического сознания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7043
304
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЗНАНИЕ / НОВАТОРСТВО В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДАХ / НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS / INNOVATION IN PEDAGOGICAL METHODS / MORAL VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Безродная Ирина Валентиновна

В статье на основе изучения философских работ китайского философа (а также чиновника, педагога и политика) Конфуция анализируются аспекты его деятельности в общественной жизни древнего Китая, рассматривается его отношение к природе, окружающей среде как к высшей материи, нуждающейся в уважительном отношении и сохранении; оценивается его роль как педагога, внесшего много нового в систему образования древнего Китая и формирования нравственности и сознания (в том числе экологического). Идеи Конфуция по воспитанию гармонично развитой, самосовершенствующейся личности с высокими моральными принципами и ценностями сейчас особенно актуальны для системы современного образования и формирования общественного сознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Безродная Ирина Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basing on analysis of the works of Confucius, famous Chinese philosopher (official, educator and politician), the ar ticle analyses certain aspects of his activity in the public life of ancient China, including his attitude (analysed as a case) to environment as a lofty matter requiring deference attitude and preservation; estimated his role as a pedagogue who introduced many novelties to the education system of ancient China and the formation of good morals and consciousness including ecological one. Today Confucius ideas of raising a harmoniously developed self-improving personality with high moral principles and values are very timely for the cotemporary education system and formation of public conscience.

Текст научной работы на тему «Актуальность идей Конфуция в современном образовании и формировании экологического сознания»

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И ПРОЦЕССЫ

УДК 101

АКТУАЛЬНОСТЬ ИДЕЙ КОНФУЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ И ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

Безродная Ирина Валентиновна, старший преподаватель кафедры «Гражданско-правовых дисциплин и правоохранительных органов», [email protected], филиал ФГБОУ ВПО «Московский государственный индустриальный университет» в г. Сергиев Посад

Basing on analysis of the works of Confucius, famous Chinese philosopher (official, educator and politician), the article analyses certain aspects of his activity in the public life ofancient China, including his attitude (analysed as a case) to environment as a lofty matter requiring deference attitude and preservation; estimated his role as a pedagogue who introduced many novelties to the education system ofancient China and the formation of good morals and consciousness including ecological one. Today Confucius' ideas of raising a harmoniously developed self-improving personality with high moral principles and values are very timely for the cotemporary education system and formation of public conscience.

В статье на основе изучения философских работ китайского философа (а также чиновника, педагога и политика) Конфуция анализируются аспекты его деятельности в общественной жизни древнего Китая, рассматривается его отношение к природе, окружающей среде как к высшей материи, нуждающейся в уважительном отношении и сохранении; оценивается его роль как педагога, внесшего много нового в систему образования древнего Китая и формирования нравственности и сознания (в том числе экологического). Идеи Конфуция по воспитанию гармонично развитой, самосовершенствующейся личности с высокими моральными принципами и ценностями сейчас особенно актуальны для системы современного образования и формирования общественного сознания.

Keywords: ecological consciousness, innovation in pedagogical methods, moral values

Ключевые слова: экологическое сознание, новаторство в педагогических методах, нравственные ценности

1. Конфуций как реформатор системы образования древнего Китая

1.1. Идея всеобщего образования

Во всем мире хорошее и престижное образование является стартом в перспективное и манящее всеми благами успешной жизни будущее. Дипломы «Гарварда», «Кембриджа», «Оксфорда» и др. являются залогом успеха для всех желающих найти достойное место в обществе. По степени образованности той или иной нации можно судить о ее роли и месте в мировом сообществе. В далекие 70—80-е годы прошлого века наша страна была признана самой «читающей» страной в мире. Сейчас ситуация изменилась: хорошее образование доступно не всем, желание самосовершенствоваться и постигать высшие материи своим трудом

и усердием сменилось стремлением достижения материальных благ и низкопробных ценностей любой ценой в короткие сроки. Поэтому в последнее время все актуальнее для нас становятся идеи и опыт великих ученых древнего мира в деле становления и совершенствования системы образования, воспитания гармонично развитой личности.

Известно, что Конфуций первым в древнем Китае выступил за всеобщее образование. Он высоко ценил работу учителя и возлагал на него не только задачи ознакомления учащихся с той или иной наукой, предметом обучения, но и воспитание в ученике особых человеческих качеств: духовности и нравственности. «Учительство» по Конфуцию — не просто обучение профессии, знанию отдельных пред-

метов, но особый склад жизни, требующий нравственной чистоты, высоких морально-этических норм, самопожертвования.

В древнем Китае аристократические семьи нанимали преподавателей своим отпрыскам мужского пола по отдельным предметам, наукам. Знания преподавателей подтверждались документально государственными чиновниками, ведавшими вопросами образования. Беднейшие слои населения, соответственно, не могли себе позволить обучение своих детей даже элементарной грамотности. Конфуций понимал, что обучение населения есть путь к его просветлению, что, в свою очередь, должно приносить наибольшую пользу обществу и государству. Во главу угла Конфуций ставил не столько обучение знаниям, хотя они тоже были важны, сколько формирование характера и сознания, моральное и духовное совершенствование обучаемого, трансформирование нежелательных личностных качеств и свойств характера в позитивные для общества, — благодаря этому, по мнению Конфуция, возможно преображение (изменение) всего общества в целом. Он считал, что каждый должен заниматься самосовершенствованием, и этим он будет приносить миру наибольшую пользу. Конфуций разработал специальные программы по гуманитарным дисциплинам для будущих управленцев и руководителей. Двери школы Конфуция были открыты абсолютно для всех. Его идея всеобщего образования, таким образом, подтверждалась и реализовывалась на практике. Многих еще при жизни Конфуция удивляли его бескорыстие, благодушие и доброта. Конфуций неоднократно с присущим ему подтекстом заявлял, что готов принять в ученики всякого, кто принесет ему в качестве платы за обучение «связку сушеного мяса», тем самым подчеркивая, что не ставит своей целью зарабатывать на учениках, а также свой скромный достаток, абсолютное бескорыстие и призыв к учению для всех сословий общества.

1.2. Приоритет нравственного начала в системе образования

В образовании преимущественный приоритет отдается Конфуцием нравственному началу. В трактате «Беседы и суждения» — классическом труде, где отражены педагогические взгляды Конфуция, излагаются его беседы с учениками. Вот некоторые из его наставлений: «Учиться и не размышлять — напрасно терять время; размышлять не учась — опасно»,

«Учиться без пресыщения» [1]. Со II в. до н. э. эта книга считалась обязательной для изучения, причем в форме заучивания наизусть. В «Книге обрядов», составленной последователями Конфуция на протяжении четырех веков (ГУ— вв. до н. э.), изложена целая система педагогических принципов: «Питай почтение к последовательности» [2]; «Благородный муж наставляет, но не тянет за собой, побуждает, но не заставляет, открывает путь, но не доводит до конца»; «Если учиться в одиночестве, кругозор будет ограничен, а познания скудны» [3]. Совершенно новой была идея: «Учитель и ученик растут вместе» [4]. Конфуций всегда говорил, что «образование необходимо для самого человека» [3], а конечной его целью является самообразование и самореализация. Общественная и государственная работа, по мнению философа, являются логическим продолжением обучения, именно в этой сфере должны применяться полученные знания. Конфуций хотел видеть своих учеников самореализующимися личностями, полезными государству и обществу. Учитель советовал своим ученикам познавать все области знания, основывающиеся на разных законах. Конфуций одним из первых философов сформулировал идеал всестороннего, гармоничного развития личности, обладающей такими качествами, как благородство и великодушие, почтительность, стремление к истине, правдивости, к постоянному самосовершенствованию. В отличие от других мудрецов, Конфуций не хотел, чтобы его ученики становились скитальцами, без семьи и крова, а их знания и просвещенность остались невостребованными обществом (бесплодными). У Конфуция была мечта, которая сегодня может показаться странной, — он хотел сделать из своих учеников хороших государственных чиновников, управленцев страной, провинциями! Но для этого, кроме знаний, им должны быть присущи высокие нравственные нормы, без воспитания которых Конфуций не воспринимал систему образования как таковую. И результат превзошел самые смелые ожидания: тысячелетия Китайское государство развивалось по наставлениям Конфуция.

1.3. Педагогический талант Конфуция и его новаторство в педагогических методах

Талант Конфуция как педагога проявился, прежде всего, в понимании необходимости развития творческого начала в своих учениках, умении самостоятельно мыслить, оценивать

философски все аспекты бытия. Он указал на бесполезность всякой монотонности, рутины и косности в системе обучения древнего Китая. Претензии наставников на обладание единственно возможной истиной, мнимая многозначительность и значимость высказываемых ими суждений, однобокость подачи материала приводят к возникновению и установлению догм, мешающих развитию собственного мышления. Обучаемого человека нельзя «вковать по какому-то плану: реальные результаты такой «ковки» окажутся противоположным задуманным». Как ни скупы, ни отрывочны записи конфуцианских «Бесед и Суждений» [3], они позволяют составить общее представление о педагогическом методе Конфуция. Конфуций, в свое время радевший о возрождении древних порядков, позднее внес в дело обучения и образования много нового. Конфуций первым стал обучать простых людей без состояния, званий, чинов и регалий и их детей, при этом любил повторять: «В обучении не должно быть различия между людьми» [4]. Конфуций впервые в истории стал ратовать за равенство всех людей в обучении, за предоставление всем равных возможностей учиться. Это поистине революционное новшество стало возможным потому, что Конфуция интересовало не происхождение его учеников, не их жизненные планы, даже не их способности к наукам, а, прежде всего, — сами ученики как личности: человеческое в человеке. Он сумел подняться выше общепринятых суждений о человеке, ибо «По своей природе люди друг другу близки, а по своим привычкам друг от друга далеки».

Конфуций учил открывать главное через частное, вечное — через мимолетное, важное — через малозначительное. Ведь в широком смысле способен успешно обучать лишь тот, кто умеет, говоря об одном, приоткрывать завесу другого, — в душе, уме, сознании, неизреченное словами. Конфуций не раз сам утверждал, что он берет в обучение лишь тех, кто способен «понять три, когда им указывают на два». Таким образом, обучение не порабощает ученика, а наоборот, делает его свободным. В широком смысле обучение по Конфуцию преследует цель развить духовную чуткость, свободное мышление и прогрессивное сознание, ценить уникальность каждого нюанса. Популярный сейчас принцип отдельных работодателей «Незаменимых людей нет» для Конфуция был неприемлем: он ценил инди-

видуальность и уникальность каждого человека и стремился развить эту индивидуальность на благо общества. На современном этапе экологи и прогрессивная общественность, констатируя те разрушительные воздействия на естественные экосистемы, происходящие в результате антропогенных воздействий, также понимают необходимость сохранить имеющиеся уникальные природные объекты и ландшафты, представителей флоры и фауны: восстановить утраченный в природе вид практически невозможно.

2. Принципы взаимодействия общества и природы по Конфуцию

Охрана окружающей среды сейчас — краеугольный камень политики государства. Окружающая среда должна быть благоприятной, продуктивной и безопасной для жизнедеятельности. Большой комплекс мер, разработанный на государственном уровне, направлен на создание качественной для жизнедеятельности окружающей среды, обеспечение рационального природопользования, оздоровление окружающей среды. В отношениях общества с природой Конфуций руководствовался заботами, прежде всего, о людях. Конфуций вывел четыре основополагающих принципа взаимоотношения общества и природы, которые, по сути, являются направлениями деятельности в области охраны окружающей среды и совершенствования экологического сознания.

1) Чтобы стать достойным членом общества, нужно углублять свои знания о природе. Это заключение вытекает из тезисов Конфуция о необходимости образования общества, осознания себя как части природы, необходимости совершенствования знаний об окружающем мире. Стоит признать, что тревожная эколого-экономическая ситуация сложилась во многих регионах нашей страны не только в результате некомпетентного хозяйствования,но и нуждающейся в совершенствовании системы государственного экологического надзора, не позволяющей применять во многих случаях задекларированный на государственном уровне принцип «загрязнитель платит», недостатка экологической культуры и знаний, потребительского отношения к окружающей среде. Проблемы дефицита грамотных кадров в сфере хозяйственного управления, управления природопользованием, государственного экологического надзора, поэтапно решаемы на государственном уровне. В то же время отсутствие

элементарного уважения к собственной среде обитания, порождающее основу экологического «беспорядка», по-прежнему остается одним из острейших вопросов воспитания формирования сознания населения, на решение которых требуются годы при неукоснительно последовательном курсе государства на экологическое воспитание и образование населения. Поэтому у вступающих в трудовую жизнь людей должно быть выработано «экологическое мировоззрение», то есть сознание приоритетного решения экологических проблем при осуществлении любых хозяйственных и иных проектов, а также твердое убеждение в том, что в случаях оказания негативного воздействия на окружающую среду того или иного перспективного проекта он не должен реализовываться без комплекса природоохранных мер, нейтрализующих эти негативные воздействия. Для этого необходимо с детских лет заниматься формированием экологического сознания населения: это должно стать ключевым направлением государственной и муниципальной политики. Впоследствии, став руководителями предприятий и организаций, молодые люди должны пройти подготовку в области охраны окружающей среды на профессиональном уровне, обязаны разрабатывать, утверждать и исполнять планы по охране окружающей среды и рациональному природопользованию, обеспечить соблюдение установленных для предприятий федеральными надзорными уполномоченными на то действующим законодательством органами (сейчас это Роспри-роднадзор) нормативы воздействия на окружающую среду, организовать систему производственного экологического контроля, иметь грамотную экологическую службу.

2) Природа как естественное начало способна дать человеку и обществу жизненную силу и вдохновение. Этот тезис напрямую перекликается с древнекитайскими учениями, пропагандирующими невмешательство человека в природные процессы и созерцание их в поисках внутренней гармонии.

Еще сохранились уголки первозданной нетронутой человеком природы, с красивыми пейзажами, достойными кисти величайших художников. Находясь в таких местах, большинству людей хочется забыть о мирских проблемах, духовно возродиться. Данный принцип Конфуция применим и в части сохранения естественных экосистем, мест оби-

тания редких видов флоры и фауны, уникальных природных ландшафтов. Эталоном сохранившихся в первозданном виде естественных экосистем являются заповедники, находящиеся под защитой государства. Но человек в состоянии сам создавать красоту в месте, где он живет или трудится, в частности: ланд-шафтно-парковые и зеленые зоны; выполнять мероприятия, направленных на обеспечение надлежащего содержания древесно-кустарни-ковых насаждений, в том числе на социально-значимых и природоохранных территориях, обустраивать родники и водоемы. В ряде городов России остро стоит вопрос о разработке органами власти программ по комплексному озеленению городов, реализация которых позволит улучшить экологическую значимость и эстетическую привлекательность улиц, площадей, проспектов, обеспечить защиту атмосферного воздуха от выбросов загрязняющих веществ, как от промышленного комплекса, так и от автотранспортных средств. В частности, для Сергиево-Посадского района необходимы: разработка нового порядка расчета платы за вырубку древесно-кустарниковой растительности, который бы позволил существенно повысить меру экономической и дисциплинарной ответственности природополь-зователей за наносимый вред окружающей среде при вырубке деревьев и кустарников, а также программы комплексного озеленения города Сергиев Посад с учетом мнения жителей и их активным участием. Возможно, только тогда ни одного саженца не пострадает, когда жители будут непосредственно задействованы и заинтересованы в результатах природоохранной работы, когда возникнет четкое осознание того, что можно уже сейчас улучшить среду обитания для себя и будущих поколений, и все это — зависит от них самих! Тезисы о необходимости стратегического планирования, использования методологии программно-целевого подхода и индикативного планирования в сфере природопользования, способствующих развитию общественного (экологического) сознания населения, его духовности необходимо закрепить на муниципальной уровне в виде ряда нормативных правовых актов: концепции социально-экономического развития, экологической программы, программы по обеспечению жизнедеятельности населения, где, кроме декларативных тезисов, сле-

дует перечислить конкретные мероприятия и сроки их исполнения.

3) Бережное отношение к живому миру (флоре и фауне) и природным ресурсам. Тезис Конфуция сохраняет свою актуальность и сейчас. Много веков назад Конфуций предостерегал человечество от бездумного расточительного подхода к использованию природных ресурсов. Он сознавал, что в случае нарушения природно-ресурсного потенциала, естественной гармонии взаимодействия живых сообществ, для человека могут возникнуть необратимые последствия. Сейчас при наличии практически в каждом регионе фоновых концентраций содержания загрязняющих веществ значительно отличающихся в большую сторону от эталонных, необходимы системная организация и проведение исследовательских, мониторинговых работ в области охраны окружающей среды с целью получения достоверной информации об изменениях качества окружающей среды и объектов экотона. В свою очередь, полученные знания об изменениях качества окружающей среды позволят грамотно и оперативно разработать необходимый комплекс мер, в том числе, в рамках краткосрочных и долгосрочных целевых программ.

Комплексный анализ современного состояния в сфере сбора, размещения, переработки и утилизации бытовых и промышленных отходов выявляет необходимость увеличения объема использования отходов в качестве вторичных материальных ресурсов, достижение чего возможно организацией системы селективного сбора отходов и мусора. В соответствии с имеющимися данными по Московской области морфологический состав ТБО в среднем составляет: бумага, картон — 25%, дерево — 2%, пищевые отходы — 38%, стекло — 6%, текстиль 5%, пластмасса — 6%, кожа, резина — 4%, металл черный — 3%. Из перечисленных фракций стекло, бумага, пластмасса могут целенаправленно выбираться непосредственно на контейнерных площадках.

Выбор населенного пункта или поселения для проведения первого этапа экспериментальной работы может определяться рядом критериев, исходя из экологической целесообразности и экономической эффективности: площади занимаемой территории, численности и плотности проживания населения, уровня благоустройства жилищного фонда (наличие канализации, централизованного отопления,

этажности застройки, наличие мусоропровода), перспектив развития жилой застройки, уровня экологического воспитания и сознания населения, наличия вблизи мест переработки и утилизации отсортированных отходов и т. д.

В целях сохранения природных ресурсов на территории Сергиево-Посадского муниципального района в 2011 году органами местного самоуправления муниципального района разработана программа восстановления природных родников (их более 10), используемых населением как источники питьевого водоснабжения. Для составления названной программы было обследовано с привлечением энтузиастов и государственных уполномоченных на то действующим законодательством органов более 50 родников, находящихся на территории Сергиево-Посадского муниципального района. На сегодняшний день качество воды в двух родниках (у д. Ворохоби-но и в пос. Лоза), востребованных населением как источники питьевого водоснабжения, восстановлено до санитарных норм, соответствующих воде питьевого качества, путем проведения реконструкции и обустройства вышеуказанных родников.

4) Систематическое восхваление (благодарение) Природы. Этот принцип уходит корнями в древнекитайские религиозные представления. Человек должен быть благодарным за то, что ему даны воздух, вода, земля, рождающая продукты питания, недра. Научить человека быть благодарным природе, развить его экологическое сознание, привить любовь к окружающему миру и его объектам — одна из основных задач системы образования. Одним из важнейших этапов природоохранной работы в формировании гармонично развитой личности является пропаганда экологических знаний и здорового образа жизни, бережного отношения к окружающей среде и ее объектам, улучшение информированности населения в вопросах охраны окружающей среды, воспитание экологической культуры. Экологическая культура — это не только требование сегодняшнего дня, а повседневная необходимость, определяемая уровнем нашей жизни. Ежегодно в период с 15 апреля по 5 июня на территории Московской области организуется органами местного самоуправления и проводится совместно с образовательными учреждениями, молодежными организациями, общественностью большой комплекс мероприятий и работ по пропаганде

норм экологической безопасности, культуры, знаний, здорового образа жизни, охране природных ресурсов, флоры и фауны с озеленением социально-значимых и природоохранных территорий, проведением акций «Чистая земля» и др., выставок «Природа и мы», «Я люблю эту землю» и др., конкурсов, семинаров и конференций по природоохранной тематике, в том числе в муниципальных образовательных учреждениях. Если в 2008 году на территории Сергиево-Посадского района было проведено порядка 20 таких акций, то в 2011 году — более 50. Налицо их востребованность у населения и молодежи, в частности.

Таким образом, Конфуций одним из первых философов древнего мира сформулировал идею «всеобщего образования», ставящей своей целью всестороннее, гармоничное развитие личности, обладающей такими качествами, как благородство, великодушие, почтительность, порядочность, гармоничность. Его новаторство в педагогических методах

заключалось в равенстве всех людей в обучении, высокой оценке стремления личности к истине, правдивости, постоянному самосовершенствованию. Он как великий философ и мыслитель не только принял законы природы, но и преклонился перед ней самой как перед великим естественным началом, способным дать человеку и обществу жизненную силу и вдохновение. Конфуций указал на необходимость формирования обществом и государством общественного сознания, подразумевая под общественным (экологическим) сознанием понимание необходимости сохранения природы, предвидение негативных последствий нерадивого отношения к ней и ее объектам. Он говорил о неизбежной ответственности человека за сохранение как отдельных компонентов природы (впоследствии, экосистемы), так и, в целом, жизни на этой планете, сделав целью системы образования воспитание культурного, гармонично развитого, полезного обществу человека.

Литература

1. Попов П. С. Изречения Конфуция, учеников его и других лиц. СПб., 1910.

2. Васильев В.А. Конфуций о добродетели // Социально-гуманитарные знания. 2006. № 6.

3. Книга «Беседы и суждения» Конфуция, пять переводов на русский «на одной странице» http://lunyu.ru Дата обращения: 17.03.2012.

4. Конфуций. Китайская философия. http://www.confUcianism.ru/ (дата обращения: 17.03.2012).

5. Труды Конфуция и сопутствующие материалы на 23 языках (ConfUciusPublishingCo.Ltd.) http://www.confucius.org/index.html. (дата обращения: 17.03.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.