Научная статья на тему 'Основные направления формирования экологического сознания на современном этапе'

Основные направления формирования экологического сознания на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2246
285
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ЭКОЦЕНТРИЧЕСКИЙ ТИП СОЗНАНИЯ / ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS / MUNICIPAL POLICY / ENVIRONMENTAL PROTECTION / ECOCENTRIC TYPE OF CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Анисимов Анатолий Степанович, Безродная Ирина Валентиновна

Статья посвящена анализу основных задач и конкретных примеров работы по формированию экологического сознания на примере Сергиево-Посадского муниципального района. Московской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Анисимов Анатолий Степанович, Безродная Ирина Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to analyzing basic problems and particular cases of work on forming ecological consciousness (the case of the Sergiyev-Posad municipal district of the Moscow Region)

Текст научной работы на тему «Основные направления формирования экологического сознания на современном этапе»

5. Печчеи А. Человеческие качества / пер. с англ. О.В.Захаровой. М., 2007.

6. Стефанов Л.В.Общественные науки и социальная технология. М., 2006.

УДК 101

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Анисимов Анатолий Степанович, доктор философских наук, профессор кафедры философии и культурологии,

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

г. Москва

Безродная Ирина Валентиновна, ст. преподаватель, i. b ezrodnaya@yandex .ru,

ФГБОУ ВПО «Московский государственный индустриальный университет»,

г. Сергиев Посад

Статья посвящена анализу основных задач и конкретных примеров работы по формированию экологического сознания на примере Сергиево-Посадского муниципального района. Московской области.

Ключевые слова: экологическое сознание, муниципальная политика, охрана окружающей среды, экоцентрический тип сознания.

The article is devoted to analyzing basic problems and particular cases of work on forming ecological consciousness (the case of the Sergiyev-Posad municipal district of the Moscow Region).

Keywords: ecological consciousness, municipal policy, environmental protection, ecocentric type of consciousness.

Современный сформированный годами потребительский подход к природе и ее объектам, неуважение к собственной среде обитания все цивилизованное сообщество активно осуждает, но всеобщей панацеи изменения сознания людей на экоцентрический тип сознания на сегодняшний день нет. Поэтому, как никогда необходимо детальное изучение проблем экологического сознания на современном этапе развития общества с проведением научно-практических исследований, в том числе в целях установления причин и факторов, влияющих на его формирование. В настоящее время существуют два основных типа экологического сознания антропоцентрический и экоцентрический. К сожалению, преобладает антропоцентрический подход, который во многом обязан иллюзорному представлению о неисчерпаемости природных ресурсов планеты. Более того, антропоцентризм провозглашал право человека использовать окружающий мир,

живой и неживой, в своих целях, основываясь на метафизическом понимании сущности природы. Антропоцентрическая (западная) концепция мира никогда не рассматривала возможности существования у человека долга перед кем-либо. Действительно, природа обладает потребительскими свойствами для человека. Поэтому отношения общества и природы выстраиваются, прежде всего, на экономической («бесстрастной») основе, которая исключает социальный и духовный аспекты. Однако в XX веке обозначился предел для всех основных ресурсов планеты (пресная вода, недра, воздух, почвенное плодородие, биоресурсы в океане и на суше). Стали возникать серьезные экологические проблемы (региональные и глобальные). Во-первых, природа изменяется относительно медленно, и ее влияние на развитие общества более или менее стабильно. Общество же, в сравнении с природой, развивается значительно быстрее. Природные ресурсы «не успевают» восполняться вслед за возрастающими потребностями общества. Во-вторых, человек обладает разумом и способен конструировать такие приборы, которые предупреждают его об опасности (в том числе экологической). Природа не может «прогнозировать» и «предвосхищать» губительные для нее действия человека. В-третьих, человек является гетеротрофным организмом, т.е. получает энергию и питательные вещества за счет потребления массы органики, создаваемой другими организмами (автотрофами). При этом человек не только не восполняет нарушаемый им природный баланс, но часто усугубляет его не на пользу природе (вырубая леса, загрязняя водоемы, в которых потом погибает все живое, уничтожая животных и т.п.). В-четвертых, человеку необходима энергия для индивидуальной и социальной жизни. При этом используется лишь около 10% естественно возобновляемой энергии (гидравлической, ветровой, солнечной). Топливная и атомная энергетика приводит к нарушению экологического равновесия и загрязнению среды. Для природы же единственным источником энергии служит солнце. Биосфера поддерживает себя бесшумно, безвибрационно, безотходно, безвредно, т.е. в высшей степени «экономично». Трудовая деятельность человека, строго говоря, лишь преобразующая, а не созидательная: созидает во многом сама природа. Таким образом, противопоставление общества и природы, отношение к ней только как к ресурсу приводит к отрицательным последствиям как для природы, так и для самого человека. При этом провозглашается тезис, что человек должен порой отказываться от каких-то экономических выгод в пользу достижения экологических результатов. Современное общество оказалось перед выбором: либо сохранить господствующий способ взаимодействия с природой - и тогда неизбежна экологическая катастрофа, либо радикально изменить сложившийся тип деятельности и сознания и сохранить биосферу в

состоянии, пригодном для жизни. Очевидно, что второй вариант единственно приемлем. Именно в последние 30-40 лет жизнедеятельности человеческого общества основополагающей задачей в сфере собственного выживания является формирование экологического сознания (от греч. «местопребывание, жилище» + «учение»), включающего в себя представления о генетической, производственной и духовной связях человека (общества) с природой, а также программные установки по преобразованию и сохранению природы. Поэтому вопросы изучения экологического сознания занимают все больше места в современном обществе и становятся частью современной социальной науки. Смена мировоззренческих ориентиров современным обществом заставляет человека взглянуть новыми глазами на его отношение со всем миром живого, пересмотреть свой статус в мире живого, свое мышление по всем аспектам жизнедеятельности. Современное экологическое сознание становится частью экологической культуры, включающей в себя и теоретическое осмысление взаимодействия человека с природой, и практические действия, направленные на ее сохранение. Рубеж ХХ-ХХ1 вв. характеризуется кризисом в развитии человека как биологического вида. До последнего времени сознание человека обслуживало, в основном, его физическое (телесное) и социальное существование, прежде всего, в рамках социально-экономической составляющей его мышления и сознания. Тревожная экологоэкономическая ситуация, сложившаяся во многих регионах нашей страны в результате некомпетентного хозяйствования, недостатка культуры и знаний, действий вслепую, потребительского отношения к природным богатствам, требует бескомпромиссного анализа, исследования, исправления. Сегодня для выхода из экологического и духовного кризиса должно произойти смещение акцента в развитии массового сознания с биологического и социально-экономического приоритетов существования человека на его духовно-нравственное развитие. Человек переходит в иную фазу своего существования, когда должно произойти резкое расширение пределов всех форм сознания, т.е. способностей воспринимать, переживать, мыслить и действовать. Более того, вопрос о том, что отношение ко всему живому может и должно быть этичным, был окончательно решен сравнительно недавно: в течение многих веков царило мнение о том, что только человек представляет ценность как живое существо и имеет право использовать произвольно любые объекты живой и неживой природы. Протест лучшей части человечества против жестокого отношения к животным, развитие этической философской мысли, особенно в конце Х1Х-ХХ в., постепенно привело общество к необходимости пересмотреть свои взгляды на отношение к животным, подвергнуть сомнению

односторонность своей этики и выработать более гуманный и справедливый взгляд на свой статус в окружающем мире, основанный на предоставлении живым существам права жить согласно их биологической сущности. В противном случае, человек, как и любая живая система, может остановиться в своем развитии, угаснув как биологический вид и носитель духовности. Будущая цивилизация для обеспечения развития человека как развивающегося вида должна опираться не только на новый экологически безопасный базис деятельности людей, но и на глубокое понимание обществом роли и места человека в окружающем мире, на уважении и бережном отношении общества к объектам окружающей среды, флоре и фауне без чего невозможно упрочение новой нравственности, т.е. нового общественно необходимого поведения людей. Широкая образованность, культурность, грамотность жителя планеты необходима и для становления новой морали, в том числе в деле охраны природы - задачи современности, проблеме, ставшей социально-глобальной.

В начале своего пути на Земле человек боролся за свое существование. Воздействие его на природу в то время было минимальным. В ходе развития зависимость человека от природных сил все более уступала место его активному влиянию на окружающую среду. Постепенно уровень потребностей, условия среды и другие факторы существенным образом оказали влияние на формирование экологического сознания. В настоящее время остро встала необходимость «оздоровления окружающей среды», сохранения природных ресурсов, флоры и фауны, что, в свою очередь, невозможно без роста (формирования) экологического сознания в обществе. Обусловлено это рядом причин как практического, так и теоретического характера. Во-первых, в обществе значительно возрос интерес к выявлению диалектики взаимодействия общества и природы, исходя из понимания необходимости решения глобальной экологической проблемы при качественном изменении экологического сознания людей. Во-вторых, мировое сообщество осознало, что решение природоохранных проблем взаимосвязано с решением вопросов по улучшению здоровья людей. В-третьих, необходима новая учебновоспитательная методология в работе с подрастающим поколением исходя из назревающей структурной перестройки системы образования, его организационных форм, методов и технологий. Становится очевидной необходимость укрепления взаимосвязей системы образования, науки, культуры, экологии и рынка труда, усиления воспитательной функции образования, направленной на формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к родному краю, семье, окружающей природе; восстановления и развития системы научного и технического

творчества учащихся; выравнивания уровней фактической обеспеченности городов и сел учреждениями дошкольного, общего среднего и дополнительного образования, предоставления общедоступного бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования [1]. В-четвертых, на современном этапе диалектика взаимодействия общества и природы, проблема экологического сознания разработаны недостаточно: помимо описательных моментов и разработанных критериев, необходимо четкое выявление условий оптимизации отношений общества и природы, способов и методов влияния на сознание человека для использования полученных результатов во всех направлениях деятельности государства и общества (воспитательных, образовательных, эколого-социальных и т.д.) по формированию экологически грамотной, образованной, культурной личности. В-пятых, воспитание экологически культурного, грамотного, ответственного человека является важнейшим фактором, способствующим экологизации общественного производства, минимизации (исключению) негативного воздействия на окружающую среду, сохранению природных богатств и естественных экосистем.

Нельзя не отметить, что в обществе возрос интерес к экологическим проблемам. Это подчеркивается и в Экологической Доктрине (одобрена распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р.) - основном документе,

декларирующем политику государства в области охраны окружающей среды [2]. В настоящее время происходящие в результате производственной, хозяйственной и иной деятельности выбросы и сбросы достигли огромных размеров. Это привело к резкому увеличению количества загрязнения и числа токсичных примесей, поступающих в окружающую среду, следствием чего явилась реальная угроза здоровью населения, жизни растительного и животного мира, а также большие экономические потери. Сегодня одной из глобальных природоохранных проблем, требующих особо пристального внимания всех институтов власти, является снижение негативного воздействия на окружающую среду в результате антропогенного, техногенного воздействия. Окружающий нас воздух (атмосфера) является важнейшим фактором обеспечения жизнедеятельности человека. К основным антропогенным источникам загрязнения атмосферы относятся промышленные предприятия, энергетика, транспорт, бытовое и коммунальное хозяйство. Важнейшим элементом системы мониторинга воздушного бассейна Московской области является информация о характеристиках выброса вредных веществ в атмосферу, производимого автомобильным транспортом. Московский регион крупнейший в России (и один из крупнейших урбанизированных регионов мира), с мощным народнохозяйственным

комплексом, который оказывает сильное влияние на среду обитания более 17 млн. жителей. Степень концентрации автотранспортных средств здесь одна из самых высоких в стране. Поэтому проблемы охраны и, соответственно, контроля качества атмосферы приобретают первостепенное значение, так как главную опасность для здоровья человека представляет собой загрязнение атмосферы. Другой не менее значимой задачей в сфере охраны окружающей среды Подмосковья и Москвы является сохранение природных богатств, естественных экосистем, уникальных ландшафтов, флоры и фауны при реализации проектов строительства в городах и поселках. Освоение природных ландшафтов, водоемов, лесов приводит, как правило, к уничтожению редких видов растений и животных, полному истреблению естественных экосистем. На современном этапе экологи и прогрессивная общественность, констатируя те разрушительные воздействия на естественные экосистемы, происходящие в результате антропогенных воздействий, остро осознают необходимость сохранения имеющихся уникальных природных объектов и ландшафтов, представителей флоры и фауны. В соответствии с действующим законодательством с целью сохранения ценных видов растений и животных, естественных экосистем уникальным природным комплексам присваивается статус «особо охраняемые природные территории» (ООПТ) [3].

Таким образом, охрана окружающей среды напрямую связана с политикой, юриспруденцией, экономикой, образованием, культурой, производственной сферой, идеологией. Поэтому, деятельность в сфере охраны окружающей среды и формирования экологического сознания может быть рассмотрена в различных аспектах, в том числе политическом, правовом, технико-технологическом, эколого-экономическом [4].

Политический аспект охраны окружающей среды предполагает решение экологических проблем на международном уровне при наличии различных социальнополитических систем. Это обусловлено различными факторами, в том числе и общим воздушным пространством, и сложностью деления биосферы. Во-первых, загрязнение среды в ряде случаев невозможно удержать (локализировать) в территориальных границах той страны, где это произошло. Особенно это касается загрязнения атмосферы и Мирового океана. Во-вторых, отдельная взятая страна, не может полностью решить такие сложные и многогранные задачи, как защита Мирового океана, предотвращение вывоза с территории страны редких представителей флоры и фауны, поэтому требуется совместное принятие решений на международном уровне. Интересен совместный норвежско-российский проект «Чистое производство», который активно реализуется на территории нашей страны с 1995 года. В рамках данного проекта норвежскими специалистами

проводится обучение руководителей, технологов, экологов промышленных предприятий Кольского полуострова, г. Мурманска, г. Калининграда и др. регионов России, оказывающих влияние, прежде всего, на воздушное пространство Норвегии. Также к участию в обучении в данной программе были приглашены и специалисты Московской области, в том числе Сергиево-Посадского района. Принципиальной идеей руководителей данной программы из Норвегии являлось коренное изменение экологического сознания российских «производственников», которым предлагалось пересмотреть ряд сложившихся принципиальных позиций в деле обеспечения экологической безопасности производств и бороться не с последствиями экологических правонарушений (что, в первую очередь, осуществляется у нас сегодня), а с их источниками, в числе которых некомпетентность, халатность, отсутствие понимания и ответственности за наносимый либо возможный вред окружающей среде и т.п.

Правовой аспект. Правовая основа охраны окружающей среды в России сформулирована в статье 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды»[3] и включает в себя ряд основополагающих принципов, в том числе соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду. На сегодняшний день ряд законодательных актов нуждаются в корректировке. Так, Федеральным законом «Об охране окружающей среды» [3] упразднен муниципальный экологический контроль, что существенно ограничило полномочия органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды и наведении экологического порядка на подведомственных территориях.

Технико-технологический аспект охраны природы рассматривает снижение (минимизацию) воздействия на окружающую среду путем внедрения системы очистных сооружений, замену токсичных материалов и реагентов на менее токсичные, организацию производства по принципу малоотходности. и т.д. Разработка новых технологических процессов, на основе которых может быть создано малоотходное производство, использование вторичных ресурсов, в том числе получаемых в результате сортировки отходов, может обеспечить хорошие экономические результаты и рациональное природопользование в целом. Реальный путь экологизации производства - это постепенный переход к малоотходным циклам, замене применяемых высокотоксичных материалов и реагентов на менее опасные, минимизация использования природной воды (особенно артезианской воды питьевого качества) на технологические цели, сокращение аварийных ситуаций на канализационных сетях, технологическом оборудовании, способных привести к загрязнению окружающей среды, обеспечение хранения в

соответствии с установленными нормами и правилами промышленных отходов и их своевременная утилизация. Во всех этих направлениях работы важен уровень экологического сознания и ответственности работников и руководителей производств. Особенно значимо уровень экологического сознания руководителей и работников общественного производства на территории Московской области проявляется при формировании и ведении ими банка данных (программное обеспечение) «Кадастр отходов Московской области», который, по сути, является примером внедрения новой аналитикоорганизационной формы работы в сфере снижения негативного воздействия на окружающую среду бытовыми и промышленными отходами, формирования экологического сознания и ответственности у работников общественного производства путем активного взаимодействия и сотрудничества между Правительством Московской области, органами местного самоуправления и предприятиями Московской области [5]. Полученные в рамках Кадастра сведения позволяют на научной основе выявить общие закономерности в сфере обращения с отходами на территории Московской области для определения оптимальной системы их переработки и утилизации.

Эколого-экономический аспект охраны окружающей среды стал развиваться относительно недавно и предполагает эффективное решение экономических задач при сохранении (восстановлении) природно-ресурсного потенциала. К данному аспекту относится своевременное и в полном объеме внесение субъектами хозяйственной и иной деятельности платы за негативное воздействие на окружающую среду за вынужденный вред, причиняемый окружающей среде (эколого-экономическая ответственность), оплата штрафов за нарушение природоохранного законодательства и т.д. Кроме того, как способ сохранения природно-ресурсного (эколого-экономического) равновесия в данном аспекте необходимо рассматривать и вопросы рационального природопользования в части сохранения естественных экосистем.

Исходя из понимания того, что реализация высокого социального потенциала природных резерватов должна быть связана с согласованным функционированием отдельных элементов (социоэкосистем) социоприродной системы местности в качестве динамично развивающегося целого, на современном этапе развития наиболее эффективным способом сохранения зеленых зон, уникальных природных мест и ландшафтов, который крайне мало используется на практике, является скорейшая разработка органами местного самоуправления совместно с депутатами, специалистами, общественностью и утверждение в установленном законодательстве порядке генеральных планов развития городов (поселений), где были бы обозначены и экологически-,

социально значимые места, «неприкосновенные» для застройки, а также грамотно проработаны все остальные аспекты жизнедеятельности и развития города, поселения, в том числе в рамках перспективных инвестиционных программ, включая их «экологическое» развитие. Генеральные планы развития городов проходят через многоэтапную систему публичных слушаний, где каждый может высказать свою позицию по развитию города, поселения [6]. По сути дела, скорейшее утверждение экологически продуманных генеральных планов развития городов (поселений) на сегодняшний день самый весомый законодательно обоснованный реальный вклад в защиту природы родного края. По аналогии с вышеизложенным, реальной, но крайне мало используемой на практике мерой по охране уникальных природных мест и объектов, зеленых зон является разработка, утверждение и исполнение на муниципальном уровне в соответствии с Земельным кодексом РФ правил (программ) по охране и рациональному использованию земель (правил землепользования) [7].

Исходя из вышеизложенного, задачи по защите окружающей среды и восстановлению благоприятной для жизнедеятельности среды обитания подразумевают систематическое выполнение комплекса организационно-технических, научноаналитических, правовых мер и грамотных управленческих решений, включающих:

- разработку и реализацию федеральных, областных и местных экологических программ, планов мероприятий в области охраны окружающей среды;

- усиление всех видов контроля и надзора (государственного, производственного, общественного);

- разработку и совершенствование техники зашиты окружающей среды (водо- и газоочистные сооружения, оборотные системы водоснабжения и т.д.), обязательность ее применения на промышленных предприятиях;

- на практике! жесткое применение всех видов ответственности к субъектам хозяйственной и иной деятельности, нарушающих установленные нормативы по воздействию на окружающую среду (особенно, на атмосферный воздух);

- широкое освещение в средствах массовой информации как передового опыта организации и проведения природоохранной работы, так и фактов нарушений экологических норм и правил; формирование у общества непримиримого отношения к нарушителям законодательства в области охраны окружающей среды;

- осуществление мониторинга - наблюдения за состоянием окружающей среды на государственном и муниципальном уровнях власти;

- формирование экологического сознания и ответственности;

- внедрение прогрессивных форм и методов работы (организационных, аналитических, пропагандистских, воспитательных и т.д.) всеми уровнями исполнительной власти, субъектами хозяйственной и иной деятельности, общественностью, СМИ в деле защиты окружающей среды, рационального природопользования.

Все это требует больших материальных затрат, совершенствование законодательной и нормативной базы, привлечения грамотных и ответственных кадров, применения последних достижений науки и техники, в том числе для определения наиболее эффективных путей экологизации общественного производства и, самое главное, для воспитания экологического сознания в обществе. Как показала практика, формировать в обществе экоцентрический тип сознания, нетерпимость к истреблению объектов живой природы и неуважительному отношению к ней на конкретных примерах гораздо эффективнее, нежели руководствоваться в деле воспитания нравоучениями и догмами, поэтому все акции (как позитивные, так и негативные) должны освещаться в СМИ, иметь широкий общественный резонанс. Для популизации природоохранной деятельности также желательно именно в местных средствах массовой информации организовать специальные краеведческие, экологические рубрики не просто с объективным отражением существующих проблем и задач, в том числе касающихся защиты прав животных, но и с анализом причин их возникновения, путей решения, что практикуется общественно-политической газетой Сергиево-Посадского муниципального района «Вперед». Говоря о бережном отношении ко всему живому, нельзя не отметить, проблему защиты животных. Каждый сейчас знает, что животным в нашей стране приходится туго, потому что защите животных уделяется не так уж много внимания и средств. Конечно, мир не без добрых людей, и есть люди, которым небезразличны проблемы защиты животных, но, к сожалению, одними их усилиями тяжело помочь им всем. В частности, большой общественный резонанс вызвали публикации в газете «Вперед» по теме защиты прав беспризорных животных и строительству приюта для бездомных собак на территории Сергиево-Посадского района. Общество разделилось на два противоположных «лагеря»: одни выступают за своевременную изоляцию из общественных мест беспризорных собак (не исключая и их истребление), другие - за гуманное обращение путем строительства приютов, стерилизации животных, повышения ответственности граждан, имеющих домашних питомцев и т.п. Интересны формы и направления проявления различных типов экологического сознания в Сергиево-

Посадском муниципальном районе Московской области. Примером «экоцентрической» формы работы в деле сохранения и восстановления объектов природы может служить инициатива администрации Сергиево-Посадского муниципального района, где в 2011 году с привлечением специалистов-экологов обследовано более 40 родников, выполнена карта с нанесением экологически значимых мест, родников и маршрутов. При участии муниципальных экологов администрацией района разработана Экологическая программа района [8], а также план обустройства и восстановления природных родников Сергиево-Посадского муниципального района на период 2011-2013 гг. (включено 10 родников), которые активно используются населением как источники питьевого водоснабжения. В рамках данного плана уже в 2011 году обустроен (реконструирован) родник в д. Ворохобино сельского поселения Васильевское: сделана дорога, подходы к роднику, установлены сходы, прочищены водотоки и т.п. Качество воды в роднике улучшилось по микробиологическим показателям и соответствует нормам. Дальнейшее содержание родника и уборку прилегающей территории взяли на себя органы местного самоуправления сельского поселения Васильевское и жители близлежащих сел. Показателен следующий пример: поддержав действия властей по обустройству родника, в целях напоминания людям, приезжающим за родниковой водой, о необходимости бережного отношения к природным богатствам и воспитания уважения к собственной среде обитания народные умельцы из старого дуба, спиленного и выброшенного в буквальном смысле на свалку, создали уникальный рукотворный памятник - «монумент», который установили у родника: на четырехметровой дубовой колонне вырезаны на старославянском языке слова, исполненные народной мудрости и философского смысла о цели (сути) сегодняшнего существования человека, и о том, что он оставит после себя: разруху или созидание. Интересны и исследования проявлений экологического сознания молодежи и населения, проживающего, соответственно, в сельской местности и городской черте Сергиево-Посадского муниципального района, который изучался по итогам проведения экологических мероприятий администрацией Сергиево-Посадского муниципального района. В сфере обеспечения безопасного обращения с опасными отходами муниципальным учреждениям образования, здравоохранения, культуры, расположенным на территории Сергиево-Посадского муниципального района, централизованно в рамках и за счет средств Экологической программы района оказано содействие в вывозе и утилизации (в г. Ногинске) отработанных люминесцентных ламп с привлечением специализированной организации [3]. Также муниципальным учреждениям переданы герметичные контейнеры для временного накопления отработанных

люминесцентных ламп в целях обеспечения норм безопасного обращения с отходами 1 класса опасности, к которым относятся люминесцентные лампы. Со всеми преподавателями и учащимися муниципальных образовательных учреждений была проведена разъяснительная работа о необходимости соблюдения правил обращения с люминесцентными лампами. Следует отметить, что в школах, расположенных в городах Сергиево-Посадского муниципального района (Краснозаводск, Сергиев Посад, Пересвет, Хотьково), результаты данной работы были более эффективными, чем в школах сельских поселениях района: на ближайших к школам контейнерных площадках в этих городах за полгода практически не было обнаружено ни одной битой люминесцентной лампы. Школьники городов более серьезно отнеслись к соблюдению норм и правил экологической безопасности, проявив более высокий уровень восприятия экологически значимой информации, связанной с нормами экологической безопасности. Следует отметить, что привлечение населения к решению задач в области охраны окружающей среды, которые им понятны, близки и влияют на улучшение качества окружающей среды, эстетического и экологического облика привычной среды обитания, необходимо реализовывать с помощью средств массовой информации, формируя экологическое сознание людей, их нравственные и духовные ценности, ведь истинно прекрасное понимают все [8, 9]. Данная ситуация подлежит комплексному, системному анализу совместно с управлениями образования, культуры, экологами. В свою очередь, основные учебно-методические рекомендации организаторам учебно-воспитательного процесса могут заключаться в следующих тезисах:

- привлечение внимания учащихся к значению формирования экоцентрического типа экологического сознания;

- широкое внедрение в подростковое сознание норм и принципов экологической этики, личной и коллективной ответственности людей за негативное воздействие на окружающую среду, нанесенный вред природе и ее объектам;

- формирование убеждённости в необходимости экологического образования и научных знаний, понимания диалектики взаимодействия общества и природы;

- формирование экосообразной ценностной ориентации, экологически грамотных поведенческих умений, готовности и способности к практической деятельности по охране окружающей среды.

В целом на федеральном и региональном уровнях необходимы: разработка и реализация эффективных программ по охране окружающей среды с обязательным учетом

локальных проблем, усиление системы государственного экологического контроля и надзора за субъектами хозяйственной и иной деятельности, привлечение к процедурам экологического нормирования и лицензирования в сфере природопользования органов местного самоуправления (что сегодня не закреплено законодательно и , соответственно, не реализуется). Органам местного самоуправления муниципальных образований необходимо прежде всего разрабатывать и реализовывать Экологические программы муниципального значения с привлечением населения и широким освещением конкретных дел в местных СМИ [8]; в целях ознакомления общественности с социально-значимыми проектами строительства, реконструкции объектов и сооружений на подведомственной территории, подлежащими государственной экологической экспертизе, организовывать и проводить совместно с заказчиком работ общественные обсуждения, в том числе в форме общественных слушаний [10], оказывать пристальное внимание муниципальной системе образования в части экологического воспитания подрастающего поколения.

Выводы: озабоченность ухудшением экологической ситуации и даже признание разрушительного воздействия человека на объекты окружающей среды не приводят в большинстве случаев к формированию экологического сознания и мало отражаются на повседневном поведении населения. Распространение в обществе витальных ценностей, а также внутренних установок, направленных на удовлетворение материальных потребностей, ведет к оттеснению экологических ценностей на «периферию» общественного сознания. Вместе с тем, привлечение населения, молодежи, субъектов хозяйственной и иной деятельности к реализации конкретных социально значимых природоохранных задач в рамках государственной и муниципальной политики, экологических программ, а также грамотная нормотворческая, информационноразъяснительная работа, прежде всего со стороны органов местного самоуправления, позволяет говорить о весьма эффективных формах выражения различных способов природоохранного поведения граждан.

Литература

1. Решение Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от 11.12.2007 №101-МЗ «О Концепции социально-экономического развития Сергиево-Посадского муниципального района Московской области на период до 2020 года».

2. Экологическая доктрина Российской Федерации (одобрена распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р).

3. Федеральный закон Российской Федерации №7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды».

4. Протасов В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России. М.: Финансы и статистика, 2000.

5. Постановление Правительства Московской области от 02.10.2009 № 802/41 «Об утверждении порядка ведения кадастра отходов Московской области».

6. Федеральный закон от 29.12.2004 N 191-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».

7. Федеральный закон Российской Федерации от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

8. Долгосрочная целевая программа муниципального образования «Сергиево-Посадский муниципальный район Московской области «Охрана окружающей среды в Сергиево-Посадском муниципальном районе на период 2010-2012 г.г.», утвержденная Постановлением Главы Сергиево-Посадского муниципального района от 27.10.2011 №1461-ПГ «Об утверждении новой редакции долгосрочной целевой программы муниципального образования «Сергиево-Посадский муниципальный район Московской области «Охрана окружающей среды в Сергиево-Посадском муниципальном районе на период 2010-2012 г.г.»

9. Экология и нравственное сознание в современном мире: материалы

Международной научно-практической конференции 29-30 апреля 2003 г. Сергиев Посад.

10. Федеральный закон от 23.11.1995 №174-ФЗ «Об экологической экспертизе».

УДК 316.346.32.

ДЕТСТВО В ОБЩЕСТВЕ РИСКА: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД Добрынин Владислав Владимирович, доктор философских наук, профессор, заведующий

кафедрой социальной работы и социального управления, proxfessor@mail.ru, Филиала Российского государственного социального университета,

г. Ивантеевка

Добрынина Валентина Ивановна, доктор философских наук, профессор кафедры гуманитарных дисциплин, vdobrynina@yandex.ru,

Институт бизнеса и деловой администрации Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.