DOI: 10.24412/2076-1503-2023-3-310-317 NIION: 2018-0076-3/23-204 MOSURED: 77/27-023-2023-3-204
ПОЛЯКОВА Татьяна Анатольевна,
доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, главный научный сотрудник, и.о. зав. сектором информационного права и международной информационной безопасности Института государства и права Российской академии наук, е-mail: [email protected] ORCID: 0000-0003-3791-2903
ТРОЯН Наталья Анатольевна,
кандидат юридических наук, старший научный сотрудник сектора информационного права и международной информационной безопасности Института государства и права Российской академии наук, е-mail: [email protected] ORCID: 0000-0003-1572-8902
ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: НАУЧНО-ПРАВОВЫЕ
АСПЕКТЫ 1
Аннотация. В статье исследуются правовые вопросы формирования культуры информационной безопасности граждан в Российской Федерации на современном этапе развития общества. Отмечается необходимость обеспечения защищенности граждан в информационной сфере их прав, соблюдения правил поведения и соответствующих обязанностей. Авторами обосновано значение выработки комплексного подхода, широкой разъяснительной работы с населением, в целях повышения уровня правовой грамотности в области информационной безопасности, обеспечения среды доверия, включая цифровой оборот данных, совершенствования государственного управления. Обращено внимание на особую роль образовательной среды и научно-правовых исследований в формировании культуры информационной безопасности.
Ключевые слова: цифровая трансформация, культура информационной безопасности, цифровые технологии, информационная безопасность, информационные и цифровые технологии, образовательная среда.
POLYAKOVA Tatyana Anatolievna,
Doctor of Law, Professor, Honored Lawyer of the Russian Federation,
Chief Researcher, and about. head information law sector and international information security Institute of State and Law Russian Academy of Sciences
TROYAN Natalia Anatolievna,
Senior Researcher sector of information law and international information security Institute of State and Law Russian Academy of Sciences
1 Статья написана в рамках Государственного задания FMUZ-2021-0042 «Правовое регулирование цифровой экономики, искусственного интеллекта и информационной безопасности».
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2023
EDUCATION AND CULTURE OF INFORMATION SECURITY OF CITIZENS OF THE RUSSIAN FEDERATION: SCIENTIFIC AND LEGAL
ASPECTS
Annotation. The article examines the legal issues of the formation of a culture of information security of citizens in the Russian Federation at the present stage of development of society. The need to ensure the protection of citizens in the information sphere of their rights, compliance with the rules of conduct and relevant obligations is noted. The authors substantiate the importance of developing an integrated approach, extensive explanatory work with the population, in order to increase the level of legal literacy in the field of information security, provide an environment of trust, including digital data circulation, and improve public administration. Attention is drawn to the special role of the educational environment and scientific and legal research in the formation of a culture of information security.
Key words: digital transformation, culture of information security, digital technologies, information security, information and digital technologies, educational environment.
Введение
Цифровизация информационного общества и переход России к обществу знаний детерминированы процессом цифровой трансформации и в связи с этим информационные технологии [1] в том числе цифровые, влияют на развитие всех отраслей экономики и социальных сфер, государственного и муниципального управления, обороны и безопасности государства, являются элементом их управленческих систем. Это отображается и в информационном праве [2]. Развивается его система, а также изменяются научно-теоретические подходы к развитию доктрины, расширяется спектр методов правового регулирования, фокусируется внимание на новых конвергентных технологиях, включая робототехнику и искусственный интеллект, а также развиваются правовые знания междисциплинарного характера. В этой связи информационно-правовая наука, фундаментальная и прикладная взаимодействует со смежными научными дисциплинами техническими и гуманитарными. Полагаем, что именно межотраслевые знания являются ключевым элементом развития права в современных условиях, в том числе в области культуры информационной безопасности в России [3 с.30].
Учитывая новеллы в законодательстве, связанные с формированием в России единой системы органов публичной власти, базирующейся на различных информационных процессах, межведомственном взаимодействии, системе цифрового профилирования, увеличения потребности цифровых услуг и сервисов органов власти и т.д. [4 с.18], особого внимания заслуживает совершенствование правового регулирования. Для понимания законов самоорганизации сложных социальных систем, необходимо, на современном этапе, овладеть эволюционно-синергети-ческим мышлением и методологией междисциплинарного синтеза [5 с.181].
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2023
Современные концептуальные подходы к формированию и развитию системы культуры информационной безопасности
В настоящее время динамика развития процессов цифровизации обуславливает возможность принятия мер по использованию российских технологий и обеспечения достоверности, целостности, аутентификации, конфиденциальности, доступности передаваемой информации, и процессов ее обработки, а также преимущественного использования отечественного программного обеспечения и оборудования и влияние технологий защиты информации [4 с.19]. Это все проецируется на образовательную сферу, где ключевое значение имеет информация, как источник знаний, а также цифровые технологии влияющие на различные объекты информационной сферы в их системной связи [3 с.31]. В связи с этим необходимо с теоретической и практической точки зрения доктринальное осмысление и выстраивание системы правовых норм, направленных на повышение грамотности граждан, а также формирование и развитие культуры информационной безопасности. Эти вопросы пока недостаточно исследованы.
Значение изучения понятийного аппарата в любых исследованиях носит не приходящий характер. В рамках настоящей статьи представляется важным обратить внимание на дефиницию понятия «культура», так как оно является весьма широким, исторически и динамически развивающимся. Дефиниция понятие «культура» в переводе с латинского (cultura) означает - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание [6]. Представляет научный интерес позиция В.С. Степина, отмечавшего что культура «может быть определена как система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности, обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во
всех ее основных проявлениях» [13]. Несомненно, культура выполняет многие функции, среди которых в рамках рассматриваемой темы, полагаем целесообразным выделить образовательную, познавательную, воспитательную, интеграционную. Вместе с тем нельзя отрицать справедливость позиции, что ключевой функцией культуры является хранение, передача и усвоение духовного опыта поколений [14 с.270]. Также очевидна связь культуры с правом, результатом которой является деятельность человека (осознанная, целеполагающая, ценностно ориентированная). В то же время право как элемент культуры, культурное явление, отражает различные связи, отношения человека в современном мире
Сегодня активное развитие процессов цифровой трансформации порождает вызовы и угрозы для национальной и международной информационной безопасности, и в свою очередь вызывает необходимость разработки научных подходов к противодействию [7].
В связи с этим в теории российского информационного права информационная безопасность преимущественно рассматривалась с позиции безопасности, как информации, так и самого человека в информационной среде [8]. Одной из главных стратегических задач обеспечения информационной безопасности является обеспечение защищенности граждан от информационных угроз за счет формирования культуры информационной безопасности. С помощью цифровых технологий реализовывается право на доступ к достоверной информации. В то же время они оказывают негативное влияние, посредством увеличения угроз информационной безопасности на граждан России и государство [9].
В процессе цифровой трансформации общества отмечается повышение интереса к цифровым технологиям, что в свою очередь способствует системной модернизации информационного права, включенного в систему публично-правовых наук. Это отражает общественную потребность нового парадигмального осмысления перспектив развития информационного права, включая информационную безопасность, что связано, на наш взгляд, и с необходимостью развития публично-правовых механизмов защиты прав граждан с учетом новых информационных прав и свобод граждан в условиях цифровых трансформаций.
В цифровую эпоху повышение уровня информационной грамотности и культуры информационной безопасности граждан и обеспечение в обществе системы формирования знаний об информационных угрозах и мерах реагирования на них в информационном обществе приобретает характер стратегической задачи. Культура инфор-
мационной безопасности связана с определенными навыками (сбора, поиска, понимания, использования, оценки качества информации, включая ее достоверность), и в современных условиях необходимо решение актуальных проблем в информационной сфере, влияние цифровых технологий на сферу искусственного интеллекта, облачных технологий, которые способны обеспечить достоверную информацию [10, с.85].
Следует отметить, что обеспечение информационной безопасности сегодня занимает четвертое место среди приоритетных направлений национальной безопасности, определенных в Стратегии национальной безопасности России. Это связано с возрастающими вызовами и рисками информационной безопасности, препятствующими реализации конституционных прав и свобод гражданина при цифровом обороте данных, а также целым рядом проблем, касающихся обеспечения состояния защищенности личности, общества и государства от информационных угроз, нуждающихся в концептуальном подходе с позиции информационного и публичного права в широком смысле, учитывая расширение системы общественных отношений [11]. В связи с этим риски в информационной области взаимосвязаны с обществом.
Следует признать, что в современном мире информация является одним из ключевых инструментов воздействия и манипулирования общественным сознанием и в связи с этим сегодня особую остроту приобретают межотраслевые исследования такого социального фактора как культура информационной безопасности.
Стратегические задачи обеспечения культуры информационной безопасности граждан
Необходим научный подход к повышению грамотности граждан в области информационной безопасности. В этой связи важным представляется формирование государственной политики, способствующей развитие культуры информационной безопасности. Следует обратить внимание на Концепцию формирования и развития культуры информационной безопасности граждан Российской Федерации, утв. распоряжением Правительства РФ от 22.12.2023 № 4088-Р, где «культура информационной безопасности» определена как - совокупность сформированных знаний, умений и навыков по вопросам информационной безопасности, обеспечивающая безопасное пребывание гражданина Российской Федерации в информационном пространстве [15]. Угрозы информационной безопасности в данной Концепции разделены на технические и психологические, а также отмечено, что они имеют деструктивное влияние на граждан и соответственно требуют адекватного комплекса мер в разных сферах. Следует согла-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2023
ситься, что нельзя признать достаточным контроль за по защитой персональных данных, а также соблюдение информационной безопасности во многих социальнозначимых сферах, рост распространения недостоверной информации и т. д. [11 с.43].
Мониторинг информационной грамотности граждан признается одной из приоритетных задач в указанной Концепции. Необходима выработка нового комплексного научно обоснованного подхода к решению этой задачи, связанной с обязательным обучением граждан современным правилам поведения в рассматриваемой области. Для повышения уровня культуры информационной безопасности, безусловно, важно учитывать определенные возрастные и иные различия на основе предлагаемой «сегментации». Однако, на наш взгляд, критерии такой «сегментации» требуют дополнительного обоснования на основе социологических исследований (например, это касается определения возрастных групп).
Воспитание культуры информационной безопасности и повышение уровня правовой грамотности в образовательном процессе
Особого внимания заслуживает процесс формирования информационной культуры несовершеннолетних (детей), воспитывающий (развивающий) у них способности противостоять рискам и угрозам информационного пространства, поэтому необходимы новые подходы к выработке «так называемого социального иммунитета и устойчивости личности ребенка к информационным рискам» [15 с.292]. Несовершеннолетние больше других категорий субъектов в информационной сфере уязвимы в этой области, в особенности это связано с негативным психологическим воздействием на них и обусловлено отсутствием элементарных знаний в области информационной безопасности, а также самостоятельным, зачастую бесконтрольным со стороны взрослых использованием информационно-коммуникационной сети Интернет, и ощущением безопасности информационных технологий. Вместе с тем наше вступление в цифровую эпоху требует осмысления как взрослых, так и воспитания детей, на основе обучения, расширения знаний в области информационной безопасности, позволяющих научиться распознавать недостоверную информацию, вредоносный контент и не поддаваться на «услуги» мошенников в информационной среде. Особенно важным представляется в связи с этим понимание того, что формирование информационной культуры несовершеннолетних непосредственно связано с получением правовых знаний и навыков правовой грамотности, разъяснением их прав в информационной сфере на основе правового просвещения.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2023
Несомненно, вызывает особую тревогу то, что несовершеннолетние подвергаются психологическому воздействию в социальных сетях, которыми они активно пользуются, нередко информационное воздействие на них оказывают размещенные в сети Интернет призывы к массовым беспорядкам, экстремистским действиям, совершениям самоубийств и другим противоправным действиям. В связи с этим сегодня стратегическое значение имеет выработка государственной политики, направленной на решение актуальных проблем развития культуры информационной безопасности граждан, на основе обоснованных научных подходов с использованием мониторинга, прогнозирования, результатов социальных исследований, разработки новых образовательных программ и т.д. По нашему мнению, для реализации Концепции требуется разработка соответствующей межведомственной программы по формированию правовой базы для интеграции всех процессов, включая воспитательные механизмы правового просвещения, образовательные и иные.
Вместе с тем нельзя обойти вниманием Концепцию информационной безопасности детей, предусматривающую совершенствование механизмов защиты несовершеннолетних от дестабилизирующего воздействия информационной среды и создание благоприятных условий адаптации, обеспечение гармоничного развития молодого поколения, и утвержденную в 2015 г. Правительством РФ [17]. Сегодня, в условиях новых вызовов этот концептуальный документ нуждается в существенной корректировке. Такая позиция высказывается в целом ряде научных исследований, посвященных вопросам информационной безопасности несовершеннолетних [18]. Однако следует признать, что диссертационных работ, касающихся этих вопросов пока явно недостаточно. Нужны сегодня новые концептуальные подходы к развитию законодательства и выработке эффективных мер обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних. Это в полной мере касается Федерального закона от 29.12.2010 № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [19], а также документов в информационной сфере по проблемам распространения негативного контента и др.
Главной задачей при формировании и развитии культуры информационной безопасности, как справедливо отмечает ряд авторов, является необходимость соблюдения всех возможностей в системе непрерывного образования, своевременного осведомления членов общества о проблемах безопасности информационных систем и сетей. «Каждый гражданин должен быть ответственным в сфере цифровых технологий» [20].
Сегодня признаются эффективными методы размещения полезной (ценной) информации на информационных ресурсах, в средствах массовой информации, в рекламе. В качестве образовательных курсов по информационной безопасности целесообразно их использование для системы органов публичной власти, при параллельном освоении теоретических и практических навыков информационной безопасности. При этом одной ключевых задач становится обучение гражданина противостоять угрозам информационной безопасности в режиме реального времени.
Также нельзя оставить без внимания позиции в юридической литературе относительно целесообразности включения в систему конституционных прав и свобод в качестве основы реализации и гарантий в информационной сфере «права индивида на доступ к глобальной информационно-телекоммуникационной сети». При этом авторы аргументируют свою позицию тем, что «новая коммуникационная среда современного общества создала свою систему ценностей, выдвинула свои приоритеты, сформировала свои интересы и способы взаимодействия, в том числе и среди детской аудитории» [16 с.225-228].
Полагаем, представляет интерес опыт организации информационного просвещения несовершеннолетних в рамках проведения, по инициативе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации при поддержке Минобна-уки России, Минкомсвязи России, Института развития Интернета, федеральных и региональных органов власти и ведения ежегодного (начиная с 2014 года) Единого урока по безопасности в сети Интернет [21]. Также в 2023 году был создан Альянс по защите детей в цифровой среде, как добровольное объединение девяти крупных технологических цифровых и медиакомпаний России, созданное в 2021 году с целью развития безопасного и благоприятного интернет-пространства для несовершеннолетних (в него входят «ВымпелКом», «Газпром Медиа Холдинг», «Лаборатория Касперского», «МегаФон», МТС, VK, «Национальная Медиа Группа», «Ростелеком» и «Яндекс») [22]. Кроме того, обращает внимание созданная на сайте Лаборатории Касперского для родителей и детей серия сайтов по безопасности (в режиме онлайн), где представлено интерактивное обучение в Интернете, в целях приобретения знаний, позволяющих распознавать действия мошенников. Вместе с тем при помощи портала Му Kaspersky может осуществляться наблюдение за общениями ребенка. При этом на указанном сайте имеется рубрика для преподавателей, «Введение в основы цифровой грамотности и гигиены для учащихся младших классов» [23].
В настоящее время в образовательных процессах уже широко используется немало сетевых инструментов, для приобретения навыков поведения в информационном социуме [16 с.228]. Например, Классне.ру (https: // classnetru.mirtesen.ru/), также образовательные ресурсы, которые достаточно востребованы не только молодым поколением, но и педагогами. Например, портал «Российская электронная школа» (РЭШ) (https: //^^ edu.ru/distance)1. «Российская электронная школа» (https: // resh.edu.ru/), медиатека «Просвещение» (https: //media.prosv.ru/), «Обазовариум» (https: //obr.nd.ru/). Популярны среди старшеклассников и студентов образовательные платформы, созданные Ассоциацией «Национальная платформа открытого образования», учрежденными ведущими российскими университетами (МГУим. М.В. Ломоносова, «МИСиС», НИУ ВШЭ и др.) «Открытое образование». На них размещаются материалы по различным учебным курсам, разработанным в соответствии с требованиями федеральных образовательных стандартов2. Таким образом, в условиях открытого информационного пространства необходима организационно-методическая работа, направленная на обеспечение взаимодействия участников между собой в образовательном процессе, начиная от обмена информации до организации контроля выполнения работы.
Это подтверждает справедливость точки зрения авторов о том, что «погружение молодого поколения в информационное пространство детерминирует необходимость правового осмысления возникающих в этой связи рисков и угроз личной безопасности несовершеннолетнего» [16 с.230].
Следует отметить положительный опыт создания специальных образовательных модулей по кибербезопасности для технических вузов и факультетов. На современном этапе многие российские университеты, в рамках укрупненных
1 По данным сайта Министерства просвещения Российской Федерации портал РЭШ является одним из ресурсов, рекомендованных для обеспечения дистанционного обучения. Российские школы, перешедшие на дистанционный формат обучения, используют различные образовательные платформы, доступ к которым открыт для каждого ученика, учителя, родителя и педагога. На портале находятся интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-по 11 класс. Портал также полезен учителям, которые могут воспользоваться лучшими дидактическими и методологическими материалами по всем урокам. URL.: https: // edu//gov.rupress/2239/ na-portale-resh poyavilya-spisok-resursov-kotorye-mozhno-ispolzovat-v-period-obucheniya-doma (дата обращения: 21.03.2023)
2 Образовательная платформа «Открытое образование» URL.: https: //opened.ru / (дата обращения: 21.03.2023)
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2023
групп специальностей и направлений подготовки «Информационная безопасность», «Информатика и вычислительная техника» и «Электроника, радиотехника и системы связи обеспечивают подготовку специалистов в сфере кибербезопасно-сти. Это будет способствовать в формированию профессиональных компетенций по защите критической инфраструктуры, отечественных промышленных и информационных систем [25].
В рамках настоящей статьи представляется важным отметить, что Сектором информационного права и международной информационной безопасности ИГП РАН продолжаются научные исследования в информационно-правовой сфере, связанные с национальной и международной информационной безопасностью, включая институты идентификации и достоверности информации, информационно-психологической безопасности, конфиденциальности информации и т.д. Научные современные разработки связаны с моделями правового регулирования цифровой экономики, искусственного интеллекта, квантовых технологий, развития национальной системы правовой информации, а а также системы международных принципов обеспечения международной информационной безопасности [23]. В процессе исследования предложено совершенствование системы документов стратегического планирования в области информационной безопасности.
Заключение
В заключение следует отметить, что важность выработки научно обоснованного информационно-правового подхода к выполнению задач достижения уровня грамотности в области информационной безопасности. Это должно повлиять и на формирование пространства доверия при пользовании различными сервисами, активизации процессов цифровизации государственного управления и экономики, будет способствовать повышению эффективности противодействия преступлениям в информационной сфере, а в целом создаст необходимый базис развития культуры информационной безопасности граждан для обеспечения национальной безопасности России.
Таким образом, полагаем обоснованным вывод о том, что на современном этапе для решения рассмотренных проблем приоритетным является создание системы массового обучения граждан в области информационной безопасности. Эта подготовка обязательно должна включать в себя наряду с этическими нормами, также освоение нормативно-правовой базы, регулирующей развитие информационных технологий, знание стратегических целей и задач в этой области, понимание направлений и состояние развития цифровой экономики страны, современных техно-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2023
логий, связанных с цифровым оборотом данных, особенности применения искусственного интеллекта и робототехники на данном этапе и в перспективе, проблемы использования персональных данных, больших данных и т.д. На наш взгляд, эти задачи могут быть успешно решены на основе массового правового просвещения, модернизации системы образования, включая развитие единой образовательной среда.
Список литературы:
[1] Минбалеев А. В. Теоретические основания правового регулирования массовых коммуникаций в условиях развития информационного общества: диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук. Челябинск, 2012. 451 с.
[2] Лопатин В.Н. Проблемы информационного права в цифровой экономике // Право и государство. 2019. № 1 (82). С. 40-56.
[3] Полякова Т.А. Модели правового регулирования обеспечения информационной безопасности в условиях больших вызовов в глобальном информационном обществе: монография / под общ. ред. д.ю.н. профессора Т.А. Поляковой. -Саратов: Амирит, 2020. - 254 с.
[4] Новые горизонты развития системы информационного права в условиях цифровой трансформации: монография / отв.ред.; Т.А. Полякова, А.В. Минбалеев, В.Б. Наумов.М.: ИГП РАН, 2022.- 368 с 002Е
[5] Бирич И.А. Панченко О.Г. В поисках методологии отечественного образования: История, современность, прогнозы: монография. Москва-Е-катеринбург:Уральское из-во; Большая Медведица, 2010.- 256 с.
[6]https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/ document/HASH4b379ecd7a2f7c0c5fb64b (дата обращения: 25.01.2023).
[7] Полякова Т.А. Модели правового регулирования в глобальном информационном обществе: монография / под общ. ред. Т.А. Поляковой. - Саратов: Амирит, 2020. 254 с.
[8] Полякова Т.А. Правовое обеспечение информационной безопасности при пост роении информационного общества в России: дис. доктор. юрид. наук. М., 2008. 438 с.
[9] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22.12.2023 № 4088-р «О Концепции формирования и развития культуры информационной безопасности граждан РФ» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 25.01.2023).
[10] Троян Н.А. Предложения по совершенствованию системы применения цифровых технологий в нормотворческих и правоприменительных
процессах // Мониторинг правоприменения. 2021. № 4 (41). С. 82-92.
[11] Полякова Т.А. Формирование системы правового регулирования обеспечения информационной безопасности в условиях больших вызовов в глобальном информационном обществе: монография / под общ. ред. д. ю. н., проф. Т.А. Поляковой. М., Саратов: Амирит. 2022. 332 с.
[12]https://iphlib.ru/library/collection/ newphilenc/document/
HASH4b379ecd7a2f7c0c5fb64b (дата обращения: 25.01.2023).
[13] Степин В.С. Новая философская энциклопедия в 4 т. / Ин-т философии РАН, Наш общ. научн фонд; Научно-ред. совет: предис. В.С. Степин, замес предс. А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин, А.П. Огурцов. М.: Мысль, 2010. С. 341.
[14] Рыбаков О.Ю. Философия права: учебник для магистров. 2-e изд., перер. доп. М.: Проспект. 2022. 320 с.
[15] Распоряжение Правительства РФ от 22.12.2023 № 4088-Р «Концепция формирования и развития культуры информационной безопасности граждан Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 25.01.2023).
[16] Рыбакова О.С. Информационная безопасность несовершеннолетних // Безопасность детства: социальные проблемы и правовые способы их решения: монография / под ред. О.Ю. Рыбакова. М.: Проспект. 2021. 424 c.
[17] Распоряжение Правительства РФ от 02.12.2015 № 2471-Р «Об утверждении Концепции информационной безопасности детей» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. № 49. Ст. 7055.
[18] Смирнов А.А., Формирование системы правового обеспечения информационно-психологической безопасности в Российской Федерации / диссертац.на соиск учен. Степен. докт.ю.н. М., 2022. 444 с.; Смирнов А.А. Проблемы совершенствования законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: материалы ежегодной Всероссийской науч.-практ. конф. (Сорокинские чтения), 20 марта 2015 г. В 3 ч. Ч. III. / Сост.: Ю.Е. Аврутин, А.И. Каплунов. СПб.: Изд-во СПб. ун-та МВД России, 2015. С.130-134.
[19] Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 25.01.2023).
[20] Малюк А.А. Малюк З.П. Актуальные вопросы создания системы массового обучения культуре информационной безопасности // Безопасность информационных технологий= IT Security. 2021. Том 28. № 4. С. 11.
[21] Единый урок, календарь, методики, материалы. Основы информационной безопасности детей // Единый урок по безопасности в сети Интернет. URL: http://единыйурок.рф (дата обращения: 25.01.2023).
[22] Лаборатория Касперского. URL: https:// www.kaspersky.ru/about/press-releases/2023_ za-bezopasnoe-cifrovoe-detstvo-nachalsya-priyom-zayavok-na-premiyu-alyansa-po-zashite-detej-v-seti (дата обращения: 25.01.2023).
[23] Защита детей. Методические материалы для учителей. URL: https://kids.kaspersky.ru/ metodic (дата обращения: 25.01.2023).
[24] Полякова Т. А., Минбалеев А. В. Понятие и правовая природа «цифровой зрелости» // Государство и право. 2021. № 9. С. 107-116; Полякова Т. А., Минбалеев А. В., Наумов В. Б. Правовое регулирование квантовых коммуникаций в России и в мире // Государство и право. 2022. № 5. С. 104114
[25] Минобрнауки Будущих инженеров и конструкторов обучают основам кибербезопасности https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/ obrazovanie/52429/?sphrase_id=4373884(дата обращения: 25.01.2023).
Spisok literatury:
[1] Minbaleev A. V. Theoretical foundations of the legal regulation of mass communications in the conditions of the development of the information society: dissertation for the degree of Doctor of Law. Chelyabinsk, 2012. 451 p.
[2] Lopatin V.N. Problems of information law in the digital economy // Law and State. 2019. No. 1 (82). pp. 40-56.
[3] Polyakova T.A. Models of legal regulation of information security in the face of great challenges in the global information society: monograph / ed. ed. Doctor of Law Professor T.A. Polyakova. - Saratov: Amirit, 2020. - 254 p.
[4] New horizons for the development of the information law system in the context of digital transformation: monograph / ed.; T.A. Polyakova, A.V. Minbaleev, V.B. Naumov.M.: IGP RAS, 2022.- 368 p002E
[5] Birich I.A. Panchenko O.G. In search of the methodology of national education: History, modernity, forecasts: a monograph. Moscow-Yekaterinburg: Uralsk; Ursa Major, 2010.- 256 p.
[6] https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/ document/HASH4b379ecd7a2f7c0c5fb64b (accessed 01/25/2023).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2023
[7] Polyakova T.A. Models of legal regulation in the global information society: monograph / ed. ed. T.A. Polyakova. - Saratov: Amirit, 2020. 254 p.
[8] Polyakova T.A. Legal support of information security in the construction of the information society in Russia: dis. doctor. legal Sciences. M., 2008. 438 p.
[9] Decree of the Government of the Russian Federation of December 22, 2023 No. 4088-r "On the Concept for the Formation and Development of an Information Security Culture of the Citizens of the Russian Federation" // Official Internet Portal of Legal Information http://www.pravo.gov.ru (date of access: 01/25/2023).
[10] Troyan N.A. Proposals for improving the system of using digital technologies in rule-making and law enforcement processes // Law enforcement monitoring. 2021. No. 4 (41). pp. 82-92.
[11] Polyakova T.A. Formation of the system of legal regulation of information security in the face of great challenges in the global information society: monograph / ed. ed. d. y. n., prof. T.A. Polyakova. M., Saratov: Amirit. 2022. 332 p.
[12]https://iphlib.ru/library/collection/newphi-lenc/document/HASH4b379ecd7a2f7c0c5fb64b (accessed 25.01.2023).
[13] Stepin V.S. New Philosophical Encyclopedia in 4 volumes / Institute of Philosophy RAS, Our Society. scientific fund; Scientific ed. advice: preface V.S. Stepin, pres. A.A. Huseynov, G.Yu. Semigin, A.P. Ogurtsov. M.: Thought, 2010. S. 341.
[14] Rybakov O.Yu. Philosophy of law: a textbook for masters. 2nd ed., Rev. add. M.: Prospect. 2022. 320 p.
[15] Decree of the Government of the Russian Federation of December 22, 2023 No. 4088-R "The concept of the formation and development of an information security culture of citizens of the Russian Federation" // Official Internet portal of legal information http://www.pravo.gov.ru (date of access: 01/25/2023).
[16] Rybakova O.S. Information security of minors // Safety of childhood: social problems and legal methods of their solution: monograph / ed. O.Yu. Rybakov. M.: Prospect. 2021. 424 p.
[17] Decree of the Government of the Russian Federation of 02.12.2015 No. 2471-R "On Approval
of the Concept of Information Security of Children" // Collected Legislation of the Russian Federation. 2015. No. 49. Art. 7055.
[18] Smirnov A.A., Formation of the system of legal support of information and psychological security in the Russian Federation / dissertation. Degree. Doctor of Law M., 2022. 444 p. Smirnov A.A. Problems of improving legislation on the protection of children from information harmful to their health and development // Actual problems of administrative and administrative procedural law: materials of the annual All-Russian scientific and practical. conf. (Sorokin Readings), March 20, 2015. At 3 p.m. Part III. / Comp.: Yu.E. Avrutin, A.I. Kaplunov. St. Petersburg: Publishing House of St. Petersburg. University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2015, pp. 130-134.
[19] Federal Law No. 436-FZ of December 29, 2010 "On protecting children from information harmful to their health and development // Official Internet portal of legal information http://www.pravo.gov.ru (Accessed: 01/25/2023).
[20] Malyuk A.A. Malyuk Z.P. Actual issues of creating a system of mass education in the culture of information security // Security of information technologies = IT Security. 2021. Volume 28. No. 4. P. 11.
[21] A single lesson, calendar, methods, materials. Fundamentals of information security for children // A single lesson on security on the Internet. URL: http://sedinyurok.rf (date of access: 25.01.2023).
[22] Kaspersky Lab. URL: https://www.kasper-sky.ru/about/press-releases/2023_za-bezopas-noe-cifrovoe-detstvo-nachalsya-priyom-zayavok-na-premiyu-alyansa-po-zashite-detej-v-seti (date of access: 01/25/2023).
[23] Child protection. Methodical materials for teachers. URL: https://kids.kaspersky.ru/methodic (date of access: 01/25/2023).
[24] Polyakova T. A., Minbaleev A. V. The concept and legal nature of "digital maturity" // State and Law. 2021. No. 9. P. 107-116; Polyakova T. A., Minbaleev A. V., Naumov V. B. Legal regulation of quantum communications in Russia and in the world // State and Law. 2022. No. 5. S. 104-114
[25] Ministry of Education and Science Future engineers and designers are taught the basics of cybersecurity
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2023