Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ОСНОВЕ ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ'

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ОСНОВЕ ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
150
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЦИФРОВАЯ ЭПОХА / СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА / ПРАВОВЫЕ РИСКИ / ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Троян Наталья Анатольевна

Статья посвящена актуальным вопросам развития системы правовой информации на базе современных конвергентных технологий и цифровых платформенных решений в условиях информационного общества. Цель: научно обосновать концепцию формирования инфраструктуры национальной системы правовой информации. Метод исследования: работа основана на системном анализе, позволяющем комплексно исследовать проблему развития системы правовой информации в контексте правового регулирования в условиях цифровизации. Результаты: сделан вывод о том, что в условиях цифровизации правовая информация является ключевым стратегическим ресурсом; выявлена связь цифровизации и с появлением нового типа общественных отношений, и с активизацией развития цифровых платформ, используемых как в государственном управлении, так и в иных сферах. В условиях турбулентности в мире обосновано значение национальной системы правовой информации, имеющей официальный, комплексный, интегрированный, многоуровневый характер, открытой и базирующейся на принципах территориальной распределенности и достоверности информации, на новых платформенных решениях с использованием цифровых и иных технологий, направленных на информационно-правовое обеспечение национальных интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Троян Наталья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUILDING THE LEGAL INFORMATION SYSTEM BASED ON A UNIFIED INFORMATION INFRASTRUCTURE

The article is devoted to the topical issues of the development of the legal information system based on modern convergent technologies and digital platform solutions in the information society. Purpose: to scientifically substantiate the concept of the formation of the infrastructure of the national legal information system. Research method: the work is based on a system analysis that allows studying comprehensively the problem of the development of the legal information system in the context of legal regulation in the digital environment. Results: it is concluded that, in the context of digitalization, legal information is a key strategic resource; the link between digitalization and the emergence of a new type of social relations and with the intensification of the development of digital platforms used both in public administration and in other areas is revealed. Under conditions of turbulence in the world, the author justifies the significance of the national legal information system, which has an official, comprehensive, integrated, multi-level, open character, and is based on the principles of territorial distribution and reliability of information, on new platform solutions using digital and other technologies aimed at information and legal support of national interests.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ОСНОВЕ ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ»

Научная статья Original article

УДК 349

DOI 10.33184/pravgos-2022.3.21

ТРОЯН Наталья Анатольевна

Институт государства и права РАН, Москва, Россия; e-mail: [email protected]; https://orcid.org/0000-0003-1572-8902

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ОСНОВЕ ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

BUILDING THE LEGAL INFORMATION SYSTEM BASED ON A UNIFIED INFORMATION INFRASTRUCTURE

TROYAN Natalia Anatolievna

Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia.

Аннотация. Статья посвящена актуальным вопросам развития системы правовой информации на базе современных конвергентных технологий и цифровых платформенных решений в условиях информационного общества. Цель: научно обосновать концепцию формирования инфраструктуры национальной системы правовой информации. Метод исследования: работа основана на системном анализе, позволяющем комплексно исследовать проблему развития системы правовой информации в контексте правового регулирования в условиях цифровизации. Результаты: сделан вывод о том, что в условиях цифровизации правовая информация является ключевым стратегическим ресурсом; выявлена связь цифровизации и с появлением нового типа общественных отношений, и с активизацией развития цифровых платформ, используемых как в государственном управлении, так и в иных сферах. В условиях турбулентности в мире обосновано значение национальной системы правовой информации, имеющей официальный, комплексный, интегрированный, многоуровневый характер, открытой и базирующейся на принципах территориальной распределенности и достоверности информации, на новых платформенных решениях с использованием цифровых и иных технологий, направленных на информационно-правовое обеспечение национальных интересов.

Ключевые слова: национальная безопасность, правовое обеспечение, информационная безопасность, цифровая эпоха, система информационного права, правовые риски, правовая информация, цифровые технологии

Abstract. The article is devoted to the topical issues of the development of the legal information system based on modern convergent technologies and digital platform solutions in the information society. Purpose: to scientifically substantiate the concept of the formation of the infrastructure of the national legal information system. Research method: the work is based on a system analysis that allows studying comprehensively the problem of the development ofïhe legal information system in the context of legal regulation in the digital environment. Results: it is concluded that, in the context ofdigitalization, legal information is a key strategic resource; the link between digitali-zation and the emergence of a new type of social relations and with the intensification of the development of digital platforms used both in public administration and in other areas is revealed. Under conditions of turbulence in the world, the author justifies the significance of the national legal information system, which has an official, comprehensive, integrated, multi-level, open character, and is based on the principles of territorial distribution and reliability of information, on new platform solutions using digital and other technologies aimed at information and legal support of national interests.

Keywords: national security, legal support, information security, digital age, legal information system, legal risks, legalinformation, digital technologies

Финансирование. Статья выполнена в рамках Государственного задания № 0136-2021-0042 «Правовое регулирование цифровой экономики, искусственного интеллекта, информационной безопасности».

Для цитирования: Троян H.A. Формирование системы правовой информации на основе единой информационной инфраструктуры / H.A. Троян // Правовое государство: теория и практика. - 2022. - № 3. -С. 150-158. DOI 10.33184/pravgos-2022.3.21.

For citation: Troyan N.A. Building the legal information system based on a unified information infrastructure. Pravovoe gosudarstvo: teoriya ipraktika = The Rule-of-Law State: Theory and Practice, 2022, no. 3, pp. 150-158. DOI 10.33184/pravgos-2022.3.21 (In Russian],

©Троян H.A., 2022

150

Введение

Развитие информационного общества и постепенный переход России к обществу знаний детерминируется так называемым процессом цифровизации, затрагивающим все сферы общественной жизни. Информационные и коммуникационные технологии, включая цифровые, оказывают существенное воздействие на развитие различных сфер экономики, на социальные отрасли, государственное и муниципальное управление, оборону и безопасность государства, обеспечение правопорядка и становятся частью их управленческихсистем [1,с. 13].

Ключевая роль информации в информационном обществе не вызывает сомнений, это подтверждается позициями различных ученых [2; 3; 4]. Однако очевидна неустойчивость информационной сферы, расширение ее пространства, развитие технологий, а также представлений «о границах конфиденциальности информации и одновременно ее массовости, доступности и открытости», на что указывала И.Л. Бачило [5, с. 14].

Значение информации, информационных ресурсов в условиях развития информационного общества возрастает, но порождает и новые правовые вызовы (проблемы), связанные с их обращением (сбором, обработкой, предоставлением, хранением и т. д.), необходимостью их защиты, информационной безопасности.

Эволюционные процессы появления понятия «информации»

Определение понятия «информация» является одним из наиболее противоречивых и дискуссионных. В настоящее время оно находится в фокусе внимания исследователей, что, как полагает O.A. Городов, объясняется необходимостью развития теории связи и возрастанием роли обмена различными сведениями в общественной жизни и деятельности [6, с. 5].

В трудах Р. Фишера [7], Р. Хартли [8], К. Шеннона [9] и ряда других ученых много внимания уделялось изучению понятия «информация». На основе анализа доктринальных толкований следует согласиться с мнением ученых, стоявших у истоков теории информации, определявших ее как «связь» [9, с. 243] «разнообразие» [10, с. 18] «меру сложности» [11, с. 15], «знание» [12, с. 36-37], «всеобщую методологию науки» [13, с. 12], «обозначение содержания» [14, с. 31]. Однако до настоящего времени отсутствует универсальное

для различных отраслей науки определение понятия «информация», несмотря на то что в Федеральном законе об информации1 это понятие нашло закрепление.

Человечество активно приступило к созданию на основе цифровых технологий высокоэффективной информационной среды. Само существование информационного общества основано на обращении информации. При этом правовые проблемы обращения информации исследуются на основе модели информационной среды - сферы производства, преобразования и потребления информации.

Анализ различных правовых определений понятия «информация» будет недостаточным, если не отметить позицию И.Л. Бачило, по мнению которой «информация - это основа и источник формирования мировой системы знаний» [5, с. 27].

Схожую позицию занимает Т.А. Полякова, справедливо указывающая на то, что «важными направлениями научных исследований становится информация как источник знаний, пространственные технологии, различные объекты информационной сферы в их системной связи, формируемая инфраструктура нового состояния информационной среды (включая критическую информационную инфраструктуру) и системы информационных отношений» [15, с. 65].

Исследуя данную тему, следует отметить, что информация находится в прямой связи со знанием. Отличие информации и знания заключается в том, что они характеризуют человеческое познание по-разному: знание -с гносеологической точки зрения, информация - в основном с коммуникативной.

В данной статье полагаем важным отметить, что Б.А. Семеновкер в своем исследовании, посвященном информационной деятельности, предлагает рассматривать сохранение информации как «организацию памяти, в которой содержатся сведения для индивида и общества». Рассматривая путь информации от ее устной формы к последующему фиксированию, он отмечает необходимость «надежной фиксации документов и их собраний для долговременного хранения и последующей передачи» [16, с. 17]. При этом Б.А. Семеновкер связывает формы фиксирования информации с четырьмя этапами информационной революции, где информация фиксировалась в следующих формах: устная, рукописная,

1 Об информации, информационных технологиях и о защите информации : федер. закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2006. №31 (ч. 1], ст. 3448.

151

полиграфическая, цифровая. Вместе с тем он отмечает значение таких инструментов, «как язык и речь, письменность, печатный станок или компьютер» [16, с. 19].

В связи с этим представляет интерес мнение Ю.М. Лотмана о развитии информационной деятельности. Он обратил внимание на то, что «постепенные процессы обладают мощной силой прогресса. В этом смысле интересно соотношение научных открытий и технических реализаций. Величайшие научные идеи в определенном смысле сродни искусству: происхождение их подобно взрыву. Техническая реализация новых идей развивается по законам постепенной динамики» [17, с. 18].

Следует также обратиться к работам Н. Винера, который одним из первых определил информацию как объект исследования в период становления и развития компьютерных технологий, указав, что информация - это «обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему наших чувств. Процесс получения и использования информации является процессом нашего приспособления кслучайностям внешней среды и нашей жизнедеятельности в этой среде» [14]. При этом взаимодействие самого процесса и передачи информации можно назвать информированием.

Считаем интересной философскую позицию профессора О.Ю. Рыбакова, который предлагает под информацией понимать «обусловленные бытием человека сведения об окружающей действительности, изменяющиеся в процессе жизнедеятельности человека» [18, с. 72].

Между тем необходимо признать, что сегодня вопросы, связанные с определением понятия «информация», являются дискуссионными, учитывая различные критерии. Так, И.Л. Бачило подчеркивала, что «правовое определение информации можно сформулировать при более широком понимании этого феномена: информация - это воспринимаемая и понимаемая человеком характеристика окружающего мира во всем его разнообразии, которая возникает в процессе познания последнего и позволяет на основе свойств предметов, процессов, фактов и отражения их в различных формах восприятия отличать их признаки, значения, устанавливать связи и зависимости всего многообразия проявления материального, духовного, идеологического мира - формировать мировую систему знаний» [5, с. 28].

Информационная среда

и правовая информация

Сегодня человечество активно приступило к созданию на основе цифровых технологий высокоэффективной информационной среды. Еще полвека назад предпринимались попытки построить квантовую теорию информации. Так, в 1980 г. ученый Ю.И. Манин высказал свою позицию о квантовых вычислениях, в 1981 г. Нобелевский лауреат по физике Р. Фейнман предложил первую модель квантового компьютера, способного решать более сложные задачи. Идея состояла в том, что простейшая квантовая система намного сложнее простейшей классической системы, то есть у нее большее количество состояний, которые могут служить основой более эффективных квантовых вычислительныхалгоритмов. [19, с. 19].

Разделяя условно исторические процессы на хронологические периоды, следует отметить, что сначала была эпоха компьютеризации, потом информатизации, а на современном этапе - цифровизация. При этом роль информации как объекта права существенно возросла и поднялась на уровень особого объекта правоотношений. В этой связи К.А. Мефодьева полагает, что «цифровые данные - это информация, представленная в цифровой форме (в виде числового кода, который обеспечивает возможность ее обработки компьютером). Правовое значение выделения данного понятия состоит в том, чтобы различные данные могли быть объединены с целью поиска закономерностей и потребностей в выработке общих подходов к правовому регулированию» [20, с. 10].

По мнению Ю.М. Батурина, «вещество, энергия, информация - три ракурса, с которых наука видит наш мир, три формы его представления. Именно через них и ближайшие к ним понятия логично формировать правовую среду жизнедеятельности людей, в том числе - и правовую среду«цифровизации»» [19, с. 22].

Вместе с тем необходимо признать, что правовая информация слишком неоднородна, и в связи с отсутствием ее полной, четкой дефиниции продолжаются дискуссии по рассмотрению правовой информации как важного условия для успешной реализации российской правовой политики на современном этапе. Однако О.Ю. Рыбаков отмечает, что не любые сведения и знания о праве являются по своей природе правовыми, так как они могут включать индивидуальный опыт и эмоциональные оценки, и предлагает свое определение правовой информации [21, с. 106].

152

Достоверность информации

На современном этапе в Российской Федерации усиливается значение достоверности информации как принципа правового регулирования в информационном праве. В процессе цифровой трансформации информационного общества и увеличения объемов информации требуют особого внимания вопросы формирования национальной системы правовой информации и обеспечения открытого доступа к ней. Вопросы доступа к информации, ее достоверности, юридической значимости имеют межотраслевой характер и приобретают особенную актуальность, что обусловлено не только социально-экономическим значением информации, но и экспоненциальным усилием трансформирующего воздействия цифровых технологий. Это позволяет утверждать, что информация сегодня приобретает характер стратегического ресурса в системе органов публичной власти, а также становится ключевым фактором в образовательной среде, здравоохранении, включая телемедицину, в сфере социального обеспечения, экономике и т. д. Рост цифровизации способствует трансформации структуры всех традиционных правовых институтов в новые цифровые форматы. Как справедливо отмечает в связи с этим A.B. Минбалеев, «право и иные регуляторы не могут оставаться в статичном состоянии, с учетом стремительности процессов трансформации и острой необходимости эффективно реагировать на существующие вызовы» [22, с. 178]. В этой связи, полагаем, следует обратить внимание на слова академика B.C. Сте-пина, отмечавшего, что «при переходе к новым стратегиям цивилизационного развития пока не найдены точки развития новых ценностей» [23, с. 9]. Сегодня, в условиях информационного общества, увеличение объемов официальной информации усиливает значение совершенствования системы обеспечения доступа к правовой информации как основы реализации права человека на информацию. Цифровые технологии, находясь в постоянном развитии и расширяя доступ к информации на основе электронного взаимодействия различных субъектов, создают условия для перехода государственного управления на новый уровень и повышения качества жизни населения, что требует научного осмысления с позиции информационного права и дальнейшего совершенствования правового регулирования отношений в информационной сфере.

Следует признать, что роль информации в правовой системе только возрастает, так как именно юридические свойства определяют ее как объект правоотношений и обеспечивают реализацию конституционных прав и свобод в информационной сфере. Сегодня информационная сфера весьма неустойчива, так как меняются не только технологии, но и информационные представления о границах конфиденциальности информации. Это связанно, прежде всего, с необходимостью реализации информационных прав и свобод человека и гражданина, а также обеспечения развития единого информационного пространства государства. Так, О.Ю. Рыбаков отмечает многоплановость роли права в обеспечении достоверности информации [21, с. 106]. Следует также согласиться с О.В. Петровской в том, что «для понимания (осознания) своего места в существующей действительности, в обществе жизненно важным является соблюдение фактора достоверности получаемой информации, недопустимости ее искажения. Таким образом, достоверность информации должна иметь ключевое значение в формировании системы общественных отношений, причем касаться это будет как в случае, когда объектом этих взаимоотношений являются материальные блага, так и в случае, когда в центре внимания будут блага нематериальные» [24, с. 131-132].

Происходящие сегодня события приводят к тому, что недостоверная информация становится угрозой информационной безопасности всего общества, поскольку искажение реальной действительности, фактов, массовое предоставление фейковой информации вводит в заблуждение не только отдельных граждан (личности), но и целые государства и страны. На это обращено внимание в Распоряжении Правительства РФ от 22 октября 2021 г. № 2998-р, где указано, что в рамках стратегического развития в области цифровой трансформации государственного управления ключевой проблемой при цифровизации является недостаток достоверных сведений (данных), доступных в режиме реального времени, необходимых для принятия управленческих решений2.

В основополагающих стратегических правовых актах Российской Федерации отражена

2 Об утверждении стратегического направления

в области цифровой трансформации государственно-

го управления: распоряжение Правительства РФ от 22.10.2021 № 2998-р [Электронный ресурс] // Офиц. интернет-портал правовой информации. URL: www.pravo. gov.ru (датаобращения: 20.06.2022].

153

необходимость использования инструментария, разработанного в рамках реализации стратегических направлений, выделенных в указах Президента РФ3.

Цифровые платформы и правовая информация

Современные цифровые технологии, несомненно, влияют и на развитие правовой системы, существенным образом меняют жизнь человека. При этом одним из активно развивающихся программно-технологических решений является создание и использование цифровых платформ, исследованию которых посвящены работы и в правовой сфере [25; 26; 27]. В частности, предлагается инновационная модель правового регулирования использования цифровых технологий в различных сферах деятельности - «Платформенное право». По мнению М.В. Мажориной, «на стыке права и информационных технологий возникают явления, обусловленные формированием новых массивов норм, которые концептуализируются в юридической науке под разными терминами: компьютерное право (computer law), киберправо или право киберпространства (cyber or cyberspace law) и т. д.» [26, с. 110].

Важно отметить, что одним из основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2024 г.4 является осуществление мер по внедрению цифровых технологий и платформенных решений в практическую деятельность органов государственного управления. По этому поводу Т.А. Полякова и Г.Г. Камалова отмечают, что «среди существующих моделей государственного управления в последнее время в условиях новой цифровой парадигмы в контексте выработки новых инновационных подходов все большую популярность набирает система управления с

3 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 02.06.2021 № 400 [Электронный ресурс] // Офиц. интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 20.06.2022); О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 гг.: указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 [Электронный ресурс] // Офиц. интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обра-щения:20.06.2022); Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 05.12.2016 № 646 [Электронный ресурс] // Офиц. интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 20.06.2022).

4 Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года (утв. Правительством РФ 29.09.2018 № 8028-П13) [Электронный ресурс] // Офиц. интернет-портал правовой информации. URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 20.06.2022).

использованием цифровых платформ. Развитие модели «Государство как цифровая платформа» предполагает качественное развитие концепции «электронного государства» путем внедрения прорывных цифровых технологий и взаимодействия всех субъектов в ходе решения государственно-управленческих платформ» [28, с.26].

Нельзя оставить без внимания то, что Правительством РФ 17 декабря 2019 г. утверждена Концепция, направленная на формирование цифровой аналитической платформы предоставления статистических данных5, представляющая собой совокупность информационных инструментов, обеспечивающих автоматизацию процессов подготовки, сбора, хранения и распределения статистических данных, согласованность с единой системой нормативной справочной информации. Координация процессов перевода государственных информационных ресурсов в государственную единую облачную платформу возложена на Минцифры России. Правительством РФ в соответствии с Распоряжением от 28 августа 2019 г. № 1911-р предусмотрен поэтапный переход к использованию информационной инфраструктуры ГИС и программно-аппаратного обеспечения на облачных технологиях6. В условиях происходящих трансформаций информационно-технологическое обеспечение законодательной деятельности состоит в использовании современных решений в области электронной обработки информации и цифрового взаимодействия при разработке и принятии нормативных правовых актов, организации работы государственных органов.

Подчеркивая важность данного вопроса, необходимо отметить пилотные проекты (на федеральном и региональном уровнях) по внедрению государственной единой облачной платформы (ГЕОП, «ГосОблако») и Национальной системы управления данными (НСУД). Обращает на себя внимание и развитие сервисов на Единой цифровой платформе «Гостех» как комплексной платформе, в рамках которой

5 Концепция создания цифровой аналитической платформы (вместе с «Концепцией создания цифровой аналитической платформы предоставления статистических данных») : распоряжение Правительства РФ от 17.12.2019 № 3074-р [Электронный ресурс] // Офиц. интернет-портал правовой информации. URL: www.pravo. gov.ru (дата обращения: 20.06.2022).

6 Об утверждении Концепции создания государственной единой облачной платформы : распоряжение Правительства РФ от 28.08.2019 № 1911-р [Электронный ресурс] // Офиц. интернет-портал правовой информации. URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 20.06.2022).

154

предполагается стандартизировать требования к разработке, применению сервисов информационной безопасности7. В 2022 г. планируется внедрение облачной системы для работы российского бизнеса, оператором которой является Ростелеком, предоставляющий мощности дата-центров, призванных обеспечить бесперебойную автоматизированную работу для «ГосОблака»8. Указанный проект нацелен на предоставление органам государственной власти единой облачной платформы и перевод информационных систем федеральных органов исполнительной власти на Государственную единую облачную платформу, развитие межведомственных цифровых платформ для обеспечения деятельности органов государственной власти, включая Национальную систему управления данными (НСУД).

Полагаем важным обратить внимание на развитие конституционных положений о создании единой системы органов публичной власти, что позволит органам государственной власти на основе единой системы и цифровой платформы осуществлять взаимодействие и иметь доступ к интегрированной информации. Инфраструктура электронного правительства включает единую систему межведомственного электронного взаимодействия, единую систему нормативной справочной информации, единую систему идентификации и аутентификации.

Среди ключевых и приоритетных задач следует отметить проблему импортоза-мещения и обеспечения безопасности для государственных структур и госкомпаний с государственным участием, подпадающих под действие Федерального закона «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации»9.

Заслуживают особого внимания задачи обеспечения развития современных прорывных технологий, включая квантовые, для обеспечения конкурентоспособности государства (в части развития рынка квантовых технологий). Учитывая темпы развития данных технологий, необходимо опережающее

7 ФОРС: цифровизация госсектора движется в направлении суперсервисов и комплексных платформ [Электронный ресурс]. URL: https://www.tadviser.ru/ index.php/ (дата обращения: 02.06.2022].

8 Гособлако. Государственная единая облачная платформа (ГЕОП] [Электронный ресурс]. URL: https://www. tadviser.ru/index.php/ (дата обращения: 02.06.2022].

9 Федеральный закон от 26.07.2017 № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» / Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www. pravo.gov.ru (дата обращения: 26.06.2022].

регулирование сферы квантовых технологий, в том числе квантовых коммуникаций, что особенно важно для больших массивов правовой информации. Системный анализ действующего законодательства в сфере квантовых коммуникаций позволил выявить необходимость его формирования и развития на различных уровнях, в разных отраслях российского законодательства.

Учитывая указанные тенденции развития технологий в настоящее время, представляется, что в фокусе внимания должны быть проблемы развития правового регулирования формирования национальной системы правовой информации. Следует признать, что сегодня важное место принадлежит информационным ресурсам Минюста России, учитывая его опыт и полномочия. При этом необходимо заметить, что «разработка методологических и организационных основ построения системы правовой информации, начавшаяся в 1990-х годах, весьма актуальна не только для Минюста России, но и в целом для государственного управления.

Российские органы юстиции имеют опыт работы в области законодательства и систематизации, правовой информатизации, правового просвещения и мониторинга правоприменения, а также создания системы нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, муниципальных органов, а также иных электронных информационно-правовых ресурсов. Важным представляется приоритетное направление законодательной деятельности и задач создания системы органов публичной власти в Российской Федерации, оказание бесплатной юридической помощи с применением электронных сервисов. Основой информационной системы «Правовая помощь» является единый портал правового просвещения и бесплатной юридической помощи. Необходимо взаимодействие портала с единым порталом государственных услуг и другими информационными системами, получение актуальной правовой информации, формирование первичного обращения при помощи бесплатного «Конструктора документов». Следовательно, с помощью данного портала можно оказывать информационную помощь, правовое консультирование граждан. Для предоставления достоверной правовой информации Минюстом России осуществляется ведение портала «Нормативные правовые акты в Российской Федерации». В связи с этим представляется целесообразным определение Министерства

155

юстиции РФ в качестве уполномоченного органа по ведению национальной системы правовой информации и возложение на него полномочий по реализации государственной информационной политики в области правовой цифровизации в России.

Полагаем, что вопросы формирования и развития национальной системы правовой информации на основе единой цифровой платформы [29, с. 13], разработки нового цифрового правового классификатора, обеспечения информационной безопасности являются ключевыми на современном этапе. Проведенное нами исследование системы правовой информации в России позволяет утверждать, что она имеет многоуровневый характер, в нее включены ресурсы, которые не всегда имеют официальный статус, нуждаются в упорядочении, унификации, актуализации, исследовании их целостности, достоверности, использовании для ведения единой информационной инфраструктуры и цифровой платформы.

Заключение

Проведенное исследование показало, что на современном этапе необходимо внедрение единой цифровой платформы, включающей в себя единую программно-аппаратную среду, методологию, способствующую взаимоотношениям граждан, государственных органов и коммерческих организаций на базе цифровых технологий. Безусловно, создание единого пространства на платформенной основе является прогрессивным, поэтому в рамках реализации указанного подхода необходимо развитие национальной системы правовой информации на основе платформенных решений. Вместе с тем предлагаются соответствующие изменения законодательства и интеграция государственных информационных ресурсов, цифровых технологий, а также

всего массива правовой информации, направленные на обеспечение взаимодействия всех субъектов информационного обмена.

Правовая информация в информационном обществе на современном этапе приобретает, безусловно, характер стратегического ресурса, трансформируясь в систему цифровизации и государственного управления, это позволит государственным информационным системам перейти на платформенное обеспечение.

Развитие информационной инфраструктуры государственной системы правовой информации возможно реализовать на основе междисциплинарных концептуальных подходов, увеличения уровня интеграции цифровых средств, а также защиты больших данных на основе применения искусственного интеллекта, облачных технологий и платформенных решений. В связи с этим в условиях происходящих трансформаций и новых вызовов праву необходимы новые научно обоснованные подходы, касающиеся отнесения информационной инфраструктуры национальной системы правовой информации (включая единую цифровую платформу) к критической информационной инфраструктуре. Такая система должна быть официальной, комплексной, интегрированной, многоуровневой и открытой с учетом принципа территориальной распределенности, достоверности, базироваться на новых платформенных решениях.

Представляются приоритетными задачи развития публичного права, включая информационное право, организационно-правовое обеспечение формирования национальной системы правовой информации и совершенствование ее информационной инфраструктуры, достоверности информации, противодействия угрозам распространения недостоверной информации различных аспектов информационной безопасности, цифровой зрелости и т. д.

Список источников

1. Право и иные регуляторы в развитии цифровых технологий / A.B. Минбалеев и др. ; под общ. ред. A.B. Минбалеева ; Ин-т государства и права РАН. - Саратов : Амирит, 2022. - 338 с.

2. Минбалеев A.B. Теоретические основания правового регулирования массовых коммуникаций в условиях развития информационного общества : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук : 12.00.14. / A.B. Минбалеев. - Челябинск, 2012. - 44 с.

3. Минбалеев A.B. Роль медиаобразования в формировании информационно-правовой культуры современной молодежи / A.B. Минбалеев // Медиаобразова-ние. - 2007. - №1. - С. 12-16.

References

1. Minbaleev A.V., Martynov A.V., Kamalova G.G., Chubukova S.G., Sushkova O.V., Bundin M.V., Zhernova V.M. et al.; Minbaleev A.V. (éd.). Pravo i inye regulyatory v razvitii cifrovyh tekhnologij [Law and other regulators in the development of digital technologies], Saratov, Amirit Publ., 2022. 338 p.

2. Minbaleev A.V. Teoreticheskie osnovaniya pravovogo regulirovaniya massovyh kommunikacij v usloviyah razvitiya informacionnogo obshchestva. Avtoref. Kand. Diss. [Theoretical foundations of legal regulation of mass communications in the context of the development of information society. Cand. Diss. Thesis], Chelyabinsk, 2012. 44 p.

156

4. Полякова Т.А. Методологические подходы к систематизации информационного законодательства в условиях перехода к информационному обществу / Т.А. Полякова // Вестник Российской правовой академии. - 2007. -№4,- С. 85-87.

5. Бачило И.Л. Информационное право : учебник для вузов / И.Л. Бачило. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2020. - 419 с.

6. Городов O.A. Информационное право : учебник / O.A. Городов. - Москва : Проспект, 2011. - 242 с.

7. Fisher S.R. Statistical Methods for Research Workers / S.R. Fisher. - London : Oliver & Boyd, Ltd., 1925. - 336 c.

8. Hariley R.V.L. Transmission of Information / R.V.L. Hariley // BSTJ. - 1928. -№7.- P. 535-563.

9. Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике / К. Шеннон. - Москва, 1963. - 824 с.

10. Эшби УР. Введение в кибернетику / УР. Эшби. -Москва, 1958. - 432 с.

11. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие /А. Моль. - Москва, 1966. - 352 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12.Махлуп Ф. Производство и распространение знаний в США / Ф. Махлуп. - Москва, 1966. - 462 с.

13. Бриллюен Л. Научная неопределенность и информация / Бриллюен Л.; под ред. Т.А. Кузнецова. - Москва : Мир, 1966. - 271 с.

14. Винер Н. Кибернетика и общество / Н. Винер. -Москва : Иностранная литература, 1958. - 200 с. URL: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000816/ stOOO.shtml.

15. Формирование системы правового регулирования обеспечения информационной безопасности в условиях больших вызовов в глобальном информационном обществе : монография / Т.А. Поляковаи др.; под общ. ред. Т.А. Поляковой ; Ин-т государства и права РАН. - Москва ; Саратов : Амирит, 2022. - 332 с.

16. Семеновкер Б.А. Эволюция информационной деятельности до книгопечатания / Б.А. Семеновкер. - Москва : Пашков дом, 2017. - 589 с.

17. Лотман Ю.М. Культура и взрыв / Ю.М. Лотман. -Москва : Прогресс, 1992. - 272 с.

18. Рыбаков О.Ю. Приоритеты развития информационного общества в России: правовое обеспечение / О.Ю. Рыбаков // Мониторинг правоприменения. - 2017. - № 3 (24]. -С. 71-76.

19. Цифровая трансформация: вызовы праву и векторы научных исследований : монография / Т.А. Полякова и др.; под общ. ред. А.Н. Савенкова, Т.А. Поляковой, A.B. Минбалеева. - Москва : РГ-Пресс,2021. - 334 с.

20. Мефодьева К.А. Цифровые данные как объект гражданско-правового регулирования в Германии, США и России : дис.... канд. юрид. наук : 12.00.03 / К.А. Мефодьева. - Москва, 2019. - 228 с.

21. Рыбаков О.Ю. Правовая информация как условие реализации современной российской правовой политики / О.Ю. Рыбаков II Журнал российского права. -2015. - № 4 (220]. - С. 105-112.

22. Информационно-технологическое обеспечение юридической деятельности (Legal Tech] : учебник /

A.B. Минбалеев и др. ; под ред. A.B. Минбалеева. - Москва : Проспект, 2022. - 368 с.

23. Степин B.C. Современные цивилизационные кризисы и проблема новых стратегий развития /

B.C. Степин. - Москва, 2018. - 28 с.

24. Петровская О.В. Цифровая трансформация и проблемы обеспечения достоверности информации / О.В. Петровская II Аграрное и земельное право. - 2020. - №3,-

C. 131-132.

25. Габов A.B. Цифровая платформа как новое правовое явление / A.B. Габов // Пермский юридический альманах. - 2021. -№4,- С. 13-82.

3. Minbaleev A.V. The role of media education in shaping the information and legal culture of modern youth. Mediaobrazovanie = Media Education, 2007, no. 1, pp. 12-16. (In Russian],

4. Polyakova T.A. Methodological approaches to the systematization of information legislation in the context of the transition to the information society. Vestnik Rossijskoj pravovoj akademii = Bulletin of the Russian Law Academy, 2007, no. 4, pp. 85-87. (In Russian],

5. Bachilo I.L. Informacionnoe pravo [Information law], 5th ed. Moscow, Yurajt Publ., 2020.419 p.

6. Gorodov O.A. Informacionnoe pravo [Information law], Moscow, ProspektPubl., 2011. 242 p.

7. Fisher S.R. Statistical Methods for Research Workers. London, Oliver & Boyd, Ltd., 1925. 336 c.

8. Hariley R.V.L. Transmission of Information. BSTJ, 1928, no. 7, pp. 535-563.

9. Shannon K. Raboty po teorii informacii i kibernetike [Works on information theory and cybernetics], Moscow, 1963.824 p.

10. Ashby W.R. Vvedenie v kibernetiku [Introduction to Cybernetics], Moscow, 1958. 432 p.

11. Mol A. Teoriya informacii i esteticheskoe vospriyatie [Information theory and aesthetic perception], Moscow, 1966. 352 p.

12. Machlup F. Proizvodstvo i rasprostranenie znanij v SSHA [Production and dissemination of knowledge in the United States], Moscow, 1966. 462 p.

13. Brillouin L.; Kuznetsov T.A. (ed.]. Nauchnaya neopredelennost i informaciya [Scientific uncertainty and information], Moscow, Mir Publ., 1966. 271 p.

14. Viner N. Kibernetika i obshchestvo [Cybernetics and Society], Moscow, Inostrannaya literatura Publ., 1958. 200 p. Available at: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/ z0000816/st000.shtml.

15. Polyakova T.A., Minbaleev A.V., Chebotareva A.A., Naumov V.B., Boychenko I.S.; Polyakova T.A. (ed.]. Formirovanie sistemy pravovogo regulirovaniya obespecheniya informacionnoj bezopasnosti v usloviyah bol'shih vyzovov v global'nom informacionnom obshchestve [Formation of the legal regulation system for ensuring information security in the face of great challenges in the global information society], Moscow, Saratov, AmiritPubl., 2022. 332 p.

16. Semenovker B.A. Evolyuciya informacionnoj deyatel'nosti do knigopechataniya [Evolution of information activityto book printing], Moscow, Pashkov dom Publ., 2017. 589 p.

17. LotmanYu.M. Kul'tura ivzryv [Culture and explosion], Moscow, Progress Publ., 1992. 272 p.

18. Rybakov O.Yu. Priorities for the development of the information society in Russia: legal support. Monitoring pravoprimeneniya = Law Enforcement Monitoring, 2017, no. 3 (24], pp. 71-76. (In Russian],

19. Polyakova T.A., Minbaleev A.V., Amelin R.V., Baturin Yu.M., Boychenko I.S., Borisova L.V., Bundin M.V. tt al.; Savenkov A.N., Polyakova T.A., Minbaleev A.V. (eds.]. Cifrovaya transformaciya: vyzovy pravu i vektory nauchnyh issledovanij [Digital transformation: challenges to law and vectors of scientific research], Moscow, RG-Press Publ., 2021. 334 p.

20. Mefodieva K.A. Cifrovye dannye kak ob»ekt grazhdansko-pravovogo regulirovaniya v Germanii, SSHA i Rossii. Kand. Diss. [Digital data as an object of civil law regulation in Germany, the USA and Russia. Cand. Diss.]. Moscow, 2019. 228 p.

21. Rybakov O.Yu. Legal information as the requirement for the implementation of modern Russian legal policy. Zhurnal rossijskogo prava = Journal of Russian Law, 2015, no. 4 (220], pp. 105-112. (In Russian]

22. Minbaleev A.V., Polyakova T.A., Dobrobaba M.B., Chubukova S.G., Palyanova N.V., Martynova T.L., Sushkova O.V. et al.; Minbaleev A.V. (ed.]. Informacionno-tekhnologicheskoe obespechenie yuridicheskoj deyatel'nosti (Legal Tech]

157

26. Мажорина М.В. Цифровые платформы и международное частное право, или Есть ли будущее у киберпра-ва / М.В. Мажорина // Lex Russia. - 2019. - № 2 (147). -С. 107-120.

27. Алтухов A.B. Правовая природа цифровых платформ в российской и зарубежной доктрине / A.B. Алтухов, С.Ю. Кашкин //Актуальные проблемы российского права. - 2021. - Т. 16, № 7 (128). - С. 86-94.

28. Полякова Т.А. Концептуальные основания развития института доступа к информации в Российской Федерации при применении цифровых технологий / Т.А. Полякова, Г.Г. Камалова // Мониторинг правоприменения. - 2020. -№4 (37). - С. 20-27.

29. Троян H.A. Информационно-правовое обеспечение развития национальной системы правовой информации : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.13 / H.A. Троян. - Москва, 2021. - 204 с.

[Information and technological support of legal activity (Legal Tech)]. Moscow, Prospekt Publ., 2022. 368 p.

23. Stepin V.S. Sovremennye civilizacionnye krizisy i problema novyh strategij razvitiya [Modern civilizational crises and the problem of new development strategies], Moscow, 2018. 28 p.

24. Petrovskaya O.V. Digital transformation and problems of information assurance. Agrarnoe i zemel'noe pravo = Agrarian and Land Law, 2020, no. 3, pp. 131-132. (In Russian).

25. Gabov A.V. Digital platform as a new legal phenomenon. Permskij yuridicheskij al'manah = Perm Legal Almanac, 2021, № 4, no. 13-82. (In Russian).

26. Mazhorina M.V. Digital platforms and international private law, or is there a future for cyber law? Lex Russica, 2019, no. 2 (147), pp. 107-120. (In Russian).

27. Altukhov A.V., Kashkin S.Yu. The Legal Nature of Digital Platforms in the Russian and Foreign Doctrines. Aktual'nye problemy rossijskogo prava = Actual Problems of Russian Law, 2021, vol. 16, no. 7 (128), pp. 86-94. (In Russian).

28. Polyakova T.A., Kamalova G.G. Conceptual Foundations for the Development of the Institute of Access to Information in the Russian Federation in the Application of Digital Technologies. Monitoring pravoprimeneniya = Law Enforcement Monitoring, 2020, no. 4 (37), pp. 20-2 7. (In Russian).

29. Troyan N.A. Informacionno-pravovoe obespechenie razvitiya nacional'noj sistemy pravovoj informacii. Kand. Diss. [Information and legal support for the development of the national system of legal information. Cand. Diss.]. Moscow, 2021. 204 p.

Информация об авторе

Троян Наталья Анатольевна - кандидат юридических наук, научный сотрудник сектора информационного права и международной информационной безопасности Института государства и права Российской академии наук.

Information about the Author

Troyan Natalia Anatolievna - Candidate of Sciences (Law), Researcher of the Information Law and International Information Security Sector ofthe Institute ofState and Law ofthe RussianAcademy ofSciences.

Статья поступила в редакцию 20.07.2022; одобрена после рецензирования 21.08.2022; принята к публикации 22.08.2022. The article was submitted 20.07.2022; approved after reviewing 21.08.2022; accepted for publication 22.08.2022.

158

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.