Научная статья на тему 'Образование этнических групп Китая'

Образование этнических групп Китая Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1411
304
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗГРАМОТНОСТЬ / РЕФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ДВУЯЗЫЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ / МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ДИСПРОПОРЦИЯ / ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ / ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ / ILLITERACY / REFORM OF EDUCATION / BILINGUAL EDUCATION / INTER-REGIONAL DISPARITIES / IMPROVING OF EDUCATION OF MINORITY / GENDER DIFFERENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеева Инга Дмитриевна

Данная статья посвящена исследованию особенностей формирования этнических групп Китая и государственной политики КНР в области образования национальных меньшинств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHINA’S NATIONAL MINORITY EDUCATION

This article is devoted to research futures of the formation of ethnic groups of China and China’s state policy in the field of minority education.

Текст научной работы на тему «Образование этнических групп Китая»

17. Lee Y., Kong S. Suyangae Palaeolithic site. Characteristics and meaning in Korean Palaeolithic culture // Suyangae and her neighbous: the 11th international symposium. - Lodz, 2006. - P. 21 - 30.

18. Norton Ch.J., Bae K., Lee H., Harris John.W.K. A review of Korean microlithic industries // Origin and spread of microblade technology in Northern Asia and North America. - Burnaby (B.C.), 2007. - P. 91 - 102.

19. Seong Ch. Late Pleistocene Microlithic Assemblages in Korea // Origin and spread of microblade technology in Northern Asia and North America. - Burnaby (B.C.), 2007. - P. 103 - 114.

20. Yi S. Morphology of microcores from Korea - A preliminary analysis // The Origin and dispersal of microblade industry in Northern Eurasia. - Supporo, 1992.

- P. 68 - 75.

Антонова Юлия Евгеньевна, аспирант ИМБТ СО РАН, 670047 г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6, e-mail: yulya_an@mail.ru

Antonova Yulia Evgenievna, postgraduate student of Institute of Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies, 670047, Ulan Ude, Sakhyanovoy str., 6, e-mail: yulya_an@mail.ru

УДК 37.0(510) © И.Д. Алексеева

ОБРАЗОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП КИТАЯ

Данная статья посвящена исследованию особенностей формирования этнических групп Китая и государственной политики КНР в области образования национальных меньшинств.

Ключевые слова: безграмотность, реформирование образования, двуязычное обучение, межрегиональная диспропорция, повышение уровня образования национальных меньшинств, гендерные различия.

I.D. Alexeeva CHINA’S NATIONAL MINORITY EDUCATION

This article is devoted to research futures of the formation of ethnic groups of China and China’s state policy in the field of minority education.

Keywords: illiteracy, reform of education, bilingual education, inter-regional disparities, improving of education of minority, gender differences.

На протяжении многих лет Китай привлекает внимание всего мирового сообщества своими масштабными реформами и убедительными результатами в области постепенных, поэтапных преобразований в китайской экономике. Уже сейчас можно говорить об экономике Китая как одной из ведущих в мире. Стране в рекордно короткие сроки удалось реализовать единственно правильную схему проведения реформ. Власти и обществу удалось в едином созидательном порыве удачно синтезировать восточную мудрость и дерзость, амбициозность и трудолюбие, веру в особый путь к экономическим вершинам и особое предназначение на мировой политической арене, что, безусловно, является одним из главных факторов успеха проводимых реформ, в том числе и в сфере образования.

Китай - единое многонациональное государство, где на территории протяженностью 9,6 млн квадратных километров, кроме основной национальности хань, составляющей чуть менее 92% населения всей страны, компактно проживает 55 национальных меньшинств общей численностью свыше ста миллионов человек, что

составляет чуть выше 8% населения всего Китая. Территория проживания национальных меньшинств составляет примерно 50-60% территории всей страны. Среди 55 национальных меньшинств 44 имеют собственные автономные округа с населением 75% от общего числа этнических меньшинств и занимают 64% площади всей страны [1].

Национальная политика в отношении этнических групп складывалась на протяжении многих веков. Еще во II веке до н.э., во времена правления династии Хань, Китай стал проводить политику последовательного присоединения территорий, на которых проживали неханьские народы, и применять гибкие методы управления не-ханьцами (в то время их называли «варварами»). Позже, при династии Тан (618-908 гг.), в китайскую политическую доктрину была включена идея многонационального государства, в котором проживали и ханьцы, и «варвары».

Как и другие многонациональные государства, в целях сохранения целостности, исключения сепаратизма среди населения, экономического и социального развития Китай стремится к реше-

нию национального вопроса, прежде всего развивая и сохраняя традиции, обычаи и языки всех национальностей, проживающих на территории всего государства. В связи с этим правительством Китая была создана региональная национальная автономия и организовано самоуправление. В Конституции КНР были заложены фундаментальные принципы автономии и самоуправления, в которых полностью согласуются потребности этнических групп, что позволяет избежать ущемления прав и возможных проявлений сепаратизма, обеспечить сохранность культуры, языка и самобытности народов.

Конституция КНР гласит: «Все народы, населяющие Китайскую Народную Республику, равны. Государство защищает законные права и интересы национальных меньшинств, поддерживает и развивает равенство, единство и взаимопомощь между всеми населяющими Китай народностями. Запрещаются любая дискриминация и притеснение по национальному признаку; запрещены любые действия, подрывающие единство народов или провоцирующие разделение. Государство оказывает помощь районам, населенным национальными меньшинствами, способствуя ускорению их экономического и культурного развития в соответствии со спецификой и потребностями различных национальных меньшинств. В районах компактного проживания национальных меньшинств была введена практика национальной автономии; для управления автономией в этих районах создаются органы самоуправления. Все национальные автономные районы являются неотъемлемой частью Китайской Народной Республики. Все народы имеют право использовать и развивать родной язык, как письменный, так и устный, и сохранять или улучшать свои народные обычаи и традиции» [2]. Закон КНР «Об обязательном образовании» закрепляет право-обязанность каждого ребенка без различия пола, национальности и вероисповедания получить обязательное образование на уровне неполного среднего образования [3].

В соответствии с законом, принятым в 1979 году относительно образовательной политики этнических меньшинств Китая, было предусмотрено создание отдела национального образования национальных меньшинств, в дальнейшем преобразованного в государственную комиссию, согласно которому автономные районы получили полномочия разрабатывать собственные образовательные программы. Органы местного самоуправления автономных районов вправе независимо друг от друга на основе сво-

их этнических особенностей реализовывать местные программы образования, в том числе создание школ, установление срока обучения, форм работы школ, содержания курсов, языка обучения и процедуры регистрации и развития. Также центральным правительством КНР были увеличены целевые средства на образование национальных меньшинств, годовой бюджет административных районов предусматривает статьи расходов на образование этнических групп, проживающих на данной территории. Органы местного самоуправления административных районов получили право самостоятельно решать вопросы месторасположения учебных заведений в зависимости от национальных особенностей и места их проживания. В связи с реализацией программы обязательного образования и повышения эффективности научно-образовательного потенциала, с целью подготовки квалифицированных педагогических кадров, были увеличены средства на подготовку учителей и созданы различные виды курсов повышения квалификации. С целью сохранения языка, культуры и исторических традиций представителей этнических групп, что является, безусловно, важным, в школах нацменьшинств было введено двуязычное образование (родной и путунхуа). Следует отметить, что не все национальности, проживающие на территории КНР, имеют свою письменность, поэтому они обучаются на путунхуа (собственно китайском языке).

Несмотря на заявления правительства Китая о поддержке и сохранении культуры, традиций, обычаев и языка национальных меньшинств, длительный исторический обмен культур и компактное проживание с ханьцами приводят к постепенной ассимиляции этнических групп.

В истории политики КНР (с момента образования 1 октября 1949 года) в области развития и сохранения культуры и языка национальных меньшинств можно выделить несколько этапов:

Первый этап - начало - середина 1950-х годов - поддержка языка и культуры. В пятидесятых годах прошлого столетия правительством Китая были созданы автономные районы. Основным требованием к чиновникам и местным властям было владение языком нацменьшинств, которые проживали на подведомственной территории. Занятия в школах велись на родном языке, изучалась письменность национальных меньшинств.

Второй этап - конец 1950-х годов - совпал с событиями «культурной революции» (19661976гг.), характеризующимися в том числе подавлением языка и культуры нацменьшинств.

Этот период ознаменовался изменением направления в политике. Китайский язык (язык хань-цев) стал официальным. В школах, где обучались представители нацменьшинств, ввели китайский язык. Предложения ввести двуязычное образование в местах проживания этнических групп были расценены как вызовы идеологической корректности и как противостояние социализму.

Третий этап - конец 1970-х годов - ознаменован началом проведения реформ во всех областях, а именно провозглашением в декабре 1978 года на третьем пленуме ЦК КПК принципиально нового курса развития страны. Этот период был временем поддержки и развития национальных языков. Конец семидесятых годов характеризуется как период защиты прав меньшинств, сохранения и развития их культуры и языка. Правительством Китая были приняты законы, защищающие права и интересы этнических групп многонационального Китая. И, соответственно, в Конституцию КНР от 1982 года внесены основные принципы, защищающие законные права и интересы нацменьшинств.

Четвертый этап - с 1990 года по настоящее время. Начиная с 1990 года правительством Китая были предприняты эффективные меры по сокращению различий в обеспечении права на образование для граждан разных полов, разных национальностей и районов с различными уровнями экономического развития. Согласно статистике Государственного комитета КНР, разница в охвате образования девочек и мальчиков в 1991 году составила 2,9%, в 1994 году уже сократилась до 1,3%, что, безусловно, является хорошим показателем. Межрегиональная диспропорция между городом и деревней в 1990 году составляла 2,5%, а в 1994 году уже 0,9%. Разница в охвате детей школьным обучением пяти национальных автономных районов: (Внутренняя Монголия, Гуанси-Чжуанского, Нинся-Хуэйского, Синьцзян-Уйгурского, Тибетского) и трех провинций (Гуйчжоу, Цинхай и Юньнань) со значительным сосредоточением национальных меньшинств, с одной стороны, и средним уровнем аналогичного показателя по всей стране, с другой стороны, в 1990 году составляла 2,5%, а в 1994 году сократилась до 1%.

Таким образом, наблюдаются положительная динамика экономического развития регионов и развитие образования национальных меньшинств, что является одним из основных показателей правильности выбранной стратегии развития и реформирования системы образования, что привело к значительному повышению уров-

ня жизни представителей этнических групп, а также всего Китая в целом.

В связи с тем, что большинство мест проживания этнических групп экономически слаборазвито, центральным правительством Китая разработана программа оказания помощи районам, населенным этническими меньшинствами. Также с целью сохранения языка этнических групп осуществляется двуязычное обучение и обеспечение учебными материалами на национальных языках. К примеру, из 55 этнических меньшинств Китая 53 имеют свой язык. Двуязычное обучение ведется при использовании учебных материалов на языке 21 национальности или с использованием переводных материалов. Ежегодно издается и переводится более 3500 видов учебных материалов для средней и начальной школы по различным дисциплинам общим тиражом около 100 млн экземпляров.

Введение всеобщего обязательного образования и поддержка правительства Китая этнических групп дали стимул и возможности для получения и высшего профессионального образования. Уже в 1999 году во всем Китае функционировало 12 институтов/университетов, в пяти автономных национальных районах насчитывалось 74 обычных высших учебных заведения, 150 средних национальных профессиональных училищ, 158 национальных профессиональных средних школ, 3500 с лишним национальных средних школ, свыше 20 тысяч национальных начальных школ и около одной тысячи детских садов. Количество учащихся в национальных учебных заведениях различных ступеней и категорий достигло 5 миллионов человек, а преподавателей в них насчитывалось свыше 300 тысяч человек. Студентов из числа национальных меньшинств в университетах насчитывалось 250 тысяч человек, что составляло 6,06% от общего числа студентов университетов по всей стране

[4].

Однако, несмотря на достижения в области образования, как показывает практика, стремительный взлет, ежегодный рост ВВП и динамичное развитие экономики страны, увеличение ассигнований в области просвещения в действительности не решают всех существующих проблем, так как большинство этнических групп проживает в экономически отсталых регионах страны. В частности, сохраняются гендерные различия между развитыми прибрежными районами и бедными отдаленными северозападными и юго-западными районами, где проживает большинство этнических групп. К примеру, 70% детей школьного возраста, не посещающих учебные заведения, - это девочки, а

также 75% от общего числа прекращающих обучение после окончания начальной школы по тем или иным причинам тоже являются представителями женского пола. В остальных экономически развитых районах и провинциях охват девятилетним обязательным образованием детей школьного возраста уже к 1998 году достиг 100%, в то время как в особо отдаленных районах проживания национальных меньшинств к 2000 году оставался на уровне 60%.

Хотя правительство Китая достаточно быстро реагирует на все компенсационные требования интернационализма, патриотизма и общинности, система образования должна реагировать на смещение рынка требований, что является немаловажным фактором для дальнейшего стабильного и динамичного развития страны в современном мире и соответствия мировым стандартам. Эти меры могут включать требования соответствующих знаний и практических навыков в условиях растущей рыночной экономики, спрос среднего класса, этнических меньшинств и других социальных групп на статус культуры и спрос государства. Тем не менее в результате проведения ряда образовательных реформ и мощных финансовых вливаний в образование Китай достиг значительных успехов. В марте 1999 года был принят 9-й пятилетний план экономического и социального развития Китая и перспективная программа развития до 2010 года, которые впоследствии были дополнены программами развития до 2020, 2030 и 2050 годов. Основной поставленной задачей стала ликвидация к 2020 году разрыва с развитыми странами в науке, образовании и экономики. В стране появилась острая нехватка квалифицированных кадров во всех областях, поэтому было решено с помощью ускоренного темпа развития науки и образования достичь приоритетного развития механических и электронно-технических производительных сил, в том числе через реализацию программ по индустриализации деревни и научно-технической революции в промышленности и сельском хозяйстве. Представители одной нации не смогут достичь успеха без развития и образования представителей меньшинств, проживающих на территории страны, поэтому одной из главных задач на данный момент является ликвидация неграмотности населения, в частности этнических групп и представителей среднего звена, которые в большинстве своем проживают в слаборазвитых районах Китая. Опыт Китая высвечивает подходы к образовательной реформе, которые могут быть поучительными для развивающихся стран и, в частности, России.

Языки национальных меньшинств широко используются в судебной, административной и образовательной сферах, а также в политической деятельности и общественной жизни страны. Органы самоуправления в районах национальной автономии при выполнении своих обязанностей, проведении национальных и местных мероприятий, оформлении документации, а также при проведении важных встреч используют языки этнических групп, проживающих на данной территории. В соответствии с образовательными нормами и принципами, установленными правительством КНР, органами местного самоуправления вырабатываются образовательные программы и принимается решение о языках, которые будут использованы в преподавании в школах. Выпускается около 100 газет на 17 языках национальных меньшинств и 73 периодических издания на 11 языках. Центральная народная радиостанция и местные радиостанции используют 16 языков меньшинств. Также переводятся и дублируются фильмы на языки меньшинств. К 1998 году 36 издательств, специализирующихся на публикации для национальных меньшинств, выпустили более 53 миллионов экземпляров 4100 с лишним наименований книг на 23 языках меньшинств.

Несмотря на нехватку квалифицированных кадров для осуществления двуязычного обучения, межрегиональную диспропорцию между развитыми и слаборазвитыми, бедными отдаленными северо-западными районами, где проживает большая часть представителей этнических групп, сильное влияние ханьской культуры и существенных гендерных различий, правительство Китая достигло огромных успехов, заявив о себе миру как о стремительно развивающейся, единой, многонациональной и перспективной стране.

В целом можно считать, что в результате правильно подобранной образовательной реформы Китай достиг значительных успехов в совершенствовании человеческого потенциала, формировании экономического роста и социально-экономического развития страны. В ходе развития был накоплен определенный базовый опыт, необходимый для становления китайского образования более высокого уровня, что может быть поучительно для всех развивающихся стран, в частности и России.

Литература

1. Ежегодник статистики национальностей КНР. - Пекин, 2002. - С. 134.

2. Конституция КНР. - 2004. - ЦКЬ:

www.gov.cn

3. Народное образование. Китай // Жэньминь жибао. - 2007. - ЦКЬ: http://www.abiru.ru -

4. Образование национальных меньшинств Китая. - 2012. - URL: http://baike.baidu.com

5. Закон об обязательном образовании. - 2008.

- URL: info@allchina.ru

6. Ван Жунжун. О повышении образовательного потенциала населения Северо-Западного региона Китая. 2009. - ЦКЬ: http://libnn.ru

7. История двуязычного образования этнических групп Китая. - 2001. - URL: http://www.edu.cn

8. Майбуров И.А. Опыт образовательной реформы в КНР // Мировая экономика и международные отношения. - 2006. - №6. - С. 90-99.

9. Чжан Бэйбэй. Реформа образования в Китае и его финансовое обеспечивание // Китай сегодня. Социально - гуманитарные знания. - 2007. - №2. -С.24-25.

10. Проблемы и особенности реформирования профессионального образования КНР. - URL: www.planetadisser.com

Алексеева Инга Дмитриевна, ассистент кафедры филологии стран Дальнего Востока восточного факультета Бурятского государственного университета, Улан-Удэ, e-mail: inga - alex@rambler.ru

Alexeeva Inga Dmitrievna, assistant of department of Far East countries’ philology of Buryat State University, Ulan-Ude, e-mail: inga - alex@rambler.ru

УДК 94 (517.3) © Т.И. Бадмажапова

СТАРООБРЯДЦЫ В МОНГОЛИИ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ

В статье освещена проблема изучения старообрядчества в Монголии как части русской диаспоры, процесс формирования которой начался во второй половине XIX века.

Ключевые слова: диаспоры, старообрядчество, семейские, миграция.

T.I. Badmazhapova OLD BELIEVERS IN MONGOLIA: TO PROBLEM STATEMENT

The article devoted to the problem of studying the Old Believers in Mongolia. Old Believers was the part of Russian Diaspora, which process of forming was started in the second part of XIX century.

Keywords: Diasporas, Old Believers, semeyskie, migration of Old Believers.

Старообрядчество - одно из наиболее мощных движений в российской истории. В настоящее время активизировались исследования, связанные с изучением и сохранением историкокультурного наследия. На международных и всероссийских научно-практических форумах ученые, общественность и представители старообрядчества углубленно обсуждают исторический опыт и особенности духовной жизни старообрядцев.

Тема старообрядчества наиболее близка жителям Забайкалья, поскольку старообрядческий элемент является составной и неотъемлемой частью культуры нашего края.

Процесс переселения старообрядцев в Забайкалье начался в 60-х годах ХУШ в. Здесь их стали называть семейскими, т.к. заселялись они преимущественно семьями; вообще нужно отметить, что семья и семейные отношения являлись одной из главных ценностей староверов. Среди научной общественности существуют различные мнения по поводу происхождения названия «семейские». К примеру, академик А.М. Селищев считает, что название забайкаль-

ских старообрядцев «семейские» принесли их деды из Европы, оно может указывать на место происхождения носителей этого имени: из местности, имевшей отношение к Сейму. Но такое происхождение своего названия семейские забыли и толкуют его происхождение от слова «семья»: «сибиряки» жили в одиночку, а их деды пришли семьями, потому и прозвались се-мейскими» [1, с. 18]. Историк - сибиревед С.В. Бахрушин вспоминает, что еще в XVII веке в таможенных книгах даются сведения о движении с Руси «семейщиков» для поселения в Сибирь» [2, а 43]. Ф.Ф. Болонев по этому поводу пишет: « Название «семейские» зафиксировано А.Е. Розеном в 1830 году. Произошло оно, несомненно, от слова «семья». Неизвестно, было ли оно самоназванием или их прозвали старожилы забайкальских мест» [2, а 45].

В связи с этим возникает вопрос о возможности применения термина «старообрядцы» к «се-мейским». По мнению С.В. Васильевой, понятия «старообрядцы» и «семейские» нельзя рассматривать как синонимичные, поскольку старообрядчество сегодня - религиозно-общественное

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.