Научная статья на тему 'Образование как инструмент формирования национальной идентичности малых народов КНр'

Образование как инструмент формирования национальной идентичности малых народов КНр Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
209
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЕ РАЗНООБРАЗИЕ / ДВУЯЗЫЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ / NATIONAL IDENTITY / MULTYCULTURE VARIETY / BILINGUAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Яо Ван

В статье анализируется политика центрального правительства КНР в сфере формирования национальной идентичности народов Синьцзян-Уйгурского автономного района.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education as instrument of formation of small nations' identity in China

An article analyses Chinese government policy in the sphere of formation national identity in Xinjiang Autonomous Region that is representative example of common lifehood of Chines minority.

Текст научной работы на тему «Образование как инструмент формирования национальной идентичности малых народов КНр»

вестн. моск. ун-та. сер. педагогическое образование. 2012. № 3

ЧУЖАЯ ЖИЗНЬ И БЕРЕГ ДАЛЬНИЙ

образование как инструмент формирования национальной идентичности малых народов кнр

яо ван

(Институт переподготовки и повышения квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail: yourwonder2002@ hotmail.com)

В статье анализируется политика центрального правительства КНр в сфере формирования национальной идентичности народов Синьцзян-Уйгурского автономного района.

ключевые слова: национальная идентичность, мультикультурное разнообразие, двуязычное обучение.

Китай, как и россия, является многонациональным государством. На его окраинах расположены несколько национальных автономий, где концентрированно живут люди, чьи традиции, вероисповедания, культура существенно отличаются от культуры титульной нации КНр — ханьцев. После образования в 1949 г. КНр руководство страны провозгласило равенство перед законом всех проживающих здесь народов и право на свободное развитие национальных культур. Однако значительная дифференциация в социально-экономическом и культурно-образовательном уровнях развития центра и периферии страны обострила множество проблем, корни которых уходят в историю.

одной из наиболее сложных проблем является исторически сложившееся проживание представителей одной национальности на территории разных государств, что является источником, подпитывающим центробежные силы. В этих условиях формирование многонациональной общности в рамках одного государства, на наш взгляд, необходимо начинать с образования.

В настоящее время в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАр) проживают 47 этнических групп. В 2009 г. при общей численности населения 21,6 млн человек здесь проживало 8,4 млн ханьцев, а число нацменьшинств составило 13,2 млн человек, т.е. 61% всего населения [1: 23]. В Синьцзяне проживают представители 25 наций, в том числе уйгуры, казахи, хуэйцы, киргизы, монголы, сибо, таджики, маньчжуры, узбеки, русские, дауры, татары и др. [1: 28]. Среди них 6 наро-

дов — казахи, киргизы, узбеки, таджики, монголы и русские являются титульными нациями сопредельных стран.

Распад СССР и образование независимых государств на постсоветском среднеазиатском пространстве оказали несомненное влияние на усиление стремления к национальной идентичности и государственности народов, живущих на территории СУАР. В некоторых случаях эти тенденции приобретают угрожающий безопасности КНР характер. Так, в последние 10 лет стремительно ширится национальное движение за отделение уйгуров Синьцзяна. Националистические волнения 5 июля 2009 г., в результате которых погибли как минимум 197 человек, наглядно продемонстрировали очевидный факт: отношения двух народов (ханьцев и уйгуров) приобрели противоречивый и непримиримый характер, а движение за независимость Синьцзяна стало радикальным.

Синьцзян имеет важное геополитическое и стратегическое значение для развития КНР. Здесь сосредоточено 40% всех запасов угля высокого качества. Разведанные запасы нефти и природного газа составляют 1/5 нефтяных и 59% газовых запасов страны. Этот район перспективен для создания ветряных и солнечных электростанций и обладает благоприятными природными условиями для ведения сельского хозяйства. СУАР богат различными металлами. Здесь сконцентрированы 40% меди, свинца, олова, 90% стратегических запасов редкоземельных металлов, 46% обогащенных железных руд, есть также золото, серебро, платина [2: 67]. Этот край также предоставляет уникальные возможности для развития туристического бизнеса. По его территории в древности проходил Великий шелковый путь, соединявший Восток и Запад. Самобытная культура проживающих здесь национальных меньшинств привлекает много туристов.

С момента образования КНР в 1949 г. государство поддерживало и развивало национальную самобытность и стремление нацменьшинств Синьцзяна к самоидентичности. В Синьцзяне по национальному признаку было сформировано пять автономных районов. Наряду с поддержанием национальной самобытности малые народы Синьцзяна приобщались к китайскому языку, поскольку он способствовал культурному общению и экономическому обмену с другими народами страны. Утверждение китайского языка как общеупотребительного на всей территории страны было приоритетным направлением образовательной политики КНР. Вера в социализм стала для всех народов Китая основой единой социалистической идеологии, а социалистическая, построенная по советской модели система образования воспитывала восприимчивость к знаниям, уважение к чужой культуре и традициям, равенство всех наций КНР.

В годы "культурной революции" (1966—1976) эта система образования была разрушена. Некоторые мусульманские народы Синьцзяна

подверглись гонениям, было закрыто большинство мечетей, принижалось значение национальных культур. Это послужило причиной падения поддержки нацменьшинствами политики центрального правительства Китая. После окончания "культурной революции" с 1980 г. была возобновлена религиозная деятельность мусульман, открыты центры национальной культуры. Одновременно новый импульс развития получило национальное образование, были внедрены новые методы, интегрирующие обучение на родном языке в начальной школе и китайском общенациональном языке "путунхуа" в средней школе.

В 1980 г. выдающийся ученый, бывший заместитель председателя Постоянного Комитета Всекитайского Совета народных представителей (ВСНП) Фей Сяотун написал книгу "Стратегия интеграции многообразия народов Китая", в которой разработал ряд важных положений, легших в основу современной национальной политики страны. Он отметил, что пройденный с момента создания КНР путь побед и поражений, горя и радости объединил все 56 народов Китая в единую общность. Центральную консолидирующую роль в формировании общности народов играет титульная нация — ханьцы, но это не означает, что ханьцы ассимилируют все остальные нации и народности страны. Более того, национальные отношения под руководством КПК выходят на более высокоорганизованный уровень. И наконец, высокий уровень национальной идентичности не означает подавление и игнорирование нацменьшинств, а отражает стремление наций к сохранению своих базовых культурных особенностей и ценностей и к формированию на его основе многоязычного, неантагонистичного, мультикультурного общества [3:34—35].

Сформулированная стратегия национального развития не сразу дала положительные результаты. Несмотря на богатство природных ресурсов, СУАР в 1990-е гг. уступал по своему развитию не только восточному приморскому региону, но и центральному Китаю, населенному главным образом ханьцами. В 90-е гг. XX в. разрыв в социально-экономическом развитии Востока и Запада стал угрожать целостности государства. Увеличился разрыв в ВВП на душу населения. В 1999 г. в развитом приморском восточном районе ВВП составлял 13084 юаней, в то время как в СУАР только 5300 юаней [2: 69]. До начала XXI в. магистральное направление развития Синьцзяна было мало связано с местными традиционными формами хозяйствования, в которые главным образом вовлечены населяющие СУАР нетитульные народы. Развитию региона препятствовало и то, что его научно-технический потенциал формировался в основном за счет приезжавших из других регионов страны специалистов, которые работали на крупных государственных предприятиях тяжелой и перерабатывающей промышленности и, проработав определенное время, возвращались домой. В результате в СУАР не формировался костяк местных технических кадров.

Для преодоления национально-региональной дифференциации и укрепления экономики местными квалифицированными специалистами руководство КНР разработало ряд мер, направленных на повышение качества обучения. В школах СУАР было внедрено двуязычное образование, реализуемое в трех моделях.

Первая модель обучения. В общеобразовательной школе основным языком обучения является национальный язык, а китайский выполняет роль вспомогательного языка. Обучение на ступени обязательной 9-летней школы проходит на родном языке. С третьего класса все школьники, независимо от их национальной принадлежности, начинают учить китайский язык. Как самостоятельная дисциплина общенациональный государственный язык изучается и в средней школе высшей ступени.

Вторая модель обучения. Большая часть аудиторных занятий проводится на родном языке, но некоторые предметы проходят на китайском языке. В настоящее время во многих школах Синьцзяна используется именно этот вариант двуязычного обучения. На китайском языке в средней школе обучают математике, физике, химии, иностранному языку. Остальные предметы изучаются на родном языке. Таким образом достигается соблюдение требования "сбалансированного соотношения родного и китайского языков" в процессе обучения.

Третья модель обучения. Ведущим языком обучения является китайский. В этом случае все основные предметы и специальные курсы, кроме политической теории и родного языка, преподаются на китайском языке. Эта модель используется главным образом при подготовке учащихся средней школы второй ступени к поступлению в вуз, т.е. практически на ступени сверх обязательного обучения.

Очевидно, что эти модели обучения неравнозначны. Плохое знание китайского языка служит препятствием для поступления в вуз. Более того, незнание китайского языка сужает возможности социализации и трудовой миграции местной молодежи как внутри самого СУАР, так и на территории других районов КНР. В настоящее время южные районы Синьцзяна развиваются менее успешно, чем север СУАР, именно из-за плохого знания местным населением китайского языка. В СУАР не хватает учебников на национальных языках, а те, что изданы, уступают по методическим и знаниевым параметрам учебникам на китайском языке. Не издаются также учебники для обучения ханьцев местным языкам, что затрудняет не только бытовое общение между представителями титульной нации и остальных народов, но и препятствует деловой коммуникации и профессиональному обучению на производстве. Местные учителя плохо знают китайский язык, поэтому не могут качественно обучать школьников своим предметам.

В результате на "выходе" из средней школы местные выпускники-неханьцы не могут конкурировать с представителями титульной нации

ни по уровню владения государственным языком, ни по знанию школьной программы. Следует отметить, что указанные недостатки не являются проявлением шовинистической политики китайского руководства, а есть лишь результат недостаточного финансирования и неэффективного руководства сферой образования на местном уровне. Тем не менее они могут послужить пусковым механизмом возрастания напряженности, особенно в среде националистически настроенной мусульманской молодежи СУАР.

Как показывает мировой опыт, формирование гармоничных межнациональных отношений в рамках одной страны — задача, требующая больших усилий и длительного времени. Китай находится в начале этого пути. Китайские ученые активно изучают опыт освоения европейскими колонистами Америки, результаты строительства многонационального государства в СССР, создания мультикультурного общества в современной Европе. Обобщение своего исторического и иностранного опыта позволило сформулировать национальную идею "с китайской спецификой", озвученную в 2005 г. председателем КНР Ху Цзиньтао: "В результате длительного исторического процесса в Китае была сформирована такая национальная структура общества, что только сообща все этносы страны способствуют развитию государства и социальному прогрессу. Народы Китая в настоящее время тесно связаны друг с другом, нации взаимозависимы, связаны общей судьбой и живут едиными интересами" [4: 18].

Концепция единого Китая подразумевает, что народы Синьцзяна являются неделимой частью китайского государства. Исторически само формирование, становление и рост этих национальностей неразделимо связаны с развитием Китая. Можно утверждать, что национальная политика КНР направлена как на поддержание национальной идентификации каждой народности, так и на усиление обмена опытом и развитие эффективного взаимодействия всех наций КНР. В этой связи образовательная политика государства становится важным средством реализации национальной самобытности каждой нации, а двуязычное обучение — первым шагом на этом пути. Национальное единение через культурное разнообразие — это процесс, отвечающий интересам модернизации Китая, и показатель его способности интегрироваться в глобальное культурное пространство.

Список литературы

1. 2010 China Statistic Yearbook (на кит.яз). Beijing : Zhongguo Tongji Chuban-she, 2010. P. 1034.

2. The 2001 Green paper on education in China (на кит.яз). Beijing: Zhongguo Jiaoyu yu Kexue Chubanshe, 2001. P. 695.

3. FeiXiaotong, Zhonghua Minzu. Duoyuan Yiti Geju (на кит.яз) Beijing: Zhong-guo Zhengzhi Chubanshe, 1989. P. 37. (Фей Ситон, Джошуа Мунци. Интеграция многообразия народов Китая. Пекин: Издательство политической литературы, 1989. 37 с.).

4. Ma Qizhi. Zhonghua Minzu Duoyuan Yiti Geju yu Woguo de Minzu Zhengce. (на кит.яз) Beijing: Zhongguo Zhengzhi Chubanshe, 2010. P. 24. (Ма Цичжи. Интеграция многообразия народов Китая и национальная политика в КНр. Пекин: Издательство политической литературы, 2010. 24 с.).

education as instrument of formation of small nations' identity in china

Yao Wang

An article analyses Chinese government policy in the sphere of formation national identity in Xinjiang Autonomous Region that is representative example of common li-fehood of Chines minority.

Key words: national identity, multyculture variety, bilingual education.

сведения об авторе

Яо Ван — стажер Института переподготовки и повышения квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук МГУ имени М.В. Ломоносова. Научный руководитель — кандидат педагогических наук, доцент факультета педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова Ольга Анатольевна Машкина. Тел.: (495) 939-42-80; е-mail: yourwonder2002@ hotmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.