2. Конституция КНР. - 2004. - ЦКЬ:
www.gov.cn
3. Народное образование. Китай // Жэньминь жибао. - 2007. - ЦКЬ: http://www.abiru.ru -
4. Образование национальных меньшинств Китая. - 2012. - URL: http://baike.baidu.com
5. Закон об обязательном образовании. - 2008.
- URL: [email protected]
6. Ван Жунжун. О повышении образовательного потенциала населения Северо-Западного региона Китая. 2009. - ЦКЬ: http://libnn.ru
7. История двуязычного образования этнических групп Китая. - 2001. - URL: http://www.edu.cn
8. Майбуров И.А. Опыт образовательной реформы в КНР // Мировая экономика и международные отношения. - 2006. - №6. - С. 90-99.
9. Чжан Бэйбэй. Реформа образования в Китае и его финансовое обеспечивание // Китай сегодня. Социально - гуманитарные знания. - 2007. - №2. -С.24-25.
10. Проблемы и особенности реформирования профессионального образования КНР. - URL: www.planetadisser.com
Алексеева Инга Дмитриевна, ассистент кафедры филологии стран Дальнего Востока восточного факультета Бурятского государственного университета, Улан-Удэ, e-mail: inga - [email protected]
Alexeeva Inga Dmitrievna, assistant of department of Far East countries’ philology of Buryat State University, Ulan-Ude, e-mail: inga - [email protected]
УДК 94 (517.3) © Т.И. Бадмажапова
СТАРООБРЯДЦЫ В МОНГОЛИИ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ
В статье освещена проблема изучения старообрядчества в Монголии как части русской диаспоры, процесс формирования которой начался во второй половине XIX века.
Ключевые слова: диаспоры, старообрядчество, семейские, миграция.
T.I. Badmazhapova OLD BELIEVERS IN MONGOLIA: TO PROBLEM STATEMENT
The article devoted to the problem of studying the Old Believers in Mongolia. Old Believers was the part of Russian Diaspora, which process of forming was started in the second part of XIX century.
Keywords: Diasporas, Old Believers, semeyskie, migration of Old Believers.
Старообрядчество - одно из наиболее мощных движений в российской истории. В настоящее время активизировались исследования, связанные с изучением и сохранением историкокультурного наследия. На международных и всероссийских научно-практических форумах ученые, общественность и представители старообрядчества углубленно обсуждают исторический опыт и особенности духовной жизни старообрядцев.
Тема старообрядчества наиболее близка жителям Забайкалья, поскольку старообрядческий элемент является составной и неотъемлемой частью культуры нашего края.
Процесс переселения старообрядцев в Забайкалье начался в 60-х годах XVIII в. Здесь их стали называть семейскими, т.к. заселялись они преимущественно семьями; вообще нужно отметить, что семья и семейные отношения являлись одной из главных ценностей староверов. Среди научной общественности существуют различные мнения по поводу происхождения названия «семейские». К примеру, академик А.М. Селищев считает, что название забайкаль-
ских старообрядцев «семейские» принесли их деды из Европы, оно может указывать на место происхождения носителей этого имени: из местности, имевшей отношение к Сейму. Но такое происхождение своего названия семейские забыли и толкуют его происхождение от слова «семья»: «сибиряки» жили в одиночку, а их деды пришли семьями, потому и прозвались се-мейскими» [1, с. 18]. Историк - сибиревед С.В. Бахрушин вспоминает, что еще в XVII веке в таможенных книгах даются сведения о движении с Руси «семейщиков» для поселения в Сибирь» [2, а 43]. Ф.Ф. Болонев по этому поводу пишет: « Название «семейские» зафиксировано А.Е. Розеном в 1830 году. Произошло оно, несомненно, от слова «семья». Неизвестно, было ли оно самоназванием или их прозвали старожилы забайкальских мест» [2, а 45].
В связи с этим возникает вопрос о возможности применения термина «старообрядцы» к «се-мейским». По мнению С.В. Васильевой, понятия «старообрядцы» и «семейские» нельзя рассматривать как синонимичные, поскольку старообрядчество сегодня - религиозно-общественное
течение, сохраняющее церковные установления и традиции древней русской православной церкви, а «семейские» и их потомки - это в первую очередь этнокультурная общность, имеющая специфические культурные черты, которые отличают ее от других групп русского населения
[3].
Первые сведения о старообрядцах Забайкалья сообщил еще в XVIII в. П.С. Паллас. Немало упоминаний о староверах за Байкалом содержится в записках и дневниках А.П. Мартоса, А. Ровинского, Ю. Талько-Грынцевича, Г.М. Осо-кина и др. Одним из крупных исследователей забайкальского старообрядчества является Ф.Ф. Болонев.
Тема старообрядчества весьма популярна, в научных трудах освещены почти все аспекты материальной и духовной культуры, быта, фольклора старообрядцев.
В нашей республике темой старообрядчества занимаются такие бурятские ученые, как А.П. Майоров, В.М. Пыкин, С.В. Бураева, С.В. Васильева, Е.В. Петрова.
Что касается старообрядчества в Монголии, то эта тема еще малоизучена. История межгосударственных отношений России и Монголии насчитывает не одну сотню лет. Монголия всегда занимала и продолжает занимать немаловажное место во внешнеполитических и внешнеэкономических интересах России.
Русские начали оседать в Монголии лишь во второй половине XIX века. Конечно, до этого времени русские проникали на территорию Монголии, но в основном это были купцы, торговавшие на территории Монголии. В связи с этим проникновение носило стихийный и сезонный характер. Активному развитию отношений препятствовал «китайский» фактор. Китай боялся усиления влияния России в Монголии и предпринимал все, чтобы не допустить этого. В 1860 г. между Россией и Китаем был подписан Пекинский договор, а в 1862 г. «Правила сухопутной торговли», которые разрешали русским купцам свободно торговать на территории Монголии, а также учреждение русского консульства, которое было создано в Урге. С этого времени в Монголию потянулись не только купцы, но и казаки, крестьяне и др. Историк И.М. Майский пишет: «В числе пионеров русской колонизации в Центральной Азии были староверы, на родине подвергающиеся гонениям за свои религиозные убеждения. Хлебопашцы - староверы явились только одной частью русской колонизации; они расположились преимущественно в западных районах Монголии» [4, а 90].
Упоминает староверов и А.И. Маслов в статье «История образования российской диаспоры в Монголии»: «Русские селились главным образом в долинах рек Селенги, Онона, Орхона и Тэс. Это были крестьяне-староверы, притеснявшиеся царским правительством и Русской православной церковью. Они занимались земледелием, скотоводством и охотой, различными видами ремесла и вступали в дружественные торговые и бытовые связи с монгольским населением» [5, с. 62].
Причины появления староверов в Монголии
- не только гонения за веру, стремление уединиться от «мирского» прессинга, жить в согласии со своей верой, но и проблема малоземелья. В связи с быстрым ростом населения семейских сел в Забайкалье появляется проблема нехватки пахотных земель. В период с начала переселения староверов в Забайкалье и до 60-х гг. XIX в. количество семейских в Забайкалье увеличилось почти в десять раз. Крестьяне страдали от безземелья. В отдельных селах на душу населения надельной земли приходилось от полдесятины до двух десятин. Причем землей наделялись только лица мужского пола. Малоземелье вызвало необходимость отхожего промысла (извоз, уход на золотые прииски, на строительство железных дорог и пр.). В результате часть семей-ских из поселений у реки Чикой в 80-г. XIX в. начинает переселяться в Монголию [6].
На сегодняшний день о старообрядцах в Монголии, их судьбе ничего практически не известно. Фундаментальных трудов по этой тематике, по крайне мере в отечественной историографии, нет. Чуть больше освещена тема русской диаспоры в Монголии, частью которой являются семейские. Большую роль в изучении положения русских в Монголии сыграли труды таких ученых, как Д. Кушелева [7], И. Майского
[4], Е. Даревской [8], Е. Единарховой [9], К. Дэмбрэла, Ю. Кузьмина [10], Е. Лиштованно-го [11], А. Старцева [12]. Отдельные аспекты изучения русской диаспоры в Монголии затронуты в работах А. Михайлова.
После революции 1921 года основу русской общины составляли советские специалисты. Все они получили название «местнорусские». По данным, которые приводит Т. Цэцэгмаа в статье «Демографическая характеристика русской общины г. Улан-Батора», в столице Монголии проживает 1151 русских. Из них - 450 мужчин, 701 - лица женского пола. Общее число работающих - 228 человек, из них 96 - мужчины, 132 - женщины. Из всех работающих (228) 132 человека трудятся в российских организациях и
учреждениях: в Посольстве РФ, в школе при российском посольстве, компании «Зарубежст-рой», Торгпредстве РФ, компании «Монголрос-цветмет», представительстве Аэрофлота, в российско-монгольских совместных предприятиях. Остальная часть русского населения работает в учреждениях образования, здравоохранения, в сфере массовой информации, финансов, общественных организациях, а также в строительных компаниях [13, с. 81].
Очень интересны работы А.И. Маслова [5, с. 62], Е.Н. Казанцевой [14, с. 69], в которых отражается жизнь русской диаспоры через деятельность социальных институтов. К примеру, А.И. Маслов описывает деятельность «Общества советских граждан в Монголии» (ОСГ), которое в начале 90-х гг. было переименовано в «Общество российских граждан». В его создании большая роль отводилась Посольству СССР в Монголии. Е.Н. Казанцева является Президентом Ассоциации российских соотечественников (АРС), которая была создана 29 ноября 2008 года как общественная негосударственная организация. Главными целыми АРС являются консолидация российских соотечественников, постоянно проживающих в Монголии, в целях защиты их законных прав и интересов; всемерная поддержка политики Российского государства в отношении российских соотечественников за рубежом; сохранение духовных, культурных связей соотечественников с Россией, взаимодействие с другими организациями соотечественников в Монголии; продолжение традиций дружбы и деятельного сотрудничества между российскими и монгольскими народами. ОСГ и АРС стремятся полностью охватить все аспекты жизни русской диаспоры в Монголии.
Однако исследований, касающихся старообрядцев в Монголии, не так много. В частности, в 2006 году было проведена совместная русско-монгольская экспедиция «Русские в Монголии», целью которой было изучение ментальности диаспоры в сравнительном аспекте. Экспедиция проводилась по маршруту: Улан-Батор - Зун-Хара - Дархан - Сухэ-Батор. В ходе исследования было опрошено более пятидесяти человек и обнаружено, что большинство опрошенных рус-
ских имеют корни семейских Забайкалья [15, с.58]
В заключение отметим необходимость исследования старообрядчества в Монголии, анализа причин их переселения, мест проживания, выявление характерных черт и особенностей.
Литература
1. Петрова Е.В. Социокультурная адаптация семейских Забайкалья. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1999.
2. Болонев Ф.Ф. Семейские. - Улан-Удэ,1992.
3. Васильева С.В. Государственная конфессиональная политика по отношению к старообрядчеству в Байкальском регионе ХУІІ-ХХІ вв.: историография и источники. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН,2010.
4. Майский И.М. Монголия накануне революции. - М., 1960.
5. Маслов А.И. История образования российской диаспоры в Монголии // Русские в Монголии. -Улан-Батор, 2009. - С.62-68.
6. Бараев В. Монгольских далей пионер // Правда Бурятии. - 1985. - 24 янв.
7. Кушелев Ю. Монголия и монгольский вопрос. - СПб.,1912.
8. Даревская Е.М. Сибирь и Монголия: очерки русско-монгольских связей в конце XIX - начале XX
в. - Иркутск,1994.
9. Единархова Н.Е. Из истории пребывания русских в Монголии (до 1917 года) // Диаспоры. -1999. - №1. - С. 138-155.
10. Кузьмин Ю.В., Дэмбрэл К. Русская колония в Урге (1861-1920) в российской историографии. -Иркутск, 1994.
11. Лиштованный Е.И. Исторические взаимоотношения Сибири и Монголии: культура и общество (XIX- 30-е годы XX в.). - Улан-Удэ, 1998.
12. Старцев А.В. Русская торговля в Монголии (вторая половина XIX - начало XX в.). - Барна-ул,2003.
13. Цэцэгмаа Т. Демографическая характеристика русской общины г. Улан-Батор // Русские в Монголии. - Улан-Батор, 2009. - С.75-83.
14. Казанцева Е.Н. Ассоциация российских соотечественников // Русские в Монголии. - Улан-Батор, 2009. - С.69-74.
15. Бумбар А. Семейские в Монголии: экстра-лингвистический аспект // Монгольское россиеведение: современное состояние и перспективы: материалы междунар. науч.-практ. конф. - Улан-Батор: Удам Соёл, 2010.
Бадмажапова Туяна Ивановна, аспирант кафедры истории, археологии и этнографии Бурятского государственного университета, 670025, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, 25, e-mail: [email protected]
Badmazhapova Tuyana Ivanovna, post-graduate student, department of history, archeology and ethnography of Buryat State Uninersity, 670025, Ulan-Ude, Pushkin str. 25, e-mail: [email protected]