Научная статья на тему 'Образование для карьеры в образовательном пространстве медицинского вуза'

Образование для карьеры в образовательном пространстве медицинского вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРЬЕРА / ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ КАРЬЕРЫ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ / ПРОБЛЕМАТИКА ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ КАРЬЕРЫ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ / CAREER / CAREER EDUCATION / UNIVERSAL PROFESSIONAL COMPETENCIES / EDUCATION PROGRAMS CONTENT / PROBLEMATICS OF CAREER EDUCATION CONTENT IN A HIGHER MEDICAL SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколова А. С.

В статье рассматривается проблема формирования универсальных ЗУНКов студента медицинского вуза в контексте планирования будущей профессиональной деятельности. Инструментом реализации формирования универсальной профессиональной компетентности становится «образование для карьеры», которое воплощается в образовательных программах разнообразного содержания. Автор анализирует особенности содержания образования для карьеры в медицинском вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CAREER EDUCATION IN AN EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A HIGHER MEDICAL SCHOOL

This article covers the problem of building up universal adaptive skills, knowledge and competences of a medical student within the context of future career planning and development. Career education is advised to be practiced to attain these universal professional competences. It can be implemented in a broad range of educational programs with various contents. Special content for career education programs in a Higher Medical School is analyzed.

Текст научной работы на тему «Образование для карьеры в образовательном пространстве медицинского вуза»

УДК 378

ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ КАРЬЕРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

©2010 А.С.Соколова

Московская медицинская академия им.И.М.Сеченова

Статья поступила в редакцию 11.02.09.

В статье рассматривается проблема формирования универсальных ЗУНКов студента медицинского вуза в контексте планирования будущей профессиональной деятельности. Инструментом реализации формирования универсальной профессиональной компетентности становится «образование для карьеры», которое воплощается в образовательных программах разнообразного содержания. Автор анализирует особенности содержания образования для карьеры в медицинском вузе.

Ключевые слова: карьера, образование для карьеры, универсальные профессиональные компетенции, содержание образовательных программ, проблематика образования для карьеры в медицинском вузе.

Профессиональная среда в современном обществе характеризуются исключительной динамичностью, интеллектуализацией, всё большим совмещением различных видов деятельности в рамках одной профессии. Обозначенные тенденции характерны и для медицинских профессий в том числе, а это, в свою очередь, вносит изменения в понятие об уровне профессиональной подготовленности специалиста-медика, который дол-жен включать способность к самопознанию, мобилизации внутренних ресурсов личности и способностей к принятию обоснованных решений по поводу развития своей профессиональной деятельности.

Медицинский вуз ставит основополагающей целью воспитать у своих выпускников устойчивый профессиональный интерес, стремление к углублению и накоплению знаний, и большинство студентов мотивированы получить образование, которое послужило бы основой и формировало дальнейшее развитие профессиональной деятельности. Однако современная высшая медицинская школа не уделяет должного внимания развитию личностной адаптационной способности студента, возможностям молодого человека приспосабливаться к различным требованиям социума и медицинской профессиональной среды в процессе реализации карьеры. В.А.Ядов отмечает1, что медицина - самая «профессиональная» из всех областей, имеющая и свои общества, и свой кодекс морали (клятву Гиппократа), и свои термины, и пр. Именно в поведении врачей существует своеобразная психология, особый профессиональный язык, специфические привычки. Конечно, в течение обучения студентов в медицинском вузе большое значение имеет профессиональная адаптация к профессии врача в целом, которую мы понимаем как процесс приспособления молодого человека к условиям труда

Соколова Александра Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики. E-mail: alex8 s@yahoo.com

1 Человек и его работа / Под ред. Здравомыслова А.Г., Рогжина В.П., Ядова В.А. - М.: 1967.

врача и особенностям конкретной медицинской специальности. Успешность адаптации служит показателем правильного выбора профессии. Профессиональная адаптация, согласованная с социальной адаптацией, характеризуется такими признаками, как сохранение и дальнейшее развитие склонностей к той или иной деятельности, совпадение общественной и личной мотивации труда. Однако, как решение проблемы профессиональной адаптации, так и решение задачи формирования универсальных профессиональных адаптационных навыков не являются априорно вытекающим из системы высшего медицинского образования России и требует специальных образовательных «усилий» со стороны каждого конкретного медицинского вуза и, естественно, со стороны самого студента, участвующего и реализующегося в профессиональной деятельности, вступающего в медицинское профессиональное сообщество и желающего занять в нем достойное место.

Именно в этой связи образовательная поддержка формирования универсальной профессиональной подготовленности студента-медика для дальнейшего развития индивидуальной карьеры в медицинской профессиональной среде представляется чрезвычайно актуальной. Повышение уровня адаптированности специалиста в процессе осуществления своей профессиональной деятельности в целом является вопросом большой значимости, а для педагогической действительности становится актуальным теоретическое осмысление и создание дидактических средств, с помощью которых в процессе профессиональной подготовки можно вооружить индивида необходимыми знаниями, умениями и навыками, обеспечивающими его готовность управлять развитием своей карьеры. Инструментом реализации формирования универсальной профессиональной компетентности студента может стать образование для карьеры как внеконтекстный (по отношению к профилю профессиональной деятельности) пласт знаний, практических умений, стратегий познавательной деятельности, ориентированных на достижение человеком профессионального успеха, который проявляется как

Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 12, №5(2), 2010

общественное признание, движение по карьерной «лестнице», с одной стороны, и как удовлетворенность человека характером и результатами своей работы, с другой. Образование для карьеры - это и практическое осуществление качественного процесса обучения, результатом которого становится овладение студентом новыми эффективными моделями поведения, мышления и эмоционального отношения, обеспечивающими продуктивное движение по выбранным профессиональным и социальным траекториям. Именно образование для карьеры может полноценно участвовать в формировании множества адаптационных способностей и навыков, позволяющих индивиду в процессе профессионального развития эффективно использовать свой личностный потенциал, достигая желаемых результатов как для себя, так и для общества в целом2.

Программы в области образования для карьеры в системе высшего медицинского образования могут включать в себя широкий спектр надпрофессиональ-ной проблематики, но в то же время они не могут быть полностью внеконтекстными и должны быть контекстно ориентированы. Образовательные программы по проблематике развития карьеры в медицине могут создаваться совместными усилиями преподавательского состава и специально подготовленных консультантов-преподавателей с психолого-педагоги-ческим образованием. Возможно выделить 4 основных направления в организации подобных образовательных программ в медицинском вузе3: 1) курсы, лекции, семинары, которые предлагают структурированное исследование проблемы планирования своей будущей профессиональной деятельности как в рамках программных курсов, так и в рамках дополнительных; 2) групповое психолого-педагогическое консультирование по различным аспектам развития будущей карьеры, которое менее структурировано и акцентирует своё внимание на более общих и разнообразных проблемах, касающихся развития карьеры и развития самого человека в целом; 3) индивидуальное психолого-педаго-гическое консультирование, реализующее практику применения теорий развития карьеры в частных, специфических случаях; 4) программы по трудоустройству, поиску и подбору будущего места работы.

Образовательные программы в области поддержки формирования и развития карьеры уже в конкретном медицинском вузе, помимо общей обозначенной проблематики, могут включать в себя весь спектр проблем, который волнует студентов данного вуза, что потребует их изучения и осмысления. Специалист, работающий в данной среде, должен быть весьма чувствительным в отношении потребностей студентов и быть готовым расширять круг прорабатываемых проблем.

2 Marland S.P. Career education. A proposal for reform. New York, McGraw-Hill, 1974.

3 Вames A., Andrews D. Developing careers education and guidance in the curriculum. London: D.Fulton, 1995.

В образовательной среде медицинского вуза уместна постановка дополнительно следующих целей: 1) Помощь в выборе медицинской специализации (специализированных дисциплин): для медицинского вуза всегда актуально и остро встает проблема конкретной помощи студентам в их профессиональном самоопределении по выбору конкретных медицинских специализаций. Возможна организация психо-лого-педагогичес-кого тестирования с целью выявления индивидуального профессионального типа и личностных особенностей, индивидуальное консультирование по проблеме выбора медицинской специализации. 2) Помощь в самооценке и самоанализе, так как планирование карьеры в любой сфере деятельности подразумевает знание себя. Оценка начинается с определения потребностей и проблем студента. Она продолжается при прояснении студентом своих жизненных ролей, системы ценностей, навыков, личных и семейных обстоятельств, опыта, приобретённого во время учёбы или работы. Кроме этого, медицинская карьера планируется и развивается в столь разнообразных контекстах, что требуется полное понимание всех аспектов потенциала человека. Принятие решений в процессе развития карьеры может быть верным только тогда, когда она основана на ясном понимании самого себя, своих слабых и сильных сторон, своей мотивации, психологических характеристик, своих интересов и способностей. Студент должен идентифицировать себя как личность, чтобы в дальнейшем соотносить себя с профессиональной деятельностью. 3) Помощь в понимании медицинских профессий. Абитуриент, поступающий в медицинский вуз, как правило, не имеет ясного представления об ожидающей его работе по медицинской специальности, о ее задачах и средствах. Имеющийся у него образ профессиональной деятельности (основа для приобретения и систематизации знаний) диффузен, неструктурирован, во многом нереалистичен. Данные исследований свидетельствуют о том, что знания о будущей медицинской специальности являются недостаточными на момент поступления, и представление о будущей профессиональной деятельности остаётся на первоначальном умозрительном уровне в первые годы обучения в медицинском вузе. Большинство студентов старших курсов медицинского вуза имеют представление и понимание основной структуры медицинского сектора рынка труда. Тем не менее, существует потребность в исследовании конкретных сегментов этой структуры, связанных с узкой медицинской специализацией студента. Кроме этого, нужно исследовать сочетаемость желаемых вакансий со стилем жизни, ценностными представлениями человека и его устремлениями. В данном случае требуется практическая интерпретация того, как разные образовательные и профессиональные возможности соотносятся друг с другом. 4) Работа с информацией. Часто требуется информация об изменениях на рынке труда, о появляющихся тенденциях и возникающих новых областях в медицине. Традиционен подход, когда студент анализирует свои возможности вписаться в

уже существующую ситуацию на рынке труда, однако дополнительная осведомлённость о новых развивающихся направлениях, региональных особенностях помогает осуществлять более полное планирование возможностей развития своей карьеры. Помимо помощи при приобретении информации, необходимо обучать студентов правильно воспринимать информацию такого рода, анализировать её. Наиболее сложным звеном в этом процессе является интерпретация полученной информации в контексте собственной жизни и планов. 5) Помощь в принятии решений. На основе полученной информации и её анализа студента необходимо научить составить долгосрочные и краткосрочные планы развития своей карьеры, соотнести их с реальностью, и помочь ему в этом. Ознакомление с теорией принятия решений. 6) Знаниевая составляющая. Изучение закономерностей развития карьеры, знакомство с теориями развития карьеры и теориями жизненных этапов человека. 7) Навыки по саморегуляции и организации рабочего и свободного времени. Закладывание основ знаний и умений по профилактике профессионального выгорания, что

столь характерно для профессии врача. 8) Трудоустройство студентов. Это многоэтапный процесс, который нуждается в контроле и помощи со стороны вуза. Деятельность может быть многообразна в зависимости от региональных особенностей и может включать в себя распространение информационных бюллетеней о вакансиях вне вуза, помощь студентам в приобретении навыка по поиску желаемого места работы: подготовка резюме, поведение во время интервью, стратегия и тактика поиска желаемого места работы.

Взаимосвязанная и последовательная система образовательных программ по формированию универсальной профессиональной компетентности студента-медика в контексте образования для карьеры подразумевает, что в процессе личностного роста, в процессе приобретения знаний о закономерностях развития карьеры вообще и особенностях карьеры в медицине, в частности, студент должен достигнуть определённой стадии зрелости для самоопределения и принятия решения относительно первых шагов в трудовой деятельности, основанной на полученном образовании.

CAREER EDUCATION IN AN EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A HIGHER MEDICAL SCHOOL

©2010 A.S.Sokolova

Moscow Medical Academy named after I.M.Sechenov

This article covers the problem of building up universal adaptive skills, knowledge and competences of a medical student within the context of future career planning and development. Career education is advised to be practiced to attain these universal professional competences. It can be implemented in a broad range of educational programs with various contents. Special content for career education programs in a Higher Medical School is analyzed.

Key words: career, career education, universal professional competencies, education programs content, problematics of career education content in a Higher Medical School.

o

Sokolova Alexandra Sergeevna, Candidate of Pedagogy, assistant professor of Chair ofPedagogy. E-mail: alex8 s@yahoo.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.