УДК 371
Н. В. Ситникова
Образование детей, ведущих с родителями кочевой образ жизни: правовое регулирование
Федеральный институт родных языков народов Российской Федерации, г. Якутск, Россия
Аннотация. Статья направлена на выявление проблем образования детей, ведущих с родителями кочевой образ жизни, и путей их решения с учётом действующих регулятивных механизмов отечественного и международного права. Ведущими методами исследования данной проблемы являются экспертная оценка и обобщение региональной практики, позволяющей комплексно рассмотреть эмпирические данные, обзор научной литературы и анализ нормативных документов в контексте регулятивного воздействия государства на развитие образования кочующих народов. В исследовании выявлены лакуны в понятийно-терминологическом аппарате кочевого образования, обоснованы нормативно-правовые условия для кочевого образования с опорой на действующее законодательство. Материалы статьи могут представлять практическую ценность для работников образования, общественности коренных малочисленных народов и исследователей вопросов образования кочующих народов.
Ключевые слова: кочевое образование, кочевой образ жизни, права коренных народов, арктическая зона.
N. V. Sitnikova
Education of children leading a nomadic lifestyle with their parents:
legal regulation
Department of Nomad Education, Federal Institute of Native Languages of the Peoples of the Russian Federation, Yakutsk, Russia
Abstract. The article is aimed at identifying the problems of education of children leading a nomadic lifestyle with their parents, and ways to solve them, taking into account the current regulatory mechanisms of the Russian and international law. The leading research methods of this problem are the expert assessment and generalization of regional data, review of scientific literature and analysis of regulatory documents in the context of the regulatory impact of the state on the development of education of the nomadic peoples. The study reveals gaps in the conceptual and terminological apparatus of nomadic education, substantiates the regulatory and legal conditions for nomadic education based on the current legislation. The materials of the article can be of practical value for educators, the public of indigenous minorities and researchers of educational issues of nomadic peoples.
Keywords: nomadic education, nomadic way of life, rights of indigenous peoples, Arctic zone.
Введение
На современном этапе требуется формирование единой нормативной правовой базы и совершенствование механизмов организации образовательного процесса в местах традиционного проживания коренных народов Севера. Цель исследования: выявить проблемы организации образования детей, ведущих с родителями кочевой образ жизни, и предложить пути их решения с учётом действующих регулятивных механизмов отечественного и международного права.
СИТНИКОВА Наталья Васильевна - зав. отделом кочевого образования ФГБУ «Федеральный институт родных языков народов Российской Федерации», г. Якутск, Россия. E-mail: [email protected]
SITNIKOVA Natalia V. - Head, Department of Nomad Education, Federal Institute of Native Languages of the Peoples of the Russian Federation, Yakutsk, Russia.
Материалы и методы
В ходе исследования проведён анализ состояния и перспектив развития кочевого образования в Российской Федерации, изучен отечественный и зарубежный опыты организации образования детей, в том числе концептуальные подходы в принятых ранее документах.
SWOT-анализ позволил выявить сильные и слабые стороны, риски и перспективы организации кочевого образования детей [1], в частности, что принимаемые меры на региональном уровне недостаточны, так как остаются нерешенные проблемы, связанные с отсутствием нормативных и правовых актов, учитывающих особенности образования в кочевых условиях.
Актуальность исследования
Актуальность обусловлена необходимостью достижения показателей социального и демографического благополучия в Арктической зоне России, в том числе по созданию условий для сохранения идентичности коренных народов.
Вопросы образования детей, ведущих с родителями кочевой образ жизни, в педагогической науке и практике изучены достаточно и рассматриваются, начиная с дореволюционного периода [2, 3]. В субъектах Российской Федерации накоплен опыт организации воспитания и обучения кочевников. Вместе с тем понятийный аппарат этого направления в педагогике не унифицирован, нормативно-правовая база утверждена только на региональном уровне. Кочевое образование в России в настоящее время противоречит стандартным требованиям к условиям осуществления формальной образовательной деятельности. Перед государством стоит задача урегулировать вопросы унификации и правоприменения понятий, преодоления противоречий в государственном регулировании образовательной деятельности и устранения показателей, связанных с наличием земли и помещений. Все вышеуказанное подтверждает необходимость изучения российских и международных нормативных документов и современной социокультурной ситуации для обновления концептуальных основ развития кочевого образования в Российской Федерации.
Дискуссия и результаты
Вопросы сосуществования оседлых и кочевых цивилизаций исследованы в науке в достаточной мере такими учёными, как У А. Винокурова, Ю. В. Яковец [4], А. Дж. Тойнби [5], А. В. Головнев [6] и др. В дискурсе кочевого образа жизни вступают в противоречие права народов на свой уклад жизни и стремление государств унифицировать представления о качестве жизни. Так, Саверио Крэтли в своем исследовании доступности образования для кочевых народов Африки признает, что «понятие «пасторализм» (кочевое скотоводство) является несовместимым с понятием «образование», которое используется в официальной сфере с точки зрения таких показателей, как «охват, посещаемость, работа в классе, достижения, преемственность с высшим образованием или гендерный баланс» [7, с. 1]. Такие исследователи, как У А. Винокурова [8], А. Ф. Головин [9], З. С. Жиркова [10], В. Н. Егоров [11], Н. Д. Неустроев [12, 13], Р. С. Никитина [14], А. Н. Терехина [15] и другие отмечают, что в образовательном пространстве кочевой цивилизации формируется «педагогическая культура». Исследователи М. М. Содномпилова [16], Ж. Н. Сарангаева [17] отмечают, что понятие «кочевье» связано по смыслу с понятием «кочевой образ жизни», но представляет более широкое и глубокое понимание родины, родной территории, в дополнение к пониманию «кочевья» как «путь» или «дорога». Таким образом, концепт «кочевье» включает все характеристики, необходимые в качестве базы для осуществления возможности организации общего образования на «родной территории».
К основным результатам исследования правоприменения концептов, кочевого образования следует отнести следующее:
1. Признание «кочевого и (или) полукочевого образа жизни» в Гражданском процессуальном и Семейном кодексах [18], согласно которым дети получили право на воспитание в семье в привычной культурной среде, а также право на традиционный образ жизни и образование в условиях кочевья.
2. Концепт «кочевая школа», означающий в широком смысле систему образования для кочевников, прошёл путь «передвижная школа» - «культбаза» - «кочевая школа» («кочевой детский сад») и имеет перспективы развития в условиях цивилизационного давления технократических укладов. Поддержка государства способствовала увеличению охвата детей дошкольного возраста «кочевыми дошкольными группами» (4 кочевых дошкольных групп в 2010 г., 15 - в 2020 г.) и «кочевых школ» в составе общеобразовательных организаций (4 кочевые школы в 1990 г., 15 кочевых школ в 2020 г.) [19].
3. Такие понятия, как «кочевая дошкольная группа», «кочевая семейная дошкольная группа», «кочевой детский сад», «кочевой класс-комплект», «сезонный кочевой класс-комплект», «кочевая школа», «сезонный кочевой класс-комплект», «кочевой лагерь», «кочевой воспитатель», «кочевой учитель» определены и рекомендованы для использования в методических рекомендациях» [20].
4. Несмотря на то, что в российском правовом пространстве закреплены основные права граждан на образование, национальную принадлежность и право пользования родным языком, до недавнего времени в паспортах кочевников Ямало-Ненецкого автономного округа в разделе «место жительства», ставили отметку «тундра». Права на кочевой образ жизни и требования, связанные с регистрацией, определением места жительства, домовладений и иного имущества, а также пожарного и санитарного надзора противоречат реальной ситуации.
5. Наибольшее совпадение с российскими трендами в отношении прав детей имеет Конвенция о правах ребёнка ООН, вступившая в силу для СССР с 1990 г. К достоинствам Конвенции можно отнести то, что в статье 30 сформулировано право «совместно с другими членами своей группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять её обряды, а также пользоваться родным языком» [21].
6. К основополагающим международным ориентирам можно отнести «Цели развития тысячелетия (ЦРТ)» [22, 23] в части всеобщего охвата начальным образованием, доступа к Интернету и других целей.
7. С учётом современной социокультурной ситуации и выявленной проблематики разработаны концептуальные основы развития кочевого образования нового поколения.
Выводы
В Российской Федерации создан комплекс федеральных норм права, соответствующих и принятых в русле международных документов ООН и в некоторых случаях расширяющих международные подходы, направленные на сохранение культурной идентичности и предоставления привилегий коренным малочисленным народам, в том числе ведущим кочевой или полукочевой образ жизни.
Вместе с тем законодательное регулирование вопросов образования кочующих детей осуществляется неравномерно и не во всех регионах. В связи с этим требуется дальнейшее регулятивное воздействие государства, направленное на обеспечение доступности бесплатного дошкольного, общего и среднего профессионального образования для кочующих народов, правовое определение особенностей организации образовательной деятельности в кочевых условиях. Необходимо продолжить научное и методическое сопровождение вопросов кочевого образования.
Литература
1. Sitnikova Natalia Vasilievna, Nikolaeva Alla Dmitrievna / Modern Nomads: Education on the Way. Journal of Critical Reviews. - 2020. - 7 (13): - P. 3156-3162. ISSN- 2394-5125.
2. Система общинного образования кочующих народов Севера: Концепция / Сост. В. А.Роббек и др.; М-во образования Респ. Саха (Якутия) : РАН СО Ин-т проблем малочисл. народов Севера. - Якутск. -2004. - 29 с. - Текст : непосредственный.
3. Fedorov G.M., Nikitina R.S. Historical background of the organization of education in nomadic schools of indigenous peoples of the North of the Russian Federation. Caderno Suplementar n. 3 (2020): Geplat: Caderno -Suplementar, N. 3, JUNHO, 2020 http: //natal.uern.br/periodicos/index.php /RTEP/ index [ISSN 2316-1493].
4. Винокурова, У. А. Арктическая циркумполярная цивилизация / У. А. Винокурова, Ю. В. Яковец. -Новосибирск : Наука. - 2016. - 320 с. - Текст : непосредственный.
5. Тойнби, А. Дж. Исследование истории: Возникновение, рост и раснад цивилизаций. - Москва : АСТ МОСКВА. - 2009. - 670 с. - Текст : непосредственный.
6. Головнев, А. В. Кочевье, путешествие и нео-номадизм / А. В. Головнев // Уральский исторический вестник. - 2014. - № (45). - С. 121-126. https://elibrary.ru/item.asp?id=22516757. - Текст : непосредствен-
7. Kraetli Saverio. Education provision to nomadic pastoralists // A literature review. - 2001. - 84 p.
8. Винокурова, У. А. Indigenous Methodology в этнопедагогике // Этнопедагогика любви и национального спасения: коллективная монография / М-во образования и науки Ресн. Саха (Якутия); нод общ.ред. У А. Винокуровой, д. социол. н. - Якутск : «Медиа-холдинг Якутия», 2017. - С. 13-26. - Текст : непосредственный.
9. Головин, А. Ф. Кочевая школа как социально-педагогическая основа формирования системы образования на Крайнем Севере: пути становления и проблемы развития / А. Ф. Головин // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - С.252-271. - Текст : непосредственный.
10. Жиркова, 3. С. Влияние педагогического потенциала этнокультурных традиций кочевых народов на формирование личности учащихся / 3. С. Жиркова // Историческая и социально-образовательная мысль. Тзм 7 №6 часть 2, 2015 Historical and Social Educational Ideas. - 2015. Tom 7 № 6 (2) https:// www. researchgate.net/ publication/ 306371283_Influence_of_pedagogical_potential_ of_ethnocultural _ traditions_ of_ nomadic_peoples_in shaping_ personality_ of_ students. - Текст : непосредственный.
11. Егоров, В. H. Специфика деятельности малокомплектных и кочевых школ в условиях Севера / В. H. Егоров, H. Д. Шустроев. - Москва : Академия. - 224 с. - Текст : непосредственный.
12. ^устроев, H. Д. Кочевая школа как мобильная форма школьной сети в условиях Севера / H. Д. №устроев, А. H. ^устроева // Вестник СВФУ - 2017. - № 3 (07). С. 7-13. - Текст : непосредствен-
13. ^устроев, H. Д. Психолого-педагогическое сопровождение детей тьютором в условиях школ Севера: учебное пособие / ^Д. ^устроев и др. - Якутск : Издательский дом СВФУ - 2018. - 120 с. -Текст : непосредственный.
14. H^^rarn, Р. С. Воспитание детей эвенов в условиях этнокультурной среды / Р. С. Бикитина. Монография. - Москва : ИИУ МГОУ. - 2015. - 154 с . - Текст : непосредственный.
15. Терехина, А. H. «Учебная нарта» и керосинка или Tundraskills для кочевого воспитателя / А. H. Те-рехина // Сибирские исторические исследования. - 2018. - № 4. - с. 42-65. DOI: 10.17223/2312461X/22/3.
- Текст : непосредственный.
16. Содномпилова, М. М. Концепт «Родина» в мировоззрении монгольских народов / М. М. Содом-пилова // Москва : Этнографическое обозрение. - 2007. - № 3. - С. 117-124. - Текст : непосредственный.
17. Сарангаева, Ж. H. Эмблематическое проявление кочевого образа жизни в калмыцкой лингвакуль-туре / Ж. H. Сарангаева // Вестник АГУ - 2019. - Выпуск 1 (232). - Текст : непосредственный.
18. Федеральный закон от 30 октября 2017 г. № 302-Ф3 «О внесении изменений в статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статью 127 Семейного кодекса Российской Федерации». - Текст : непосредственный.
19. Ситникова, H. В. Hаучно-педагогическое обоснование концептов общего образования в условиях кочевья (или кочевого образа жизни) / H. В. Ситникова, Ф. В. Габышева // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 68 ( ч.4). - С.190-194. ISSN 2311-1305. - Текст : непосредственный.
20. Организация образования детей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, ведущих с родителями кочевой и (или) полукочевой образ жизни: Методические рекомендации / H. В. Ситникова и др. Письмо Минпросвещения России от 20.11 2020. № 03-1333. - Текст : непосредственный.
21. Конвенция о нравах ребёнка [Электронный ресурс] https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/childcon.shtml
22. Цели развития тысячелетия ООH [Электронный ресурс] https://www.un.org/development/desa/ru/ millennium-development-goals.html
23. Подведение итогов в области глобального партнерства в целях развития. Доклад Целевой группы но оценке прогресса в достижении ЦРТ, 2015 год: резюме. - Текст : непосредственный.
References
1. Sitnikova Natalia Vasilievna, Nikolaeva Alla Dmitrievna / Modern Nomads: Education on the Way. Journal of Critical Reviews. - 2020. - 7 (13): - P. 3156-3162. ISSN- 2394-5125.
2. Sistema obshhinnogo obrazovanija kochujushhih narodov Severa: Koncepcija / Sost. V. A.Robbek i dr.; M-vo obrazovanija Resp. Saha (Jakutija) : RAN SO In-t problem malochisl. narodov Severa. - Jakutsk. -2004.
- 29 s. - Tekst : neposredstvennyj.
3. Fedorov G.M., Nikitina R.S. Historical background of the organization of education in nomadic schools of indigenous peoples of the North of the Russian Federation. Caderno Suplementar n. 3 (2020): Geplat: Caderno -Suplementar, N. 3, JUNHO, 2020 http: //natal.uern.br/periodicos/index.php /RTEP/ index [ISSN 2316-1493].
4. Vinokurova, U. A. Arkticheskaja cirkumpoljarnaja civilizacija / U. A. Vinokurova, Ju. V. Jakovec. -Novosibirsk : Nauka. - 2016. - 320 s. - Tekst : neposredstvennyj.
5. Tojnbi, A. Dzh. Issledovanie istorii: Vozniknovenie, rost i raspad civilizacij. - Moskva : AST MOSKVA.
- 2009. - 670 s. - Tekst : neposredstvennyj.
6. Golovnev, A. V. Kochev'e, puteshestvie i neo-nomadizm / A. V. Golovnev // Ural'skij istoricheskij vestnik. - 2014. - № (45). - S. 121-126. https://elibrary.ru/item.asp?id=22516757. - Tekst : neposredstvennyj.
7. Kraetli Saverio. Education provision to nomadic pastoralists // A literature review. - 2001. - 84 p.
8. Vinokurova, U. A. Indigenous Methodology v jetnopedagogike // Jetnopedagogika ljubvi i nacional'nogo spasenija: kollektivnaja monografija / M-vo obrazovanija i nauki Resp. Saha (Jakutija); pod obshh.red. U. A. Vinokurovoj, d. sociol. n. - Jakutsk : «Media-holding Jakutija», 2017. - S. 13-26. - Tekst : neposredstvennyj.
9. Golovin, A. F. Kochevaja shkola kak social'no-pedagogicheskaja osnova formirovanija sistemy obrazovanija na Krajnem Severe: puti stanovlenija i problemy razvitija /A. F. Golovin // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. - 2010. - S.252-271. - Tekst : neposredstvennyj.
10. Zhirkova, Z. S. Vlijanie pedagogicheskogo potenciala jetnokul'turnyh tradicij kochevyh narodov na formirovanie lichnosti uchashhihsja / Z. S. Zhirkova // Istoricheskaja i social'no-obrazovatel'naja mysl'. Tom 7 №6 chast' 2, 2015 Historical and Social Educational Ideas. - 2015. Tom 7 № 6 (2) https:// www.researchgate. net/ publication/ 306371283_Influence_of_pedagogical_potential_ of_ethnocultural _ traditions_ of_ nomadic_ peoples_in shaping_ personality_ of_ students. - Tekst : neposredstvennyj.
11. Egorov, V. N. Specifika dejatel'nosti malokomplektnyh i kochevyh shkol v uslovijah Severa / V. N. Egorov, N. D. Neustroev. - Moskva : Akademija. - 224 s. - Tekst : neposredstvennyj.
12. Neustroev, N. D. Kochevaja shkola kak mobil'naja forma shkol'noj seti v uslovijah Severa / N. D. Neustroev, A. N. Neustroeva // Vestnik SVFU. - 2017. - № 3 (07). S. 7-13. - Tekst : neposredstvennyj.
13. Neustroev, N. D. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie detej t'jutorom v uslovijah shkol Severa: uchebnoe posobie / N.D. Neustroev i dr. - Jakutsk : Izdatel'skij dom SVFU. - 2018. - 120 s. - Tekst : neposredstvennyj.
14. Nikitina, R. S. Vospitanie detej jevenov v uslovijah jetnokul'turnoj sredy / R. S. Nikitina. Monografija.
- Moskva : IIU MGOU. - 2015. - 154 s . - Tekst : neposredstvennyj.
15. Terehina, A. N. «Uchebnaja narta» i kerosinka ili Tundraskills dlja kochevogo vospitatelja / A. N. Terehina // Sibirskie istoricheskie issledovanija. - 2018. - № 4. - s. 42-65. DOI: 10.17223/2312461X/22/3.
- Tekst : neposredstvennyj.
16. Sodnompilova, M. M. Koncept «Rodina» v mirovozzrenii mongol'skih narodov / M. M. Sodompilova // Moskva : Jetnograficheskoe obozrenie. - 2007. - № 3. - S. 117-124. - Tekst : neposredstvennyj.
17. Sarangaeva, Zh. N. Jemblematicheskoe projavlenie kochevogo obraza zhizni v kalmyckoj lingvakul'ture / Zh. N. Sarangaeva // Vestnik AGU. - 2019. - Vypusk 1 (232). - Tekst : neposredstvennyj.
18. Federal'nyj zakon ot 30 oktjabrja 2017 g. № 302-FZ «O vnesenii izmenenij v stat'ju 271 Grazhdanskogo processual'nogo kodeksa Rossijskoj Federacii i stat'ju 127 Semejnogo kodeksa Rossijskoj Federacii». - Tekst : neposredstvennyj.
19. Sitnikova, N. V. Nauchno-pedagogicheskoe obosnovanie konceptov obshhego obrazovanija v uslovijah kochev'ja (ili kochevogo obraza zhizni) / N. V. Sitnikova, F. V. Gabysheva // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija. -2020. - № 68 ( ch.4). - S.190-194. ISSN 2311-1305. - Tekst : neposredstvennyj.
20. Organizacija obrazovanija detej korennyh malochislennyh narodov Severa, Sibiri i Dal'nego Vostoka Rossijskoj Federacii, vedushhih s roditeljami kochevoj i (ili) polukochevoj obraz zhizni: Metodicheskie rekomendacii / N. V. Sitnikova i dr. Pis'mo Minprosveshhenija Rossii ot 20.11 2020. № 03-1333. - Tekst : neposredstvennyj.
21. Konvencija o pravah rebjonka [Jelektronnyj resurs] https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/childcon.shtml
22. Celi razvitija tysjacheletija OON [Jelektronnyj resurs] https://www.un.org/development/desa/ru/ millennium-development-goals.html
23. Podvedenie itogov v oblasti global'nogo partnerstva v celjah razvitija. Doklad Celevoj gruppy po ocenke progressa v dostizhenii CRT, 2015 god: rezjume. - Tekst : neposredstvennyj.
^SMSr^r