Научная статья на тему 'НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ КОНЦЕПТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ КОЧЕВЬЯ (ИЛИ КОЧЕВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ)'

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ КОНЦЕПТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ КОЧЕВЬЯ (ИЛИ КОЧЕВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ / КОЧЕВОЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / EDUCATION / SMALL INDIGENOUS PEOPLES / NOMADIC LIFESTYLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ситникова Наталья Васильевна, Габышева Феодосия Васильевна

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена тем, что понятийный аппарат этого направления в педагогике не унифицирован, нормативно-правовая база утверждена только на региональном уровне. Цель статьи заключается в том, чтобы исследовать научно-педагогические основания для использования концептов, связанных с организацией образования детей, ведущих с родителями кочевой образ жизни. В результате исследования теоретически обоснованы основные понятия и предложены термины для использования в отечественной практике. Материалы статьи могут быть полезны для специалистов органов управления образованием, исследователей, заинтересованных в дальнейшем развитии образования детей, ведущих с родителями кочевой и (или) полукочевой образ жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL JUSTIFICATION OF CONCEPTS OF GENERAL EDUCATION IN NOMADIC (OR NOMADIC LIFESTYLE) CONDITIONS

The relevance of the problem under study is due to the fact that the conceptual framework of this direction in pedagogy is not unified, and the legal framework is approved only at the regional level. The purpose of the article is to investigate the scientific and pedagogical grounds for using concepts related to the organization of education of children who lead a nomadic lifestyle with their parents. As a result of the research, the basic concepts are theoretically justified and terms for use in domestic practice are proposed. The materials of the article can be useful for specialists of educational authorities, researchers interested in further development of education of children who lead a nomadic and (or) semi-nomadic lifestyle with their parents.

Текст научной работы на тему «НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ КОНЦЕПТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ КОЧЕВЬЯ (ИЛИ КОЧЕВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ)»

9. Татаренкова Н.А. Формирование исследовательских компетенций студентов в условиях становления современной модели образования // Филологические науки. Вопросы теории и практики Тамбов: Грамота, 2016. № 4(58): в 3-х ч. Ч. 1. C. 209-212.

10. Щуркова Н.Е., Арапова П.И., Баранова Е.Ф., Мухин М.И., Попова С.И. Речь педагога: учебное

пособие. Москва, 2019. 114 с.

11. Щуркова Н.Е., Мухин М.И. Педагог нового воспитания: Монография. Москва, 2014. 264 с.

Педагогика

УДК 371

старший научный сотрудник, руководитель Центра кочевого образования Ситникова Наталья Васильевна

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение

«Институт национальных школ Республики Саха (Якутия)» (г. Якутск);

доктор педагогических наук, главный научный

сотрудник Габышева Феодосия Васильевна

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение

«Институт национальных школ Республики Саха (Якутия)» (г. Якутск),

председатель постоянного комитета по науке, образованию,

культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций

Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) (г. Якутск)

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ КОНЦЕПТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ КОЧЕВЬЯ (ИЛИ КОЧЕВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ)

Аннотация. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена тем, что понятийный аппарат этого направления в педагогике не унифицирован, нормативно-правовая база утверждена только на региональном уровне. Цель статьи заключается в том, чтобы исследовать научно-педагогические основания для использования концептов, связанных с организацией образования детей, ведущих с родителями кочевой образ жизни. В результате исследования теоретически обоснованы основные понятия и предложены термины для использования в отечественной практике. Материалы статьи могут быть полезны для специалистов органов управления образованием, исследователей, заинтересованных в дальнейшем развитии образования детей, ведущих с родителями кочевой и (или) полукочевой образ жизни.

Ключевые слова: образование, коренные малочисленные народы, кочевой образ жизни.

Annotation. The relevance of the problem under study is due to the fact that the conceptual framework of this direction in pedagogy is not unified, and the legal framework is approved only at the regional level. The purpose of the article is to investigate the scientific and pedagogical grounds for using concepts related to the organization of education of children who lead a nomadic lifestyle with their parents. As a result of the research, the basic concepts are theoretically justified and terms for use in domestic practice are proposed. The materials of the article can be useful for specialists of educational authorities, researchers interested in further development of education of children who lead a nomadic and (or) semi-nomadic lifestyle with their parents.

Keywords: education, small indigenous peoples, nomadic lifestyle.

Введение. Создание в Российской Федерации условий для устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока на основе укрепления их социально-экономического потенциала, сохранения исконной среды обитания и образа жизни требует формирования единой нормативной правовой базы и совершенствования механизмов организации образовательного процесса в местах их традиционного проживания. Кочевое образование в России в настоящее время противоречит стандартным требованиям к условиям осуществления образовательной деятельности. Перед государством стоит задача урегулировать вопросы правоприменения понятий, связанных с кочевым или полукочевым образом жизни, преодоления противоречий в государственном регулировании образовательной деятельности в условиях кочевья.

Изложение основного материала статьи. Цель исследования: изучить генезис научно-педагогических оснований концептов для организации образования детей, ведущих с родителями кочевой образ жизни, в кочевых школах коренных малочисленных народов Севера.

Задачи исследования: проанализировать обоснованность использования концептов "кочевье", "кочевой образ жизни" и применения понятия "кочевой/ая/ое» в контексте образования.

Методы исследования: теоретические (изучение научной литературы в исследовательском аспекте), теоретико - эмпирические (описание).

В условиях потенциально существующей угрозы стирания цивилизационных границ кочевые цивилизации перестают быть архаичным этапом развития миросоздания и представляют интерес для исследователей. Основоположник теории цивилизаций, корифей философии и евроцентрист А.Тойнби (18891975 гг.) характеризуя жизнь кочевников как задержка или застой в развитии и последующей гибели, не включает их в реестр цивилизаций. Несмотря на то, что А. Дж. Тойнби отказал кочевой цивилизации в праве выступать отдельным субъектом истории, нельзя не отметить, что им не раз высказывалась вполне объективная высокая оценка кочевничества [19].

Новые технологии, современный транспорт входят в жизнь кочевых народов, но они не вступают в противоречие с кочевой культурой. В основу кочевой жизни заложены традиционные знания коренных малочисленных народов и уважение к природе. Винокурова У.А. [2], Головнев А.В. [5], Яковец Ю.В. [2] считают, что в рамках арктической циркумполярной цивилизации уместно осмысление и применение стратегий арктического номадизма.

Жамбалова С.Г., исследуя проблематику кочевого образа жизни в современном мире, подтверждает на примере монголоязычных народов, кочевников-скотоводов Центральной Азии, что «кочевой образ жизни довольно масштабно существует в современном мире» [8, с. 142-149]. Это же отмечают на основе

достоверных фактов современные исследователи кочевых цивилизаций Грайворонский В.В., Жуковская Н.Л. [6; 10] и другие.

Кочевой или полукочевой образ жизни широко распространен в странах Африки, Востока и Азии. Миллионы кочевых скотоводов вовлечены в хозяйственный процесс и традиционные промыслы, являющиеся основой кочевого уклада жизни [15, 22, 23].

В ответ на глобализационные вызовы государства и кочевые народы предпринимают меры для сохранения кочевого или полукочевого образ жизни, связанного с пасторализмом - культурой скотоводчества как вида экономической деятельности и социокультурной реальности. Во всем мире предпринимаются попытки решить проблему доступности базового образования детей, ведущих с родителями традиционный образ жизни [15; 22].

Такие исследователи как Жиркова З.С. [9], Егоров В.Н., Неустроев Н.Д. [7, 24], Никитина Р.С. [11] и другие отечественные этнопедагоги отмечают, что в образовательном пространстве кочевой цивилизации формируется педагогическая культура, для которой характерны гуманизм, воспитание без насилия, обусловленное культом детей, органичное включение детей в жизнедеятельность, гендерная дифференциация в связи с существовавшим разделением труда, большим доверием к детям в процессе их хозяйственной деятельности, что стимулировало формирование у них самодостаточности как важнейшего качества личности кочевника. По результатам исследования системы образования детей, ведущих с родителями кочевой или полукочевой образ жизни [16, 27] выявлены 4621 кочевая семья, в которых воспитывается 6679 детей дошкольного и школьного возраста, разработаны три основные модели организации образования детей в местах кочевий и модели общественно-государственного участия в воспитании детей в условиях кочевья. Впервые в России появилась ведомственная статистика в этой сфере в связи с изменениями в Гражданском Кодексе и Семейном Кодексе Российской Федерации (2018) и введением понятий «кочевой или полукочевой образ жизни», «кочевая семья», произошла легитимизация права детей получение воспитания в семье и доступность образования.

Таким образом, мы убеждаемся, что кочевой образ жизни - (nomadism), традиционный образ жизни, который ведут народы, регулярно меняющие места обитания ради приобретения источников пищи и средств для жизни широко введен в дискурс, связанный с коренными малочисленными народами, занятыми в традиционных видах хозяйствования. Кочевники всегда находятся в движении, полностью обеспечивая свои семьи, сохраняя традиции наряду с использованием новых технологий, создавая особое образовательное пространство характерное для кочевников.

Развитие традиционных видов хозяйствования в какой-то мере зависит от демографической ситуации и поддержки кочевых семей. Так по оценкам специалистов для устойчивого благополучия кочевой семье достаточно иметь от 50 до 100 оленей [20, с. 60-70], дети перенимают бесценный опыт кочевья, проживая в кочевой семье совместно с родителями и получая образование в условиях кочевья (в кочевье, в кочевых условиях) [3, 4, 18].

Исследователь кочевой культуры Содномпилова М. М. связывает понятие «кочевье» с концептом «родина», обнаруживая происхождение ряда специфических характеристик в представлениях о родной территории с полуоседлостью этнических групп, для которых «обязательным условием считалось наличие и поддержание тесной связи человека с родовой территорией» [18, с. 127]. Сарангаева Ж.Н., исследуя характеристики концепта «кочевье», доказывает, что понятия «кочевье», «кочевать» относится к числу базовых категорий и понимается как «перекочевка с одного места на другое», а также как «стойбище и стоянка», «перегонка скота» [14].

Таким образом, в отечественных и зарубежных исследованиях понятие «кочевье» связано по смыслу с понятием «кочевой образ жизни», но представляет более широкое и глубокое понимание родины, родной территории, в дополнение к пониманию «кочевья» как концептами «путь» или «дорога». «Кочевник «все свое носит с собой», в том числе жилище, стадо и имущество, поэтому он всегда и всюду дома, в какой бы стране в пределах своей кочевой ойкумены ни оказался» [5, с. 122].

Для коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, являющихся представителями азиатской и арктический кочевой культуры, понятие «кочевье» это не просто передвижение стад оленей по маршруту, а, скорее, «там, где дом», «родная территория». Таким образом, концепт «кочевье» включает все характеристики, необходимые в качестве базы для осуществления возможности организации общего образования на родной территории, не отдаляясь от родителей, который ведут кочевой образ жизни.

Рассматривая научно-педагогические основания для обозначения «кочевого образа жизни» и понятия «кочевье» в зарубежных исследованиях, преимущественно в англоязычных, мы видим, что эти понятия имеют несколько иную основу. Концепт «кочевье» здесь означает «вольный дух», «бездомье» и привязан к бродячим народам (например, к цыганам). Понятие «мобильный» и «мобильность» используется как концепт перемещения, передвижения ради смены места жительства, путешествий и другое. Описания «мобильных школ» применяются в исследованиях образования кочевников Африки и Индии, когда учитель передвигается вместе с кочевниками или школа передвигается по маршруту кочевников, перезжая с место на место на автомобилях или гужевом транспорте [25]. Понятие «мобильность» является междисциплинарным явлением, исследователи выделяют разные типы и виды мобильности как характеристики личности. Использование этого понятия в сочетании «мобильная школа» не равнозначно понятию «кочевая школа» («nomadic school», «nomadic schooling»), которое означает получение образования в условиях кочевья.

Рассматривая генезис становления концептов «кочевой образ жизни», «образование в условиях кочевья», «кочевая школа» в отечественной истории развития общего образования, отметим, что образовательную миссию среди аборигенных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, как и в других странах мира начинали религиозные миссионеры [21]. В начале XIX века была попытка открыть передвижные школы для детей чукчей и ламутов [12, c. 147].

В 1929-1930 годах в стойбищах открывались первые кочевые школы как филиалы основной школы при культбазе. В 1950-1960 годах в условиях укрупнения хозяйств и перевода населения на оседлый образ жизни все кочевые школы перестали функционировать. Дети стали обучаться в школах-интернатах. Таким образом, происходила постепенная утрата родных языков, сокращалась занятость традиционными видами хозяйствования. В середине 1950-х годов большинство коренных народов свободно владели своими собственными языками. К моменту распада Советского Союза, однако, произошло огромное сокращение

носителей языка [1]. Позиция официальных властей по отношению к традиционной экономике кочевников как к производственной сфере сельскохозяйственной отрасли обесценила культурные ценности кочевых общин. Трансформация образа жизни вызвала кризис кочевой семьи, прервала преемственность поколений в кочевых общинах, способствовала дискриминации культуры кочевых этносов.

Изменения в общественно-политической жизни страны в 90-х годах ХХ века обусловили потребность в возрождении языков и культуры народов, сохранении их самобытности. Стало возрождаться и оленеводство как источник семейного дохода. По инициативе родителей и общественности стали вновь создаваться кочевые школы; с участием педагогов, ученых началась разработка программ, учебных пособий. Под руководством академика, директора Института проблем малочисленных народов Севера СО РАН, доктора филологических наук В.А. Роббека в 2005 году была принята Концепция системы кочевых образовательных организаций Республики Саха (Якутия) [13].

В 2006-2007 гг. в Республике Саха (Якутия) совместно с Бюро ЮНЕСКО в Москве был реализован проект по укреплению потенциала системы общинного образования у кочевых народов. Понятие "кочевая школа" (nomadic school) вошло в документы ЮНЕСКО, опыт России был одобрен международными организациями и рекомендован к использованию [17; 26, 28].

Так кочевая школьная система, действовавшая в 1930-е годы, была вновь введена в начале 1990-х годов. Школы начали функционировать, не отделяя детей от их родителей, и вновь установили связь с их традиционным образом жизни. В Республике Саха (Якутия) были классифицированы модели действующих кочевых школ. Габышева Ф.В., д.п.н., занимавшая в 90-е годы позицию министра образования и далее заместителя председателя правительства республики, отмечает, что Институтом национальных школ Республики Саха (Якутия) было разработано 7 моделей. Кочевые школы имеют различные варианты организации с учетом их географического положения, природно-климатических условий, традиционного вида хозяйственной деятельности, национального состава учащихся, юридического статуса, ступени и вида образования, форм обучения [3, с.180-187].

К основным результатам теоретического исследования научно-педагогических оснований для правоприменения концептов, связанных с организацией общего образования в условиях кочевья в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока России можно отнести следующее:

1. Концепт "кочевой и (или) полукочевой образ жизни" закреплен как образ жизни, основанный на исторически сложившихся традициях и обычаях, предполагающий осуществление традиционной хозяйственной деятельности и постоянное перемещение в пределах маршрута кочевания без строгой привязанности к определенному пункту и месту жительства.

Впервые правовыми актами федерального уровня исключены ограничения на усыновление детей представителями коренных малочисленных народов, которые ведут кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеют места постоянного проживания. Таким образом, исключено требование документа, подтверждающего право пользования жилым помещением или право собственности на жилое помещение в отношении лиц, ведущих кочевой и (или) полукочевой образ жизни. Дети получили право на воспитание в семье в привычной культурной среде, а также право на традиционный образ жизни и образование в условиях кочевья.

2. Концепт «кочевая школа», означающий в широком смысле систему кочевого образования для детей, ведущих с родителями кочевой и (или) полукочевой образ жизни, прошел путь от «передвижной школы» и «культбазы» до «кочевой школы» («кочевого детского сада») и имеет перспективы развития в условиях цивилизационного давления технократических укладов. Поддержка развития кочевых школ в Республике Саха (Якутия) и других субъектах Севера, Сибири Дальнего Востока Российской Федерации способствовала увеличению охвата детей дошкольного возраста «кочевыми дошкольными группами» (4 кочевых дошкольных групп в 2010 г., 15 - в 2020 г.) и «кочевыми школпми» в составе общеобразовательных организаций (4 кочевые школы в 1990 г., 15 - в 2020 г.), увеличению количества работающих в оленеводстве, в том числе молодых семей с детьми в оленеводческих стадах; внедрению дистанционного обучения; реализации дуального образования с привлечением ресурсов опорной школы и производственной базы хозяйств; изучению родных языков коренных малочисленных народов.

3. По результатам исследования системы образования детей, ведущих с родителями кочевой или полукочевой образ жизни (Ситникова, Габышева, Федоров, Никитина, 2020) выявлены три основные модели организации образования детей в местах кочевий и модели общественно-государственного участия в воспитании детей в условиях кочевья. Такие понятия как «кочевая дошкольная группа», «кочевая семейная дошкольная группа», «кочевой детский сад», «кочевой класс-комплект», «сезонный кочевой класс-комплект», «кочевая школа», «сезонный кочевой класс-комплект», «кочевой лагерь», «кочевой воспитатель», «кочевой учитель» определены и рекомендованы для использования в Методических рекомендациях, разработанных Институтом национальных школ Республики Саха (Якутия) в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации.

Выводы. Сделаны определенные шаги в признании традиционного кочевого образа жизни, кочевых семей, накоплен достаточный опыт организации образования в кочевье. Остаются проблемы нормативного и правового характера, решение которых позволило бы создать условия для полноценного развития кочевых образовательных организаций. Необходимо узаконить понятия «кочевое образование» (nomadic education, nomadic school, nomadic schooling) и другие, связанные с особенностями уклада жизни кочующих народов.

Финансирование Funding

Эта работа выполнена в рамках НИР ФГБНУ «Институт национальных школ Республики Саха (Якутия)» по государственному заданию Министерства просвещения Российской Федерации. This work was carried out as part of the Research of the Institute of national schools of the republic of Sakha (Yakutia) under the state assignment of the Ministry of education of the Russian Federation.

Благодарности Acknowledgment

Авторы благодарят органы управления образованием 8 регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока России, принявших участие в мониторинге (2019) образования детей коренных малочисленных народов, ведущих с родителями кочевой или полукочевой образ жизни. The authors thank the education authorities of 8 regions of the North, Siberia and the Far East of Russia that took part in monitoring (2019) the education of children of indigenous minority peoples who lead a nomadic or semi-nomadic lifestyle with their parents.

Конфликт интересов Conflict of Interest

Авторы сообщают об отсутствии конфликта интересов. The authors report no conflict of interest.

Литература:

1. Арефьев А.Л. Языки коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в системе образования: история и современность / А.Л. Арефьев // Москва: Центр социального прогнозирования и маркетинга. - 2014. - 488 c.

2. Винокурова У.А., Яковец Ю.В. Арктическая циркумполярная цивилизация / У.А. Винокурова, Ю.В. Яковец // - Новосибирск: Наука. - 2016. - 320 с.

3. Габышева Ф.В. Опыт создания и деятельности кочевых школ в Республике Саха (Якутия) / Современное состояние и пути развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации / Ф.В. Габышева // Москва. Издание Совета Федерации. - 2013. С. 180-187.

4. Головин А.Ф. Кочевая школа как социально-педагогическая основа формирования системы образования на Крайнем Севере: пути становления и проблемы развития / А.Ф. Головин // Сибирский педагогический журнал. - 2010. С. 252-271.

5. Головнев А.В. Кочевье, путешествие и нео-номадизм / А.В. Головнев // Уральский исторический вестник. - 2014. - № (45). С. 121-126. https://elibrary.ru/item.asp?id=22516757

6. Грайворонский В.В. Сравнительный анализ изменений в уровне жизни животноводов Монголии и Автономного района // Внутренняя Монголия / КНР / в 1978-2000 гг. / В.В. Грайворонский // - Mongolica. -2005. - Т. 16 (37). - C. 249-260.

7. Егоров В.Н., Неустроев Н.Д. Специфика деятельности малокомплектных и кочевых школ в услвоиях Севера. М.: Академия, . 224 с.

8. Жамбалова С.Г. Кочевой образ жизни в современном мире: проблемы традиционализма и модернизации // Ученые записки. - ЗабГГПУ, 2012. - С. 142-149.

9. Жиркова З.С. Влияние педагогического потенциала этнокультурных традиций кочевых народов на формирование личности учащихся / З.С. Жиркова // Историческая и социально-образовательная мысль. ^м 7 №6 часть 2, 2015 Historical and Social Educational Ideas. - 2015. Tom 7 № 6 (2) https:// www.researchgate.net/ publication/ 306371283_Influence_of_pedagogical_potential_ of_ethnocultural _ traditions_of_ nomadic_peoples_in shaping_ personality_ of_ students

10. Жуковская Н.Л. Кочевники Монголии: Культура. Традиции. Символика: учеб.пособие. - М.: Вост.лит., 2002. - 247 с.

11. Никитина Р.М. Воспитание детей эвенов в условиях этнокультурной среды. Монография. М.: ИИУ МГОУ, 2015 - 154 с.

12. Попов А.А. Губернатор И.И. Крафт. - Якутск, 2004. - С. 147.

13. Роббек В.А. Научные основы создания системы образования кочевых народов Севера. -Новосибирск: Наука, 2007. - 58 с.

14. Сарангаева Ж.Н. Эмблематическое проявление кочевого образа жизни в калмыцкой лингвакультуре. Вестник АГУ. Выпуск 1 (232) 2019ю ISSN 2410 3489

15. Ситникова Н.В., Николаева А.Д. - Зарубежная практика образования детей кочующих коренных народов (Sitnikova N., Nikolaeva A. - Foreign practice of educating children of nomadic peoples) / Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Гуманитарные науки , № 7 2020. С. 85-89 http://www.nauteh-journal.ru/files/700aa767-52ec-4c4d-b234-ce26eefbacf5

16. Ситникова Н.В., Габышева Ф.В. Опыт организации и современные тенденции образования детей коренных кочующих народов / Педагогика, №9, 2020. С. 78-85

17. Содействие распространению грамотности среди школьников, принадлежащих к коренным народам, путем укрепления потенциала системы общинного образования у кочевых народов севера Республики Саха (Якутия) / Габышева Ф.В., Семенова С.С., Ситникова Н.В. // - Якутск: СМУК-master. -2007. - 126 с.

18. Содномпилова М.М. Концепт «Родина» в мировоззрении монгольских народов // Этнографическое обозрение, № 3. М., 2007. С. 117-124

19. Тойнби А.Дж. Исследование истории: Возникновение, рост и распад цивилизаций.М.: АСТ МОСКВА, 2009. 670 с.

20. Dudeck, Stephan. Siberian Reindeer Pastoralism and Challenges Facing Reindee Herders in Western Siberia / Indigenous Affairs, No 3-4/09. p. 60-70.

21. Fedorov G.M., Nikitina R.S. Historical background of the organization of education in nomadic schools of indigenous peoples of the North of the Russian Federation. Caderno Suplementar n. 3 (2020): Geplat: Caderno -Suplementar, N. 3, JUNHO, 2020 http://natal.uern.br/periodicos/index.php/RTEP/index [ISSN 2316-1493]

22. Kraetli Saverio. Education provision to nomadic pastoralists // A literature review. - 2001. - 84 p.

23. Ng'asike, John Teria. Indigenous knowledge practices for sustainable lifelong education in pastoralist communities of Kenya // International Review of education. - 2019. - Feb. - Volume 65(1). - pages 19-46 // DOI: 10.1007/s11159-019-09767-4

24. Nikolaeva A.D., Neustroev N.D., Neustroeva A.N., Bugaeva A.P., Shergina T.A., Kozhurova A.A. (2019). Regional model of indigenous education: the case of the Sakha Republic (Yakutia) // International Transaction Journal of Engineering, Management, & Applied Sciences & Technologies. Vol. 10 (19).

25. Olaniran, Sunday Olawale. Almajiri education: Policy and practice to meet the learning needs of the nomadic population in Nigeria. - 2018. - Jan. - 111-126 p. // Doi.org/10.1007/s11159-018-9705-2.

26. Robbek V.A., Gabysheva F.V., Nikitina R.S., Sitnikova N.V. Promoting educational access for the indigenous reindeer herders, fisherpeople and hunters in the nomadic schools of Yakutia / Traveller, Nomadic and Migrant Education"/ edited by Patrick Alan Danaher, Mairin Kenny, and Judith Remy Leder. First published 2009 by Routledge. NewYork, London. Pag. 74-86

27. Sitnikova Natalia Vasilievna, Nikolaeva Alla Dmitrievna. Modern Nomads: Education on the Way / N.V.Sitnikova, A.D. Nikolaeva // Journal of Critical Reviews. - 2020; 7 (13): 3156-3162 Doi: 10.31838/jcr.07.13.507

28. Zamyatin K. Indigenous Peoples and Education in the Russian Federation. State of the world's indigenous peoples. Education. 3rd Volume. Chapter VII. p. 187-216. https://www.academia.edu/35516470/ Indigenous_Peoples_and_Education _in_the_ Russian_Federation? email_work_card=title

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Смирная Анастасия Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский государственный университет науки и технологий имени М.Ф. Решетнева» (г. Красноярск), Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский государственный институт искусств имени Д. Хворостовского» (г. Красноярск);

кандидат педагогических наук, доцент Смирнова Анастасия Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева» (г. Красноярск)

АНАЛИЗ БАЗОВЫХ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ ВЫПУСКНИКА

ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ

Аннотация. Статья посвящена анализу базовых социально-педагогических ценностей выпускника гуманитарного профиля. Раскрытие сущности и содержания данных ценностей позволит определить формы и методы приобщения к ним обучающихся в контексте профессиональной подготовки.

Ключевые слова: социально-педагогические ценности, педагогическая культура, человек как самоценность, профессиональная подготовка.

Anmtation. The article is devoted to the analysis of the basic social and pedagogical values of a graduate of the humanitiesmajor. Disclosure of the essence and content of these values will make it possible to determine the forms and methods of introducing students to them in the context of professional training.

Keywords: social and pedagogical values, pedagogical culture, a person as an intrinsic value, professional training.

Введение. Целью высшего образования выступает подготовка специалиста как профессионала, обладающего профессиональными знаниями и опытом, а также набором softskills. При этом особое значение имеет формирование профессиональных и личностных ценностей выпускника гуманитарного профиля вуза, которые определяют качественные параметры его последующей полифункциональной профессиональной деятельности.

Социально-педагогический контекст деятельности выпускника достаточно определенно отражен в основных профессиональных принципах: профессиональная компетентность в определении проблем социального становления личности и путей практического содействия развитию ее социальной компетентности; гуманизм, эмпатийная включенность в другого; доброжелательность во взаимодействии с личностью, нуждающейся в помощи или находящейся в критической ситуации; своевременность педагогической поддержки клиенту; комплексность и интегрированность социально-педагогической системы и проектирование в среде путей разносторонней поддержки при личностном решении жизненно важных задач. В этом прослеживается профессионально-ценностный аспект подготовки современного выпускника вуза.

Изложение основного материала статьи. Социально-педагогические ценности являются одним из кластеров ценностей в общем понимании, которые функционируют в различных социальных системах, проявляясь в общественном сознании через моральные устои, мировоззрение, религию и философию. Данные ценности выступают как аккумуляция смыслов, ценностей, норм и правил, на контролирующих и регламентирующих деятельность общества в сфере образования [5]. Социально-педагогические ценности личности являются проекцией духовной жизни специалистов гуманитарного профиля, формируются под влиянием общественных воздействий, обусловлены системой воспитания и обучения в семье, школе, определенной структурой социальных отношений в обществе.

А.А. Бодалёв, А.М. Булынин, А.А. Деркач, Э.Ф. Зеер, И.Ф. Исаев, А.К. Маркова, В.Л. Оссовский, В.А. Сластёнин, С.Д. Смирнов, Г.И. Чижакова, Е.Н. Шиянов и другие ученые рассматривают профессиональные ценности как специфические цели и средства профессионального становления личности будущего специалиста, связанные как с общей подготовленностью специалистов, так и с профессиональной углубленной подготовкой.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ дефиниции «ценности», представленных различными учеными и специалистами в данной области, позволяет вывить понятие «социально-педагогические ценности» выпускника гуманитарного профиля и представить их в систематизированном виде. Данные ценности отображают духовные, творческие, организационные и праксиологические ориентиры выпускника вуза. Приоритетными ценностями, отражающими сущность наиболее общих характеристик гуманитарной сферы, являются базовые

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.