- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ -
УДК 37.01
А. Д. Николаева
Образование в условиях кочевья (научный обзор)
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия
Аннотация. Образование в условиях кочевья во всем мире представляется наиболее сложным и приоритетным в процессе устойчивого развития Арктики. Предшествующий опыт показывает, что на протяжении многих десятилетий подрастающее поколение коренных народов России, получая базовое общее образование (в школах-интернатах), было вынуждено отрываться от «родительского очага», традиционного уклада своей семьи и близких родственников, от «живых» национальных традиций, сохраняющихся в естественных условиях кочевья. Это нанесло трудновосполнимый урон уникальной форме жизнедеятельности коренных малочисленных народов, деформировались духовно-нравственные, семейные ценности, традиции экологического, трудового и физического воспитания, передаваемые методами эт-нопедагогики. На рубеже XX и XXI вв. были открыты группы и кочевые школы с целью реализации кочевого образования детей в местах их традиционного проживания. Но достижение качества образования детей всегда было проблематичным ввиду объективных причин. В современных условиях вопросы образования, здравоохранения, культуры в комплексе получили новый импульс в связи с принятием Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года. Исходя из поставленных стратегических задач по развитию территорий обитания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России проблемы кочевого образования детей на данный период как никогда являются весьма актуальными. Меры, принимаемые по повышению качества кочевого образования, требуют разработки новых механизмов: обеспечение непрерывности образования в условиях кочевого образа жизни, современное ресурсное сопровождение; вовлечение в образовательный процесс всех заинтересованных сторон, внедрение инновационных технологий в учебный процесс и др. Данные вопросы обсуждались на проведенных межрегиональных совещаниях (круглые столы, март-апрель 2021 г.) на онлайн-платформе филиала ФГБУ «Федеральный институт родных языков народов Российской Федерации» в г. Якутске, цель и задачи которых состояли в актуализации проблем кочевого образования: существующего опыта, затруднений и перспектив развития регионов по организации образования детей малочисленных коренных народов; в определении ожидаемых результатов кочевого образования. Статья представляет собой смешанный тип - обзор-сообщение, составлена на основе обзора выступлений участников указанных мероприятий с использованием методов интервью, видеозаписи, анализа, систематизации, структурирования, обобщения. Поскольку опыт и проблемы кочевого образования, исходящие непосредственно «из уст» самих организаторов, в публикациях отражаются нечасто, материалы статьи-сообщения могут быть интересны и иметь научно-практическую ценность для ученых, занимающихся указанной проблемой, а также для руководителей системы образования, общественных организаций коренных малочисленных народов России.
Ключевые слова: коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока России, кочевое образование, кочевая школа, кочевые группы, кочевой детский сад, организация обучения, поддержка кочевых дошкольных групп, ожидаемые результаты кочевого образования, показатели оценки качества, проблемы и перспективы развития.
НИКОЛАЕВА Алла Дмитриевна - д. п. н., профессор, зав. кафедрой педагогики Педагогического института, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия. E-mail: [email protected]
NIKOLAEVA Alla Dmitrievna - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Department of Pedagogy, Teachers Training Institute, M. K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia.
А. D. Nikolaeva
Education in nomadic conditions (academic review)
M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia
Abstract. All over the world, education in nomadic conditions seems to be the most difficult and is a priority in the process of sustainable development of the Arctic. Previous experience shows that for many decades the growing generation of indigenous peoples of Russia, receiving basic general education (in boarding schools), was forced to break away from the "parental home", the traditional way of life of their family and close relatives, from the "living" national traditions nomads preserved in natural conditions, which caused an irreparable damage to the unique form of life of indigenous small-numbered peoples; spiritual, moral and family values, traditions of ecological, labor and physical education transmitted by the methods of ethnopedagogy were deformed. At the turn of the 20th and 21st centuries, nomadic groups and schools were opened in order to implement the nomadic education of children in the places of their traditional residence. However, achieving the quality of education for children has always been problematic due to objective reasons. In the modern conditions, issues of education, health care, culture in the complex have received a new impetus in connection with the adoption of the Strategy for the Development of the Arctic Zzone of the Russian Federation and ensuring national security for the period until 2035. Proceeding from the set strategic tasks for the development of the territories inhabited by the indigenous peoples of the North, Siberia and the Far East of Russia, the problems of the nomadic education of children for this period are more urgent than ever. The measures taken to improve the quality of nomadic education require the development of new mechanisms: ensuring the continuity of education in the nomadic way of life, modern resource support; involvement in the educational process of all stakeholders, the introduction of innovative technologies in the educational process, etc. These issues were discussed at the interregional meetings (round tables, March-April 2021) on the online platform of the branch of the Federal Institute of Native Languages of the Peoples of the Russian Federation in the city of Yakutsk, the purpose and objectives of which were to actualize the problems of nomadic education: the existing experience, difficulties and prospects for the development of regions in organizing the education of children of indigenous peoples; in determining the expected outcomes of nomadic education. The article is of a mixed type - a review-report, compiled on the basis of a review of the speeches of the participants in these events using the methods of interviews, video recording, analysis, systematization, structuring, and generalization. Since the experience and problems of nomadic education, coming directly "from the mouth" of the organizers themselves, are rarely reflected in publications, the materials of the article-message can be interesting and have academic and practical value for researchers dealing with this problem, as well as for leaders of the educational system, public organizations indigenous small-numbered peoples of Russia.
Keywords: indigenous peoples of the North, Siberia and the Far East of Russia, nomadic education, nomadic school, nomadic groups, nomadic kindergarten, organization of education, support of nomadic preschool groups, expected results of nomadic education, quality assessment indicators, problems and development prospects.
Введение
В Российской Федерации проживают 45 коренных малочисленных народов, из которых 40 - на территории Севера, Сибири и Дальнего Востока, в местах традиционной хозяйственной деятельности своих предков, стремясь сохранить самобытный уклад жизни. Как известно, процесс поддержки и развития образования детей, ведущих с родителями кочевой или полукочевой образ жизни, осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом «Об образовании». В 2021 г. в связи с принятием Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года (2020) Правительством Российской Федерации принят соответствующий план действий по ее реализации.
Созданы кочевые школы, кочевые дошкольные группы, летние лагеря в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края и Амурской области, Республике Саха (Якутия), Ямало-Ненецком, Ненецком, Чукотском автономных округах. В Республике Саха (Якутия) в 2005-2007 гг. совместно с Бюро ЮНЕСКО в Москве был реализован проект по обеспечению доступности образования детям, ведущим с родителями кочевой образ жизни. В 2014 г. Ямало-Ненецким автономным округом представлен в ООН проект по организа-
ции образовательного процесса в условиях кочевья. Арктическим Советом поддержан проект Российской Федерации «Дети Арктики: дошкольное образование», подписано соглашение между губернаторами арктических регионов России. В современных условиях необходимо переосмыслить имеющийся опыт, выделить проблемы и определить перспективы развития кочевого образования в Российской Федерации. Исходя из указанной задачи в 2021 г. на он-лайн-платформе в г. Якутске проведены круглые столы: «Образование в условиях кочевья: проблемы и перспективы» (18 марта); «Организация образования в кочевых условиях: прогноз результатов» (28 апреля), цель и задачи которых заключались в обсуждении современного состояния, проблем и перспектив развития кочевого образования на территории России в местах традиционной жизнедеятельности коренных малочисленных народов, а также в выработке единой позиции по вопросам кочевого образования в регионах Российской Федерации. Цель: обобщить материалы проведенных мероприятий и актуализировать одну из важных и особенных проблем в системе образования.
Краткий обзор содержания круглых столов по проблемам кочевого образования в России (обсуждение)
В работе указанных межрегиональных мероприятий приняли участие 107 чел. из Амурской области, Таймырского Долгано-Ненецкого и Эвенкийского муниципальных районов Красноярского края, Магаданской области, Республики Саха (Якутия), Ханты-Мансийского, Ямало-Ненецкого автономных округов, а также из Бурятии, Камчатки, Томской области, Таймырского и Арктического колледжей для коренных малочисленных народов Севера, Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, ФГБУ «Федеральный институт родных языков народов Российской Федерации», депутаты Ил Тумэна, представители министерств.
Преамбула. По данным Министерства просвещения Российской Федерации в 8 регионах России 4621 кочевая семья ведет традиционный образ жизни в местах традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (семьи перемещаются вслед за оленями, проживают в стойбищах, факториях и т. п.). В кочевых семьях воспитываются 6679 детей, из них дошкольного возраста - 2203, школьного возраста - 4476 детей. Организация образовательного процесса в местах кочевий осуществляется в Амурской области, Республике Саха (Якутия), Ямало-Ненецком, Чукотском автономных округах и Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края (24 организации) [1, 3].
Как отметила и. о. директора ФГБУ «Федеральный институт родных языков народов Российской Федерации» (г. Москва) Л. И. Маршева «кочевое образование является чрезвычайно актуальным и перспективным как в Российской Федерации, так и в целом в мире в связи с тем, что активно развиваются новые технологии. Тем не менее, несмотря на бурное развитие, мы должны помнить о личности ученика, о том, что он не только должен получить образование, но и воспитание, развитие в едином образовательном пространстве, получить полноценные знания в соответствии со своей этнической идентичностью и с учетом природосообразности».
Модели организации кочевого образования: состояние, проблемы, предложения
В своих выступлениях участники круглого стола представили различные модели организации кочевого образования: образовательная организация с «кочевой дошкольной группой» («кочевым детским садом»); общеобразовательная организация с «кочевыми классами-комплектами» («кочевой школой»); образование в форме семейного образования и самообразование в местах кочевий. А также представлены модели общественно-государственного участия в реализации образовательных программ общего и дополнительного образования в местах кочевий: государственно-частное партнерство; общественно-государственное партнерство; кочевой лагерь как форма организации воспитания детей в языковой и культурной среде.
В последнее десятилетие наблюдается растущее внимание к дошкольному образованию в условиях кочевья. В выступлениях О. И. Кочуровой (ХМАО), К. А. Слепы (ЯНАО), Н. В. Пасечной (Пуровский р-н ЯНАО), О. М. Ковалевой (ДОУ «Чебурашка» Надымский р-н ЯНАО), О. Н. Аммосовой (ДОУ «Кэрэчээнэ» с. Харыялах Оленекского улуса Республики Саха (Яку-
тия) и других отмечены особенности работы кочевых групп: кратковременность пребывания детей в группе (3-5 часов); круглогодичность и соответствие учебному году; разновозраст-ность. Однако в кратковременных группах сон и питание чаще не финансируются. Участники онлайн встречи также отметили, что в последнее время увеличивается число кочевых дошкольных групп, открываемых по желанию родителей. Растет наполняемость групп; уровень подготовки детей к школе, что способствует повышению престижа кочевого дошкольного образования. Родители признают пользу кочевых ДОУ в подготовке детей к школе, возможности организации дополнительного образования. Например, в детском саду «Аякан» (Суринда, Эвенкия) в таежных условиях производственного кочевья оленеводов дети углубленно изучают родные языки в естественных условиях проживания с родителями. Программы обучения направлены на привитие навыков общения на эвенкийском языке, воспитание национального самосознания у детей в условиях кочевого образа жизни, формирование необходимых навыков для жизни в условиях кочевья в совместной деятельности взрослых и детей (пастьба в зимнее время, аргишение, сбор природного материала для поделок и др.) [2]. Родители дошкольников выступают в роли педагогов-воспитателей и, наблюдая за работой взрослых, дети отображают их деятельность в своих играх.
Регионы России используют различные возможности поддержки кочевых ДОУ или кочевых дошкольных групп, в том числе грантовую поддержку социальных проектов. Например, с 2017 г. в Пуровском районе ЯНАО успешно реализуется проект «Лего-конструирование и робототехника в условиях кочевья», внесший новые элементы в образовательный процесс, поощряющий любознательность детей и влияющий на формирование инженерного мышления (проектирование, конструирование, программирование). В Республике Саха (Якутия) преобладает подход, направленный на поддержку языка, культуры, образа жизни в семейных кочевых группах и в кочевых группах при школе или при детском саде.
Активно прошло обсуждение деятельности кочевых школ и кочевых классов. Приведем несколько примеров. Например, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре 1545 детей до 18 лет и 142 ребенка дошкольного возраста ведут со своими родителями традиционный образ жизни. Реализуется пилотный образовательный проект «Стойбищная школа-сад», в программу которого входят 4 онлайн-курса для детей дошкольного возраста 3-4, 4-5, 5-6, 6-7 лет на русском языке в рамках дошкольного образования, что способствует успешной адаптации и подготовке к школьному образованию. Данный проект вызвал большой интерес за рубежом, в 2021 г. в штаб-квартире ЮНЕСКО в г. Париже в международный день родных языков был признан значимым для всех коренных народов мира. Деятельность сезонной кочевой школы «Мэрлэнкэ» МБОУ «Кустурская средняя общеобразовательная школа им. И. Н. Слепцова» Эвено-Бытантайского национального улуса Республики Саха (Якутия) направлена на развитие детского оленеводческого движения, способствующего формированию навыков жизнедеятельности в условиях кочевья, патриотическому воспитанию, ответственному отношению к окружающей среде, солидарности, сотрудничества. И за короткий срок, за 2 года работы, проект школы «Сезонная кочевая школа «Мэрлэнкэ» («Подснежник») по итогам Международного Макаренковского форума (г. Нижний Новгород) удостоен диплома 1 степени.
М. П. Туприна из Юрюнг-Хаинской СОШ Анабарского улуса Республики Саха (Якутия) сообщила о том, что в Анабарском национальном (долгано-эвенкийском) улусе живут 34 кочевые семьи в 8 оленеводческих стадах. В апреле 17 апреля 2021 г. в рамках национального праздника слёта оленеводов Анабарского района состоялся первый муниципальный чемпионат профессионального мастерства «Артикскилс-2021» по компетенции «оленевод», ориентированный на повышение престижности профессии оленевода среди школьников. Данный конкурс проводится не только в Республике Саха (Якутия), но в других северных регионах нашей страны: Мурманске, Красноярском и Хабаровском краях, на Камчатке, Архангельской и Иркутской областях, в Коми, Карелии и Тыве, Чукотском автономном округе, а также в Норвегии и Финляндии.
С целью обеспечения непрерывности образования в условиях кочевья в регионах страны созданы кочевые лагеря, работа которых направлена на отдых и оздоровление детей, приобщение их к совместному труду с родителями, проведение различных мероприятий, в ходе которых ученики демонстрируют умения и навыки, необходимые для кочевого образа жизни, связанные с традициями, обычаями и обрядами кочевья. Например, в МБОУ «Улахан-Чистай-ская СОШ им. Н. С. Тарабукина» Момского района Республики Саха (Якутия) еще с 2002 года функционируют кочевые палаточные лагеря «Гарпанга» и «Оралчимна», а с 2006 года - кочевой палаточный лагерь «Хонгачан» при кочевых классах. Спецификой кочевых палаточных лагерей является погружение детей в этнокультурную языковую среду, что усиливает непрерывность процесса по развитию навыков владения родным языком, приобщению к родной культуре, формированию способов жизнедеятельности в условиях кочевья. Участники круглого стола пришли к общему мнению, что необходимо закрепить понятие «кочевой лагерь» путем разработки и утверждения на федеральном уровне Примерного положения о кочевом лагере; включить организацию кочевых лагерей в образовательные программы школ с формированием муниципальных заданий на эти цели; предоставить возможность реализовывать такие программы родовым общинам с закреплением педагогов-наставников; отрегулировать вопросы приёма детей в кочевые лагеря детей, в том числе в кочевые лагеря семейного типа; субсидирования оплаты труда педагогов, питания и перевозки детей.
Участники также отметили, что с учетом все возрастающей актуальности в рамках детского движения «Юные оленеводы» расширяется трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников по направлениям оленеводства, рыболовства, этноэкологии, сбора дикоросов и др. В Республике Саха (Якутия) и в других регионах проводятся слёты юных оленеводов, различные конкурсы и соревнования по национальным видам спорта, гонкам на оленях и др.
В ходе обсуждения участниками круглых столов были обозначены острые проблемы и предложения по их решению. Так, выступающие отметили, что «наблюдается отток кадров из оленеводства в связи с сокращением этого традиционного вида хозяйствования в отдельных регионах и, как следствие, уменьшается приток учащихся в кочевые школы; заметны снижение интереса к традиционным занятиям, национальным традициям, утрата родного языка и др. Несмотря на то, что властями регионов оказывается поддержка проекту «Кочевая школа», в том числе и дошкольным кочевым группам, детским садам, существуют проблемы по вопросам кадрового, учебно-методического, материально-технического, финансового сопровождения кочевого образования, связанного с тем, что муниципальные районы не всегда имеют финансовые возможности обеспечивать материальную базу, соответствующую кочевому образу жизни. Не создаются равные условия доступности сети Интернет, бесплатного питания, электроэнергии, средств передвижения и др. Нормативы должны учитывать потребность в минимальной оснащенности кочевых дошкольных групп и кочевых школ, особые условия оплаты труда. Требуется также работа по нормативно-правовому и учебно-методическому сопровождению работы кочевых ДОУ; создание временных творческих коллективов для разработки образовательных программ и пособий под руководством научных сотрудников ФГБУ «Федеральный институт родных языков народов Российской Федерации» и определение механизмов включения матерей из числа родовых общин в образовательный процесс, в том числе их целевая подготовка по педагогическим специальностям. Требуется разработка образовательных программ по основам безопасности жизнедеятельности и иным специальным курсам по экологии, традиционным знаниям, родным языкам и культуре для дошкольников в условиях кочевья». Участники указали, что «ни один нормативный и правовой документ федерального уровня не учитывал до 2020 года особенности организации образовательной деятельности в кочевых условиях, особенно документы надзорного характера, что приводит к разнообразию терминов, используемых в региональных нормативных и правовых актах. Отсутствует также статистика как основа для расчета финансирования и нормирования. Возникают трудности при создании образовательных организаций в кочевых условиях, организации регистрации
детей и приема детей в дошкольные организации и школы по «закрепленной территории» и др. ФГОС не учитывают особенности условий организации образовательной деятельности в кочевых условиях. В регионах слабо внедряется семейная форма образования, так как отсутствуют механизмы оплаты труда семейных педагогов».
В аспекте трудового воспитания детей с целью его развития предложено включить реализацию дополнительных общеразвивающих подпрограмм по традиционным видам хозяйствования, фестивали и слеты юных оленеводов (рыбаков) в программы патриотического и трудового воспитания школ в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока; а также предусмотреть возможность организационной поддержки детского движения «Юные оленеводы», включить соревнования юных оленеводов как направление федерального проекта с наименованием «Junior Arctic skills»; разработать перечень навыков, формируемых в ходе профессиональной ориентации и допрофес-сиональной подготовки юных оленеводов как ориентир для дополнительных образовательных программ и спецкурсов.
Также участники круглого стола обсудили перспективы подготовки и повышения квалификации кадров для общеобразовательных организаций, работающих в кочевых условиях. Подготовка кадров, как отметили участники, также должна быть с учетом особенностей кочевого образа жизни, предоставляя различные формы образования, преимущественно заочной формы с применением дистанционных технологий. В тундре или тайге воспитателем или учителем могут работать люди, знакомые со спецификой кочевого образа жизни и, чаще всего, из числа родителей (законных представителей), членов родовых общин. Оплата их труда должна учитывать разъездной характер, малочисленность групп и классов, условия труда. Участники говорили о том, что «необходима подготовка педагогических кадров, знающих язык коренных народов, социокультурные особенности кочевья, и это нужно отразить в региональных программах развития; необходимо создать условия организации дополнительного образования для детей в условиях кочевья; нужна государственная поддержка в части научно-методической помощи учителям; необходимо предусмотреть расходы на разработку учебных пособий; прохождение курсов повышения квалификации учителей кочевых классов и кочевых школ в дистанционной форме, а также для родителей; необходимо отрегулировать транспортную систему по вывозу детей до оленеводческих стад; с целью обеспечения полным дистанционным обучением - отдельные передвижные спутниковые антенны, мобильная компактная установка высокоскоростного Интернета в условиях кочевья; необходимы мобильные оборудованные передвижные классы; бесперебойное обеспечение электроэнергией для доступа в сеть Интернет. Для качественного образования как детей, так и педагогов, работниц чумов требуется «персонализированное обучение в рамках индивидуальных учебных планов с учетом кочевых условий» (А. Д. Николаева, заведующий кафедрой педагогики Северо-Восточного федерального университета). «Практически такое обучение часто декларируется, но редко реализуется на практике. С целью достижения нового качества кочевого образования ею предложено следующее: провести анализ (SWOT-анализ), определить запросы и ресурсный потенциал развития в конкретных регионах, образовательных организациях; направления необходимых мер сопровождения; ориентиры управленческих решений на основе постоянного взаимодействия образовательной организации как субъекта сопровождения с управляемой организацией с помощью информационно-телекоммуникационных средств; разработать и обосновать критерии оценки эффективности такого рода сопровождения развития кочевого образования с учетом его особенностей (обеспеченность педагогическими кадрами и их профессиональный уровень, образовательными ресурсами и др.). Организовать широкое сетевое взаимодействие, обмен педагогами, стажировки, повышение квалификации и переподготовки, расширение и углубление движения WorldSkills, обмен ресурсами и мн. др.».
В выступлениях участников круглого стола обозначены предложения «активизировать работу комиссии при Министерстве просвещения Российской Федерации по вопросам кочевого
образования детей; предусмотреть учет особенностей уклада жизни в кочевых условиях при разработке образовательных программ подготовки и повышения квалификации кочевых педагогов; поручить институтам, подведомственным Министерству просвещения РФ, разработку образовательных программ и курсов по основам безопасности и жизнедеятельности в кочевых условиях и иным этнокультурным курсам».
Ожидаемые результаты и их оценка
Исходя из заявленной тематики межрегионального круглого стола (28 апреля 2021 г.) участники представили свое видение об ожидаемых результатах образования детей из кочевых семей, охваченных разными формами обучения. Выявлено следующее: на региональном уровне применяются количественные показатели, такие как: «охват дошкольным образованием детей из кочевых семей»; «доля детей из кочевых семей, охваченных предшкольной подготовкой»; «доля детей, охваченных игровыми площадками в кочевых условиях»; «доля детей, охваченных начальным (основным) образованием в кочевых условиях»; «доля детей, обучающихся по индивидуальным учебным планам», «доля детей, охваченных образованием в школах-интернатах» и другие. Так, в Ямало-Ненецком автономном округе, как отмечает в своем выступлении Г. В. Лымар, «разработана Дорожная карта по охвату предшкольной подготовкой с ожидаемым охватом до 90%, в том числе в местах кочевий, а также отслеживается охват детей в подготовительных группах при школах-интернатах». Ожидаемые результаты кочевого образования, отражающие численность детей, охваченных дошкольным образованием, организованным уходом и присмотром, начальным общим образованием, дополнительным образованием этнокультурного содержания и внеурочной деятельностью в кочевых условиях частично внедрены в практику регионов в рамках региональных планов и проектов. Большую трудность, как отметили участники совещания, вызывает оценка качества кочевого образования. В ЯНАО, например, в сфере дошкольного образования и подготовки к школе (Г. В. Лымар, О. Н. Кравец) оценка качества оценивается по методике, разработанной Центром оценки качества образования (Г. С. Ковалева) в части определения готовности к школе. Участники круглого стола отметили, что «необходимо вести работу с родителями и добиться увеличения количества родителей, удовлетворенных качеством дошкольной подготовки для использования в качестве показателя качества». Для оценки качества образования пока не применяются повсеместно современные показатели оценки качества образовательной среды для воспитания дошкольников в кочевых условиях и ее соответствия федеральным требованиям. Это перспективное направление может развиваться как научное направление исследований в дальнейшем и представляет интерес для международной научной общественности. Участники обратили внимание на учебно-методическое обеспечение, рассказали об учебных программах и пособиях, которые ими разрабатываются по родным языкам и культуре коренного народа. В выступлениях зав. ДОУ с. Ныда Ямальского района ЯНАО О. Н. Кравец и методиста Эвенкийского техникума Красноярского края С. И. Чапогир, учителя кочевой школы из с. Себян-Кюель Якутии Н. Д. Захаровой обозначены такие ожидаемые результаты, как передача детям носителями «живых» родных языков и культур коренных народов. С. И. Чапогир отметил, что «в последние годы сохранять образ жизни, который веками вели предки, кочевникам становится все труднее. Необходимость сохранения традиций эвенкийского народа обусловила появление особой модели дошкольного образования - таежно-кочевого мини-детского сада «Аякан», как первичного связующего звена поколений кочевников» [4]. Как ожидаемый результат было также обозначено создание условий для профессиональной ориентации и выбора будущей профессии, связанной с оленеводством и другими видами традиционного хозяйствования (директора школ и их заместители: А. П. Петрова, Улахан-Чистайская СОШ Момского улуса Якутии, М. А. Копырина, Тополинская СОШ Томпонского района Якутии, Ж. А. Николаева, Усть-Нюкжинская СОШ Тындинского района Амурской области). Они отметили, что «вся отрасль оленеводства в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов держится на выпускниках с опытом кочевой жизни, в том числе в кочевых
школах и кочевых лагерях». Участники предложили активно внедрять практику специальных условий для получения образования еще в школе на основе сетевого взаимодействия с колледжами или получая самостоятельную лицензию на профессиональную подготовку. Например, в школах ЯНАО, Таймыра, Республики Саха (Якутия) ведется профподготовка по специальности «оленевод», «хозяйка чума», «младший воспитатель» и другие. Т. М. Токманцева, директор Ямальского многопрофильного колледжа, А. А. Фомин, зам. директора РИРО ЯНАО и другие представили свой опыт разработки региональных соревнований Ямалскилс по компетенциям «Оленевод» и «Педагог кочевого детского сада». Но перечень компетенций требует апробации и внедрения в практику критерии оценки качества подготовки выпускников для деятельности в условиях традиционного уклада жизни. Для повышения престижа профессии, межрегионального и международного сотрудничества детей и молодежи из числа представителей коренных малочисленных народов М. П. Туприна предложила проводить межрегиональные соревнования юных оленеводов по утверждённому перечню компетенций, в том числе в заочной форме и включить компетенции в планируемые результаты дополнительных образовательных программ этнокультурной направленности и программ среднего профессионального образования «Junior Arctic Skills» и «Arctic Skills». В своём выступлении Н. В. Слепцова, сооргани-затор первой межрегиональной научно-практической конференции школьников по северному оленеводству, подчеркнула значимость проектной и научно-исследовательской работы детей, направленной на патриотическое воспитание, развитие универсальных учебных навыков, ориентированной на практическое применение знаний. Первый опыт проведения НПК среди школьников по северному оленеводству выявил преимущества детей из школ с кочевыми подразделениями, где использовались полевые данные.
Таким образом, в ходе обсуждения повестки круглых столов обозначены насущные проблемы, требующие скорейшего разрешения: «разработать и реализовать проекты «Кочевой учитель» и «Кочевой воспитатель», «Транспорт для кочевой школы». Нормативы материально-технического оснащения должны обеспечивать нормальное функционирование спутниковых средств связи, электрооснащение, отопление и др. на основании утвержденного перечня оснащения. Поддержать межрегиональные проекты по языкам и культуре КМНС, такие как слеты и фестивали юных оленеводов, Арктикскилс в рамках подпрограммы «Дети Арктики». Образование должно быть доступно для всех слоев населения посредством внедрения IT-технологий обучения. Необходима концепция кочевого образования детей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, ведущих с родителями кочевой или полукочевой образ жизни с конкретным планом действий, которые бы учитывали особенности образования в условиях кочевого образа жизни».
Заключение
Проведенные мероприятия по обсуждению современного состояния, тенденций развития и насущных проблем кочевого образования в России показали большую заинтересованность участников, их озабоченность существующими проблемами. Предложены конкретные меры по развитию образования детей в условиях кочевья с целью повышения его качества, создания условий для сотрудничества семьи, образовательной организации, общин и социума в целях устойчивого развития территорий проживания коренных малочисленных народов России, ведущих традиционную хозяйственную деятельность, связанную с кочевым образом жизни, сохранением исконной культуры. Соответственно, все высказанные предложения будут учтены в деятельности Центра кочевого образования ФГБУ «Федеральный институт родных языков народов Российской Федерации».
Обзор составлен на основе материалов видеозаписи проведенных мероприятий.
Литература
1. Закон Республики Саха (Якутия) от 16 декабря 2010 года 877-З N 681-IV «О внесении изменений в ст. 2 Закона Республики Саха (Якутия) «О перечне коренных малочисленных народов Севера и местностей (территорий) их компактного проживания». - Текст непосредственный.
2. Новицкая, В. А. Модель кочевого дошкольного образования на Ямале: первые итоги и новые стратегии / В. А. Новицкая // Ученые записки Забайкальского гос. ун. - Чита : ЗГУ - 2018. Т. 13. № 3. -С. 13-23. в Республике Саха (Якутия)». - Текст непосредственный.
3. Максимова, Л. И. Механизмы реализации образовательного процесса в кочевой дошкольной группе / Л. И. Максимова, Л. А. Семенова // Проблемы современного педагогического образования. - 2019, №65-2. - С. 187-190. - Текст непосредственный.
4. Осипова, О. В. Кочевое дошкольное образование в масштабах страны // инф.-метод. газета Вести образования. - ЯНАО, с. Яр-Сале: 2017. - №5. - С. 4-8. - Текст непосредственный.
References
1. Zakon Respubliki Saha (Jakutija) ot 16 dekabrja 2010 goda 877-Z N 681-IV «O vnesenii izmenenij v st. 2 Zakona Respubliki Saha (Jakutija) «O perechne korennyh malochislennyh narodov Severa i mestnostej (territory) ih kompaktnogo prozhivanija». - Tekst neposredstvennyj.
2. Novickaja, V. A. Model' kochevogo doshkol'nogo obrazovanija na Jamale: pervye itogi i novye strategii / V. A. Novickaja // Uchenye zapiski Zabajkal'skogo gos. un. - Chita : ZGU. - 2018. T. 13. № 3. - S. 13-23. v Respublike Saha (Jakutija)». - Tekst neposredstvennyj.
3. Maksimova, L. I. Mehanizmy realizacii obrazovatel'nogo processa v kochevoj doshkol'noj gruppe / L. I. Maksimova, L. A. Semenova // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija. - 2019, №65-2. - S. 187-190. - Tekst neposredstvennyj.
4. Osipova, O. V. Kochevoe doshkol'noe obrazovanie v masshtabah strany // inf.-metod. gazeta Vesti obrazovanija. - JaNAO, s. Jar-Sale: 2017. - №5. - S. 4-8. - Tekst neposredstvennyj.