Научная статья на тему 'Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в Свердловской области: состояние и перспективы'

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в Свердловской области: состояние и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3509
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соловьева Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в Свердловской области: состояние и перспективы»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Соловьева С. В.

В последние годы в системе специального образования происходят серьезные изменения, которые обусловлены рядом причин. Во-первых, это недостатки существующей системы специального образования, в частности, излишняя дифференциация и изолированность от общества специальных учреждений, их отдаленность от населения, которое нуждается в их услугах, а также выполнение специалистами узкого круга функций, направленных в основном на обучение детей с нарушениями в развитии без учета необходимости психологического сопровождения процессов их развития и обучения (В.В. Коркунов). Во-вторых, это закономерный переход к интеграционным тенденциям в системе общего и специального образования.

В этой связи целесообразно проанализировать особенности функционирования системы специального образования в Свердловской области и проследить перспективы ее дальнейшего развития.

В статье использованы данные, изложенные в государственном докладе «О положении детей в Свердловской области» по итогам 2004 года (утвержден указом Губернатора Свердловской области от 28 июня 2005г. № 481-УГ), статистическая информация, представленная на сайте Министерства общего и профессионального образования Свердловской области (далее - МОПО), а также результаты исследований, проведенных В.В. Коркуновым.

С целью обеспечения взаимопонимания по вопросам образования детей с ограниченными возможностями здоровья определим основные понятия, используемые в настоящей статье.

Дети с ограниченными возможностями здоровья - дети, имеющие физические и (или) психические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования [10]. К числу детей с ограниченными возможностями здоровья мы относим детей с нарушениями восприятия (нарушения зрения и слуха), детей с нарушением функций опорно-двигательного аппара-

Екатеринбург

та, умственно отсталых детей, детей с задержкой психического развития, детей с выраженными расстройствами эмоциональноволевой сферы и сложными недостатками в развитии [2].

В систему специального образования мы включаем учреждения дошкольного, общего и профессионального образования, в которых создаются специальные условия для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья [3, 10].

В настоящее время в Российской Федерации проживают 35,9 млн. детей, 1,6 млн. (4,5%) из них относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в создании специальных условий для получения образования, которые бы отвечали их познавательным потребностям и возможностям [2].

В Свердловской области проживают 975682 ребенка, из них 19515 относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья (26% - дети в возрасте от 0 до 3 лет, 38% - в возрасте от 8 до 14 лет), что составляет 2% в структуре популяции детского населения [8, 12].

Проследим динамику количественных изменений роста детей с нарушениями в развитии в Свердловской области. Мы располагаем данными исследования В.В. Коркунова, проведенного в период с 1990 по 1995 годы [3]. Количество детей с нарушениями в развитии с 1990 по 1995 гг. возросло в Свердловской области с 8,83 до 11,3% (процент от общего количества детей, проживающих в Свердловской области). Этот рост обусловлен в большей степени, как отмечает В.В. Коркунов (1998), увеличением категории детей с задержкой психического развития в процентном соотношении всех детей с ограниченными возможностями здоровья. Причина этого роста объясняется совершенствованием диагностики и расширением сети специальных классов для данной категории детского населения. В то же время нельзя говорить об абсолютном росте детей с нарушениями в развитии в Свердловской области.

Анализ количественного состава учащихся с нарушениями в развитии говорит о том, что большая часть из них распределяется по следующим категориям: дети с задержкой психического развития - 28,7 % (процент от общего количества детей с нарушениями в развитии); умственно отсталые - 25,3 %; дети с нарушениями речи - 24,7 %; остальные категории детей с отклонениями в развитии (нарушения зрения, слуха, опорно-

двигательного аппарата) - 21,3 % [3].

Представленные количественные показатели по распространенности детей с различными нарушениями в развитии показывают, что происходит увеличение количества детей с задержкой психического развития в основном в связи с совершенствованием технологии диагностики. Количество детей с другими нарушениями в развитии остается в последние годы более или менее стабильным. Прослеживая некую тенденцию, В.В. Корку-нов (1998) отмечает, что количество выявляемых детей с задержкой психического развития еще лет 10 будет расти, а количество умственно отсталых детей, обучающихся в специальных школах, будет уменьшаться, как и количество детей с физическими недостатками. Кроме того, существенно уменьшается количество детей с тотальной патологией слуха и зрения, но растет количество людей с ослаблением данных функций. Сложно дать достоверную оценку этому прогнозу в силу того, что данными исследований последних лет по распространенности детей с различными типами нарушений в развитии в Свердловской области мы не располагаем.

Представленные данные соотносятся с показателями общероссийской статистики по степени распространенности тех или иных нарушений в пределах детской возрастной группы.

Согласно данным государственного доклада «О положении детей в Свердловской области» по итогам 2004г., уровень детской инвалидности снизился на 10,8% по сравнению с предыдущим годом [8]. За последние 4 года изменилась возрастная структура первичной детской инвалидности, в частности, увеличилось на 7,8% число детей-инвалидов в возрастной группе от 0 до 3 лет, в возрастной группе от 8 до 14 лет число детей-инвалидов снизилось на 6,1%. На наш взгляд, эти данные свидетельствуют о наличии предпосылок к становлению системы раннего выявления и ранней комплексной помощи детям с нарушениями в развитии в Свердловской области.

Структура первичной детской инвалидности представлена следующими нарушениями: первое место отводится врожденным порокам развития, второе место занимают психические расстройства, нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения, третье место - заболевания центральной и периферической нервной системы [8].

В соответствии с законодательством РФ дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право получать образование в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего и комбинированного типа, в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях различных видов, в общеобразовательных учреждениях совместно со здоровыми детьми.

В Свердловской области функционируют 83 дошкольных образовательных учреждения компенсирующего вида, которые посещают 5889 детей, и 271 дошкольное учреждение комбинированного вида, которые посещают 35087 детей (по состоянию на 1 января 2005г.) [8].

Проведем анализ сети специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений для детей с отклонениями в развитии (таблица 1). С 1993 года сеть образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья почти не меняется. В настоящее время в Свердловской области имеется 74 специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений (школ и школ-интернатов), из них [8, 12]:

- для умственно отсталых детей - 49;

- для детей с нарушениями слуха - 5;

- для детей с нарушениями зрения - 3;

- для детей с тяжелыми нарушениями речи - 2;

- для детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата - 2;

- для детей с задержкой психического развития - 13.

Сеть образовательных учреждений расширилась за счет открытия специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений для детей с умственной отсталостью и задержкой психического развития, а также для детей с нарушением зрения, но отмечается тенденция к закрытию некоторых из них (см. таблицу 1).

Таблица 1. Специальные (коррекционные) общеобразовательные учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья в Свердловской области (в абсолютных показателях)

Следует отметить, что специальные (коррекционные) общеобразовательные учреждения для умственно отсталых детей и учащихся с задержкой психического развития имеются во многих городах Свердловской области (Алапаевск, Асбест, Богданович, Ирбит, Краснотурьинск, Красноуфимск, Нижний Тагил, Первоуральск, Серов, Среднеуральск, Сухой Лог и многие другие). Учреждения для детей с нарушениями зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата сосредоточены в г. Екатеринбурге и почти не доступны для детей с данными типами нарушений, проживающих в Свердловской области, что ограничивает их в праве получения образования в соответствии с их познавательными потребностями и возможностями.

Анализ сложившейся ситуации в системе специального образования Свердловской области позволяет предположить, что в последующие годы сеть специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений для детей с нарушениями в развитии будет сокращаться за счет закрытия специальных учреждений для детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью. Причины данного положения различны. Во-первых, у администрации специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII и VII видов возникают затруднения, связанные с

комплектованием классов, в силу того, что родители предпочитают отдавать детей на обучение в образовательные учреждения общего назначения. Во-вторых, с 1 января 2006г. специальные (коррекционные) общеобразовательные учреждения переходят в федеральное ведение, в связи с чем, в настоящее время остро стоит вопрос о закрытии некоторых из них. Тем не менее, мы считаем неправомерным свертывание системы дифференцированного обучения детей с нарушениями в развитии. Необходимо совершенствование системы специального образования и разработка механизма взаимодействия систем специального и массового образования.

Таким образом, за счет сокращения количества специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений и предпочтительности родителями обучать детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего назначения происходит и будет происходить вынужденная интеграция детей с нарушениями в развитии в общеобразовательные учреждения. Именно вынужденная интеграция, по той причине, что специальные условия для получения образования детьми с нарушениями в развитии созданы в единичных образовательных учреждениях общего назначения. Причем до настоящего времени нет ни федеральных, ни региональных нормативно-правовых документов, которые бы в полной мере раскрывали содержание понятия «специальные условия для получения образования» и механизм создания данных условий в общеобразовательных учреждениях для обеспечения доступности качественного образования детям с нарушениями в развитии.

Общая численность детей, обучающихся в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях и специальных (коррекционных) классах Свердловской области составляет 16341 человек [12].

В таблице 2 представлены данные по численности обучающихся в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях Свердловской области.

В 74 специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях для детей с отклонениями в развитии обучаются 9892 ребенка, 2657 человек из них имеют статус «ребенок-инвалид» (по данным на 1 января 2005г.) [9].

Анализ данных показывает, что отмечается тенденция к снижению численности учащихся с ограниченными возможностями здоровья, получающих образование в специальных (коррекционных) общеобразователь-

Год Количество специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений для детей, имеющих

Умственная отсталость ь В м нарушения зрения нарушения слуха ь В н нарушения ОДА Всего

1992 54 10 2 5 2 2 75

1993 54 11 2 5 2 2 76

1994 54 12 2 5 2 2 77

1995 54 13 2 5 2 2 78

1996 53 14 2 5 2 2 78

1997 53 14 2 5 2 2 78

1998 53 14 2 5 2 2 78

1999 52 14 3 5 2 2 78

2000 52 13 3 5 2 2 77

2001 52 13 3 5 2 2 77

2002 52 13 3 5 2 2 77

2003 52 13 3 5 2 2 77

2004 51 13 3 5 2 2 76

2005 49 13 3 5 2 2 74

ных учреждениях. Это объясняется в основном тем фактом, что все большее количество детей, имеющих отклонения в развитии, поступает на обучение в общеобразовательные школы или получает образование в форме индивидуального обучения на дому.

Таблица 2.

Количество обучающихся в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях Свердловской области (в абсолютных показателях)

В последние годы на территории Свердловской области стали открываться специальные (коррекционные) классы при общеобразовательных школах. В основном это классы для учащихся с задержкой психического развития и умственной отсталостью. Открытие специальных классов, как отмечает В.В. Коркунов (1998), шаг назад, так как в этих классах работает такое количество специалистов, которого явно недостаточно для обеспечения специальных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В таблице 3 представлены данные по количеству детей с ограниченными возможностями здоровья, получающими образование в специальных (коррекционных) классах при общеобразовательных учреждениях.

Таблица 3. Количество детей с ограниченными возможностями здоровья в специальных (коррекционных) классах при общеобразовательных учреждениях Свердловской области _________(в абсолютных показателях)_______

Кол-во обуч. Год

1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005

15284 6254 17112 12489 10649 10663 8035 7262 7330 6449 6509

В специальных (коррекционных) классах, открытых в структуре образовательных учреждений общего назначения, обучаются 6509 детей с ограниченными возможностями здоровья, 234 человека из которых имеют статус «ребенок-инвалид» (по состоянию на 1 января 2005г.) [8, 9, 12].

Помимо открытия специальных (коррекционных) классов в общеобразовательных учреждениях дети с различными нарушениями в развитии получают образование совместно с нормально развивающимися учащимися в общем потоке обучающихся. По данным государственного доклада «О положении детей в Свердловской области» по итогам 2004г., в общеобразовательных школах обучаются 4670 ребенка с нарушениями зрения, слуха, опорнодвигательного аппарата, интеллекта и хроническими заболеваниями [8, 9].

Таблица 4.

Количество детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях Свердловской области __________(в абсолютных показателях)_________

Год

Кол-во обуч. 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005

2 0 7 1168 1583 2338 2831 3617 4490 4490 4553

Сравнительный анализ данных по численности обучающихся с нарушениями в развитии и формам получения образования показывает, что ежегодно увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья, которые получают образование в образовательных учреждениях общего назначения. Данная ситуация объясняется, на наш взгляд, действием закона РФ «Об образовании», в котором закреплено право выбора родителями или законными представителями образовательного учреждения и формы обучения их детей.

Так, в систему образования общего назначения включены 11179 детей с ограниченными возможностями здоровья (6509 обучаются в специальных (коррекционных) классах, 4670 - в общем потоке обучающихся). В системе образования общего назначения получают образование на 1266 учащихся больше, чем в специальных (коррекционных) об-

Кол-во обуч. Год

1992 1993 4 1 1995 | 9661 1997 8 1 1999 0 Ф о 2 2001 8 о 2 2003 4 Ф Ф 2 2005

11943 1811 4 9 ОО 12120 7 7 тТ 2 12254 0 6 2 12611 16 2 12141 2 0 10791 2 ОО 9 9913

Из них детей-инвалидов 8 СО 2229 0 о ОО 1746 2 ЧО 12 1769 6 о о 2 1640 2 со ОО 1724 6 со 2 2216 7 чо 2 2570

щеобразовательных учреждениях.

В таблице 5 представлены количественные данные по численности детей с ограниченными возможностями здоровья, которые получают образование в форме индивидуального обучения на дому. По состоянию на 1 января 2005г. 2685 детей получают образование, обучаясь на дому [8, 13]. В зависимости от степени выраженности физической или интеллектуальной недостаточности дети получают образование в полном или неполном объеме. Можно проследить ежегодный рост количества детей, которые по медицинским показаниям получают образование в форме индивидуального обучения на дому. Как правило, это дети с тяжелыми заболеваниями, которые ранее считались необучаемыми.

Таблица 5.

Количество детей с ограниченными возможностями здоровья, получающих образование в форме индивидуального

обучения на дому (в абсолютных показателях)

Кол-во обуч. Год

2004 2003 2002 2001 2000 1999 1998

2685 2610 2756 1919 2046 2069 1964

Необходимо отметить, что в анализируемые количественные показатели не входят дети с тяжелыми нарушениями в развитии, которые находятся в специализированных диспансерах Министерства здравоохранения Свердловской области и до настоящего времени не охвачены обучением.

В таблице 6 представлены количественные показатели по распределению детей с ограниченными возможностями здоровья, проживающих в Свердловской области, по типам и видам образовательных учреждений и формам получения образования.

Таблица 6. Распределение детей с ограниченными возможностями здоровья по формам получения образования (в абсолютных показателях по состоянию на 1 января 2006г.)

Тип, вид образовательного учреждения, форма получения образования Кол-во детей с ограниченными возможностями здоровья Из них имеют статус «ребенок-инвалид»

Обучаются в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях различных видов 9913 2570

Обучаются в специальных (коррекционных) классах при образовательных учреждениях общего назначения 6509 234

Обучаются в образовательных учреждениях общего назначения в общем потоке обучающихся 4670 -

Получают образование в форме индивидуального обучения на дому 2685 1680

Получив основное (общее) образование, дети с ограниченными возможностями здоровья могут поступать на обучение в учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования, если такое обучение не противопоказано по заключению бюро медико-социальной экспертизы.

Возросло число лиц с ограниченными возможностями здоровья, которые получают образование в учреждениях начального профессионального образования. Так, для обучающихся с нарушениями в развитии в 21 учреждении начального профессионального образования Свердловской области созданы специальные группы. Количество выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, поступивших на обучение в учреждения начального профессионального образования, возросло в 2004г. на 15,2% [8].

В 38 учреждениях начального профессионального образования обучаются 442 ре-бенка-инвалида, из них 100 человек обучаются в специализированных группах, остальные

- в общем потоке обучающихся [9].

В системе высшего профессионального образования Свердловской области обучаются более 1000 студентов-инвалидов [9].

Отмечается позитивная тенденция увеличения числа поступивших на обучение в вузы студентов, имеющих категорию «ребенок-инвалид» или группу инвалидности. Рост численности инвалидов, получающих начальное и высшее профессиональное образование, безусловно, позитивная тенденция, так как получение лицами с ограниченными возможностями здоровья профессионального образования является одним из эффективных механизмов повышения их социального статуса и защищенности. Учитывая тот факт, что в 18 государственных и 13 негосударственных учреждениях высшего профессионального образования Свердловской области по состоянию на 1 января 2005г. обучались 170 тыс. студентов, процент обучающихся, имеющих инвалидность, составляет примерно 0,6%. По количеству зачисленных в 2005г. абитуриентов-инвалидов лидируют УГТУ-УПИ, УрГПУ, УрГУ.

Таким образом, сравнительный анализ количественных данных позволяет сделать следующие выводы, которые отражают современное состояние системы специального образования в Свердловской области:

1. Численность детей с ограниченными возможностями здоровья составляет 2% в структуре популяции детского населения Свердловской области.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. В Свердловской области достаточно развита сеть специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, которая представлена восьмью видами образовательных учреждений. В настоящее время имеется 74 специальных (коррекционных) учреждения для детей с нарушениями в развитии, численность которых оптимальна для данного количества детского населения.

3. Дети с ограниченными возможностями здоровья получают образование в различных формах: в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях, в образовательных учреждениях общего назначения (в специальных (коррекционных) классах либо в общем потоке обучающихся), в форме индивидуального обучения на дому.

В специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях Свердловской области обучаются 9913 ребенка с нарушениями в развитии, в специальных (коррекционных) классах - 6509 человек, в общем потоке обучающихся - 4670, в форме индивидуального обучения на дому - 2685 человек.

Таким образом, большая часть детей с ограниченными возможностями здоровья получают образование в интегрированной обра-

зовательной среде. Можно констатировать, что в системе образования Свердловской области идет реализация одного из приоритетных направлений образовательной политики РФ - обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования, заложенных в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. В концепции отмечается: «Дети с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены медико-психологическим сопровождением и специальными условиями для обучения преимущественно в общеобразовательной школе по месту жительства, а при наличии соответствующих медицинских показаний в специальных школах и школах-интернатах» [1: с. 5]. Как справедливо замечает Н.Н. Малофеев, надеяться на успешное обучение таких детей «преимущественно в общеобразовательной школе по месту жительства» можно лишь при условии обеспечения интегрированным учащимся специализированной психолого-педагогической помощи силами квалифицированных специалистов, чего до настоящего времени нет [6]. Необходимо совершенствование нормативноправовой базы, закрепляющей гарантии оказания детям с нарушениями в развитии специальных образовательных услуг в условиях обучения в образовательном учреждении общего назначения.

4. При наличии всех видов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений отмечается тенденция к снижению численности детей с ограниченными возможностями здоровья, получающих образование в данных образовательных учреждениях.

5. Одновременно происходит ежегодное увеличение количества детей с нарушениями в развитии, которые поступают для обучения в общеобразовательные учреждения, причем обучаются как в специальных (коррекционных) классах, так и в общем потоке учащихся.

6. С каждым годом растет количество детей с тяжелыми нарушениями развития, которые включаются в систему специального образования, получая образование в форме индивидуального обучения на дому. Это дети, которые ранее не были охвачены обучением. Тенденция роста численности детей, обучающихся индивидуально на дому, сохраняется в связи с тем, что в последние годы в систему образования включается все большее число детей-инвалидов, ранее не получавших образование по причине болезни (в 2003г. детей в возрасте от 7 до 15 лет, не получавших

образование по причине болезни, было 273 человека; в 2002г. - 860 человек; в 2001г. таких детей было более тысячи) [12, 14]. В данном случае можно говорить о реализации принципа доступности получения образования каждым ребенком независимо от тяжести и глубины индивидуального дефекта. Несмотря на всеобщий характер специального образования, позволяющий реализовать образовательный постулат «все дети обучаемы» -до настоящего времени не все дети с нарушениями в развитии имеют доступ к получению полноценного образования.

7. Все большее число лиц с ограниченными возможностями здоровья включаются в систему профессионального образования, получая образование в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования.

Для обеспечения доступности качественного образования детям с ограниченными возможностями здоровья образовательная политика Свердловской области строится в направлении создания комплекса условий:

1. Имеются предпосылки для станов-

ления областной модели психологопедагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Значительную роль в решении проблем детей с нарушениями в развитии играют психолого-медико-

педагогические консультации. В 23 муниципальных образованиях Свердловской области работают 38 психолого-медико-

педагогических консультаций [7, 9, 14].

2. Для организации качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья разрабатывается региональная нормативно-правовая база функционирования системы специального образования. В частности, утверждены Примерные учебные планы для детей с задержкой психического развития (Приказ МОПО от 03.06.2003 № 552-И), нарушениями слуха (Приказ МОПО от 22.03.2002 № 147-И), нарушениями опорно-двигательного аппарата (Приказ МОПО от 29.05.2003 № 528-И), легкой и тяжелой степенью умственной отсталости (Приказы МОПО от 11.03.2002 № 99-И и от

11.08.2000г. № 47-д). Разработана нормативноправовая база деятельности психолого-медико-педагогических консультаций, в частности, направлено для использования Примерное положение о психолого-медико-педагогической комиссии (Письмо МОПО от 22.03.2002 № 05-05792). Утверждено Примерное положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения (Письмо

МОПОот 29.11.2002 № 171).

3. Для обеспечения образования детей с тяжелой умственной отсталостью открыты специальные классы при специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида (школы № 169 и № 123).

4. Ведется поиск моделей интегрированного обучения детей с нарушениями в развитии, в частности, утверждено Примерное положение о специальных (коррекционных) классах VII вида в общеобразовательных учреждениях (Письмо МОПО от 24.07.2003 № 129). Тем не менее, интеграция идет в большинстве случаев стихийно, не имея ни нормативно-правовой, ни кадровой, ни учебнометодической, ни материально-технической обеспеченности. Необходимо внесение изменений в нормативные документы, которые регулируют материально-техническое обеспечение образовательных учреждений общего назначения с целью создания в них адекватных условий для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, качественный анализ данных по численности детей с нарушениями в развитии, включенных в систему специального образования, указывает на необходимость системной структурной перестройки специального образования, которое бы обеспечивало условия, позволяющие детям с ограниченными возможностями здоровья получать образование не ниже предусмотренного образовательными стандартами и реализовывать свои задатки и способности в соответствии с познавательными потребностями и возможностями.

На наш взгляд, наиболее предпочтительным является альтернативный вариант реорганизации системы специального образования, предложенный В.В. Коркуновым (1998), который состоит в сохранении старой системы, создание новых элементов в структуре специального образования с целью расширения возможностей в удовлетворении особых потребностей в развитии и образовании детей, имеющих нарушения в развитии.

Литература

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (утверждена Президентом РФ 29 декабря 2001г. № 1756-Р).

2. Концепция реформирования системы специального образования от 09.02.1999 № 3/1 // Основы управления специальным образованием. - М., 2001. - с. 40-47.

3. Коркунов В.В. Концептуальные положения развития специального образования в

регионе: от теоретических моделей к

практической реализации: Монография / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 1998.

4. Коркунов В.В. Понятие «система специального образования»: теоретические и практические аспекты // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. трудов. Вып. 3. - Екатеринбург, 1998.

5. Малофеев Н.Н. Интегрированное обучение: ситуация России XXI века // Специальное образование. - 2005. - № 5. - с. 8-13.

6. Малофеев Н.Н. О научных подходах к совершенствованию специального образования в России // Дефектология. - 2004. -№ 6. - с. 63-68.

7. Мероприятия по развитию образования в Свердловской области на 2004 - 2007 годы.

8. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в Свердловской области: состояние, проблемы, пути развития (информационная справка). Приложение к решению коллегии Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 28.10.2005. № 11/2 «Об опыте развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья в муниципальных образованиях Ар-тинский район, Нижний Тагил».

9. Основные положения государственного доклада «О положении детей в Свердловской области» по итогам 2004 г. // Областная газета. - № 327-328 от 20 октября 2005 г. - с.9-12.

10. Письмо МО РФ от 16.04.2001 г. № 29/1524-6 «Концепция интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями)» // Директор школы. - 2004. - № 7. - с. 89-93.

11. Проект Закона РФ «О специальном образовании» // Дефектология. - 1995. - № 1. -с. 3-15.

12. Резолюция конференции «Ребенок с инва-

лидностью в общеобразовательном учреждении: опыт, перспективы» //

www.minobraz.ru.

13. Специальное (коррекционное) образование (статистическая информация) //

www.minobraz.ru.

14. Условия, обеспечивающие доступность системы образования детям с ограниченными возможностями здоровья (из регионального доклада 2003 года) // Вестник регионального образования. - 2004. - №1. - с. 6-8.

© С. В. Соловьева, 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.