УДК 376.4
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ НОВОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Яковлева Т.А., Днепровская И.В.
Бюджетное учреждение здравоохранения Омской области «Клиническая психиатрическая больница им. Н.Н. Солодникова
Аннотация. На основании нового Федерального Закона "Об образовании в Российской Федерации" общее образование детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, и умственной отсталости в любой степени может быть организованна в любых организациях, осуществляющих образовательную деятельность. За последние годы контингент детей обучающихся в коррекционной школе 8 вида изменился, он характеризуется более сложной структурой интеллектуального недоразвития. Поэтому образование и воспитание этих детей возможно при индивидуальном медицинском и педагогическом сопровождении, опираясь на доступные и дифференцированные формы и методы обучения, только в условиях коррекционной школы 8 вида, а не в классах интегрированного обучения.
Ключевые слова. Умственный дефицит, психические расстройства у детей, олигофренопедагогика
На основании нового Федерального Закона "Об образовании в Российской Федерации", вступившего в силу с 1.09.2013 года, общее образование детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, и умственной отсталости в любой степени может быть организованна в любых организациях, осуществляющих образовательную деятельность. В связи с этим у педагогов, детских психиатров возникли вопросы, непонимания в организации учебного процесса для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. В письме от 20.08.2014 года № ВК1748/07 министерства образования и науки РФ даны разъяснения, что адаптированная основная общеобразовательная программа разрабатывается организацией, осуществляющей образовательную деятельность с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся. Для детей с умственной отсталостью она не предполагает освоение уровня основного общего образования, установленного федеральными государственными образовательными стандартами начального и основного общего образования.
Остается актуальным развитие системы, обеспечивающей благоприятные условия для обучения детей с ограниченными возможностями в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем интеллектуального развития, состоянием нервно-психического здоровья. В городе Омске сложилась и отработана система обучения в специальных коррекционных школах. В коррек-ционном образовательном учреждении для детей с нарушением развития интеллекта проводится обучение и воспитание детей с умственной отсталостью с целью коррекции отклонений в их развитие, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в
ФЕДЕРАЛЫЧЫЙ ЗАКОН
ОБ ОБРАЗОВАНИИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Л
№ 273-ФЭ от 29.12.2012
общество. Дети с легкой умственной отсталостью - преобладающий контингент учащихся коррекционной школы. Они являются наиболее изученные в медицинском, психологическом и педагогическом планах. В коррекционной школе осуществляется полноценное медицинское сопровождение каждого ребенка с учетом специфичности выявленной у него структуры нарушений. Учебные программы, составленные с учетом особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей, способствует их умственному развитию. Программы содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, трудовых навыков, которые необходимы им для социальной адаптации.
Опыт работы показывает, что в настоящее время, вероятно в связи реформированием в системе образования, попытками открыть классы интегрированного обучения, отмечается тенденция, когда школа удерживает ребенка с явной психической патологией за общеобразовательной партой, своевременно не советуя родителям обратиться к специалистам для решения вопроса о дальнейшем учебном сопровождении ребенка. Это приносит непоправимый вред больному ребенку. Переводу таких детей в коррек-ционные школы препятствуют и родители, не осознающие интеллектуальную недостаточность своих детей. В общеобразовательной школе учебный процесс для ребенка с интеллектуальным дефектом становиться непосильной ношей, а психические травмы, наносимые ему одноклассниками, приводят к тяжелым неврозам, протестным реакциям и уходам из школы. В коррекционной школе ребенок «на равных» со своими одноклассниками. У него не вырабатывается комплекс неполноценности, зависимости от других, а порой выявляются способности и таланты.
При проведении в течение 12 лет анализа контингентов детей, обучающихся в одной из коррекционных школ 8 вида, выявлены определенные изменения. Уменьшилось количество учеников от 315 человек в 2002 г. до 159 человек в 2013г. Снижение количества учеников, поступающих в коррекционную школу, первоначально объяснялось снижением рождаемости. Ежегодно в школу не поступало от 20 до 30 учащихся, т.е. не открывалось 2-3 класса. Однако сохранение тенденции к снижению поступления учащихся в данную школу не может быть объяснено только снижением рождаемости. Анализ показал, что ранее ежегодно в школе открывался первый класс, где учились дети, которые наблюдались психиатром с раннего детства, получившие коррекци-онную помощь в дошкольных учреждениях. В последующие годы открывались новые классы начальной школы из учеников, ранее обучающихся по программе общеобразовательной школы, у которых в процессе обучения был выявлен интеллектуальный дефект. В последние годы в коррекционную школу поступают учащиеся на 3-4 году обучения и позднее. А это подтверждает, что педагоги и родители удерживают ребёнка с интеллектуальным дефектом в общеобразовательной школе и обращаются к специалистам, когда к интеллектуальному дефекту ребенка присоединяется поведенческие или невротические нарушения.
Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья № 16 VIII вида, г. Омск
Отмечается четкая тенденция к увеличению числа детей - инвалидов, начинающих обучение в коррекционной школе с первого класса. В 2002г. количество детей инвалидов, обучающихся в данной школе, составляло 15%. Эти дети преимущественно обучались в начальных классах и в дальнейшем выводились из школы в связи с не усвоением учебного процесса. В 2005г. общее число детей - инвалидов учащихся данной школы составляло 24,8%. В 2013г. общее число детей инвалидов учащихся школы составляло 47,4%. При этом 34,6% детей - инвалидов из числа учащихся старшей школы и 52,6% детей - инвалидов из числа учащихся начальной школы.
По медицинским показаниям дети со сложной структурой интеллектуального дефекта, осложнённой формой умственной отсталости обучаются на дому. Анализ показал увеличение обучения на дому от 10,4 % в 2002г. до 20 % в 2008г. и 30 % в 2013г. Эти показатели подтверждают, что в настоящее время в данной коррекционной школе 8 вида обучаются дети, имеющие осложнённую форму умственной отсталости, выраженную форму интеллектуального расстройства, либо сложный дефект. Такие дети не справляются с типовым программным материалом, в связи с этим для них необходимо уточнение, изменение программного материала исходя из возможностей ребенка.
Таким образом, за последние годы контингент детей обучающихся в коррекцион-ной школе 8 вида изменился, он характеризуется более сложной структурой интеллектуального недоразвития. Поэтому образование и воспитание этих детей возможно при индивидуальном медицинском и педагогическом сопровождении, опираясь на доступные и дифференцированные формы и методы обучения, только в условиях коррекционной школы 8 вида, а не в классах интегрированного обучения. Если в общеобразовательной школе у ребенка с интеллектуальным дефектом теряется интерес к учебе, развивается школьная дезадаптация с уходом из школы протестными реакциями к учителям и родителям, то в коррекционной школе 8 вида это можно избежать.
EDUCATION OF CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION ACCORDING WITH THE NEW FEDERAL LAW "ON EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION" Yakovleva T.A, Dnieperovsky I. V.
Abstract. On the basis of the new Federal Law "On Education in the Russian Federation" general education of children with disabilities, including mental retardation and in any degree can be organized in all organizations engaged in educational activities. In recent years, a contingent of children enrolled in a correctional school 8 of the form has changed, it is characterized by a more complex structure of intellectual underdevelopment. Therefore, education and upbringing of children is possible with individual medical and pedagogical support, based on accessible and differentiated forms and methods of teaching, only in a correctional school 8 of the form, rather than in classrooms integrated education.
Keywords. Mental deficiency, mental disorders in children