ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
УДК 316.613.4-053.9:630*382.3(470.11)(985)
ОБРАЗНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ЖИТЕЛЯМИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА ЗАБРОШЕННОГО ЛЕСНОГО ПОСЕЛКА (АРКТИЧЕСКАЯ ТЕРРИТОРИЯ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ)
Т.В. ЖИГАЛЬЦОВА
ФГБУН «Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики им. акад. Н.П. Лаверова РАН», г. Архангельск zhitava@smail.com, zhisava@yandex.ru
В статье представлено исследование образно-эмоционального восприятия жителями пожилого возраста лесного поселка Комсомольский Вельского района Архангельской области. По итогам анализа 32 анкет и интервью жителей в возрасте 50 лет и старше составлена карта полярного эмоционального спектра поселка, которая оказалась гораздо шире его физических границ.
Ключевые слова: картографирование, арктический поселок, эмоциональная память, эмоциональная география, места тревоги (стыда, комфорта, интереса, горечи)
T.V. ZHIGALTSOVA. IMAGINATIVE-EMOTIONAL PERCEPTION BY THE ELDERLY RESIDENTS OF AN ABANDONED FOREST VILLAGE (ARCTIC TERRITORY OF THE ARKHANGELSK REGION)
The study of the imaginative-emotional perception of the elderly residents of the forest village Komsomolsky, Velsk District, Arkhangelsk Region is presented. Based on the analysis of 32 questionnaires and 10 interviews of the village residents aged 50 and older, a map of polar emotional spectrum of the village is presented. The emotional map happens to be wider than its physical boundaries. This small rural community is characterized by emotional segregation of places, personification of places of shame and pity among residents. Women are more inclined to relate feelings of bitterness, anxiety and shame to a particular place. Despite the desire of the majority of the respondents to change their place of residence, they all note its forced character and describe the village as their "life", "birthplace", "home".
Keywords: mapping, Arctic settlement, emotional memory, emotional geography, places of disquiet (shame, comfort, interest, bitterness)
Введение
Цель работы - моделирование эмоциональной карты лесного арктического посёлка Комсомольский Архангельской области по материалам опросов и интервью пожилого населения.
Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:
- выявить наличие или отсутствие мест, вызывающих эмоциональную привязанность или отторжение;
- определить гендерные отличия в их восприятии;
- составить карту полярных эмотопий поселка. Поселок Комсомольский является типичным
арктическим лесным поселком, который был создан с целью вырубки и вывозки леса. До 2004 г. он входил в состав Шоношского леспромхоза, основанно-
го в 1939 г.: «На день 50-летия, которое отмечалось 25 апреля 1989 года, леспромхоз дал стране 27 миллионов кубометров древесины... На сегодня остались поселки: "58-й километр" (с несколькими железнодорожными рабочими), Средний (ныне уже только мастерский участок с двумя бригадами и шпалозаводом), Комсомольский, Тулома (на грани исчезновения - осталось человек 40 жителей, в основном пожилого возраста), Еменьга - уже не лесопункт, а только мастерский участок. Исчезли поселки Козье, Старый, Новый, Северный и Рябиновое» [1]. Лесные поселки закрываются, а жители, в основном пенсионного возраста, продолжают там жить. Такие места, стягивающие на себя эмоции людей различных социальных слоев, возрастов и пр., обозначены нами как «эмотопии», или «эмоциональные локусы». Изучение эмотопий подобных, на грани закрытия, лесных поселков, поз-
волит взглянуть на проблему прочности эмоциональной связи с местами, которые не имеют богатой истории, местных традиций, и, на первый взгляд, не способны сформировать крепкое «чувство места».
В настоящий момент население пос. Комсомольский составляет менее 500 чел. В основном, остались жители «первого поколения», т.е. те, кто непосредственно строил поселок, пережил все трудности, связанные с этапом заселения нового населенного пункта. Лесозаготавливающее предприятие, школа, Дом культуры (большое здание), больница были закрыты в разное время в течение последних 20 лет. Работающими остались фельдшерский пункт, аптека, детский сад, администрация, почтовое отделение, библиотека, Дом культуры (малое здание), два магазина. Из-за особенности местности - расположение в низине - в поселке нет сотовой связи.
По итогам анализа анкет и интервью жителей лесного поселка в возрасте 50 лет и старше составлена карта их эмоционального спектра. Несмотря на желание большинства респондентов сменить место жительства в связи с закрытием поселка, они его описывают как «свою жизнь, малую родину и дом».
Эмоции принято делить на «высшие» и «низшие». К «низшим» эмоциям относят эмоции, основанные на инстинктах человека. Высшие эмоции - чувства - разделяют на праксические, нравственные (моральные), эстетические и познавательные (интеллектуальные) [2, с. 144-148].
Выбранные нами для изучения эмоции были разделены по следующим типам:
Низшие эмоции:
- позитивные: «радость», «интерес»;
- негативные: «тревога/страх», «отвращение/ неприязнь»;
- нейтральные: «комфортность/спокойствие».
Высшие эмоции:
- нравственные: «гордость», «стыд», «горечь/жалость».
Нравственные эмоции возникают у человека при оценке своего поведения и поведения других людей по критерию соответствия/несоответствия его социально значимым нормам.
Гипотезой исследования стало предположение, что человек испытывает чувства «радости», «интереса», «комфортности», «гордости», «горечи/жалости», «тревоги/страха», «стыда», «отвращения/неприязни» не только по отношению к другому человеку, но и к месту проживания.
Автором статьи в июне-июле 2017 г. проведен опрос 40 жителей пос. Комсомольский Вельского района Архангельской области, а также взято интервью у 10 жителей в возрасте от 50 до 80 лет. Количество анкет было отсортировано до 32 в связи с их соответствием/не соответствием возрасту (старше 50). Анкета состояла из 14 вопросов с открытыми вариантами ответов. Помимо общих вопросов о возрасте, поле, времени проживания в поселке, задавались вопросы о местах в поселке, которые вызывают чувства «радости», «интереса»,
«комфортности», «гордости», «горечи/жалости», «тревоги/страха», «стыда», «отвращения/неприязни». Последними вопросами анкеты были: «Как Вы продолжите фразу: "для меня Комсомольский - это..." и вопрос о переезде («да» или «нет») в иное место жительства, если у респондента появится такая возможность, и почему». Вопросы интервью строились по аналогичной схеме, перемежаясь с вопросами автобиографического характера с целью задействовать эмоциональную память респондента.
Методы
Исследователь К. Эллард выделил пять типов мест: любви, страсти, скуки, тревоги, благоговения [3]. Предметом изучения для К. Элларда является внутреннее состояние горожанина, а не сама среда. Поскольку жители «прикреплены» к месту их проживания автобиографическими, личност-но-значимыми воспоминаниями, то вполне применим картографический метод, который положен в основу нашего исследования. Сам по себе метод картографирования эмоций не является новым методом в работе исследователя. По С. Смиту эмоции рассматриваются как частное по отношению к экономической, социальной и другим сферам, но в то же время эмоции могут являться «способами познания и бытия в самом широком смысле» [4].
Для обоснования возможности картографирования такого субъективного и непостоянного феномена, как эмоция, необходимо обратиться к понятию «эмоциональная память». Эмоциональная память - это память о пережитых эмоциях и чувствах, которой свойственны «высокая скорость образования следа, его особая прочность, преимущественно непроизвольная форма запоминания и воспроизведения и функционирование на неосознанном уровне психики». Эмоциональная память тесно связана с автобиографической памятью: «эмоциональные образы изначально "встроены" в ментальные репрезентации автобиографических эпизодов и сцен». О значимости личностных переживаний по отношению к месту проживания человека пишут психологи Л.Сканнэл, Р.Гиффорт. Они предложили уйти от бинарного подхода «субъект-пространство» и синтезировать его в трехмерное: субъект-процесс-место («person-process-place organizing framework») [5]. Для субъекта на индивидуальном уровне места становятся значимыми, когда существуют личностно значимые переживания (personally important experiences). Авторы приходят к выводу, человека привязывают к месту много «ниточек». «Какие-то более сильные или более насущные, чем другие, некоторые скручены вместе и кажутся неразлучными, а некоторые являются очевидными для сторонних наблюдателей. Гобелен, который описывает природу отношений к месту, уникален для каждого человека».
Результаты и обсуждение
Все респонденты проживают длительное время в Комсомольском (20% - более 30 лет, 35% -сыше 40 лет, 25% более 50 лет, 10% свыше 60 лет, 10% более 70 лет живут в поселке).
Описание эмоций по отношению к поселку:
Радость. 21,9 % опрошенных считают, что в Комсомольском нет места, которое вызывало бы радость. Чувство радости чаще всего пробуждает природа за пределами поселка: «Речка, сенокос, лес, дом, огород», «сосновый бор за стадионом». При описании данной эмоции встречаются ответы «весь поселок» (3,1 %) без конкретизации мест: «Весь поселок. Я гуляю по поселку каждый день». Наибольший процент получили ответы: река (15,6 %), плотина (12,5 %).
Интерес. 3,1% жителей отмечают, что в Комсомольском нет места, которое вызывало бы интерес. 37,5 % жителей назвали «лес» самым интересным местом в поселке, 18,8 % ответили «клуб» (Дом культуры). Описание мест, вызывающих интерес среди жителей, характеризуется обилием перечислений: «Спортзал, Дом культуры, посещение старых людей, которым нужна моя помощь», ««к своим старым коллегам: подругам», «в магазин, на праздник поселка», «в лес за грибами, ягодами, на культурные мероприятия в сельский Дом культуры», «возле дома, к друзьям, родственникам», «в лес (грибы, ягоды), природа летом, зимой по дороге сказочного леса», ««интересно ходить в клуб, комнату ветеранов. Проводятся вечера, встречи. Еще в библиотеку. Там занятия по поделкам, викторины», ««центр поселка и своя любимая улица, дом».
Комфорт. 12, 5 % респондентов считают, что в Комсомольском нет места, которое порождало бы чувство комфорта. Чувство комфорта вызывает либо свой дом (34,4%) или дом друзей, родственников (9,4 %): «В моем возрасте дом», ««дома моих друзей, где при встрече мы бываем счастливы», либо места рекреации за пределами поселка - лес (15,6 %), река (9,4 %): «Отдых на природе», ««Негодяевская гора, панорама поселка». Среди жителей старше 70 лет есть ответы, в которых нет указания конкретного места: «Я чувствую себя комфортно в любом месте в поселке. Его строили на наших глазах».
Гордость. Поскольку большое количество зданий и построек находится в аварийном состоянии, 50 % опрошенных считают, что нет мест, которыми можно гордиться: «Нечем», ««не осталось, к сожалению». «Природой» гордятся 9,4 % жителей. В описании мест поселка, вызывающих чувство гордости, прослеживается их персонификация (3,1 %): «Я горжусь людьми, которые проживают в этом забытом богом месте», «Я 50 лет отдала школе, работала здесь и горжусь ею: я все воскресенья, каникулы проводила со школьниками». Кроме этого, чувство гордости вызывают созданные руками жителей действующие, не разрушенные постройки - «плотина, центральная улица с работающими магазинами, больницей, библиотекой, обелиском "Никто не забыт - ничто не забыто", детский сад, клуб».
Жалость. 9,4% опрошенных считают, что в Комсомольском нет места, которое вызывало бы жалость. Для остальных данный вопрос оказался наиболее острым: «Отсутствие рабочих мест,
разруха жилья, отсутствие нормальной дороги до райцентра», «кладбище, умирание нашего замечательного Комсомольского», «опустевшее здание школы, спортзала», «бывший леспромхоз», «разрушенные дома, железная дорога, школа», ««брошенные дома, разбитая баня». Наибольший процент был отдан школе (28,1 %), заброшенным домам (15,6 %), больнице (12,5 %). «Весь поселок» - ответило 15,6 % опрошенных. В интервью были высказаны прогнозы: «Лет пять еще пробудет поселок. Жалко поселок, так как был хороший, веселый» (Мария*, 61 год).
Тревога. В большом населенном пункте тревогу вызывают перекрестки, большой поток машин, остановки, обилие шума: «Помимо геометрической формы, шума, сенсорной перегруженности и наличия угрозы есть еще один фактор, имеющий существенное значение как потенциальный источник тревоги в современной застроенной среде... Проще говоря, современная городская жизнь требует, чтобы мы жили в непосредственной близости с незнакомыми людьми» [3]. Небольшой населенный пункт, где проживают хорошо знакомые друг другу люди, не вызывает типичной городской тревоги. 12,5 % опрошенных считают, что в Комсомольском нет места, которое вызывало бы тревогу. Тревога связывается с неопределенностью будущего самого поселка и нестабильностью в реализации социальных гарантий: «Больница, вернее отсутствие врачей и скорой медицинской помощи после 24 часов и до 9 утра», «очень беспокоит эпидемия клещей, с которыми индивидуально бороться сложно. А государству наплевать», «то, что сейчас поселок уничтожают, работы нигде нет, закрыли школу, больницу, спортзал. Это все вызывает тревогу», «тревогу вызывает не место, а условия: чье мы, чье старичье? А ничье. Остаток жителей от 60-90. Думайте!», «если закроется больница», «весь поселок, его будущее», ««пустующие дома, чтоб не было пожаров», «за речку, т.к. люди не жалеют, кидают [мусор - Т.Ж.], мало чистят», «у нас часто отключают телефон, боюсь остаться без связи». Наибольший процент получили ответы: больница (25%), аварийное жилье, школа, ответ «весь поселок» по 9,4%.
Стыд. 15,6 % опрошенных отмечают, что в Комсомольском нет места, за которое было бы стыдно. В описании мест стыда также четко прослеживается их персонификация (9,4 %): ««Это администрация, которой наплевать, что поселок гибнет, а старики не хотят уезжать из поселка», «за место нет стыда! Стыдно за тех, кто довел до умирания такие поселки, деревни, мелкие населенные пункты», ««условия быта и ЖКХ жителей поселка», «за хлам, за грязь. Не могут нам помочь». Перечисляются и конкретные места: ««свалка несанкционированная», «разобранные, развалившиеся дома, склады, заброшенные могилы на кладбище», ««разваленные мастерские на въезде в поселок». Наибольший процент получили ответы:
* Все имена изменены с целью сохранения конфиденциальности.
несанкционированная свалка (21 %), заброшенные дома (15,6 %), ответ «за все» (12,5 %).
Отвращение. 43,8 % опрошенных считают, что в поселке нет места, которое вызывало бы отвращение. Описание мест: «Вызывает отвращение торговля суррогатом на дому, а власти при этом бездействуют - гибнут люди», ««где торгуют паленой водкой круглосуточно!», ««когда заезжаешь в поселок, старые кирпичные здания», ««место, в котором трудятся "избранные" с надеждой на улучшение условий жизни людей», ««такого нет, люблю его любым», ««неприятно ходить по улицам, где разваленные дома по Октябрьской. Портят красоту поселка, неуютно. Еще неосвещенные места». Из интервью: «Где заброшенные дома, неприятно ходить, на Октябрьской, Комсомольской, особенно зимой» (Александр, 77 лет). Наибольший процент получили ответы: заброшенные дома, мусор на дорогах (по 15,6 %), несанкционированная свалка (12,5 %).
После сортировки ответов по полу выяснилось, что большинство женщин и мужчин считают, что в поселке нет мест, которое вызывает радость (20,8 и 25 % соответственно) и гордость (45,8 и 62, 5 % соответственно). Интересным местом назван лес (37,5 % как среди женщин, так и мужчин), комфортным - свой дом (29,2 и 50 %), местом горечи - школа (29,2 % среди женщин), местом тревоги - больница (25 % среди женщин), местом стыда - несанкционированная свалка (25 % среди женщин). Большинство женщин отмечает, что в поселке нет места, которое вызывало бы отвращение (37,5 %). Большинство мужчин не соотносит негативные эмоции с конкретным местом и считает, что в поселке нет места горечи, тревоги и стыда (по 37, 5 %), а также нет места, вызывающее отвращение (62,5 %).
«За» переезд из поселка высказалось 83,3 % женщин. Мужчины менее категоричны в ответах -50 % опрошенных высказались за переезд и 25 % затруднились с ответом. Жителями так описываются причины переезда: «по медицинским показаниям», «нет работы для молодых и нет жилья», «потому что все бесперспективно», «сразу же, т.к. в Комсомольском отсутствуют услуги ЖКХ, негде работать и мне здесь ничего не нравится», «в хорошие жилищные условия: тепло, вода. Соглашусь переехать. Я живу в аварийном доме. Но это не реально!», «перееду если из наших хибар будут переселять в благоустроенное жилье», ««хочется на старости пожить в благоустроенной квартире», «из-за медобслуживания», «нет медицинского обслуживания, связи, дороги», «перееду, потому что умирающий поселок», ««перееду к могилам предков, к родне», ««да, из-за дороги, нет мобильной связи, нет врача», «перееду, когда совсем закроется больница и автобусное движение будет отсутствовать». Причины остаться: «Не хотелось бы переезжать, везде хорошо, где нас нет», ««никогда, всю жизнь здесь живу», ««некуда переезжать».
Несмотря на желание переехать, жители характеризуют поселок как ««моя жизнь» (43,8 %), ««ро-
дина» (18,8 %), ««просто место проживания» (18,8 %), ««дом» (12,5 %). Описание поселка: «Для меня Комсомольский - родной поселок, люди за столько лет стали родными» (Мария, 61 год).
Заключение
Таким образом, данные исследования подтверждают наличие мест, создающих эмоциональную привязанность, так и мест, вызывающих неприязненность и отторжение в эмоциональном пространстве поселка.
Результаты исследования констатируют существование гендерных различий в эмоциональном восприятии мест. Женщины склонны приписывать нравственные эмоции, такие как горечь и стыд, конкретным местам. Мужчины в большей степени, чем женщины, чувствуют себя комфортнее дома, а не в пределах поселка. Результаты подтверждают мысль о том, что необходимо «учитывать тендерные проблемы во многих аспектах городского планирования» [3].
Респонденты включали в ответы места, находящиеся за пределами физических границ поселка в нескольких километрах (лес, сенокос, озера). Это указывает на размытие эмоциональных границ поселка с окружающей его природой.
Персонификация (очеловечивание) мест, в частности, мест стыда и жалости, объясняется тесными социальными связями, характерными для традиционного уклада жизни небольших населенных пунктов: «Стабильность состава жителей сельских поселений, как правило, этническая однородность, слабая социально-профессиональная и культурная дифференциация, типичные тесные родственные и соседские связи способствуют сохранению в жизненном укладе селян элементов традиционного образа жизни соседской общины» [6].
Заброшенные дома и мусорная свалка вызывают одновременно чувство стыда и неприязни. Для улучшения эмоциональной атмосферы и экологии жизни жителей необходимо, в первую очередь, решить проблемы, связанные с этими местами.
К месту тревоги респонденты отнесли больницу. Однако, в данном случае, речь идет не о страхе перед врачами, очередями или самой атмосферой больницы, а о страхе перед неизвестностью, поскольку окончательное закрытие фельдшерского пункта приведет к вынужденной миграции населения. В связи с этим среди жителей ощущается сильное чувство оторванности: «Мне не нравится жить в отдаленном лесном поселке, вдали от цивилизации» (Анна, 51 год) и тревоги перед будущим: «Закрыли леспромхоз, потом перевели в Тегру, работы не стало, особенно мужчинам, стали пить. Была пилорама, закрыли большой клуб, школу, была хорошая больница, квалифицированные врачи, кабинет прогревания, обслуживали большой контингент людей. А что сейчас? Что нас ждет?» (Тамара, 56 лет).
Эмоциональная география поселка разнообразна, несмотря на небольшое количество эмото-пий. Карта (см. ниже) показывает эмоциональную
Карта полярных эмотопий поселка Комсомольский Архангельской области, 2017 г.
Map of the polar emotional loci of the settlement Komsomolsky (Arkhangelsk Region). 2017.
сегрегацию - положительные эмоции (зеленый цвет) вызывает центр поселка, центральная улица, природа, находящаяся за пределами физических границ поселка. Окраины поселка и въезд в поселок вызывают негативные эмоции (красный цвет) из-за нахождения там большого количества заброшенных построек и жилых помещений, несанкционированной свалки, кладбища. Представленная карта достаточно условна, поскольку не включает в себя большинство заброшенных зданий. Также за ее пределами находятся мусорная свалка и кладбище.
Разработка подобных эмоциональных карт различных социальных групп населения малых арктических населенных пунктов поможет выявить проблемные места, спрогнозировать необходимые профилактические меры по улучшению экологии места и укреплению эмоциональной связи с ним. Результаты исследований эмоций могут быть полезны не только местной администрации, но и различным инициативным группам среди местных жителей, а также художникам, архитекторам, этнологам и всем неравнодушным к эмоциональному здоровью жителей.
Перекодирование эмоций с негативных на положительные - трудоемкий и длительный процесс. Первыми шагами администрации данного населенного пункта могут стать:
- благоустройство центра и центральной улицы поселка;
- решение проблемного вопроса с мусорной свалкой;
- наведение порядка в заброшенных домах и помещениях, прежде всего на въезде в поселок;
- чистка дна реки и ремонт плотины;
- привлечение мужчин к общественной и куль-турно-досуговой деятельности в поселке.
Выражаю признательность Маргарите Сергеевне Трапезниковой за помощь в организации
работы и всем жителям поселка Комсомольский,
принявшим участие в исследовании.
Литература
1. Прибытков Н.С. Юбилей Верхней Шоноши // Вельск-Инфо. 2004. № 23. Режим доступа: http://velsk-info.vagaland.ru/arhiv/2004/04/ 28/018.html [20.09.2017].
2. Еникеев М.И. Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии: Учебник для вузов. М.: Норма, 2005. 640 с.
3. Эллард К. Среда обитания: как архитектура влияет на наше поведение и самочувствие. М.: Альпина Паблишер, 2016. 288 с. Режим доступа: http://rutlib2.com/book/25686 [20. 09.2017].
4. Anderson K., Smith S. Editorial: Emotional Geographies // Transactions of the Institute of British Geographers. 2001. Vol. 26 (1). P. 7-10.
5. Scannell, Leila, Gifford Robert. Defining place attachment: A tripartite organizing framework. J. of Environmental Psychology. 2010. No. 30. P.1-10.
6. Мудрик А.В. Социализация человека: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 304 с. Режим доступа: http://nashaucheba.ru/ v13184/мудрик_а.в._социализация_человека [20.09.2017].
References
1. Pribytkov N.S. Jubilej Verhnej Shonoshi [Anniversary of the Upper Shonosha] // Velsk-Info. 2004. № 23. Access: http://velsk-info.vagaland.ru/arhiv/2004/04/28/018.html [20.09.2017].
2. Enikeev M.I. Juridicheskaja psihologija. S os-novami obshhej i social'noj psihologii: Uchebnik dlja vuzov [Legal psychology. The basics of general and social psychology: Textbook for high schools]. Moscow: Norma, 2005. 640 p.
3. Ellard K. Sreda obitanija: kak arhitektura vlijaet na nashe povedenie i samochuvstvie [Environment: how architecture affects our behavior and well-being]. Moscow: Al'pina Pab-lisher, 2016. 288 p. Access: http://rutlib2. com /book/25686 [20.09.2017].
4. Anderson K., Smith S. Editorial: Emotional Geographies // Transactions of the Institute of British Geographers. 2001. Vol. 26 (1). P. 7-10.
5. Scannell, Leila, Gifford Robert. Defining place attachment: A tripartite organizing framework. J. of Environmental Psychology. 2010. No. 30. P.1-10.
6. Mudrik A.V. Socializacija cheloveka: Ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb. Zavedenij [The socialization of man: Textbook for students of higher educational institutions]. Moscow: "Academia" Publ., 2004. 304 p. Access: http:// nashaucheba.ru/v13184/mudrik_a.v._socializac ija_cheloveka [20.09.2017].
Статья поступила в редакцию 18.10.2017.