^88_ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_
2016. Т. 26, вып. 1 СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
УДК 159.922.736.4
О.И. Шмырева, Н.А. Коваль
СОДЕРЖАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Эмоциональное развитие наделено совокупностью взаимосвязанных, взаимодействующих, взаимообусловленных содержательных характеристик. В статье представлены динамичные и содержательные характеристики эмоционального развития. Динамичность эмоциональных явлений проявляется в процессуальности, усложнении, совершенствовании эмоциональных форм. В процессе отражается также содержание эмоций: при переходе от одной стадии эмоционального явления к другой меняются содержательные характеристики. Идея развития от простого к сложному отражает усложнение, совершенствование эмоциональных структур и характеризует процессуальный аспект, а взаимодействие эмоций с сознанием - содержательный аспект эмоционального развития личности. К содержательным характеристикам эмоционального развития относятся: системность эмоционального развития, типы аффектов, комбинации эмоций, функции эмоций, индивидуальная система эмоциональных значений.
Ключевые слова: эмоциональное развитие, процесс, содержание.
Научное познание природы эмоций стабильно привлекательно на протяжении длительного времени. Проблема изучения эмоционального развития актуальна в свете постоянно усложняющегося формирования и развития личности, повышения требований к ее адаптационным возможностям и скрытому потенциалу [3; 5-7; 19; 22]. Усложнение и совершенствование форм эмоциональных явлений и их содержания можно проследить в пространстве научных теорий, раскрывающих в той или иной степени различные стороны эмоционального развития как явления в целом, наделенного как феномен совокупностью взаимосвязанных характеристик его содержания. Рассмотрим подробнее, с конкретизацией, типы и состав явлений в эмоциональной сфере личности.
Эмоциональное развитие - это одновременно и динамический процесс, и результат структурных и функциональных преобразований в эмоциональной сфере личности [17]. При этом его сущностные характеристики выступают в соотношении прогрессивных и регрессивных тенденций [21].
В одном из своих значений содержание представляет единство всех основных элементов целого, его свойств и связей; оно существует и выражается в форме и неотделимо от неё; содержательный - то есть имеющий богатое содержание, с большим внутренним смыслом, значением [14].
Содержание эмоционального развития трудноуловимо в силу текучести и подвижности эмоций. Динамичность эмоциональных явлений усложняет эмоциональное развитие личности как системы, обогащает ее содержание, делая ее элементы более дифференцированными и индивидуализированными.
К содержательным характеристикам эмоционального развития личности мы относим следующие: элементы (типы) эмоций; комбинации эмоций; функции эмоций; индивидуальную систему эмоциональных значений; системность эмоционального развития (взаимосвязь эмоций между собой и с элементами структуры личности: когнитивной сферой, потребностями, мотивацией, влечениями, отношениями).
Известно, что эмоции проявляются на всех этапах отражательного генеза: от эмоционального тона ощущений до аффективно-эмоциональной окраски образов восприятия и предметным чувствам [11], а образный характер чувственного отражения фиксируется в эмоциональном «образе мира», образ представляющем собой идеальное образование как результат отражения эмоциональных переживаний в эмоциональных представлениях. В эмоциональных образах, с одной стороны, отражается внешняя картина окружения, репрезентирующая ценность и смысл для субъекта предметов и явлений; с другой стороны, интероцептивные элементы эмоциональных образов отражают внутренние изменения в субъекте вследствие значения наличной ситуации. Очевидно, что по своей сути содержательная составляющая эмоционального развития может быть представлена в соответствующих эмоциональных образах и в индивидуальной системе эмоциональных значений.
А. Лэнгле поясняет сущность впечатления как переживаемой целостности из аффективной окраски, динамики и первоначального понимания содержания, заключающего в себе чувство, импульс и содержание. Чувство в данном контексте проявляется в спонтанной форме: под влиянием так называемой поверхности предмета или объекта на свойства личности и на более глубокую сущностную
Содержание эмоционального развития
СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
89
2016. Т. 26, вып. 1
структуру. Импульс как первичная активная реакция состоит из связанного с чувством непроизвольного жизненного рефлекса движения и окрашен свойствами личности, защитными реакциями, глубокой личностной презентности в контакте субъекта и объекта. Содержание (в логике А. Лэнгле) есть воспринимаемая информация послания объекта, включающая в себя феномен субъективного переживания, осознанного или неосознанного, положение вещей, интуитивно воспринимаемое как первичное, на которое направлена реакция.
Основой для первичных эмоций служит стечение субъективных и объективных переменных, при взаимодействии которых у субъекта появляется эмоция. В первичную эмоцию вливается значительный объем информации: структура личности как готовность к чувствованию и спонтанному реагированию, предыдущий опыт, содержание впечатления как сообщения. Эти элементы объединяются во впечатление, сливаясь в единой основе переживания [12]. Выделение типов эмоций и их взаимодействия позволяет вычленить содержательные характеристики эмоционального развития.
Мы уточнили типы значимых аффектов в рамках психодинамического подхода, в целом опирающегося на исследования эмоциональной экспрессии и ассоциированных с ней нейроэндокринных, периферических и центральных процессов нервной системы, а также на работы по изучению когнитивных, поведенческих и лингвистических параметров аффекта. Внутрипсихическое значение и переживание аффекта при этом не являются следствием духовных процессов, нейронной или мышечной активности. Высказывались предположения применимости сигнальной теории ко всем чувствам, включая позитивные (например, восторг), а также выделялись отдельные эмоции, несущие сигнальную нагрузку: гнев, тревогу, возбуждение, отвращение и стыд (по [15]). Очевидно, что ученые объединили функциональную нагрузку эмоций с типами аффектов, которым приписывали статус ключевых, направляющих эмоциональное развитие; за этим положением прослеживается идея взаимосвязи эмоций со структурными элементами личности, в частности, системой отношений.
В рамках психодинамического подхода в теории объектных отношений и инстинкт-теории описаны группы специфических эмоций, позволяющие проследить содержательные аспекты эмоционального развития личности [8; 23].
В теории объектных отношений (М. Малер, Д. Винникотт) представлены четыре группы эмоций: регулирующие отношения аффекты (радость, ярость, отвращение, страх, печаль/скорбь/горе), аффекты переработки информации (любопытство, интерес, удивление), аффекты рефлексии (стыд, вина, депрессия) и аффекты мстительности (обида, гнев, злоба, вражда). Первичными эмоциями считаются аффекты переработки информации, запускающие процессы сознания. Переработка раздражителей, следующая за мобилизацией удивления, любопытства, интереса, удается настолько, насколько удовлетворительны процессы взаимодействия между матерью и ребенком. Аффекты мстительности эгосинтонны для своего носителя и не вызывают чувства вины; мотивационная составляющая направлена на «реванш и месть». Из-за склонности аффектов этой группы ко взаимному проникновению возникает длительное, направленное на возмездие, враждебное состояние, часто определяющее переживания человека на годы и десятилетия. Регулирующие отношения аффекты служат преимущественно для определения необходимой и желаемой дистанции с объектом (что имеет значение в клинике структурных и диадических нарушений отношений); для переработки раздражителей внешнего мира, а также - для понимания и поддержки взаимоотношений с ним. Аффекты рефлексии базируются на интернализированных следах первичных эмоций и чаще наблюдаются в структуре личности при «жестком» Супер-Эго. В инстинкт-теории (М. Кляйн) раскрываются подавленные потребности личности, отражающиеся в специфических эмоциях страха, тревоги, вины.
Данные классификации аффектов соответствуют типологии аффектов - содержательную характеристику эмоционального развития личности, ее формирование и закрепление в ходе социализации. Богатство сделанных учеными-психоаналитиками наработок в области эмоционального развития личности подводит к обобщению содержательных характеристик последнего: типов и комбинаций эмоций, их функциональной нагрузки, взаимосвязи эмоций с другими структурными элементами личности; недостаточно затронутой остаалась индивидуальная система эмоциональных значений, освещенная в рамках семиотического подхода.
Эмоциональное развитие человека непосредственно связано с речью, поэтому полноценная эмоциональная жизнь возможна при обязательном наличии символической системы языка [10].
С позиции семиотического подхода, формирование механизмов эмоционального реагирования в развитии ребенка представлено в виде дифференциации и последовательного усложнения [4]; наглядно демонстрируется единство содержательных характеристик эмоционального развития личности.
90 О.И. Шмырева, Н.А. Коваль
2016. Т. 26, вып. 1 СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
Так, в период новорожденности эмоциональное реагирование, точнее, самое начало жизни сопровождается криком и мышечным напряжением новорожденного, проявлением эмоции отрицательного знака в ответ на начало жизнедеятельности организма. Положительное состояние удовлетворенности имеет место в покое, расслабленности, а к концу первого месяца жизни появляются определенные положительные эмоции в виде улыбки. В первые три месяца доминируют реакции неудовольствия, плача, а также - удовлетворения после насыщения. Позже вырабатываются мимические проявления не только фиксированного характера, но и как предупреждающее выражение в форме готовности к испугу, капризам, настороженности, сочетаемые с телесной экспрессией.
Зависимость младенца от взрослых приводит к преломлению его отношения к действительности и себе самому через призму отношений с взрослым; так что посредством подражания запускается механизм дифференцированного реагирования: у ребенка формируется эмоциональная дифференциация как свойство психики, и в то же время подражание служит первичной формой идентификации, первые этапы которой - это идентификация матери с состоянием ребенка, что способствует формированию эмоциональной причастности ребенка к человеческому роду [13].
Последовательное усложнение механизмов эмоционального реагирования проявляется на всех возрастных этапах при наличии знаковой ситуации. В дальнейшем эмоциональные проявления характеризуются свойственными возрасту дифференциацией и схематизацией эмоциональных обобщений, которые мы относим к содержательным характеристикам эмоционального развития.
В работах по теории преодоления Р.Х. Шакуров описывает психогенез отдельных эмоций - радости, интереса и страдания [16], проясняя искомые нами содержательные и процессуальные характеристики эмоционального развития в их единстве. Так, радость есть сложное чувство, появление которого не поддается однозначным объяснениям. Эмоциональный подъем, ощущаемый при радости, связан с прошлым эмоциональным опытом, ассоциированным в сознании с определенными людьми, ситуациями и событиями, и, возможно, являющийся условно-рефлекторным переживанием. В рассуждениях Р.Х. Шакурова четко прослеживается идея детерминированности эмоций как одной из процессуальных характеристик эмоционального развития: радость производна от успехов, неуверенность - от непреодолимых барьеров. Как видно, ученый подразумевает под этим содержательный аспект эмоционального развития, раскрывающий взаимосвязь эмоций с результатами и оценкой деятельности.
Антиподами радости и интереса, их отрицанием являются физические и душевные страдания. Репертуар страданий чрезвычайно разнообразен, в психологической науке особо выделяются эмоциональный стресс (дистресс), фрустрация, кризис, внутренний конфликт. Среди них наиболее изучена фрустрация (по [16]). На наш взгляд, данные типы страданий могут быть не сублимированными формами проявления эмоций. Доминирование определенных эмоциональных состояний характеризует содержание эмоционального пространства, либо оптимизируя, либо - затрудняя прогрессивное эмоциональное развитие личности.
В Единой концепции сознания и эмоций (ЕСЭ) Ю.И. Александров с позиции системогенеза в системной психофизиологии представил взаимовлияние, взаимодействие сознания и эмоций в организации поведения и регуляции деятельности [2].
Сущность концепции ЕСЭ отражена в ее основном положении: сознание и эмоции - это характеристики разных, одновременно актуализированных уровней системной организации поведения, представляющих собой трансформированные этапы развития и соответствующих различным уровням системной дифференциации. Автор концепции представил их не как дизъюнктивные психологические процессы, обеспечиваемые различными нейрофизиологическими механизмами, а континуально: как различные характеристики единой системной организации поведения. При этом каждый поведенческий акт осуществляется как одновременная реализация систем: от наименее дифференцированных и наиболее старых до наиболее дифференцированных и новых. Континуальность означает также, что в развитии нет критического момента появления сознания или исчезновения эмоций.
Закономерность перехода от старых (низко дифференцированных) систем к новым (более дифференцированным); от эмоций - к сознанию, прослеживается во многих вариантах развития. Как отмечает Ю.И. Александров, в некоторых случаях возможен и обратный вариант: от сознания к эмоциям. Например, в ситуациях высокой эмоциональности, новизны, сложности, стресса, при введении алкоголя подавляется активность элементов, принадлежащих высокодифференцированным системам [1]. В данных положениях отражены, на наш взгляд, этапы целостного созревания и развития личности, включая сферу духовности, с указанием места и роли эмоций в данном процессе [9].
Содержание эмоционального развития 91
СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2016. Т. 26, вып. 1
Таким образом, вышеизложенное позволяет констатировать, что эмоциональное развитие наделено совокупностью взаимосвязанных, взаимодействующих, взаимообусловленных характеристик его содержания. Динамичность эмоциональных явлений выражается в процессуальности, усложнении, совершенствовании эмоциональных форм. В этом процессе также отражается содержание эмоций: при переходе от одной стадии эмоционального явления к другой меняются содержательные характеристики. Идея развития от простого к сложному отражает усложнение и совершенствование эмоциональных структур, характеризует процессуальный аспект, тогда как взаимодействие эмоций с сознанием - содержательный аспект эмоционального развития личности. К содержательным характеристикам эмоционального развития относятся: системность эмоционального развития, типы аффектов, комбинации эмоций, функции эмоций, индивидуальная система эмоциональных значений [18; 20].
Вне зависимости от конкретного содержания эмоциональной сферы личности, ее элементы находятся в движении. Многомерность сложного процесса эмоционального развития, его значение для решения практических задач ставит проблему дальнейшего изучения данного явления.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Александров Ю.И. Дифференциация и развитие // Теория развития: Дифференционно-интеграционная парадигма / сост. Н.И. Чуприкова. М.: Языки славянских культур, 2009. С. 17-28.
2. Александров Ю.И. От эмоций к сознанию // Психология творчества: школа Я.А. Пономарева / под ред. Д.В. Ушакова. М.: Изд-во «ИП РАН», 2006. С. 304-322.
3. Анохин П.К. Эмоции // Большая медицинская энциклопедия. 2-е изд. М., 1963. Т. 82. С. 339-358.
4. Воропаева И.П. Эмоции и педагогический потенциал семиотики // Мир психологии. 2002. № 4 (32). С. 203-209.
5. Вундт В. Психология душевных волнений // Психология эмоций. СПб.: Питер, 2006. С. 63-83.
6. Выготский Л.С. Учение об эмоциях // Собр. соч.: в 6 т. М.: Педагогика, 1984. Т. 6.
7. Изард К.Е. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2007. 464 с.
8. Кляйн М., Айзекс С., Райвери Дж., Хайнман П. О теории вины и тревоги // Развитие в психоанализе. М., 2001. С. 394-423.
9. Коваль Н.А. Духовность в системе профессионального становления специалиста: дис. ... докт. психол. наук. М., 1997. 464 с.
10. Колотаев В.А. Проблема связи эмоциональности и языка культуры (по материалам фильма Ханеке «Пианистка») // Мир психологии. 2002. № 4 (32). С. 171-178.
11. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд -во Моск. ун-та, 1972. 575 с.
12. Лэнгле А. Эмоции и экзистенция / пер. с нем. Харьков: Изд-во Гуманитарный центр, 2007. 332 с.
13. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. М.: Академия, 1997. 456 с.
14. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1990. 917 с.
15. Тайсон Р., Тайсон Ф. Психоаналитические теории развития: пер. с англ. Екатеринбург: Деловая книга, 1998. 528 с.
16. Шакуров Р.Х. Психология эмоций: новый подход // Мир психологии.2002. № 4 (32). С. 30-44.
17. Шмырева О. Эмоциональное развитие личности и акме: подростковый возраст. LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG. DudweilerLandstr. 99. 67895. Saarbrucken, Germany.2012. 343 с.
18. Шмырева О.И., Коваль Н.А. Процесс и содержание в эмоциональном развитии // Мир психологии. 2015. № 3 (83).С. 207-216.
19. Lazarus R.S. (1998). Emotion and Adaptation // J. Jenkins, K. Oatley, N. Stein (eds.), Human Emotions. A Reader. Maiden, MA: Blackwell Publishers. P. 38-44.
20. Shmyreva O. Emotional development as a movement: procedural characteristics // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2014. № 5 (9-10). P. 176-179.
21. Shmyreva, O.I. Emotional development: the essence of the phenomenon // Современные проблемы гуманитарных и общественных наук: Сер. Духовная жизнь общества и человека: история и современность / ФГБОУ ВО «Воронеж. гос. ун-т инженер. технологий». 2015. Вып. 4 (8). С. 177-184.
22. Weiner B. An attributional theory of achievement motivation and emotion. // Psychological Review. 1985. Vol. 92. P. 548-573.
23. Winnicott D.W. The theory of the parent-infant relationship // The maturcitional process and the facilitating environment. London: Hogarth Press, 1975.
Поступила в редакцию 22.12.15
92 О.И. Шмырева, НА. Коваль
2016. Т. 26, вып. 1 СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
O.I. Shmyreva, N.A. Koval
CONTENT OF EMOTIONAL DEVELOPMENT
Emotional development is endowed with a set of interrelated, interacting, interdependent substantive characteristics. The paper presents dynamic and informative characteristics of emotional development. Dynamism of emotional phenomena manifests itself in procedural complications, improvement of emotional forms. The content of emotions is reflected in the process, meaningful characteristics change at the transition from one stage of emotional phenomena to another. The idea of development from simple to complex reflects the complexity, improvement of emotional structures and describes the procedural aspect; the interaction of emotions with consciousness reflects a substantive dimension of emotional development of an individual.
Meaningful characteristics of emotional development include: systematic emotional development, types of affects, combination of emotions, emotions function, individual system of emotional values.
Keywords: emotional development, process, content.
Шмырева Ольга Ивановна,
кандидат психологических наук, доцент,
доцент кафедры философии и истории
ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет инженерных технологий» 394036, Россия, г. Воронеж, пр. Революции, 19 E-mail: oishmyreva@rambler.ru
Коваль Нина Александровна,
доктор психологических наук, профессор,
заведующая кафедрой психологии развития
ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» 392000, Россия, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: kafspsu@mail.ru
Shmyreva O.I.,
Candidate of Psychology, Associate Professor at Department of Philosophy and History
Voronezh State University of Engineering Technology pr. Revolyutsii, 19, Voronezh, Russia, 394036 E-mail: oishmyreva@rambler.ru
Koval N.A.,
Doctor of Psychology, Professor at Department of Developmental Psychology
Tambov State University named after G.R. Derzhavin Internatsionalnaya st., 33, Tambov, Russia, 392000 E-mail: kafspsu@mail.ru