ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ
УДК 159.942
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: ПРОЦЕСС И СОДЕРЖАНИЕ
© Ольга Ивановна ШМЫРЕВА
Воронежский государственный университет инженерных технологий, г. Воронеж, Российская Федерация, кандидат психологический наук, доцент кафедры философии, e-mail: oishmyreva@rambler.ru © Нина Александровна КОВАЛЬ Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии развития, e-mail: kafspsy@mail.ru
Эмоциональное развитие наделено совокупностью взаимосвязанных, взаимодействующих, взаимообусловленных процессуальных и содержательных характеристик. Представлены динамичные и содержательные характеристики эмоционального развития. Динамичность эмоциональных явлений проявляется в процессуальности, усложнении, совершенствовании эмоциональных форм. В процессе также отражается содержание эмоций, при переходе от одной стадии эмоционального явления к другой меняются содержательные характеристики. Идея развития от простого к сложному отражает усложнение, совершенствование эмоциональных структур и характеризует процессуальный аспект, а взаимодействие эмоций с сознанием - содержательный аспект эмоционального развития личности. К процессуальным характеристикам эмоционального развития относятся: движущая сила эмоционального развития, детерминированность эмоционального развития, этапность, стадиальность эмоционального развития, последовательность и взаимное дополнение эмоций, усложнение и совершенствование эмоциональных форм и содержания. К содержательным характеристикам эмоционального развития относятся: системность эмоционального развития, типы аффектов, комбинации эмоций, функции эмоций, индивидуальная система эмоциональных значений.
Ключевые слова: эмоциональное развитие; процесс; содержание.
Эмоции как явление, их действие и воздействие на окружающих остаются привлекательными для научного познания на протяжении длительного периода времени. Проблема изучения эмоционального развития актуальна в свете постоянно усложняющегося формирования и развития личности, повышения требований к ее адаптационным возможностям и скрытому потенциалу. Любое развитие эмоций даже на физиологическом уровне сопровождается взаимосвязанными между собой процессуальными и содержательными характеристиками. В пространстве научных теорий мы обнаружили точки зрения ученых, раскрывающих в той или иной степени процессуальные, а также содержательные стороны эмоционального развития как явления в целом.
Процесс (от. лат. processus - продвижение) представляет собой последовательную смену явлений, состояний в развитии чего-нибудь; ход, развитие какого-нибудь явления, последовательную смену состояний в развитии чего-нибудь [1]. Процессуальность -это свойство чего-либо непрерывно и последовательно изменяться во времени, преобразовываться. Процессуальность (психическое как процесс) в концепции С.Л. Рубинштейна и его учеников отражает развитие теории И.М. Сеченова и раскрывает основной способ существования психического, существующего, прежде всего, как живой процесс, предельно пластичный, непрерывный, никогда полностью не заданный изначально, но формирующийся и развивающийся, порождающий некие продукты или результаты (психические состояния и образы, понятия,
чувства, решение задач и пр.). При этом неразрывная взаимосвязь осознанного и неосознанного обеспечивает непрерывность психического как процесса, проявляется в тесной взаимосвязанности познавательной и аффективной компонент любого психического акта, в т. ч. - эмоционального [2].
Рассмотрим зарождение и развитие эмоций с выделением процессуальных характеристик. Эмоция начинается с гипертонуса, внешним проявлением которого является преобразование не использованной по назначению энергии в спазматические движения: смех, слезы, беспорядочные действия [3]. Соразмерная тоническая реакция является естественной и необходимой предпосылкой любого действия; в этом случае тоническая реакция локализована. В эмоциях же, наоборот, эта тоническая реакция диффузна, генерализована и может лишь затруднить выполнение предполагаемого движения. В конечном счете, она ведет к тремору и хаотическим неупорядоченным движениям.
Процесс определяется наличием источника движения, в качестве которого для эмоционального развития может выступать эмо-циогенная ситуация, охватывающая все сферы жизнедеятельности человека.
По своему характеру эмоции процессуальны, текучи, генетически, психически, социально обусловливаются и характеризуются процессуальностью. На физиологическом уровне лимбические структуры мозга и кора больших полушарий могут рассматриваться как источник эмоций [4; 5].
Началом для возникновения эмоций также может послужить эмоциогенная ситуация, возникающая при избыточной мотивации по отношению к реальным приспособительным возможностям индивида [3]. Некоторые исследователи, в частности, П. Фресс, полагают, что не бывает эмоциогенной ситуации как таковой, при этом стимулом для ее создания является оценка, а не обстоятельства сами по себе. Оценка значимости ситуации может быть неосознаваемой, инстинктивного происхождения, в этом случае по механизму безусловного рефлекса возникает эмоциональная реакция на закрепленную в генетической памяти значимую ситуацию. Данное положение подтверждает нашу мысль о детерминированности эмоционального разви-
тия генетическими, психическими, социальными либо другими факторами и условиями.
Так, обстоятельства, оцениваемые человеком как значимые, служат предпосылкой, детерминантой эмоциогенной ситуации. Как указывал еще В. Вундт, любое воспринимаемое событие значимо и вызывает эмоциональный отклик [6]. Теория эмоций Джейм-са-Ланге, возникшая на стыке XIX-XX вв., может считаться фундаментом для современных теорий, разработанных в русле академической психологии, согласно которой эмоциональные переживания являются результатом сознательного восприятия различных телесных изменений, составляющих тем самым источник эмоций, а не результат и не сопутствующий фактор.
Эмоции присутствуют на всех этапах отражательного генеза: от эмоционального тона ощущений к аффективно-эмоциональной окраске образов восприятия и предметным чувствам [7]. Напротив, Р.С. Лазарус считал, что эмоции возникают в исключительных случаях, характеризующихся заключением о наличии угрозы и невозможности ее избегания на основе когнитивных процессов [8]. По мнению П. Фресса, эмоциогенные ситуации есть результат новизны, необычности, внезапности ситуации как показатель недостаточности адаптационных возможностей или же - избыточной мотивации, в случае ненахождения применения мотивации, состояния фрустрации, конфликта.
Как видно, мнения разных авторов по поводу значимых явлений, событий, объектов, способных вызвать эмоциональное реагирование, не совпадают. Например, Б. Вай-нер важную роль в возникновении эмоций отводит каузальной атрибуции [9]. Согласно Р.С. Лазарусу, эмоциогенными являются лишь экстремальные ситуации, оцениваемые как таковые в результате каузальной атрибуции. В учении Л.С. Выготского эмоциоген-ной является, по сути, социальная ситуация развития [10].
Таким образом, эмоции могут быть обусловлены необходимостью как биологического выживания индивида, так и социального функционирования личности, зависимыми от отношения между мотивацией и возможностями субъекта [7-11]. С опорой на указанные точки зрения представляется возможным сделать вывод об эмоциогенной си-
туации как движущей силе эмоционального развития, процессуальной характеристике последнего.
Теория функциональной системы П.К. Анохина позволяет изучать не эмоциональную реактивность человека в целом, а эмоциональные реакции в соответствии с их приуроченностью к отдельным стадиям целенаправленных актов: стадии афферентного синтеза, принятия решения, постановки цели, действия и оценки результата, что вычленяет стадиальность среди процессуальных характеристик эмоционального развития [11].
Мысль о стадиальности эмоционального развития и усложнении, совершенствовании эмоциональных форм мы также находим у И.П. Воропаевой: «Индивидуальная система эмоциональных значений развивается в онтогенезе от эмоционального тона ощущений к сенсорным эталонам, далее к эмоциональной окраске образов восприятия и эмоционально насыщенной форме обобщения -личностному смыслу. Эта сторона смысло-творчества связана со сферой эмоций и чувств» [12, с. 208]. Чувствования как экзистенциальный пласт психики маркируют значения, создают пристрастное отношение, способствуют их переводу в личностно значимый смысл.
К.Е. Изард подробно рассмотрел вопрос о причинности и активации эмоций, в которых мы обнаружили искомые процессуальные характеристики эмоционального развития подростка [13]. Детерминированность эмоций объясняется типами взаимоотношений субъекта и окружающей среды и типами индивидуальных процессов, влияющих на нейронную активацию эмоции.
Первый тип - взаимоотношения субъекта с окружающей средой, вызывающие эмоцию: восприятие, следующее за стимуляцией, является производным от избирательной активности рецептора или чувственного органа; восприятие окружающей среды, прежде всего в форме ориентировочного рефлекса; спонтанное восприятие или же активность, присущая воспринимающей системе.
Второй тип - индивидуальные процессы, способные вызвать эмоции: память - активная или испытанная; воображение; образное и предвосхищающее мышление; проприо-цептивные импульсы от пантомимической или другой двигательной активности; эндок-
ринная деятельность, действующая на нервный или мышечный механизмы эмоции.
Предложенная К.Е. Изардом типология явилась основанием формирования научно-практического представления о нелинейности, многофакторности, стадиальности, детерминированности и движущих силах (в форме психических процессов) эмоционального развития подростка.
В экзистенциальном анализе процесс развития эмоций запускается главным чувством, сопутствующим переживанию базовой ценности индивида, пережитым и воспринятым в данном качестве, связанным с базовым отношением человека к жизни, согласно которому восприятие ценности происходит поэтапно [14]. Первый этап характеризуется близостью к объекту при непосредственном переживании, человек постигает качество воспринимаемого объекта, его пригодность для жизни, ценность связывается с конкретной ситуацией и определенным временным интервалом. Второй этап - интеграция первичной эмоциональности в индивидуальную, ощущаемую патетически эмоциональную целостность. В рамки жизненного горизонта помещается то, что оценивается в качестве хорошего или полезного. Возникшая позиция по отношению к ценности включает как рациональные, так и эмоциональные компоненты. Эмоция, лежащая в основе позиции, носит интегративный характер и критично воспринимает другие ценности, в оппозицию с которыми вступает спонтанно воспринятая ценность. Итоговая позиция формируется из чувственного обращения к ценностям.
Эмоция, по мнению А. Лэнгле, как первичная вовлеченность с ее реактивной аффектацией, предшествует более сложной взволнованности в виде мотивации и воли. Следовательно, мы наблюдаем стадиальный процесс усложнения и совершенствования эмоциональных форм и содержания, имеющий движущую силу, характеризующийся детерминированностью, последовательностью и взаимным дополнением содержательных аспектов.
Рассматривая процессуальные характеристики эмоционального развития, мы обнаружили элементы этапности, сменяемости эмоций, когда та или иная эмоция может быть движущей силой процесса. В целом процессуальные характеристики усложняют
эмоциональное развитие личности как систему, обогащают его содержание, делая ее элементы более дифференцированными и индивидуализированными.
Содержание в одном из значений представляет собой единство всех основных элементов целого, его свойств и связей, существующее и выражаемое в форме и неотделимое от нее; содержательный - имеющий богатое содержание, с большим внутренним смыслом, значением [1].
К содержательным характеристикам эмоционального развития личности мы относим: элементы (типы) эмоций; комбинации эмоций; функции эмоций; индивидуальную систему эмоциональных значений; системность эмоционального развития (взаимосвязь эмоций между собой и элементами структуры личности - когнитивной сферой, потребностями, мотивацией, влечениями, отношениями).
Как упоминалось, эмоции присутствуют на всех этапах отражательного генеза: от эмоционального тона ощущений к аффективно-эмоциональной окраске образов восприятия и предметным чувствам, а образный характер чувственного отражения фиксируется в эмоциональном «образе мира» [7]. Эмоциональный образ представляет собой идеальное образование как результат отражения эмоциональных переживаний в эмоциональных представлениях. С одной стороны, в эмоциональных образах отражается внешняя картина окружения, репрезентирующая ценность и смысл, которые имеют для субъекта предметы и явления; с другой стороны, интероцептивные элементы эмоциональных образов отражают внутренние изменения в субъекте вследствие имеющегося значения наличной ситуации. Как видно, по своей сути содержательная составляющая эмоционального развития может быть представлена в соответствующих эмоциональных образах и индивидуальной системе эмоциональных значений.
А. Лэнгле поясняет сущность впечатления как переживаемой целостности из аффективной окраски, динамики, первоначального понимания содержания, содержащего в себе чувство, импульс и содержание. Чувство в данном контексте проявляется в спонтанной форме, под влиянием т. н. поверхности предмета или объекта на свойства личности
и более глубокую сущностную структуру. Импульс как первичная активная реакция состоит из связанного с чувством непроизвольного жизненного рефлекса движения и окрашен свойствами личности, защитными реакциями, глубокой личностной презентно-сти в контакте субъекта и объекта. Содержание, в логике А. Лэнгле, есть воспринимаемая информация послания объекта, содержащая феномен субъективного переживания, осознанного или неосознанного, положение вещей, интуитивно воспринимаемое в качестве первичного, на которое направлена реакция.
Основой для первичных эмоций служит стечение субъективных и объективных переменных, при взаимодействии которых появляется эмоция у субъекта. В первичную эмоцию вливается значительный объем информации: структура личности как готовность к чувствованию и спонтанному реагированию, предыдущий опыт, содержание впечатления как сообщения. Указанные элементы объединяются во впечатление, сливаясь в единой основе переживания [14]. Выделение типов эмоций и их взаимодействия вычленяет содержательные характеристики эмоционального развития.
Мы уточнили типы значимых аффектов в рамках психодинамического подхода, который в целом опирается на исследования эмоциональной экспрессии и ассоциированных с ней нейроэндокринных, периферических и центральных процессов нервной системы, а также на работы по изучению когнитивных, поведенческих и лингвистических параметров аффекта. Внутрипсихическое значение и переживание аффекта при этом не является следствием духовных процессов, нейронной или мышечной активности. Высказывались предположения применимости сигнальной теории ко всем чувствам, в т. ч. -к позитивным (например, восторг), а также выделялись отдельные эмоции, несущие сигнальную нагрузку: гнев, тревога, возбуждение, отвращение и стыд [15]. Очевидно, что ученые объединили функциональную нагрузку эмоций с типами аффектов, которым приписывали статус ключевых, направляющих эмоциональное развитие, за этим положением прослеживается идея взаимосвязи эмоций со структурными элементами личности, в частности, системой отношений.
Современный психодинамический подход к изучению эмоционального развития личности представлен теорией объектных отношений в интерперсональном контексте и инстинкт-теорией (М. Кляйн) [16; 17].
В теории объектных отношений (М. Малер, Д. Винникотт) представлены четыре группы эмоций: регулирующие отношения аффекты (радость, ярость, отвращение, страх, печаль / скорбь / горе), аффекты переработки информации (любопытство, интерес, удивление), аффекты рефлексии (стыд, вина, депрессия) и аффекты мстительности (обида, гнев, злоба, вражда). Первичными эмоциями считаются аффекты переработки информации, запускающие процессы сознания. Переработка раздражителей, следующая за мобилизацией удивления, любопытства, интереса, удается настолько, насколько удовлетворительно осуществляются процессы взаимодействия между матерью и ребенком. Аффекты мстительности эгосинтонны для своего носителя и не вызывают чувства вины, мотивационная составляющая направлена на «реванш и месть». Из-за склонности аффектов этой группы к взаимному проникновению возникает длительное, направленное на возмездие враждебное состояние, часто определяющее переживания человека на годы и десятилетия. Регулирующие отношения аффекты служат преимущественно для определения необходимой и желаемой дистанции с объектом, что имеет значение в клинике структурных и диадических нарушений отношений, служат для переработки раздражителей внешнего мира, а также - понимания и поддержки взаимоотношений с ним. Аффекты рефлексии базируются на интернализиро-ванных следах первичных эмоций и чаще наблюдаются в структуре личности при наличии «жесткого» Супер-Эго. В инстинкт-теории (М. Кляйн) раскрываются подавленные потребности личности, находящие отражение в специфических эмоциях страха, тревоги, вины.
Данные классификации аффектов отражают типологии аффектов - содержательную характеристику эмоционального развития личности, ее формирование и закрепление в ходе социализации. Богатство наработок в области эмоционального развития личности учеными-психоаналитиками подводит к обобщению содержательных характеристик
последнего: типов и комбинаций эмоций, их функциональной нагрузки, взаимосвязи эмоций с другими структурными элементами личности, недостаточно затронутой оказалась индивидуальная система эмоциональных значений, освещенная в рамках семиотического подхода.
Эмоциональное развитие человека оказывается непосредственно связанным с речью, поэтому полноценная эмоциональная жизнь возможна при обязательном наличии символической системы языка [18].
С позиции семиотического подхода формирование механизмов эмоционального реагирования в развитии ребенка представлено в виде дифференциации и последовательного усложнения, наглядно демонстрирующего единство процессуальных и содержательных характеристик эмоционального развития личности [12].
Так, в период младенчества эмоциональное реагирование, точнее, начало жизни сопровождается криком и мышечным напряжением новорожденного, проявлением эмоции отрицательного знака в ответ на начало жизнедеятельности организма. Положительное состояние удовлетворенности имеет место в покое, расслабленности, а к концу первого месяца жизни появляются определенные положительные эмоции в виде улыбки. Первые три месяца жизни доминируют реакции неудовольствия, плача, а также - удовлетворения после насыщения. Позже вырабатываются мимические проявление, имеющие не только фиксированный характер, но и предупреждающее выражение в форме готовности к испугу, капризам, настороженности, сочетаемые с телесной экспрессией.
Зависимость младенца от взрослых приводит к преломлению отношения ребенка к действительности и себе самому через призму отношений с взрослым, запускающим посредством подражания механизм дифференцированного реагирования. На основе подражания взрослому у ребенка формируется эмоциональная дифференциация как свойство психики, и в то же время подражание служит первичной формой идентификации. Первые этапы эмоциональной идентификации - идентификация матери с состоянием ребенка - способствуют формированию эмоциональной причастности ребенка к человеческому роду [19].
Последовательность усложнения механизмов эмоционального реагирования проявляется на всех возрастных этапах, имея место при наличии знаковой ситуации. В последующих возрастных периодах эмоциональные проявления характеризуются свойственными возрасту дифференциацией и схематизацией эмоциональных обобщений. Данные особенности мы относим к содержательным характеристикам эмоционального развития.
В работах Р.Х. Шакурова, в рамках теории преодоления, описан психогенез отдельных эмоций - радости, интереса и страдания, проясняющий искомые нами содержательные и процессуальные характеристики эмоционального развития в их единстве [20]. Так, радость есть сложное чувство, появление которого не поддается однозначным объяснениям. Эмоциональный подъем, ощущаемый при радости, связан с прошлым эмоциональным опытом, ассоциированным в сознании с определенными людьми, ситуациями и событиями и, возможно, является условнорефлекторным переживанием. В рассуждениях Р.Х. Шакурова четко прослеживается идея детерминированности эмоций как одной из процессуальных характеристик эмоционального развития: радость произ-водна от успехов, неуверенность - от непреодолимых барьеров. Как видно, ученый подразумевает под этим содержательный аспект эмоционального развития, раскрывающий взаимосвязь эмоций с результатами и оценкой деятельности.
Антиподами радости и интереса, их отрицание являются физические и душевные страдания. Репертуар страданий чрезвычайно широк и разнообразен, в психологической науке особо выделяются эмоциональный стресс (дистресс), фрустрация, кризис, внутренний конфликт, наиболее изучена среди них фрустрация [20]. На наш взгляд, данные типы страданий могут быть несублимиро-ванными формами проявления эмоций. Доминирование определенных эмоциональных состояний характеризует содержание эмоционального пространства, оптимизируя либо затрудняя прогрессивное эмоциональное развитие личности.
В Единой концепции сознания и эмоций (ЕСЭ) Ю.И. Александрова с позиции систе-могенеза в системной психофизиологии представлено взаимовлияние, взаимодейст-
вие сознания и эмоций в организации поведения и регуляции деятельности [21].
Сущность концепции Ю.И. Александрова отражена в ее основном положении: сознание и эмоции являются характеристиками разных, одновременно актуализированных уровней системной организации поведения, представляющих собой трансформированные этапы развития и соответствующих различным уровням системной дифференциации. Автором они представлены не как дизъюнктивные психологические процессы, обеспечиваемые различными нейрофизиологическими механизмами, а континуально: как различные характеристики единой системной организации поведения; при этом каждый поведенческий акт осуществляется как одновременная реализация систем от наименее дифференцированных и наиболее старых до наиболее дифференцированных и новых. Континуальность также означает, что в развитии нет критического момента появления сознания или исчезновения эмоций.
Закономерность перехода от старых низ-кодифференцированных систем к новым более дифференцированным - от эмоций к сознанию - прослеживается во многих вариантах развития. Ученый отмечает, что в некоторых случаях возможен и обратный вариант - от сознания к эмоциям, например, в ситуациях высокой эмоциональности, новизны, сложности, стресса, при введении алкоголя подавляется активность элементов, принадлежащих высокодифференцированным системам [22]. В данных положениях отражены, на наш взгляд, этапы целостного созревания и развития личности, включая сферу духовности с указанием места и роли эмоций в данном процессе [23].
Очевидно, что идея развития от простого к сложному отражает усложнение, совершенствование эмоциональных структур и характеризует процессуальный аспект, а взаимодействие эмоций с сознанием - содержательный аспект эмоционального развития личности.
Таким образом, вышеизложенное позволяет констатировать, что эмоциональное развитие наделено совокупностью взаимосвязанных, взаимодействующих, взаимообусловленных процессуальных и содержательных характеристик. К процессуальным характеристикам эмоционального развития
относятся: движущая сила эмоционального развития, детерминированность эмоционального развития, этапность, стадиальность эмоционального развития, последовательность и взаимное дополнение эмоций, усложнение и совершенствование эмоциональных форм и содержания. К содержательным характеристикам эмоционального развития относятся: системность эмоционального развития, типы аффектов, комбинации эмоций, функции эмоций, индивидуальная система эмоциональных значений [24; 25].
Описанные характеристики позволяют более целостно, с конкретизацией представить всю многомерность, многоаспектность данного сложного процесса, ставя проблему дальнейшего изучения эмоционального развития как многомерного явления.
1. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1990.
2. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. СПб., 2006.
3. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. М., 2003.
4. Старчеус М.С. Тайны и мифы эмоционально -психологического воздействия музыки на человека // Мир психологии. Москва; Воронеж, 2002. № 4 (32). С. 116-127.
5. Судаков К.В. Системные механизмы эмоционального стресса. М., 1981.
6. Вундт В. Психология душевных волнений // Психология эмоций. СПб., 2006. С. 63-83.
7. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.
8. Lazarus R.S. Emotionand Adaptation // Human Emotions: A Reader / ed. by J. Jenkins, K. Oatley, N. Stein. Maiden, 1998. P. 38-44.
9. Weiner B. An attributional theory of achievement motivation and emotion // Psychological Review. 1985. Vol. 92. № 4. Р. 548-573.
10. Выготский Л.С. Учение об эмоциях: в 6 т. М., 1984. Т. 6.
11. Анохин П.К. Эмоции // Большая медицинская энциклопедия: в 36 т. М., 1964. Т. 35. С. 339358.
12. Воропаева И.П. Эмоции и педагогический потенциал семиотики // Мир психологии. Москва; Воронеж, 2002. № 4 (32). С. 203-209.
13. Изард К.Е. Психология эмоций. СПб., 2007.
14. Лэнгле А. Эмоции и экзистенция / пер. с нем. Х., 2007.
15. Тайсон Р., Тайсон Ф. Психоаналитические теории развития / пер. с англ. Екатеринбург, 1998.
16. Winnicott D. W. The theory of the parent-infant relationship // The maturcitional process and the facilitating environment. L., 1975.
17. Кляйн М., Айзекс С., Райвери Дж., Хайнман П. О теории вины и тревоги // Развитие в психоанализе. М., 2001. С. 394-423.
18. Колотаев В.А. Проблема связи эмоциональности и языка культуры (по материалам фильма Ханеке «Пианистка») // Мир психологии. Москва; Воронеж, 2002. № 4 (32). С. 171-178.
19. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 1997.
20. Шакуров Р.Х. Психология эмоций: новый подход // Мир психологии. Москва; Воронеж, 2002. № 4 (32). С. 30-44.
21. Александров Ю.И. От эмоций к сознанию // Психология творчества: школа Я.А. Пономарева / под ред. Д.В. Ушакова. М., 2006. С. 304-322.
22. Александров Ю.И. Дифференциация и развитие // Теория развития: Дифференционно-интеграционная парадигма / сост. Н.И. Чу-прикова. М., 2009. С. 17-28.
23. Коваль Н.А. Духовность в системе профессионального становления специалиста: авто-реф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 1997.
24. Шмырева О.И., Коваль Н.А. Процесс и содержание в эмоциональном развитии // Мир психологии. Москва; Воронеж, 2015. № 3 (83). С. 207-216.
25. Shmyreva O. Emotional development as a movement: procedural characteristics // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. Vienna, 2014. № 5 (9-10). P. 176-179.
1. Ozhegov S.I. Slovar' russkogo yazyka. M., 1990.
2. Bol'shoy psikhologicheskiy slovar' / pod red. B.G. Meshcheryakova, V.P. Zinchenko. SPb., 2006.
3. Rean A.A. Psikhologiya cheloveka ot rozhdeniya do smerti. M., 2003.
4. Starcheus M.S. Tayny i mify emotsional'no-psikhologicheskogo vozdeystviya muzyki na cheloveka // Mir psikhologii. Moskva; Voronezh, 2002. № 4 (32). S. 116-127.
5. Sudakov K.V. Sistemnye mekhanizmy emotsional'nogo stressa. M., 1981.
6. Vundt V. Psikhologiya dushevnykh volneniy // Psikhologiya emotsiy. SPb., 2006. S. 63-83.
7. Leont'ev A.N. Problemy razvitiya psikhiki. M., 1972.
8. Lazarus R.S. Emotionand Adaptation // Human Emotions: A Reader / ed. by J. Jenkins, K. Oatley, N. Stein. Malden, 1998. P. 38-44.
9. Weiner B. An attributional theory of achievement motivation and emotion // Psychological Review. 1985. Vol. 92. № 4. R. 548-573.
10. Vygotskiy L.S. Uchenie ob emotsiyakh: v 6 t. M., 1984. T. 6.
11. Anokhin P.K. Emotsii // Bol'shaya meditsinskaya entsiklopediya: v 36 t. M., 1964. T. 35. S. 339358.
12. Voropaeva I.P. Emotsii i pedagogicheskiy potentsial semiotiki // Mir psikhologii. Moskva; Voronezh, 2002. № 4 (32). S. 203-209.
13. IzardK.E. Psikhologiya emotsiy. SPb., 2007.
14. Lengle A. Emotsii i ekzistentsiya / per. s nem. Kh., 2007.
15. Tayson R., Tayson F. Psikhoanaliticheskie teorii razvitiya / per. s angl. Ekaterinburg, 1998.
16. Winnicott D. W. The theory of the parent-infant relationship // The maturcitional process and the facilitating environment. L., 1975.
17. Klyayn M., Ayzeks S., Rayveri Dzh., Khaynman P. O teorii viny i trevogi // Razvitie v psikhoanalize. M., 2001. S. 394-423.
18. Kolotaev V.A. Problema svyazi emotsional'nosti i yazyka kul'tury (po materialam fil'ma Khaneke "Pianistka") // Mir psikhologii. Moskva; Voronezh, 2002. № 4 (32). S. 171-178.
19. Mukhina V.S. Vozrastnaya psikhologiya: fenomenologiya razvitiya, detstvo, otrochestvo. M., 1997.
20. Shakurov R.Kh. Psikhologiya emotsiy: novyy podkhod // Mir psikhologii. Moskva; Voronezh, 2002. № 4 (32). S. 30-44.
21. Aleksandrov Yu.I. Ot emotsiy k soznaniyu // Psikhologiya tvorchestva: shkola Ya.A. Ponomareva / pod red. D.V. Ushakova. M., 2006.
S. 304-322.
22. Aleksandrov Yu.I. Differentsiatsiya i razvitie // Teoriya razvitiya: Differentsionno-integratsion-naya paradigma / sost. N.I. Chuprikova. M., 2009. S. 17-28.
23. Koval' N.A. Dukhovnost' v sisteme professional'nogo stanovleniya spetsialista: avtoref. dis. ... d-ra psikhol. nauk. M., 1997.
24. Shmyreva O.I., Koval' N.A. Protsess i so-derzhanie v emotsional'nom razvitii // Mir psikhologii. Moskva; Voronezh, 2015. № 3 (83). S. 207-216.
25. Shmyreva O. Emotional development as a movement: procedural characteristics // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. Vienna, 2014. № 5 (9-10). P. 176-179.
Поступила в редакцию 23.11.2015 г.
UDC 159.942
EMOTIONAL DEVELOPMENT: PROCESS AND CONTENT
Olga Ivanovna SHMYREVA, Voronezh State University of Engineering Technologies, Voronezh, Russian Federation, Candidate of Pscyhology, Associate Professor of Philosophy Department, e-mail: oishmyreva@rambler.ru
Nina Aleksandrovna KOVAL, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Psychology, Professor, Head of Psychology of Development Department, e-mail: kafspsy@mail.ru
Emotional development is endowed with a set of interrelated, interacting, interrelated procedural and substantive characteristics. Dynamic and informative characteristic of emotional development are presented. Dynamism of emotional phenomena are manifested in non-procedural complications, improving emotional forms. In the process the content of emotions is also reflected, the transition from one stage to another of emotional phenomena are changing the characteristics of content. The idea of development from simple to complex reflects the complexity, improving emotional structures and describes the procedural aspect, and the interaction of emotions with consciousness - a substantive dimension of emotional development of the individual. For procedural characteristics of emotional development include: the driving force of emotional development, emotional development determinism, stages, by stages of emotional development, coherence and complementarity of emotions, emotional complexity and perfection of form and content. The meaningful characteristics of emotional development include: systematic emotional development, types of affects, combination of emotions, emotions' function, independent system of emotional values.
Key words: emotional development; process; content.