Научная статья на тему 'Эмоциональное состояние молодежи при восприятии архитектуры станций Московского метрополитена'

Эмоциональное состояние молодежи при восприятии архитектуры станций Московского метрополитена Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
471
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
влияние среды / архитектура / восприятие архитектуры / метрополитен / эмоциональное состояние / личностные особенности / молодежь. / the influence of the environment / architecture / perception of architecture / metro / emotional state / personality characteristics / youth.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — И В. Кузнецова, Е А. Троицкая

В статье рассматриваются особенности эмоционального состояния молодежи при восприятии станций Московского метрополитена. Архитектурная среда оказывает влияние на эмоциональное состояние, а также на когнитивные процессы и особенности поведения. Авторами рассматриваются факторы, которые определяют влияние архитектуры на эмоциональное состояние человека (цвет, форма, масштаб и др.). Указывается, что влияние среды часто остается неосознаваемым. Предпочтения в среде обусловлены биологическими, социальными и личностными факторами. На основе анализа научных источников авторами сформулированы следующие гипотезы: 1) эмоциональное состояние при восприятии станций метро связано с архитектурными особенностями станций; 2) эмоциональное состояние при восприятии современных станций метро связано с личностными особенностями человека. Для проверки гипотез было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 36 человек в возрасте от 16 до 27 лет. Испытуемым предлагалось оценить свое эмоциональное состояние при восприятии изображений станций Московского метрополитена. Результаты исследования позволяют сделать вывод, что эмоциональное состояние при восприятии станций Московского метрополитена связано с архитектурными особенностями станций. Были выявлены значимые различия в эмоциональном состоянии молодых людей при восприятии трехсводчатых, трехпролетных и односводчатых станций метро. Эмоциональное состояние молодых людей при восприятии современных станций метро связано с их личностными особенностями (экстраверсией и склонностью контролировать свое поведение).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONAL STATE OF YOUTH WHEN PERCEIVING THE ARCHITECTURE OF MOSCOW METRO STATIONS

The article discusses the features of emotional state of young people when perceiving Moscow metro stations. The architectural environment influences the emotional state, as well as cognitive processes and behavioral patterns. The authors consider the factors that determine the effect of architecture on the emotional state of a person (color, form, scale, etc.). It is indicated that the influence of the environment often remains unconscious. Preferences in the environment are due to biological, social and personal factors. On the basis of the analysis of scientific sources,the authors formulate the following hypotheses: 1) emotional state during the perception of metro stations is related to their architectural features; 2) emotional state during the perception of modern metro stations is related to personality characteristics. An empirical research was conducted by the authors to test the hypotheses; 36 people aged 16 to 27 participated in it. The subjects of the research were asked to rate their emotional state during the perception of images of Moscow metro stations. The research results allow to conclude that the emotional state during the perception of the Moscow metro stations is related to architectural features of the stations. Significant differences in the emotional state of young people were revealed in the perception of triple-vault, triple-span and singlevault metro stations. The emotional state of young people during the perception of modern metro stations is related to their personality characteristics (extraversion and tendency to control one’s behavior).

Текст научной работы на тему «Эмоциональное состояние молодежи при восприятии архитектуры станций Московского метрополитена»

УДК 159.9

И. В. Кузнецова, Е. А. Троицкая

Кузнецова И. В., магистрант кафедры психологии и педагогической антропологии Института гуманитарных и прикладных наук МГЛУ; е-таЛ: [email protected]

Троицкая Е. А., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогической антропологии Института гуманитарных и прикладных наук МГЛУ; е-таЛ: [email protected]

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ МОЛОДЕЖИ ПРИ ВОСПРИЯТИИ АРХИТЕКТУРЫ СТАНЦИЙ МОСКОВСКОГО МЕТРОПОЛИТЕНА

В статье рассматриваются особенности эмоционального состояния молодежи при восприятии станций Московского метрополитена. Архитектурная среда оказывает влияние на эмоциональное состояние, а также на когнитивные процессы и особенности поведения. Авторами рассматриваются факторы, которые определяют влияние архитектуры на эмоциональное состояние человека (цвет, форма, масштаб и др.). Указывается, что влияние среды часто остается неосознаваемым. Предпочтения в среде обусловлены биологическими, социальными и личностными факторами.

На основе анализа научных источников авторами сформулированы следующие гипотезы: 1) эмоциональное состояние при восприятии станций метро связано с архитектурными особенностями станций; 2) эмоциональное состояние при восприятии современных станций метро связано с личностными особенностями человека. Для проверки гипотез было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 36 человек в возрасте от 16 до 27 лет. Испытуемым предлагалось оценить свое эмоциональное состояние при восприятии изображений станций Московского метрополитена. Результаты исследования позволяют сделать вывод, что эмоциональное состояние при восприятии станций Московского метрополитена связано с архитектурными особенностями станций. Были выявлены значимые различия в эмоциональном состоянии молодых людей при восприятии трехсводчатых, трехпролетных и односводчатых станций метро. Эмоциональное состояние молодых людей при восприятии современных станций метро связано с их личностными особенностями (экстраверсией и склонностью контролировать свое поведение).

Ключевые слова: влияние среды; архитектура; восприятие архитектуры; метрополитен; эмоциональное состояние; личностные особенности; молодежь.

I. V. Kuznetsova

Master student, Department of PsychoLogy and Pedagogical. AnthropoLogy, Institute of Humanities and AppLied Sciences, MSLU; e-maiL: [email protected]

E. A. Troitskaya

Ph.D. (Psychology), Associate Professor at the Department of Psychology and

Pedagogical. Anthropology, Institute of Humanities and AppLied Sciences, MSLU; e-maiL: [email protected]

EMOTIONAL STATE OF YOUTH WHEN PERCEIVING THE ARCHITECTURE OF MOSCOW METRO STATIONS

The articLe discusses the features of emotionaL state of young peopLe when perceiving Moscow metro stations. The architecturaL environment infLuences the emotionaL state, as weLL as cognitive processes and behavioraL patterns. The authors consider the factors that determine the effect of architecture on the emotionaL state of a person (coLor, form, scaLe, etc.). It is indicated that the infLuence of the environment often remains unconscious. Preferences in the environment are due to bioLogicaL, sociaL and personaL factors.

On the basis of the anaLysis of scientific sources,the authors formuLate the foLLowing hypotheses: 1) emotionaL state during the perception of metro stations is reLated to their architecturaL features; 2) emotionaL state during the perception of modern metro stations is reLated to personaLity characteristics. An empiricaL research was conducted by the authors to test the hypotheses; 36 peopLe aged 16 to 27 participated in it. The subjects of the research were asked to rate their emotionaL state during the perception of images of Moscow metro stations. The research resuLts aLLow to concLude that the emotionaL state during the perception of the Moscow metro stations is reLated to architecturaL features of the stations. Significant differences in the emotionaL state of young peopLe were reveaLed in the perception of tripLe-vauLt, tripLe-span and singLe-vauLt metro stations. The emotionaL state of young peopLe during the perception of modern metro stations is reLated to their personaLity characteristics (extraversion and tendency to controL one's behavior).

Key words: the infLuence of the environment; architecture; perception of architecture; metro; emotionaL state; personaLity characteristics; youth.

Окружающая человека среда оказывает не него воздействие, которое невозможно отрицать. Определенное место влияет на настроение, вызывает ассоциации, воспоминания, причем это влияние часто неосознаваемо. Именно архитектурная среда - это та часть среды, которая окружает современного человека значительную часть времени. Предмет особого рассмотрения - архитектура метро. Можно отметить, что архитектура метрополитена имеет свою специфику, отличаясь от любого другого жизненного пространства. Метро является способом передвижения большого числа жителей больших городов. Метрополитен такого мегаполиса, как Москва существует уже многие десятилетия и продолжает расширяться. Многие москвичи и гости

столицы проводят в метро по несколько часов каждую неделю. В связи с этим нам представляется актуальным исследование эмоционального состояния молодежи при восприятии архитектуры метро. Целью нашего исследования стало выявление особенностей эмоционального состояния молодых людей при восприятии архитектуры станций Московского метрополитена.

Восприятие архитектуры связано с различными факторами, определенным мировоззрением, культурой и особенностями психики. Согласно теории Х. Вернера и С. Вапнера, особенности восприятия являются результатом культурно-исторического развития [Werner, Wapner 1952]. Х. Э. Штейнбах и В. И. Еленский подчеркивают, что восприятие связано с мышлением, которое изменялось в ходе исторического развития человека [Штейнбах, Еленский 2004].

Необходимо подчеркнуть, что большинство ученых не сводят восприятие архитектуры исключительно к визуальной модальности, хотя она является главенствующей в построении образа [Виноградова 2009; Лобанов 2008; Шемелина, Ванина 2009]. Восприятие среды включает помимо зрительного восприятия, аудиальное, кинестетическое и др., т. е. является комплексным. Также восприятие не является статичным, а происходит во времени, а следовательно, подразумевает динамику воспринимаемого образа. Отмечается, что влияние среды на человека часто является неосознаваемым [Штейнбах, Еленский 2004]. Осознаваемым влияние среды становится, когда среда воспринимается как новая, далее воздействие идет на бессознательном уровне. Эффекты влияния начинают проявляться после длительного пребывания в среде.

Под воздействием среды у человека могут возникать разные эмоциональные реакции в зависимости от субъективных и объективных факторов среды. С. Э. Габидулина отмечает, что «в зависимости от возраста, подвижности и физических данных» человека, воспринимающего среду, одно и то же окружение может быть воспринято по-разному; также на восприятие влияет прошлый опыт [Габидулина 2012]. В исследовании Т. В. Барлас и А. С. Козловой были выявлены различия в восприятии Москвы и отношении к ней на разных этапах адаптации иногородних студентов к условиям мегаполиса [Барлас, Козлова 2013]. В. В. Шилин указывает, что одна и та же архитектурная форма может восприниматься людьми по-разному, поскольку затрагиваются различные уровни эмоциональной сферы [Шилин 2011].

Эмоциональные реакции отражают отношение человека к среде и обусловлены несколькими причинами: типом поведения, физиологическим состоянием, эстетическим образом среды. А. В. Лобанов считает, что здание всегда является источником эмоций и ощущений для человека [Лобанов 2008]. Важно отметить, что образ формируется не только при восприятии зданий и других сооружений, ландшафт также играет большую роль [Мальцев 2011].

В психологии среды одной из самых значимых теорий является теория поведенческих обстановок (сеттингов) Р. Баркера [Barker 1968]. Согласно этой теории, поведение обусловлено окружением, в котором люди принимают определенные «роли», т. е. окружающая среда как социальная обстановка определяет поведение. В. В. Шилин указывает, что среда вызывает специфическое поведение человека, что, в свою очередь, вызывает определенные переживания. Архитектура вызывает изменения и в поведенческой сфере (формирование привычек, пространственных реакций) и в когнитивной (формирование образов и понятий) [Шилин 2011].

Большое влияние на человека также оказывает цвет в городской среде. В психологии цвета выделяют три уровня влияния: психофизиологический (влияние на протекание реакций торможения и возбуждения), психологический (знаковые свойства цвета), социокультурный (символический уровень воздействия). Причем первый из указанных выше уровней влияния почти не связан с культурой, а последний связан наиболее сильно. Воздействие цвета распространяется на эмоциональное состояние, активность и функциональное состояние человека [Габидулина 2012].

С. Э. Габидулина говорит об особой семантике городов, которая обусловлена культурной средой и понятна членам данного конкретного сообщества [там же]. В. В. Шилин определяет семантику архитектуры как знаковые психические образования, воплощенные в конкретных формах, благодаря которым происходит опознавание, идентификация, различение, ориентация жизненно важных смыслов человеческой деятельности [Шилин 2011].

В связи с этим для оценки архитектурной среды часто используются психосемантические методы. А. Ю. Вырва и Д. А. Леонтьев изучали возможности применения субъективно-семантических методов при исследовании восприятия архитектуры [Вырва, Леонтьев 2015]. По их данным, наиболее значимыми факторами при восприятии

и понимании архитектурной среды являются пассивность - активность, цельность - расщепленность, открытость - закрытость, выразительность. Больше семантических признаков приписывается историческим зданиям, архитектурным памятникам, по сравнению с похожими зданиями массовой жилой застройки. К фактору пассивность относятся такие признаки, как слабый, непривлекательный, расслабленный и др., т. е. этот фактор отражает чувство угнетенности, пассивности и подавленности при восприятии архитектурных объектов. В большинстве случаев такая эмоциональная реакция возникает при восприятии типовых архитектурных объектов. По мнению исследователей, архитектурные сооружения богатые деталями или обладающие индивидуальным стилем оцениваются как активные. Второй фактор цельность - расщепленность включает в себя следующие семантические дескрипторы: безответственный, несправедливый, суетливый и др. На основе этого фактора можно судить о значимости целостности и гармоничности архитектуры. Если архитектурная среда не целостная, то общая картина восприятия разрознена. Данный фактор связан с историчностью среды (возможностью отнести архитектурный объект к определенной исторической эпохе). Третий фактор открытость - закрытость включает такие семантические признаки, как разговорчивый, отзывчивый, открытый и др. Можно сделать вывод, что этот фактор означает возможность «диалога» со средой, т. е. ценностно-смыслового восприятия архитектуры. К оценке по этому фактору относят, как правило, жилую массовую застройку. Характеристики четвертого фактора во многом совпадает с характеристиками третьего.

Еще одним значимым для рассматриваемой темы вопросом является проблема предпочтений. Проектирование среды с учетом эстетических и других предпочтений может способствовать улучшению жизни в ней.

Е. И. Виноградова считает, что формирование вкуса зависит, в том числе, и от влияния референтной группы, следовательно, она делает предположение, что вкусы людей одного пола, близких по возрасту и социальному положению будут более схожими [Виноградова 2009]. Психофизиологические факторы также влияют на вкусовые предпочтения. Предпочтение людьми ситуаций, где они получают новую информацию, является биологически обусловленным. Предпочитаемой является «легко читаемая» среда (степень сложности среды

определяется количеством элементов, воспринимаемых независимо друг от друга). Также среда, создающая впечатление глубины, вызывает большее предпочтение [Шилин 2011]. В зависимости от своих особенностей принятия информации и сформировавшихся привычек люди, выбирают или избегают определенных характеристик среды обитания (светлое или темное пространство; большое открытое или замкнутое; природное или технологичное и т. п.) [Шилин 2011].

По данным исследований Я. Гейла, мимо невыразительных «безликих» фасадов люди проходят быстрее [Gehl 2006]. Здания однотипные и невыразительные вызывают ощущение скуки. Это может объясняться потребностью людей в получении новой информации. Здесь роль играют не только эстетические предпочтения и желание разнообразия, но и биологически обусловленные механизмы, выявленные также и у животных. Согласно последним исследованиям, скука может являться одной из причин усиления стрессового состояния [Эллард 2017]. Следовательно, «таинственность», предполагающая, что далее может открыться новая информация, повышает привлекательность среды.

Д. В. Талыпов убежден, что организация комфортной и интересной среды оказывается более эффективной, если при проектировании архитектурных объектов учтены не только функциональная, но и эстетическая составляющие архитектуры [Талыпов 2009]. С. Э. Габидули-на отмечает, что хороший образ города обеспечивает эмоциональное благополучие человека [Габидулина 2012].

К. Эллард также отмечает важность природы в городской среде [Эллард 2017]. Согласно исследованиям Ф. Куо и У. Салливана, более счастливыми и защищенными чувствуют себя люди, живущие в более зеленой среде [Kuo, Sullivan 2001]. Также утверждается, что в более зеленых кварталах уровень агрессии людей ниже. Виды природы вызывают позитивные эмоции и способствуют снижению стресса. Р. Ульрихом также было показано, что если из окна видна зелень, то это способствует выздоровлению [Ulrich 1984]. Ученые предполагают, что на эмоциональное состояние пациентов, и, таким образом, на их выздоровление влияет вид из окна больницы.

Согласно последним исследованиям, острым линиям люди предпочитают плавные, потому что мозг в большей степени адаптирован к распознаванию объектов криволинейной формы, анализ которых происходит за миллисекунды, кроме того, острая форма ассоциируется

с опасностью [Эллард 2017]. О. Вартанян с коллегами показал, что на активность мозга может оказывать воздействие вид изогнутых и ломаных линий в архитектурной среде [Vartanian et al. 2013]. Трехлетние дети также предпочитают углам волнистые линии, что подтверждает, что это предпочтение не зависит от вкуса и опыта [Hess, Gryc, Hareli 2013].

Таким образом, можно заключить, что восприятие среды является полимодальным, хотя визуальная модальность и является главенствующей при восприятии. Влияние среды часто остается неосознаваемым процессом. Воздействие архитектуры проявляется в воздействии на эмоциональное состояние, поведение. В зависимости от цвета, формы и масштаба архитектурная среда по-разному влияет на эмоциональное состояние человека. Согласно теории поведенческих сеттин-гов, среда предполагает определенное поведение в ней. Предпочтения в среде обусловлены биологическими, социальными и личностными факторами.

На основе анализа научных источников нами были сформулированы следующие гипотезы: 1) эмоциональное состояние при восприятии станций метро связано с архитектурными особенностями станций; 2) эмоциональное состояние при восприятии современных станций метро связано с личностными особенностями человека.

Для проверки выдвинутых гипотез было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 36 человек в возрасте от 16 до 27 лет (M = 20,72; SD = 1,88) - 12 юношей и 24 девушки.

Исследование особенностей эмоционального состояния испытуемых проводилось посредством Шкалы для оценки эмоционального состояния в городской среде Т. П. Елохиной [Елохина 1985]. Данная методика представляет собой семантический дифференциал, включающий 14 шкал. Испытуемым предлагались девять изображений станций Московского метрополитена: «Комсомольская» (кольцевая), «Фрунзенская», «Арбатская» (Арбатско-Покровская линия), «Теплый стан», «Аэропорт», «Новоясеневская», «Деловой центр», «Тропарево», «Борисово». Нами были выбраны данные станции на основе их архитектурных особенностей. По конструктивным особенностям станции «Комсомольская» (кольцевая), «Фрунзенска»я, «Арбатская» (Арбатско-Покровская линия) являются трехсводчаты-ми; «Теплый стан», «Новоясеневская», «Деловой центр» - трехпро-летные; «Аэропорт», «Тропарево», «Борисово» - односводчатые.

Для проверки второй гипотезы была отобрана группа современных станций, которые были открыты в 2011-2014 гг. («Деловой центр», Борисово», «Тропарев»о). Все изображения станций Московского метрополитена в одинаковом качестве были взяты с сайта «Прогулки по метро» (www.metrowalks.com). Согласно инструкции, испытуемым было необходимо оценить свое эмоциональное состояние при просмотре каждого из изображений. Для исследования личностных особенностей испытуемых применялся «Пятифакторный опросник личности» (версия 5PFQ (сост. Хийджиро Теуйн) в адаптации А. Б. Хромова), который позволяет диагностировать следующие факторы: экстраверсия, привязанность, контролирование, эмоциональность, практичность [Хромов 2000]. Для предъявления всех методик использовался сервис Google Формы.

Для учета возможных искажений результатов, связанных с опытом пребывания на данных станциях метро, испытуемых просили указать, на каких станциях они чаще всего бывают. Единственной станцией из предложенных для оценивания, на которой часто бывает часть испытуемых, оказалась станция «Комсомольская». Прежде чем приступить к основному анализу данных, мы сравнили результаты оценивания станции «Комсомольска»я двумя группами испытуемых (часто бывающих и не бывающих на ней) по критерию Манна-Уитни, что не выявило статистически значимых различий на уровне значимости p = 0,05.

Статистическая обработка данных проводилась в программах IBM SPSS Statistics 23 и RStudio 1.1.383. Поскольку по тесту Шапиро-Уилка было выявлено несоответствие данных закону нормального распределения, применялись непараметрические критерии: критерий Манна-Уитни, критерий хи-квадрат Фридмана, критерий T-Вилкоксона, коэффициент корреляции Спирмена. Для решения проблемы множественных проверок статистических гипотез применялась поправка по методу Беньямини-Йекутили.

По критерию Манна-Уитни не было выявлено статистически значимых различий между мужчинами и женщинами по всем полученным показателям на уровне значимости p = 0,05. Таким образом, половые различия не обнаружены ни для личностных особенностей, ни для особенностей эмоционального состояния испытуемых при оценивании станций метро.

При сравнении трех групп станций (трехсводчатые, трехпро-летные, односводчатые) по критерию хи-квадрат Фридмана были

выявлены значимые различия по шкалам: мечтательность (р = 0,001), воодушевление (р = 0,001), уныние (р = 0,001), восхищение (р = 0,001), восторг (р = 0,001), заинтересованность (р = 0,001), досада (р = 0,001), оптимизм (р = 0,001), гордость (р = 0,001), активность (р = 0,002), защищенность (р = 0,009), таинственность (р = 0,018). Таким образом, статистически значимые различия были обнаружены по всем шкалам семантического дифференциала, кроме шкал «недоумение» и «решительность».

При попарном сравнении трех групп станций по критерию Т-Вилкоксона были выявлены следующие статистически значимые различия на уровне значимости р = 0,05. По сравнению с односводча-тыми и трехсводчатыми станциями трехпролетные оцениваются как более связанные с рациональностью и пессимизмом. По сравнению с односводчатыми и трехпролетными станциями трехсводчатые оцениваются как более связанные с восторгом, удовлетворенностью и гордостью. По сравнению с трехпролетными станциями трехсводча-тые оцениваются как более связанные с воодушевлением, восхищением, оживлением, заинтересованностью, таинственностью, активностью и решительностью. По сравнению с односводчатыми станциями трехсводчатые оцениваются как более связанные с защищенностью.

Для проверки второй гипотезы вычислялись значения коэффициента корреляции Спирмена между показателями по Пятифактор-ному опроснику личности и оценками по шкалам семантического дифференциала. Показатель экстраверсии по Пятифакторному опроснику личности имеет положительную корреляцию с показателями оптимизма (гз = 0,684, р = 0,002), активности (гз = 0,662, р = 0,002), решительности (гз = 0,591, р = 0,013), воодушевления (гз = 0,591, р = 0,013), гордости (гз = 0,583, р = 0,013), защищенности (гз = 0,545, р = 0,026), восторга (гз = 0,531, р = 0,032), а также отрицательную корреляцию с показателем досады (гз = -0,544, р = 0,026). Показатель контролирования по Пятифакторному опроснику личности положительно коррелирует с показателем воодушевления (гз = 0,546, р = 0,026). Статистически значимых корреляций показателей привязанности, эмоциональности и практичности по Пятифакторно-му опроснику личности с показателями эмоционального состояния выявлено не было.

Качественный анализ оценок эмоционального состояния, связанного с каждой из станций метро в отдельности, показал, что по сравнению со всеми остальными станциями станция «Комсомольская»

(кольцевая) связана с наиболее положительными характеристиками эмоционального состояния: оживление, восторг, удовлетворенность, гордость, восхищение, заинтересованность, защищенность, оптимизм, активность, воодушевление, решительность. Этот вывод был подтвержден результатами статистического анализа: по критерию T-Вилкоксона были выявлены статистически значимые (на уровне значимости p = 0,05) различия между средними оценками всех станций метро и оценками станции «Комсомольская» (кольцевая) по всем шкалам семантического дифференциала, кроме шкал «таинственность» и «недоумение». Можно заключить, что станция «Комсомольская» (кольцевая) оценивается как более связанная с оживлением, восторгом, удовлетворенностью, гордостью, решительностью, мечтательностью, заинтересованностью, защищенностью, оптимизмом, активностью, воодушевлением, восхищением.

Станция «Теплый стан» по результатам качественного анализа, наоборот, оказалась связана с наиболее негативными характеристиками эмоционального состояния: уныние, негодование, досада, безразличие, пассивность, апатия. Этот вывод также был подтвержден результатами статистического анализа: по критерию T-Вилкоксона были выявлены статистически значимые (на уровне значимости p = 0,05) различия между средними оценками всех станций метро и оценками станции «Теплый стан» по всем шкалам семантического дифференциала, кроме шкал «недоумение» и «защищенность». Станция «Теплый стан» оценивается как более связанная с унынием, нерешительностью, досадой, стыдом, отвращением, ясностью, рациональностью, безразличием, пессимизмом, пассивностью, апатией, негодованием.

Подводя итого проведенного исследования, можно сделать вывод, что эмоциональное состояние при восприятии станций Московского метрополитена связано с архитектурными особенностями станций. Восприятие трехсводчатых станций ассоциируется с наиболее положительным эмоциональным состоянием (удовлетворенность, гордость, восторг), что можно объяснить большей декоративностью архитектурных стилей данных станций (сталинский ампир, барокко) и преобладанием волнистых линий. Станция «Комсомольская» (кольцевая) связана с самыми положительными характеристиками эмоционального состояния. Вероятно, это объясняется также и тем, что в оформлении станции преобладает желтый цвет, который, как показано в зарубежных исследованиях, стимулирует положительные эмоции, оживление и активность [Kaya, Epps 2004].

Восприятие трехпролётных станций связано в большей степени с рациональностью и пессимизмом, что может определяться меньшей декоративностью архитектурных стилей и преобладанием прямых линий. Станция «Теплый стан» связана с наиболее негативными характеристиками эмоционального состояния. Здесь стоит обратить внимание на то, что привлекательность архитектуры зависит не только от эстетического компонента, но и от функционального. Возможно, именно это сыграло роль в данном случае, поскольку изо всех представленных испытуемым изображений станций только на изображении станции «Теплый стан» были видны вагоны поезда метро типа 81-717/714. В связи с этим перспективным представляется проведение дальнейших исследований, которые позволили бы выявить специфику восприятия станций метро, связанную с эстетическими особенностями (архитектурные, декоративные, цветовые) и с функциональными особенностями (удобством пользования для пассажиров).

По сравнению с трехпролётными станциями трехсводчатые оцениваются как более связанные с воодушевлением, восхищением, оживлением, заинтересованностью, таинственностью, активностью и решительностью. Оценка трехсводчатых станций как в большей степени связанных с защищенностью по сравнению с односводчаты-ми станциями, вероятно, объясняется тем, что открытое пространство односводчатых станций (конструктивно платформа никак не отделена от путей) может вызывать чувство тревоги.

Эмоциональное состояние молодых людей при восприятии современных станций метро связано с их личностными особенностями. Современные станции метро связаны с воодушевлением у молодых людей, склонных в большей мере контролировать свое поведение (добросовестных, ответственных, аккуратных). У юношей и девушек с более выраженной экстраверсией при восприятии современных станций метро отмечено более позитивное эмоциональное состояние (оптимизм, активность, решительность, воодушевление, гордость, защищенность, восторг).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Барлас Т. В., Козлова А. С. Психологические особенности адаптации иногородних студентов к условиям мегаполиса // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2013. № 667. С. 34-42.

Виноградова Е. И. К проблеме изучения восприятия внутреннего жилого архитектурного пространства // Архитектон: известия вузов. 2009. № 26. URL: book.uraic.ru/project/conf/txt/005/archvuz26_pril/27/ template_article-ar=K01-20-k7.htm

Вырва А. Ю., Леонтьев Д. А. Возможности субъективно-семантических методов в исследовании восприятия архитектуры // Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11. № 4. С. 96-111.

Габидулина С. Э. Психология городской среды. М. : Смысл, 2012. 152 с.

Елохина Т. П. Формирование вторичного образа сложного пространственного статистического объекта: на примере городского района: дис. ... канд. психол. наук. Ленинград, 1985. 230 с.

Лобанов А. В. Восприятие архитектурного пространства и архитектурной среды в современной архитектуре // Архитектон: известия вузов. 2008. № 23. C.1.

Мальцев А. В. Зрительное восприятие как фактор информации о стойкости развития городской структуры (на примере спуска Веснина в Харькове) // Коммунальное хозяйство городов: научно-техн. сб. 2011. № 97. С. 399-402.

Талыпов Д. В. Развитие «Игровой концепции» пространства в теории архитектуры // Архитектон: известия вузов. 2009. № 28. С. 9.

Хромов А. Б. Пятифакторный опросник личности: учеб.-метод. пособие. Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2000. 23 с.

Шемелина О. С., Ванина О. Е. Аспекты психологического восприятия современной городской среды // Ценности и смыслы. 2009. №. 1. С. 72-89.

Шилин В. В. Архитектура и психология. Краткий конспект лекций. Н. Новгород : Нижегород. гос. архит.-строит. ун-т. 2011. 66 с.

Штейнбах Х. Э, Еленский В. И. Психология жизненного пространства. СПб. : Речь, 2004. 239 с.

Эллард К. Среда обитания: как архитектура влияет на наше поведение и самочувствие. М. : Альпина Паблишер, 2017. 288 с.

Barker R. G. Ecological psychology. Stanford, CA: Stanford University Press, 1968. 242 p.

Gehl J., Kaefer L. J., ReigstadS. Close encounters with buildings // Urban design international. 2006. Vol. 11. № 1. P. 29-47.

Hess U., Gryc O., Hareli S. How shapes influence social judgments // Social Cognition. 2013. Vol. 31. № 1. P. 72-80.

Kaya N., Epps H. H. Relationship between color and emotion: A study of college students // College Student Journal. 2004. № 38. P. 396-405.

Kuo F. E., Sullivan W. C. Environment and crime in the inner city: Does vegetation reduce crime? // Environment and behavior. 2001. Vol. 33. № 3. P. 343-367.

Ulrich R. S. View through a window may influence recovery from surgery // Science. 1984. Vol. 224. № 4647. P. 420-421.

H. B. Кузнецова, E. A. Tpou^an

Vartanian O. et al. Impact of contour on aesthetic judgments and approach-avoidance decisions in architecture // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2013. Vol. 110(2). P. 10446-10453.

Werner H., Wapner S. Toward a general theory of perception // Psychological Review. 1952. Vol. 59. № 4. P. 324-338.

REFERENCES

Barlas T. V., Kozlova A. S. Psihologicheskie osobennosti adaptacii inogorodnih studentov k uslovijam megapolisa // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Obrazovanie i pedagogicheskie nauki. 2013. № 667. S. 34-42.

Vinogradova E.I. K probleme izuchenija vosprijatija vnutrennego zhilogo arhitekturnogo prostranstva // Arhitekton: izvestija vuzov. 2009. № 26. URL: book.uraic.ru/project/conf/txt/005/archvuz26_pril/27/ template_article-ar=K01-20-k7.htm

Vyrva A. Ju., Leont'ev D. A. Vozmozhnosti sub'ektivno-semanticheskih metodov v issledovanii vosprijatija arhitektury // Kul'turno-istoricheskaja psihologija. 2015. T. 11. № 4. S. 96-111.

Gabidulina S. Je. Psihologija gorodskoj sredy. M. : Smysl, 2012. 152 s.

Elohina T. P. Formirovanie vtorichnogo obraza slozhnogo prostranstvennogo statisticheskogo ob'ekta: na primere gorodskogo rajona: dis. ... kand. psihol. nauk. Leningrad, 1985. 230 s.

Lobanov A. V. Vosprijatie arhitekturnogo prostranstva i arhitekturnoj sredy v sovremennoj arhitekture // Arhitekton: izvestija vuzov. 2008. № 23. C.1.

Mal'cev A. V. Zritel'noe vosprijatie kak faktor informacii o stojkosti razvitija gorodskoj struktury (na primere spuska Vesnina v Har'kove) // Kommunal'noe hozjajstvo gorodov: nauchno-tehn. sb. 2011. № 97. S. 399-402.

Talypov D. V. Razvitie «Igrovoj koncepcii» prostranstva v teorii arhitektury // Arhitekton: izvestija vuzov. 2009. № 28. S. 9.

Hromov A.B. Pjatifaktornyj oprosnik lichnosti: ucheb.-metod. posobie. Kurgan : Izd-vo Kurganskogo gos. un-ta, 2000. 23 s.

Shemelina O. S., Vanina O. E. Aspekty psihologicheskogo vosprijatija sovremennoj gorodskoj sredy // Cennosti i smysly. 2009. №. 1. S. 72-89.

Shilin V. V. Arhitektura i psihologija. Kratkij konspekt lekcij. N. Novgorod : Nizhegorod. gos. arhit.-stroit. un-t. 2011. 66 s.

Shtejnbah H. Je, Elenskij V. I. Psihologija zhiznennogo prostranstva. SPb. : Rech', 2004. 239 s.

Jellard K. Sreda obitanija: kak arhitektura vlijaet na nashe povedenie i samochuvstvie. M. : Al'pina Pablisher, 2017. 288 s.

Barker R. G. Ecological psychology. Stanford, CA: Stanford University Press, 1968. 242 p.

Gehl J., Kaefer L. J., ReigstadS. Close encounters with buildings // Urban design international. 2006. Vol. 11. № 1. P. 29-47.

Hess U., Gryc O., Hareli S. How shapes influence social judgments // Social Cognition. 2013. Vol. 31. № 1. P. 72-80.

Kaya N., Epps H. H. Relationship between color and emotion: A study of college students // College Student Journal. 2004. № 38. P. 396-405.

Kuo F. E., Sullivan W. C. Environment and crime in the inner city: Does vegetation reduce crime? // Environment and behavior. 2001. Vol. 33. № 3. P. 343-367.

Ulrich R. S. View through a window may influence recovery from surgery // Science. 1984. Vol. 224. № 4647. P. 420-421.

Vartanian O. et al. Impact of contour on aesthetic judgments and approach-avoidance decisions in architecture // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2013. Vol. 110(2). P. 10446-10453.

Werner H., Wapner S. Toward a general theory of perception // Psychological Review. 1952. Vol. 59. № 4. P. 324-338.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.