Научная статья на тему 'Эмоциональное восприятие архитектурной среды'

Эмоциональное восприятие архитектурной среды Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4543
407
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИИ / ВОСПРИЯТИЕ / РЕЗОНАНСНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ЭСТЕТИКА / АРХИТЕКТУРНАЯ СРЕДА / EMOTIONS / PERCEPTION / RESONANT PERCEPTION / AESTHETICS / ARCHITECTURAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рябов О. Р., Николаева И. В.

Архитектурная среда, ее насыщенными зрительными элементами оказывает огромное воздействие на психическое состояние человека, что непосредственно влияет на его психосоматическое здоровье, поведение, интеллектуальное и социальное развитие. При правильно спроектированном наполнение архитектурной среды, мы можем преднамеренно влиять на эмоциональное восприятие человека и тем самым на его поведение и психологическое самочувствие. Архитектурная среда должна не подавить или поразить человека, a вступить с ним в диалог, побуждая его к сотворчеству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Emotional perception of the architectural environment

In this article, architectural environment is seen not only as a substantive human environment, which has certain properties. Also, as the emotional interrelation of architectural objects with a human in process of vital activity. Architectural environment, its visual content elements has a great impact on a person's mental state, which directly affects its psychosomatic health, behavior, intellectual and social development. Reference is made to the work of foreign researchers confirm the possibility of modeling human behavior through the organization of a specific type of space. It also shows the importance of the impact of the aesthetic parameters of the architectural environment on emotions and as a result, on the behavior. When the content of architectural environment designed properly, we can deliberately influence the emotional perception of the person and thus his behavior and psychological well-being. Architectural environment has a great impact on people's behavior and feelings. And there are options that affect the emotional reaction to the perception. For example, visual deformers of architectural environment creates an unfavorable environment and cause the quantitative growth of behavioral abnormalities. Architectural environment should not crush or hit man, and start a dialogue with it, prompting him to co-creation.

Текст научной работы на тему «Эмоциональное восприятие архитектурной среды»

УДК 711.4, 159.937

Рябов О.Р. - кандидат психологических наук, доцент

Е-шай: о8саг-гуаЬоу@уаМех.гц

Николаева И.В. - студент

Е-шай: шпа_е1к@шай.ги

Казанский государственный архитектурно-строительный университет

Адрес организации: 420043, Россия, г. Казань, ул. Зелёная, д. 1

Эмоциональное восприятие архитектурной среды

Аннотация

Архитектурная среда, ее насыщенными зрительными элементами оказывает огромное воздействие на психическое состояние человека, что непосредственно влияет на его психосоматическое здоровье, поведение, интеллектуальное и социальное развитие. При правильно спроектированном наполнение архитектурной среды, мы можем преднамеренно влиять на эмоциональное восприятие человека и тем самым на его поведение и психологическое самочувствие. Архитектурная среда должна не подавить или поразить человека, а вступить с ним в диалог, побуждая его к сотворчеству.

Ключевые слова: эмоции, восприятие, резонансное восприятие, эстетика, архитектурная среда.

Никаких сомнений нет в том, что архитектурная участвует в создании условий труда человека, отдыха и быта, формирует эмоции. Среда оказывает всестороннее влияние на деятельность людей. Архитектурная среда в различных теориях имеет два основных смысла:

- совокупность облика зданий и сооружений и пространств, ими образуемых, а также благоустройством и системами оборудования;

- взаимосвязь предметно-пространственного окружения с человеком.

В нашей статье мы хотим рассмотреть понятие «архитектурная среда» не просто во взаимосвязи с человеком, а в процессе формирования эмоционального отклика на воздействие этой среды. То есть мы считаем архитектурную среду не только предметным окружением человека, имеющим определенные свойства, но и как взаимосвязь архитектурных объектов с человеком в процессе жизнедеятельности [1].

Архитектурная среда может быть спроектирована по всем новейшим тенденциям, веяниям и эргономическим параметрам, но в конечном итоге быть отвергнутой обществом или отдельным человеком. Т.е. архитектурная среда может либо вызывать положительные эмоции, либо доставлять психологический эмоциональный дискомфорт. Разберемся, почему так часто в российских городах происходит такое непонимание и отвержение человеком окружающей его архитектурной среды. Это выражается в резкой критике архитектурной среды, с точки зрения ее эстетичности. Горожане заявляют о том, что окружающая среда их «напрягает», вызывает астенические (нерадостные) эмоции.

Порой кажется, что архитекторы создают свои объекты без учета элементарных психологических принципов восприятия человеком пространства. А между тем архитектурная среда, ее насыщенными зрительными элементами оказывает огромное воздействие на психическое состояние человека, что непосредственно влияет на его психосоматическое здоровье, поведение, интеллектуальное и социальное развитие [2].

Так, многие исторические населенные пункты вызваны к жизни практическими и, порой, случайными причинами. И вместе с тем, они эмоционально наполнены. Чего не скажешь о многих современных урбанизированных территориях.

Р. Баркер [3] высказал интересную идею о «месте поведения». Он объединил свойства определенных поведенческих паттернов, происходящих в конкретное время и в конкретном пространстве. В качестве основного метода исследования выступило наблюдение, сопровождающееся объективным описанием событий. При помощи метода поведенческих карт формировался список всех видов деятельности данного места. Перед этим выбирались типы описания, потом фиксировались все поведенческие типы, характерные для данной территории. В результате получалась сводная таблица,

позволяющая сопоставлять места поведения между собой. Так, например, в 40-е гг. Р. Баркер изучал и сопоставлял поведение детей в естественном для них пространстве, и в новой для них обстановке. Данные исследования установили, что различные дети ведут себя практически одинаково в одной и той же обстановке, в то время как поведение одного и того же ребенка может проявляться по-разному, когда он оказывается в новых для него условиях [4]. Аналогичные факты легли в основание вывода о осуществимости моделирования поведения ребенка при помощи организации конкретного типа пространства. По заключению Р. Баркера, можно создавать новые типы пространств для конкретной деятельности и задавать им желаемые свойства. Для этого необходимо иметь полное описание уже имеющихся поведенческих пространств.

Можно также упомянуть исследования С. Троубриджа [5]. В его работе были проанализированы причины плохой ориентации некоторых людей в пространстве города. При помощи метода оценок направлений было установлено, что причиной такого поведения являются ошибки в локализации объектов в «умственных образных картах». Эти результаты показали что повседневное поведение человека несомненно находится под влиянием его пространственных представлений.

Кроме того, важное значение имеют исследования, посвященные воздействию эстетических показателей архитектурной среды на эмоции, и как следствие, на поведение. Так, в ряде исследований испытуемым предлагалось представить возможные настроения или эмоциональные состояния, при нахождении ими длительное время в различных, отличающихся по эстетическим качествам пространствах, которые показывались на слайдах. Было предположено, что основным фактором связывающим между собой поведение и среду выступает эмоциональная реакция.

Рассмотрим теперь понятия эмоция и восприятие. Эмоции - это субъективные реакции человека на действия внешних и внутренних раздражителей, показывающие оценку значимости, и выражающиеся в форме переживаний. Эмоции имеют отличия от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств, настроений и стрессов. Эмоции вызывают и стимулируют действия человека. Эмоции - результат эволюционного процесса. С их помощью животные оценивали предпочтительность явлений окружающего мира и своих внутренних состояний.

Эмоции человека плохо изучены, многие из них носят индивидуальный характер. Некоторые области мозга проявляют более сильную активность, если человек стимулируется эмоционально. При этом вырабатываются определенные химические вещества, которые и являются причиной возникновения эмоциональных состояний.

С каждым шагом мы все более убеждаемся, что роль эмоций в жизни человека и определении его поведения исключительно важна. В данный момент считается, что огромное значение в жизни человека имеет позитивное мышление. Оно помогает в достижении цели, и в обретении счастливой жизни. Негативное же мышление, наоборот, губительно. Но это слишком упрощенное объяснение.

Дело в том, что негативные эмоции помогают постигать и оценивать предшествующий опыт, и устранение их может привести к неожиданным и нежелательным результатам.

Восприятие - это процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение предметов и явлений окружающего мира и ориентацию в этом мире. Восприятие - это не просто суммирование частей ощущений, а особенный целостный чувственный образ.

Существует восприятие преднамеренное и непреднамеренное. Преднамеренное восприятие регулируется сознательно поставленной задачей - воспринять тот или иной предмет. При непреднамеренном восприятии человек не имеет заранее поставленной цели, восприятие регулируется внешними обстоятельствами.

Субъект и объект взаимодействуют в процессе восприятия. Согласно теории деятельности соотношение внутренних и внешних параметров в процессе перцепции (восприятия) определяются через перцептивную деятельность. С одной стороны, это действие внутренних факторов (перцептивные ожидания, личностные особенности и т.д.), с другой, подчинение перцептивных действий характеристикам стимулов внешней среды.

Работы Д. Брунера и Л. Постмена [6] показали, что восприятие зависит, в том числе от мотивов, намерений и целей субъекта, то есть от внутренних факторов. Сформулированы три механизма избирательности восприятия.

1. Принцип резонанса. Восприятие работает быстрее и корректнее, если стимулы соответствуют требованиям и ценностям личности.

2. Принцип защиты. Если стимулы противоречат ожиданиям или имеют негативное содержание, они распознаются хуже и сильнее искажаются.

3. Принцип настороженности. Раздражители, могущие привести к дисфункции психики, распознаются быстрее.

Кроме того, существует перцептивная защита. Это деформация восприятия под действием эмоций. Задача перцептивной защиты ограждать личность от повреждающих эмоций.

Принцип резонанса описывался в научных работах австрийских и российских авторов, в частности, в описании метода резонансного сотворчества (Грюссль, Сибгатуллина) и его применении в восстановительной медицине, прикладной психологии, архитектуре.

С точки зрения метода резонансного сотворчества, восприятию свойственно так называемое «действие после», «осадок или послевкусие» от пережитого эмоционального ощущения, субъективно-чувственной стороны восприятия, не всегда осознанной субъектом в конкретный момент времени. Но способное повлиять на выборы объектов восприятия (например, элементов эстетической среды) в будущем. Более того, резонансный принцип Д. Брунера и Л. Постмена был заложен современными учеными в основы резонансного подхода к изучению восприятия архитектурной среды и элементов дизайна (Грюссль) [7-8].

Безопасность взаимодействия человека с окружающей средой можно установить по сознательному или бессознательному стремлению человека к красивому. Искусство как эстетический фактор определяет постижение окружающей среды, в которой проявляется личностная идентичность. Внешняя эстетичность может осуществлять миссию влияния на формирование внутренней эстетичности мира человека и наоборот [2].

Также в ряде работ рассматривалась эмоциональность архитектурно-эстетических элементов городской среды в рамках организации превентивной безопасности предметно-пространственной среды городов. Особенно важным являлось применение резонансного подхода к задаче исследования конкретных резонаторов взаимовлияния показателей эстетического восприятия архитектурной среды [9-11].

Исходя из вышеописанных понятий мы делаем вывод, что эмоциональное восприятие - это целостное психическое отражение различных объектов, событий и ситуаций, представляющих для человека определенную значимость, связанное с формированием эмоциональных образов этих ситуаций, которые провоцируют у него появление конкретного актуального эмоционального состояния.

С одной стороны эмоциональное восприятие - сиюминутное явление, а с другой - оно обусловлено личностными особенностями, опытом и интеллектом конкретного человека.

Если правильно спроектировать наполнение архитектурной среды, то мы можем преднамеренно влиять на эмоциональное восприятие человека и тем самым влиять на его поведение и психологическое самочувствие.

Эмоциональное восприятие во много определяется и характером организации конкретных процессов деятельности. Эмоциональные свойства архитектурной среды связаны со специфической деятельностью конкретной личности.

Зарубежный опыт показывает, что любой градостроительный проект города или района должен начинаться с диалога архитектора проекта, строителя, дизайнера и экопсихолога. С поиска специалистами таких предметно-пространственных решений, которые будут способствовать позитивной регуляции поведения людей через эмоции [11].

Например, в Германии архитекторы в своей предпроектной работе используют эмпирический метод в выявлении специфики и предпочтений людей, которые будут непосредственно соприкасаться ежедневно с этой средой. Допустим во дворе дома благоустроили зеленую зону и учли все эргономические параметры и безопасное

покрытие дорожек и эстетически привлекательное наполнение, но люди, живущие в этом доме, стараются реже находиться в этой зоне и по возможности обойти ее. Так почему же произошло отвержение человеком этой дворовой зоны? Причина очень проста, большинство людей живущих в данном доме не комфортно себя чувствуют в зоне, где деревья выше 2 метров, им было бы комфортнее, если бы были высажены кустарники и деревья кустарного типа. При проектировании данной зоны, архитектор мог бы пройтись по квартирам и опросить жильцов о их предпочтениях и тогда бы архитектор спроектировал дворовую зону, которую восприняли бы жители и получали от этого психологический комфорт. Как бы удивительно это не звучало, но в российских городах данное непонимание частое явление. Конечно же это занимает не мало времени, чтобы обойти и опросить всех жителей, но мы же хотим спроектировать среду для людей, для того чтобы им было там комфортно и хотелось туда возвращаться.

То есть архитектурная среда должна не подавить или поразить человек, а вступить с ним в диалог, побуждая его к сотворчеству.

Восприятие архитектурной среды всегда сопровождается опосредованной оценкой отношений с другими людьми проявляющимися в архитектуре. Привлекательное в конкретном архитектурном объекте, обращено к человеку лично, а если среда безлика, то человек воспринимает это как безразличие к нему, что и вызывает подавляющее эмоциональное воздействие [12].

Экопсихологи считают актуальными проблемы психологии как восприятия той самой окружающей городской среды, так и психологии поведенческих реакций горожанина. Архитектурная среда имеют большое влияние на то, как люди чувствуют и как ведут себя. И есть параметры, которые влияют на эмоциональную реакцию в восприятии этой среды. Одни объекты провоцируют стресс и агрессию, а другие могут заряжать творчеством, позитивной активностью, желанию сохранить эстетику этого объекта. Эмоциональные деформаторы визуальной составляющей архитектурной среды -это гомогенные и агрессивные визуальные объекты, большое количество прямых линий, прямых углов и больших плоскостей, отсутствие или минимизация элементов естественной природы, скудное цветовое решение, разрушенное и неухоженное пространство. Подобные элементы формируют крайне неблагоприятную среду и вызывают количественный рост поведенческих отклонений, рост общего повседневного ухудшения настроения, деформации межличностных коммуникаций, постоянного чувства тревоги, субъективной опасности, синдрома диссинхронии психического развития [6].

Основными параметрами оказывающими влияние на эмоциональное восприятия архитектурной среды являются:

1. Насыщенность стрессообразующими факторами (экологические факторы, антропогенные факторы, перенасыщенность раздражителями т.п.);

2. Социальная направленность среды (участие в развитии или сдерживании социального взаимодействий);

3. Ориентационный фактор (использование города жителями в соответствии со своими представлениями и ценностями);

4. Наполненность эмоциями (эстетика предметно-пространственной среды);

5. Культурно-образовательный фактор (город как интеллектуальная, культурная и образовательная среда);

6. Возможность участия в принятии решений (как жители воспринимают конкретные решения по развитию их среды обитания, и насколько полно они участвуют в принятии таких решений.

В процессе взаимодействия с архитектурной средой эти факторы формируют у людей всевозможные чувства. Учет этих факторов в процессе проектирования, в различных типологических разработках и рекомендациях необходим для создания целостной, психологически комфортной, эстетически ценной архитектурной среды.

Эмоциональное воздействие архитектурной среды основывается на предметно-пространственной организации жизнедеятельности. Программирование восприятия формирует особый слой эмоциональности среды.

Эмоциональное состояние людей весьма индивидуально при восприятии архитектурной среды, но задача архитекторов ориентироваться на механизмы избирательности восприятия, и использовать возможность программирования выбора объектов восприятия в архитектурной среде. Города нацелены на эмоционально наполненные отношения с их жителями. И города могут и должны использовать потенциал дизайна для стимулирования чувств. Город как живое пространство состоит не только из архитектурной среды, но и из эмоций, наполняющих это пространство.

Список библиографических ссылок

1. Забельшанский Г.Б., Минервин Г.Б., Раппапорт А.Г., Сомов Г.Ю. Архитектура и эмоциональный мир человека. - М.: ЦНИИТИА, 1985. - С. 82-150.

2. Сибгатуллина И.Ф. Психологическая безопасность, культура и качество жизни в мегаполисе. 2-е изд. - Казань: Новая школа, 2011. - 160 с.

3. Багкег R. Есо^уса1 psyctofogy: incepts аМ mettods for studying the environment оf Ьишап behаviоr. - Stаnfоrd, 1968. - 242 p.

4. Шилин В.В. Архитектура и психология. Краткий конспект лекций. - Н. Новгород: НГАСУ, 2011. - 66 с.

5. Trowbridge С.С. Оп fundаmentа1 me^ds оf оrientаtiоn аnd imаginаry mаps. Science, 1913,38. - P.888-897.

6. Bruner J., Pоstmаn L. ешойош! selectivity in perceptfon аnd геа^^ // 1оита1 оf Pe^^lity, 1947, 16. - P. 69-77.

7. Sibgаtu11inа I., Sc^tten^er G., Grüssl S. Resоnаnte ш^^ип // Ästhetische Mettoden in der Sоziа1en А^й. - К^а^ Lüdwigshаfen, 2011. - P. 268-273.

8. Sibgаtu11inа I. Resоnаnte ^k^fon - Einsаtz des Bi1des ds Therаpiemitte1 // Ein künst1erischer Werdegаng Stefаnie Grüss1 «Zаuberfоrшe1» - Österreich, 2010. - P. 129-132.

9. Рябов О.Р. Эмоциональное восприятие городского пространства // Всероссийская научная конференция по проблемам архитектуры и строительства: тезисы докладов. - Казань: КГАСУ, 2013. - С. 121-122.

10. Рябов О.Р. Эмоциональное восприятие городского пространства и его влияние на криминальную безопасность // Вестник ВЭГУ, 2015, № 3 (77). - С. 43-49.

11. Рябов О.Р., Николаева И.В. Резонансное восприятие архитектурной среды // Всероссийская научная конференция по проблемам архитектуры и строительства: тезисы докладов. - Казань: КГАСУ, 2016. - 103 с.

12. Андреева Г.М. Психология социального познания. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2009. - 303 c.

Riаbоv О-R. - candidate of psycho1ogica1 sciences, associate professor Е^аИ: оscаr-ryаbоv@yаndex.ru Nikоlаevа I.V. - student Е^ай: irinа_etk@mаi1.ru

Kаzаn Stаte University оf Ärchitecture аnd Engineering

The оrgаnizаtiоn аddress: 420043, Russiа, Kаzаn, Ze1enаyа st., 1

Emotional perception of the architectural environment

Resume

In this artic1e, architectura1 environment is seen not on1y as a substantive human environment, which has certain properties. A1so, as the emotiona1 interre1ation of architectura1 objects with a human in process of vita1 activity. Architectura1 environment, its visua1 content e1ements has a great impact on a person's menta1 state, which direct1y affects its psychosomatic hea1th, behavior, inte11ectua1 and socia1 deve1opment. Reference is made to the work of foreign researchers confirm the possibi1ity of mode1ing human behavior through the organization of a specific type of space. It a1so shows the importance of the impact of the aesthetic parameters of

the architectural environment on emotions and as a result, on the behavior. When the content of architectural environment designed properly, we can deliberately influence the emotional perception of the person and thus his behavior and psychological well-being. Architectural environment has a great impact on people's behavior and feelings. And there are options that affect the emotional reaction to the perception. For example, visual deformers of architectural environment creates an unfavorable environment and cause the quantitative growth of behavioral abnormalities. Architectural environment should not crush or hit man, and start a dialogue with it, prompting him to co-creation.

Keywords: emotions, perception, resonant perception, aesthetics, architectural environment.

Reference list

1. Zabelshansky G.B., Minervin G.B., Rappaport A.G., Somov G.Y. Architecture and emotional human world. - M.: CNIITIA, 1985. - P. 82-150.

2. Sibgatullina I.F. Psychological security, culture and quality of life in the metropolis. 2nd ed. - Kazan: The new school, 2011. - 160 p.

3. Barker R. Ecologycal psychology: Concepts and methods for studying the environment of human behavior. - Stanford, 1968. - 242 p.

4. Shilin V.V. Architecture and psychology. A brief abstract of lectures. - Nizhny Novgorod: NGASU, 2011. - 66 p.

5. Trowbridge C.C. On fundamental methods of orientation and imaginary maps. Science, 1913,38. - P.888-897.

6. Bruner J., Postman L. Emotional selectivity in perception and reaction // Journal of Personality, 1947, 16. - P. 69-77.

7. Sibgatullina I., Schottenloer G., Grüssl S. Resonante cokreation // Ästhetische Methoden in der Sozialen Arbeit. - Kazan, Lüdwigshafen, 2011. - P. 268-273.

8. Sibgatullina I. Resonante Cokreation - Einsatz des Bildes als Therapiemittel // Ein künstlerischer Werdegang Stefanie Grüssl «Zauberformel» - Österreich, 2010. - P. 129-132.

9. Riabov O.R. Emotional perception of urban environment // Russia Scientific Conference on Architecture and Construction: abstracts. - Kazan: KGASU, 2013. - P. 121-122.

10. Riabov O.R. Emotional perception of urban environment and its impact on crime safety // Vestnik VEGU, 2015, № 3 (77). - P. 43-49.

11. Riabov O.R., Nikolaeva I.V. Resonant perception of architectural environment // Russia Scientific Conference on Architecture and Construction: abstracts. - Kazan: KGASU, 2016. - 103 p.

12. Andreeva G.M. Psychology of social cognition. 3rd ed. - M.: Aspekt Press, 2009. - 303 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.