УДК 72:01
ВЛИЯНИЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА НА ИНТЕГРАЦИЮ ВНУТРЕННЕГО И ВНЕШНЕГО АРХИТЕКТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА ЖИЛОГО ДОМА
© 2016 Я.И.Радулова
Радулова Яна Игоревна аспирант кафедры градостроительства, ассистент кафедры дизайна.
E-mail: zimma- [email protected]
Самарский государственный архитектурно-строительный университет
Статья поступила в редакцию 03.02.2016
Рассматриваются возможные характеристики оптимальных границ жилого пространства, зависящие от психологического восприятия архитектуры и физиологического состояния человека. Представлены типы психологического восприятия человеком внутреннего жилого пространства, его границ и различные виды их соотношений. Выявлены гипотетические модели внутреннего жилого пространства соответствующие типам темперамента человека.
Ключевые слова: внутреннее пространство, внешнее пространство, пространственные границы, психологическое восприятие, фрагментарное восприятие пространства, целостное восприятие пространства.
Создание гармоничного единства в архитектурном пространстве становится достижимым благодаря таким междисциплинарным современным наукам, как проксемика, семиотика, а также психология архитектуры, которые следуют тенденциям «демократизации» архитектуры, ее доступности для понимания человека.
«Повышение человечности в архитектуре означает, прежде всего, что архитектура должна создавать условия для проявления всей полноты жизни человека как существа природного, социального, индивидуального, телесного, духовного, конечного и бесконечного в нем, а для этого она призвана организовывать не столько среду, сколько создавать соразмерный человеку архитектурный мир...» [1].
Для изучения влияния психофизиологии человека на формирование пространственных границ жилища, первостепенной является проблема восприятия человеком внутреннего жилого архитектурного пространства в совокупности с внешней окружающей средой.
Психофизиологическое восприятие человеком окружающего мира имеет определенные границы, которые неразрывно связаны с понятием границ архитектурного пространства. Так, человек имеет особые психофизиологические границы, которые с одной стороны, защищают от разрушающих внешних воздействий, а с другой пропускают необходимые для нас благоприятные энергии. Они обеспечивают нам возможность взаимодействия с внешним миром и, вместе с тем, сдерживают, «контейнируют» определенную внутреннюю энергию. Если границы жилого архитектурного пространства имеют по-
добные качества, то можно предположить, что такое пространство несет в себе комфортную и благоприятную атмосферу для психофизиологического состояния человека.
Однако, для адекватного восприятия человеком внутреннего архитектурного пространства, оно должно обладать широким спектром вариантов сочетания или трансформации границ, так как окружающая среда, как правило, имеет переменчивый характер. К тому же, нельзя забывать о том, что каждый человек индивидуален и может воспринимать то или иное внешнее воздействие по-своему, в зависимости от психотипа, настроения или состояния здоровья [2].
В ходе исследования были выявлены возможные характеристики оптимальных границ жилого пространства с позиции их восприятия: 1) Границы могут стать замкнутыми, непроницаемыми для внешних воздействий, если эти воздействия воспринимаются как не благоприятные. 2) Границы могут быть нейтральными в случае аналогичного состояния внешней среды и ее восприятия человеком. 3) Границы могут быть полностью открытыми, проницаемыми и позволить человеку обрести гармонию с окружающим миром. Такое «рассеивание» границ возможно, при благоприятном состоянии и восприятии внешней среды.
«Восприятие, в самом общем смысле, - это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на ре-цепторные органы чувств», - автор данного определения психолог А.Г.Маклаков, опубликовавший учебник по «Общей психологии» [3].
Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 18, №1, 2016 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol. 18, no. 1, 2016
Иными словами, в отличие от чувств человека, которые отражают отдельные свойства предмета или явления, восприятие - это отражение объекта, в реальном мире включая все его свойства, то есть целостное отображение. Данный процесс проистекает на базе синтеза чувств одной или нескольких модальностей, включая предыдущий опыт субъекта, при осмыслении воспринимаемого, здесь действуют память и мышление человека. Именно «целостность» является одним из главных свойств восприятия.
Еще одно немаловажное свойство восприятия
- «фрагментарность», это способность отображать реальные предметы или явления, не связанные друг с другом, в форме отдельных объектов осмысления. Говоря об «осмысленности», рассматривается перцептивное восприятие, которое всегда должно иметь определенное смысловое значение. При изучении «фрагментарного» восприятия человека нельзя не обратить внимания на такое свойство психического процесса, как «избирательность». Оно характеризуется тем, что в любой отрезок времени индивид может воспринимать только лишь один объект или группу объектов, тем временем остальные реальные объекты окружающего пространства становятся фоном для восприятия, и не отражаются в сознании человека.
В результате исследования были выявлены 2 типа восприятия внутреннего жилого пространства и его границ: 1) Фрагментарное восприятие
- сосредоточение внимания на конкретном деятельном процессе или объектах деятельности. Пространственные границы, в данном случае, выступают в роли декораций, сопровождающего деятельность. 2) Целостное восприятие - во внимание попадают общие пространственные картины, где границы являются главным объектом восприятия, формирующим предметно-пространственную среду.
В процессе человеческой жизнедеятельности два данных типа восприятия тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга, однако имеют разные виды соотношений.
Изучение свойств человеческого восприятия проводилось в контексте гештальтпсихологии, где главной темой исследований была проблема целостного подхода. Представители данного направления - К.Коффка и В.Келер в 1920 - 1930 годах XX века сформулировали несколько положений, в которых был заложен принцип «целостного» восприятия, они приобрели название «законов восприятия» в гештальттеории. В их число входит закон «прегнантности», который
выражает стремление перцептивной организации к внутренней упорядоченности; дополнение до целого определяется законом «амплификации», и наконец, важнейший закон «фигуры и фона», где поле зрения разделяется на фигуру и фон [4].
Исходя из гештальтпсихологии, в контексте данного исследования, необходимо найти подход к изучению восприятия человеком внутреннего пространства жилища, как к единому целому, имеющему различные признаки по важности восприятия. Признаками, которые могут быть обозначены главенствующими для основной типологии, наиболее вероятно становятся: ведущая форма и основной цвет, степень замкнутости пространства и специфика контурных линий, а так же насыщенность элементами.
Развивая тему исследования, следует задаться вопросом о том, что является результатом восприятия того или иного события, объекта, пространства. Вероятно, что речь должна идти об эмоциях человека. Эмоциональная окраска чувств каждого индивида имеет множество предпосылок не связанных с воспринимаемым объектом или ситуацией, например определенное мировоззрение, национальные традиции, культурные ценности и, конечно, особенности психики. Формирование жилого пространства должно в большей мере учитывать те чувства, и те эмоции, которые способствуют благоприятной атмосфере для жизнедеятельности человека. При этом эмоциональное удовлетворение индивида зависит от того, насколько пространственная среда соответствует его потребностям, связанным с конкретной деятельностью.
Среди различных видов человеческих чувств необходимым условием для развития деятельной и чувственно-познавательной сферы являются положительные эмоции. Организация жилого архитектурного пространства должна ориентироваться на положительные эмоции и ослаблять отрицательные, которые возникают вследствие безразличия, скуки и отсутствия интереса. Так же, отрицательные эмоции вызывает чувство тревоги, связанное с дезориентацией в пространстве и потерей ощущения безопасности. Известно, что эмоциональное состояние человека способно заметно повлиять на интенсивность его деятельности и поведение, а значит, этот факт должен учитываться при формировании границ жилого пространства.
Основные «эмоциональные составляющие», рассмотренные выше, имеют сложную взаимосвязь, и возникают при целостном восприятии
пространства. Материальным воплощением художественной выразительности пространственной среды являются архитектурные границы, тесно связанные с предпосылками их возникновения, как объекта материального производства. С другой стороны, архитектурные границы жилого пространства заключают в себе художественную положительную значимость, волнующую воображение человека, вызывающую эстетические чувства.
Если подробнее рассматривать особенности психики человека в контексте их влияния на формирование границ жилого архитектурного пространства, то результаты исследования могут повлечь за собой существенные изменения в повышении качества архитектуры и раскрытии ее потенциала.
При изучении взаимосвязи жилой архитектуры и особенностей человеческой психики, могут быть выявлены следующие факты. В психологии существуют понятия о четырех основных типах темперамента: меланхолик, флегматик, холерик, сангвиник. Если рассматривать жилую архитектуру в данном контексте, то характер внутреннего пространства может зависеть от особенностей поведения людей, находящихся в нем, также поведение и эмоции человека могут иметь обратную взаимосвязь с характером и динамикой формы архитектурных границ или пространства. Для пояснения рассмотрим некоторые примеры: любое общественное пространство, будь то павильоны торговых рядов, музеи, театры или выставочные площадки, обладает большей динамикой, чем индивидуальное жилое пространство; а насыщенность и динамичность магистральной улицы почти всегда имеет ритм выше, чем динамика спального района. Подобным образом, в зависимости от производимого эффекта на человека, его чувства и эмоции принимают совершенно разную окраску: жилище в загородном поселении среди живописного ландшафта вызывает определенные ассоциации со спокойствием и умиротворением, а впечатления от урбанизированного городского пейзажа, с высокой динамикой его форм, имеют противоположный характер эмоциональной окраски. Такая взаимосвязь говорит о некой преемственности понятия
темперамента человека по отношению к архитектурным пространствам и их границам.
Не вдаваясь в подробное изучение природы типов темперамента человека, в контексте динамики архитектурных пространств, можно обозначить четыре гипотетические модели внутреннего жилого пространства: 1) Сангвинический тип жилого пространства имеет высокую активность поведения человека, которая связана с восприятием разнообразности и богатства форм архитектурных границ. Так как, степень активности поведения может зависеть от впечатления или эмоционального ощущения, полученного при восприятии архитектурного объекта. 2) Холерический тип жилого пространства имеет сходный характер с сангвиническим типом, где активность поведения человека довольно высокая, происходит резкая и стремительная деятельность, ярко выражены эмоциональные переживания. Что обусловлено особенностями внешней среды, в которую включено жилое архитектурное пространство. 3) Флегматическому типу жилого пространства характерен низкий уровень активности поведения человека, происходят медлительные и спокойные действия, люди испытывают ровные и стабильные эмоциональные ощущения, что может зависеть от низкой динамики внешней среды. 4) Меланхолический тип жилого пространства связан с невысоким уровнем активности людей, характеризуется сдержанностью форм архитектурных границ, а так же неизменностью пространственной планировки.
Актуальность рассмотрения данного вопроса может быть подкреплена формированием художественного языка архитектуры, что позволит создать границы между «внутренним и внешним» с четко установленной пространственной динамикой для возникновения более целостной и психологически комфортной среды [5]. Данным образом, пространство города, пространство жилища и форма его архитектурных границ могут быть рассмотрены в контексте психологического восприятия человека и динамических особенностей его психофизиологической деятельности.
1. Мартынов, Ф.Т. Концепция идеализированного объекта системной теории архитектуры А.Э.Коротковского и проблема повышения человечности архитектуры // Семиотика пространства. Екатеринбург, Архитектон, 1999. www.archvuz.ru
2. Серов, Н.В. Цвет культуры: психология, культурология, физиология. СПб., Речь, 2004. 627 с.
3. Маклаков, А.Г. Общая психология. СПб., Питер, 2001. 592 с.
4. Коффка, К. Основы психического развития. М., ООО «Изд-во АСТ-ЛТД», 1998. 704 с.
Известия Самарского научного центра Российской академии наук.
Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 18, №1, 2016 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences.
Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol. 18, no. 1, 2016
5. Радулова, Я.И. XXI век. Особенности формирования пространственных границ в архитектуре и градостроительстве // Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура: научно-технический журнал. 2014. № 3 (16). С. 41-47.
THE IMPACT OF PSYCHO-PHYSIOLOGICAL CHARACTERISTICS OF THE PERSON ON THE INTEGRATION OF INTERNAL AND EXTERNAL ARCHITECTURAL SPACE
OF AN APARTMENT HOUSE
© 2016 Y.I.Radulova
Yana Igorevna Radulova, Postgraduate of Department of urban planning, Assistant professor of Department of design.
E-mail: zimma- [email protected]
Samara State University of Architecture and Civil Engineering
The possible characteristics of optimal boundaries of living space, depending on psychological perception of architecture and physiological state of a person, are considered. Types of human psychological perception of internal living space, its boundaries and different kinds of relationships are presented. Hypothetical models of internal living space corresponding to the types of human temperament are identified.
Conclusion: in the context of dynamics of architectural spaces, it is possible to designate four hypothetical models of internal inhabited space: 1) The sanguine type of inhabited space has high activity of behavior of the person which is connected with the perception of variety and richness of forms of architectural borders; as the degree of activity of behavior can depend on impression or the emotional feeling received at perception of an architectural object. 2) The choleric type of inhabited space has a similar character to the sanguine type, where activity of behavior of the person is quite high, sharp and prompt activity occurs, emotional experiences are brightly expressed, which is caused by features of external environment comprising inhabited architectural space. 3) The phlegmatic type of inhabited space is characteristic of the low level of activity of human behavior, there are sluggish and quiet actions, people experience equal and stable emotional feelings, which can depend on low dynamics of the external environment. 4) The melancholic type of inhabited space is connected with the low level of people's activity, is characterized by restraint of forms of architectural borders, and also by the invariance of spatial planning.
Relevance of consideration of the matter can be supported with formation of art language of architecture, which will allow to create borders between "the internal and external" with accurately established spatial dynamics for emergence of a more complete and psychologically comfortable environment. In this way, the city space, the dwelling space and the form of its architectural borders can be considered in the context of human psychological perception and dynamic features of his psycho-physiological activity.
Key words: internal space, external space, spatial boundaries, psychological perception, fragmentary perception of space, holistic perception of space.
1. Martynov, F.T. Kontseptsiia idealizirovannogo ob"ekta sistemnoi teorii arkhitektury A.E.Korotkovskogo i problema povysheniia chelovechnosti arkhitektury (Concept of idealized object of A.E.Korotkovskii's system theory of architecture and problem of increase of humanity of architecture). Semiotika prostranstva. Ekaterinburg, Arkhitekton, 1999, (in Russ.) www.archvuz .ru
2. Serov, N.V. Tsvet kul'tury: psikhologiia, kul'turologiia, fiziologiia (Color of culture: psychology, cultural science, physiology). SPb., Rech', 2004, 627 p., (in Russ.).
3. Maklakov, A.G. Obshchaia psikhologiia (General psychology). SPb., Piter, 2001, 592 p., (in Russ.).
4. Koffka, K. Osnovy psikhicheskogo razvitiia (Bases of mental development). M., OOO «Izd-vo AST-LTD», 1998, 704 p., (in Russ.).
5. Radulova, Ia.I. XXI vek. Osobennosti formirovaniia prostranstvennykh granits v arkhitekture i grado-stroitel'stve (Features of formation of spatial borders in architecture and town planning). Vestnik SGASU. Gradostroitelstvo i arkhitektura: nauchno-tekhnicheskii zhurnal. 2014, no. 3(16), pp. 41-47, (in Russ.).