Научная статья на тему 'Прикладные аспекты восприятия архитектурного пространства'

Прикладные аспекты восприятия архитектурного пространства Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
477
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ВОСПРИЯТИЕ АРХИТЕКТУРЫ / ТРЕХМЕРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ГОРОД / АРХИТЕКТУРНАЯ СРЕДА / АРХИТЕКТУРА / КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / УНИКАЛЬНЫЙ КОД / CITY SPACE / PERCEPTION OF ARCHITECTURE / THREE-DIMENSIONAL SPACE / CITY / ARCHITECTURAL ENVIRONMENT / ARCHITECTURE / CULTURAL SPACE / UNIQUE CODE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Сохацкая Дарья Геннадьевна

Детально анализируется восприятие человеком архитектурной среды, предстающей суммой эмоционально-эстетических знаков, символов и образов, впечатанных в архитектурные объекты. Приведен анализ взглядов исследователей архитектурного пространства, психологии восприятия предметного мира, философов, лингвистов, эстетиков и ученых различных отраслей наук. Выявляется двойственность предметной среды, ее внешние и внутренние стороны. Обосновывается мысль о том, что предметно-пространственная среда, созданная и создаваемая человеком, выступает материализацией культурных, эстетических, политических, социальных устремлений общества и содержит в своей основе «уникальный код», который концентрирует в себе поведенческий фон или «матрицу следов», посылая сообщения индивидам и побуждая их к определенному действию. Проанализированы концепции представления пространства в геометрическом выражении, их сравнение и движение человека в поле пространства. Для исследования используется абсолютное трехмерное пространство, в котором оси X и Y выступают остовом предметной среды. Выделяются и описываются принципы восприятия объективного мира. Автором рассмотрены понятия «контакт со средой», «стимуляция», требующие дальнейшего исследования. В качестве исследовательской задачи была определена попытка оценки свойств и характеристик предметов и объемов городского пространства, которые раскрывают основу критериев влияния архитектурной среды на человека. Эти критерии были учтены при разработке анкеты, представленной автором в виде графического изображения (пятиугольник с перечислением критериев восприятия пространства) и апробированной среди респондентов в возрасте от 18 лет, работающих на крупных промышленных предприятиях города. Подсчитаны и проанализированы результаты анкетирования. Сделаны выводы о том, что в большинстве случаев архитектурное пространство ассоциируется индивидом со структурным элементом селитебной территории, на которой он проводит наибольшее количество времени, участвует в различных видах деятельности и межличностного взаимодействия с людьми, приобретая свое понимание жизни, определившее содержание его знаний и навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The essay is devoted to the detailed analysis of the person’s architectural feel, it describes as the sum of emotional and aesthetic signs, symbols and images imprinted in architectural installations. The analysis of the architectural space researchers, the perceptual psychology of the figural world, philosophers, linguists, aesthetics and scientists of the diverse fields is provided. The duality of the object environment, its external and internal sides is revealed. We review and explain the idea that the spatial environment under people formation acts as the materialization of the cultural, aesthetic, political, social loadings and has basis in fact a “unique code” that concentrates the behavioral background or “matrix of tracks” (trace of matrix) sending messages to individuals and encouraging their activity. The concept of space representation in the geometric terms, its comparison and the human motion in the field of spaces are studied. The exploratory development uses an absolute three-dimensional space in which the X and Y axes are the skeleton of the object environment. Principles of the outward perception are distinguished and described. The author has considered the concepts of “environment contact” and “stimulation” requiring further research. A test trial to assess the properties and characteristics of objects and volumes of urban space revealed the basis of the architectural environment load criterion on human beings was determined as the research task. The criteria were taken into account for developing the questionnaire which was carried out as a graphic display inspired by a fitting figure with criteria titles of space perception, it was tested among the respondents with the minimum age of 18-years and above working at the large city industrial establishments. The survey results were calculated and analyzed. It may be deduced that in most cases the architectural space is connected an individual as structural element of residential area where he spends the most time, engages in various activities and interpersonal interaction, acquiring his own sense of life determined the content of his knowledge and skills.

Текст научной работы на тему «Прикладные аспекты восприятия архитектурного пространства»

УДК 72.01

Д. Г. Сохацкая

соискатель степени кандидата культурологии, доцент кафедры «Дизайн архитектурной среды», Комсомольский-на-Амуре государственный университет E-mail: amurliman-design@yandex.ru

ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ВОСПРИЯТИЯ АРХИТЕКТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА

Детально анализируется восприятие человеком архитектурной среды, предстающей суммой эмоционально-эстетических знаков, символов и образов, впечатанных в архитектурные объекты. Приведен анализ взглядов исследователей архитектурного пространства, психологии восприятия предметного мира, философов, лингвистов, эстетиков и ученых различных отраслей наук. Выявляется двойственность предметной среды, ее внешние и внутренние стороны. Обосновывается мысль о том, что предметно-пространственная среда, созданная и создаваемая человеком, выступает материализацией культурных, эстетических, политических, социальных устремлений общества и содержит в своей основе «уникальный код», который концентрирует в себе поведенческий фон или «матрицу следов», посылая сообщения индивидам и побуждая их к определенному действию. Проанализированы концепции представления пространства в геометрическом выражении, их сравнение и движение человека в поле пространства. Для исследования используется абсолютное трехмерное пространство, в котором оси X и Y выступают остовом предметной среды. Выделяются и описываются принципы восприятия объективного мира. Автором рассмотрены понятия «контакт со средой», «стимуляция», требующие дальнейшего исследования. В качестве исследовательской задачи была определена попытка оценки свойств и характеристик предметов и объемов городского пространства, которые раскрывают основу критериев влияния архитектурной среды на человека. Эти критерии были учтены при разработке анкеты, представленной автором в виде графического изображения (пятиугольник с перечислением критериев восприятия пространства) и апробированной среди респондентов в возрасте от 18 лет, работающих на крупных промышленных предприятиях города. Подсчитаны и проанализированы результаты анкетирования. Сделаны выводы о том, что в большинстве случаев архитектурное пространство ассоциируется индивидом со структурным элементом селитебной территории, на которой он проводит наибольшее количество времени, участвует в различных видах деятельности и межличностного взаимодействия с людьми, приобретая свое понимание жизни, определившее содержание его знаний и навыков.

Ключевые слова: городское пространство, восприятие архитектуры, трехмерное пространство, город, архитектурная среда, архитектура, культурное пространство, уникальный код

Для цитирования: Сохацкая, Д. Г. Прикладные аспекты восприятия архитектурного пространства / Д. Г. Сохацкая // Вестник культуры и искусств. - 2019. - № 1 (57). -С. 121-128.

121

Если город осознается как дом, а дом как город, то очевидно, что здесь схватывается их глубокое смысловое единство. Достижение такой глубины и многозначности смыслов, когда воображение свободно перемещается с одного масштабного уровня на другой, делает архитектуру неорганическим «телом» человека, его второй природой [7, с. 18].

Статья представляет собой анализ принципов влияния объемно-пространственных структур, систем оборудования и благоустройства среды на человека.

Проблему воздействия архитектуры на человека рассматривали: А. А. Барабанов, Дж. Гибсон, С. М. Михайлов, О. Р. Рябов, В. В. Кулененок, Л. Ф. Чертов, А. А. Плотникова, Г. Фреге, Э. Гуссерль, Ч. Пирс, Ч. Моррис, Е. Пёльц, Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, К. Линч, Р. Баркер, Д. Брунер, Л. Постмен, И. Ф. Сибгатуллина, К. Бюлер, Л. Ельмслев, А. В. Степанов, Г. И. Иванова, Н. Н. Нечаев.

Обратим внимание, что архитектурно-пространственная среда города предстает перед человеком системой взаимодействующих друг с другом эмоционально-эстетических знаков, символов и образов, которые внедрены в архитектурные сооружения. Эта система определяет духовные ценности, образно-символическое восприятие человеком модели мира, поэтому предметно-пространственная окружающая среда прямо или неявно воздействует на человека. При этом больше половины считываемой информации об окружающей среде человек получает через зрение и лишь малую часть через осязание, слух и обоняние.

По словам Л. Ф. Чертова, предметная среда предстает «органопроекцией», в которой человек, с одной стороны, настолько становится «своим», что среда ощущается прямым продолжением его органов, но с другой - она противостоит человеку как внешняя сила [8, с. 88]. Двойственность предметной среды проявляется в сути и строении вещей. Сталкиваясь с предметами в жизни, человек настолько овладевает ими, что принимает их как «должное», но при встрече с ними как с предметной

«оболочкой» другого вида воспринимает их как нечто противоречивое, противостоящее ему.

В своих научных трудах А. А. Барабанов определяет, что предметно-пространственная среда, созданная и создаваемая человеком, выступает материализацией культурных, эстетических, политических, социальных устремлений общества [3]. Той же точки зрения придерживается Л. Ф. Чертов. Он пишет, что предметное окружение человека, с одной стороны, оставляет на себе «отпечатки» (матрицу следов, произошедших событий) его деятельности, тем самым изыскивая вовне его «уникальный профиль» или код, с другой - среда, содержащая в своей основе «уникальный код», концентрируя в себе «матрицу следов», посылает сообщения другим людям, побуждая к определенному действию, поведению.

В свою очередь Р. Арнхейм предлагает рассмотреть пространство в двух концепциях. Первая заключается в представлении его как контейнера, который существует и тогда, когда совершенно пуст, находится в ньютоновой абсолютной системе координат и ему присущи скорости, расстояния и размеры. То же отражается в декартовой системе координат: размеры, местоположения и перемещения. «...О природе пространства: пространственное восприятие возможно лишь в присутствии воспринимаемых предметов»; «В геометрическом выражении эта концепция отражена в декартовых координатах, с которыми соотносятся все местоположения, размеры и перемещения в трехмерном пространстве» [1, с. 9]. Представим, если в трехмерной системе координат возьмем объект любой геометрической формы, то мы можем вычислить (увидеть, сосчитать) расстояние от объекта до любой из осей, тем самым определить положение предмета-объекта тремя координатами. Вторая концепция основывается на первой, но исключает абсолютное пространство, т. е. данный предмет-объект существует в пустоте, не имея низа, верха, левого и правого, времени, расстояния, скорости. Таким образом, у предмета будет центр, симметрично окруженный пусто-

122

той. В этом случае «...пространство есть сфера бесконечного радиуса» [Там же]. Для дальнейшего исследования предполагается отталкиваться от первой концепции Р. Арнхейма.

В статье «Три вектора измерения городского пространства» мы уделили внимание рассмотрению вопроса представления города как трехмерного пространства, где ось «.X является плоскостью и определяется как улица, путь, жизненный путь, линия или отрезок жизни, территория или местность, географический (природный) фактор.» [6, с. 64].

Исходя из вышесказанного и принимая во внимание первую концепцию Р. Арнхейма, мы понимаем восприятие архитектурной среды человеком как предметный образ. К примеру, улица как элемент городской инфраструктуры является линией от пункта А к пункту В, отрезком пути, преодолеваемым человеком при любой ситуации и назначении движения. Проходя этот отрезок пути, человек опознает окружающую среду как ансамбль предметов, разных по форме (величине, габаритам), высоте, функциональному назначению, личной потребности, расстоянию от пункта отбытия, колористическим решениям, виртуальному знанию места (которое распознает по пути или к которому движется), экологии, современности построек, шумовой загрязненности. В своих исследованиях психологи и эстетики XIX в. Г. Фухнер, В. Вундт и В. Гельмгольц утверждали, что именно выразительность линий, плоскостей, цвета, составляющих форму, играли важную роль в восприятии архитектурного пространства. Такой же точки зрения придерживался Джон Саймондс, который отмечал, что очертания линий фасадов зданий, архитектурных объектов, а также их свойства (линии, формы, цветовое решение и т. д.) имеют влияние на человека, вызывают какую-то эмоциональную реакцию. Здесь же автор говорит о практическом использовании этого влияния при проектировании архитектурных объектов [5, с. 78].

Исходя из вышесказанного, можно предположить, что человек, двигаясь по линии улицы, опознает предметы вокруг себя, и

окружающая среда воспринимается индивидом в ансамбле, вкупе или по отдельности. Но здесь нужно обратить внимание, что при движении по горизонтальной плоскости (линии) у человека возникает чувство покоя и равновесия. Движение по горизонтали ощущается человеком как безопасное, легкое и свободное, изменение направления пути по горизонтали осуществляется легче, а действия человека всегда происходят в горизонтальной плоскости. Зрительно человек воспринимает вертикальные плоскости и объемы, соответственно, движение вверх ассоциируется с подъемом, победой и восхождением, а также с ощущением «преуспевания в жизни», устойчивости, прочной опоры, вызывает интерес к небу и к расположенным вверху поверхностям. Идентичное явление представлено в статье «Три вектора измерения городского пространства», где было выдвинуто предположение, что в трехмерной системе координат ось У представляет собой не что иное, как объем, куб, оболочку, дом или фасад [6, с. 64]. Можно сделать вывод о том, что горизонтальная поверхность, по которой движется человек воспринимается им как прямая следования из точки А в пункт В, выбранный человеком для удовлетворения своих социальных нужд; в пространстве человек ощущает себя безопасно и свободно; зрительно воспринимает объекты вокруг себя как вертикальные объемы.

Из перечисленных выводов немаловажно расстояние между человеком и объектами среды. Ясно, что когда индивид находится в сжимающей его в границах среде, в сознании фиксируется дискомфорт, одним словом, становится неуютно. Чтобы почувствовать «воздух», открыться, зрительное восприятие человека требует увеличения границ окружающего пространства. Поэтому архитекторы и градостроители в условиях разрастания плотности населения и, как следствие, застройки, стремятся к проектированию общественных пространств с открытыми площадями и просторными аллеями, не ограниченных застройкой архитектурными объемами.

Одним из способов восприятия предметного мира в XX в. явились «гештальт-идеи»,

123

разработанные учеными Максом Вертхейме-ром, Куртом Коффкой и Вольфгангом Келе-ром. Келер отмечал, что само понятие гештальт обозначает 'форму, образ, структуру', с которых считывались их общие свойства или свойства целостного, одного объекта.

Поэтому гештальт может ссылаться на объект или его форму. Так, восприятие по гельштальту происходит мгновенно, самопроизвольно и состоит из основных шести принципов его организации: 1 - близость, 2 -непрерывность, 3 - сходство, 4 - замыкание, 5 - простота, 6 - фигура-фон.

Принцип близости показывает, что элементы, в нашем случае - объекты архитектурной среды, находящиеся на близком расстоянии к друг другу в пространстве, кажутся нам объединенными в группы, поэтому человек воспринимает их совместно. Иными словами, исследование влияния архитектурной среды на человека протекает как бы в общем плане, не учитывая частности: линии архитектурных объемов или информации, расположенной на этом объеме, его цвет, освещение этого сооружения в темное время суток, запахи и звуки, находящиеся в данной среде, что подтверждает слова Джона Саймондса.

Сущность вышеизложенного сводится к тому, что чувства и эмоции, отражаемые человеком при восприятии окружающей среды, являются процессом поддержания контакта с ней. В данном случае под контактом понимается соприкосновение, зрительное восприятие, осязание и слух, т. е. находиться в контакте со средой - означает осознание и реакцию на нее. Такую реакцию Дж. Гибсон называет «стимуляцией». В своей статье автор раскрывает это понятие и трактует его как различные виды и переменные физической энергии среды, на которые отзываются органы чувств человека [4, с. 1]. Реагирует человек или просто смотрит на объект - в любом из этих случаев возникает процесс восприятия. Из этого следует, что предметы, объемы архитектурной среды (по оси У - вертикальной и по оси X - горизонтальной) обладают свойствами и характери-

стиками, которыми должны быть наделены как показатели в трехмерной системе городского пространства.

Суммируя эти представления и наши собственные наблюдения, можно предложить набор критериев восприятия пространства.

Месторасположение:

- удобное месторасположение, данный критерий проводит оценку восприятия расположения района в городском пространстве, в котором проживает человек;

- «знакомый район», критерий оценки района, где человек работает и удовлетворяет ежедневные человеческие потребности;

- доступность, критерий, характеризующий транспортно-пешеходную доступность;

- озеленение (рекреационная зона), критерий, оценивающий массовость зеленых насаждений, в том числе санитарно-защитное озеленение, а также близость и наличие (в городе, районе проживания) парков, скверов, рекреационных зон.

Значимость места:

- значимые исторические особенности места, критерий, который оценивает исторические особенности места, наличие или отсутствие значимых, памятных мест;

- памятники, критерий, показывающий наличие или отсутствие скульптурных, архитектурных сооружений, выполняющих объективно-историческую и политическую функции;

- «нравится»/«не нравится», данный критерий демонстрирует эмоционально-эстетические показатели восприятия района проживания, города;

- впечатления о месте, критерий, оценивающий образы, настроения, оставляемые в сознании человека, об окружающей среде района, города, лицах людей, событиях.

Экология места:

- шумность, критерий, который оценивает интенсивность звуков городских улиц, магистралей, неблагоприятно влияющих на жизнь горожанина;

- близость промышленной зоны, критерий, отражающий наличие, близость промыш-

124

ленной (заводской) зоны с селитебной (жилой) частью города;

- загруженная магистраль, критерий, показывающий загруженность автотранспортом автомобильных магистралей, кото -рые создают неудобства в обыденной жизни человека;

- неопрятно и грязно, критерий, выявляющий претензии или, наоборот, удовлетворенность качеством уборки городских улиц и пространств.

Виртуальное знание места:

- «читал в соцсетях», критерий, который показывает медийность, востребованность и современность района проживания, места работы или города в целом;

- «видел в Интернете», данный критерий отражает особенности предыдущего критерия, но здесь берется более масштабный объем прочитанного или увиденного человеком в сети Интернет;

- «рассказали друзья, знакомые», критерий отражает результат интерактивного, спонтанного общения, возникающего в процессе любой совместной деятельности;

- другое, в данной строке респондент, используя опыт в различных видах деятельности и межличностного взаимодействия с людьми, учитывая свое понимание жизни, определившее содержание его знаний и навыков, предлагает личную оценку данного критерия.

Цветовое решение места:

- цвет фасадов жилых и общественных зданий, в критерии производится оценка колористического решения фасадов жилых и общественных зданий и сооружений;

- современность архитектурных построек, с помощью данного критерия человеком оценивается совокупность признаков и основных форм городских построек, используемых в современной архитектуре и строительстве;

- колористическое решение мощения, в критерии производится оценка цветовой концепции решения дорожной одежды, высокое качество материалов и технологий укладки;

- рекламные стенды, вывески, объявления и текстовые сообщения, стрит-арт и граффити, критерий показывает оценку конструкций с текстовой информацией, интересной и графической подачей, способов и мест ее размещения.

На основании этих характеристик была составлена анкета, которая отображает критерии восприятия пространства города (см. рис.).

Анкета по оценке восприятия визуальной среды г. Комсомольска-на-Амуре

Анкета представляет собой пятиугольник с перечислением критериев восприятия пространства. Каждый критерий отмечается респондентом по десятибалльной шкале, позволяющей адекватно установить каждому критерию определенный диапазон оценок. В таблице представлено количественное выражение оценки восприятия пространства города. Анкетирование проводилось в Комсомольском-на-Амуре государственном университете, Комсомольский-на-Амуре авиационном заводе имени Ю. А. Гагарина (филиал публичного акционерного общества «Авиационная холдинговая компания "СУХОЙ"»), а также в других компаниях Комсомольска-на-Амуре.

125

Количественное выражение оценки восприятия пространства города

Словесная характеристика Выражение в баллах

Неудовлетворительно 1

Почти удовлетворительно 2

Удовлетворительно 3

Весьма удовлетворительно 4

Хорошо 5

Весьма хорошо 6

Очень хорошо 7

Почти отлично 8

Отлично 9

Превосходно 10

Анализ проводился на основании ответов 1 000 респондентов старше 18 лет (43 % опрошенных женского пола, 57 % - мужского), из них в возрасте 18-25 лет - 26 %, 25-45 лет - 48 %, 45 лет и старше - 26 %. Подсчитано среднее количество баллов показателей (критериев):

- месторасположение - 7,15;

- значимость места - 5,43;

- цветовое решение места - 3,85;

- экология места - 5,29;

- виртуальное знание места - 3,54.

С учетом количественного выражения показателей результаты выглядят следующим образом:

- «Месторасположение» (удобное расположение, «знакомый район», доступность, озеленение - рекреационная зона) горожане оценивают как «очень хорошо», самым значительным числовым выражением респонденты отметили критерий «озеленение»;

- «Значимость места» (значимые исторические особенности места, памятники, «нравится» / «не нравится», впечатления о месте) -как «хорошо»;

- «Цветовое решение места» (цвет фасадов жилых и общественных зданий, современность архитектурных построек, колористическое решение мощения, рекламные стенды, вывески, объявления и текстовые сообщения, стрит-арт и граффити) - как «весьма удовлетворительно»;

- «Экология места» (шумность, близость промышленной зоны, загруженная магистраль, неопрятно и грязно) - как «хорошо»;

- «Виртуальное знание места» («читал в соцсетях», «видел в Интернете», «рассказали друзья, знакомые», другое) - как «весьма удовлетворительно». Характеристика «хорошо», данная респондентами показателю «Экология места», говорит о неплохой экологической обстановке в городе, что подтверждает высокое числовое выражение критерия «озеленение» (показатель «Месторасположение»). Самым низким количественным выражением респонденты отметили показатель «Виртуальное знание места». Принимая во внимание ответы респондентов в возрасте 18-25 лет, предполагаем, что именно эти 26 % опрошенных поставили в графах данного критерия высокий балл, основываясь на том, что современный человек подвержен влиянию популярности поиска информации во всемирной информационной компьютерной сети Интернет. Тем не менее можно считать, что некоторые сведения о городе часть опрошенных получает и узнает в Интернете.

Таким образом, анализируя вышеизложенное, можно предположить, что «Месторасположение» в большинстве случаев горожане рассматривали как свой район, в котором они проживают, а также ассоциировали с местом, где проводят наибольшее количество времени, которое зависит от вида деятельности человека, совокупности обстоятельств, окружающей обстановки, удобства расположения района проживания (путь дом - работа - дом, досуг). Немаловажно для человека озеленение городского пространства, что подтверждает высокий количественный показатель «Экология места». То же отражает показатель «Значимость места», в котором люди учитывали только знакомые или связанные какой-либо деятельностью, обстоятельствами жизни места. Образ города, возникающий при его восприятии человеком, становится для него привлекательным, интересным, спокойным, «зеленым», медийным, удобным, современным и чистым или, наоборот, отталкивающим, неудобным и недоступным, близким к

126

промышленной зоне. Принцип влияния архитектуры на человека заключается в том, что окружающая среда воспринимается общим планом; пространство категорируется как внешнее и внутреннее; человеком считыва-ются ее свойства (цвет, линии, очертания, материал отделки, звуки).

Исходя из этого, можно сказать, что влияние архитектуры на человека подтверждается анализом принципов влияния архитектурной среды и результатами анкетирования. Более углубленная интерпретация будет представлена нами в следующем исследовании.

1. Арнхейм, Р. Динамика архитектурных форм / Р. Арнхейм; пер. с англ. В. Л. Глазычева. - Москва : Стройиздат, 1984. - 192 с., ил.

2. Ассман, Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности / Я. Ассман; пер. с нем. М. М. Сокольской. - Москва : Языки славянской культуры, 2004. - 368 с. - (Studia histórica).

3. Барабанов, А. Человек и архитектура: Семантика отношений / А. Барабанов // Urban Bodies = Городские тела. - 2012. - № 1 (сент.).

4. Гибсон, Дж. Психология ощущений и восприятия : хрест. по психологии / Дж. Гибсон; под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Любимова, М. Б. Михалевской. - Москва, 1999. - С. 182-200.

5. Саймондс, Дж. О. Ландшафт и архитектура / Дж. О. Саймондс. - Москва : Стройиздат, 1965.

6. Сохацкая Д. Г. Три вектора измерения городского пространства / Д. Г. Сохацкая // Ученые записки КнАГТУ. - 2018. - № 1-2(33) «Науки о человеке, обществе и культуре». - С. 63-65. DOI 10.17084/2018.I-2(33).12.

7. Степанов, А. В. Архитектура и психология / А. В. Степанов, Г. И. Иванова, Н. Н. Нечаев. -Москва : Стройиздат, 1993.

8. Чертов, Л. Ф. Знаковая призма : ст. по общей и пространственной семиотике / Л. Ф. Чертов. -Москва : Языки славянской культуры, 2014. - 320 с.

9. Шульц, Д. П. История современной психологии / Д. П. Шульц, С. Э. Шульц; пер. с англ. А. В. Говорунов, В. И. Кузин, Л. Л. Царук / под ред. А. Д. Наследова. - Санкт-Петербург : Евразия, 2002. -532 с., ил.

Получено: 15.02.2019

D. Sokhatskaya

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Associate Professor at the Department of Design of Architectural Environment at Komsomolsk-na-Amure State University E-mail: amurliman-design@yandex.ru

APPLIED ASPECTS OF THE PERCEPTION OF ARCHITECTURAL SPACE

Abstract. The essay is devoted to the detailed analysis of the person's architectural feel, it describes as the sum of emotional and aesthetic signs, symbols and images imprinted in architectural installations. The analysis of the architectural space researchers, the perceptual psychology of the figural world, philosophers, linguists, aesthetics and scientists of the diverse fields is provided. The duality of the object environment, its external and internal sides is revealed. We review and explain the idea that the spatial environment under people formation acts as the materialization of the cultural, aesthetic, political, social loadings and has basis in fact a "unique code" that concentrates the behavioral background or "matrix of tracks" (trace of matrix) sending messages to individuals and encouraging their activity. The concept of space representation in the geometric terms, its comparison and the human motion in the field of spaces are studied. The exploratory development uses an absolute three-dimensional space in which the X and Y axes are the skeleton of the object environment. Prin-

127

ciples of the outward perception are distinguished and described. The author has considered the concepts of "environment contact" and "stimulation" requiring further research. A test trial to assess the properties and characteristics of objects and volumes of urban space revealed the basis of the architectural environment load criterion on human beings was determined as the research task. The criteria were taken into account for developing the questionnaire which was carried out as a graphic display inspired by a fitting figure with criteria titles of space perception, it was tested among the respondents with the minimum age of 18-years and above working at the large city industrial establishments. The survey results were calculated and analyzed. It may be deduced that in most cases the architectural space is connected an individual as structural element of residential area where he spends the most time, engages in various activities and interpersonal interaction, acquiring his own sense of life determined the content of his knowledge and skills.

Keywords: city space, perception of architecture, three-dimensional space, city, architectural environment, architecture, cultural space, unique code

For citing: Sokhatskaya D. 2019. Applied Aspects of the Perception of Architectural Space. Culture and Arts Herald. No 1 (57): 121-128.

References

1. Arnheim R. 1984. Dinamika arkhitekturnykh form [Dynamics of architectural form]. Transl. V. L. Hall. Moscow: Stroyizdat. 192 p. (In Russ.).

2. Assmann J. 2004. Kul'turnaya pamyat': Pis'mo, pamyat' o proshlom i politicheskaya identichnost' v vysokikh kul'turakh drevnosti [Cultural memory: Writing, memory of the past and political identity in the high cultures of antiquity]. Transl. M. M. Sokolskaya. Moscow: YAzyki slavyanskoy kul'tury. 368 p. (Studia historica). (In Russ.).

3. Barabanov A. 2012. Man and architecture: Semantics of relations. Urban Bodies. No 1. September. (In Russ.).

4. Gibson J. 1999. Psikhologiya oshchushcheniy i vospriyatiya [Psychology of sensations and perception]. Moscow. P. 182-200. (In Russ.).

5. Simonds J. 1965. Landshaft i arkhitektura [Landscape and architecture]. Moscow: Stroyizdat. (In Russ.).

6. Sokhatskaya D. 2018. Three vector dimension of urban space. Uchenye zapiski KnAGTU [Scientific notes of KnASTU]. No I-2(33) "Science of man, society and culture". P. 63-65. DOI 10.17084/2018.I-2 (33).12. (In Russ.).

7. Stepanov A., Ivanova G., Nechaev N. 1993. Arkhitektura i psikhologiya [Architecture and psychology]. Moscow: Stroyizdat. (In Russ.).

8. CHertov L. 2014. Znakovaya prizma: stat'i po obshchey i prostranstvennoy semiotike [Sign Prism: Art. on the general and spatial semiotics ]. Moscow: YAzyki slavyanskoy kul'tury. 320 p. (In Russ.).

9. Schultz D. P., Schultz, S. E. 2002. Istoriya sovremennoy psikhologii [History of modern psychology]. Transl. from English. A. V. Talkers, V. I. Kuzin, L. L. Tsaruk, ed. by A. D. Nasledov. St. Petersburg: Evraziya. 532 p. (In Russ.).

Received 15.02.2019

128

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.