Научная статья на тему 'Архитектура как пространственновременной континуум: эстетический аспект'

Архитектура как пространственновременной континуум: эстетический аспект Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
384
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА / ЭСТЕТИКА / ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ / ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОЙ КОНТИНУУМ / ARCHITECTURE / AESTHETICS / SPACE AND TIME / SPACE-TIME CONTINUUM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Басманова Людмила Николаевна

В статье поднимается вопрос об эстетической составляющей архитектуры как пространственно-временного континуума. Традиционное рассмотрение архитектуры как одного из пространственных видов искусств не позволяет в полной мере раскрыть ее эстетический потенциал. Автор предполагает, что понятие пространственно-временного континуума может стать отправной точкой эстетического анализа архитектуры и позволит выявить закономерности эстетического восприятия среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCHITECTURE AS A SPACE-TIME CONTINUUM: AN AESTHETIC PERSPECTIVE

The article raises a question of an aesthetic component of architecture as a space-time continuum. Traditional interpretation of architecture as a spatial form of art does not allow to fulfill to the maximum extent its aesthetic potential. The author believes that the concept of the space-time continuum can be the starting point of the aesthetic analysis of the architecture and it can reveal the patterns of the aesthetic perception of the environment.

Текст научной работы на тему «Архитектура как пространственновременной континуум: эстетический аспект»

УДК 72:18

Басманова Людмила Николаевна старший преподаватель

Владимирского государственного университета имени А.Г. и Н.Г. Столетовых

АРХИТЕКТУРА КАК ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОЙ КОНТИНУУМ: ЭСТЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Basmanova Lyudmila Nikolayevna

Senior Lecturer, Vladimir State University

ARCHITECTURE AS A SPACE-TIME CONTINUUM: AN AESTHETIC PERSPECTIVE

Аннотация:

В статье поднимается вопрос об эстетической составляющей архитектуры как пространственно-временного континуума. Традиционное рассмотрение архитектуры как одного из пространственных видов искусств не позволяет в полной мере раскрыть ее эстетический потенциал. Автор предполагает, что понятие про-странственно-временного континуума может стать отправной точкой эстетического анализа архитектуры и позволит выявить закономерности эстетического восприятия среды.

Ключевые слова:

архитектура, эстетика, пространство и время, пространственно-временной континуум.

Summary:

The article raises a question of an aesthetic component of architecture as a space-time continuum. Traditional interpretation of architecture as a spatial form of art does not allow to fulfill to the maximum extent its aesthetic potential. The author believes that the concept of the space-time continuum can be the starting point of the aesthetic analysis of the architecture and it can reveal the patterns of the aesthetic perception of the environment.

Keywords:

architecture, aesthetics, space and time, space-time continuum.

Пространство и время представляют собой формы, выражающие определенные способы координации материальных объектов и их состояний. Рассматривая категории пространства и времени в отношении видов искусства и их эстетического осмысления, принято говорить о художественном пространстве и художественном времени, которые отражаются в субъективных переживаниях индивида и являются одним из важнейших элементов в построении художественной модели мира. Это пространство и время произведения искусства, совокупность тех его свойств, которые придают ему внутреннее единство и завершенность и наделяют его характером эстетического.

Художественное пространство и время представляют собой эстетически освоенные категории, придающие внутреннее единство и завершенность произведению искусства, наделяя его смыслом и содержанием. Среди отечественных исследователей к вопросам художественного пространства и времени обращались М.М. Бахтин, М.С. Каган, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман, П.А. Флоренский и многие другие.

Одна из ключевых особенностей архитектуры как вида искусства - это рациональная составляющая. Любой архитектурный объект возводится с определенной утилитарной целью, обозначенной как функция, и его художественная составляющая расценивается как вторичная, соподчиненная первой, даже если ее внешний облик говорит об обратном. Как бы ни было иррационально и величественно сакральное сооружение, будь то средневековый готический собор или древнегреческий храм, - это прежде всего «дом Бога», который возведен с определенной целью и назначением. По этой причине за длительный период истории человечества архитектуру то вообще исключали из перечня изящных искусств, низводя до уровня ремесла, то возносили на первое место, опять же исходя из ее значимости и пользы для человека.

Вопрос о художественной оценке архитектуры актуален и в наше время. Эстетическая оценка архитектуры обычно связывается с рассмотрением эстетических характеристик пространства, а само пространство является основополагающим в определении архитектуры. Исследователи отмечают трехмерность и геометрическое начало данного вида искусства, характер изменения которого зависит от соотношения основных пространственных координат (А.Э. Гутнов, С.В. Норенков, В.Ю. Циркунов и др.).

Параллельно с этим существует другая концепция, основы которой были заложены в начале XX в. Переосмысление классических подходов к формированию архитектурного пространства происходит прежде всего в авангардном искусстве - кубизме, супрематизме, конструктивизме, что в свою очередь влияет на теорию композиции архитектуры. Время становится но-

вым элементом, способным перевернуть представление о статичности и незыблемости архитектуры как новой реальности. В этой области значимыми представляются исследования А.Г. Габричевского, В.В. Кандинского, В.А. Фаворского, П.А. Флоренского и др.

Архитектурное пространство, создаваемое человеком, не может сводиться исключительно к утилитарно-вещественной действительности, поскольку является отражением социокультурных представлений человека о мире, обществе и о нем самом. Как и любой другой вид искусства, архитектура - это разговор человека с Универсумом, попытка репрезентации себя, своих убеждений и идей путем формирования «второй природы». Художественное взаимодействие мира проявляется как в образном отражении мира, так и в преобразовании человеком мира в образной форме. Таким образом, архитектура представляет собой не только предметно-пространственную оболочку, которая отражает жизнь и деятельность человека, но и подсистему преобразования мира, жизни и деятельности человека.

Специфика такого пространства тесно связана со спецификой времени, которое является внутренним временем человеческой жизни. И оба эти явления находят свое отражение в архитектуре. Обычно пространственные и временные характеристики бытия архитектуры рассматриваются без внутренней связи друг с другом либо временная характеристика предстает в роли соподчиненной пространственной, например как время, затраченное на осмотр того или иного архитектурного объекта. Взаимосвязь пространства и времени определяется суммированием впечатлений, полученных за определенное время, потраченное на восприятие пространства. А.В. Иконников отмечает, что восприятие структуры города возможно лишь в постепенном ознакомлении, связанном с передвижением, и у непрофессионалов не происходит формирования законченной и четкой модели целого, хотя полученная в восприятии субъекта картина и получает эстетическую оценку [1, с. 87].

Пространство, ставшее и становящееся, всегда подразумевает наличие временной координаты, необходимой для ее восприятия. Многие исследователи и теоретики архитектуры отмечали «четырехмерность» архитектуры, и это «четвертое измерение» - время - зависит от движения человека.

Создавая архитектурное пространство из объемов, плоскостей и протяженности, мы задаем и временные характеристики этого пространства, заставляя время изменяться так, как нам надо, учитывая особенности его восприятия. Взаимодействие человека с пространством изменяется во времени. Время может стоять или течь необыкновенно быстро. Оно связано с пространством, измеряется движением в пространстве.

Особенности восприятия архитектурного пространства, преимущественно зрительного, освещены в работах отечественных исследователей - Е.Л. Беляевой, А.В. Иконникова, А.Г. Рап-папорта, Г. Руубера и зарубежных - Р. Арнхейма, К. Линча и др.

Пространственно-временные отношения должны быть доведены до такого понимания, где они являются не отношениями, а полевым содержанием. М.М. Бахтин вводит для описания различных видов литературных текстов понятие хронотопа - «существенную взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе... (в дословном переводе - времяпространство)» [2, с. 234]. Пространственно-временные отношения произведения искусства формируют свою собственную художественную реальность, которая в той или иной степени оказывает эстетическое воздействие на субъект восприятия.

Попытка связать аналогичным образом пространство и время в архитектуре была предпринята В.И. Иовлевым, который предложил понятие «архитектурного хронотопа», представляющего собой синтез архетипа пространства-времени и человеческой деятельности [3, с. 104]. Понятие архитектурного хронотопа связано с эмоциональной окраской среды и особенностями ее эстетического восприятия, но не раскрывает в полной мере ее эстетического потенциала.

Человек посредством архитектуры изменяет пространство и время, создавая новое, воспринимаемое в неразрывном единстве. Само существование архитектурного пространства подразумевает наличие временной координаты. Здесь речь идет не о физическом пространстве и времени, а об их особом бытии, существующем как эстетический феномен, воспринимаемом человеком.

Эстетика архитектурного объекта должна рассматриваться в аспекте пространства и времени. Кажется возможным и правильным рассмотрение архитектуры во взаимосвязи пространственных и временных характеристик, но не в качестве хронотопа - здесь определяющим критерием является время, а в качестве пространственно-временного континуума. Как любое другое материальное образование, архитектура обладает всеми свойствами пространственно-временной длительности. Но, говоря об эстетическом восприятии архитектуры как пространственно-временного континуума, мы рассматриваем его в качестве эстетического предмета - явления, данного в чувственном восприятии, обладающего длительностью и непрерывностью, понимая эстетический предмет в качестве существования эстетически выразительных форм в архитектуре.

В.В. Бычков применил понятие пространственно-временного континуума для описания конкретного акта эстетического восприятия: «...Это целая и целостная, особая и неповторимая жизнь для субъекта восприятия, протекающая в своем пространственно-временном континууме, не коррелирующем и несоизмеримом с физическим континуумом, в котором он реально находится» [4, с. 182].

Континуум подразумевает непрерывность и длительность, в данном случае - непрерывность эстетического восприятия и переживания человеком действительности. Континуум, рассматриваемый как трансцендентное единство потока конкретного места, времени и сознания, представляет собой результат эстетического взаимодействия субъекта восприятия и архитектурного пространства. Пространственно-временной континуум в архитектуре - это эстетическая реальность, данная в чувственном восприятии как феномен единства и длительности пространственно-временных характеристик сознания в процессе эстетического акта.

Неразрывная связь пространственно-временных характеристик в архитектуре при ее формировании и восприятии делает возможным рассмотрение ее в качестве пространственно-временного континуума. Архитектурное пространство существует как некое продолжение жизни общества и является отражением социокультурного пространства и его временных характеристик. Пространственно-временной континуум должен являться отправной точкой эстетического анализа архитектуры. В центре пространственно-временного континуума архитектуры находится человек. Именно он организует и структурирует его, основываясь на личном опыте, мировоззрении, культурных установках. Восприятие архитектуры и наделение ее определенными смыслами напрямую зависит от субъекта как представителя определенной социальной группы, эпохи, культуры.

Новый эстетический подход позволит осуществить корреляцию между понятиями пространства и времени в архитектуре и выступит в качестве актуальной темы для эстетико-фило-софского исследования и в методологическом качестве для теории архитектуры. Понимание единства пространственно-временных характеристик (континуума) в архитектуре не только предоставит возможность по-новому переосмыслить процесс проектирования, но и выявит закономерности эстетического восприятия среды. Исследования, выполненные в междисциплинарном модусе, позволят раскрыть новые позиции художественного языка архитектуры.

Ссылки:

1. Иконников А.В. Эстетическое значение структуры города // Город и время : сб. ст. М., 1973. С. 86-102.

2. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М., 1975. 504 с.

3. Иовлев В.И. Архитектурный хронотоп и знаковость // Семиотика пространства : сб. науч. тр. Междунар. ассоциации семиотики пространства / под ред. А.А. Барабанова. Екатеринбург, 1999. С. 103-114.

4. Бычков В.В., Маньковская Н.Б. Феноменолого-рецептивные аспекты эстетического опыта // Вестник славянских культур. 2015. № 2 (36). С. 179-194.

References:

Bakhtin, MM 1975, Questions of literature and aesthetics. Studies over the years, Moscow, 504 p., (in Russian). Bychkov, VV & Mankovskaya, NB 2015, 'Phenomenological-receptive aspects of aesthetic experience', Vestnik slavyanskikh kul'tur, no. 2 (36), pp. 179-194, (in Russian).

Ikonnikov, AV 1973, 'The aesthetic value of the city structure', City and time: article, Moscow, pp. 86-102, (in Russian). lovlev, VI 1999, 'Architectural chronotop', Semiotika prostranstva: sb. nauch. tr. Mezhdunar. assotsiatsii semiotiki pros-transtva, Ekaterinburg, pp. 103-114, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.