Научная статья на тему 'Проблемы градоустройства и архитектурных сооружений в многонациональных мегаполисах'

Проблемы градоустройства и архитектурных сооружений в многонациональных мегаполисах Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
360
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА / ARCHITECTURE / МЕГАПОЛИС / ГОРОДСКАЯ СРЕДА / URBAN ENVIRONMENT / CITY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Амиров Тарлан

Умение синтезировать идеи, органично увязывать чисто традиционные, национальные элементы с достижениями мировой эстетической и градостроительной мысли помогают создавать грандиозные по замыслу архитектурно-пространственные произведения искусств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The ability to synthesize ideas, organically linked purely traditional, national elements with the achievements of world aesthetic and urban thoughts help to create the grandiose plan of architectural — spatial works of art.

Текст научной работы на тему «Проблемы градоустройства и архитектурных сооружений в многонациональных мегаполисах»



ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 3 (53) май-июнь ^

Примечания

1. Кант, Э. Накд-е ковве-йе хокм [=Критика способности суждения] / Э. Кант ; пер. А. Рашидийан.

— Тегеран : Нашр-е Ней, 2002.

2. Коплстон, Ф. Тарих-е фалсафе [=История философии] / Ф. Коплстон ; пер. А. Алам. — Тегеран : Соруш, 1983. — Т. 5.

3. Саванех, П. Мабани-йе зибаи-шенаси [=Основы эстетики] / П. Саванех ; пер. М. Р. Абулкасими.

— Тегеран : Махи, 2009.

4. Саванех, П. Падидар-шенаси ва хасти-шенаси-йе асар-е хонари [=Феноменология и онтология произведения искусства] / П. Саванех ; пер. М. Р. Абулкасими. — Тегеран : Зибашенахт, 2009.

5. Талеб-заде, С. Эдрак-е хесси дар падидар-шенаси-йе Мерло-Понти [=Чувственное восприятие в феноменологии Мерло-Понти] / С. Талеб-заде // Фаслнаме-йе фалсафи-йе данешкаде-йе адабийат-е данешгах-е 12. — Техран, 2006. — С. 63—72.

6. Эбадиян, М. Гозиде-йе зибашенаси-йе Гегел [=Избранное из эстетики Гегеля] / М. Эбадиян.

— Тегеран : Фархангестан-е хонар, 2004.

7. Goodman, N. Languages of Art An Approach to a theory of Symbols / N. Goodman. — Indianapolis : Hackett, 1976.

CLРОБЛЕМЫ ГРАДОУСТРОЙСТВА И АРХИТЕКТУРНЫХ СООРУЖЕНИЙ В МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫХ МЕГАПОЛИСАХ

УДК 008: 72.036 Тарлан Амиров

Азербайджанский архитектурно-строительный университет (г. Баку)

Умение синтезировать идеи, органично увязывать чисто традиционные, национальные элементы с достижениями мировой эстетической и градостроительной мысли помогают создавать грандиозные по замыслу архитектурно-пространственные произведения искусств.

Ключевые слова: архитектура, мегаполис, городская среда.

The ability to synthesize ideas, organically linked purely traditional, national elements with the achievements of world aesthetic and urban thoughts help to create the grandiose plan of architectural — spatial works of art.

Keywords: architecture, city, urban environment.

Искусственно созданная городская среда, организуя пространство человеческой жизнедеятельности, как воздух окружает нас со всех сторон. Проблемы градоустройства и архитектурных сооружений в мегаполисах отражают всю эволюцию жилой, светской

и культовой архитектуры. При этом некогда оживленные уголки мегаполисов заменяются молчаливыми колоннами припаркованных машин. Исчезают прежние комфортные функции пешеходного пространства, зато «увеличивается неупорядоченное перепле-

242 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 3 (53) май-июнь 2013 242-245

тение функций различных по режиму работы предприятий, многообразного движения деловых, потребительских, рекреационных пешеходных и транзитных автомобильных потоков вблизи крупных транспортных узлов и развязок» [1]. Это, разумеется, не означает, что архитектура улицы или площади не в состоянии оказать эмоционально-художественного воздействия, равнозначного воздействию уникального здания-скульптуры.

Скульптурно-архитектурный комплекс как жанр искусства исторически сложившейся городской среды осмысляется современной архитектурой как главная ее ценность. Отсюда и столь характерный интерес к реконструкции. Отсюда и ее направленность, прежде всего, на всемерную поддержку структурных характеристик старого города и лишь потом — на реставрацию и сохранение отдельных, наиболее ценных зданий. Главное — не разрушить и поддержать характеристики пространственных стереотипов улицы, площади, квартала; восстановить монолитность, неразрывность архитектурного массива застройки целого фрагмента города.

Современная этнокультурная архитектурно-пространственная среда приобретает все большое значение как культурно-туристический комплекс, представляющий собой замкнутую среду. Объективности ради, следует отметить, что интерес к этим комплексам среди населения возрастает. Упуская гуманитарный аспект в вопросах духовно-нравственного и патриотического воспитания любви к своему родному краю, попытаемся с точки зрения архитектуры более подробно остановиться на современных тенденциях архитектурных сооружений в мегаполисах с точки зрения этнокультурных их составляющих.

Если обратиться к облику любого крупного города, то в каждом можно заметить ее мировоззренческую константу, воплощенную в генетически сохраненном ощущении этнокультурных многоуровневых символик. Единство прошлого, настоящего и будущего

в облике мегаполиса, органичное воплощение градостроительной мысли в городской среде удивительно воплощает индивидуальный стиль любого большого города. Это можно увидеть и в истории градостроительства Индии, Мадрида, Парижа, Москвы и других городов мирового уровня.

Например, Баку еще в начале 60-х годов XIX века определился как растущий экономический город Закавказья. Для этого были все предпосылки: великолепный порт, ставший торговым узлом скрещения коммерческих интересов России, Ирана, Кавказа и частично Средней Азии, природные богатства и прекрасное географическое положение. Все это в совокупности составило такой комплекс положительных факторов, что «при первом взгляде на Баку вы уже видите в нем дитя будущности. Это, может быть, единственный город в мире, в котором соединяется столько счастливых условий для выгоднейшего положения страны. И посреди этих сокровищ возрождается Баку из скромного уездного уголка в город с блестящей будущностью, в особенности, если осуществится мысль об устройстве железной дороги, долженствующей связать Каспийское море с Черным», — так писал кавказский журналист И. Евлахов [3].

Однако опыт показывает, изменение в экономике влечет и изменения в градостроительстве. Появляются новые виды построек: торговые дома, вокзалы, высотные жилые кварталы с более упрощенными тенденциями в их архитектурном решении. В строительстве все чаще используются железобетон, металл, стекло. И здесь возникшая эклектика в архитектурных сооружениях в большей степени поглощается модерном, затмевая классицизм. Безусловно, время не стоит на месте, изменение эстетических архитектурных вкусов напрямую связано с процессами глобализации, которые своими «щупальцами» уничтожают этнокультурные особенности в жизнедеятельности мегаго-родов. Все это сказалось на выборе архитектурных форм, стало одной из причин смены классицизма другими тенденциями архитек-

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 3 (53) май-июнь ^

турных сооружений.

К сожалению, классическим примером можно считать лежащую ни один год груду камней на территории здания гостиничного комплекса «Россия» в центре Москвы. Это такой обобщающий опыт взаимозависимости общественно-политического состояния с социально-экономическими процессами урбанизации на стыке веков. Однако из истории и благодаря археологическим находкам произведений искусства древних цивилизаций общественному достоянию XXI века представлены ценности архитектуры Древнего Египта, Ассирии, Вавилона и других культур. И когда туристы приезжают в эти страны, они, прежде всего, восхищаются умением привнести черты восточного зодчества в облик современных зданий. Сочетание в разных вариантах элементов архитектуры исторических стилей в какой-то мере соответствует художественным вкусам каждой эпохи. Современники воспринимают эклектику как «многостилье», как «гибкость, подвижность, мобильность форм», выбор разнообразных форм и средств архитектурной выразительности. Среди сооружений есть немало интересных, оригинальных, обладающих большими художественными достоинствами. И здесь особое место, например, в российской архитектуре занимает эклектика сибирских городов, в форме которой построены городские особняки, купеческие и дворянские усадьбы, торговые дома и промышленные здания [2]. Например, пермяки сохранили, при всей протяженности строящегося города, старый купеческий облик целых кварталов, по которым когда-то по этапу шли декабристы.

Да и многонациональная Москва пока что по сохранившимся отдельным переулкам с их этническими названиями типа татарский, грузинский, белорусский, немецкий оставила историческую память о зодчих, которым при проектировании приходилось учитывать вкусы и пожелания заказчиков. Наверно, было бы правильным, если бы так называемая новая Москва учла ошибки прошлых лет и возрождала бы архитектурные ансамбли с

учетом исторических особенностей той или иной среды. Хотя, объективности ради, следует отметить, что в условиях компактного заселения населенных пунктов и остроты проблемы жилья далеко не просто создавать комплексные ансамбли. Но этнокультурный колорит в проектировании должен быть сохранен. Именно с учетом этих хозяйственных особенностей и отдавая примат характеристикам восточного зодчества, удивительно сочетающегося с современными тенденциями архитектурных сооружений, столица Республики Казахстан Астана, по мнению многих художников и проектировщиков, сегодня — экспериментальная площадка мировой архитектурной мысли. По существу, в центре необозримых казахстанских степей вырос неповторимый город с уникальными сооружениями. В архитектурном облике Астаны причудливо и гармонично слились восточные традиции и дерзкий полет художественной мысли ведущих западных архитекторов. Генеральный план города разработан выдающимся японским зодчим Кисе Курокавой, проекты неповторимых Дворца мира и согласия и «Хан шатыр» принадлежат англичанину Норманну Фостеру, а киноконцертный зал проектировал итальянец Манфреди Николетти. Главную площадь города завершает комплекс зданий Сената, Парламента, резиденции Президента Республики Казахстан и других правительственных зданий.

Осенью 2012 года в музее им. А.С. Пушкина прошла выставка архитектора, художника Ле Корбюзье (настоящее имя Шарль-Эдуард Жаннере). Много путешествуя по Европе, увлекаясь Античностью, Ренессансом, современным фольклором и новейшими достижениями техники и индустрии, Ле Корбюзье удивительно сумел не только открыть конструктивный потенциал железобетона и стекла, но и — как художник и архитектор — сумел объединить живопись и зодчество.

Для нас же он интересен не только как архитектор с мировым именем, но и потому, что оставил большое художественное наследие в архитектуре России, равно как

и Россия во время его поездок в Москву в 1928—30 годах способствовала тому, что именно здесь Ле Корбюзье, благодаря реализованным проектам, многочисленным контактам, стал одним из авторитетнейших мировых зодчих, образцом для архитекторов русского авангарда.

Именно в советской столице он построил здание Центросоюза, самое крупное из сооружений, спроектированных до создания жилого комплекса в Марселе. Когда посещаешь эту уникальную экспозицию, еще больше понимаешь, как важно не зависеть от сиюминутных модных течений и быть независимым художником.

Правда, не следует уж слишком увлекаться. Проект трансформации Москвы Ле Корбюзье был радикальным и предусматривал почти полное уничтожение исторического центра Москвы. Во всем мире он получил известность под названием Лучезарный город. Известно, что в 1933 году проект был опубликован в Москве в качестве приложения к книге «Планировка города». Проект, к счастью, не был реализован, но транспозиция форм, выработанных Ле Корбюзье, сыграла определенную роль в выработке языка советской архитектуры.

Его экспозиции интерьера, на наш взгляд, в новом тысячелетии вновь становятся интересными, поскольку выражают современную классическую конструкцию, удивительно сочетающую в себе и западный стиль, и восточную манеру мягкости. Таким образом,

идеи конструктивизма и классицизма в архитектуре, удивительно сочетаясь в градостроительстве, оказывают сильное воздействие на создание значительных проектов, усадебных жилых домов, официальных зданий и учреждений. Архитектура всегда была сильным созидательным искусством, которому не подвластно ни время, ни политика. Но архитектура подвластна созидателю, ибо художник в каждый проект вкладывает душу. В былые времена, как нам известно, авторам монументальных проектов после создания их шедевра выкалывали глаза. Но несмотря ни на что в мире нашлось много художников, на века оставивших великие памятники культуры.

Таким образом, памятники архитектуры, книги и музыка — вечные непреходящие ценности, которые остаются на века. Умение синтезировать идеи, органично увязывать чисто традиционные, национальные элементы с достижениями мировой эстетической и градостроительной мысли помогают создавать грандиозные по замыслу архитектурно-пространственные произведения искусств.

В то же время отличительная особенность скульптурно-архитектурных проектов заключается в том, что это, прежде всего, синкретичный художественный жанр, масштабный и монументальный по своему воплощению. Как определить, с одной стороны, современные потребности общества, а с другой — определять эти потребности, и есть извечный вопрос архитектора.

Примечания

1. Гушнов, А. Э. Мир архитектуры: язык архитектуры / А. Э. Гутнов. — Москва, 1985.

2. Историческое прошлое и современные тенденции развития архитектуры города Барнаула [Электронный ресурс] / А. Протопопова, С. Мельникова, Е. Таныгина, С. Б. Поморов, Л. А. Заздравных. — Режим доступа: http://elib.altstu.ru/elib/books/Files/pa1999.

3. Фатуллаев, Ш. Градостроительство и архитектура Азербайджана XIX—XX века / Ш. Фатуллаев. — Баку, 1986.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.