Образец ссылки на эту статью: Медведева А.Р. Влияние социальных факторов на архитектурные стили Московского метрополитена на примере станций Кольцевой линии // Бизнес и дизайн ревю. 2018. № 4 (12). С. 10.
УДК 74
ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ НА АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ МОСКОВСКОГО МЕТРОПОЛИТЕНА НА ПРИМЕРЕ СТАНЦИЙ КОЛЬЦЕВОЙ ЛИНИИ
Медведева Александра Романовна
АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», г. Москва, Россия (129010, г. Москва, Протопоповский переулок, 9), студентка 1 курса магистратуры кафедры визуального дизайна факультета дизайна и моды, [email protected], +7-926-963-20-08.
Данная статья посвящена исследованию влияния социальных факторов на архитектурные стили Московского метрополитена на примере станций Кольцевой линии. Целями данного исследования являлись описание архитектуры станций Кольцевой линии Московского метрополитена и выявление влияния социальных факторов на выбор данной архитектуры. Задачи для достижения этих целей были следующие: краткое описание истории создания Кольцевой линии Московского метрополитена; описание архитектуры этих станций; исследование социального контекста эпохи создания Кольцевой линии; выявление связи и влияния социальных факторов на архитектуру станций Московского метрополитена. Для проведения исследования автор обращался к различной литературе и Интернет-источникам по теме: литературе о самом Московском метрополитене, истории его создания; заметкам об его архитектуре, стилях вестибюлей станций Кольцевой линии; работам о социальной обстановке Советского Союза времен постройки Кольцевой линии. Были обнаружены следующие исторические социальные факторы: послевоенная обстановка, социалистический строй, сталинская империя, декрет о монументальной пропаганде, необходимой для создания нового утопического общества, необходимость подчеркивания дружбы союзных республик. Все эти факторы сыграли свою роль в формировании стилей архитектуры станций Кольцевой линии Московского метрополитена, что выразилось в использовании сталинского ампира, больших пространств, яркого освещения, роскошной отделки (мрамор, смальта, позолота, полудрагоценные камни, скульптуры, витражи), сюжетов на тему героев Советского Союза (как конкретных, так и собирательных образов).
Ключевые слова: метрополитен; архитектурные стили; социальные факторы; дизайн; Советский Союз.
INFLUENCE OF SOCIAL FACTORS ON ARCHITECTURAL STYLES OF MOSCOW METRO AT THE EXAMPLE OF STATIONS OF CIRCLE LINE
Medvedeva Aleksandra Romanovna
Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (129010, Moscow, Protopopovskiy lane, 9), Master student of the department of visual design of the Faculty of Design and Fashion, [email protected], + 7-926-963-20-08.
Current article is devoted to the research of the influence of social factors on architectural
styles of Moscow metro at the example of stations of Circle line. The aims of this research were: description of architecture of the stations of Circle line and detection of the influence of social factors on the choice of this architecture. Tasks for achieving these aims were following: short description of the history of creation of Circle line; description of the architecture of these stations; the research of social context of the era of creation of Circle line; detection of connection and influence of social factors on architectural styles of stations of Moscow metro. For this research author used various literature and internet-sources about this topic: literature about Moscow metro, the history of its creation; notes about its architecture and styles of station halls of Circle line; works about social situation in Soviet Union at the times of creation of Circle line. The result of this work is the following conclusions. Next historical and social factors were found out: post-war situation, socialist system, Stalin's empire, the decree about monumental propaganda - necessary for the creation of new utopian society, necessity of highlighting the friendship of Soviet republics - all these factors played their role in the formation of architectural styles of stations of Circle line, that expressed in usage of stalin's empire, big spaces, bright illumination, luxury finishing (marble, smalt, gilding, semi-precious stones, sculptures, stained glass), plots about heroes of Soviet Union (particular ones as well as collective images).
Key words: metro; architectural styles; social factors; design; Soviet Union.
Введение
Данная научно-исследовательская работа посвящена исследованию влияния социальных факторов на архитектурные стили Московского метрополитена на примере станций Кольцевой линии. Это означает, что архитектура станций Московского метрополитена (ММ) будет исследована через призму влияния на ее формирование социального контекста той эпохи, когда эта архитектура создавалась. Автору предстоит понять, как социальные тенденции, свойственные тому времени повлияли на архитектурные решения, выбранные для станций Кольцевой линии Московского метрополитена.
Тема исследования актуальна сейчас не менее, чем в ту эпоху, к которой она относится, так как московский метрополитен продолжает активно развиваться и растет практически ежедневно. Этот процесс включает в себя совершенно разные аспекты и задачи, включая те, которые наиболее для нас актуальны: дизайн, архитектура. Метро удовлетворяет крайне важные социальные потребности, является мощным элементом инфраструктуры современного мегаполиса, а московское метро, будучи одним из самых больших и развитых в мире — не раз упоминалось, что это лучший метрополитен в мире - является гигантской структурой, ежедневно обслуживающей тысячи людей. Здесь бесспорно наличие социальной актуальности данной структуры, отсюда следует, что дизайн и архитектура элементов данной структуры (станций метро, в данном случае) имеют социальное значение, так как ежедневно с ними сталкивается множество людей: как жителей города, так и туристов. Кроме того, московское метро известно своим трепетным отношением к нему горожан. И так как мы подчеркнули, что сегодня метро играет огромную роль в жизни Москвы и находится в активной фазе своего развития и роста, то мы не можем отрицать, что дизайн и архитектура станций Московского метрополитена — важны в контексте отечественных современных дизайна и архитектуры. Как позже будет
видно из исследования — социальный контекст играет свою роль в выборе дизайна и архитектуры определенной среды (тем более такой массовой и популярной как метро). Поэтому современный социальный контекст также играет свою роль в формировании образа Московского метрополитена. Но для понимания этого необходимо обратиться к истории, увидеть на примере станций, построенных ранее — как социальные факторы влияли на выбор архитектуры станций метро. Отсюда следует актуальность данного исследования, его насущность, применимость к сегодняшнему дню, так как без знания и понимания истории невозможно двигаться дальше, и понимание проблемы в ее историческом ракурсе позволит лучше понять современное состояние данной проблемы.
Целями данной научно-исследовательской работы являются: описание архитектуры станций Кольцевой линии Московского метрополитена и выявление влияния социальных факторов на выбор данной архитектуры.
В связи с этими целями, задачи будут следующие: краткое описание истории создания Кольцевой линии Московского метрополитена, описание архитектуры станций Кольцевой линии: их оформительское решение, дизайн, исследование социального контекста эпохи создания Кольцевой линии — особенностей того времени, социального и государственного строя, исторических событий; выявление связи социальных факторов эпохи и выбираемой для дизайна станций архитектуры, выявление влияния социальных факторов на архитектуру станций Московского метрополитена: почему было принято то или иное архитектурное решение.
Гипотеза в таком случае будет следующей: социальный строй эпохи постройки Кольцевой линии повлиял на архитектуру ее станций. Нам важно показать как социальные особенности времени влияли на то каким было решено представить облик станций метрополитена, ведь всем известно, что российское метро уникально — его помпезность несравнимы с метро в зарубежных странах, которые, напротив, выполнены лаконично и строго [2]. Чем обусловлен такой отказ от удобств и экономичности скромного оформления? Почему была сделана ставка на мощный и роскошный интерьер? Ходят легенды, что на постройку первых станций один из инженеров в 1930-е гг. продал одну из комнат в своей коммунальной квартире, где жил с семьей. Даже в кризисное военное время строились мощные и красивые станции. Зачем и почему, если было удобнее возвести максимально функциональную и простую в своем дизайне постройку? Почему, если и выбран был помпезный стиль — не было использовано, например, рококо или барокко? На все эти вопросы мы сможем ответить, обратившись к историческому контексту, поняв, что было актуально для общества и государства того времени, какие задачи стояли перед советским обществом.
Для проведения исследования автор данной научно-исследовательской работы будет обращаться к различной литературе и Интернет-источникам по теме. Сюда будут входить как литература о самом метрополитене, истории его создания, проектирования и постройки первых линий (или очередей), так и заметки об его архитектуре, стилях вестибюлей станций Кольцевой линии, а
также работы о социальной обстановке Советского Союза времен постройки Кольцевой линии — о тех особенностях времени, которые были характерны для той эпохи и могли оказать влияние на архитектуру станций Кольцевой линии Московского метрополитена, повлиять на то, почему были приняты именно те архитектурные решения, выбран тот или иной дизайн, те или иные тематики оформления.
История создания Кольцевой линии Московского метрополитена
План построения метрополитена в Москве возник еще в начале XX в. Поначалу проект первых линий метро отклонили в силу того, что было активно развито трамвайное сообщение, для которого не нужны были конкуренты. Зато после того, как столицу перенесли в Москву, в 1920-е гг. город стал нуждаться в более развитой транспортной системе. Правительство решило обратиться к компании «Siemens», но отказалось от этой идеи в силу дороговизны проекта. После была создана команда отечественных инженеров, которые были заняты разработкой подземной железной дороги, курировал проект Лазарь Каганович.
Первая «очередь» Московского метрополитена строилась с 1931 г. по 1935 г. Открыт для народа метрополитен был в 1935 г. Архитектор Иван Таранов изобразил букву «М» красного цвета, которая стала известнейшим символом московского метро. В 1937-1938 гг. возникла вторая линия, которая шла от станции Смоленская до Курской. В 1938 г. построена линия от станции Площадь Свердлова до Сокола [4]. В 1942 г. эта же линия была продолжена до нынешней Автозаводской (в то время — Завод имени Сталина). Тогда же была построена Павелецкая.
Во время войны метро продолжало жить, хотя в один момент было даже решено его уничтожить. Такой приказ поступил от Кагановича 15 октября 1941 года, к Москве подступали вражеские войска. Метро было решено частично затопить, частично — заминировать. Утром 16 октября метрополитен впервые за всю свою историю не работал, но вечером того же дня приказ об уничтожении было решено отменить. Несмотря на военное положение, продолжалось строительство третьей очереди подземки. На всех станциях, которые соорудили в это непростое время, установлены памятные таблички «Сооружено в дни Отечественной войны».
Кольцевую линию начали возводить уже после войны. Первоначально эту линию хотели построить под Садовым кольцом, но позже решили расположить северную часть Кольцевой линии на полтора километра дальше от Садового кольца, чтобы создать доступ к многим вокзалам Москвы. Очередь от Парка культуры до Курской была построена в 1950 г. К 1952 г. был построен путь от Курской к Белорусской. К 1954 г. строительство линии было окончательно завершено, и на 1962 г. схема Московского метрополитена выглядела следующим образом (рисунок 1).
Таким образом, временным периодом постройки Кольцевой линии Московского метрополитена мы можем считать 1950-1954 гг., что и будем рассматривать как эпоху создания этой линии метро, а также рассматривать те
станции, которые были построены в этот период, т.е. следующие станции: Ботанический сад (ныне Проспект Мира), Комсомольская, Курская, Таганская, Добрынинская, Парк Культуры, Павелецкая, Киевская, Краснопресненская, Белорусская, Новослободская.
Рисунок 1. Схема линий Метрополитена г. Москвы, 1962 г.
Архитектура станций Кольцевой линии Московского метрополитена
Какой-либо концепции дизайна Московского метрополитена с самого начала не было. В 1931 г. перед архитекторами Москвы по этому поводу выступил А. Луначарский, не требуя никаких четких критериев оформления, а лишь давая наставления. Метафизическая красота была не важна, важен был социальный аспект: влияние оформления станций на энергию, поднятие настроя. Архитектура должна была не только оформлять станции метро, но и воспитывать членов социалистического общества: станциям надлежало повышать культурный уровень москвичей и влиять на их духовные ценности. Огромное влияние на архитектуру тех времен оказала книга Томазо Кампанеллы «Город Солнца», в которой были описаны монументальные дворцы, украшенные
фресками и барельефами, посвященными патриотической тематике. Эти описания очень вдохновили в свое время В.И. Ленина и он издал декрет о монументальной пропаганде, на основе которой и базировался дизайн будущего метрополитена.
Большинство станций Кольцевой линии: «Центральный парк культуры и отдыха имени Горького», «Калужская», «Серпуховская», «Павелецкая», «Таганская», «Ботанический сад», «Новослободская», «Белорусская», «Краснопресненская» и «Киевская» — имеют общий тип конструкции. Одинаковыми по размеру являются тоннели среднего и боковых залов, также одинаковы и опоры сводов и проходы. Тем не менее, станции отличаются друг от друга благодаря различным приёмам архитектурного оформления. На некоторых присутствуют прямые стены («Калужская», «Павелецкая»), на иных — по-максимуму используются габариты тоннеля («Таганская», «Белорусская»). Перед архитекторами ставилась задача: сделать оригинальными и неповторимыми готовые тоннельные сооружения, имеющие одинаковые конструкции. Такого эффекта следовало достигнуть с помощью средств архитектурной композиции.
Созданная в 1952 г. архитекторами Алексеем Щусевым и художником Павлом Кориным станция «Комсомольская» обладает просторным залом величественного вида, который украшен мраморными колоннами, его венчают резные капители. Декор изобилует золотом. Потолок украшают восемь панно из мозаики, а конкретно — из смальты и полудрагоценных камней. На этих панно изображены отечественные полководцы, а также присутствует панно, посвященное Великой Победе в Великой Отечественной войне.
Станция Ботанический сад была спроектирована Г. Гельфрейхом и М. Минкусом. Внутреннее помещение вестибюля выполнено в виде одного зала, в котором находятся четыре колонны, которые поддерживают перекрытие, они облицованы художественной цветной керамикой. В помещении присутствует мягкое освещение, которое достигается за счет закарнизного подсвета. Основной тематикой оформления является тема преобразования природы. Фриз пилонов выполнен как керамический барельеф. Декор состоит из листьев белого цвета с позолотой, которые постепенно переходят к центральной композиции — круглым медальонам, на которых изображены сюжеты о социалистическом сельском хозяйстве, присутствуют образы тружеников, работающих в колхозных полях [1, с. 23-26].
Скульптор Г.И. Мотовилов в своих работах, украшающих станцию, изобразил борьбу за хорошие урожаи и изобилие продуктов сельского хозяйства. Изображены такие мотивы как большие колосья пшеницы, сочные плоды, и располагаются на скульптурных барельефах, которые размещены в верхней части пилонов. В люстрах используются лампы люминесцентного света. Стены облицованы красным мрамором «салиэти», что делает их хорошим фоном для пилонов, одетых в мрамор светлого тона с белой керамикой (рисунок 2).
Рисунок 2. Станция Ботанический сад Кольцевой линии
Над Кольцевой Павелецкой, которая была открыта в 1950 г., работал архитектор Николай Колли. Зал украшен коринфскими колоннами, сделанными из цельного мрамора, и декорированными орнаментом, выложенным из коричневого мрамора. Этот орнамент заимствован из узоров вышивки народов Поволжья. Это сделано, поскольку вся станция в целом посвящена Волге и волжским краям. Работа Павла Корина мозаичное панно «Рабочий и колхозница» украшает эту станцию.
Станция Новослободская была сделана в 1952 г., ее архитектором стал Алексей Душкин (для которого это была последняя работа над проектами метро) и А. Стрелков, а художником — Павел Корин. Станция украшена панно из мозаики, озаглавленным как «Мир во всем мире». Пилоны украшены витражами, которые были выполнены в Риге по эскизам П. Корина в мастерских Латвийского отделения Художественного Фонда СССР. Для их изготовления использовались стекла, изначально предназначенные для рижского кафедрального собора. Это вмешательство прибалтийских мотивов добавляет готические аспекты в оформление станции: витражи яркие, они торжественны и строги одновременно. Смотря на них, будто слышишь органную музыку. На станции господствуют круглящиеся формы — свод, круглые светильники, полукруглая ниша, округлые оформления между арками и над каждым панно. Пилоны также не стоят ровно, а заметно наклоняются внутрь станции, будто находясь под порывом ветра. Каждый из витражей обрамлен резной полосой из золоченой латуни [5].
Белорусская Кольцевая станция открылась 30 января 1952 г. Для ее оформления использованы мраморные мозаики, которые посвящены теме возрождения сельского хозяйства в Беларуси. Тема станции соответствует ее названию: она посвящена героической борьбе белорусского народа. 12 мозаичных панно на своде станции и скульптурная композиция о партизанах в торце станции составляют оформительское решение для данной станции (рисунок 3).
Рисунок 3. Станция метро Белорусская Кольцевой линии
Архитектором станции Парк Культуры, которая увидела свет в 1950 г., выступил Игорь Рожин, который решил поставить станцию на массивные пилоны, прорезав их арками так, чтобы визуально казалось, что каждый свод арки стоит на четырех колоннах. В сами арки он поместил барельефы работы Саула Рабиновича, изображающие богатый и разнообразный культурный отдых советского человека - шахматы, авиамоделирование, балет, музыка, танцы, футбол. Потолки свода было решено украсить лепниной, пол выложить мраморной плиткой, а сами колонны - серым мрамором лопота. Эта станция — яркий пример позднего сталинского ампира (рисунок 4).
Рисунок 4. Станция Парк Культуры Кольцевой линии
Добрынинская станция открылась в 1950 г. и до 6 июня 1961 г. называлась «Серпуховская». Она выполнена следующим образом: ее пилоны облицованы серым мрамором под названием газган и декорированы барельефами работы Е.И.
Янсон-Манизер, которые изображают представителей народов СССР. Пол выложен гранитом серого и красного. Темой декоративного оформления станции был выбран труд советского народа. Позже было добавлено панно из смальты «Утро космической эры» художника С.А. Павловский.
Киевская станция была открыта в 1954 г. специально к 300-летней годовщине воссоединения Украины с Россией. Ее авторами выступили Е. Катонин, В. Скугарев и Г. Голубев. Данная станция украшена фресками, посвященными тематике счастливой жизни советской Украины, а также огромным панно, которое посвящено 300-летию воссоединения Украины с Россией. Станция строилась в период, когда к власти пришел Н. Хрущев, пожелавший в ярких праздничных формах увековечить свою родную республику. Основания пилонов и своды ввполнены в белых тонах, и потому на их фоне ярко выделяются 18 мозаичных панно с уникальными сюжетами. Главная тема этих панно - дружба русского и украинского народов, их единение в составе СССР (рисунок 5).
Рисунок 5. Станция Киевская Кольцевой линии
Станция Краснопресненская Кольцевой линии открылась в 1954 г. Ее архитекторами стали К.С. Алабян и Т.А. Ильина. Это станция, посвященная теме революций 1905 г. и 1917 г., несмотря на то что она не столь впечатляющая и запоминающаяся как «Площадь Революции». Названа она была в честь революционного события - в 1905 г. на улице Красная Пресня, главной транспортной артерии района Пресня - произошло восстание московских рабочих. Своды станции белого цвета плавно переходят в пилоны, которые обильно украшены орнаментами и лепниной на революционную тематику. Сами пилоны представляют из себя массивные тумбы, облицованные красным камнем внизу и белым сверху. Свод центрального зала украшен четырнадцатью барельефами, авторы которых— Н.А. Щербаков, Ю.П. Поммер, В.А. Федоров, Ю.Г. Ушков, Г.Н. Колесников. Революции 1917 г. посвящены шесть из этих барельефов, а восемь— революции 1905 г.
Таганская станция Кольцевой линии была открыта в 1950 г. Ее архитекторы
К.С. Рыжков и А.А. Медведев. Это станция, оформленная с определенным оттенком готической архитектуры. Свод полукруглый. К нему подступают панно с острой треугольной формой, что гармонирует с треугольным рисунком потолка. Основными цветами станции выступают три — белый, нежно-бежевый и голубой. Но помимо готических мотивов можно увидеть отсылки и к русской культуре — это украшенные треугольные кокошники, известный женский головной убор на Древней Руси. В виде белых рельефов с орнаментами кружевного характера на светло-голубом фоне поданы стеклованные панно из керамики (скульпторы Е. П. Блинова, П. М. Кожин, А. Г. Сотников, А. Д. Бержитская, З. С. Соколова). На этом фоне панно главное место занимают барельефы с портретами, которые изображают представителей разных родов войск: моряки, танкисты, артиллеристы, лётчики, кавалеристы, пехотинцы, железнодорожники, партизаны. Панно в центральном зале имеют голубой фон, в боковых — белый. Под каждым портретом есть прославляющая пояснительная надпись. Всего таких панно 32 штуки, каждое из них повторяется по четыре раза
Кольцевая станция остановки Курская сооружена по проекту Г. А. Захарова и 3.С. Чернышёвой и открыта была в 1950 г. Столбы-колонны облицованы белым мрамором «коелга», также им облицованы и путевые стены. Своеобразная балка с пологими арочными проёмами, увенчанная карнизом, «несёт» белый свод станции. У основания свода с двух сторон вдоль всей станции протянут декоративный бронзовый пояс. В пилонах центральной части станции располагаются ниши, с установленными в них торшерами со стволами из хрустального стекла. По всей их высоте располагаются лампы дневного света. Станция освещается люстрами, содержащими люминесцентные трубки. Пол устлан гранитными плитами чёрного и красного цвета. В центре вестибюля расположена колонна грибовидной формы. Она украшена рельефным орнаментом, состоящим из цветочных гирлянд.
Итак, мы вкратце описали архитектуру всех внутренних вестибюлей станций Кольцевой линии Московского метрополитена. Мы увидели, что в большинстве из них доминирует сталинский ампир, залы украшены колоннами, своды — мозаикой и барельефами, присутствует роскошная отделка (позолота, панно из смальты, мрамор, полудрагоценные камни), использование дорогих материалов, народные мотивы или же сюжеты быта социалистического народа, его героев, присутствует яркое освещение. Поэтому рассмотрим то, как это связано с социальным контекстом эпохи.
Социальный контекст эпохи создания Кольцевой линии Московского метрополитена и его влияние на архитектуру станций Кольцевой линии
Социальный контекст эпохи постройки станций Кольцевой линии непрост. Социальные факторы влияли на постройку метро с самого начала. Построить его хотели еще в 1875 г., но тогда против выступила церковь в лице митрополита Иннокентия, который вопросил не будет ли это унижением для человека — спускаться в преисподнюю? Поначалу, уже после открытия метро, даже
вывешивались объявления о том, что бесов в подземке нет, так как люди сперва попросту боялись туда спускаться. На архитектуру это также влияло — первые станции должны были быть просторными и светлыми, будто наполненными естественным светом, чтобы людям не страшно было туда спускаться. Чуть позже народ привык к идее метро, но социальные факторы по-прежнему влияли.
Так было и во время постройки Кольцевой линии. Во-первых, это был Советский Союз и социалистический строй, он по-своему влиял на то как происходило строительство метрополитена. Были жесткие рамки и действия правительства. Например, в 1931 г. инженеров, занимавшихся разработкой проекта метрополитена, почти поголовно арестовали за «вредительство», растрату народных денег. Однако коллапс, вызванный затором в трамвайной линии, показал насколько необходимо Москве метро — тогда-то «вредителей» и отпустили для продолжения строительства. То есть мы видим как сильна была рука государства при постройке станций метро. Оно влияло не только на процесс постройки, но и на архитектуру станций, которая официально должна была выполнять социальные запросы государства: воспитывать патриотизм у граждан Советского Союза, выстраивать определенные, необходимые моральные ценности советских граждан. Декрет о монументальной пропаганде был как никогда актуален при постройке станций метрополитена — В.И. Ленин хотел видеть постройки, похожие на описанные в произведении Томмазо Кампанелла «Город Солнца». И новые станции метро вполне отвечали этим требованиям. Они были украшены патриотическими панно и фресками, обладали величественностью и монументальностью. Первые станции украшались как садово-парковые павильоны. Это соответствовало концепции города-сада, которая тогда была актуальна.
Война сыграла огромную роль в архитектуре станций метрополитена, возводившихся и в ее время и после. Во-первых, известно, что метро стало огромным бомбоубежищем для тысяч людей и активно использовалось в этой роли. Поэтому актуальными стали прочные станции глубокого заложения. В период авианалетов в таком бомбоубежище, по подсчетам, родилось около 217 детей. На станциях обустраивались пункты выдачи еды, оказания санитарной помощи, даже имелась библиотека. В этом смысле очень важна была вентиляция, поэтому у наземных вентиляционных шахт во время бомбардировок устанавливались посты охраны, чтобы тушить пожары и сохранять вентиляцию метро.
В то же время такой суровый фактор вовсе не означал, что архитектура станций должна была стать суровой и скупой — наоборот, станции напоминали мирное время, должны были служить отдушиной для советских граждан, переносить их в своего рода нирвану, и в то же время восхвалять военные подвиги отечественных полководцев.
Кольцевую линию московского метро строили после войны. Сталинский ампир расцвел в полную силу, после победы в Великой Отечественной войне авторитет И.В. Сталина возрос и укрепился. Требовались барельефы, мозаики и прочие украшения. Станциям предстояло не только поражать воображение, но и освещать историю эпохи. Продлилось это вплоть до хрущевского постановления
Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» 1955 г., которое запретило всю декоративную и пышную красоту в архитектуре и отделке. Но это произошло уже позже постройки Кольцевой линии [6].
Смерть И.В. Сталина была пограничным моментом в истории Советского Союза. Тоталитарная система, которую он создал в 1930-х гг. к началу 1950-х гг. уже себя исчерпала и нуждалась в радикальных переменах [3, с. 108]. Так начался процесс десталинизации, хотя стоит ли говорить, что был он не моментальным — и процесс постройки Кольцевой линии пришелся как раз на это переломное время. XX съезд КПСС 1956 г., известен своей жесткой критикой сталинизма — но не будем вдаваться в подробности, мы помним, что Кольцевая линия была достроена к 1954 г., однако даже тут стоит заметить, что такие настроения новой власти не могли быть моментально и легко реализованы. Поэтому архитектура начала 1950-х гг. по-прежнему часто прибегала к сталинскому ампиру в своем оформлении.
Таким образом, мы рассмотрели основные социальные особенности времени постройки Кольцевой линии Московского метрополитена, и можем выявить влияние первого на второе. Очевидно, что война играла свою роль в оформлении станций — необходимо было прославлять ее героев, и в то же время создать у народа ощущение защищенности и надежного укрытия, а так же напомнить о величии своей нации и прелестях социализма, к идеалам которого по-прежнему необходимо было стремиться. Дружбу воевавших плечом к плечу республик надо было запечатлеть в изображении станций, названных в их честь (Белорусская, Киевская). Сама советская эпоха требовала пропаганды патриотизма среди граждан, к чему призывал ленинский декрет о монументальной пропаганде. Поэтому с помощью повествовательных панно и скульптур преподносилось воспитание советских граждан в патриотическом русле, восхвалялись герои, которые нужны были народу — герои труда, партизаны, военные, красивые, здоровые и добропорядочные советские граждане.
Заключение
Итак, мы выполнили поставленные цели и задачи исследования, а общих чертах описали каждую станцию из нашей выборки и выяснили какой была социальная обстановка тех времен и обнаружили как она влияла на архитектуру станций Кольцевой линии Московского метрополитена. Мы обратились к исторической ретроспективе создания Московского метрополитена. Мы описали станции Кольцевой линии, включая: Ботанический сад (ныне Проспект Мира), Комсомольскую, Курскую, Таганскую, Павелецкую, Парк Культуры, Серпуховскую, Киевскую, Краснопресненскую, Белорусскую, Новослободскую. Приложенные к описанию изображения помогают наглядно увидеть то, какой была архитектура этих станций.
Следующей задачей было исследование социального контекста эпохи создания Кольцевой линии. Мы рассмотрели то, какими особенностями отличались те времена, какие социальные тенденции были для них характерны.
Еще одной задачей было выявление связи социальных факторов эпохи и выбираемой для дизайна станций архитектуры. Мы также обнаружили эту связь. Увидели влияние социальных факторов на выбор той или иной архитектуры для оформления станций Кольцевой линии.
Заключительной задачей было выявление влияния социальных факторов на архитектуру станций Московского метрополитена — мы это влияние отметили.
Прежде всего, мы выяснили, что большинство станций Кольцевой линии выполнены в стиле сталинского ампира — несмотря на то, что это был уже почти закат сталинской эпохи (1950-1954 гг.), но процесс десталинизации начался, как мы выяснили, официально в 1956 г. В любом случае протекал не мгновенно и идеально — сталинизм еще присутствовал какое-то время.
Сталинский ампир призван влиять на сознание смотрящего, вызывать у него трепет и восторг, демонстрировать мощь сталинской империи, ее масштаб и величие, ведь что такое ампир сам по себе? Этот архитектурный стиль относится к позднему классицизму и возник во Франции в период правления Наполеона I, желавшего увековечить величие созданной им империи. Имперский стиль, помпезный и величественный, насаждался сверху. Сталинский же ампир, как можно догадаться, должен был прославлять сталинскую империю. Он также назывался советским монументальным классицизмом. Началом возникновения сталинского ампира считают 1932 г., когда была закончена работа над проектом Дворца Советов, а концом или точнее закатом — вышедшее в 1955 г. постановление, предусматривающего устранение излишеств в строительстве. Для сталинского ампира в архитектуре характерно использование архитектурных ордеров, барельефы с советской символикой, композиции из скульптурных фигур трудящихся, спортсменов, военных. В оформлении фасадов домов используется мрамор, гранит, бронза — все это мы видели в описании архитектуры вестибюлей станций Кольцевой линии Московского метрополитена. Их архитектура помпезна и роскошна: это целые подземные дворцы, богатые мозаичными панно, украшенные полудрагоценными камнями, позолотой, смальтой, облицованные мрамором, украшенные образами героев социума: героев труда, спорта, войны, просто воспитанных и красивых, здоровых граждан Советского Союза. Иногда используются техники, отсылающие нас к архитектуре храмов (витражи на Новослободской станции напоминают о готическом соборе, они строги и торжественны). Освещение у станций яркое, люминисцентное, призвано еще больше подчеркнуть яркость станций.
Эпоха постройки Кольцевой линии характерна и тем, что это было послевоенное время, требующее восхваления своих героев и в то же время создания ощущения безопасности и защищенности у своих граждан — ведь метро играло роль огромного и надежного убежища.
Таким образом, мы видим, как социальные факторы: послевоенная обстановка, социалистический строй, сталинская империя, декрет о монументальной пропаганде, необходимость подчеркивания дружбы союзных республик сыграли свою роль в формировании стилей архитектуры станций Кольцевой линии Московского метрополитена.
В описании оформления станций мы увидели частое стремление создать величественный и просторный зал, использование мрамора, образов собирательных и конкретных героев нации — спортсменов, военных, рабочих, колхозников (восхваление основные героев страны — героев труда и общественного роста: спорта, культуры, а также просто идеальных граждан Советского Союза: здоровых, сильных, трудолюбивых, красивых и образованных), использование золота и полудрагоценных камней (демонстрация богатства и величия Отечества), яркого освещения (признак светлого будущего, еще большее подчеркивание «богатств» нации), исторических сюжетов, запечатленных на панно (рассказ истории нации, воспитание культуры и граждан), использование витражей позволило сделать метро похожим не просто на подземный дворец, а на целый подземный храм - торжественный и восхитительный. Все это было результаты влияния социальных факторов.
Список литературы
1. Вальдес Одриосола М.С. Архитектурно-художественные ансамбли станций Московского метрополитена 1930-1950 // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2013. № 12. C. 23-26.
2. Калиничев В.П. Метрополитены. М.: Транспорт,1988. 280 с.
3. Мамедов А.А.О., Оришев А.Б. Тоталитаризм: трактовки прошлого и настоящего // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 2. С. 108115.
4. Московский Метрополитен в 30-е годы [Электронный ресурс]. URL: https://www.moscowchronology.ru/metro_30s.html (дата обращения: 12.07.2018).
5. Советский Союз в 50-е годы [Электронный ресурс]. URL: http://adyghe.ru/menu/2013-09-16-10-20-45/istoriya-rossii/336-sovetskij-soyuz-v-50-e-gody (дата обращения: 12.07.2018)
6. Сталинский ампир в архитектуре и интерьере [Электронный ресурс]. URL: https://www.syl.ru/article/197218/new_stalinskiy-ampir-v-arhitekture-i-interere (дата обращения: 12.07.2018).
7. Станция метро «Таганская» (Кольцевая) [Электронный ресурс]. URL: https://um.mos.ru/houses/stantsiya-metro-taganskaya-koltsevaya/ (дата обращения: 12.07.2018).
References
1. Valdes Odriosola M.S. Arkhitekturno-khudozhestvennye ansambli stantsiy Moskovskogo metropolitena 1930-1950 - Nauchnye trudy Moskovskogo gumanitarnogo universiteta. 2013. no 12. pp. 23-26.
2. Kalinichev V.P. Metropoliteny. M.: Transport,1988. 280 p.
3. Mamedov A.A.O., Orishev A.B. Totalitarizm: traktovki proshlogo i nastoyashchego -Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2014. no 2. pp. 108-115.
4. Moskovskiy Metropoliten v 30-e gody [Elektronnyy resurs]. URL: https://www.moscowchronology.ru/metro_30s.html (data obrashcheniya: 12.07.2018).
5. Sovetskiy Soyuz v 50-e gody [Elektronnyy resurs]. URL: http://adyghe.ru/menu/2013-09-16-10-20-45/istoriya-rossii/336-sovetskij-soyuz-v-50-e-gody (data obrashcheniya: 12.07.2018)
6. Stalinskiy ampir v arkhitekture i inter'ere [Elektronnyy resurs]. URL: https://www.syl.ru/article/197218/new_stalinskiy-ampir-v-arhitekture-i-interere (data obrashcheniya: 12.07.2018).
7. Stantsiya metro «Taganskaya» (Kol'tsevaya) [Elektronnyy resurs]. URL: https://um.mos.ru/houses/stantsiya-metro-taganskaya-koltsevaya/ (data obrashcheniya: 12.07.2018).
Рецензенты:
Соркин М.М. - член Московского союза художников, АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна».
Уваров В.Д. - доктор искусствоведения, заслуженный художник России, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет дизайна и технологии».
Работа поступила в редакцию: 10.09.2018 г.