Научная статья на тему 'Архитетурно-художественное оформление станций Новосибирского метрополитена'

Архитетурно-художественное оформление станций Новосибирского метрополитена Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
245
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
станции метрополитена / архитектурно-художественное оформление / конструктивно-технологические решения / дизайн / выразительность / subway station / architectural design / technological solutions / design / touch

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Молчанов Виктор Сергеевич, Коженков Виктор Николаевич

В статье отражены принципы проектирования и подходы к выбору варианта архитектурно-художественного оформления станционных сооружений метрополитена с массовым пребыванием людей; показано оформление станций первых очередей метрополитена в г. Новосибирске

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCHITECTURAL-ARTISTIC DESIGN OF THE STATIONS OF NOVOSIBIRSK UNDERGROUND

The article reflects the principles of design and approaches to the choice of architectural and artistic design of metro station structures with a mass presence of people; shows the design of the stations of the first stages of the subway in Novosibirsk

Текст научной работы на тему «Архитетурно-художественное оформление станций Новосибирского метрополитена»

УДК 658.012:625

АРХИТЕТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ СТАНЦИЙ НОВОСИБИРСКОГО МЕТРОПОЛИТЕНА

Молчанов Виктор Сергеевич.

г. Новосибирск, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный

архитектурно-строительный университет (Сибстрин)», профессор кафедры «Инженерная геология, основания и фундаменты», molchanov051@mail.ru.

Коженков Виктор Николаевич.

г. Новосибирск, бывший ГИП института «Новосибметропроект», пенсионер, 1950@gmail.com.

Аннотация. В статье отражены принципы проектирования и подходы к выбору варианта архитектурно-художественного оформления станционных сооружений метрополитена с массовым пребыванием людей; показано оформление станций первых очередей метрополитена в г. Новосибирске.

Ключевые слова: станции метрополитена, архитектурно-художественное оформление, конструктивно-технологические решения, дизайн, выразительность.

ARCHITECTURAL-ARTISTIC DESIGN OF THE STATIONS OF NOVOSIBIRSK UNDERGROUND

Molchanov Victor Sergeevich.

Novosibirsk, Novosibirsk state University of architecture and civil engineering, Professor of Engineering Geology, foundations and foundations Department», molchanov051@mail.ru.

Kozhenkov Victor Nikolaevich.

Novosibirsk, Institute "Novosibgrajdanproekt», 1950@gmail.com.

Abstract. The article reflects the principles of design and approaches to the choice of architectural and artistic design of metro station structures with a mass presence of people; shows the design of the stations of the first stages of the subway in Novosibirsk.

Key words: subway station, architectural design, technological solutions, design,

touch.

Разрешение на проектирование и строительство метрополитена в г. Новосибирске было подписано Председателем Правительства СССР А.Н. Косыгиным в 1973 г. Первые проектные разработки Новосибирского метрополитена выполнялись в институте «Метрогипротранс» (г. Москва) с привлечением его филиала «Бакметропроект» (г. Баку). В 1975 г. утверждено технико-экономическое обоснование, в 1978 г. - технический проект первой очереди 13,0 км с 8 станциями и метромостом через р. Обь (от станции «Площадь Калинина» до станции «Площадь Маркса», станций «Сибирская» и «Вокзальная», а также электродепо «Ельцовское» с двухпутной веткой 1,4 км. Создание

института «Новосибметропроект» и начало строительства метрополитена датируется 1979 г.

До выполнения рабочей документации архитектурно-художественного оформления станций первой очереди метрополитена в Новосибирске был объявлен открытый конкурс среди проектных организаций СССР. В ходе предварительного рассмотрения эскизов архитектурно-художественного оформления в ГлавАПУ Горисполкома к дальнейшему рассмотрению на Градостроительном Совете города были допущены разработки институтов: Новосибгражданпроект, ГипроНИИ, Сибгипротранс, СибЗНИИЭП, Метрогипротранс, Ленметрогипротранс, НГСПИ (СибАкадемпроект). По результатам конкурса Градостроительный Совет утвердил материалы и предложения, которые легли в основу дальнейшей разработки рабочей документации.

Станция Площадь Маркса (рис. 1) согласно работкам архитекторов В.Г. Козляева, Е.Е. Малыхина и автора светильников с люверсными решетками дизайнера С.В. Моржакова оформлена в контрастных тонах, с отражением незаконченности, нагроможденности образа, связанного с ее названием...

а) б)

Рис. 1. Оформление станции «Площадь Маркса»: а) конкурскный вариант; б) воплощенное по разработанному проекту

Станция Студенческая (рис. 2) оформлена в светлых тонах, символизирующих свет науки (в отличие от варианта участника конкурса с использованием контрастных черно-белых тонов «в соответствии с характером жизни студента»).

а) б)

Рис. 2. Оформление станции «Студенческая»: а) конкурскный вариант; б) воплощенное по разработанному проекту

Станция Речной вокзал (рис. 3) по техническому проекту предусматривалась с островной платформой под ул. Зыряновская и железной дорогой южного направления. В рабочих чертежах стацию переместили на стыке с метромостом. Архитектор В.В. Питерский выразил архитектурно-художественное оформление в обтекаемых формах: скругленные очертания подвесного потолка, круглые светильники и иллюминаторы по стенам. Под железной дорогой запроектирован пешеходный переход для пересадки пассажиров на пригородные электрички.

а) б)

Рис. 3. Оформление станции «Речной вокзал»: а, в) конкурсные варианты; б, г) воплощенное по проекту

Станция Октябрьская (архитектор В.В. Питерский, ГИП В.Н. Коженков) имеет типовую трехпролетную конструкцию (рис. 4). Архитектурная идея выражена в виде символических факелов (одного из символов Октябрьской революции), в виде которых выполнены оголовки колонн, имеющие облицовку мрамором красноватого цвета.

а) б)

Рис. 4. Оформление станции «Октябрьская»: а) конкурскный вариант; б) воплощенное по разработанному проекту

Станция Площадь Ленина (рис. 5) оформлена в соответствии с конкурсной работой архитектора института «Ленметрогипротранс» А.С. Гецкина и московского художника Кузнецова, чьи картины из наборного мрамора украшают торцевые стены выходов с посадочной платформы. Архитектурное решение элементов выдержано в лаконичных и объемных цельных формах. По торцам выполнены так называемые «разломы» повышенной высоты для демонстрации мощи свода перекрытия и монументальности картин.

Рис. 5. Оформление станции «Площадь Ленина»: а) конкурскный вариант; б) воплощенное по разработанному проекту

Архитектурная отделка станции Гагаринская (архитекторы Е.Е. Малыхин, В.Г. Козляев) спроектирована (рис. 6) с космическим уклоном: темно-синее небо, полированная нержавеющая облицовка колонн и конструкций, черный тонированный стемалит стен. Правда, вместо полировки выполнили

металлические листы с рифленой поверхностью, скрывающей брак, а стемалита не нашли... Стоит обратить внимание на уменьшенное по сравнению с типовым сечение (диаметр) колонн за счет применения конструкции «бетон в трубе».

а) б)

Рис. 6. Оформление станции «Гагаринская»: а) конкурскный вариант; б) воплощенное по разработанному проекту

Объемно-планировочное решение станции Заельцовская (архитекторы В.Г. Козляев, Е.Е. Малыхин, ГИП В.И. Романов) выполнено (рис. 7) в открытом стиле с повышенным сводом платформенного участка, в результате чего из вестибюлей просматривается посадочная платформа (как и на станции Гагаринская).

а) б)

Рис. 7. Открытие и оформление станции «Заельцовская»: а) участники открытия; б) воплощенное по разработанному проекту

Станция Площадь Гарина-Михайловского (рис. 8) оформлена в соответствии с предложением архитекторов института «Метрогипротранс» Л.Н. Попова и В.С. Воловича: перекрытие из монолитного железобетона в виде плиты увеличенной высоты с освещенными сферическими куполами, облицовка из мрамора светлых тонов.

а) б)

Рис. 8. Оформление станции «Площадь Гарина-Михайловского»: а) конкурскный вариант; б) воплощенное по разработанному проекту

Авторами отделки станции Сибирская (рис. 9)) были архитекторы В.В. Питерский, Е.Е. Малыхин и С.В. Моржаков. Художественное панно в стиле флорентийской мозаики выполнили ленинградские художники супруги Алексеевы.

Рис. 9. Оформление станции «Сибирская»: а) конкурскный вариант; б) воплощенное по разработанному проекту

Станция «Березовая роща» выполнена, как и другие станции под площадями - односводчатой; станция «Золотая Нива» (рис. 9) - колонная мелкого заложения с одним рядом из 26 колонн с шагом 4 метра. В отделке «Золотой Нивы» преобладают алюминиевые панели золотистого и серебристого тонов: ими облицованы путевые стены и потолок станции, колонны символизирует золотые колосья нивы, капители колонн выполнены с изображением колосьев.

Рис. 10. Виды станций «Березовая Роща» (а) и «Золотая Нива» (б)

Выводы. Несмотря на применение, как и в промышленно-гражданском строительстве, типовых решений, разнообразие которых ограничивается определенными габаритными, техническими и эксплуатационными требованиями, для достижения архитектурной выразительности применяют отдельные нестандартные конструктивные формы, элементы дизайна различной цветовой гаммы и освещенности. В результате архитектурный облик станций метрополитена удается весьма разнообразить, каковым он и воспринимается.

Библиографический список:

1. ГОСТ Р 54257-2010 Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения и требования. М.: 2010.

2. СП 120.13330.2012 Актуализированная редакция СНиП 32-02-2003 «Метрополитены». М.: 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.