Научная статья на тему 'Характеристика эмоционального опыта народа коми'

Характеристика эмоционального опыта народа коми Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
334
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Огарёв-Online
Ключевые слова
ЗНАК ЭМОЦИЙ / НАРОД КОМИ / ПОНИМАНИЕ ЭМОЦИЙ / ЭМОЦИИ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ КАТЕГОРИИ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Романов Даниил Константинович, Романов Константин Михайлович, Сурайкина Ирина Николаевна

На основе психологического анализа коми-русского словаря выявлены основные параметры анализа эмоционального опыта народа коми. Установлено, что представленные в словаре эмоциональные категории занимают довольно скромное место 1,1%. В эмоциональной культуре народа коми преобладает отрицательный эмоциональный опыт. Эмоциональный опыт народа коми представлен преимущественно эмоциональными свойствами и состояниями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Характеристика эмоционального опыта народа коми»

РОМАНОВ К. М., СУРАЙКИНА И. Н., РОМАНОВ Д. К.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОПЫТА НАРОДА КОМИ1 Аннотация. На основе психологического анализа коми-русского словаря выявлены основные параметры анализа эмоционального опыта народа коми. Установлено, что представленные в словаре эмоциональные категории занимают довольно скромное место -1,1%. В эмоциональной культуре народа коми преобладает отрицательный эмоциональный опыт. Эмоциональный опыт народа коми представлен преимущественно эмоциональными свойствами и состояниями.

Ключевые слова: эмоции, эмоциональный опыт, понимание эмоций, эмоциональная культура, эмоциональные категории, народ коми, знак эмоций, эмоциональные свойства, эмоциональные состояния, эмоциональные процессы, эмоциональные действия.

ROMANOV K. M., SURAIKINA I. N., ROMANOV D. K.

CHARACTERISTICS OF KOMI PEOPLE EMOTIONAL EXPERIENCE Abstract. The study presents the basic parameters of emotional experience analysis based on a psychological analysis of the Komi-Russian dictionary. It has been found that emotional categories included in the dictionary make only 1.1% of its vocabulary. Negative emotional experience dominates the emotional culture of the Komi people. The Komi people emotional experience is represented mainly by emotional characteristics and states.

Keywords: emotions, emotional experience, understanding emotions, emotional culture, emotional category, Komi people, emotion sign, emotional characteristics, emotional states, emotional processes, emotional actions.

Важнейшее место в культуре любого народа занимает психологический опыт. В нем сконцентрированы исторически наработанные этносом психологические знания, способы понимания людей, способы общения, формы межличностных отношений [9]. Все это составляет содержание психологической культуры этноса как неотъемлемой части его культуры. Психологическая культура человека довольно многообразна и многомерна. Существует большое количество ее видов. Важное место среди них занимает эмоциональная культура [8; 9]. В ней сконцентрирован эмоциональный опыт народа. Усваивая его, ребенок становится полноценным носителем эмоциональной культуры. Как личностное образование эмоциональная культура выражается в способности человека разумно, эффективно и

1 Исследование выполнено при поддержке гранта РГНФ № 15-16-13003 «Этнические особенности общения и межличностного понимания у финно-угорских народов».

гуманно обращаться с эмоциями и чувствами: своими и чужими. Например, если человек позволяет себе совершать агрессивные реакции в адрес других людей (родных, друзей, коллег по работе), то в данном случае нельзя говорить о наличии у него полноценной эмоциональной культуры. Он не владеет своими эмоциями. Скорее наоборот, эмоции владеют им. Высокий уровень развития эмоциональной культуры позволяет человеку эффективно распоряжаться своими и чужими эмоциональными ресурсами.

Оценка уровня развития эмоциональной культуры будет разной в зависимости от того, в какой мере осознает и как относится субъект к своим эмоциональным особенностям. Он может не осознавать их, осознавать и оправдывать факт существования эмоциональных недостатков (принимать их), осознавать их как недостатки и стремиться избавиться от них. Только последний вариант представляется наиболее перспективным для развития его эмоциональной культуры [9]. Это важно учитывать при разработке методики формирования и коррекции эмоциональной культуры.

Эмоциональная культура имеет системное строение. Она включает в себя три структурных компонента: когнитивный, регулятивно-практический и ценностно-смысловой. Когнитивный компонент эмоциональной культуры обеспечивает понимание субъектом эмоций и чувств, которые испытывает он сам или другие люди. Он представлен соответствующими знаниями об эмоциональной жизни людей, эмпатией и мышлением, позволяющим ориентироваться в ней. Когнитивный компонент составляет основу для разумного обращения субъекта со своими или чужими эмоциональными ресурсами. Регулятивно-практический компонент эмоциональной культуры представлен системой механизмов, приемов и действий, с помощью которых происходит управление собственными эмоциями и эмоциями других людей. Сюда входит умение сдержать себя во время конфликта, утешить страдающего человека, поддержать неуверенного в успехе человека и др. Ценностно-смысловой компонент эмоциональной культуры выражается в человеческом отношении субъекта к людям и к их эмоционально жизни. К людям можно относиться положительно или отрицательно, а их эмоциональные состояния можно принимать во внимание, или игнорировать их или даже манипулировать ими. От этого зависит то, с какой целью субъект будет использовать свои знания об эмоциях и чувствах и способы управления ими: с гуманной или антигуманной.

Проблема эмоций имеет глубокие исторические корни и является традиционной для психологии [2; 5; 12]. Эмоциональная культура стала предметом научного анализа только в последние годы. Поэтому понятие еще не вошло в научный обиход. Более распространенными являются категории эмоциональный интеллект и эмоциональная компетентность. [1; 4; 10; 12]. Мы полагаем, что они представляются более узкими и не в

полной мере отражают феномен. В них не учитывается духовно-нравственный компонент.

В данной статье мы остановимся на когнитивном компоненте эмоциональной культуры, в функции которого входит понимание человеком собственных эмоциональных состояний и эмоциональных состояний других людей. Одним из важнейших условий этого является владение соответствующим понятийным аппаратом. Для того, чтобы эмоциональное состояние было понято, необходимо выделить и идентифицировать его, а значит отнести к определенному виду, имеющему соответствующее название, например, удивление, радость, страх, тревога и т. п. Это касается понимания не только чужих, но и собственных эмоций. Понимание субъектом собственных эмоций осуществляется не непосредственно через личное переживание его. Маленький ребенок способен к разным эмоциональным переживаниям. Но это не факт, что он понимает их. Пребывание в эмоциональном состоянии нельзя отождествлять с пониманием этого состояния. Понимание человеком своего эмоционального состояния - это не натуральная, а высшая психическая функция, опосредованная знаком (Л. С. Выготский). Развитие этой функции осуществляется на основе усвоения соответствующих понятий. Их носителем является язык, в котором зафиксирован психологический, в том числе и эмоциональный опыт народа. В процессе усвоения родного языка ребенок овладевает соответствующими понятиями и необходимыми умственными действиями, что позволяет ему в последующем ориентироваться в эмоциональном мире. Логично предположить, что каждый народ создал свою эмоциональную культуру. Поэтому понимание эмоций характеризуется этническими особенностями.

Для изучения этого вопроса мы провели психологический анализ словаря одного из финно-угорских народов: народа коми (31000 слов) [6].

При этом мы предполагали, что в словарях сконцентрирован психологический опыт народа, в том числе и опыт обращения с эмоциональной реальностью.

В качестве предмета анализа были эмоциональные категории, например: радость, страх, волнение и т. п. Именно они и являются носителями эмоционального опыта этноса. Усваивая их, ребенок овладевает соответствующими умственными действиями, на основе которых происходит понимание эмоций.

Результаты анализа показали, что в словаре народа коми содержится 343 эмоциональные категории. Это составляет 1,1% от объема всего словаря. Мы не можем оценить эмоциональный опыт коми с точки зрения того, достаточно ли его для благополучного существования народа. Можно только предполагать, что каждый народ создал ту эмоциональную культуру, которая соответствует его жизненным интересам и устраивает его.

Феноменология эмоциональной жизни человека довольно богата и многообразна [9]. Ее многообразие задается такими параметрами как знак, временные характеристики, содержание эмоциогенных ситуаций, характер эмоциональных действий, модальность и др. Все это может быть предметом этнопсихологического анализа.

Одной из существенных характеристик эмоций является знак. Он определяется тем, в какой мере то или иное переживание нравится субъекту. В зависимости от знака эмоции подразделяются на три группы: положительные, отрицательные и двойственные. Положительные эмоции возникают в ситуациях, благоприятствующих реализации жизненных интересов человека. Они являются показателями благополучности его бытия и переживаются как приятные. Отрицательные эмоции связаны с ситуациями и обстоятельствами, препятствующими реализации жизненных интересов человека. Они выступают как субъективные индикаторы неблагополучности бытия и переживаются как неприятные или даже невыносимые. Двойственные эмоции совмещают в себе одновременно два переживания: положительное и отрицательное. Они свидетельствуют о противоречивости человеческого бытия.

Рассмотрим соотношение категорий по знаку представленных в них эмоций. Доминирующее место в эмоциональном опыте данного этноса занимают отрицательные эмоции. Соответствующий количественный показатель составляет 225 (65,6%). Это говорит о том, что у народа коми преобладающим является негативный эмоциональный опыт. Именно поэтому он лучше ориентируются в отрицательных, а не в положительных эмоциях. Возможно, что это оправдано с точки зрения выживаемости этноса. Мы не располагаем соответствующими нормативами и не можем оценить этот показатель с точки зрения благополучия эмоционального опыта данного этноса и уровня его удовлетворенности жизнью. Надо сказать, что преобладание негативного эмоционального опыта характерно не только для народа коми. Это характерно и для других финно-угорских народов [8]. Подтверждением этого является также тот факт, что среди так называемых фундаментальных эмоций преобладают отрицательные [5].

Второе место в структуре эмоционального опыта данного народа занимают положительные эмоции, значительно уступая отрицательным. Соответствующий показатель равен 83 (24,3%) единицы. Соотношение отрицательного и положительного эмоционального опыта у народа коми составляет 2,7.

Третье место в структуре эмоционального опыта народа коми занимают неопределенные или двойственные эмоции.

Следующий этап анализа словаря эмоциональных категорий был направлен на укрупнение семантических единиц анализа. Процедура укрупнения производилась путем

объединения близких по значению категорий. Например, в одну семантическую группу были включены такие категории: грусть, грустно, грустить, довольно грустно. В каждой укрупненной единице анализа можно выделить семантический центр и периферическое пространство. Семантический центр представлен базовым словом, обозначающим соответствующий эмоциональный феномен. Чаще всего это существительное. В данном примере это слово грусть. Однако в отдельных случаях семантический центр может быть представлен другими частями речи. Периферическая часть состоит из однокоренных слов, производных от базового слова: прилагательных, наречий и глаголов. Периферическая часть может включать в себя от одного до нескольких слов. В некоторых случаях она может отсутствовать.

В укрупненной единице анализа представлен близкий по содержанию эмоциональный опыт этноса. Поэтому производные от центральной эмоциональной категории слова не привносят в нее принципиально новое содержание. Тем не менее, они свидетельствуют о широте эмоционального опыта этноса. За каждой производной эмоциональной категорией стоит определенный эмоциональный опыт. Следовательно, чем больше семантическое пространство центральной категории, тем богаче соответствующий эмоциональный опыт этноса.

В результате укрупнения единиц анализа произошло значительное сокращение словаря эмоциональных категорий. Всего была выделена 51 базовая эмоциональная категория, что составляет 0,16% по отношению к объему всего словаря и 14,6% по отношению к объему словаря эмоциональных категорий. Средний объем укрупненной эмоциональной категории составляет 6,86 единиц.

Соотношение базовых эмоциональных категорий по знаку следующее: отрицательные - 43 (84%), положительные - 8 (16%). Как видим, отрицательные эмоциональные категории занимают доминирующее положение. Это еще раз говорит о том, что у народа коми негативный эмоциональный опыт значительно богаче позитивного (в 6 раз). Это можно объяснить соответствующими условиями жизни, в которых отрицательные эмоции являются более важными, чем положительные. Для получения более достоверной информации по этим вопросам требуется кросс-культурное исследование эмоциональной культуры.

Мы не исключаем возможности дальнейшего сокращения словаря эмоциональных категорий за счет исключения синонимов, например, страх, испуг; волнение, тревога; горе, тоска и др. Но в таком случае утрачивается очень важная часть эмоционального опыта этноса и он представляется более ограниченным. Любая эмоция допускает множество вариантов и разновидностей в зависимости от уровня выраженности, продолжительности, содержания

эмоциогенной ситуации, взаимодействия и смешивания с другими эмоциями, насыщенности когнитивными элементами. Например, эмоция страдания в зависимости от уровня выраженности может принимать форму горя, тоски, безысходности и др. Чем богаче эмоциональный опыт этноса, тем большее количество разновидностей каждой базовой эмоции он вмещает в себя. В эмоциональной культуре разных этносов имеется много общего. Можно предположить, что в эмоциональной культуре каждого этноса содержатся все базовые эмоции: страдание, страх, удивление, радость, стыд, гордость, удивление, интерес, презрение, отвращение и др. В эмоциональном словаре народа коми представлены все базовые эмоции. Этнические особенности следует искать не в центральных эмоциональных категориях, представляющих базовые эмоции, а в категориях, входящих в группу периферических.

На следующем этапе исследования мы проанализировали эмоциональный опыт данного этноса в процессуально-генетическом плане. Из психологии известно, что эмоции могут иметь форму процесса, состояния и свойства. Эмоциональные свойства представлены прилагательными, например, агрессивный, беспокойный, злой, ревнивый и т. п. Вместе с тем они могут использоваться и для обозначения актуальных эмоциональных состояний, например, злой (в данный момент), беспокойный (в данный момент) и т. п.. Эмоциональные состояния как самостоятельные феномены представлены преимущественно существительными, например, агрессия, радость, жалость и др. По сути дела речь идет о базовых эмоциональных явлениях. Процессуальность эмоций представлена преимущественно глаголами, например, беспокоиться, гордиться, стыдиться, страдать, горевать, тосковать и др. В этих категориях в той или иной степени представлена активность субъекта, направленная на порождение и регуляцию собственных эмоций, т. е. эмоциональные действия или действия переживания [3]. Кроме того, были выделены ситуации, вызывающие эмоциональные реакции. В результате количественного анализа было установлено, что в словаре больше всего представлены эмоциональные состояния и свойства - 245 (71,3%) единиц. Вторую позицию занимают эмоциональные действия - 92 (26,8%) единицы. Эмоциогенные ситуации представлены крайне слабо - 6 (1,9%) единиц. Такое соотношение категорий говорит о низком уровне развития регулятивно-практического компонента эмоциональной культуры народа коми.

Для выявления этнических особенностей эмоционального опыта народа коми требуется кросс-культурный анализ эмоционального опыта.

Результаты проведенного анализа позволяют следующие выводы.

1. В структуре зафиксированного в языке народа коми жизненного опыта эмоциональная культура занимает довольно скромное место - 1,1%.

2. В эмоциональном опыте народа коми представлены все фундаментальные эмоции.

3. Для эмоционального опыта данного народа характерно довольно существенное преобладание опыта обращения с негативными эмоциями.

В заключение отметим, что психологический анализ словарей позволяет выявить только потенциальные возможности языка как носителя эмоциональной культуры этноса. Для того, чтобы они реализовались человек должен достаточно хорошо усвоить соответствующие слова. Для решения этого вопроса требуется эмпирическое исследование реальных носителей языка. Это можно рассматривать как задачу дальнейших исследований.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева И. Н. Концептуальное поле понятия «эмоциональный интеллект» // Вопросы психологии. - 2009. - № 4. - С.131—132.

2. Бреслав Г. М. Психология эмоций. - М.: Смысл; ИЦ «Академия», 2004. - 544 с.

3. Василюк Ф. Е. Переживание и молитва. - М.: Смысл, 2005. - 191 с.

4. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / пер. с англ. А. П. Исаевой. - М.: АСТ; Хранитель, 2008. - 478 с.

5. Изард И. Эмоции человека. - М.: Прогресс, 1980. - 397 с.

6. Коми-русский словарь: 31 000 слов / Л. М. Безносикова, Е. А. Айбабина, Р. И. Коснырева. - Сыктывкар: Институт языка, литературы и истории Коми научного центра УрО РАН, 1995. - 811 с.

7. Романов К. М. Психология человека. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2011. -476 с.

8. Романов К. М. Этнические особенности эмоциональной культуры финно-угорских народов // Актуальные проблемы психологии развития личности. - Гродно: ГрГУ, 2014. - С. 86-91.

9. Романов К. М. Психологическая культура личности. - М.: Когито-Центр, 2015. -314 с.

10. Ялтонский В. М., Сирота Н. А. Психология совладающего поведения: развитие, достижение, проблемы, перспективы // Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы / под ред. А. Л. Журавлева, Т. Л. Крюковой, Е. А. Сергиенко. - М.: Институт психологии РАН, 2014. - С. 21-54.

11. Ekman P. Emotions revealed - Recognizing Faces and Feelings to Improve Communication and Emotional Life. - 2nd edition. - N.Y.: Anowl Book, 2007. - 142 p.

12. Kovalsky R. M. Impression management: a literature review and two-component model // Psychological bulletin. - 2013. - Vol. 107, No. 1. - Р. 46-58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.