Научная статья на тему 'Эмоциональная культура арабского народа'

Эмоциональная культура арабского народа Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
498
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭМОЦИИ / АРАБСКИЙ НАРОД / АРАБСКИЙ ЯЗЫК / СТРУКТУРА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ФЕНОМЕНЫ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА И СОСТОЯНИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОВЕДЕНИЯ / EMOTIONAL CULTURE / PSYCHOLOGICAL CULTURE / EMOTIONS / THE ARAB PEOPLE / ARABIC LANGUAGE / THE STRUCTURE OF EMOTIONAL CULTURE / EMOTIONAL EXPERIENCE / EMOTIONAL PHENOMENA / EMOTIONAL ACTIONS / EMOTIONAL PROPERTIES AND STATES / EMOTIONAL MANNER OF ACTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Романов Константин Михайлович

В статье представлены результаты исследования эмоциональной культуры арабского народа. В теоретической части работы рассматривается соотношение понятий «эмоциональная культура» и «эмоциональный интеллект». Подчеркивается, что эмоциональная культура является одним из видов психологической культуры. В ней воплощен эмоциональный опыт народа, накопленный в ходе его исторического развития. Эмоциональная культура включает три компонента: когнитивный, регулятивно-практический и ценностно-смысловой. В качестве методики исследования эмоциональной культуры использован психологический анализ арабского словаря. На следующем этапе исследования эмоциональные категории были разделены на положительные и отрицательные. Доминирующим в эмоциональной культуре арабов является отрицательный эмоциональный опыт. Установлено, что в эмоциональных категориях представлены эмоциональные феномены (радость, гордость, злость и др.), эмоциональные действия (радовать, гордиться, злиться и др.), эмоциональные свойства и состояния (радостный, гордый, злой и др.), эмоциональные характеристики поведения (радостно, гордо, зло и др.). Результаты анализа показали, что эмоциональный опыт арабского этноса является довольно сложным и многообразным. Однако оценивать его в качественном отношении некорректно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The emotional culture of the Arab people

The article presents the results of the research on the emotional culture of the Arab people. In the theoretical part of the paper the concepts «emotional culture» and «emotional culture» in their correlation are looked upon. It is emphasized that emotional culture is one of the types of psychological culture. It is the reflection of the emotional experience accumuted by the people in the course of its historical development. Emotional culture includes three structural components: cognitive, regulative-practical and moral. The psychological analysis of the Arabic dictionary was used as a method for studying emotional culture. As a result of the analysis, 576 emotional categories were allocated, which is 1,35% in relation to the total number of words. At the next stage of the research, the emotional categories were divided into two groups positive and negative. The dominant experience in the emotional culture of Arabs is negative. It was established that emotional categories are represented by emotional phenomena (for example, joy, pride, anger, etc.), emotional actions (for example, to please, to be proud, to be angry, etc.), emotional properties and states (for example, joyful, proud, angry, etc.), emotional manner of action (joyfully, proudly, angrily, etc.). They were distributed as follows: emotional phenomena 29,9%, emotional actions 27,8%, emotional properties and conditions 26,6%, emotionalmanner of action 15,7%. The results of the analysis showed that the emotional experience of the Arab ethnos is rather complex and diverse. However, it would be incorrect to evaluate it from the perspective of quality.

Текст научной работы на тему «Эмоциональная культура арабского народа»

УДК 159.922.4

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА АРАБСКОГО НАРОДА THE EMOTIONAL CULTURE OF THE ARAB PEOPLE

© 2017

К.М. Романов Мордовский государственный университет (Россия, Саранск)

K.M. Romanov Mordovia State University (Russia, Saransk)

В статье представлены результаты исследования эмоциональной культуры арабского народа. В теоретической части работы рассматривается соотношение понятий «эмоциональная культура» и «эмоциональный интеллект». Подчеркивается, что эмоциональная культура является одним из видов психологической культуры. В ней воплощен эмоциональный опыт народа, накопленный в ходе его исторического развития. Эмоциональная культура включает три компонента: когнитивный, регулятивно-практический и ценностно-смысловой. В качестве методики исследования эмоциональной культуры использован психологический анализ арабского словаря. На следующем этапе исследования эмоциональные категории были разделены на положительные и отрицательные. Доминирующим в эмоциональной культуре арабов является отрицательный эмоциональный опыт. Установлено, что в эмоциональных категориях представлены эмоциональные феномены (радость, гордость, злость и др.), эмоциональные действия (радовать, гордиться, злиться и др.), эмоциональные свойства и состояния (радостный, гордый, злой и др.), эмоциональные характеристики поведения (радостно, гордо, зло и др.). Результаты анализа показали, что эмоциональный опыт арабского этноса является довольно сложным и многообразным. Однако оценивать его в качественном отношении некорректно.

The article presents the results of the research on the emotional culture of the Arab people. In the theoretical part of the paper the concepts «emotional culture» and «emotional culture» in their correlation are looked upon. It is emphasized that emotional culture is one of the types of psychological culture. It is the reflection of the emotional experience accumuted by the people in the course of its historical development. Emotional culture includes three structural components: cognitive, regulative-practical and moral. The psychological analysis of the Arabic dictionary was used as a method for studying emotional culture. As a result of the analysis, 576 emotional categories were allocated, which is 1,35% in relation to the total number of words. At the next stage of the research, the emotional categories were divided into two groups - positive and negative. The dominant experience in the emotional culture of Arabs is negative. It was established that emotional categories are represented by emotional phenomena (for example, joy, pride, anger, etc.), emotional actions (for example, to please, to be proud, to be angry, etc.), emotional properties and states (for example, joyful, proud, angry, etc.), emotional manner of action (joyfully, proudly, angrily, etc.). They were distributed as follows: emotional phenomena - 29,9%, emotional actions - 27,8%, emotional properties and conditions - 26,6%, emotionalmanner of action - 15,7%. The results of the analysis showed that the emotional experience of the Arab ethnos is rather complex and diverse. However, it would be incorrect to evaluate it from the perspective of quality.

Ключевые слова: эмоциональная культура; психологическая культура; эмоции; арабский народ; арабский язык; структура эмоциональной культуры; эмоциональный опыт; эмоциональные феномены; эмоциональные действия; эмоциональные свойства и состояния; эмоциональные характеристики поведения.

Keywords: emotional culture; psychological culture; emotions; the Arab people; the Arabic language; the structure of emotional culture; emotional experience; emotional phenomena; emotional actions; emotional properties and states; emotional manner of action.

Важнейшее место в культуре любого народа занимает психологическая культура. В ней воплощен накопленный в процессе исторического развития этноса психологический опыт: знания, умения и навыки общения и межличностных отношений [1].

Психологическая культура многообразна и многомерна. Существует большое количество ее видов. Важное место среди

них занимает эмоциональная культура [13]. Она существует как социальный феномен и личностное образование. Как социальный феномен эмоциональная культура представляет собой исторически выработанный опыт обращения людей с эмоциональной реальностью. Он зафиксирован в языке, книгах, обычаях, обрядах и людях - ее носителях. Эмоциональная культура народа обеспечивает развитие

эмоциональной культуры личности. Как личностное образование эмоциональная культура выражается в способности человека разумно, эффективно и гуманно обращаться со своими и чужими эмоциями и чувствами. Например, если человек позволяет себе совершать агрессивные выпады в адрес других людей (родных, друзей, коллег), то следует говорить об отсутствии у него эмоциональной культуры. Он не владеет своими эмоциями -скорее наоборот, эмоции владеют им. Оценка уровня развития эмоциональной культуры зависит от того, в какой мере человек осознает свои эмоциональные особенности и как относится к ним. Он может не осознавать их, осознавать и оправдывать существование эмоциональных недостатков (принимать их), осознавать как недостатки и стремиться избавиться от них. Только последний вариант представляется наиболее перспективным для развития эмоциональной культуры человека.

Проблема эмоциональной культуры относится к числу мало разработанных и актуальных в психологии. Особенно это касается этнических особенностей эмоциональной культуры. Эмоциональный опыт каждого этноса по-своему уникален. Изучение его позволит расширить научные представления об эмоциях и обогатить арсенал методов психологической помощи людям, переживающим трудные жизненные ситуации.

Эмоциональная культура имеет системное строение. Она включает в себя три структурных компонента: когнитивный, регулятивно-практический и ценностно-смысловой. Когнитивный компонент обеспечивает понимание субъектом эмоций и чувств, которые испытывает он сам или другие. Он представлен соответствующими знаниями об эмоциональной жизни людей и системой познавательных процессов, на основе которых осуществляется понимание субъектом эмоциональной реальности. Регулятивно-практический компонент представлен системой механизмов, приемов и действий, с помощью которых происходит управление собственными эмоциями и эмоциями других людей. Ценностно-смысловой компонент выражается в отношении субъекта к людям и их эмоциональной

жизни. К людям можно относиться положительно или отрицательно, а их эмоциональные состояния и свойства можно принимать во внимание, игнорировать или даже манипулировать ими. Это определяется тем, с какой целью субъект будет использовать свои знания об эмоциях и чувствах и способы управления ими -гуманной или антигуманной. Данный компонент эмоциональной культуры оказывает очень сильное влияние на все остальные, т.е. на понимание эмоциональных состояний и на способы управления ими.

Высокий уровень развития эмоциональной культуры человека предполагает:

1) владение основными научными знаниями об эмоциях и чувствах, их свойствах и закономерностях;

2) знание особенностей собственной эмоциональной сферы и эмоциональной сферы людей, формирующих ближайшее социальное окружение;

3) понимание сущности эмоциоген-ных ситуаций, умение распознавать их и соотносить с основными видами эмоций;

4) умение распознавать и квалифицировать как свои, так и чужие эмоциональные состояния;

5) способность к прогнозированию своих эмоциональных реакций в конкретных жизненных ситуациях;

6) способность к прогнозированию эмоциональных реакций других людей в конкретных жизненных ситуациях;

7) способность к прогнозированию разумных способов поведения по отношению к людям в соответствии с особенностями их эмоциональной сферы и актуального эмоционального состояния;

8) способность к конструированию своего поведения (общения и деятельности) в соответствии с особенностями собственной эмоциональной сферы и своего актуального эмоционального состояния;

9) способность к эмпатии (сопереживанию, сочувствию, эмоциональному отклику);

10) умение адекватно выражать свои эмоции с помощью речи и невербальных средств;

11) умение справляться со своими эмоциями и чувствами, владение техникой эмоциональной саморегуляции;

12) владение минимально необходимыми приемами воздействия на эмоциональные состояния других людей, умение оказать им эмоциональную поддержку и помощь;

13) понимание и принятие собственной эмоциональной жизни как безусловной ценности и неотъемлемой части самого себя как субъекта и личности;

14) принятие эмоциональной жизни других людей как реальности и неотъемлемой части их самих как субъектов и как личностей;

15) исключение всякой возможности манипулировать и злоупотреблять собственными эмоциями и чувствами и завышать или принижать их ценность для себя или других людей (поклоняться им, идти на поводу у них, игнорировать их), ущемлять интересы других;

16) исключение всякой возможности манипулировать эмоциями и чувствами других людей, неоправданно завышать или занижать их ценность для них и для самого себя;

17) критическое отношение к своей эмоциональной культуре;

18) стремление к развитию и совершенствованию своей эмоциональной культуры и к эффективному использованию собственных эмоциональных ресурсов;

19) стремление к оказанию помощи другим людям в развитии и совершенствовании их эмоциональной культуры и в эффективном использовании своего эмоционального потенциала [1].

Высокий уровень развития эмоциональной культуры делает человека подлинным хозяином своих эмоций. Это не означает, что он полностью освобождается из-под их влияния (что вообще невозможно и даже опасно, так как эмоции играют очень важную роль в жизни человека и в существовании его как субъекта и как личности). Это означает только то, что он освобождается от абсолютной зависимости от своих эмоций, которая характерна, например, для маленьких детей. Высокий уровень эмоциональной культуры позволяет человеку эффективно управлять также эмоциями и чувствами других людей.

При низком уровне развитии эмоциональной культуры человек становится рабом своих эмоций. Его поведение под-

чинено так называемой эмоциональной логике и не поддается рациональной (разумной) регуляции (например, под влиянием хорошего настроения он может принять не вполне разумное решение, о котором ему, возможно, придется пожалеть). Такой человек является эмоционально неустойчивым и плохо приспособленным для многих видов профессиональной деятельности, например, для педагогической или управленческой. С ним трудно общаться, поскольку он плохо предсказуем. Его поведение нередко служит источником конфликтов в различных сферах социального бытия: в семье, на производстве, в общественных местах. Кроме того, он может стать объектом эмоционального манипулирования со стороны других, психологически более грамотных людей.

К понятию «эмоциональная культура» близки понятия «эмоциональный интеллект» и «эмоциональная компетентность» [4-8]. В содержательном плане первое из них является более широким. Эмоциональный интеллект включает в себя систему психологических знаний об эмоциях и чувствах, умений ориентироваться в эмоциональных состояниях и свойствах людей и управлять ими [4; 6; 9]; фактически речь идет о когнитивном и регулятивно-практическом компонентах эмоциональной культуры. Аналогичное содержание имеет и понятие «эмоциональная компетентность». Но эмоциональная культура включает еще и ценностно-смысловой компонент, ведущий и определяющий в ней. Именно от него зависит, во имя чего используется эмоциональный интеллект и эмоциональная компетентность: во имя добра или зла. Этот компонент составляет духовно-нравственную основу личности, в то время как другие компоненты эмоциональной культуры выполняют инструментальные функции: ориентировочную и практическую.

Понятие «эмоциональный интеллект» является, на наш взгляд, неудачным в содержательном плане. Это отмечает В.К. Вилюнас: «Понятие "эмоциональный интеллект" с трудом и по-разному вписывается в систему психологических категорий, а обозначаемому им явлению дают в основном описательные характеристики» [10, с. 68]. Дело в том, что с интеллектом

традиционно связывают когнитивные функции. Сюда относятся: «1) общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей; 2) система всех познавательных способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения; 3) способность к решению проблем без проб и ошибок "в уме"» [11, с. 152-153]. В эмоциональный интеллект включается также умение человека управлять своими и чужими эмоциями, что выходит за рамки когнитивных функций [4; 10].

Феномен эмоций был известен еще в античный период. Однако социальность эмоций была признана только в XX столетии. По мнению Ч. Дарвина, основные эмоции имеют биологическую основу, поскольку они выполняют приспособительную функцию и потому должны быть одинаковыми у всех людей [12]. В определенной степени эта гипотеза нашла эмпирическое подтверждение. В частности, было установлено, что базовые эмоции (страх, радость, гнев, отвращение, удивление, грусть) свойственны представителям любых этнических групп, то есть являются общечеловеческими. Очевидно, что речь здесь идет об эмоциях как о натуральных (естественных) психических функциях, каковыми они представляются у животных и маленьких детей. Однако сугубо человеческие эмоции относятся к категории высших психических функций и являются продуктом культурно-исторического развития человека; это не природный, а культурно-психологический феномен. Поэтому эмоциональная культура человека не может быть внеэтничной или безэтничной.

В исследованиях П. Экмана, В. Фри-зена, Г.Е. Крейндлина, В.А. Пронникова, И.Д. Ладанова и других специалистов были обнаружены серьезные этнические различия в способах выражения эмоций [13], которые имеют социальное происхождение, то есть усваиваются ребенком в процессе социализации [12-14]. Здесь важно подчеркнуть, что способ выражения эмоции - это не механический придаток, а неотъемлемый элемент эмоции как целостного системного образования [6; 12; 15]. Изменение способов выражения

эмоции (расширение репертуара, преобразование качества и формы и др.) приводит к изменению и самого эмоционального переживания. Так, вооружение человека способами умеренного выражения некоторых эмоций, характерного, например, для финнов и эстонцев, приводит к снижению их интенсивности. Вооружение человека эффективными способами переживания трудных или кризисных жизненных ситуаций приводит к существенному облегчению его страданий [15; 16]. Такое понимание соответствует положениям культурно-исторической теории Л.С. Выготского о происхождении и сущности высших психологических функций, которые он рассматривал как особые прижизненно сформированные системы, имеющие принципиально иное строение, нежели натуральные психические процессы [17].

Эмоциональная культура человека очень сложна и многогранна. Поэтому исследование ее этнических особенностей может и должно проводиться по многим направлениям и на материале максимально широкого круга этносов. В настоящее время в науке имеется лишь фрагментарное представление об этих особенностях [2; 13; 18]. Эмоции и чувства являются неотъемлемыми спутниками человеческого бытия. Поэтому каждый народ имеет свой исторически наработанный опыт обращения с эмоциональной реальностью, который является частью его общей и психологической культуры [13; 18]. Передаваясь от поколения к поколению, он обеспечивает эмоциональное развитие личности. Эмоциональная культура каждого этноса уникальна и представляет собой ценный объект психологического исследования. Изучение этнических особенностей эмоциональной культуры имеет не только теоретическое, но и важнейшее практическое значение. Кроме обогащения и углубления теоретических представлений об эмоциональной жизни людей, этнопсихологический анализ эмоций позволяет расширить репертуар известных в психологической практике приемов и способов управления ими [19; 20]. Например, в обрядовой культуре любого народа можно выделить много интересных и эффективных приемов управления эмоциями, которые были незаслуженно забыты и утрачены.

Предметом данного исследования являются этнические особенности эмоциональной культуры арабского народа, воплощающей его эмоциональный опыт. Данная проблема почти не разработана в отечественной и зарубежной психологии. Основные исследования в этом направлении были выполнены на базе европейской, восточно-азиатской и восточносибирской выборок.

Важнейшим носителем эмоциональной культуры этноса является язык. В нем зафиксирован соответствующий психологический опыт, в том числе и опыт обращения людей с эмоциональными состояниями. В процессе усвоения родного языка у ребенка формируется когнитивная система, на основе которой он ориентируется в окружающем мире и людях, в том числе и в эмоциональных явлениях [16; 21]. Психологический анализ языка является достаточно информативным методом исследования эмоциональной культуры любого этноса [3; 22; 23].

В качестве основного метода исследования эмоциональной культуры арабского народа был использован психологический анализ арабского словаря как отражения психологической культуры этноса [24]. Единицами анализа стали слова, имеющие эмоциональное содержание, например, ревность, страх, ярость и т.п. Они получили название эмоциональных категорий. В качестве последних использовались не только существительные, но и прилагательные, наречия, глаголы, например, веселый, тревожный, грустно, стыдно, радоваться, успокоить и т.п.

Как показал анализ, в словаре арабского языка насчитывается 567 эмоциональных категорий, что составляет 1,35% от общего количества зафиксированных в нем слов. Мы не можем оценивать этот показатель как хороший или плохой. Эмоциональная культура является необходимым инструментом и условием существования как отдельного человека, так и целого народа. Поэтому каждый этнос имеет такую эмоциональную культуру, какая его устраивает и ему соответствует [25]. Это означает, что одному народу не стоит навязывать эмоциональную культуру другого. Например, арабскому народу вряд ли стоит предлагать эмоциональную

культуру европейцев, поскольку она может быть ему чуждой. Европейский опыт совместной жизни с мигрантами из арабских регионов это подтверждает.

На следующем этапе исследования мы провели оценку эмоциональных категорий по знаку. Для упрощения процедуры двойственные или неопределенные по знаку эмоциональные категории были пропорционально распределены между положительными и отрицательными. В результате анализа было установлено следующее соотношение эмоциональных категорий: отрицательные - 380 (67%), положительные - 187 (33%), что свидетельствует о явном преобладании отрицательного эмоционального опыта у арабского народа. Данная особенность характерна и для эмоциональной культуры других этносов [22 ; 23]. Это говорит о том, что отрицательный эмоциональный опыт более значим в жизни, чем положительный.

На третьем этапе исследования эмоциональные категории были подразделены на группы в зависимости от того, что именно в них представлено: эмоциональные феномены (радость, злость, стыд и т.п.), эмоциональные свойства и состояния людей (радостный, злой, стыдливый), эмоциональные действия и процессы (обрадоваться, разозлиться, застыдиться), эмоциональные характеристики поведения и внешнего облика человека (радостно, злобно, стыдливо). Выделенные группы эмоциональных категорий представлены в словаре разными частями речи. Эмоциональные феномены представлены существительными. Эмоциональные категории этой группы являются наиболее обобщенными и абстрактными. Представленные в них эмоциональные явления не привязаны к каким-то действиям или жизненным ситуациям. Они свидетельствуют об уровне обобщенности эмоционального опыта этноса. Эмоциональные категории второй группы представлены глаголами. Они отражают процессуально-динамические характеристики эмоций и такое их свойство, как активность. Как известно, эмоция - это не данность, а продукт соответствующей активности субъекта: аффективной деятельности или «переживании-деятельности» [15]. Например, если мы говорим, что человек успокоился,

под этим подразумевается, что он (преднамеренно или непроизвольно, сознательно или неосознанно) совершил какие-то действия, с помощью которых изменил свое эмоциональное состояние. В эту же группу мы отнесли эмоциональные категории, в которых субъектом аффективной деятельности является другой человек, например, успокоить, огорчить, разозлить и т.п. Это вполне оправдано, поскольку эти два вида аффективной деятельности имеют генетическое родство [17]. Любая психическая функция человека возникает в межсубъектном пространстве, является функционально разделенной между ребенком и взрослым, учителем и учеником. Эмоциональные свойства и состояния представлены прилагатель-

ными, например, радостный, печальный, тревожный и др. Они всегда привязаны к конкретным людям - их носителям. Эмоциональные характеристики поведения представлены наречиями. Они всегда идут в связке с глаголами: радостно поприветствовал, зло ответил, тревожно спросил и др.

Эмоциональные категории трех первых групп представлены в языке примерно одинаково. В два раза меньше категорий четвертой группы - эмоциональных характеристик действий. (Количественное соотношение групп эмоциональных категорий представлено в таблице 1.) В настоящее время это количественное соотношение мы теоретически обосновать не можем.

Таблица 1

Количественное соотношение эмоциональных категорий

Эмоциональные феномены Эмоциональные действия Эмоциональные свойства Эмоциональные характеристики действий Всего

Абсолютное значение 160 158 151 89 567

% 29,9 27,8 26,6 15,7 100

Эмоциональные категории соответствуют двум структурным компонентам эмоциональной культуры: когнитивному (первая и третья группы) и регулятивно-практическому (вторая и четвертая группы). Они представлены в словаре примерно одинаково: когнитивный компонент -311 (56,5%) единицами, регулятивно практический - 247 (43,5%).

Следующий этап исследования словаря эмоциональных категорий был направлен на укрупнение семантических единиц анализа путем объединения близких по значению категорий. Например, в одну семантическую группу были включены категории скучать, скучный, скучно, скука. В каждой укрупненной единице анализа можно выделить семантический центр и периферическое пространство. Семантический центр представлен базо-

вым словом, обозначающим соответствующий эмоциональный феномен, например, страх, тоска, радость и т.п. Чаще всего это существительное (в приведенном примере - скука). Однако в отдельных случаях семантический центр может быть представлен другими частями речи. Периферическая часть состоит из одноко-ренных слов, производных от базового слова: прилагательных, наречий и глаголов. В приведенном примере в нее входят слова скучный, скучно, скучать. Периферическая часть может включать в себя от одного до нескольких слов. В некоторых случаях она может отсутствовать.

В укрупненной единице анализа представлен близкий по содержанию эмоциональный опыт этноса. Поэтому производные от центральной эмоциональной категории слова не привносят в нее прин-

ципиально нового содержания. Тем не менее они свидетельствуют о широте эмоционального опыта этноса. За каждой производной эмоциональной категорией стоит определенный эмоциональный опыт. Следовательно, чем больше семантическое пространство центральной категории, тем богаче соответствующий эмоциональный опыт этноса.

В результате укрупнения единиц анализа произошло значительное сокращение словаря эмоциональных категорий. Всего было выделено 228 базовых эмоциональных категорий, что составляет 0,54% по отношению к объему всего словаря и 40,2% по отношению к объему словаря эмоциональных категорий. Средний объем укрупненной эмоциональной категории составляет 2,35 единиц. Соотношение базовых эмоциональных категорий по знаку следующее: отрицательные - 135 (59,2%), положительные - 93 (40,8%). Как видим, отрицательные эмоциональные категории занимают доминирующее положение. Это еще раз говорит о том, что у арабского народа негативный эмоциональный опыт богаче позитивного. Это можно объяснить соответствующими условиями жизни, в которых отрицательные эмоции являются более важными, чем положительные. Для получения более достоверной информации по этим вопросам требуется кросс-культурное исследование эмоциональной культуры.

Мы не исключаем возможности дальнейшего сокращения словаря эмоциональных категорий за счет исключения синонимов, например, страх, испуг; волнение, тревога; горе, тоска и др. Но в таком случае утрачивается очень важная часть эмоционального опыта этноса и он представляется более ограниченным. Любая эмоция допускает множество вариантов и разновидностей в зависимости от уровня выраженности, продолжительности, содержания эмоциогенной ситуации, взаимодействия и смешивания с другими эмоциями, насыщенности когнитивными

элементами. Например, эмоция страдания в зависимости от уровня выраженности может принимать форму горя, тоски, безысходности и др. Чем богаче эмоциональный опыт этноса, тем большее количество разновидностей каждой базовой эмоции он вмещает. В эмоциональной культуре разных этносов имеется много общего. Можно предположить, что в эмоциональной культуре каждого этноса содержатся все базовые эмоции: страдание, страх, удивление, радость, стыд и др. Этнические особенности следует искать не в центральных эмоциональных категориях, представляющих базовые эмоции, а в категориях периферических.

Анализ словаря позволяет выявить только потенциальные возможности языка как отражения эмоциональной культуры этноса. Для того чтобы они реализовались, человек должен достаточно хорошо усвоить соответствующие слова.

Подведем итоги. Эмоциональная культура этноса содержит эмоциональный опыт народа, выработанный в процессе его исторического развития. В ее структурны три компонента: когнитивный, регулятивно-практический и ценностно-смысловой.

С помощью языка культура существует и передается через поколения. В арабском языке насчитывается 567 эмоциональных категорий, 228 категорий относятся к базовым. В анем представлены эмоциональные явления, эмоциональные действия, эмоциональные свойства, эмоциональные состояния и эмоциональные характеристики поведения. Выделенные в словаре эмоциональные категории представляют когнитивный и регулятив-но-практический компоненты эмоциональной культуры арабского народа.

Количественное соотношение отрицательных и положительных эмоциональных категорий таково: 386 единиц к 282 единицам. Это говорит о том, что у арабского народа доминирует отрицательный эмоциональный опыт.

* * *

1. Романов К.М. Психологическая культура личности. М. : Когито-Центр, 2015. 314 с.

2. Романов К.М. Этнические особенности эмоциональной культуры финно-угорских народов // Актуальные проблемы психологии развития личности. Гродно : ГрГУ, 2014. С. 86-91.

3. Романов К.М. Этнические особенности эмоционального опыта удмуртского народа и народа коми // Поволжский педагогический вестник. 2016. Т. 1, № 1 (10). С. 91-96.

4. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / пер. с англ. А.П. Исаевой. М. : АСТ : Хранитель, 2008. 478 с.

5. Социально-гуманитарные проблемы современности: человек, общество и культура : монография / В.И. Гвазава [и др.]. Красноярск : Научно-инновационный центр, 2011. Кн. 3. 318 с.

6. Ekman P. Emotions revealed - Recognizing Faces and Feelings to Improve Communication and Emotional Life. 2nd edition. N.Y. : Anowl Book, 2007. 142 p.

7. Kovalsky R.M. Impression management: a literature review and two-component model // Psychological bulletin. 2013. V. 107, № 1. Р. 46-58.

8. Mayer J.D., Salovey P. The intelligence of emotional intelligence // Intelligence. N.Y., 1993. P. 433-442.

9. Андреева И.Н. Концептуальное поле понятия «эмоциональный интеллект» // Вопросы психологии. 2009.№ 4. С. 131-132.

10. Вилюнас В.К. Эмоциональный интеллект // Психология общения : энциклопед. слов. / под общ. ред. А.А. Бодалева. 2-е изд. М. : Когито-центр, 2015. С. 68.

11. Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., пере-раб. и доп. М. : Астрель : АСТ : Транзиткнига, 2006. 479 с.

12. Ильин Е. П. Эмоции человека. СПб. : Питер, 2008. 783 с.

13. Мацумото Д. Культура и эмоции // Психология и культура / под. ред. Д. Мацумото. СПб. : Питер, 2003. С. 279-315.

14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. Т. 2. М. : Педагогика, 1989. 323 с.

15. Василюк Ф.Е. Переживание и молитва. М. : Смысл, 2005. 191 с.

16. Пищальникова В.А. Когнитивные структуры в межкультурном общении // Психология общения : энциклопед. слов. / под общ. ред. А.А. Бодалева. 2-е изд. М. : Когито-центр, 2015. С.325.

17. Выготский Л.С. Собр. соч. : в 6 т. Т. 1. М. : Педагогика, 1982. 487 с.

18. Крысько В.Г., Деркач А.А. Этнопсихология. В 2 ч. Ч. 1. Теория и методология. М. : Ин-т молодежи, 1992. 142 с.

19. Зинченко Ю.П., Шилко Р.С. Копинг-стратегии: классификация // Психология общения : энциклопед. слов. / под общ. ред. А.А. Бодалева. 2-е изд. М. : Когито-центр, 2015. С. 457.

20. Ялтонский В.М., Сирота Н.А. Психология совладающего поведения: развитие, достижение, проблемы, перспективы // Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы / под ред. А.Л. Журавлева, Т.Л. Крюковой, Е.А. Сергиенко. М. : Ин-т психологии РАН, 2014. С. 21-54.

21. Постовалова В. И. Гипотеза лингвистической относительности (гипотеза Сепира-Уорфа) // Психология общения : энциклопед. слов. / под общ. ред. А.А. Бодалева. 2-е изд. М. : Когито-центр, 2015. С. 325.

22. Романов Д.К., Романов К. М., Сурайкина И. Н. Характеристика эмоционального опыта народа коми // Огарев-online. 2016. №21. URL: http://journal.mrsu.ru/arts/xarakteristika-emocionalnogo-opyta-naroda-komi (дата обращения 11.05.2017).

23. Романов К.М., Зангирова Л.Ю. Анализ эмоциональной культуры татарского народа // Огарев-опНпе. 2016. №21(86). URL: https://m.cyberleninka.ru/article/n/analiz-emotsionalnoy-kultury-tatarskogo-naroda (дата обращения 11.05.2017).

24. Русско-арабский словарь / под ред. В.Н. Белкина. М. : Сов. энциклопедия, 1997. 1120 с.

25. Пашукова Т. И. Этноцентризм // Психология общения : энциклопед. слов. / под общ. ред. А.А. Бодалева. 2-е изд. М. : Когито-центр, 2015. С. 362.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.