Научная статья на тему 'ОБРАЗНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОНЦЕПТА "COMPETITIVENESS" В АНГЛОЯЗЫЧНОМ ДЕЛОВОМ ДИСКУРСЕ'

ОБРАЗНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОНЦЕПТА "COMPETITIVENESS" В АНГЛОЯЗЫЧНОМ ДЕЛОВОМ ДИСКУРСЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
31
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫК / LANGUAGE / КУЛЬТУРА / CULTURE / ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПТЫ / LINGUISTIC CONCEPTS / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ОРИЕНТИР / SOCIOCULTURAL REFERENCE POINT / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Санжеева Лариса Васильевна, Крючкова Юлия Викторовна

В статье исследуется применение понятия «конкурентоспособность» в деловом дискурсе. Понятие рассматривается как языковое отражение основных американских культурных ценностей. Главная цель статьи состоит в том, чтобы представить лингвистическую структуру понятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Figurative component of competitiveness” concept in an English-speaking business discourse

The article deals with a language concept «competitiveness» in business discourse. The concept is viewed as a language reflection of a basic American cultural value. The main objective of the article is to represent the linguistic structure of the concept.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОНЦЕПТА "COMPETITIVENESS" В АНГЛОЯЗЫЧНОМ ДЕЛОВОМ ДИСКУРСЕ»

УДК 821

Л. В. Санжеева, Ю. В. Крючкова

Образная составляющая концепта «competitiveness» в англоязычном деловом дискурсе

L. V. Sanzheeva, Yu. V. Kryuchkova. Figurative Component of "Competitiveness" Concept in an English-Speaking Business Discourse

В статье исследуется применение понятия «конкурентоспособность» в деловом дискурсе. Понятие рассматривается как языковое отражение основных американских культурных ценностей. Главная цель статьи состоит в том, чтобы представить лингвистическую структуру понятия.

ключевые слова: язык, культура, лингвистические концепты, социокультурный ориентир, конкурентоспособность

контактные данные: Л. В. Санжеева: 197341, Санкт-Петербург, Афонская ул., д. 2А; Ю. В. Крючкова: 199106, Санкт-Петербург, 21-я линия В. О., д. 2

The article deals with a language concept «competitiveness» in business discourse. The concept is viewed as a language reflection of a basic American cultural value. The main objective of the article is to represent the linguistic structure of the concept.

Keywords: language, culture, linguistic concepts, sociocultural reference point, competitiveness

Contacts: L. V. Sanzheeva: afonskaya str. 2/K, st. Petersburg, Russian Federation, 197341; Yu. V. Kryuchkova: The 21st line of Vasil'ev-skiy Island, 2, st. Petersburg, Russian Federation, 199106

Связь языка и культуры — аксиома, без учета которой современный образовательный процесс становится малоэффективным. От человека, знающего язык, ожидают и знания культуры. Более того, чем лучше человек говорит на языке, тем меньше ему склонны прощать культурные ошибки — на подсознательном уровне срабатывает убеждение: знаешь язык — знаешь культуру.

Многочисленные попытки изучения другой культуры позволили исследователям сделать несколько интересных выводов: видение «чужой» культуры часто бывает искаженным, но в то же время взгляд со стороны способен подметить те детали, которые сами носители культуры подчас не замечают. Изучение базовых понятий другой культуры, а также исследование лингвистических концептов будет способствовать пониманию уникальности каждой культуры.

Каждое общество обладает набором разных, порой противоположных ценностных представлений. Р. Рикерт рассматривает ценность как некий идеал и социокультурный ориентир развития общества. Согласно Э. Дюркгейму, ценностные представления — это некая совокупность представлений отдельных людей, при этом индивиды принимают от общества уже устоявшиеся ценности, к которым они вынуждены приспосабливаться.

Структурообразующими ценностями американского общества традиционно считаются:

Санжеева Лариса Васильевна — профессор Института дизайна, прикладного искусства и гуманитарного образования (Санкт-Петербург), доктор культурологии.

Крючкова Юлия Викторовна — доцент Горного университета (Санкт-Петербург), кандидат филологических наук.

© Л. В. Санжеева, Ю. В. Крючкова, 2016

1. равенство, эгалитизм,

2. индивидуализм и приватность,

3. конкурентоспособность и свободное предпринимательство,

4. ориентация на упорный труд,

5. неформальность,

6. практичность и эффективность,

7. материализм.

Такая структура ценностей сложилась у американцев под влиянием определенного социально-исторического контекста (противоборство с Великобританией, необходимость выживания в сложных условиях, порой в одиночку: вспомните золотоискателей Дж. Лондона, протестантские ценности).

Данное исследование посвящено лингвистическому концепту «competitiveness», который отражает одну из ключевых ценностей американского общества — конкурентоспособность. Само понятие «конкурентоспособность» оформилось в европейских языках в XIX в., в английском языке оно сформировалось из латинского com+petition — «стремление достигать, добиваться чего-то». В словаре Ожегова конкуренция описывается как «способность опережать других, используя свои преимущества в достижении поставленных целей». Конкурентоспособность была необходимым качеством для первых поселенцев, чтобы выжить в нелегких условиях в незнакомой стране. Это качество помогло пассажирам «Mayflower» продвинуться на высшую ступень в новом обществе. Опыт индивидуального выживания и достижения целей способствовал формированию особого типа индивидуалистской культуры: вера в равные возможности для всех, независимость, необходимость упорного труда (первоначально во славу Господа — протестантские ценности). Поэтому особым уважением стали пользоваться личности, прошедшие путь из низов до самых вершин общества. Это объясняет особый культ многих поп-звезд, которые еще вчера были мальчишками и девчонками, живущими по соседству.

Конкуренция и дух соревнования были востребованы и в период экономического роста Америки: на первый план выходит человек деятельный и предприимчивый, умеющий использовать любой шанс и реализовать любую возможность, а развитие рыночных отношений еще больше усиливает эту тенденцию. Социологи Л. Линдси и С. Бич полагают, что «талант, мотивация и работа — составляющие успеха. Люди, которые усердно трудятся и таким путем добиваются богатства, — идеализированные образцы для подражания американского народа. С этим соотносится другая ценность — дух соревнования, который максимизирует и положительные качества, и получаемые блага. Пусть лучший победит».

Лингвистические концепты, являясь отражением базовых общественных ценностей, тесно связаны с культурным и историческим контекстом. Они, по своей сути, языковая репрезентация базовых культурных ценностей. Концепт, по мнению Ю. С. Степанова, является культурным сгустком в человеческом подсознании. Это способ проникновения культуры в духовный человеческий мир. Многие исследователи (напр., Е. С. Кубрякова, А. П. Бабушкин) признают сложную структуру концепта, объясняя это тем, что концептуальная структура включает в себя и исходную форму и историю. Она (структура) объясняет ментальные и психические ресурсы сознания человека, отражающие опыт его знаний.

Ключевая роль конкурентоспособности в американской культуре дает основания для рассмотрения языковой репрезентации этой ценности — лингвистического концепта «competitiveness». Данный концепт по вполне понятным причинам чаще всего встречается в деловом и рекламном дискурсах, и на его важность указы-

вает тот факт, что лексема «competitiveness в английском языке представлена различными частями речи: compete, competitor, competition.

Дефиниции из The oxford English Dictionary (oED) и Roget's Thesaurus of English words and Phrases дают следующее определение лексемы «competitiveness»:

1. the ability of a company, country, or a product to compete with others,

2. the desire to be more successful than other people.

Лексема «competitiveness» является гиперонимом для других членов ЛСП, а также отражает содержание всего лексико-семантического поля в обобщенном виде, следовательно, может служить названием поля. Данная лексема также содержит и достаточное количество синонимов, чтобы ее можно было с полным основанием считать именем поля.

Анализ словарных статей Roget's Thesaurus of English words and Phrases позволяет выделить такие синонимы у лексемы «competitiveness», как rivalry, fight, action, aggressiveness, appointment, battle, brawl, clash, combat, commitment, compete, competition, competitive power, conflict, contention, contest, contract, controversy, difference, discord, dispute, dissension, struggle, vying.

Все лексемы словарной статьи имеют схожее смысловое ядро — все передают значение силы, борьбы, агрессии и доминирования.

Определившись с именем поля, приступим к выделению ядра и периферии. Все конституенты лексико-семантического поля выделяются на основании следующих критериев: наличие в дефиниции единицы «competitiveness» или ее производных либо возможности выхода на нее путем дефиниционного анализа; наличие сем, придающих единице значение конкурентоспособности, либо относящихся к характеристикам, указывающим на превосходство и доминирование. В ядерную зону попали лексемы rivalry, fight, action, aggressiveness, compete, competition.

Что касается зоны периферии, то в результате анализа были выделены две зоны периферии поля — ближняя и дальняя. Ближняя представлена лексемами battle, clash, combat, power, conflict, contention, contest, struggle, дальняя — contract, controversy, difference, discord, dispute, dissension, vying.

Рассмотрим образную составляющую концепта «competitiveness». С. Г. Вор-качев считает, что образная составляющая способна фиксировать когнитивные метафоры, которые поддерживают концепт в сознании.

Лингвистические концепты, будучи многомерными образованиями, часто обнаруживаются на пересечении нескольких семантических полей и реализуются с помощью когнитивных метафор. Для концепта «competitiveness» такой метафорой является «обретение преимущества». Данная метафора находит выражение в таких сочетаниях, как to have/gain/loose competitive advantage. В английском языке прочно закрепились такие высказывания, как «the life is a competitive-ness», «a competitiveness is endless», «life is a competitiveness for immortality» и «competitiveness is the essence of life», которые можно рассматривать как метафору «источник».

В ходе анализа материалов делового дискурса удалось выявить три метафорических и метонимических блока.

1. Способность.

In this way, even without protectionism, their manufactured goods are able to compete successfully against foreign products both in domestic markets and in foreign markets.

A nation's competitiveness depends on the capacity of its industry to innovate and upgrade.

at the heart of an economy's competitiveness is its capacity to leverage talent.

The success of almost any project depends largely on its manager. I've been trying to persuade her to take on more staff but so far without success.

The Pursuit Of Perfection.

данный блок представляет концепт «competitiveness» как некую способность и даже в некоторой степени талант, о чем свидетельствует употребление лексем capacity и success.

2. Движущая сила.

Competitiveness emphasizes the use of a comparative advantage to decrease trade deficits by exporting larger quantities of goods that a particular nation excels at producing, while simultaneously importing minimal amounts of goods that are relatively difficult or expensive to manufacture.

The Report shows that competitiveness — understood as higher productivity — is a key driver of growth and resilience.

The World Economic Forum has been measuring the drivers of competitiveness for over three decades.

Beyond the vision, enhancing competitiveness is a complex and often protracted process that demands difficult trade-offs, careful consideration for sequencing reforms and room for calibration in changing conditions. Steering the course towards enhanced competitiveness requires vigilance and commitment from all stakeholders and throughout the process, for which the Report serves as a guide and monitoring tool.

This suggests that competitiveness drives resilience, which is important in light of future potential shocks.

сочетания с лексемой drive представляют концепт «competitiveness» как некую движущую силу. Усиливают эту идею лексемы enhance, growth, commitment, выражение higher productivity.

3. Вместилище — Источник.

while trade policy is important to the economic success of nations, competitiveness embodies the need to address all aspects affecting the production of goods that will be successful in the global market, including but not limited to managerial decision making, labor, capital, and transportation costs, reinvestment decisions, the acquisition and availability of human capital, export promotion and financing, and increasing labor productivity.

competitiveness results from a comprehensive policy that both maintains a favorable global trading environment for producers and domestically encourages firms to work for lower production costs while increasing the quality of output so that they are able to capitalize on favorable trading environments.

This result reflects the fact that firms are embedded in inter-firm relationships with networks of suppliers, buyers and even competitors that help them to gain competitive advantages in the sale of its products and services.

competitiveness captures the awareness of both the limitations and challenges posed by global competition, at a time when effective government action is constrained by budgetary constraints and the private sector faces significant barriers to competing in domestic and international markets.

Growth recovery in unchartered territory will require recognizing that we need a shared assessment and understanding of the future sources of competitiveness.

The Global Competitiveness Report of the World Economic Forum defines competitiveness as "the set of institutions, policies, and factors that determine the level of productivity of a country.

It distinguishes in particular between policy inputs in relation to the business environment, the physical infrastructure and the knowledge infrastructure and the

№ 3(55) •2016

И. А. Ильина

essential conditions of competitiveness that good policy inputs create, including business performance metrics, productivity, labour supply and prices/costs for business.

В данном случае концепт олицетворяет некий источник силы, ее местонахождение, что подтверждено лексемами embody, results from, embedded in.

Анализ концепта «competitiveness» в деловом англоязычном дискурсе подтвердил его системообразующее значение для американской культуры и выявил потенциал для дальнейшего исследования.

Литература

1. Воркачев с. Г. Счастье как лингвокультурный концепт. М.: ИТДГК «Гнозис», 2008. 192 с.

2. степанов ю. с. Константы: словарь русской культуры. Опыт исследования. М.: Ака-демич. проект, 2004. 992 с.

3. Риккерт Г. Ценность и действительность (1910): [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kulturoznanie.ru/work=cennost_i_deistvitelnost.

4. дюркгейм Э. Ценностные и «реальные» суждения // Социологические исследования. 1991. № 2. С. 16-114.

5. Roget's Thesaurus: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru. glosbe.com/en/ ru/Roget's%20Thesaurus.

6. OxfordDictionaries: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.oxforddictionaries. com/ru.

УДК 811.161.1'271

И. А. Ильина Хэштег как лингвистический феномен

I. A. Il'ina. Hashtag as Linguistic phenomenon

В статье рассматривается хэштег как лингвистический феномен и инструмент современной коммуникативной деятельности. Разнообразие функций хэштегов дает основание говорить о новой языковой форме самореализации и самоидентификации пользователей социальных сетей.

ключевые слова: интернет-коммуникация, хэштег, Интернет, веб, коммуникация, дискурс

контактные данные: 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А

The concept of hashtag as a linguistic phenomenon and the instrument of modern communicative activity is considered in the article. A variety of functions of hashtags gives the basis to speak about a new language form of self-realization and self-identification of users of social networks.

Keywords: Internet communication, hashtag, Internet, web, communication, discourse

Contacts: Lermontovskiy Ave 44/A, St. Petersburg, Russian Federation, 190103

В настоящее время стремительно меняется информационный облик мира. Качество социального взаимодействия определяется не столько коммуника-

Ильина Ирина Анатольевна — доцент Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, кандидат филологических наук. © И. А. Ильина, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.