Научная статья на тему 'Корреляция понятий «Хэштег-этнема» и «ДМЭ-хэштег» в Интернет-дискурсе'

Корреляция понятий «Хэштег-этнема» и «ДМЭ-хэштег» в Интернет-дискурсе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
141
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДМЭ / дерогативно маркированный этноним / этноним / расовое оскорбление / хэштег-этнема / ДМЭ-хэштег / Интернет-дискурс. / DME / derogatively marked ethnonym / ethnonym / racial slur / hashtag-ethnem / DME-hashtag / Internet-discourse

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Т. А. Цебровская

Статья посвящена корреляции понятий «хэштег-этнема» (ХЭ) и «дерогативно маркированный этноним-хэштег» («ДМЭ-хэштег») в Интернет-дискурсе современного английского языка. Материалом послужили 326 ДМЭ-хэштегов и ХЭ из социальных сетей и микроблогов “Facebook”, “Instagram” и “Twitter” (в период с 2010 по 2018 годы), а также зарубежных СМИ “New York Times” и “NBC News” с опорой на методы территориально-стратифицированной и этнически стратифицированной выборки. Актуальность исследования обусловлена усиливающимся с каждым годом влиянием Интернет-технологий на жизнь человека, созданием новых форм взаимодействия в Интернете, которые предлагают мгновенный коммуникативный обмен между продуцентом и реципиентом сообщения. Новизна исследования определена тем, что впервые описаны и даны определения таким понятиям новейшей языковой действительности, как «дерогативно маркированный этноним-хэштег» и «хэштег-этнема». Особое внимание уделено интралингвистическим и экстралингвистическим факторам, способствующим возникновению ДМЭ-хэштегов и ХЭ в языке. Автор приходит к выводу о том, что продуцент занимает активную позицию в процессе появления и становления ДМЭ-хэштегов и ХЭ, в то время как реципиент выступает созависимым наблюдателем. На основе проведенного исследования представлена авторская разработка 5 функций ДМЭ-хэштегов и ХЭ в языке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORREALTION OF CONCEPTS OF “HASHTAG-ETHNEM” AND “DME-HASHTAG” IN THE INTERNET DISCOURSE

The article focuses on correlation of the concepts of “a hashtag-ethneme” (HE) and “a derogatively marked ethnonym-hashtag” (“DME-hashtag”) in the Internet discourse of the modern English language. The researcher has studied 326 DME-hashtags from social networks and microblogs with open access such as Facebook, Instagram and Twitter (2010-2018) as well as foreign media “New York Times” and “NBC News” based on methods of geographically stratified and ethnically stratified sampling. Relevance of the research is attributable to the reinforcing influence of the Internet technologies on human life, creation of new forms of interaction on the Internet that offer instant communicative exchange between the producer and the recipient of a message. Innovative nature of the research is determined by the fact that such concepts of the up-to-date linguistic reality as “a derogatively marked ethnonym-hashtag” and “a hashtag-ethneme” have been described and defined for the first time. Specific attention has been paid to intralinguistic and extralinguistic factors that contribute to the emergence of DME-hashtags and HEs in the language. The author concludes that the producer takes an active position in the process of emergence and establishment of DME-hashtags and HEs, while the recipient acts as a co-dependent observer. The author develops and presents 5 functions of DME-hashtags and HEs in the language

Текст научной работы на тему «Корреляция понятий «Хэштег-этнема» и «ДМЭ-хэштег» в Интернет-дискурсе»

УДК 81-22

Tsebrovskaya T.A., Cand. of Sciences (Philology), senior teacher, V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Simferopol, Russia),

E-mail: tatyana.tsebrovskaya@gmail.com

CORREALTION OF CONCEPTS OF "HASHTAG-ETHNEM" AND "DME-HASHTAG" IN THE INTERNET DISCOURSE. The article focuses on correlation of the concepts of "a hashtag-ethneme" (HE) and "a derogatively marked ethnonym-hashtag" ("DME-hashtag") in the Internet discourse of the modern English language. The researcher has studied 326 DME-hashtags from social networks and microblogs with open access such as Facebook, Instagram and Twitter (2010-2018) as well as foreign media "New York Times" and "NBC News" based on methods of geographically stratified and ethnically stratified sampling. Relevance of the research is attributable to the reinforcing influence of the Internet technologies on human life, creation of new forms of interaction on the Internet that offer instant communicative exchange between the producer and the recipient of a message. Innovative nature of the research is determined by the fact that such concepts of the up-to-date linguistic reality as "a derogatively marked ethnonym-hashtag" and "a hashtag-ethneme" have been described and defined for the first time. Specific attention has been paid to intralinguistic and extralinguistic factors that contribute to the emergence of DME-hashtags and HEs in the language. The author concludes that the producer takes an active position in the process of emergence and establishment of DME-hashtags and HEs, while the recipient acts as a co-dependent observer. The author develops and presents 5 functions of DME-hashtags and HEs in the language.

Key words: DME, derogatively marked ethnonym, ethnonym, racial slur, hashtag-ethnem, DME-hashtag, Internet-discourse.

Т.А. Цебровская, канд. филол. наук, ст. преп., Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, г. Симферополь,

E-mail: tatyana.tsebrovskaya@gmail.com

КОРРЕЛЯЦИЯ ПОНЯТИЙ «ХЭШТЕГ-ЭТНЕМА» И «ДМЭ-ХЭШТЕГ» В ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРСЕ

Статья посвящена корреляции понятий «хэштег-этнема» (ХЭ) и «дерогативно маркированный этноним-хэштег» («ДМЭ-хэштег») в Интернет-дискурсе современного английского языка. Материалом послужили 326 ДМЭ-хэштегов и ХЭ из социальных сетей и микроблогов "Facebook", "Instagram" и "Twitter" (в период с 2010 по 2018 годы), а также зарубежных СМИ "New York Times" и "NBC News" с опорой на методы территориально-стратифицированной и этнически стратифицированной выборки. Актуальность исследования обусловлена усиливающимся с каждым годом влиянием Интернет-технологий на жизнь человека, созданием новых форм взаимодействия в Интернете, которые предлагают мгновенный коммуникативный обмен между продуцентом и реципиентом сообщения. Новизна исследования определена тем, что впервые описаны и даны определения таким понятиям новейшей языковой действительности, как «дерогативно маркированный этноним-хэштег» и «хэштег-этнема». Особое внимание уделено интралингвистическим и экстралингвистическим факторам, способствующим возникновению ДМЭ-хэштегов и ХЭ в языке. Автор приходит к выводу о том, что продуцент занимает активную позицию в процессе появления и становления ДМЭ-хэштегов и ХЭ, в то время как реципиент выступает созависимым наблюдателем. На основе проведенного исследования представлена авторская разработка 5 функций ДМЭ-хэштегов и ХЭ в языке.

Ключевые слова: ДМЭ, дерогативно маркированный этноним, этноним, расовое оскорбление, хэштег-этнема, ДМЭ-хэштег, Интернет-дискурс.

Внимание исследователей к лингвистическим особенностям функционирования Интернет-дискурса определяется усиливающимся с каждым годом влиянием Интернет-технологий на жизнь человека, созданием новых форм взаимодействия в Интернете, которые предлагают мгновенный коммуникативный обмен между продуцентом и реципиентом сообщения.

Изучение языка этнорасового неприятия в социальных сетях и микроблогах («Facebook», «Instagram», «Twitter») требует опоры на общие положения межкультурной коммуникации, социолингвистики, этнолингвистики, семасиологии, лингвокультурологии. Междисциплинарный характер исследования определил необходимость использования социокультурного подхода, объединяющего общетеоретический, социально-научный и конкретно-эмпирический уровни познания. Представляется важным применение методов территориально-стратифициро-ванной и этнически стратифицированной выборки. Краеугольным камнем для эмпирического обоснования понятий «хэштег-этнема» и «ДМЭ-этнема» служит выборка из американских Интернет-порталов, а также статей из таких средств массовой информации США, как "New York Times" и "NBC News". Выбор метода этнически стратифицированной выборки обусловлен разной этнической принадлежностью представителей изучаемой страны.

Эмпирической основой исследования стали 326 ДМЭ-хэштегов и ХЭ из публикаций пользователей сети Интернет с открытым доступом, которые отобраны из таких социальных сетей или микроблогов, как «Facebook», «Instagram» и «Twitter» (в период с 2010 по 2018 гг.) и зарубежных СМИ "New York Times" и "NBC News" с опорой на методы территориально-стратифицированной (в зависимости от региона проживания) и этнически стратифицированной (в зависимости от эт-но-расовой принадлежности) выборки.

Труды отечественных ученых А.П Аврамовой (использует понятие «электронный дискурс») [1, с. 119 - 126], Е.Н. Паличкиной [2] и П.Е. Кондрашова [3] («компьютерный дискурс»), Е.И. Порошко [4, с. 165 - 175], Л.М. Зайнуллиной [5, с. 492 - 498], М.С. Рыжкова [6, 7], Ф.О. Смирнова («электронная коммуникация») [8], Л.Ю. Щипициной («компьютерно-опосредованная коммуникация») [9] и других вносят вклад в исследование Интернет-дискурса.

Цель данной статьи состоит в изучении взаимосвязи между понятиями «хэ-штег-этнема» и «ДМЭ-хэштег» в Интернет-дискурсе.

Нами отобраны для анализа ХЭ и ДМЭ-хэштеги для номинации афроаме-риканцев, выходцев из стран Азии, коренных племен, евреев и других этнора-совых групп, проживающих на территории Соединенных Штатов, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Канады, Австралии и Новой Зеландии. Всего исследовано 326 ДМЭ-хэштегов. Общее количество записей в социальных сетях и микроблогах с использованием данных хэштегов по состоянию на декабрь 2018 года превышает 3 000 000.

1. Особенности понятий «дерогативно маркированный этноним-хэ-штег» и «хэштег-этнема» в Интернет-дискурсе

Если дискурс предполагает «употребление языка», анализ любого аспекта языка в действии [10, с. 86], то, вслед за Л.М. Зайнуллиной, определяем Интернет-дискурс как «объект когнитивно-прагматической парадигмы лингвистического знания, направленный на изучение мыслительно-речевых основ киберкомму-никации» [5, с. 492]. Имея ряд сходств с разговорной речью, он «является своего рода хранилищем коллективного сознания» [11, с. 52]. И.Н. Загоруйко выделяет следующие особенности Интернет-дискурса:

1) относительная анонимность;

2) специфическое межличностное восприятие вследствие отсутствия невербального компонента коммуникации;

3) добровольность контактов;

4) ограниченность эмоциональной составляющей общения;

5) стремление к девиантному поведению [12, с. 59].

Сложности, связанные с применением цензуры и соблюдением политической корректности в Интернет-дискурсе на данном этапе развития Интернет-коммуникаций, способствуют возникновению новых явлений языковой действительности, как, например, этнорасовые оскорбления в виде хэштегов. В рамках данного исследования, используем термин «дерогативно маркированный этно-ним-хэштег» (ДМЭ-хэштег), используемый в виде хэштега в Интернет-дискурсе для обозначения представителей различных этнорасовых групп с целью оскорбления их чести и достоинства.

Помимо ДМЭ-хэштегов, в Интернет-дискурсе выделяем хэштеги, образованные от дерогативно маркированных словосочетаний, которые являются оскорбительными по этнорасовому признаку. Используем понятие «хэштег-эт-нема» (ХЭ) для обозначения этнически и/или расово мотивированного высказывания с резко отрицательным аффективным компонентом в виде хэштега в Интернет-дискурсе. В отличие от ДМЭ-хэштега, «хэштег-этнема» имеет генерализированное значение и определяет любое пейоративное этнорасовое суждение со знаком хэштега в Интернет-дискурсе.

2. Классификация хэштег-этнем по этнорасовому признаку

Мы выделили 44 ХЭ современного английского языка, разделив их на три группы:

• для оскорбления представителей негроидной расы: #whitesupremacy [13]. По состоянию на июль 2018 года, в «^адгат» размещено 223 000 записей с указанным хэштегом. Менее частотные производные ХЭ, образованные от иргетасу" включают #whitesupremacist и #whitesupremacists («сторонник(и) превосходства белых»), #whitesupremacyisreal («превосходство белых - реально»), #whitesupremacyatwork («превосходство бе-

лых на практике»), #whitesupremacistcountry («страна сторонников превосходства белых»), #whitesupremacyisareligion («превосходство белых - это религия»), #whitesupremacyisthesystem («превосходство белых - это система»), #whitesupremacyatitsfinest («превосходство белых в лучшем виде»);

- #whitepower(«власть белых»);

- #blackhaters (букв. «ненавидящие черных»);

- #whiteprivilege («исключительное право белых»);

- #whiteexcellence («превосходство белых»), #whiteexcellencemovement («движение в поддержку превосходства белых»);

- #poc - 500 000 записей с данным хэштегом в Instagram. POC является акронимом от "Person of Color" («цветной»);

■ для оскорбления представителей европеоидной расы: #blacksupreme и производные (по состоянию на июль 2018 года, более 22 000 публикаций в «Instagram»): #blacksupremacy, #blacksupremacist и #blacksupremacists, #blacksupremepower, #blacksupremepromo, #blacksupremefamily, #blacksup-remacyallday, #blacksupremeanniversary; образованные орфографическим и фонетическим искажением с морфемами "black' и "supreme". Так, #blacksupremist и #blacksupremisist образованы орфографическим и фонетическим искажением от supremacist. Способ образования #blacksuprem - орфографическое искажение от "supreme"; образованные при помощи стилистических приемов: игра слов "supremacist" («сторонник превосходства») и "superman" («сверхчеловек») в ХЭ #blacksupreman («сторонник черного превосходства») [14].

1. Для оскорбления коренных народов США. В 2013 году было размещено сообщение против представителей коренных народов США: "With a last name like that, I don't think you will ever expect a GOOD tip. #cheap #jerk #indian" [15].

2. Для оскорбления евреев. В 2013 году менеджер ресторана «Пэди», штат Дэлавер, разместил в «Instagram» и «Facebook» ряд фотографий, которые сопровождались ХЭ, оскорбляющими честь и достоинство евреев, а также коренных народов США. На одной из фотографий - счет посетителя с еврейской фамилией и сообщение: "What do you expect from a last name like that? #cheap #jew" [15].

По состоянию на июль 2018 года, опубликовано более 2,7 миллионов записей с ХЭ, содержащими морфему "rac". Из них более 1,5 миллионов записей - с ХЭ #racism, 700 000 записей с ХЭ #racist, #racists, #racistjokes и #racistamerica. Некоторые публикации в социальных сетях за 2018 год, которые сопровождаются ХЭ #racist: "Black Americans don't sleep as well as white Americans"; "Dear white women..."; "Congrats, Nigga! U graduated"; "I slapped a crying child and called him a Nigger, and I'm a bad guy" [14, 16].

Антирасистские хэштеги с морфемами "anti" и "rac" насчитывают около 100 000 записей: #antiracism (75 000), #antiracist и #antiracists (23 500), #antiracismweek (127), #antiracismcampaign (113), #antiracismwork (111) [14]. Статистические данные подтверждают, что дерогативно маркированные этнорасо-вые оскорбления получили новый виток развития в виде ХЭ в Интернет-дискурсе благодаря свободному Интернет-пространству, слабо подверженному практике цензуры.

Выявлено, что в 2016 году в социальных сетях «Facebook», «Instagram», «Twitter» и на телевидении расово мотивированные хэштеги получили широкое распространение: #blacksupremacy, #blackpower, #blackexcellence. #BlackLivesMatter используется движением афроамериканских активистов против насилия и расизма и входит в список десяти наиболее популярных хэште-гов, затрагивающих острые социальные проблемы. Усилия одноименного общественного движения называют "the most important Civil Rights effort of the digital age" [17].

Расово мотивированные хэштеги в защиту прав и свобод афроамериканцев возникают как реакция на получившие широкое распространение ХЭ, например, #Gobacktoafrica, переместившаяся из Интернет-пространства в реальную жизнь, в частности в школы США, в виде надписей со знаком хэштега на стенах [18].

Статистический анализ 37 ХЭ (100%) определил, что 20 ХЭ (54%) используются для оскорбления представителей негроидной расы; 15 ХЭ (40,5%) предназначены для представителей европеоидной расы; 2 ХЭ (5,5%) - для евреев и коренных народов США.

3. Функции ДМЭ-хэштегов и хэштег-этнем в новейшей языковой картине

мира

Библиографический список

С точки зрения этносоциологии и языкознания, опирающихся на междисциплинарный подход, ДМЭ-хэштеги и ХЭ определяют характер этнорасового взаимодействия в обществе через резко отрицательный аффективный компонент, апеллирующий к аксиологической стороне языка.

В соответствии с классификацией Интернет-неологизмов В.Ф. Хайдаровой, относим ДМЭ-хэштеги и ХЭ к неологическим единицам, которые вошли «в активный фонд языка Интернета из жаргонов, развивающихся в Интернете субкультур» [19, с. 239].

Соответствие пяти базовым функциям языка позволяет относить ДМЭ-хэ-штеги и ХЭ к явлениям новейшей языковой действительности. ДМЭ-хэштеги и ХЭ выполняют

1) номинативную языковую функцию - указывает на реципиента ДМЭ-хэ-штегов и ХЭ, в некоторых случаях также определяют их продуцента;

2) когнитивную функцию как орудие познания, обобщения и осмысления социально-исторического опыта;

3) коммуникативную - выступают средством обмена информации в языковой картине мира;

4) прагматическую как инструмент воздействия на адресата речи при помощи оскорбления, высмеивания, унижения реципиента;

5) экспрессивную функцию - определяют субъектно-ориентированные аксиологические суждения об общественно и культурно значимых элементах действительности.

4. Экстралингвистические и интралингвистические факторы эмер-генции ДМЭ-хэштегов и хэштег-этнем в языке

В соответствии с разработанной А. Мейе классификацией лингвистических изменений, состоящей из трех групп, рассмотрим первую группу - факторы, определяемые структурой языка (интралингвистические) и вторую группу - психологические, социальные, исторические и другие условия существования языка (экстралингвистические) [20]. Коммуникативный потенциал языковой личности относим к интралингвистическим факторам, оказывающим влияние на возникновение ДМЭ-хэштеги и ХЭ. Экстралингвистические факторы: 1) строгие нормы политкорректности в офлайн-общении; 2) ситуация общения; 3) вид общения: межличностный (личная переписка в социальных сетях) или массовый (размещение публикации, содержащей ДМЭ-хэштеги и ХЭ, в открытом доступе); 4) интенции продуцента; 5) воспитание и образование продуцента, определяющие (не)толерантное отношение к представителям иных культур; 6) этимологический анализ ХЭ и ДМЭ-хэштегов выявляет такой экстралингвистический фактор, как функционирующие в данный период времени стереотипные установки и нормы общения, которые определяют отношение носителей английского языка к другим этносам и расам и, как результат, степень распространения ХЭ и ДМЭ-хэштегов на территории США, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, а также в других странах англоязычного мира.

Итак, в процессе изучения корреляции понятий «хэштег-этнема» и «ДМЭ-хэштег» в Интернет-дискурсе субъектно-ориентированный подход позволил определить, что хэштег-этнемы и ДМЭ-хэштеги выступают вербальной формой выражения этнорасового неприятия в Интернет-дискурсе. Исходя из вышеизложенного, определены 5 функций ДМЭ-хэштегов и ХЭ в языке, интра-и экстралингвистические факторы, способствовавшие их возникновению. Выявлено, что наиболее активную позицию в процессе появления и становления ДМЭ-хэштегов и ХЭ занимает продуцент, в то время как реципиент выступает созависимым наблюдателем.

В ходе исследования проведен лексический, этимологический и морфемный анализ ДМЭ-хэштегов и ХЭ, что позволило нам впервые дать определения таким понятиям новейшей языковой действительности, как «дерогативно маркированный этноним-хэштег» (ДМЭ-хэштег) и «хэштег-этнема» (ХЭ).

Частотность использования ДМЭ-хэштегов и ХЭ Интернет-дискурса в социальных сетях и микроблогах обосновывает необходимость дальнейшего углубленного изучения их этимологических и морфологических особенностей, а также свидетельствует о перспективности данного направления исследования.

Принятые сокращения

1. ДМЭ-хэштег - дерогативно маркированный этноним-хэштег

2. ХЭ - хэштег-этнема.

1. Аврамова А.Г Электронный дискурс в зеркале оппозиции устный / письменный. Вестник МГУ. Лингвистическая и межкультурная коммуникация. 2004: 119 - 126.

2. Галичкина Е.Н. Специфика компьютерного дискурса на английском и русском языках (на материале жанра компьютерных конференций). Диссертация ... кандидата филологических наук. Волгоград, 2001.

3. Кондрашов П.Е. Компьютерный дискурс: социолингвистический аспект. Автореферат диссертации ... кандидата филологических наук. Краснодар, 2004.

4. Горошко Е.И. Интернет-коммуникация: проблема жанра. Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе. 2006; № 4: 165 - 175.

5. Зайнуллина Л.М. О специфике исследования интернет-дискурса. Вестник Башкирского университета. 2012; № 1: 492 - 498.

6. Рыжков М.С. Речевые стратегии участников синхронного интернет-дискурса. Автореферат диссертации ... кандидата филологических наук. Воронеж, 2014.

7. Рыжков М.С. Трансакция как единица когнитивно-прагматического моделирования интернет-дискурса. Международный конгресс по когнитивной лингвистике. 2008: 640 - 642.

8. Смирнов Ф.О. Национально-культурные особенности электронной коммуникации на английском и русском языках. Автореферат диссертации ... кандидата филологических наук. Ярославль, 2004.

9. Щипицина Л.Ю. Комплексная лингвистическая характеристика компьютерно-опосредованной коммуникации. Автореферат диссертации ... кандидата филологических наук. Воронеж, 2011.

10. Макаров М.Л. Основы теории дискурса. Москва, 2003.

11. Агапова С.Г. Интернет-дискурс: основные жанры и особенности их исследования. Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2016; № 4: 52 - 58.

12. Загоруйко И.Н. Интернет-дискурс в современном коммуникационном пространстве. Вестник КГУ. 2012; № 3: 56 - 60.

13. Hashtags for Racism in Instagram, Twitter, Facebook, Tumblr, Ello. Available at: https://top-hashtags.com/hashtag/racism/

14. Instagram. Available at: https://www.instagram.com/

15. Padi Restaurant in Trouble over Racial Slurs and Offensive Posts on Social Media. Available at: http://www.huffingtonpost.com/2013/04/25/padi-racial-slur-sodal-media_n_3155924. html

16. Twitter. Available at: https://twitter.com/

17. Let's Talk about Race: BlackLivesMatter Hashtag Actually Sparkling Dialogue. Available at: http://www.nbcnews.com/news/nbcblk/let-s-talk-about-race-blacklivesmatter-hashtag-actually-sparking-dialogue-n631136

18. Racial Episodes Escalate on Campuses. Available at: https://www. nytimes.com/video/us/100000004762191/racial-episodes-escalate-on-campuses.html

19. Хайдарова В.Ф. Социальные предпосылки возникновения неологических единиц в языке Интернета. Язык. Культура. Коммуникация: материалы научно-практической конференции. 2009; Ч. 2: 239 - 244.

20. Мейе А. Сравнительный метод в историческом языкознании. Москва, 1954.

References

1. Avramova A.G. 'Elektronnyj diskurs v zerkale oppozicii ustnyj / pis'mennyj. Vestnik MGU. Lingvisticheskaya i mezhkul'turnaya kommunikaciya. 2004: 119 - 126.

2. Galichkina E.N. Specifika komp'yuternogo diskursa na anglijskom irusskom yazykah (na materialezhanra komp'yuternyh konferencij). Dissertaciya ... kandidata filologicheskih nauk. Volgograd, 2001.

3. Kondrashov P.E. Komp'yuternyjdiskurs: sociolingvisticheskijaspekt. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filologicheskih nauk. Krasnodar, 2004.

4. Goroshko E.I. Internet-kommunikaciya: problema zhanra. Zhanry itipy teksta vnauchnom imedijnom diskurse. 2006; № 4: 165 - 175.

5. Zajnullina L.M. O specifike issledovaniya internet-diskursa. Vestnik Bashkirskogo universiteta. 2012; № 1: 492 - 498.

6. Ryzhkov M.S. Rechevye strategii uchastnikov sinhronnogo internet-diskursa. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filologicheskih nauk. Voronezh, 2014.

7. Ryzhkov M.S. Transakciya kak edinica kognitivno-pragmaticheskogo modelirovaniya internet-diskursa. Mezhdunarodnyj kongress po kognitivnoj lingvistike. 2008: 640 - 642.

8. Smirnov F.O. Nacional'no-kul'turnye osobennosti 'elektronnoj kommunikacii na anglijskom irusskom yazykah. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filologicheskih nauk. Yaroslavl', 2004.

9. Schipicina L.Yu. Kompleksnaya lingvisticheskaya harakteristika komp'yuterno-oposredovannojkommunikacii. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filologicheskih nauk. Voronezh, 2011.

10. Makarov M.L. Osnovy teorii diskursa. Moskva, 2003.

11. Agapova S.G. Internet-diskurs: osnovnye zhanry i osobennosti ih issledovaniya. Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta. Filologicheskie nauki. 2016; № 4: 52 - 58.

12. Zagorujko I.N. Internet-diskurs v sovremennom kommunikacionnom prostranstve. VestnikKGU. 2012; № 3: 56 - 60.

13. Hashtags for Racism in Instagram, Twitter, Facebook, Tumblr, Ello. Available at: https://top-hashtags.com/hashtag/racism/

14. Instagram. Available at: https://www.instagram.com/

15. Padi Restaurant in Trouble over Racial Slurs and Offensive Posts on Social Media. Available at: http://www.huffingtonpost.com/2013/04/25/padkacial-slur-social-media_n_3155924.html

16. Twitter. Available at: https://twitter.com/

17. Let's Talk about Race: BlackLivesMatter Hashtag Actually Sparkling Dialogue. Available at: http://www.nbcnews.com/news/nbcblk/let-s-talk-about-race-blacklivesmatter-hashtag-actually-sparking-dialogue-n631136

18. Racial Episodes Escalate on Campuses. Available at: https://www.nytimes.com/video/us/100000004762191/racial-episodes-escalate-on-campuses.html

19. Hajdarova V.F. Social'nye predposylki vozniknoveniya neologicheskih edinic v yazyke Interneta. Yazyk. Kul'tura. Kommunikaciya: materialy nauchno-prakticheskoj konferencii. 2009; Ch. 2: 239 - 244.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Meje A. Sravnitel'nyj metod v istoricheskom yazykoznanii. Moskva, 1954.

Статья поступила в редакцию 22.02.20

УДК 7.097

Kadieva Kh.M., MA student, Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: kadieva00@inbox.ru

Buleiko N.A., Cand of Sciences (History), senior lecturer, Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: natalyabuleiko@gmail.com

INTERVIEWERS OF DAGESTAN TELEVISION. The article describes the style and manner of conducting television programs by Dagestan journalists who work in the genre of interviews to show the place the interviewer's profession occupies on Dagestan TV. Gaining a complete understanding of the situation for today, the authors analyze journalists' different approaches and methods of work. The systematic observation results of the leading television projects in the format of studio interviews on the channels of the RGVK "Dagestan" (Republican State Broadcasting Company), GTRK "Dagestan" (State Television and Radio Broadcasting Company) and NNT (Our national television) are presented. The differences between the two groups of interviewers are considered: 1) engaged in the field of journalism; 2) specialists in other fields. Experienced interviewers and those who are only trying themselves in the genre of interviews have become objects of the research.

Ke ywords: conversation, interview, interviewer, journalist, interlocutor.

Х.М. Кадиева, магистрант, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, E-mail: kadieva00@inbox.ru

Н.А. Булейко, канд. истор. наук, доц., Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, E-mail: natalyabuleiko@gmail.com

ИНТЕРВЬЮЕРЫ НА ДАГЕСТАНСКОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ

В данной статье описаны стиль и манера ведения телепередач журналистов Республики Дагестан, работающих в жанре интервью, с целью показать, какое место занимает профессия интервьюера на дагестанском ТВ. Для более полного отображения положения на сегодняшний день авторы анализируют разные подходы и методы работы журналистов. Приводятся результаты систематических наблюдений за ведущими телепроектов в формате студийного интервьюирования приглашённых гостей на каналах РГВК «Дагестан», ГТРК «Дагестан» и ННТ. Рассматриваются различия между двумя группами интервьюеров: 1) работающие в сфере журналистики; 2) специалисты в других областях. Объектами исследования стали и опытные интервьюеры и те, кто только пробует себя в жанре интервью.

Ключевые слова: беседа, интервью, интервьюер, журналист, собеседник.

В настоящее время традиционная журналистика претерпевает значительные изменения. На телевидении стали больше уделять внимание зрелищности, а не содержанию, так как руководство каналов ориентировано на повышение рейтингов. Но дагестанское телевидение в силу объективных причин (стремление вести открытый диалог со своей аудиторией и небольшого финансирования) делает ставку на интервью. Интервью нельзя назвать зрелищным жанром. Его привлекательность заключается в возможности получить информацию из первых уст, пообщаться с интересными людьми, порассуждать о проблемах республики.

Успех интервью зависит от профессионализма ведущего, его искренней заинтересованности, компетентности в обсуждаемой теме, тщательной подго-

товке к каждому интервью, умения импровизировать в кадре, установки контакта с собеседником. Профессиональные и личностные качества интервьюеров переплетаются. А. Михальская, например, выдвигает следующие требования к телеинтервьюерам: обаяние, артистизм, дружелюбие, искренность, объективность, заинтересованность, увлечённость [1]. С этим нельзя не согласиться, так как при отсутствии данных качеств журналисту трудно провести интервью, которое вызовет интерес у зрителей.

Теоретики журналистики не раз подчёркивали, что хороших интервьюеров на ТВ очень мало. На российском телевидении профессиональным интервьюером принято считать Владимира Познера, на Украине Дмитрия Гордона, в США -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.