essential conditions of competitiveness that good policy inputs create, including business performance metrics, productivity, labour supply and prices/costs for business.
В данном случае концепт олицетворяет некий источник силы, ее местонахождение, что подтверждено лексемами embody, results from, embedded in.
Анализ концепта «competitiveness» в деловом англоязычном дискурсе подтвердил его системообразующее значение для американской культуры и выявил потенциал для дальнейшего исследования.
Литература
1. Воркачев с. Г. Счастье как лингвокультурный концепт. М.: ИТДГК «Гнозис», 2008. 192 с.
2. степанов ю. с. Константы: словарь русской культуры. Опыт исследования. М.: Ака-демич. проект, 2004. 992 с.
3. Риккерт Г. Ценность и действительность (1910): [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kulturoznanie.ru/work=cennost_i_deistvitelnost.
4. дюркгейм Э. Ценностные и «реальные» суждения // Социологические исследования. 1991. № 2. С. 16-114.
5. Roget's Thesaurus: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru. glosbe.com/en/ ru/Roget's%20Thesaurus.
6. OxfordDictionaries: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.oxforddictionaries. com/ru.
УДК 811.161.1'271
И. А. Ильина Хэштег как лингвистический феномен
I. A. Il'ina. Hashtag as Linguistic phenomenon
В статье рассматривается хэштег как лингвистический феномен и инструмент современной коммуникативной деятельности. Разнообразие функций хэштегов дает основание говорить о новой языковой форме самореализации и самоидентификации пользователей социальных сетей.
ключевые слова: интернет-коммуникация, хэштег, Интернет, веб, коммуникация, дискурс
контактные данные: 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А
The concept of hashtag as a linguistic phenomenon and the instrument of modern communicative activity is considered in the article. A variety of functions of hashtags gives the basis to speak about a new language form of self-realization and self-identification of users of social networks.
Keywords: Internet communication, hashtag, Internet, web, communication, discourse
Contacts: Lermontovskiy Ave 44/A, St. Petersburg, Russian Federation, 190103
В настоящее время стремительно меняется информационный облик мира. Качество социального взаимодействия определяется не столько коммуника-
Ильина Ирина Анатольевна — доцент Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, кандидат филологических наук. © И. А. Ильина, 2016
тивными возможностями и способностями членов социума передавать, воспринимать и обрабатывать информацию, сколько уровнем технологического прогресса. Появление информационных магистралей, способных транспортировать большие объемы данных в сравнительно короткие сроки, привело к изменениям в структуре и характеристиках информационного обмена, созданию новых форм реализации коммуникационного взаимодействия в виде гипертекста, «гипертекстовых машин», гипертекстовых технологий, сетевых коммуникационных структур [1; 2], формированию новых культурных парадигм [3-5].
В настоящее время это не просто взаимный обмен смысловой, оценочной и социально значимой информацией между акторами социального взаимодействия. Это изменение социального статуса коммуникации, порождаемое глобальной информационной сетью. На первый план выходит социальная реальность нового типа — виртуальная, где языковое существование индивида реализуется преимущественно в форме сложно организованного нелинейного текста — в гипертексте, характеристики которого обусловлены особой структурой и спецификой взаимодействия с аудиторией. Многие авторы говорят о фрагментарности [6; 7] и ризоморфности [8] как основных специфических характеристиках социальной коммуникации нового типа, реализующегося в Сети и функционирующего подобно механизмам человеческого мышления (нелинейность) [7], способного воздействовать на основные каналы восприятия человека — зрение, слух (разнородность и мультимедийность) [7]. Таким образом, социальная коммуникация в Сети в виде Интернета создает альтернативу традиционным СМИ.
Интернет — это сложный многомерный объект, глобальное информационно-коммуникативное пространство, не поддающееся однозначному описанию. С одной стороны, это обеспечивающая коммуникацию технология, в основе которой лежит глобальная информационная компьютерная сеть, где локальные сети, шлюзы, серверы, компьютеры подчиняются единому набору правил и процедур (протоколам) и действуют на основе символьного языка машинных кодов. С другой — это среда функционирования разноуровневых субъектов коммуникации, к которым относятся информационная среда и пользователи. Это информационно-коммуникативное пространство, формируемое на основе аппаратной и программной инфраструктур [6].
Другими словами, Сеть — это пространство реализации интернет-коммуникации, сложного процесса человеческого взаимодействия, опосредованного техническими медиаторами (компьютерами, планшетами, смартфонами) при поддержке программного обеспечения в виде различного типа мессенджеров. Т. о., сеть Интернет — сложный коммуникативный инструмент, основные свойства которого реализуются в виде интерактивного взаимодействия, за счет технологий гипертекста и мультимедийности.
И если на заре появления гипертекстовых технологий актуально было говорить только лишь о гипертексте, как системе связанных ссылками элементов нелинейного текста, то в настоящее время Сеть является стимулом для развития новой коммуникационной среды, где участники взаимодействия задумываются не только над тем, какие языковые средства использовать, но и как построить общение. Так язык превращается в один из инструментов творческой самопрезентации и конструирования сетевой онлайн-индивидуаль-ности. Язык и речь (а это касается коммуникации в виртуальном пространстве) становятся неразделимы в аспекте продуцирования так называемой письменной разговорной речи.
Одним из инструментов коммуникации в Сети является хэштег, т. е. синтаксический конструкт, используемый в публикациях в социальных сетях с начальным символом «решетка» (#).
Главной функцией хэштегов является приглашение к обсуждению (в Twitter), способ маркировки сообщений и объединения их в информационные кластеры по схожей тематике (Instagram, YouTube, блоги), способ привлечения внимания к трендам (VK, Facebook, Pinterest) и т. д. Проще говоря, хэштег (hashtag) — это достаточно простой способ категоризировать, найти и присоединиться к обсуждениям по определенной тематике.
Теги или хэштеги появились в период активного использования мессенджеров для выделения веток диалогов и пометок важных сообщений форумов. К примеру, в IRC (Internet Relay Chat), созданном в 1998 г., где активно использовались хэштеги для сортировки каналов сообщений. Основными критериями при выделении тем каналов являлись принадлежность к определенной стране #russian, #usa, сфера интересов #ibm, #macintosh, #history и т. д.
В Twitter, а затем и в остальные социальные сети хэштег пришел благодаря Крису Мессина (Chris Messina) [7]. Вопрос возможности использования решетки (#) для сортировки тем сообщений в Twitter по определенным критериям для облегчения поиска интересной информации привел к невероятным последствиям. Хештэг становится, с одной стороны, формой самоидентификации в социальных медиа, аналогично роли смайла на заре появления Интернета. С другой стороны, хештэг становится мощным маркетинговым и коммуникационным инструментом. А в структуре гипертекстового построения хештэг остается именно узловым элементом или ссылкой, anchor (буквально, якорь) — индексальным объектом, привлекающим внимание и сообщающим о направленности гипертекста.
По мнению Б. Солиса, хэштег больше не принадлежит исключительно виртуальности. Эта категория вышла за рамки простого существования в Сети, стала аналогом бренда в концептуальном смысле, но не брендом как таковым, определяющей сущностью, неким семантическим полем. Сейчас многие исследователи говорят о тенденциях в рамках интернет-коммуникации к усилению диалогичности, коллоквиализации, экспрессивизации общения плюс глобальному снижению и огрублению речи, т. е. по сути об упрощении языковых взаимодействий [8]. Но, с другой стороны, ведь невозможно использование официально-делового стиля в общении с друзьями, близкими родственниками, приятелями, либо просто в рамках межличностного общения. Т. о., письменная речь — это тоже речь, а взаимодействуя в Сети, мы используем не что иное, как письменную разговорную речь. Таким образом, благодаря простоте объяснения явлений при помощи различных обобщающих элементов (иконок, смайлов) меняется и образ мышления человека. Но это не новое явление, привнесенное в нашу жизнь технологиями. Человек всегда был склонен обобщать. Например, 2000 лет назад люди, пытаясь понять, как в Евангелии Христос соотносится с Богом-Отцом, сформулировали концепцию Троицы. Тоже своеобразный хэштег.
Неологизм «фолксономия», произошедший как производное от «таксономия» при объединении с английским словом folks, обозначает практику совместной категоризации посредством произвольно выбираемых ключевых слов. С легкой руки информационного архитектора Томаса Вандера Валу это понятие является в настоящее время одним из немногих, объясняющих данный феномен.
Типология хэштегов весьма разнообразна и зависит от целей и функций использования.
Хэштеги категорий. Характерной особенностью таких тегов является четкая направленность на целевую аудиторию с возможностью таргетинга.
Хэштеги взаимодействия — эти метки призваны совершить действие — поставить «лайк» или подписаться на бартерных условиях. Как правило, используются на начальных этапах развития бизнеса, для привлечения клиентов. Примеры хэштегов такого типа: #follow4follow, #like4like.
Популярные хэштеги направлены на привлечение внимания большого количества пользователей, например #love, #nofilter, #friend.
Уникальные хэштеги опираются на уникальное название компании либо мероприятия.
Преимущества использования хэштегов, как инструмента коммуникации в рамках интернет-взаимодействия:
• возможность лаконичного и ёмкого описания изображения;
• реальное продвижение учетной записи бесплатно;
• возможность продвижения бизнеса без регистрации в Instagram;
• возможность проведения акций в Instagram по геолокационной метке.
Широкое распространение хэштегов и их использование как средства общения
позволяет сделать вывод о том, что хэштеги еще долго будут оставаться одним из элементов, определяющих развитие социальных сервисов.
Литература
1. Bush V. As We May Think // Atlantic Montly 176. 1945. N 7. Р. 101-108.
2. Nelson T. A file structure for the complex, the changing, and the indeterminate // ACM 20th National Conference — Proceedings. Cleveland, Ohio, 1965. Р. 84-100.
3. Эко У. Полный назад! «Горячие войны» и популизм в СМИ / Пер. с итал. Е. Костю-кович. М.: Эксмо, 2007. 592 с.
4. кастельс м. Становление общества сетевых структур // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология / Под ред. В. Л. Иноземцева. М., 1999. С. 494-505.
5. кастельс м. Галактика Интернет: размышления об Интернете, бизнесе и обществе / Пер. с англ. А. Матвеева; Под ред. В. Харитонова. Екатеринбург: У-Фактория (при участии изд-ва Гуманитарного ун-та), 2004. 328 с.
6. Шилина м. Г. Интернет как коммуникативный феномен // Медиаскоп. 2012. № 2: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/1081 (Дата обращения: 30.10.2016).
7. Твиттер Криса Мессина: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://twitter.com/ chrismessina/status/223115412 (Дата обращения: 30.10.2016).
8. Интернет-коммуникация как новая речевая формация: Колл. моногр. / Науч. ред.: Т. Н. Колокольцева, О. В. Лутовинова. М.: Флинта; Наука, 2012. 328 с.