Научная статья на тему 'ХЭШТЕГ КАК ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН'

ХЭШТЕГ КАК ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
678
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INTERNET COMMUNICATION / ХЭШТЕГ / HASHTAG / ИНТЕРНЕТ / INTERNET / ВЕБ / WEB / ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ / КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATION / ДИСКУРС / DISCOURSE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ильина Ирина Анатольевна

В статье рассматривается хэштег как лингвистический феномен и инструмент современной коммуникативной деятельности. Разнообразие функций хэштегов дает основание говорить о новой языковой форме самореализации и самоидентификации пользователей социальных сетей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Hashtag as linguistic phenomenon

The concept of hashtag as a linguistic phenomenon and the instrument of modern communicative activity is considered in the article. A variety of functions of hashtags gives the basis to speak about a new language form of self-realization and self-identification of users of social networks.

Текст научной работы на тему «ХЭШТЕГ КАК ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН»

essential conditions of competitiveness that good policy inputs create, including business performance metrics, productivity, labour supply and prices/costs for business.

В данном случае концепт олицетворяет некий источник силы, ее местонахождение, что подтверждено лексемами embody, results from, embedded in.

Анализ концепта «competitiveness» в деловом англоязычном дискурсе подтвердил его системообразующее значение для американской культуры и выявил потенциал для дальнейшего исследования.

Литература

1. Воркачев с. Г. Счастье как лингвокультурный концепт. М.: ИТДГК «Гнозис», 2008. 192 с.

2. степанов ю. с. Константы: словарь русской культуры. Опыт исследования. М.: Ака-демич. проект, 2004. 992 с.

3. Риккерт Г. Ценность и действительность (1910): [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kulturoznanie.ru/work=cennost_i_deistvitelnost.

4. дюркгейм Э. Ценностные и «реальные» суждения // Социологические исследования. 1991. № 2. С. 16-114.

5. Roget's Thesaurus: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru. glosbe.com/en/ ru/Roget's%20Thesaurus.

6. OxfordDictionaries: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.oxforddictionaries. com/ru.

УДК 811.161.1'271

И. А. Ильина Хэштег как лингвистический феномен

I. A. Il'ina. Hashtag as Linguistic phenomenon

В статье рассматривается хэштег как лингвистический феномен и инструмент современной коммуникативной деятельности. Разнообразие функций хэштегов дает основание говорить о новой языковой форме самореализации и самоидентификации пользователей социальных сетей.

ключевые слова: интернет-коммуникация, хэштег, Интернет, веб, коммуникация, дискурс

контактные данные: 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А

The concept of hashtag as a linguistic phenomenon and the instrument of modern communicative activity is considered in the article. A variety of functions of hashtags gives the basis to speak about a new language form of self-realization and self-identification of users of social networks.

Keywords: Internet communication, hashtag, Internet, web, communication, discourse

Contacts: Lermontovskiy Ave 44/A, St. Petersburg, Russian Federation, 190103

В настоящее время стремительно меняется информационный облик мира. Качество социального взаимодействия определяется не столько коммуника-

Ильина Ирина Анатольевна — доцент Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, кандидат филологических наук. © И. А. Ильина, 2016

тивными возможностями и способностями членов социума передавать, воспринимать и обрабатывать информацию, сколько уровнем технологического прогресса. Появление информационных магистралей, способных транспортировать большие объемы данных в сравнительно короткие сроки, привело к изменениям в структуре и характеристиках информационного обмена, созданию новых форм реализации коммуникационного взаимодействия в виде гипертекста, «гипертекстовых машин», гипертекстовых технологий, сетевых коммуникационных структур [1; 2], формированию новых культурных парадигм [3-5].

В настоящее время это не просто взаимный обмен смысловой, оценочной и социально значимой информацией между акторами социального взаимодействия. Это изменение социального статуса коммуникации, порождаемое глобальной информационной сетью. На первый план выходит социальная реальность нового типа — виртуальная, где языковое существование индивида реализуется преимущественно в форме сложно организованного нелинейного текста — в гипертексте, характеристики которого обусловлены особой структурой и спецификой взаимодействия с аудиторией. Многие авторы говорят о фрагментарности [6; 7] и ризоморфности [8] как основных специфических характеристиках социальной коммуникации нового типа, реализующегося в Сети и функционирующего подобно механизмам человеческого мышления (нелинейность) [7], способного воздействовать на основные каналы восприятия человека — зрение, слух (разнородность и мультимедийность) [7]. Таким образом, социальная коммуникация в Сети в виде Интернета создает альтернативу традиционным СМИ.

Интернет — это сложный многомерный объект, глобальное информационно-коммуникативное пространство, не поддающееся однозначному описанию. С одной стороны, это обеспечивающая коммуникацию технология, в основе которой лежит глобальная информационная компьютерная сеть, где локальные сети, шлюзы, серверы, компьютеры подчиняются единому набору правил и процедур (протоколам) и действуют на основе символьного языка машинных кодов. С другой — это среда функционирования разноуровневых субъектов коммуникации, к которым относятся информационная среда и пользователи. Это информационно-коммуникативное пространство, формируемое на основе аппаратной и программной инфраструктур [6].

Другими словами, Сеть — это пространство реализации интернет-коммуникации, сложного процесса человеческого взаимодействия, опосредованного техническими медиаторами (компьютерами, планшетами, смартфонами) при поддержке программного обеспечения в виде различного типа мессенджеров. Т. о., сеть Интернет — сложный коммуникативный инструмент, основные свойства которого реализуются в виде интерактивного взаимодействия, за счет технологий гипертекста и мультимедийности.

И если на заре появления гипертекстовых технологий актуально было говорить только лишь о гипертексте, как системе связанных ссылками элементов нелинейного текста, то в настоящее время Сеть является стимулом для развития новой коммуникационной среды, где участники взаимодействия задумываются не только над тем, какие языковые средства использовать, но и как построить общение. Так язык превращается в один из инструментов творческой самопрезентации и конструирования сетевой онлайн-индивидуаль-ности. Язык и речь (а это касается коммуникации в виртуальном пространстве) становятся неразделимы в аспекте продуцирования так называемой письменной разговорной речи.

Одним из инструментов коммуникации в Сети является хэштег, т. е. синтаксический конструкт, используемый в публикациях в социальных сетях с начальным символом «решетка» (#).

Главной функцией хэштегов является приглашение к обсуждению (в Twitter), способ маркировки сообщений и объединения их в информационные кластеры по схожей тематике (Instagram, YouTube, блоги), способ привлечения внимания к трендам (VK, Facebook, Pinterest) и т. д. Проще говоря, хэштег (hashtag) — это достаточно простой способ категоризировать, найти и присоединиться к обсуждениям по определенной тематике.

Теги или хэштеги появились в период активного использования мессенджеров для выделения веток диалогов и пометок важных сообщений форумов. К примеру, в IRC (Internet Relay Chat), созданном в 1998 г., где активно использовались хэштеги для сортировки каналов сообщений. Основными критериями при выделении тем каналов являлись принадлежность к определенной стране #russian, #usa, сфера интересов #ibm, #macintosh, #history и т. д.

В Twitter, а затем и в остальные социальные сети хэштег пришел благодаря Крису Мессина (Chris Messina) [7]. Вопрос возможности использования решетки (#) для сортировки тем сообщений в Twitter по определенным критериям для облегчения поиска интересной информации привел к невероятным последствиям. Хештэг становится, с одной стороны, формой самоидентификации в социальных медиа, аналогично роли смайла на заре появления Интернета. С другой стороны, хештэг становится мощным маркетинговым и коммуникационным инструментом. А в структуре гипертекстового построения хештэг остается именно узловым элементом или ссылкой, anchor (буквально, якорь) — индексальным объектом, привлекающим внимание и сообщающим о направленности гипертекста.

По мнению Б. Солиса, хэштег больше не принадлежит исключительно виртуальности. Эта категория вышла за рамки простого существования в Сети, стала аналогом бренда в концептуальном смысле, но не брендом как таковым, определяющей сущностью, неким семантическим полем. Сейчас многие исследователи говорят о тенденциях в рамках интернет-коммуникации к усилению диалогичности, коллоквиализации, экспрессивизации общения плюс глобальному снижению и огрублению речи, т. е. по сути об упрощении языковых взаимодействий [8]. Но, с другой стороны, ведь невозможно использование официально-делового стиля в общении с друзьями, близкими родственниками, приятелями, либо просто в рамках межличностного общения. Т. о., письменная речь — это тоже речь, а взаимодействуя в Сети, мы используем не что иное, как письменную разговорную речь. Таким образом, благодаря простоте объяснения явлений при помощи различных обобщающих элементов (иконок, смайлов) меняется и образ мышления человека. Но это не новое явление, привнесенное в нашу жизнь технологиями. Человек всегда был склонен обобщать. Например, 2000 лет назад люди, пытаясь понять, как в Евангелии Христос соотносится с Богом-Отцом, сформулировали концепцию Троицы. Тоже своеобразный хэштег.

Неологизм «фолксономия», произошедший как производное от «таксономия» при объединении с английским словом folks, обозначает практику совместной категоризации посредством произвольно выбираемых ключевых слов. С легкой руки информационного архитектора Томаса Вандера Валу это понятие является в настоящее время одним из немногих, объясняющих данный феномен.

Типология хэштегов весьма разнообразна и зависит от целей и функций использования.

Хэштеги категорий. Характерной особенностью таких тегов является четкая направленность на целевую аудиторию с возможностью таргетинга.

Хэштеги взаимодействия — эти метки призваны совершить действие — поставить «лайк» или подписаться на бартерных условиях. Как правило, используются на начальных этапах развития бизнеса, для привлечения клиентов. Примеры хэштегов такого типа: #follow4follow, #like4like.

Популярные хэштеги направлены на привлечение внимания большого количества пользователей, например #love, #nofilter, #friend.

Уникальные хэштеги опираются на уникальное название компании либо мероприятия.

Преимущества использования хэштегов, как инструмента коммуникации в рамках интернет-взаимодействия:

• возможность лаконичного и ёмкого описания изображения;

• реальное продвижение учетной записи бесплатно;

• возможность продвижения бизнеса без регистрации в Instagram;

• возможность проведения акций в Instagram по геолокационной метке.

Широкое распространение хэштегов и их использование как средства общения

позволяет сделать вывод о том, что хэштеги еще долго будут оставаться одним из элементов, определяющих развитие социальных сервисов.

Литература

1. Bush V. As We May Think // Atlantic Montly 176. 1945. N 7. Р. 101-108.

2. Nelson T. A file structure for the complex, the changing, and the indeterminate // ACM 20th National Conference — Proceedings. Cleveland, Ohio, 1965. Р. 84-100.

3. Эко У. Полный назад! «Горячие войны» и популизм в СМИ / Пер. с итал. Е. Костю-кович. М.: Эксмо, 2007. 592 с.

4. кастельс м. Становление общества сетевых структур // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология / Под ред. В. Л. Иноземцева. М., 1999. С. 494-505.

5. кастельс м. Галактика Интернет: размышления об Интернете, бизнесе и обществе / Пер. с англ. А. Матвеева; Под ред. В. Харитонова. Екатеринбург: У-Фактория (при участии изд-ва Гуманитарного ун-та), 2004. 328 с.

6. Шилина м. Г. Интернет как коммуникативный феномен // Медиаскоп. 2012. № 2: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/1081 (Дата обращения: 30.10.2016).

7. Твиттер Криса Мессина: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://twitter.com/ chrismessina/status/223115412 (Дата обращения: 30.10.2016).

8. Интернет-коммуникация как новая речевая формация: Колл. моногр. / Науч. ред.: Т. Н. Колокольцева, О. В. Лутовинова. М.: Флинта; Наука, 2012. 328 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.