общее и прикладное языкознание
УДК 81'243
Ю. В. Крючкова
o структуре концепта competitiveness в англоязычном
деловом дискурсе
Yu. V. Kruchkova. About structure of a Concept of Competitiveness in an English-speaking Business Discourse
В статье рассматривается лингвистический концепт competitiveness в деловом дискурсе. Концепт трактуется как языковое отражение одной из базовых американских ценностей — конкурентноспособности. Цель исследования — выявить лингвистическую структуру данного концепта.
ключевые слова: культурные ценности, концепт, структура концепта, языковые средства, лексема competitiveness
контактные данные: 199106, Санкт-Петербург, В. о, 21-я линия, д. 2
The article deals with a language concept «competitiveness» in business discourse.
The concept is viewed as a language reflection of a basic American cultural value — competitiveness. The main objective of the article is to represent the linguistic structure of the concept.
Keywords: cultural values, concept, structure of a concept, language means, competitiveness lexeme
Contacts: 21st Line 2, St. Petersburg, Russian Federation, 199106
Проблемы языковой репрезентации культурных ценностей, их места в языковой картине мира, генезиса и структуры становятся все более актуальными в современных когнитивных исследованиях. Несмотря на то что данное направление лингвистики насчитывает уже несколько десятков лет развития, споры вокруг того, что же считать языковым концептом и какова его структура, не утихают до сих пор. Лингвистические концепты, являясь отражением базовых общественных ценностей, тесно связаны с культурным и историческим контекстом. Концепт, по мнению Ю. С. Степанова, является культурным сгустком в человеческом подсознании [1]. Это способ проникновения культуры в духовный человеческий мир. Не всякое явление действительности служит основой для образования концепта, но лишь то, которое становится объектом оценки. Н. Д. Арутюнова отмечает, что, для того чтобы оценить объект, человек должен «пропустить» его через себя [2]. Этот момент «пропускания» и оценивания является моментом первичного образования концепта в сознании носителя культуры.
Практически все исследователи признают сложную структуру концепта, объясняя это тем, что концептуальная структура включает в себя и исходную
Юлия Викторовна Крючкова — доцент Санкт-Петербургского горного университета, кандидат филологических наук. © Ю. В. Крючкова, 2017
форму, и историю. Она, структура, объясняет ментальные и психические ресурсы сознания человека, отражающие опыт его знаний. Таким образом, при всей своей сложности структура концепта лишена жесткости, что подтверждается активной ролью концепта в мыслительном процессе и способностью взаимодействовать с другими концептами. Структуру концепта принято описывать в виде когнитивного поля, имеющего ядерно-периферийную организацию. По сути, это незамкнутая структура, представляющая собой категориально-ментальные репрезентации. Концепт, как правило, неоднороден — имеет несколько способов номинации, что создает дополнительные трудности в определении его структуры. Анализ языковых средств, репрезентирующих концепт, позволяет выделить в концепте слои различной степени абстракции; степень абстракции возрастает от ядра к периферии. Таким образом достигается высокий уровень образности многих концептов.
Предмет исследования данной статьи имеет особую природу — он не относится к материальным сущностям. Лингвистический концепт competitiveness отражает одну из ключевых ценностей американского общества — конкурентноспособность. Разные культуры обладают набором разных, порой противоположных ценностных представлений. Р. Рикерт рассматривает ценность как некий идеал и социокультурный ориентир развития общества. Согласно Э. Дюркгейму, ценностные представления — это некая совокупность представлений отдельных людей, но при этом индивиды принимают от общества уже устоявшиеся ценности, к которым они вынуждены приспосабливаться [3]. Структурообразующими ценностями американского общества традиционно считаются:
1) равенство, эгалитизм;
2) индивидуализм и приватность;
3) конкурентноспособность и свободное предпринимательство;
4) ориентация на упорный труд;
5) неформальность;
6) практичность и эффективность;
7) материализм.
Такая структура ценностей сложилась у американцев под влиянием определенного социально-исторического контекста (противоборство с Великобританией, необходимость выживания в сложных условиях, порой в одиночку (вспомните золотоискателей Дж. Лондона), протестантские ценности).
Понятие «конкурентноспособность» оформилось в европейских языках в XIX в., в английском языке оно сформировалось из латинского com + petition — «стремление достигать, добиваться чего-то». В словаре Ожегова конкуренция описывается как «способность опережать других, используя свои преимущества в достижении поставленных целей». Опыт индивидуального выживания и достижения целей способствовал формированию особого типа индивидуалистской культуры: вера в равные возможности для всех, независимость, необходимость упорного труда (первоначально во славу Господа — протестантские ценности). Конкуренция и дух соревнования были востребованы и в период экономического роста Америки: на первый план выходит человек деятельный и предприимчивый, умеющий использовать любой шанс и реализовать любую возможность, а развитие рыночных отношений еще больше усиливает эту тенденцию. Социологи Л. Линдси и С. Бич полагают, что: «талант, мотивация и работа — составляющие успеха. Люди, которые усердно трудятся и таким путем добиваются богатства, — идеализированные образцы для подражания американского народа. С этим соотносится другая ценность — дух соревнования, который максимизирует и положительные качества, и получаемые блага. Пусть лучший победит».
Данный концепт, по вполне понятным причинам, чаще всего встречается в деловом и рекламном дискурсах, на его важность указывает тот факт, что лексема competitiveness в английском языке представлена различными частями речи: compete, competitor, competition. Многомерность лингвистического концепта обосновывает необходимость построения нескольких исследовательских моделей с целью изучения каждого уровня. Первым уровнем является понятийная составляющая концепта. Понятийная сторона концепта — это его языковая фиксация, которая содержится в словарных статьях. Основной метод исследования этой составляющей — дефиниционный анализ.
Дефиниции из The Oxford English Dictionary (OED) и Roget's Thesaurus of English Words and Phrases дают следующее определение лексемы competitiveness [4]:
1) the ability of a company, country, or a product to compete with others;
2) the desire to be more successful than other people.
Лексема competitiveness является гиперонимом для других членов ЛСП, а, следовательно, и ядром концепта. Анализ словарных статей Roget's Thesaurus of English Words and Phrases позволяет выделять такие синонимы у лексемы competitiveness, как rivalry, fight, action, aggressiveness, appointment, battle, brawl, clash, combat, commitment, compete, competition, competitive power, conflict, contention, contest, contract, controversy, difference, discord, dispute, dissension, struggle, vying [5].
Лексемы rivalry, fight, action, aggressiveness, compete, competition имеют схожее смысловое ядро — все передают значение силы, борьбы, агрессии и доминирования. Данные лексемы относятся к ядерной зоне концепта. Что касается зоны периферии, то в результате анализа были выделены две зоны периферии поля — ближняя и дальняя. Ближняя представлена лексемами battle, clash, combat, power, conflict, contention, contest, struggle. Дальняя — contract, controversy, difference, discord, dispute, dissension, vying. При рассмотрении понятийной составляющей концепта competitiveness важную роль играют и атрибуты конкурентной борьбы, такие как fierce competition, high competition. Таким образом доминатами понятий составляющей являются семы «борьба» и «соперничество».
оценочная составляющая концепта — это некий аксиологический элемент, который выявляется в цитатах, поговорках, пословицах, т. е. в паремиологических единицах (паронимах).
Анализ паремиологических суждений, репрезентирующих концепт competitiveness, дает представление о картине мира, отражающейся в сознании американцев. О месте концепта competitiveness в данной картине можно судить, выделив одну или несколько логем. Поясним, что логема в данном анализе понимается в соответствии с определением П. В. Чеснокова, как «логико-семантическая единица обобщенного характера, под которую могут быть подведены определенные группы паремий».
В английском языке прочно закрепились такие высказывания, как «the life is a competitiveness», «a competitiveness is endless», «life is a competitiveness for immortality» и «competitiveness is the essence of life». В данном случае мы имеем дело с логемой «жизненная необходимость». Конкурентноспособность была необходимым качеством для первых поселенцев, чтобы выжить в нелегких условиях в незнакомой стране. Это качество помогло пассажирам «Mayflower» продвинуться на высшую ступень в новом обществе. В дальнейшем особым уважением стали пользоваться личности, прошедшие путь из низов до самых вершин общества. Это объясняет особый культ многих поп-звезд, которые еще вчера были мальчишками и девчонками, живущими по соседству.
Рассмотрим образную составляющую концепта competitveness. Образная составляющая представляет собой различные ассоциации. С. Г. Воркачев счита-
ет, что образная составляющая способна фиксировать когнитивные метафоры, которые поддерживают концепт в сознании [6]. Лингвистические концепты, будучи многомерными образованиями, часто обнаруживаются на пересечении нескольких семантических полей и реализуются с помощью когнитивных метафор. В ходе анализа материалов делового дискурса таких англоязычных изданий, как Entrepreneur, Chicago Tribune, NCBI, Harvard Business Review, удалось выявить пять метафорических и метонимических блоков.
1. Способность/Ability
In this way, even without protectionism, their manufactured goods are able to compete successfully against foreign products both in domestic markets and in foreign markets.
A nation's competitiveness depends on the capacity of its industry to innovate and upgrade.
At the heart of an economy's competitiveness is its capacity to leverage talent.
Starbucks, for example, grew its rewards program 28 percent year-on-year. It now boasts 10.4 million members in the United States, a level enabled by the company's ability to turn data into better customer experiences and more personalized interactions.
данный блок представляет концепт competitiveness как некую способность и даже в некоторой степени талант, о чем свидетельствует употребление лексем capacity, ability, to be able to.
2. рост/Growth
Competitiveness emphasizes the use of a comparative advantage to decrease trade deficits by exporting larger quantities of goods that a particular nation excels at producing, while simultaneously importing minimal amounts of goods that are relatively difficult or expensive to manufacture
The Report shows that competitiveness — understood as higher productivity — is a key driver of growth and resilience.
The World Economic Forum has been measuring the drivers of competitiveness for over three decades.
Beyond the vision, enhancing competitiveness is a complex and often protracted process that demands difficult trade-offs, careful consideration for sequencing reforms and room for calibration in changing conditions. Steering the course towards enhanced competitiveness requires vigilance and commitment from all stakeholders and throughout the process, for which the Report serves as a guide and monitoring tool.
This suggests that competitiveness drives resilience, which is important in light of future potential shocks.
This can be an effective way to quickly amass a portfolio of high-profile projects.
In his 13-plus years as a marketer and entrepreneur, Sujan Patel has helped hundreds of companies boost online traffic and sales and strengthen their online brand reputation.
Лексемы со значением возрастания и увеличения enhance, growth, commitment, boost, amass, high-profile представляют ситуацию возрастающей прибыли и успешности бизнеса.
3. источник/source
While trade policy is important to the economic success of nations, competitiveness embodies the need to address all aspects affecting the production of goods that will be successful in the global market, including but not limited to managerial decision making, labor, capital, and transportation costs, reinvestment decisions, the acquisition and availability of human capital, export promotion and financing, and increasing labor productivity.
Competitiveness results from a comprehensive policy that both maintains a favorable global trading environment for producers and domestically encourages firms to work for lower production costs while increasing the quality of output so that they are able to capitalize on favorable trading environments.
This result reflects the fact that firms are embedded in inter-firm relationships with networks of suppliers, buyers and even competitors that help them to gain competitive advantages in the sale of its products and services.
Competitiveness captures the awareness of both the limitations and challenges posed by global competition, at a time when effective government action is constrained by budgetary constraints and the private sector faces significant barriers to competing in domestic and international markets.
Growth recovery in unchartered territory will require recognizing that we need a shared assessment and understanding of the future sources of competitiveness.
The Global Competitiveness Report of the World Economic Forum defines competitiveness as "the set of institutions, policies, and factors that determine the level of productivity of a country".
It distinguishes in particular between policy inputs in relation to the business environment, the physical infrastructure and the knowledge infrastructure and the essential conditions of competitiveness that good policy inputs create, including business performance metrics, productivity, labour supply and prices/costs for business.
But you can still leverage crowdsourcing to compete. Start by seeking validation and funding for your latest SaaS idea to get it to market while your competitors are still researching, testing and wading through their corporations' various departments for approval.
Approved investors can get started with as little as $5,000 and start growing their business.
Be the company that does one thing exceptionally well, instead of a corporation that may have six different arms, from branding to lead generation.
Instead, your small boutique can deliver faster results in a fraction of the time.
Focus on your fast turnaround and response time while still delivering exceptional results, and you'll likely win big.
While Nike executives have their reasons for avoiding this partnership, the information revealed by tracking data is certainly eye-opening.
There's a lot to be said for making your services stand out from the competition's, but there are also plenty of ways to market yourself for d If you're a social media consultant with a powerful content marketing strategy, you can include a foundational template or training videos in your services dynamic exposure.
What's all this data for? Most companies use it to evaluate performance and optimize programs, but many struggle to determine which data subset is most valuable for understanding consumers and pushing them through the conversion funnel.
That's why startups focusing on vanity metrics risk increasing marketing spend and possibly decreasing ROI. This can be a big time and money waster for startups on strict budgets with few resources.
My own team tracked Nike's sales for example. We discovered that by partnering with Amazon, as Nike does with other marketplaces, it could boost its sales on the online goliath, fivefold.
В данном случае концепт олицетворяет некий источник стратегического преимущества, нечто, что может помочь одержать победу над конкурентами, что подтверждено лексемами embody, partnering, а также выражениями result from, embedded in source, strict budgets with few resources, essential conditions of competitiveness и др.
4. конфронтация/Confrontation
With the vast majority of the public favorable to small businesses, then, you may think there's no real reason to take a plunge and try swimming with the sharks. But success takes more than opening your doors and welcoming clients, in order to succeed. Here are seven ways you can compete with the big corporations and win.
The books for sale are ones that have been given four- or five-star ratings on the website.
Elon Musk, founder and chief executive of Hawthorne rocket maker SpaceX, hastily called a news conference Friday in Washington, D.C., where he outlined an array of matters confronting his upstart company.
The battle for buyers of family sedans — already the most competitive U.S. auto segment — will heat up this fall when Toyota and Hyundai launch dramatically restyled versions of their respective offerings, the Camry and the Sonata. A decade ago, the default choices in this biggest slice of the auto market were the Camry and Honda's Accord, but the competition has grown fierce in the last five years. Automakers can't afford a misstep with a new model, and they can't fall behind with a dated model.
Comcast Corp., already the nation's largest cable and Internet provider, says it needs to get bigger to compete against the formidable giants of Silicon Valley. Both companies contend that they need muscle to compete against emerging competition from Google Inc., Apple Inc., Netflix Inc. and Amazon.com Inc.
British architect David Chipperfield has won a high-profile competition to design a home for the Nobel Foundation in Sweden.
данный блок представлен примерами, передающими идею жесткой агрессивной борьбы за преимущество на рынке. идея выражена лексемами со значением силы и конфликта: muscle, high-profile, big fierce, battle, heat up; лексемами со значением увеличения, уменьшения, оценивания: dramatically, evaluate, get bigger, increase, decrease, boost; выражениями compete against, fall behind.
5. Бенефициарные отношения/Mutual benefit
Big corporations may get a lot of things right, like building a name brand and client base, but they often fail at personalization, one of the most important factors to delighting customers. How much time can they really spend with a single client and cater to that person's needs if there are another 100 they have to serve? Focus on personalizing your clients' service by figuring out how they work best and meeting them ther.
The more you show your clients how much personal care and customization they're getting, the more likely they are to ditch your corporate competition forever.
Your clients will benefit from the focus and individualized service you can offer without needing to worry about contributing to your health insurance and retirement plan.
That upsell won't replace the need for your services, but it could help clients with their big-picture goals, or convince them to book you for other services, as well.
The stores also act as showrooms for proprietary Amazon gadgets, giving customers the chance to try out items before they decide to purchase them.
By looking at what customers purchase online, companies can identify what's truly valuable and meaningful to them. This helps cut through the noise of research and troubleshooting, and it allows companies to focus on what customers have already spent their time and money on.
To further understand customers, companies should also examine which touch-points customers engaged with or which merchandising messages they received. Companies can then customize experiences for customers and optimize engagement, conversions and retention.
Understanding more about customers' online lives can help increase ROI and identify opportunities to grow, but it's not enough. The data collected about customers should be tied to their clickstream behavior to provide a full picture of their on-site activity.
It takes careful analysis of data to identify which behaviors can most impact the business and determine ways to engage and sell to customers. Two of the most important data sets to analyze, according to successful startup founders, are real-time customer behavior and web activity. With only 17 percent of companies reporting the ability to fully analyze a customer's journey from first contact to a purchase, the act of taking this step can provide a boost over competitors.
The Philadelphia-based cable behemoth said in a government filing Tuesday that its proposed $40-billion acquisition of Time Warner Cable Inc. will benefit consumers without limiting competition. Comcast said in a 175-page document filed with the Federal Communications Commission that the deal would mean better Internet and cable TV service for millions of consumers.
Этот блок наряду с блоком «источник» оказался самым многочисленным. Представляется, что он отражает последние тенденции конкурентных отношений на рынке — взаимную выгоду потребителя и бизнеса. Потребитель — это центральный элемент бизнеса, его необходимо завоевать, понять его потребности и удержать. только в этом случае потребитель будет лоялен, а бизнес получит прибыль. идея выражена прилагательными valuable and meaningful, personal, better, существительными customer, customization, personalization, словосочетаниями benefit consumers, service for millions of consumers, provide a boost over competitors, real-time customer behavior and web activity, giving customers the chance, benefit from.
Анализируемый концепт competitiveness относится к разряду культурных концептов, следовательно, область его референции не материальный объект, а культурные ценности. Несмотря на системообразующую роль в американской культуре, данный концепт имеет сравнительно небольшое количество паронимов. Вероятно, это можно объяснить довольно поздним вхождением лексемы competitiveness в корпус английского языка. В сознании носителей англосаксонской культуры данный концепт отражается в виде когнитивных метафор: источник, способность, рост, конфронтация и бенефициарные отношения. Многочисленность метафорических блоков «источник» и «Бенефициарные отношения» и относительная малочисленность блока «конфронтация» говорит о том, что конкурентные отношения со времен золотоискателей эволюционировали в сторону выбора гибкой стратегии и завоевания лояльности клиента.
литература
1. степанов ю. с. Константы: словарь русской культуры. Опыт исследования. М.: Ака-демич. проект, 2004. 992 с.
2. Арутюнова н. д. Логический анализ языка: Культурные концепты. М., 1991. 181 с.
3. дюркгейм Э. Ценностные и «реальные» суждения // Социологические исследования. 1991.№ 2. С.16-114.
4. OxfordDictionaries: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.oxforddictionaries. com/ru.
5. Roget's Thesaurus: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.glosbe.com/en/ru/ Roget's%20Thesaurus.
6. Воркачев с. Г. Счастье как лингвокультурный концепт. М.: ИТДГК «Гнозис», 2008. 192 с.