Научная статья на тему 'Образ жизни студентов российских вузов (на примере хобби и увлечений студентов имэб РУДН)'

Образ жизни студентов российских вузов (на примере хобби и увлечений студентов имэб РУДН) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1150
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / СТУДЕНТЫ / ОБРАЗ ЖИЗНИ / ЦЕННОСТИ / ИНТЕРЕСЫ / СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ДОСУГА / ХОББИ / ИНТЕРНЕТ-МЕДИА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Глаголева Анна Васильевна, Земская Юлия Николаевна, Кузнецова Евгения Алексеевна

Данная статья посвящена описанию основных характеристик образа жизни, интересов, увлечений и ценностей современных российских студентов. Для того, чтобы изучить данную сферу в декабре 2016 года было проведено анкетирование 170 студентов 2-го, 3-го и 4-го курса бакалавриата и 2-го курса магистратуры ИМЭБ РУДН, обучающихся по направлению «Реклама и связи с общественностью». В ходе анкетирования респондентам были заданы открытые, закрытые и полузакрытые вопросы на различные темы. Вот некоторые из них: «Чем Вы занимаетесь в свободное время?», «Какое у Вас хобби?», «Любите ли Вы путешествовать?», «В каких странах Вы побывали?» и др. Эта и другая информация, размещенная в данной статье будет интересна всем специалистам, изучающим современное общество, в том числе и профессионалам, работающим в сфере маркетинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образ жизни студентов российских вузов (на примере хобби и увлечений студентов имэб РУДН)»

УДК - 392

Глаголева Анна Васильевна

кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры рекламы и бизнес-коммуникаций Института мировой экономики и бизнеса Российского университета дружбы народов [email protected] Земская Юлия Николаевна

кандидат филологических наук, доцент кафедры рекламы и бизнес-коммуникаций Института мировой экономики и бизнеса Российского университета дружбы народов. zemskaya_yun@rudn. university Кузнецова Евгения Алексеевна

кандидат филологических наук, доцент кафедры рекламы и бизнес-коммуникаций Института мировой экономики и бизнеса Российского университета дружбы народов kuznetsova_ea@rudn. university Anna V. Glagoleva

candidate of philological Sciences, senior lecturer of the Department of Advertising and Business Communication, the Institute of World Economy and Business (International School of Business) of Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University) [email protected] Yuliya N. Zemskaia

candidate of philological Sciences, associate Professor of the Department of Advertising and Business Communication, the Institute of World Economy and Business (International School of Business) of Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University) zemskaya_yun@rudn. university Evgeniya A. Kuznetsova

candidate of philological Sciences, associate Professor of the Department of Advertising and Business Communication, the Institute of World Economy and Business (International School of Business) of Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University) kuznetsova_ea@rudn. university

Образ жизни студентов российских вузов (на примере хобби и увлечений студентов ИМЭБ РУДН)

The lifestyle of students of Russian universities (for example, hobbies and interests of the students of IWEB PFUR)

Аннотация: Данная статья посвящена описанию основных характеристик образа жизни, интересов, увлечений и ценностей современных российских студентов. Для того, чтобы изучить данную сферу в декабре 2016

года было проведено анкетирование 170 студентов 2-го, 3-го и 4-го курса бакалавриата и 2-го курса магистратуры ИМЭБ РУДН, обучающихся по направлению «Реклама и связи с общественностью».

В ходе анкетирования респондентам были заданы открытые, закрытые и полузакрытые вопросы на различные темы. Вот некоторые из них: «Чем Вы занимаетесь в свободное время?», «Какое у Вас хобби?», «Любите ли Вы путешествовать?», «В каких странах Вы побывали?» и др.

Эта и другая информация, размещенная в данной статье будет интересна всем специалистам, изучающим современное общество, в том числе и профессионалам, работающим в сфере маркетинга.

Ключевые слова: молодежь, студенты, образ жизни, ценности, интересы, способы проведения досуга, хобби, Интернет-медиа

Keywords: youth, students, lifestyle, values, interests, hobby, Internet media

Annotation: This article describes the main characteristics of the way of life, interests, hobbies and values of Russian students. In December 2016, there were interviewed 170 students of the 2nd, 3rd and 4th Bachelor's program and the 2nd year Master's program of the direction "Advertising and Public Relations" of the Institute of World Economy and Business of RUDN University (Russia) in aim to study this correlation.

The most popular kinds of activities for respondents are communication with friends, watching films, Internet surfing, walks, reading, visiting theaters and museums, playing sports. The most common among the surveyed hobby is photography, drawing, dancing, reading and traveling. The majority of respondents visited 3 or more countries.

By the opinion of the authors, the results of the research placed in this article will be interested to all specialists who study modern society, including professionals working in the field of marketing.

Студенты, которые обучаются в высших заведениях сегодня, влияют и будут влиять на принятие решений как на локальном, так и на глобальном уровне в ближайшие 50 лет. Именно они (как граждане, как потребители и т.д.) будут определять будущее России и мира. Понимание образа жизни сегодняшней молодежи, оценка тех представлений и ценностей, которые лежат в основе мировоззрения личности и группы, выявление существующих коммуникационных моделей и формирование эффективно действующих каналов коммуникации - это задачи, которые нужно решить в ближайшей перспективе.

Данная статья посвящена описанию основных характеристик образа жизни, присущих студентам российских вузов.

В декабре 2016 года было проведено анкетирование 170 студентов 2-го, 3-го и 4-го курса бакалавриата и 2-го курса магистратуры Института мировой экономики и бизнеса Российского университета дружбы народов, обучающихся по направлению «Реклама и связи с общественностью».

Студентам было предложено анонимно ответить на вопросы анкеты, которая включала в себя несколько содержательных модулей, в т.ч.

помогающих раскрыть их образ жизни, интересы, увлечения. Помимо этого, анкета содержала традиционные блоки: вводную часть, объясняющую цели и задачи проводимого исследования, а также включающую в себя инструкцию по заполнению анкеты; часть, включающую информацию о формально-демографических характеристиках респондента. Вопросы, включенные в анкету, были разного типа: открытые, закрытые и полузакрытые.

В проведенном нами опросе приняли участие 137 девушек и 33 юноши в возрасте от 18 до 29 лет, 37,6 % опрошенных - 20 лет, 30,5% - 21 год, 11% - 23 года, 10,5% - 19 лет, другой возраст - 10%. 83% опрошенных русские, 95% -граждане Российской Федерации.

54,7% опрошенных (93 человека) живут с родителями или с одним из родителей, 41,7% (71 человек) живут не с родителями, не ответили на вопрос -3,5 % (6 человек). 47,6 % респондентов работают, 49,4 % - не работают, 2,9 % не ответили на данный вопрос.

Для определения образа жизни, увлечений и хобби респондентов были заданы несколько вопросов. На вопрос «Чем Вы занимаетесь в свободное время?» были получены следующие варианты ответов: общаюсь с друзьями -78,8% (134 человека); смотрю фильмы -74,1% (126 человек); сижу в интернете - 72,4% (123 человека); гуляю - 67,6% (115 человек); читаю - 65,8 (112 человек); хожу в театры и музеи - 53,5 % (91 человек); занимаюсь спортом -48,8% (83 человека); занимаюсь творчеством - 40,6% (69 человек); хожу в клубы - 22,9% (39 человек); танцую - 22,4% (38 человек); играю в компьютерные игры - 17,6 (30 человек); занимаюсь рукоделием - 13,5 (23 человек); другое - 12,9% (22 ответа, включая такие как: отдыхаю, лежа в кровати, сплю, занимаюсь самообразованием, развиваюсь, слушаю музыку, пишу, хожу на концерты, изучаю 1Т-технологии, занимаюсь радиоэлектроникой, учу иностранные языки, путешествую, смотрю ТВ, посещаю квесты, управляю людьми, пью, у меня нет свободного времени и др.); работаю - 2,4% (4 человека); занимаюсь хозяйством, домашними делами, готовлю вкусную еду - 1,8% (3 человека); занимаюсь музыкой, играю на музыкальных инструментах - 1,8% (3 человека); фотографирую - 1,2% (2 человека).

Для того чтобы конкретизировать то, чем студенты занимаются в Интернете, был задан вопрос «Какие сайты Вы посещаете ежедневно (перечислите от 3 до 5)?». На него ответили 127 человек, не ответили - 43.

Ежедневно опрошенные посещают следующие сайты или мобильные приложения: безусловный лидер - это социальная сеть ВКонтакте - 68 человек (53,5% ответивших на данный вопрос), поисковой системой Яндекс, которая включает почтовый сервис и ресурс Яндекс.Новости, пользуются 25 человек ежедневно - 19,7 % из числа ответивших на данный вопрос, социальная сеть Instagram - 20 человек - 15,7 %, adme.ru [1] - 19 человек (15%), поисковая система Mail.ru, включающая почтовый сервис, - 14 человек (11%).

Чтобы выяснить интересы респондентов в социальных сетях, мы задали вопрос: «В каких группах в социальных сетях Вы состоите/на какие подписаны (назовите 3 варианта)?» На данный вопрос не ответили 63 человека, дали общие

ответы: «очень много», «тематические, во всех интересных», «мои группы» - 7. Ответ «не подписан» выбрал 1 из опрошенных. Содержательные ответы дали 99 респондентов.

Лидеров в этой категории немного, что свидетельствует о разнообразии интересов респондентов. Если выделить 3 самые популярные группы, то это следующие: «Шедевры рекламы» - 23 респондента (то есть, ее упомянули 23% ответивших на данный вопрос), «Подслушано в РУДН» - 13 (13%), «Группа сайта Adme.ru» - 12 (12%). В общем, результаты понятны: это группы, посвященные, во-первых, будущей профессии студентов, во-вторых, жизни в вузе, в котором они учатся, в-третьих, творчеству во всех его проявлениях, а с творчеством многие из ребят планируют связать свою жизнь.

Таким образом, половина респондентов в Интернете получает новостную информацию, причем в качестве канала выступают как службы автоматической обработки и систематизации новостей, так и страницы медиа в социальных сетях. Непосредственно к сайтам новостных медиа для получения новостей обращается меньшинство - 12-13 человек. Самая высокая активность в Интернете - это активность в социальных сетях: в них респонденты узнают новости, получают профессиональную информацию, расширяют свой кругозор и развлекаются.

Компьютерные игры, как способ проведения досуга, в нашей аудитории не распространены, скорее всего, потому, что большая часть аудитории - это девушки. Среди названных игр выделяются 2 лидера: 1) The Sims в различных версиях (симулятор жизни) - 31 респондент, все девушки; 2) GTA в различных версиях (action) - 12 респондентов (9 девушек и 3 юноши). Безусловно, симуляторы жизни, в которых можно выстраивать целый мир, начиная с дизайна квартир, где живут герои игры, - это интересное занятие для девочек. Популярность игры GTA среди опрошенных, на наш взгляд, связана не с тем, что девушки-студентки играют в нее, а с популярностью самой игры, которая регулярно находится на первых местах рейтингов игр по разным версиям. Например, рейтинги игр на PC сайта http://www.metagames.ru [2] или сайта http://iwantgames.ru [3].

Следующий вопрос позволил нам изучить хобби аудитории. Пять самых популярных увлечений - это занятия спортом - у 22,4% опрошенных, фотография - 11,2%, рисование - 10,6%, танцы - 9,4%, чтение и путешествия по 8,2%. Не ответили на данный вопрос 11,7% (20 человек).

Занятие спортом - это одно из популярных у наших студентов способов проводить свободное время и хобби, поэтому рассмотрим его подробнее. Среди названных видов спорта есть следующие: к числу самых популярных относятся теннис и конный спорт - их назвали по 4 человека, скейтборд и сноуборд - по 2 респондента, по одному разу были упомянуты легкая атлетика, мотоспорт, практическая стрельба, плавание, фитнесс, коньки, баскетбол, горные лыжи и ролики. 17 человек из опрошенных отметили занятия спортом без конкретизации каким именно.

Еще одно любимое времяпровождение - это путешествия. На вопрос «Любите ли Вы путешествовать?» утвердительно ответили 96% - 163 человека, отрицательно - 2,3% - 4 человека, не ответили 1,7% - 3 человека.

10 самых популярных стран, в которых побывали респонденты - это Турция, в ней побывал каждый второй из ответивших на этот вопрос. В Египте, Италии, Испании, Германии или на Украине побывал каждый третий. Каждый четвертый побывал во Франции и Греции, каждый пятый - в Чехии и Польше. Большинство опрошенных (80,6%, 137 человек) называли 3 страны и более или писали, что посетили много стран.

Если говорить о круге чтения, то он достаточно широк. В число любимых книг зарубежных авторов наших респондентов вошли: книги о Гарри Поттере Дж. Роулинг, их отметили 10 человек; по 9 опрошенных в число лучших книг включили: «Портрет Дориана Грея» О. Уальда, «Три товарища» Э.-М. Ремарка «Шантарам» Г.-Д. Робертса.

Среди самых любимых книг русских авторов были названы романы: «Мастер и Маргарита» М. Булгакова (22 респондента), «Преступление и наказание» Ф. Достоевского (12 человек), «Анна Каренина» Л. Толстого (8 человек).

Для того, чтобы сформировать более полную картину интересов респондентов, можно уточнить, что 3 самых любимых зарубежных фильма -это: 1) «Зеленая миля» (США, 1999, по мистическому роману С. Кинга), его назвали 20 респондентов; 2) «Титаник» (США, 1997, фильм-катастрофа, мелодрама) - 17 опрошенных; 3) «1+1» (Франция, 2011, трагикомедия) - 14 человек. В целом студентам больше всего нравятся фантастические и мистические фильмы, а также антиутопии, притчи и сказки.

Среди самых популярных фильмов отечественного кинематографа названы «Ирония судьбы, или с легким паром!» (СССР, 1975, комедийная мелодрама), «Москва слезам не верит» (СССР, 1979, мелодрама), «Любовь и голуби» (СССР, 1984, лирическая комедия). В целом можно сказать, что кино для респондентов - это скорее развлечение, чем искусство.

Подводя итог, можно отметить, что способы проведения свободного времени у студентов многообразны, но они не всегда превращаются в хобби. Об этом свидетельствует и то, что на вопрос о времяпровождении не ответил один респондент (0,6% от числа опрошенных), а на вопрос о хобби не ответили 20 человек (11,7%). Вместе с тем, в данной статье описаны одни из базовых характеристик образа жизни современного российского студента, его интересы и увлечения, которые реализуются как в реальном, так и в виртуальном мире.

Литература:

[1] Что такое AdMe? // Сайт AdMe.ru. URL: https://www.adme.ru/about/ (дата обращения 19.06.2017)

[2] Рейтинг составлен на основе усредненных оценок профессиональных игровых изданий сайтом: www.metagames.ru. Лучшие игры на PC (ПК), рейтинг компьютерных игр / сайт www. metagames. ru URL: http://www.metagames.ru/pc/top (дата обращения 19.06.2017)

[3] Здесь игры расположены по рейтингу популярности, основанном на мировой оценке игры пользователями, начиная с самой лучшей игры, заканчивая наименее популярной по данным сайта iwantgames.ru. Рейтинг самых лучших игр на PC / сайт iwantgames.ru URL: http://iwantgames.ru/bestgames/ (дата обращения 19.06.2017)

Literature:

[1] What is AdMe? // AdMe.ru. URL: https://www.adme.ru/about/ (accessed 19.06.2017)

[2] The rankings are based on average estimates a professional gaming publications site: www.metagames.ru. Game for PC (PC), the rating of computer games / website www.metagames.ru URL: http://www.metagames.ru/pc/top (accessed 19.06.2017)

[3] Here the games are arranged by popularity, based on the world game will be available for users, starting from best game to least popular according to the site iwantgames.ru. A rating of the best games on PC / website iwantgames.ru URL: http://iwantgames.ru/bestgames/ (accessed 19.06.2017)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.