Научная статья на тему 'Психологический портрет пользователя социальными сетями'

Психологический портрет пользователя социальными сетями Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3862
337
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Артишевская Татьяна Михайловна

В данной статье автор вскрывает причины посещения студентами Интернет, используя уже имеющийся материал опроса многочисленной выборки «юзеров». На основе соцопроса студентов-журналистов был произведен сравнительный анализ мотивации присутствия в Интернете и отношения к этому присутствию самих студентов четвертого курса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологический портрет пользователя социальными сетями»

СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕМА:

СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА В СОВРЕМЕННОМ

ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Татьяна Михайловна Артишевская

Челябинский государственный университет

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ СОЦИАЛЬНЫМИ СЕТЯМИ

В данной статье автор вскрывает причины посещения студентами Интернет, используя уже имеющийся материал опроса многочисленной выборки «юзеров». На основе соцопро-са студентов-журналистов был произведен сравнительный анализ мотивации присутствия в Интернете и отношения к этому присутствию самих студентов четвертого курса.

Ключевые слова: виртуальная реальность, мотивация, бессознательное, социальные сети, психологический портрет.

Современный человек все больше погружа- циальной сети, которая уже охватывает всех ется в виртуальную реальность как в реальную, пользователей Интернета, в том числе друзей считая, что там, где есть море таинственных и знакомых? (Результаты ответов отражены в объектов, он останется одновременно и неза- таблице 2).

Таблица 1

Результаты заинтересованности социальными сетями

Все опрошенные 18-24 года 25-34 года 35-44 года 45-59 лет 60 и старше

Посещаю социальные сети 52 67 60 47 35 15

Посещаю блоги 7 11 8 8 4 1

Не пользуюсь социальными сетями / блогами 40 22 31 44 60 79

Затрудняюсь ответить 1 0 1 1 1 5

меченным, и значимым. Исключение составляет только поиск деловой информации. Такое противоречивое состояние пользователей социальных сетей притягивает к монитору больше всего.

В феврале 2011 года ВЦИОМ провел опрос среди респондентов в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России на предмет участия населения в социальных сетях. Подобный опрос проводила и независимая кампания холдинга «РАМИР». Респондентам был задан ряд вопросов:

1. Пользуетесь ли вы интернетом? если да, то посещаете ли вы социальные сети? (Результаты отражены в таблице 1).

Как видно из таблицы, большинство респондентов посещают сети независимо от возраста. Чаще всего там можно встретить представителя 24 лет (67 %) опрошенных и до 34 лет (60% опрошенных респондентов.

2. Какие данные вы бы о себе указали, если бы нужно было зарегистрироваться в новой со-

Таблица2 Результаты размещения своих данных в социальных сетях

Обозначение %

Возраст 87

Пол 84

Образование 71

Фото (свое) 65

Семейное положение 64

Хобби / увлечения 62

Любимую музыку / фильмы 51

Место учебы 38

Любимые места 35

Друзей / родных 33

Место жительства 32

Профессию 31

Место рождения 31

Национальность 31

Путешествия 29

Должность 27

Место работы 25

Вероисповедание 20

Политические взгляды 14

Услуги (которые Вы можете предоставить другим пользователям) 13

Уровень дохода 10

Ни при каких условиях не стал бы регистрироваться 2

Другое 1

Затрудняюсь ответить 3

Как видно из таблицы, самый высокий процент распространения информации о себе сосредоточен на возрасте (87 %), а самый низкий

- науровне доходов (10 %). Последний показатель может быть связан с тем, что в обществе существует определенный страх и трепет за финансовое положение у одной части населения, чувство неопределенности, неуверенности и конфуза у другой части населения.

3. Приходилось ли вам говорить о себе неправду в блогах или социальных сетях (в постах, статусах, профиле, комментариях)? Результаты опроса отражены в таблице 3.

с какой-либо стороны, и, как говорят данные социологических исследований, этот феномен распространен по всему миру и не зависит от менталитета. Вероятно, в этом случае, проявляет себя биосоциальные инстинкты «приобретения и сохранения лица».

В заключение этой части исследования хочется сделать выводы:

1. Коллективным портретом активного пользователя российских социальных сетей является обеспеченный молодой человек, проживающий в Сибири и на Дальнем Востоке.

2. Люди в Интернете по всему миру обманывают чаще, чем при личном общении.

3. В России среди мужчин и женщин количество обманщиков одинаково, в то время как в Британии, например, мужчины обманывают больше, чем женщины.

Таким образом, можно сказать, что человек, как правило, стремится казаться интереснее и привлекательнее, поэтому презентует себя с лучшей стороны. В виртуальном пространстве добиться этого гораздо проще, чем в реальной жизни.

По мнению академика Российской академии естественных наук Сергея Ключникова, «в со-

Таблица3

Сетевая ложь

Все опрошенные 18-24 года 25-34 года 35-44 года 45-59 лет 60 и старше

да 51 59 54 47 38 17

нет 49 41 46 53 62 83

Как видно из таблицы, лгут в социальных сетях больше половины от общего числа участников. Особенно этим грешат молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет (59 %). Но и люди старше 60 лет тоже не прочь «приукрасить» действительность (17 %). люди скрывают правду по разным причинам, но какие бы они ни были, чаще всего связаны с компенсацией «желаемо-сти».

4. Относительно каких характеристик вам приходилось говорить неправду? (Результаты ответов отражены в таблице 4).

Как видно из таблицы, практически всегда (12 %) ложь связана с сообщением имени (34 %), возраста (36 %), внешности (36 %). Что касается сексуальности, то здесь почти половина респондентов предпочитает не рассказывать об этом. Столько же не хотят распространяться в отношении своих доходов.

Таким образом, пользователи социальных сетей стремятся приукрасить действительность или обезопасить себя от посягательств

циальных сетях люди, конечно, пытаются понравиться, они хотят скрыться от действительности хотя бы на какое-то время в этом виртуальном мире и создать идеализированный образ, может быть, проиграть какие-то детские комплексы. Хоть на какое-то время почувствовать себя могущественным и успешным, если это не получается в жизни. Иногда это просто такая безнаказанная игра, где можно, к примеру, сменить пол. В реальной жизни это сложно сделать. К тому же у подавляющего большинства людей такой потребности нет. Пошутить -поиграть, посмеяться, пощекотать себе нервы

- вот что в основном движет людьми, которые занимаются “виртуальным переодеванием”»1.

Как часто занимаются «виртуальным переодеванием» студенты четвертого курса и магистранты факультета журналистики ЧелГУ, отразили результаты опроса, проведенного специально для данной статьи. Так, из 100 % опрошенных студентов в социальных сетях «пропадает» около 42 %. Из 36 опрошенных

Часто (практически всегда) Иногда Никогда Предпочитаю вообще не рассказывать об этом Затрудняюсь ответить / не имею этого

Пола 11 7 76 4 1

Имени 12 17 65 5 2

Возраста 11 18 63 7 1

Внешности 8 14 61 14 3

Семейного положения / отношений 8 15 64 11 3

Уровня образования 8 9 69 11 3

Должности 5 10 48 32 5

Места работы 5 10 43 36 6

Профессии 5 9 49 32 5

Уровня дохода 4 9 33 50 4

Хобби/увлечений 8 14 62 14 2

Места жительства/рождения 6 9 56 26 3

Религиозных взглядов 4 6 49 37 4

Политических взглядов 3 8 46 37 5

Путешествий 6 11 57 21 5

Национальности 6 7 62 23 2

Новых покупок, приобретенных услугах 4 11 43 38 5

Сексуальных отношений 5 9 33 49 5

Музыкальных / художественных пристрастий 8 10 64 14 3

Места обучения 8 9 64 14 4

респондентов только одна девушка сообщила

о том, что она принципиально не принимает участия ни в какой социальной сети («не хочу быть такой как все»).

На вопрос о том, зачем вы посещаете социальные сети, студенты ответили:

Получение деловой информации, в том числе материал по изучаемым предметам -28,2 % респондентов.

^ Просто для получения информации - 94, 2%

^ Общение с теми, кто далеко и не очень

- 100 %

Музыка, фильмы - 73,5 %

Мнение людей на различные события в жизни - 15,5 %

^ Организаторская деятельность - 12,6 % Фото -3,6 %

Слив мыслей в блог - 2,2 %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Развлечение - 25 %

Саморазвитие-21 %

Рекламирование -3,6 %

^ Обретение каких-то навыков (скорость печати) - 3,6 %

^ Группы по интересам - 10,5 %

Как видно из процентных показателей, больше всего студентов привлекает общение, развлечение, музыка, деловая информация. Примерно такие же показатели получились и в ответах на вопрос: «Какая мотивация участия в социальных сетях ваших друзей и знакомых?» Студенты, оценивая мотивацию присутствия в социальных сетях своих одногруппников и друзей, указали на развлечение - 85 %; общение -100 %; информация -91,2 %.

Но далее, в одинаковом соотношении студенты указали и на другие причины, что на самом деле является важной субъективной характеристикой. Так, они назвали следующие показатели мотивации присутствия в Интернете: Себя показать, других посмотреть; Создание имиджа (гламурная девушка, циничный бабник, мечтатель, эпатажный); Бизнес; Общаются от недостатка обще-

ния в реальной жизни; Интересное времяпрепровождение; Самореклама; Трата времени; Зомбируют, контролируют нашу жизнь; Поиск инфо от нечего делать.

Как показывает анализ, в 22,2 % случаев студенты продемонстрировали совпадающие оценки мотивации. Например, «они делают то же, что и я», «никогда не интересовалась», «я уверена, что те же причины» и т. д. Это может означать, что остальные 77,8 % не осознают, что теряют время за компьютером; что они не могут в реальной жизни общаться полноценно; что у них есть желание контролиро-

вать, «гламурить», заниматься бизнесом и т. п. Социальные сети 32 % респондентов назвали «социальной помойкой», а 50 % - «ярмаркой тщеславия».

Таким образом, коллективный портрет «юзера»-студента пока недостаточно внятен. Студенты направлены на развлечение и на получение информации разного рода - от личностной до деловой.

Примечания

1 Материалы сайта www.wciom.ru.

ЛевАлексеевич Битков

Челябинский государственный университет

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИКАККОММУНИКАЦИОННАЯ СРЕДА

В этой статье рассматриваются особенности социальных сетей как коммуникационной среды. Приведены самые популярные ресурсы этого типа и статистика сопряженная с темой. Анализ начинается со структуры сайтов и заканчивается примерами из журналистской практики.

Ключевые слова: социальные сети, коммуникационная среда, статистика.

Не так давно на одной из пресс-конференций исполнительный директор социальной сети РасеЬоок Шерил Сандберг заявила: «В ближайшие три-пять лет веб-сайты, не приспособленные учитывать интересы своих пользователей при выдаче контента, станут анахронизмом»1. По сути, это заявление значит, что количество социальных сетей в Интернете приблизится к 100 процентам. Безусловно, за такую социализацию всемирная Сеть может благодарить так называемую идеологическую базу WEB 2.0. Понятие <^ЕВ 2.0» ввел Тим О’Райли, один из самых известных современных теоретиков в сфере медиа, основатель «О’Райли медиа». Web 2.0 сам по себе не является технологией или каким-то особым стилем Web-дизайна. Для определения сути подходит определение Web 2.0 как комплексного подхода к организации, реализации и поддержке Web-ресурсов2. В этом случае «социализация» - одно из наиболее известных «проявлений» Web 2.0, хотя их, на самом деле множество. Под «социализацией» мы понимаем использование web-конструкторами разработок, которые позволяют создавать сообщества пользователей в Интернете. В понятие «социализация сайта» можно также включить:

1. Возможность индивидуальных настроек сайта и создание личной зоны (аплоуд личных файлов, изображений, аудиозаписей, видеозаписей; создание блогов) для пользователя, чтобы пользователь чувствовал свою уникальность.

2. Поощрение «коллективного разума», его поддержка и доверие к нему.

3. При формировании сообщества большое значение имеет соревновательный элемент, «Репутация» или «Карма», которые позволяют сообществу саморегулироваться и ставить пользователям дополнительные цели присутствия на сайте.

На сегодняшний день нет четкого разработанного понятия, что такое социальная сеть (в Интернете). Да и разработанной стройной научной теории социальных сетей не существует. Связано это, прежде всего, с относительной новизной вопроса. Самая популярная социальная сеть БасеЬоок была зарегестрирована 4 февраля 2004 года. В России же социальные сети начали набирать обороты (так называемый «бум социальных сетей») только к концу 2008 года3.

Можно выделить следующие структурные блоки, из которых состоят социальные сети.

Прежде всего, это личная страничка пользователя. На ней хранится персональная информация о клиенте, а так же подгруженные им мультимедиа файлы (фото, аудио, видео). Так же обязательным элементом является так называемая «стена» - личный форум пользователя. Группа (комьюнити) - вторая структурная единица социальных сетей. Представляет собой сообщество пользователей, которые объединяются по общим интересам. У членов комьюнити так же есть возможность выкладывать на страничке группы файлы мультимедиа. Третья структурная единица в социальных сетях - «События» или «Встречи». По большому счету, это тоже комьюнити, только посвященное определенному событию в будущем и служит для того, чтобы организовать встречу пользователей в офф-лайне. Так же имеет мультимедийный модуль, раздел новостей и форум пользователей.

Как правило, на сайте социальной сети необходимо указать информацию о себе (дату рождения, школу, вуз, хобби и другое), по которой учетную запись пользователя смогут найти другие участники. Учётная запись - запись, содержащая сведения, которые пользователь сообщает о себе некоторой компьютерной системе. Как синонимы в обиходе могут использоваться сленговые термины аккаунт и эккаунт, от англ. account - учётная запись, личный счёт, (редко) бюджет. Также иногда ошибочно используется термин логин. Учётная запись зачастую содержит сведения, необходимые для идентификации пользователя при подключении к системе, информацию для авторизации и учета. Это имя пользователя и пароль. Учётная запись может содержать также дополнительные анкетные данные о пользователе — имя, фамилию, отчество, псевдоним (никнейм), пол, национальность, расовую принадлежность, вероисповедание, группу крови, резус-фактор, возраст, дату рождения, адрес электронной почты, домашний адрес, рабочий адрес, нетмейловый адрес, номер домашнего телефона, номер рабочего телефона, номер сотового телефона, номер ICQ, идентификатор Skype, никнейм в IRC, другие контактные данные систем обмена мгновенными сообщениями, адрес домашней страницы и/или блога в Интернете, сведения о хобби, о круге интересов, о семье, о перенесённых болезнях, о политических предпочтениях, о партийной принадлежности, о культурных предпочтениях,

об умении общаться на иностранных языках, о

принесённых обетах, и так далее. Конкретные категории данных, которые могут быть внесены в такую анкету, определяются создателями и (или) администраторами системы.

Учётная запись может также содержать одну или несколько фотографий или аватар (виртуальный портрет) пользователя.

Так же одна из обычных черт социальных сетей - система «друзей». «Друзья» - круг общения пользователя в социальной сети. Как правило, на страничке пользователя имеют большие преимущества, чем остальные пользователи социальной сети (могут просматривать и комментировать мультимедиа файлы, оставлять сообщения на форуме и т. д.).

Отталкиваясь от основных функций, структуры и параметров социальных сетей можно привести следующее определение: Социальная сеть (в Интернете) - это автоматизированный, интерактивный, многопользовательский сервис, созданный для взаимодействия людей в группе или группах, в основе которого лежат система «друзей» и система «комьюнити»; контент сервиса наполняется самими участниками сети.

Рассмотрим крупнейшие мировые социальные сети.

Facebook.com4 - к 1 ноября 2011 года количество активных пользователей этой социальной сети превысило 800 миллионов человек. Более 50 процентов заходят на ресурс ежедневно. Пользователями создано более 900 млн объектов (групп, событий, страниц пользователей). Среднестатистический пользователь состоит более чем в 80 группах. Ежедневно на сайт подгружается более 250 млн фотографии. Сайт поддерживает 70 языков. 75 процентов пользователей проживают не на территории США. 350 миллионов пользователей посещают сайт со своих мобильных устройств. Ресурс интегрирован в более чем 7 млн сайтов.

Крупнейшая в русскоязычном сегменте интернета социальная сеть Vkontakte.ru5. Пользователями адаптации facebook на отечественном интернет-рынке сейчас являются 135 миллионов человек по всему миру. 60 % посетителей старше 25 лет. Примерно 28 млн пользователей (пятая часть населения России) заходят на сайт ежедневно6.

Myspace.com - по разным данным, сейчас активными пользователями этой социальной сети являются от 63 млн пользователей до 250 млн пользователей. Такой разбег получается из-за того, что последнее время эта, некогда самая популярная в США, сеть теряет свои

позиции. Сейчас на ресурсе зарегестрировано множество пользователей-фантомов (пользователей, которые не являются постоянными и активными посетителями - всего в MySpace зарегестрировано более 1 миллиарда аккаунтов).

YouTubexom - сервис, предоставляющий услуги видеохостинга. Пользователи могут добавлять, просматривать и комментировать те или иные видеозаписи. Благодаря простоте и удобству использования, YouTube стал популярнейшим видеохостингом и третьим сайтом в мире по количеству посетителей7 (информация на момент написания статьи). Ежедневное количество просмотров видео на сайте составляет более 3 миллиардов8.

Twitter.com - система, позволяющая пользователям отправлять короткие текстовые заметки (до 140 символов), используя вебинтерфейс, SMS средства мгновенного обмена сообщениями, или сторонние программы-клиенты. Отличительной особенностью Твиттера является публичная доступность размещённых сообщений, что роднит его с блогами9.

Под коммуникационной средой мы понимаем совокупность условий, позволяющих группе людей / групп людей (субъектов среды) реализовывать желание и необходимость обмена информацией путем прямого обращения друг к другу. Коммуникационная среда может быть универсальной - предоставляющей одинаковые технические (каналы информации и сервисы), эмоциональные (отношение со стороны субъектов среды, принимающих информацию, к ее источнику (для обмена информацией без ее ограничения в форматах представления, тематике, способах передачи и т. п.). Коммуникационная среда так же может быть специализированной -имеющей такие ограничения.

Локальная коммуникационная среда обеспечивает процесс обмена между субъектами, необходимость и желание в обмене информацией которых определена общностью определенных характеристик (общностью интересов, географически компактное расположение субъектов среды, социально-демографические характеристики субъектов и т. п.). Глобальная коммуникационная среда обеспечивает возможность обмена информации между любыми субъектами среды в границах действия технологических средств обмена информации между субъектами. Безусловно, социальные сети интегрированы в оба типа коммуникационной среды. В принципе, сам феномен социальных сетей многие ученые считают частью процесса

глобализации, процесса всемирной экономической, политической, социальной и культурной интеграции и унификации. На фоне формирования «соцсети» рассматриваются очень важные сопутствующие процессы, например: распространение болезней (вирусов), культурный взаимообмен, появление новых социальных групп и т. д. Хотя и их можно рассмотреть как самостоятельные коммуникационные среды.

Как коммуникацонную среду социальные сети выгоднее всего раскрывает теория Стэнли Милгрэма, автора «эффекта малого мира». Так же его теорию называют теорией «шести рукопожатий». Милгрем попытался доказать, что два человека на Земле разделены в среднем лишь пятью уровнями общих знакомых (и, соответственно, шестью уровнями связей)10.

«Сайты социальных сетей - больше, чем просто забава. Они представляют собой фундаментальный сдвиг в способах взаимодействия людей друг с другом и со средствами массовой информации»11. На сегодняшний день самым объемным и полным исследованием социальных сетей можно назвать исследование, проведенное американскими социологами по заказу компании MySpace, в прошлом - ведущей американской социальной сети. По данным авторов «Never ending friending» сегодня активными пользователями социальных сетей являются 70 процентов людей в возрасте от 15 до 34 лет. «Социальные сети побеждают Ipod, видеоигры, даже телевизор. Сайты социальных сетей ставят в один ряд с мобильными телефонами в качестве наиболее желательного средства информации. И интерес к ним не падает с течением времени»12 - пишут специалисты MySpace. Им удалось выяснить, на что потратили бы современные американцы (пользователи соцсетей) свободное время. 17 % решат проверить сайт социальной сети, 17 % поговорят по мобильному телефону, 14 % посмотрят ТВ, 10 % займутся серфингом в Интернете, 9 % сыграют в видеоигры, 8 % напишет СМС, 7 % послушает iPod, 1 % включит радио.

«Социальные сети - это не только послеш-кольное увлечение, или “закуска” после работы, - продолжают авторы «Never ending Friending», - на самом деле пользователям социальных сетей необходимо синхронизировать свои реальную и виртуальную жизни в течение дня. Респонднеты согласились, что грань разделяющая реальную и виртуальную жизнь очень мала. Одна из респонденток заявила, что ненавидит ходить в школу, если накануне

ночью не побывала на MySpace, потому что в таком случае она себя чувствует «не в своей тарелке». Взрослые респонденты выразили одинаково сильное желание интегрировать социальные сети в их рабочую обстановку»1^ В итоге, среди опрошенных свои аккаунты в социальных сетях проверяют: 15 % сразу после пробуждения утром; за завтраком - 18 %; перед школой, работой - 16 %; в школе, на работе

- 25 %; после школы, работы - З1 %; вечером

- 68 %; поздней ночью - ЗO %.

«Я не могу вернуться домой и не зайти на MySpace. Я просыпаюсь утром, чищу зубы и иду на MySpace. Я должна проверить MySpace утром, потому что может быть в З ночи кто-то написал мне комментарий. Я просто должна его прочитать. Это привычка. Britney, 17, Los Angeles

Вы просто зацепитесь, будете сидеть и смотреть профили людей, и вы не сможете остановиться. Вы смотрите на часы и думаете, что садитесь только на минуту, когда проходит час, вы думаете: «Какого черта я делаю?» Paul, 25, Chicago»14.

Сегодня социальным сетям уже не надо ничего доказывать. Они подтвердили свою жизнеспособность и эффективность. В крупных коммерческих структурах создаются целые отделы по работе с социальными сетями, продвижению брендов в соцмедиа. Всё больше СМИ «уходят» на просторы facebook и youtube. Их заметили крупнейшие компании, недавно Google запустил новый проект - свою собственную социальную сеть. Глава новостного отделения BBC Питер Хоррокс распорядился, чтобы журналисты использовали различные социальные медиа в качестве основного источника информации. В противном случае им грозит увольнение. Как он сказал в интервью газете The Guardian: «Это не причуда “повернутого” на новых технологиях человека. Боюсь, что вы элементарно не сможете справляться со своей работой, если не научитесь пользоваться социальными медиа»15. Принять такое решение главу новостного отделения BBC заставила катастрофа, произошедшая на Гаити 12 января 2O1O года. Именно она наглядно продемонстрировала всю мощь социальных сетей. Землетрясение силой 7,2 балла по шкале Рихтера принесло стране серьезный ущерб. Транспортное сообщение со страной было временно потеряно, поэтому журналисты не могли

попасть на место бедствия. Первое, что было восстановлено, это электронная и мобильная связь. Поэтому фотографии и видеоматериалы трагедии в западной прессе появились благодаря социальным сетям. На портале Youtube. com была опубликована 30-секундная любительская видеозапись землетрясения, которая за считанные минуты облетела все телеканалы. Интернет-ресурсы и газеты использовали материалы, которые очевидцы выкладывали на своих лентах в Twitter.com. В сети фотоматериалы появлялись моментально: очевидцы делали фотографии на свои мобильные телефоны и тут же выкладывали их в Интернет16. Социальные сети используются и общественниками, так, например, в Челябинске «ВКОНТАКТЕ» была задействована в поиске без вести пропавшего человека17. Предвыборная гонка на выборах в Федеральное собрание Российской Федерации 2011 года показала, что социальные сети могут использоваться как платформа для PR и черного PR18. Некоторые маркетологи прогнозируют снижение популярности социальных сетей в будущем. Планируется внедрение технологий идеологической базы WEB 3.0 и, скорее всего, социальные сети эволюционируют во что-то новое. Тем не менее, еще минимум несколько лет они будут флагманом Интернета.

Примечания

1 http://habrahabr.ru/blogs/social_networks/105293/.

2 http://www.computerra.ru/think/234100/.

3 Computerbild. 2010. № 5. С. 20.

4 http://www.facebook.com/press/info.php7statistics.

5 http://vkontakte.ru/catalog.php.

6 http://vkontakte.ru/help.php?page=about.

7 http://www.alexa.com/topsites.

8 http://habrahabr.ru/blogs/youtube/94404/.

9 http://latimesblogs.latimes.com/technology/2009 /02/twitter-creator.html.

10 http://offline.computerra.ru/2004/529/32072/.

11 Never ending friending. NY, 2007. С.11.

12 Там же. С. 17.

13 Там же. С. 24.

14 Там же. С. 37.

15 http://www.guardian.co.uk/media/pda/2010/feb /10/bbc-news-social-media.

16 http://news.kh.ua/uaworld/17697-zemletryase-nie-na-gaiti.html.

17 http://vk.com/club29171837.

18 http://vk.com/narod_protiv_er.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.