Материалы всероссийского научного форума студентов с международным участием «СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА - 2021» 203
СЕКЦИЯ ГИГИЕНЫ
ОБРАЗ ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА ПРИ ОЧНОЙ И ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ
Аникина В. В., Тупотилова Я. О.
Научный руководитель: к.м.н. доцент Васильева Ирина Валентиновна Кафедра гигиены
ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет»
контактная информация: Аникина Валерия Вадимовна — студентка 3 курса педиатрического факультета. E-mail: valeriya-anikina@yandex.ru
ключевые слова: дистанционное обучение, образ жизни, режим дня, питание, физическая активность, студенты.
Актуальность исследования: в последнее время остро встал вопрос о внедрении дистанционных технологий в процесс обучения и его влиянии на привычный уклад жизни студентов, особенно медицинских вузов, которые подвержены влиянию множества факторов (высокая учебная нагрузка, дефицит сна и двигательной активности, стрессы), сказывающихся на их здоровье и качестве жизни [1, 2].
цель исследования: сравнить компоненты режима дня при очной и дистанционной форме обучения студентов медицинских вузов, и дать их гигиеническую оценку.
Материалы и методы: Была самостоятельно разработана анкета в виде Google-формы, включающая в себя вопросы об образе жизни, режиме дня и т.д. Социологическое исследование методом анкетирования проведено среди 220 студентов медицинских вузов России.
Результаты: В процессе исследования выявлены основные характеристики образа жизни студентов медвузов, а также значимые изменения в его компонентах при переходе студентов на дистанционную форму обучения.
Так, при очной форме продолжительность сна у большинства (48,6%) опрошенных составляет 6-7 ч, а в период дистанционного обучения выявлена тенденция к её увеличению. У большинства опрошенных (43,2%) она составила 7-8 ч. При этом процент студентов, которые стали засыпать и просыпаться в одно время и которые стали ощущать себя выспавшимися, возрос с 35,5 до 55% и с 29,5 до 67,3% соответственно. Также 46,4% опрошенных отметили, что во время дистанционной формы учебный процесс стал занимать меньше времени, а у 65% респондентов снизилось чувство утомляемости. При очном обучении использование гаджетов больше 6 часов в день отмечено лишь у 36,8% опрошенных, а при дистанционном — у 75,9%.
В вопросе свободного времени оказалось, что при ДО у большинства опрошенных (43,6%) досуг стал активнее, а у 30% — наоборот, у 24,5% не было изменений, и 1,9% заявили об отсутствии свободного времени.
В период дистанционного обучения была выявлена тенденция к уменьшению времени пребывания студентов на свежем воздухе, это отметили 49,1% опрошенных. При исследовании физической активности студентов было выявлено что в период До количество тренировок возросло у 36,8% респондентов и не изменилось у 42,7%, процент студентов, делающих утреннюю зарядку, возрос с 12,7 до 33,6%. При этом 66,8% всех опрошенных всё-таки отметили снижение физической активности в целом.
При изучении питания студентов выявлено увеличение количества приемов пищи при переходе на До с трёх раз до четырёх. Процент студентов, у которых приём пищи стал осуществляться в одно время, возрос с 35 до 58,4%.
Выводы: изменения в режиме дня студентов-медиков при дистанционной форме обучения имеют как положительные, так и отрицательные тенденции. И так как информационные, коммуникационные и интерактивные технологии являются основой новой образовательной среды [3], то эти данные могут быть полезны для улучшения формирования учебного процесса, для
FORCIPE
ТОМ 4 СПЕЦВЫПУСК 2021
elSSN 2658-4182
Abstracts Nationwide scientific forum of students with international participation «STUDENT SCIENCE - 2021»
разработки программ первичной профилактики заболеваний, способствующих сохранению здоровья студентов. Литература
1. Лукащук А.О., Тимохина Ю.В. Оценка качества жизни студентов-медиков старших курсов // Гигиеническая наука — путь к здоровью населения. Сборник статей III Всероссийского и II Международного конкурса молодых учёных. Самара, 2020. С. 86-92.
2. Попов М.В. Исследование оптимального режима дня студентов медицинского вуза // Гигиеническая наука — путь к здоровью населения. Сборник статей III Всероссийского и II международного конкурса молодых ученых. Самара, 2020. С. 143-147.
3. Потапова Е. А., Земляной Д.А., Антонов А.А., Щерба Е.В., Ходунова О.А., Чаплыгина Д.К., Пузырев В.Г., Васильева И.В. Влияние самоизоляции на режим дня и тренировок спортсменов подростков. Медицина и организация здравоохранения. 2020. Т. 5. № 4. С. 34-43.
FORCIPE
VOL. 4 SUPPLEMENT 2021
ISSN 2658-4174