Научная статья на тему 'Образ жизни ребенка школьного возраста как условие развития и формирования его личности'

Образ жизни ребенка школьного возраста как условие развития и формирования его личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
169
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Боровская Елена Викторовна

Образ жизни ребенка является условием становления его личности. Чтобы управлять этим процессом, необходимо знать, что собой представляет данный феномен, какова его структура и функции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образ жизни ребенка школьного возраста как условие развития и формирования его личности»

4. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. - М., 1990.

5. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности./ Под ред. В. А. Ядо-

ва. —Л, 1979.

6. Шорохова Е. В., Бобнева М И. Психологические механизмы регулирования социального поведения. - М., 1979.

Е.В. Боровская

ОБРАЗ ЖИЗНИ РЕБЕНКА ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЕГО ЛИЧНОСТИ

Преамбула. Образ жизни ребенка является условием становления его личности. Чтобы управлять этим процессом, необходимо знать, что собой представляет данный феномен, какова его структура и функции.

Становление личности человека определяется не только деятельностью, но и всем образом его жизни. Чтобы управлять процессом развития и формирования личности ребенка, педагогу нужно грамотно корректировать его образ жизни. Для этого важно иметь представление о нем.

В контексте нашего понимания образа жизни одной из первых в педагогике второй половины XX века к осмыслению данного феномена обратилась академик JI.И. Новикова, которая рассматривала образ жизни коллектива как ядро воспитательной системы. Значительный вклад в изучение образа жизни внесли представители научной школы Л.И. Новиковой. А,В. Мудрик рассматривал образ жизни как жизнедеятельность подростков. IO.C. Мануйлов показал образ жизни человека как «способ бытия в со-бытии». Важная технологическая роль условия становления личности придается образу жизни в диссертационных исследованиях В.Я. Барышникова, P.A. Кассиной, Е.В. Орлова, Г.Г. Шека.

В концепции средового подхода в воспитании Ю.С. Мануйлова анализируемому понятию отведена роль связующего звена между личностью ребенка и средой его существования. Среда становится средством становления личности, если она посредствует определенному образу жизни ребенка, особенности которого учитываются педагогами.

Есть основания полагать, что образ жизни

выступает более емкой категорией, чем простая совокупность определенных форм существования людей, представленных в поведении, деятельности, общении и выражении отношений к чему-либо. В отличие от ситуативной активности человека, образ жизни устойчив и нелегко поддается изменению.

Для ребенка собственный образ жизни чаще всего воспринимается как сама жизнь, синкретично со средой, тогда как для эксперта жизнь более многогранна, чем представления о ней, она многообразна.

Традиционно образ жизни рассматривался через последовательную смену форм существования, которые изо дня в день повторяются в жизни человека. Именно по внешней видимой форме мы чаще всего судим о том, чем в то или иное время занят школьник. Формы бытия являют нашему взору разнообразные виды занятий ребенка. К видам занятий относится учеба, отдельные виды работ, игра, общение, чтение, коллекционирование, самообслуживание, а также занятия спортом, музыкой, и т.д. Форма, в которой представлены занятия ребенка, является лишь необходимой оболочкой, обрамлением для различных комбинаций способов бытия. Весьма часто ученик проживает видимую для стороннего человека жизнь достаточно однообразно. К примеру, школьник просыпается утром после ночного сна, умывается; позавтракав, отправляется в школу,

24

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова ♦ 2008, том 14

©Е.В. Боровская, 2008

Образ жизни ребенка школьного возраста как условие развития...

идет по улице, встречает по дороге приятелей, разговаривает с ними; заходит в школу, здоровается с взрослыми и одноклассниками, приходит в свой класс, достает все необходимое к уроку; приветствует учителя, выйдя из-за парты; сидит на уроке, слушает, отвечает с места или у доски; после звонка на перемену, спешит пообщаться со школьными товарищами... Днем или по вечерам ученик, как правило, занят в кружках, секциях, выполняет домашние задания, общается с друзьями. В свободное время современный ребенок часто сидит за привычным и удобным компьютером или телевизором, изредка читает книги... Достаточно легко увидеть соблюдение заведенного порядка или отступление от него. Сложнее понять, чем на самом деле занят ученик, какими способами проживает свою жизнь.

Способы существования, мы вслед за Ю.С. Мануйловым, представляем группой слов с морфемой со- (сообщение, сотрудничество, сопротивление и т.д.). «Со-»-сущностнаяхарактеристика образа жизни, глубинная, скрытая за оболочкой формы, завуалированная от поверхностного взгляда. Ребенок станет кем-то и каким-то в зависимости от образа жизни, определяемого составом и особенностями чередования способов его бытия. Можно предположить, что эмоциональные «со-» (сопереживание, сорадование и т.д.) могут с одинаковым успехом проявляться и во время учебы, и в повседневном общении, и в домашних делах детей.

Для стороннего наблюдателя форма может быть одной и той же, а, по способам и смыслам разной. К примеру, урок может содержать интеллектуальные «со-» (соизмерение, сопоставление, соотнесение) и в то же время быть местом сотрудничества детей. Но тот же урок может стать местом соблюдения внешних правил, вынужденного соподчинения авторитету и соперничества. Чтобы среда способствовала становлению личности ребенка, взрослые должны ориентироваться не только на форму, но и на порядок, сочетание способов жизни детей.

Вышесказанное о формах и способах позволяет понять структуру образа жизни. Следует иметь в виду, что образ жизни человека выступает неразрывным целым, благодаря которому структура образа жизни индивидуума может быть представлена как единство:

а) способов его взаимодействия со средой, выраженных словами с морфемой со- («спосо-

бов бытия в со-бытии», как определяет их Ю.С. Мануйлов);

б) форм его поведения, деятельности, общения и отношений (череда видов занятий).

Нам представляется возможным определить образ жизни ребенка, как относительно постоянный порядок чередования во времени и пространстве повседневных видов занятий, осуществляемых различными «способами бытия в событии».

Для того чтобы исследуемую категорию представить как условие развития и формирования личности ребенка, необходимо рассмотреть функции, которые выполняет образ жизни.

Наше исследование показало, что функционально образ жизни человека исполняет роль канала, моста, соединяющего человека и среду; фильтра, трансформатора, благодаря которому человек получает информацию из среды; а также адаптера, изменяющего условия среды для человека. С нашей точки зрения, работы А. Бандуры, В.А. Барабанщикова, Н. Винера, Дж. Гиб-сона, А. Моля, Б.Ф. Скиннера, Д.Н. Узнадзе и других помогают уяснить специфику функций образа жизни.

Выступая посредствующим звеном между личностью и средой, образ жизни питает его носителя различной информацией. Сообщение каких-либо сведений осуществляются благодаря функции связи человека со средой. Именно через образ жизни среда опосредует рост личности. Педагоги, как правило, заботятся о том, как оформлена жизнь ребенка в среде, какие проведены мероприятия, организованы занятия. С регулярностью повторяемые виды занятий через закрепление поведения, деятельности, манеры общения, выражение отношений обеспечивают передачу информации. Однако для становления личности важнее, какими способами ребенок получает сведения из среды. Если, к примеру, школьник не просто посещает занятия в фольклорном ансамбле как культурной нише, а соучаствует в сборе самобытных песен, танцев, сопереживает творческое вдохновение, то он начинает вслушиваться в смысл музыкальных ритмов, особенности словесного звучания, у ребенка может появиться интерес к национальному костюму, уважение к традициям народа. Способы бытия преобразуют факторы среды в значимые для роста личности учащегося. От того, какую информацию получает ребенок, каким способом

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 1, 2008

25

ее перерабатывает, в какой мере приспосабливается к среде, зависит специфика его становления.

Нередко информация передается без помех, согласно с чьим-либо замыслом. Однако во время перемещения могут происходить сбои, усиливающие, ослабляющие или искажающие информацию. На качество транслируемой информации влияют способы связи и восприятия, меняющие вид и суть сообщений. Преобразовательная функция образа жизни проявляется в зависимости от особенностей активности ребенка, его поведенческих установок. Одна и та же среда становится разной. Ученик, настроенный на восприятие классической музыки, будет слушать ее вдохновенно, созидательно; долгим и мучительным покажется время для того, кто не может услышать гармонии в звуках. Образ жизни как фильтр, через различные «со-» преломляет «луч света» и раскрывает различные качества и свойства среды.

Способы существования (со-) порождают разнообразные интенции среды, взывающие индивидуума к согласию или сопротивлению. Школьник обычно вынужден приноравливаться к среде, однако и ее он может приспособить к своим нуждам. Приспособительная функция образа жизни обнаруживается в реакции индивидуума на происходящее в среде. Изменение условий среды для человека происходит благодаря соотношению качества и количества полученной информации, необходимой для того или иного выбора. От того, каким способом передается и преобразовывается информация от среды к личности, зависят предпочтения человека. Если дета проявляют сочувствие, сопереживание, вероятнее всего, они станут добрыми, отзывчивыми людьми. Учащиеся школы, которых увлекают различного рода соревнования, состязания с кем-либо,

как правило, стремятся к первенству, превосходству, лидерству в чем-либо.

Функциональные характеристики образа жизни позволяют считать его потенциально способным изменять личность, обучать, воспитывать, формировать и развивать лучшее в человеке.

Реализация функций происходит благодаря специфике взаимосвязи структурных элементов образа жизни (способов и форм существования человека). От того, в какой мере способы взаимодействия индивидуума со средой коррелируют с формами его поведения (согласуются, противоречат, нейтрализуют смысл того или иного занятия), зависит качество связи, преобразования и приспособления. Как правило, для стороннего наблюдателя, передача информации из среды происходит через привлекающую их внимание разновидность занятий школьника. В то же время специалист способен увидеть проявление повседневной жизни ребенка в способах его бытия. Нелегко разглядеть в занятиях ребенка согласие и сопротивление требованиям, дружеское сотрудничество или пренебрежительное соизволение.

Если мы внимательно всматриваемся в действительность детской жизни, учитываем возможность образа жизни человека в процессе повседневного развития и формирования его личности, то можем обнаружить меру его приспособления к среде, которая находится в диапазоне от полной свободы до чрезмерной зависимости от среды. Проживание своей жизни тем или иным образом позволяет индивидууму выразить себя как личность.

Мы склонны думать, что раскрытие образа жизни как педагогической категории предоставляет возможности использовать его потенциал для организации среды, способствующей развитию и формированию личности ребенка.

26

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2008, том 14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.