Научная статья на тему 'Образ жизни и состояние здоровья курсантов-психологов Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя по данным анкетирования'

Образ жизни и состояние здоровья курсантов-психологов Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя по данным анкетирования Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
305
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТЫ / ОБРАЗ ЖИЗНИ / СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ / УТОМЛЕНИЕ / УЧЕБНАЯ / СЛУЖЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / STUDENTS / LIFESTYLE / HEALTH STATUS / FATIGUE / TRAINING / AND SERVICE ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Полозова Татьяна Юрьевна, Дерягина Лариса Евгеньевна, Шерстенникова Александра Константиновна

Представлены результаты проведеного анкетирования курсантов с использованием анонимного опросника из 23-х вопросов, разработанного С.Л. Джергения с соавт. Анализ результатов исследования показал, что подавляющее большинство курсантов (от 82 до 92%) испытывают состояние утомления, что связано с частым недосыпанием у более половины курсантов. При этом учебная нагрузка первокурсников (7-8 часов) превышает таковую у второкурсников (1-7 часов) при достаточном времени отдыха у половины курсантов 1 курса (49%). Полученные результаты можно объяснить с позиций различной вовлеченности курсантов в учебную и служебную деятельность на момент исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Полозова Татьяна Юрьевна, Дерягина Лариса Евгеньевна, Шерстенникова Александра Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Lifestyle and health condition of students-psychologists of the Moscow university of the MIA of Russia named after V J. Kikot according to the survey

In the article the authors consider the results of the conducted survey of students with the use of anonymous questionnaire of 23 questions developed by S.L. Jergenia et al. Analysis of the results of the study showed that the vast majority of students (from 82 to 92%) experiencing a state of fatigue, due to frequent sleep deprivation over half of the students. While the teaching load of first-year students (7-8 hours) is higher than among sophomores (1-7 hours) with a sufficient rest time half of the cadets of the 1st course (49%). The obtained results can be explained in terms of the different involvement of students in academic and professional activities at the time of the study.

Текст научной работы на тему «Образ жизни и состояние здоровья курсантов-психологов Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя по данным анкетирования»

УДК: 6.61.613.613.6 ББК 88

ОБРАЗ ЖИЗНИ И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ КУРСАНТОВ-ПСИХОЛОГОВ МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ ИМЕНИ В.Я. КИКОТЯ ПО ДАННЫМ АНКЕТИРОВАНИЯ

ТАТЬЯНА ЮРЬЕВНА ПОЛОЗОВА,

кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии УНК психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я.Кикотя

E-mail: psn06_@mail.ru; ЛАРИСА ЕВГЕНЬЕВНА ДЕРЯГИНА, доктор медицинских наук, профессор, профессор кафедры психологии УНК психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я.Кикотя.

E-mail: lderyagina@mail.ru; АЛЕКСАНДРА КОНСТАНТИНОВНА ШЕРСТЕННИКОВА, кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры нормальной физиологии Северного государственного медицинского университета (г. Архангельск).

E-mail: a.sherstennikova@yandex.ru Научная специальность 19.00.01 — Общая психология, психология личности,

история психологии

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Представлены результаты проведеного анкетирования курсантов с использованием анонимного опросника из 23-х вопросов, разработанного С. Л. Джергения с соавт. Анализ результатов исследования показал, что подавляющее большинство курсантов (от 82 до 92%) испытывают состояние утомления, что связано с частым недосыпанием у более половины курсантов. При этом учебная нагрузка первокурсников (7-8 часов) превышает таковую у второкурсников (1-7 часов) при достаточном времени отдыха у половины курсантов 1 курса (49%). Полученные результаты можно объяснить с позиций различной вовлеченности курсантов в учебную и служебную деятельность на момент исследования.

Ключевые слова: курсанты, образ жизни, состояние здоровья, утомление, учебная, служебная деятельность.

Annotation. In the article the authors consider the results of the conducted survey of students with the use of anonymous questionnaire of 23 questions developed by S. L. Jergenia et al. Analysis of the results of the study showed that the vast majority of students (from 82 to 92%) experiencing a state of fatigue, due to frequent sleep deprivation over half of the students. While the teaching load of first-year students (7-8 hours) is higher than among sophomores (1-7 hours) with a sufficient rest time half of the cadets of the 1st course (49%). The obtained results can be explained in terms of the different involvement of students in academic and professional activities at the time of the study.

Keywords: students, lifestyle, health status, fatigue, training, and service activities.

С ускорением темпа жизни, нехваткой времени, большое количество людей ощущают себя под давлением необходимости добиваться новых высот в учебной и профессиональной деятельности, что приводит к переутомлению, раздражительности и стрессу. Многие исследователи занимаются изучением этой проблемы современного общества, предлагая различные пути решения. Так, например, разрабатываются спец-

курсы, направленные на управление своим психическим здоровьем [1]. Теоретические и практические аспекты формирования здорового образа жизни нашли отражение в работах философов, психологов, медиков и педагогов [2, 3].

Здоровый образ жизни является предпосылкой развития профессионально важных качеств сотрудников правоохранительных органов, так как от него за-

висит уровень физической подготовки [4,5]. Именно поэтому так важно сохранять и укреплять здоровье курсантов — будущих правозащитников.

Поступление в ВУЗ, прохождение начальной профессиональной подготовки в первые месяцы учёбы, переход к строго регламентированному образу жизни характеризуются выраженными адаптационными изменениями [6]. В процессе включения в учебную и служебную деятельность образ жизни большинства курсантов характеризуется высоким уровнем психоэмоционального напряжения, ограничением времени сна и отдыха и другими особенностями, которые негативно сказываются на адаптационных возможностях организма, ведут к явлениям напряженного функционирования (стресса) [7]. Поддержание здоровья и работоспособности на должном уровне базируется на 4-х принципах, универсальных для людей любых профессий: рациональный режим труда и отдыха, полноценный сон, рациональное питание, отказ от вредных привычек [8].

Курсанты университета МВД института факультета психологии служебной деятельности в силу особенностей своей специализации, направленной на психологическую помощь, должны в наибольшей степени быть ориентированы на здоровый образ жизни, сохранение и укрепление своего здоровья.

В связи с этим целью исследования явилось изучение особенностей образа жизни и здоровья курсантов университета МВД института факультета психологии служебной деятельности.

Материалы и методы исследования

В исследовании приняли участие 64 курсанта обоего пола 1-го (31 человек) и 2 — ого (33 человека) курсов факультета подготовки психологов МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя. Исследование особенностей образа жизни студентов и их здоровья проводилось методом анкетирования с использованием анонимного опросника из 23-х вопросов, разработанного С. Л. Джергения с соавт [9]. Исследование проводилось в первую половину осеннего семестра (октябрь). Курсанты первого курса в это время только приступили к учебным занятиям после прохождения начальной профессиональной подготовки и практически не участвовали в несении службы. Курсанты второго курса с 1 сентября приступили к учебным занятиям и интенсивно участвовали в несении службы (суточные и хозяйственные наряды).

Результаты исследования и их обсуждение.

Анализ результатов анкетирования показал, что среди курсантов большинство второкурсников жалуются на утомление (92%), в то время как на первом курсе процент утомляющихся курсантов равен (82%). Продолжительность сна большинства первокурсников составляет 7-8 часов (8%), 6-7 часов (51%), менее 6 часов (41%). Продолжительность сна второкурсников составляет: 7-8 часов (12%), 6-7 часов (44%), менее 6 часов (44%) Более половины курсантов (59% 1 курс, 60% 2 курс) отметили частое недосыпание (рис.1).

Рис.1. Продолжительность сна и утомление.

У большинства первокурсников (59%) учебная нагрузка составляет 7-12 часов в сутки, а учебная нагрузка большинства второкурсников (56%) составляет 1-7 часов (рис.2).

Рис.2. Учебная нагрузка курсантов в течение дня.

Однако большинство первокурсников отметило, что они достаточно отдыхают (49%), в то время как 60% второкурсников отметили, что в распорядке дня у них мало места для отдыха. Отдых может быть как активный (около 80%), так и пассивный (около 15%) (рис.3).

79% первокурсников и 68% второкурсников находят время для занятий спортом. Однако занимаются зарядкой лишь 72% курсантов 1 курса и 28% курсантов 2 курса.

Рис.3. Занятия в свободное время.

Немаловажен тот факт, что большинство курсантов не имеют вредных привычек. На первом курсе курят лишь 10% курсантов, на втором — 16%.

Правильное питание является важнейшим компонентом здорового образа жизни для каждого человека.

Важно соблюдать нормальный рацион питания: не переедать, но и не голодать. Положительным моментом является то, что большинство курсантов обоих курсов соблюдают трехразовый режим питания (92% — на 1 курсе, 72% — на 2 курсе) с перерывами между приемами пищи в 4-5 часов (56% на 1 курсе; 68% на втором курсе) и количеством блюд 1 или 2 (рис.4).

При этом около 85% курсантов испытывают чувство голода редко, около 10% — часто и около 3%- никогда. Более 75% курсантов обоих курсов имеет привычку перекусывать между приемами пищи.

не перекусывают между приемами.. перекусывают между приемами пищи перерыв между приемами пищи., перерыв между приемами пищи 4-5.. перерыв между приемами ппщи 2-3..

питаются 3 раза в день питаются 2 раза в день питаются 1 раз в день

24

гту 12 Г 68

1 41

24 V

2 курс ■ 1 курс

Рис.4. Режим питания.

Калорийность рациона достигается благодаря приему разнообразной пищи (у первого курса: круп — 67%, макаронных изделий- 69%, мяса — 87%, молочных продуктов — 90%, овощей — 90%; у второго курса: круп — 80%, макаронных изделий- 88%, мяса — 92%, молочных продуктов — 100%, овощей — 88%;).

На вопрос об изменении состояния здоровья с начала учебы в вузе в худшую сторону (рис.5), среди первого курса ответили отрицательно 85% курсантов и положительно — 15%, среди второго курса отметили положительно 56% курсантов и отрицательно — 44%. Ухудшение состояния здоровья в течение года отметили у себя лишь 5% первокурсников и 40% второкурсников. Более чем у половины опрошенных курсантов (95% среди первокурсников и 60% среди второкурсников) состояние здоровья в течение года не изменялось в худшую сторону.

Рис.5. Состояние здоровья. Заключение.

Таким образом, наши исследования выявили, что в целом образ жизни курсантов — психологов соответ-

ствует общепринятой норме, является основой сохранения их здоровья. Данный вывод базируется на полученных результатах о чередовании режима труда и отдыха, полноценном питании и незначительном количестве курсантов с вредными привычками. Отмеченное ухудшение здоровья, вероятно может быть связано с дефицитом времени на отдых, учебными и служебными перегрузками, являющимися неотъемлемой частью учебного процесса в вузе силовых структур. Выявленные более негативные тенденции в состоянии здоровья и процессы утомления у курсантов второго курса можно объяснить с позиций различной вовлеченности курсантов в учебную и служебную деятельность на момент проведения исследования. Для получения более полной картины образа жизни и состояния здоровья курсантов требуется проведение дальнейших лонгитюдных исследований.

Литература

1. Пустовойт Д.В. Здоровый образ жизни курсантов вузов МВД России: средства и пути формирования // В сборнике: Совершенствование физической, огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов. Физическая подготовка и спорт сборник статей. Орёл, 2015. С. 216-219.

2. Евдокимов В.И., Клименко Б.А., Чурганов О.А. Оценка формирования здорового образа жизни у курсантов военных училищ //Вестник психотерапии. 2006. № 18. С. 92-100.

3. Федулов Б.А., Рудченко В.Д., Хорольская Т.Е. Воспитание здорового образа жизни курсанта вуза МВД России /монография. Барнаул, 2004. 135 с.

4. Зюзин В.А., Дерягина Л.Е. Взаимосвязь антропометрических данных и физической подготовленности курсантов с успешностью обучения // В сборнике: Эколого-физиологические проблемы адаптации Материалы XII Международного симпозиума. Ответственный редактор: Н.А. Агаджанян. 2007. С. 196-198.

5. Ложкина О.П., Ложкина Н.П. Физвоспитание в вузе — часть образа жизни курсантов //Молодой ученый. 2015. № 8 (88). С. 436-438.Бабу-рин С.В., Зауторова Э.В.К вопросу о влиянии стресса на учебную деятельность курсантов первого курса ведомственного вуза //Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015.№1. С.47-49.

6. Дерягина Л.Е. Функциональные резервы кар-диореспираторной системы и особенности вегетативной регуляции ритма сердца у курсантов университета МВД первого года обучения/ Дерягина Л.Е., Бестаева А.Л., Шипилева Н.В. и др. //Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Медико-биологические науки. 2015. № 4. С. 32-40.

7. Бабурин С.В., Зауторова Э.В.К вопросу о влиянии стресса на учебную деятельность кур-

сантов первого курса ведомственного вуза // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015.№1. С.47-49.

8. Павлова И.В., Герман Е.В., Антипин В.Б. Профилактика аддиктивного поведения студенческой молодежи в вузе //Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. №4. С.46-49.

9. Джергения С.Л., Пацевич Ю.Л., Лебедев В.С. Состояние здоровья и адаптация к обучению в вузе студентов стомат.университета //Экология человека. 2002. № 3. С. 26.

Reference

1. Polozova T.Yu., Deryagirn L.E, Sherstennikova A. K. Kikot Moscow University of MIA of Russia, Department of Psychology, Psychophysiology Laboratory, Northern State Medical University (Arkhangelsk, Russia), Department of Normal Physiology

2. Lifestyle and health status of cadets-psychologists of University MIA according to the questionnaire

3. Interview for 64 cadets of the first (31) and second (33) courses of the Moscow University of MIA of Russia named V.Ya. .Kikot, of Psychology Institute was done with the use of anonymous questionnaire of 23 questions which developed by SL Jergenia et al. in order to assess a lifestyle and a health status. Research was carried out

in the first half of the fall semester (October). First-year cadets have only started their training sessions after the initial professional training and almost did not participate in the performance of duty. The cadets of the second course from from September 1, started the training sessions and were intensively involved in the performance of duty. Analysis of the results of the study showed that the vast majority of students (from 82 to 92%) experiencing a state of fatigue, due to frequent sleep deprivation over half of the students. While the teaching load of first-year students (78 hours) is higher than among sophomores (1-7 hours) with a sufficient rest time half of the cadets of the 1st course (49%). 60% of sophomores have noted that they have enough time to rest. 79% of first-year students and 68% of second-year students find time for sports. Most of cadets (90% of freshmen and 84% of sophomores) do not have bad habits, adhere to three meals a day diet. Calorie diet is achieved by receiving a variety of foods. However, the deterioration of health since the beginning of the study, noted, 56% of sophomores and 15% of freshmen. The obtained results can be explained in terms of the different involvement of cadets in academic and professional activities at the time of the study.

Социальная политика в органах внутренних дел зарубежных стран. Монография. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. Быковская Ю.В. Издательство ЮНИТИ-ДАНА, 2014. 143 с.

Проводится анализ социальной политики в органах внутренних дел государств дальнего зарубежья, стран Восточной Европы, Балтии и СНГ. Рассмотрены системы оплаты и стимулирования труда, медицинского обслуживания, пенсионного обеспечения. Исследованы критерии оценки эффективности деятельности правоохранительных органов зарубежных стран.

Для сотрудников органов внутренних дел, а также для адъюнктов и докторантов высших учебных заведений системы образования МВД России.

ЮБ Быковская

Социальная политика в органах внутренних дел зарубежных стран

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.