Научная статья на тему 'Образ жизни девочек, имевших рискованное поведение'

Образ жизни девочек, имевших рискованное поведение Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
46
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образ жизни девочек, имевших рискованное поведение»

на себя педагог либо подготовленный волонтер; добровольцы для ролевой игры выбираются энергичные и разговорчивые; используйте реквизит (шляпы, парики, карточки с именами и т.п.).

<Мозговой штурм> используется, когда необходимо собрать много идей от всей группы в течение короткого времени. Важно не давать оценку высказанным точкам зрения, а принимать все и записывать мнение каждого на доске или на плакате. Через 5-7 минут после завершения <штурма> необходимо определить первоочередность высказанных идей.

Фестивали и театрализованные представления. Очень эффективной формой является выражение медицинских, психологических, социальных проблем посредством музыки, танца, поэзии. Темы для выступлений команд: пропаганда ЗОЖ (рационального питания, занятий физкультурой и спортом, соблюдения режима дня; профилактика стрессов, табакокурения, алкоголизма, наркомании), профилактика СПИДа и инфекций, передаваемых половым путем, планирование беременности, профилактика абортов.

Выступление должно быть ярким, динамичным, эстетичным, содержать воспитательную нагрузку для аудитории, медицинская информация должна быть подана научно-популярно.

Акция. Профилактические акции направлены на пропаганду здорового образа жизни и основаны на принципе интерактивности. Это означает, что ни один из многочисленных участников акции не становится сторонним наблюдателем, а принимает непосредственное участие и склоняется разделить общий здоровый взгляд на проблему.

Конкурс художественного плаката. Участники заранее информируются о положении конкурса (тематика, размер плаката, наличие лозунга, техники художественного исполнения, состав жюри, система оценок, предполагаемое награждение за распределение мест).

Экскурсии в Музей гигиены позволяют разнообразить преподавание в ВУЗе основ безопасности жизнедеятельности человека. В Музее проводятся беседы по профилактике различных заболеваний и социальных явлений. По желанию группа может посмотреть видеофильмы о вреде табакокурения, наркомании и другие.

Ж.Г. Чижова, Н.М. Никонорова, В.Н. Шестакова,

Л.Г. Загорельская

ОБРАЗ ЖИЗНИ ДЕВОЧЕК, ИМЕВШИХ РИСКОВАННОЕ

ПОВЕДЕНИЕ

Смоленская медицинская академия

Наличие того или иного фактора социального риска в семье не означает обязательного возникновения социальных отклонений в поведении детей, оно лишь указывает на большую степень вероятности этих откло-

нений. При этом такая' вероятность возрастает по мере того как, увеличивается число факторов социального риска семьи. Нами был проведен анализ образа жизни девочек с рискованным поведением (п=411). Установлено, что для большинства семей, в которых воспитывались девочки подросткового возраста с таким поведением, проживали в худших жилищ-но-бытовых условиях (42,1%), в семьях с недостаточным уровнем благосостояния (52,3%), где образовательный уровень родителей достоверно ниже (27,3%), чем в группе девочек аналогичного возраста с адекватным поведением (контрольная группа, п=140). Девочки контрольной группы достоверно чаще проживали в благополучных (85,7%) полных семьях, имея средний и высокий уровень благосостояния (81,4%), средний уровень санитарной культуры и благоприятный психологический микроклимат в семье (80,7%) с дружелюбным отношением друг к другу (70,0%). Более половины респонденток основной группы проживала в неполных семьях (55,2%, р<0,05), чаще только с матерью, что, вероятно, способствовало ослаблению социализации по мере ее взросления. В этих семьях часто возникали конфликты и стрессовые ситуации (63,3%, р>0,05). Необходимо отметить, что более 18,3% девочек с рисковым поведением воспитывались в семьях с высоким жизненным уровнем, но с неблагоприятным психологическим микроклиматом. Установлено, что социально-гигиенический статус семей в группе девочек с рискованным поведением достоверно ниже, что способствовало повышению психоэмоционального напряжения (37,2% против 11,4%), развитию невротизации (35,0% против 5,7%), создавая почву для формирования хронического стресса (27,3% против 3,6%), приводя к нарушению состояния здоровья (65,7% против 23,4%, р<0,05). Усиление негативного социально-экономического фактора происходило тогда, когда низкий прожиточный уровень семьи выступал в сочетании с низким общекультурным и общеобразовательным уровнем родителей. То есть, в семье, имеющей скромные доходы, но достаточно высокий уровень духовной культуры, эмоциональной близости и стабильности, значительно больше шансов воспитания нормального ребенка, чем в семье, где высокий жизненный уровень, но низкая духовная культура и неблагоприятный психологический микроклимат. Поэтому любые профилактические мероприятия по сохранению здоровья должны начинаться задолго до рождения ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.