Научная статья на тему 'Образ женщины в женской англоязычной музыкальной культуре'

Образ женщины в женской англоязычной музыкальной культуре Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
781
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНГЛОЯЗЫЧНЫЕ ТЕКСТЫ / МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ / ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Логинова Татьяна Германовна, Голубурдо Анастасия Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образ женщины в женской англоязычной музыкальной культуре»

ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ В ЖЕНСКОЙ АНГЛОЯЗЫЧНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ

Логинова Татьяна Германовна

канд. филол. наук, доцент кафедры английской филологии, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г. Пермь

E-mail: tatyana. [email protected]

Голубурдо Анастасия Ивановна

студентка 742 гр. факультета иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г. Пермь

E-mail: [email protected] WOMAN'S FIGURE IN ENGLISH-SPEAKING FEMALE MUSIC CULTURE

Tatyana Loginova, Ph.D.

Associate Professor, English Philology Department, Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm E-mail: tatyana. [email protected]

Anastasia Goluburdo

Student of the Foreign Languages Faculty, group 742 Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: [email protected]

Ключевые слова, англоязычные тексты, музыкальная культура, образ женщины, эволюция образа.

Женская музыкальная культура в целом существует с древнейших времен и по наши дни, и сейчас образ женщины практически неотделим от музыкального искусства. Образ является одним из самых динамичных за всю мировую историю культуры и искусства. На первый взгляд может показаться, что представительницы женской половины человечества начали пробовать себя в музыкальной сфере относительно недавно. Тем не менее известно, что первая женщина-композитор - Кассия Константинопольская, занимавшаяся сочинением церковных песнопений, жила еще в IX в. И она была не единственной женщиной-гимнографом того времени [5]. Впоследствии появилось значительное количество женщин, посвятивших себя созданию как религиозных, так и академических музыкальных произведений. Эволюция женского образа будет рассмотрена в первую очередь через вербальное его воплощение (семантические, стилистические и лексические особенности текстов песен, их тематику и проблематику), т.е. тексты песен, исполняемых

женщинами, независимо от пола их авторов, в период с 20-х гг. XX в. по наши дни, так как первые песни как независимые произведения, исполненные женщинами появились с приходом блюза.

Период 1920-х гг. XX в. современниками воспринимался как время радикальной модернизации и разрыва с традиционными ценностями Викторианской эпохи. В музыке этот период принято считать Эпохой джаза и блюза, и Бесси Смит является одной из наиболее известных исполнительниц блюза [1]. В целом вся тематика песен Смит сводится к таким темам, как бедность, одиночество, тяжелый труд, бродяжничество, тюремное заключение и надежда на избавление от тягот неприкаянного существования. Творчество Бесси Смит не было посвящено только тематике женского быта и природе женственности, что говорит о его общедоступности. Также общедоступным творчество певицы делает использование лексических средств, относящихся либо к нейтральной, либо к разговорной лексике. Несколько затруднительно в условиях анализа творчества афро-американки говорить о мироощущении белых американок и тем более англичанок (в Великобритании блюз еще не был распространен). Но все же на основе имеющегося материала можно сделать вывод, что ключевыми особенностями образа женщины 1920-х гг. являются эмоциональная открытость и зависимость - зависимость от мужчины, от социального статуса, от внешнего мира; такая зависимость воспринимается как обременительная, но естественная - на это указывает множество риторических вопросов в текстах песен Смит.

1930-е гг. в целом считаются периодом Великой депрессии и преддверием Второй мировой войны. В музыке этот период называют Эрой свинга, ведущая исполнительница свинга - Билли Холидей [1]. Примечательно, что каждый из текстов Билли Холидей может расцениваться как независимое произведение поэтической направленности: присутствует ритм, часто встречаются метафоры, достаточно простые для понимания, и символы (как в случае с текстом песни «Strange Fruit»), поэтичность в целом. По содержанию и тематике песни Холидей, как правило, представляют собой лирические баллады. Образ мужчины в большинстве случаев наделен свойствами агрессивного, тиранического характера, а женский образ наделен такими чертами, как жертвенность, пассивность и покорность. Как и в случае с Бесси Смит, в текстах Билли Холидей, посвященных романтическим отношениям, присутствует множество риторических вопросов («What should I do?») как реакция на авторитарную позицию мужчины. Поэтичность текстов, почти полное исчезновение сленга из них может указывать на то, что образ женщины стал более утонченным, «женственным» в современном понимании слова.

Первая половина 1940-х гг. ознаменовалась Второй мировой войной, вторая - началом холодной войны. Эра свинга в 1940-е гг. продолжается, также распространение получает джазовый стиль бибоп [1]. На западной сцене появляются еще с десяток женщин, вдохновленных успехом Билли Холидей. Среди них - первые белые американки, исполняющие джаз Дорис Дэй и Пегги Ли [4]. Также появился первый «герлз-бэнд» - the Chordettes [1]. Анализируя

тексты песен Сары Вон, мы заметили некоторое изменение в отношении к женщине, образ которой создается в ее творчестве, к мужчине и к таким неприятным ситуациям, как измена, охлаждение в отношениях или разрыв. Стоит оговориться, что большинство исполняемых композиций было написано мужчинами, но тот факт, что тексты на подобную тематику «звучали» из уст женщины, говорит о некотором переосмыслении своей позиции в романтических отношениях. В некоторых текстах, например, к песне «Black Coffee», встречается уже некоторая рефлексия на тему пассивной роли женщины в отношениях. Эмоционально и психологически тексты Сары Вон звучат более зрело и уверенно; к сожалению, певица является исключением на фоне общей картины - в текстах других исполнительниц существенных изменений не замечено.

1950-е гг. - период восстановления после Второй мировой войны. В новом типе общества резко разграничиваются мужские и женские роли - происходит так называемая стабилизация традиционных гендерных ролей. Период ознаменовался появлением нового направления - рок-н-ролла, но этот жанр считался «мужским» [4], женщины ограничивались лирическими композициями. Происходит настоящий бум поп-музыки. Зарождается образ подростка в поп-культуре - большинство песен The Chordettes рассчитано строго на эту возрастную аудиторию. Как и свойственно поп-музыке, тексты таких композиций максимально упрощены стилистически. Мэрилин Монро в композиции «Diamonds Are A Girls Best Friend» иронизирует по поводу идеалистических представлений о романтических отношениях, текст песни утверждает материалистическую выгоду для женщины в них. При упоминании рода занятий идеализированного мужчины того времени в песнях, например, The Chordettes и The Shirelles, довольно таки часто «идеальный» мужчина представлен в образе либо миллиардера, либо военного. Женщине отводится роль своеобразной «визитной карточки» семьи, роль образцовой домохозяйки и матери в первую очередь. Интересы женщины ограничиваются потребительской сферой и реализацией ожиданий общества, в котором она существует.

1960-е гг. - время радикальных, новых, захватывающих открытий и течений, которые продолжили развиваться впоследствии. «Вторая волна феминизма» охватила мир и в частности западную культуру, и продолжалось это вплоть до 1990-х гг. [3]. Именно в 1960-х гг. появляются первые женские рок-группы, либо смешанные, где женщина может быть музыкантом или солировать, как в Jefferson Airplane. Припев их песни «Somebody To Love» музыкальные критики считают своеобразным «гимном» молодежи 1960-х гг., противостоящей отчуждению, свойственному эпохе [4]. Культовой фигурой в женской мировой истории музыки становится Дженис Джоплин. В ней представительницы феминистического движения видели воплощение своей идеологии. Анализируя этот и другие тексты Джоплин, можно проследить, что, несмотря на то, что певицу высоко ценили приверженцы феминизма, образ женщины в каждой из ее песен мало чем отличается от образа, возникшего в классических сюжетах блюза; вообще, Джоплин часто использует слово blues,

что можно объяснить ее предпочтением придерживаться сюжетных канонов жанра. Женскому образу в этот период начинает быть свойственным некий плюрализм, и этот «единый» образ не навязывается обществом, разве что определенные тенденции диктуются поп-культурой. Более того, он становится более раскованным, более свободным и независимым, ему становится присущей даже некоторая андрогинность.

1970-е гг. для США - это накал холодной войны, гонка вооружений, для Европы - массовая безработица, в мире происходит активный переход общества от индустриального к постиндустриальному. Семидесятые года в музыке принято считать «золотым веком рока» во всем многообразии его жанров и периодом «расцвета» женской рок-музыки - гендерные предрассудки общества все больше отходят на второй план, и формируется новая концепция «женственности» [2]. Если в 1960-х гг. андрогинность проявлялась исключительно в унисекс-образе хиппи, в то время как тексты песен по уровню агрессивности были нейтральными, то теперь вместе с таким женским музыкальным коллективом, как The Runaways, андрогинность приобретает намеренно агрессивный характер. Себя и своего среднестатистического слушателя они описывают таким словосочетанием, как cherry bomb - такая комбинация несет в себе образ опасности, непредсказуемости, и вместе с тем агрессивной сексуальной привлекательности. В текстах The Runaways часто встречаются такие слова-образы, как fire, wild, rock. Shocking Blue в своей композиции «Venus» сравнивают женщину с древнеримской богиней. Агрессивная сексуальность женщин слышится не только в рок-музыке. «Королева диско» Донна Саммер в своем жанре воплощает похожий образ. Начиная с данного периода образ женщины уже не будет меняться столь радикально, он лишь получит развитие: он будет становиться все более сексуально раскрепощенным, независимость станет его естественной составляющей, но в целом до настоящего момента его идеологический «фундамент» остался все тем же, каким он был в данный отрезок времени [3].

1980-е гг. на Западе были годами экономического подъема с усилением неоконсервативных тенденций во всех областях жизни, с ростом доходов, повышением жизненного уровня. Женщины активно начинают «вторгаться» во все сферы общественной жизни [3]. Текст песни Донны Саммер «She Works Hard For The Money» активно иллюстрирует этот процесс. После двадцатилетнего перерыва возвращается «потребительская мания», и она одинаково сильно охватывает весь мир, не ограничиваясь Соединенными Штатами на этот раз. Возникает такое явление, как «американская красота» [3]. Как раз об этой проблеме стандартов красоты поет Мадонна в песне «Vogue». Несмотря на массовость жанра, в котором она работает, тексты ее песен содержат зачастую более глубокий посыл, чем тот, что присутствует в текстах других исполнителей того периода. В данной композиции Мадонна ненавязчиво, почти незаметно убеждает своих слушателей в том, что «американская красота» - не более чем миф. Успеха в соблюдении баланса между доступностью музыки и интеллектуальной наполненностью текстов

удалось достигнуть коллективу Eurythmics, примером использования аллюзий в текстах их песен может служить композиция «Sweet Dreams».

Начало 1990-х гг. было омрачено очередным экономическим кризисом, сменившимся на экономический бум уже в середине десятилетия. Период можно охарактеризовать как расцвет целого ряда музыкальных направлений без доминирования какого-либо из них. Особый интерес представляет такое новое течение в музыке и культуре, как Riot Grrrl - феминистское движение, возникшее в инди-/панк-роке 1990-х гг., нашедшее своё выражение, с одной стороны? в панк-роке, с другой - в политической активности. Тема взаимоотношения полов рассматривается с радикальных позиций. В целом музыке 1990-х гг. как составляющей культуры постмодерна присуща интертекстуальность, а конкретно «женской» - возвращение острой, подчеркнутой независимости женщины [3]. Тексты песен группы Garbage представляют определенную сложность с точки зрения трактовки сообщения, содержащегося в них, их легко интерпретировать с разных точек зрения. Но образ женщины в них неизменно агрессивный, даже намеренно деструктивный, но вместе с тем трагичный и мистический. Проследить это можно в текстах таких песен, как «Push It», «I Think I'm Paranoid» и многих других. Авторы текстов Garbage намеренно смешивают лексику, редко употребляемую в повседневной жизни (как правило, относящуюся к художественному или научному стилям; иногда это религиозная лексика - burden в значении «ноша», paranoid, hallucination, sin и др.) с часто употребляемой, подчеркивая тем самым, что их аудитория - подростки, не относящие себя к кругу обывателей, предпочитающие «элитарную» музыку с подтекстом. У Garbage есть также композиция, посвященная проблеме женственности и мужественности -«Androgyny», в тексте которой отображена своеобразная рефлексия общества на тему андрогинности.

В наши дни жесткое распределение гендерных ролей безвозвратно ушло в прошлое. Не задержалось и несколько примитивное понимание нового порядка - подмена женской роли мужской или открытый конфликт с мужским миром, которого придерживались наиболее радикальные сторонники феминизма [3]. На уровне установок нашли свое полное выражение эгалитарные тенденции. Современный образ женщины включает достаточное количество андрогинных характеристик, наличие которых воспринимается как нормальное явление в рамках социума. В мире музыки произошло окончательное стирание границ между жанрами. Среди исполнительниц «актуальных» направлений выделяются Леди ГаГа (в своем образе использует эпатаж в духе Дэвида Боуи и интертекст с аллюзиями на религию, кинематограф и изобразительное искусство), Бейонсе (классический r'n'b образ), Кэти Перри (утрированная инфантильность), Лана Делъ Рей (активное использование различных сентиментальных образов в стиле ретро) и др.

Активно проводятся женские музыкальные рок-фестивали, они особенно актуальны в Америке и, очевидно, так или иначе все они связаны с феминистическим движением. Направление riot-grrrl продолжает существовать, теперь оно исключительно и неразрывно связано с политикой. Ярким примером может послужить отечественная феминистская панк-рок-группа Pussy Riot.

Образ женщины определенного исторического периода можно считать проекцией всего периода в целом, подобное отождествление вполне естественно и не нуждается в пояснении. Он непосредственно заключается в том, какие лексические средства использует женщина, какие проблемы ее волнуют. С каждым десятилетием образы менялись, порой кардинально. Вплоть до 1960-х гг. образ женщины был наделен такими качествами, как пассивность, покорность, смирение, желание соответствовать ожиданиям общества. В наше время давление социума осталось, но оно уже не столь интенсивное. Еще сохранились шовинистские тенденции, и женщины продолжают бороться за свои права, хотя, как видно из истории, ситуация значительно улучшилась в течение XX в. Актуальный образ женщины на данный момент, как видно из текстов определенных композиций, характеризуется в первую очередь такими чертами, как независимость, творческая свобода, стремление к самоактуализации, не ограниченной сферой отношений в семье, осознанием своей индивидуальности, порой агрессивным поведением. Этот образ продолжает претерпевать изменения и развиваться.

Список литературы

1. Dahl Linda. Stormy Weather. The Music and Lives of a Century of Jazzwomen. - New York: Pantheon Books, 2008.

2. Gaar Gillian G. She's a Rebel: The History of Women in Rock & Roll. Seattle, WA: Seal Press, 2007.

3. McClary Susan. Feminine Endings: Music, Gender, and Sexuality. Minneapolis, MN: University of Minnesota Press, 2010.

4. Pendle Karin, ed. Women & Music: a History. Bloomington, IN: Indiana University Press, 2009.

5. Timelines in music history: Women in music [Электронный ресурс]. - URL: http://www.oxfordmusiconline.com/public/page/womentimeline (дата обращения: 09.12.12 г.).

© Логинова ТТ., Голубурдо А.И., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.